Краткий пересказ повести лескова «однодум» с комментариями

Николай лесков “однодум” + возможность скачать книгу

Краткое содержание: Однодум

Отец мальчика умер почти сразу же после рождения сына. Мать маленького Алексашки зарабатывала на жизнь тем, что пекла и продавала на базаре пироги. Мальчик рано стал думать о способах заработка, так как он не хотел быть ярмом на шее матери.

Сперва он занимался составлением завещаний для неграмотных крестьянок. Затем он стал переносить почту из одного города в другой. Эта работа нравилась ему, так как не мешала его размышлениям о Боге и Библии, которую он часто перечитывал. Однако, повзрослев, Афанасий Афанасьевич решил занять другую должность. Местный городничий принял его в квартальные надзиратели.

К общему удивлению, новый квартальный не брал взяток. Это настораживало людей, так как было очень непривычно для них. В конце — концов, все решили, что Афанасий Афанасьевич перечитал Библии и стал почти что блаженным. Через некоторое время в губернии поменялся губернатор. Новый начальник сместил прежних чиновников и, волею судьбы, Афанасий Афанасьевич стал городничим. Он по — прежнему не брал взяток и жил вместе со своею женой и сыном на одно лишь жалование.

В городе узнали о том, что новый губернатор хочет посетить свои владения. Но, когда губернатор непочтительно вошел в церковь, Афанасий Афанасьевич насильно заставил его поклониться и сделал наставительное замечание. Он узнал, что Афанасий Афанасьевич не берет взяток и стал почитать его еще больше, решив оставить принципиального городничего на посту. В своем рассказе Лесков показывает читателям, что и на Руси есть праведники.

Это принципиальные люди, живущие честной и порядочной жизнью. Автор призывает следовать их примеру. Оцените произведение:.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ поэмы За далью — даль Твардовского Стиль написания поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль» — это записи пассажира поезда, который решил совершить путешествие через всю страну.
  • Анализ стихотворений Высоцкого
  • Анализ стихотворения Осенняя роза Фета По жанровой направленности произведение относится к элегии в виде лирического любовного послания к безвременно ушедшей из жизни возлюбленной.
  • Сочинение Анализ поэмы Блока Двенадцать (12) Поэма Блока является реакцией на революцию 1917 года. Содержание весьма однозначное, поэт рассказывает о том кем вершится революция, о том откуда и куда ведет
  • Анализ стихотворения Быть без людей Брюсова Произведение представляет собой поэтическое размышление о наслаждении человеком упоительных жизненных минут в единении с собственным душевным состоянием.

Образ Рыжова в рассказе «Однодум»

Рыжов Александр Афанасьевич (Однодум) — в юности почтальон, позднее — солигаличский квартальный, затем — исполняющий обязанности солигаличского городничего. Он обладает богатырской фигурой, соотносящейся с незаурядностью сильной, волевой натуры героя. Рыжов в рассказе «Однодум» — герой-праведник, по мнению горожан — еретик и чудак, неукоснительно следующий библейским заповедям.

Он отказывается брать взятки и подношения, противостоя внушениям мздоимцев городничего и протопопа. Он живет впроголодь на ничтожное жалованье, отказывается от самых скромных подарков, ходит в старом штатском платье, не имея денег на пошив форменной одежды. Рыжов единственный из солигаличан не испытывает робости перед губернатором Ланским, он силой принуждает надменного губернатора склонить голову в церкви. В беседе с Ланским он смело укоряет власти за пренебрежение своими обязанностями, за равнодушие к судьбе бедняков. Рыжов пишет книгу религиозно-философского содержания «Однодум», своеобразную летопись своей жизни.

В своем поведении этот герой следует образцу — библейским пророкам, проповеди многих из которых он знает наизусть. Окружающие, за исключением Ланского, считают его юродивым, осуждают его за чтение Священного писания и за твердое исполнение заповедей.

Образ Рыжова в рассказе «Однодум» содержит некоторые негативные и комические черты, не умаляющие высоту духа героя. В особенности это касается его отношения к неграмотным жене и матери. Рыжов требует от жены полного подчинения, поучая ее с помощью кулака за отступление от заповедей, за принятые подношения. Жена говорит Рыжову «вы», а он ей — «баба»; она живет на положении бесплатной работницы в его доме. При торжественной встрече губернатора Ланского герой садится на свежеокрашенный полосатый шлагбаум и пачкает белоснежные брюки — форменную одежду, взятую у солигаличского заседателя. «Прорицания» Рыжова наивны. Подобно ветхозаветным праведникам, он умирает в глубокой старости, дожив почти до девяноста лет.

В образе этого героя воплощена лучшая черта русского национального характера — нравственный максимализм. Рыжов — историческое лицо; однако ряд деталей в рассказе Лескова не соответствует подлинным фактам. «Библейский социализм» и оригинальная «философия» героя сближают его с крестьянскими утопистами В. К. Сютаевым (1819—1892) и Т. М. Бондаревым (1820—1898).

4

Должность квартального была выгодна человеку, который мог украсть с любого воза полено, несколько штук свеклы, да кочан капусты. Но, если человек был честным, то работа эта радости и больших денег не приносила.

Уже с первого дня Александр ретиво взялся за дело. Быстро стал наводить порядок не только на рынке, но и во всем городке. Он был суров и справедлив. Защищал слабых и несчастных, наглых и хитрых обманщиков наказывал, бродяг и тунеядцев устраивал на работу.

Взяток Александр Рыжов не брал принципиально. А тем, кто предлагал, пояснял, что Бог запрещает брать мзду. Но квартальный работал в одной связке с городничим, а тот был сильно заинтересован в подношениях. Вскоре возмутился городничий, что не получает мзду от квартального, и устроил ему гонение. Но, как ни старался, не мог найти, к чему придраться.

Однако городничий решил, что так просто не сдастся и снимет Александра с должности квартального. Он пошел к попу, чтобы узнать, нет ли у Рыжова духовных грехов? Может, нерадив в чем-то был, а может колдовством занимался. Но поп, к разочарованию городничего, сказал, что каких-то явных грехов он за Рыжовым не замечал. Разве что, тот подвержен пороку гордости. А попадья добавила, что Александр мог бы у алтаря стоять и проповеди читать.

Однодум

«самому сделаться крепким, дабы устыдить крепчайших»

Лесков большое значение придаёт названию. У меня два противоположных видения понимания подобного названия. С одной стороны однодум ассоциируется с ограниченностью, с выбором только отдельной стороны жизни и игнорирование всей широты, в том числе и дум, размышлений, мыслей. Ограниченность мышления близка к уродству. С другой стороны, однодум может представлять собой твердое следование определенным правилам, или стремление к одной цели с преодолением препятствий. Лесков любит сталкивать противоположности, ставя ситуацию в крайности, а читатель пусть уже сам думает. Отсюда могут возникнуть не только противоположные точки зрения, но и негативное восприятие некоторых произведений обеими дискутирующими сторонами. Лесков часто берет для своих произведений темы, которые имеют дискуссионный и неоднозначный характер восприятия в обществе. Автор с любовью и мягким юмором описывает атмосферу прошлого времени. Главный герой Александр Афанасьевич Рыжов поначалу работал на почте, разнося её между двумя городами, и всегда носил с собою одну книгу, Библию, читая её в свободное время. На этой книге и была основана его праведность. По дороге из города в город Алексашка любил отдыхать возле дуба, где и пришла к нему мысль:

«давшего ему мысль самому сделаться крепким, дабы устыдить крепчайших. И он принял это посвящение и пронес его во весь почти столетний путь до могилы, ни разу не споткнувшись, никогда не захромав ни на правое колено, ни на левое.»

Повзрослев и получив чин на почте, Рыжов пошел в квартальные, где и проявил стойкость своего характера, честным трудом без взяток. В этот момент возникает парадокс между требованием читателями от Лескова описания праведников и жизнью самого народа. Не всегда вписываются праведные принципы в желания основной народной массы. Особенно, если этот праведник начинает требовать от них жить по закону. Ладно, народ, ему чаще всего может быть польза от праведного квартального, кроме тех, кто себе привилегий искал через взятки. Вся система была отработана через самовознаграждения, а Рыжов на своем месте, ломал её, перекрывая некоторый денежный поток, идущий к начальству. Соответственно начальство стало изживать Рыжова. В итоге изгнали его мать с базара, так как не подобает, чтобы мать такого уважаемого человека была торговкой на базаре. Мать вскорости, без дела и померла. Далее решили женить его, чтобы жена его до ума довела. Но только от всех стараний начальства сплошные анекдоты получались.

Один раз приезжал с досмотром к ним в город новый губернатор, а перед этим Рыжова временно городничим поставили, вместо снятого прежнего. Так Александр Афанасьевич и губернатора к порядку призвал и имел с ним философский разговор. После чего получил Рыжов награду за свою службу. Но носить Рыжову орден было не на чем, так как на жалованье, живя на хлебе, овощах и воде, не мог он купить себе, полагающийся ему для его должности мундир.

Стойкий был парень. Близким от этого проку не было, и примером для других он не стал. Возникают мысли о каком-то большем смысле в этой праведности. Чтобы не только буква закона выполнялась, а более гибкий был подход в выполнении тех же христианских заповедей. Чтобы не в букву всё упиралось, а в дух, в реальные жизненные ситуации. Может тогда и проку будет больше.

«На Руси все православные знают, что кто Библию прочитал и «до Христа дочитался», с того резонных поступков строго спрашивать нельзя; но зато этакие люди что юродивые, — они чудесят, а никому не вредны, и их не боятся.»

Герои и образы

Главный герой рассказа – сын приказного (мелкого чиновника) Александр Афанасьевич Рыжов, которого Лесков при знакомстве с читателем называет мелкотравчатым, подчёркивая его социальную незначительность, а потом загадочным чудаком. Простые люди называли его «такой-некий-этакой», а начальство считало «повреждённым от Библии».

Отец Рыжова умер, когда сын его был ещё младенцем. Мать всю жизнь посвятила сыну, зарабатывая печеньем пирогов. Её Лесков характеризует как простую, здравую, трезвомысленную русскую женщину, сильную, отважную, способную «любить горячо и верно».

Мать Рыжова умерла от того, что не смогла больше трудиться – продавать пироги. Рыжов очень любил мать, даже не захотел уезжать из города. Но он жертвует жизнью матери во имя справедливости, подчинившись приказу городничего убрать мать с базара.

Юный Рыжов (Алексашка) учился у мастерицы и у дьяка, а с 14 лет нанялся носить почту между ближайшими городами.Рыжов был плечистый и рослый, «необъятной силы и несокрушимого здоровья». С детства он имел определённые принципы: не хотел даром есть хлеб, уезжать из родного города, чтобы не разлучаться с матерь

ю, питал отвращение к торговле и был склонен к философии. Но самой странной чертой Рыжова было то, что он постоянно читал одну книгу – Библию, знал её наизусть, причём воспринимал её как руководство действию. «Правила, созданные им на библейском грунте», он применял на новой должности квартального, которую получил в возрасте 26 лет.Их всех книг Библии наиболее близок Рыжову был пророк Исайя. Библией Рыжов руководствуется, когда меняет устоявшиеся традиции: днём и ночью следит за порядком, отправляет праздных сторожей работать в огороде городничего, патриархально бьёт свою жену, принявшую от откупщика мешочек соли и насолившую груздей.

Единственным недостатком квартального Рыжова становится неприятие взяток: «Даров не приемлю». Он так объясняет Ланскому свою жизнь на малый доход: «Если иметь великое обуздание, то и с малыми средствами прожить можно».

Тем не менее, Рыжов спокоен и счастлив, находит удовольствие «в исполнении своего долга», а «высший духовный комфорт» — в философских рассуждениях о том, как законы духовного мира влияют на судьбы людей и целых народов. Рассуждения свои Рыжов вписывал в синие тетради, которые называл «Однодумом».

Рыжов до конца жизни последователен в своих убеждениях. Он служит и квартальным, и городничим в одном и том же уборе, «полосатом тиковом бешмете и кошлатой мужицкой шапке». Перед приездом губернатора он отказывается украшать город, как это было принято.

Рыжов не имеет никакой чиновничьей робости, прямо говорит Ланскому, что не уважает власти, потому что они «ленивы, алчны и пред престолом криводушны». Примечательно, что Рыжов не боится никакого наказания, потому что Бог с ним, а боится Рыжов только Бога.

Лесков считал, что сила его таланта в положительных типах русских людей, которые он дал читателю. Некоторые критики находили Рыжова бессердечным, заботящимся только о себе и не замечающим окружающих.

Сергей Степанович Ланской – на момент происходящих событий губернатор Костромы, человек «сильного ума», который проявился в том, что губернатор не сразу назначал на места изгнанных со службы негодных лиц новых. Вдобавок к «надменной фигуре» Ланской имеет доброе сердце, которое позволяет ему сразу же простить дерзкий поступок Рыжова, который «заинтересовал его не чуждую теплоты душу».

После того как Ланской прислал Рыжову владимирский крест, дарующий дворянство, он, в свою очередь, был назван Рыжовым чудаком.

Однодум рассказ — художественный анализ. Лесков Николай Семёнович

Это первое произведение цикла под общим названием «Праведники». Написано в 1879 году и тогда же впервые опубликовано в сентябрьских номерах «Еженедельного нового времени».

Цикл как бы являлся лесковским решением проблемы положительного героя. Писатель буквально тосковал по идеалу начиная с первых шагов своей литературной деятельности. В предисловии к рассказам о «праведниках» Лесков писал:

«. Неужто в самом деле ни в моей. и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей,— одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?

Мне это было ужасно и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя небольшое число трех праведных, без которых „несть граду стояния»».

Как видно, термин «праведники» был в значительной степени условным и выражал общую направленность поисков Лескова, по меткому замечанию М. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Однодум рассказ. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.

) Горького, «всю жизнь потратившего на то, чтобы создать «положительный тип» русского человека».

Лесков искал и изображал людей редких, возвышающихся «над чертою простой нравственности». Его «праведники», резко контрастируя с окружающей средой, сохраняли жизненность, были верны своей натуре.

В одном из писем к Суворину, в первой половине 1879 года, писатель так говорит об избранной им манере художественного изображения, имея в виду рассказ «Однодум»: «. Прилагаю программу, что можно составить и что будет от начала до конца живо, интересно, весело и часто смешно, а в то же время нетенденциозно, но язвительнее самой злой брани».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: