Анализ стихотворения пророк лермонтова

Краткий анализ стихотворения лермонтова «молитва» по плану

М. Ю. Лермонтов

М. Ю. Лермонтов (1814-1841) — знаменитый русский поэт, но писал он и прозу, был замечательным драматургом, художником, человеком, обладающим многими талантами. К сожалению, он рано закончил свой земной путь. В творчестве поэта есть не только гражданские, философские и личные мотивы, но и религиозные, духовная жизнь народа всегда волновала Лермонтова. Его произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе, а стихи стали основой для прекрасных народных песен и романсов. Молодой поэт оказал большой влияние на всю творческую среду своего времени и оставил великое наследие.

Темы, проблемы

Главной темой стихотворения «Завещание» становится тема одиночества. Лирический герой не может найти свое место в мире, а так же в обществе, из-за чего очень страдает.

На пороге смерти солдат прекрасно осознает, что его смерть мало кого расстроит. Для Родины – он всего лишь один из тысячи, для которого достаточно будет и официальной сводки. Родители солдата, скорее всего, так же давно умерли, поэтому их так же не расстроит его кончина. Хотя о родителях он переживает, и , если они еще живы, не хочет их огорчать. А его возлюбленная быстро утешится.

Поиск своего места в этом мире так же не увенчались успехом. Он начинает осознавать всю безысходность своего положения. Он искал утешения в любви – но она обернулась для него лишь очередным ударом.

История и предпосылки создания стихотворения

В России в ряде центральных губерний вспыхнула эпидемия холеры, которая повлекла за собой растерянность, страх, и недовольство крестьян. Недовольство оборачивалось против собственных помещиков, уездных и губернских чиновников.

Европу тоже лихорадило. В июле 1830 года во Франции вспыхнула очередная революция, в результате которой Карл Х был вынужден отречься от престола в пользу Луи Филиппа Орлеанского. В августе 1830 года вспыхнуло восстание в Брюсселе. В Греции война за независимость от османской империи длилась с 1821 по 1832 год. Обо всех этих событиях Лермонтов, свободно читавший по-французски, не мог не знать. Российские дворяне читали заграничную прессу. Некоторые сообщения о событиях, происходящих за пределами Российской империи, несмотря на цензуру, все же просачивались в российские журналы, обсуждались в салонах.

Молодой человек, помнивший о восстании декабристов, понимал, что недалек тот час, когда народ поймет: так жить, как живут российские крестьяне, нельзя. Человек имеет право жениться и выходить замуж по своей воле, не спрашивая у барина разрешения. Человек имеет право работать для себя, или получать достойную оплату за свой труд.

«Предсказание» – это не мистическое озарение, это плод логических рассуждений и размышлений над будущим России, это предупреждение властям.

История создания

Лермонтов написал стихотворение, будучи в Петербурге. Именно тогда, в 1840 году, перед отъездом на Кавказ, в ссылку, ожидая отправления и рассматривая небо, поэт погрузился в мысли о том, что его судьба похожа на хаотическое движение туч. Только вот они сами выбирают себе дорогу.

Действительно, сила, которая, по догадке автора, приводит в движение облака – это символ государства, которое по своей прихоти гонит человека, куда ему заблагорассудится. Так царь поступил с Лермонтовым, наказывая его за дуэль с сыном французского посла. Но мало кто знает, что тогда Михаил Юрьевич проявил гуманизм и христианскую кротость. Его оппонент стрелял в него и промахнулся, а поэт в ответ только выстрелил в воздух, хотя мог легко убить своего противника, ведь славился умением стрелять.

Композиция

В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении, не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости, наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”.

Слёзы – состояние очищения, когда верующие люди молятся – это нередкое явление. После них всегда становится “легко” и умиротворённо.
Написано стихотворение трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой.

Средства художественной выразительности

На протяжении всего стихотворения можно наблюдать, как поэт ловко управляется эпитетами, метафорами, олицетворениями («тучки небесные, вечные странники») и другими различными тропами.

На что стоит обратить внимание, так это как Лермонтов использует эпитеты: «милый север», «степь лазурная», «нивы бесплодные», «клевета ядовитая». В них сокрыты смыслы, позволяющие нам уловить его отношение к событиям

Помимо них, чтобы придать стихотворению некую целостность, поэт пользуется инверсией «цепью жемчужную», «степью лазурную».

Метафорой в стихотворении является скрытое сравнение лирического героя с тучами:

Стихотворение Лермонтова М.Ю. «Звуки»

Что за звуки! неподвижен, внемлю Сладким звукам я; Забываю вечность, небо, землю, Самого себя. Всемогущий! что за звуки! жадно Сердце ловит их, Как в пустыне путник безотрадной Каплю вод живых! И в душе опять они рождают Сны веселых лет И в одежду жизни одевают Все, чего уж нет. Принимают образ эти звуки, Образ милый мне; Мнится, слышу тихий плач разлуки, И душа в огне. И опять безумно упиваюсь Ядом прежних дней, И опять я в мыслях полагаюсь На слова людей.

Стихотворение Лермонтова М.Ю. — Звуки

См. также Михаил Лермонтов — стихи (Лермонтов М. Ю.) :

Звуки и взор

О, полно ударять рукой По струнам арфы золотой. Смотри, как сердце во.

Земля и небо

Как землю нам больше небес не любить? Нам небесное счастье темно; Хот.

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

Лермонтов считал себя учеником и последователем великого Пушкина. В своих произведениях он стремился развить и углубить идеи, заложенные своим предшественником. Ярким примером этого является стихотворение «Пророк», написанное поэтом в 1841 г.

В последние годы жизни Лермонтов все чаще испытывает разочарование в достижении своих идеалов. Мотив одиночества и непонимания чрезвычайно усиливается. Неисправимому обществу людей поэт противопоставляет гармоничный мир природы, живущий по высшим законам добра и справедливости.

Пушкинский «Пророк» описывает преображение человека. Чудесный дар он стремится передать людям. Свое высшее предназначение пророк видит в улучшении и исправлении человеческого общества. Ему присущи жизнерадостность и вера в лучшее будущее.

Лермонтов был свидетелем крушения пушкинских идеалов. Даже трагическая смерть великого поэта не затронула людские сердца. Сам Лермонтов постоянно подвергался насмешкам за свои горячие искренние мысли. Его «Пророк» — разочаровавшийся романтик, символизирующий судьбу самого поэта.

Пророк обретает высшее духовное знание и начинает свои благородные проповеди среди людей. Его призывы к добру и справедливости вызывают резко отрицательную реакцию. Погрязшие в пороке люди не только не слушают пророка, но и забрасывают его камнями. Убедившись в том, что его учение не встречает благодарных слушателей, пророк покидает общество и удаляется в пустыню. Только здесь он обретает покой. Природа не отталкивает изгоя, его речи воспринимают даже звезды.

Несмотря на нищету и скудную «божью пищу» пророк по-настоящему счастлив в пустыне. Если он вынужден посетить человеческое общество, то стремится поскорее его покинуть. Отношение к нему людей только усиливается в худшую сторону. Его ставят в пример детям, как символ человеческой гордыни. Общество упрямо держится за свое мнимое благополучие, на фоне которого пророк выглядит нищим, выжившим из ума стариком.

В стихотворении «Пророк» Лермонтов использовал библейский сюжет из Книги пророка Иеремии. Этим он замаскировал подлинный гражданский смысл произведения. Основная мысль поэта – творец обречен на одиночество. Он не сможет скрывать в себе истину, а попытается рассказать о ней людям, которые еще не готовы к пониманию. Идеи творца опережают время и раскрывают тайны будущего. Неизбежный результат – смерть, изгнание или добровольный отказ от общественной жизни. Жребий определил двум величайшим русским поэтам первый вариант.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Жизненные факты о поэте

В душе юного поэта были соединены несовместимые чувства. Разгадку такого явления нужно искать в истории и обществе того времени, в котором он жил, а это тридцатые года XIX века, самый разгар волнений.

Поколение переоценивало достояние своего ближайшего прошлого и не было уверено в будущем. То время считалась эпохой, где отсутствуют все религиозные и моральные эталоны. Лермонтов полностью ощутил на себе весь ужас поколения, которое пропадает.

Несмотря на тонкую душевную организацию, Михаил Юрьевич считался упорным и волевым юношей. Всё это отзывалось и показывалась в его стихах. Но и выносливым людям иногда требуется опора и помощь. Произведение «Молитва» было создано в такой период.

Тема

Традиционная тема поэта и толпы, одиночества одарённого человека связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Лирический герой предстаёт в образе пророка, который живёт лишь вдалеке от людей, там ему подчинятся звери (“мне тварь покорна там земная”), там он чувствует гармонию с природой (“и звёзды слушают меня, лучами радостно играя”). Существование в обществе для него невозможно – он отвергнут, гоним, не понят. Его попытки проповедовать (писать, творить) закончились осуждением и презрением со стороны толпы “в меня все ближние мои бросали бешено каменья”.

Главная мысль – творческий человек – всегда изгой, он обречён на одиночество и непонимание. Это очень личное переживание, которое автор передаёт своему лирическому герою, он счастлив только наедине с Богом, вдали от людей – значит это участь избранных, их судьба. Идея стихотворения – показать как несправедливо общество к тем, кто наделён “божьим даром”, показать творческую натуру обособленно от обывателей.

Лирический герой повествует свою историю жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек. Причём “божий дар”, то есть талант становится тяжким крестом для него, о возможности выбрать другой путь он умалчивает и принимает всё мудро и терпеливо. Самому поэту очень не хватало такой стоической позиции в отношении окружающих. Жить, как птица, питаясь тем, что бог послал – для него наивысшее благо.

Я не унижусь пред тобою

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для зблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Быть может, мыслею небесной

И силой духа убежден,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он?

Зачем так нежно обещала

Ты заменить его венец,

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Я горд! — прости! люби другого,

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

К чужим горам, под небо юга

Я удалюся, может быть;

Но слишком знаем мы друг друга,

Чтобы друг друга позабыть.

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил, —

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку —

Безумец! — лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала — я тебя не знал!

Зима 1832 года

*****

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф. По краткости, смысловому наполнению и простоте выражения оно сравнимо с той самой молитвой, о которой повествует.

  1. Первая строфа изображает тяжелый период, который может случиться в жизни любого человека, когда в сердце «теснится грусть». Уныние, подавленность обстоятельствами и беспричинная грусть – это то, что заставляет лирического героя искать успокоения и отрады в чтении молитвы.
  2. Далее поэт описывает молитву и заключенную в ней «благодатную силу». Лермонтов очарован ее загадкой, любуется «непонятной святой прелестью», которая рождается в простых словах искренней и светлой молитвы.
  3. В заключительной строфе описывается сам исцеляющий эффект молитвы. Вместе с важными словами и пролитыми слезами из души человека уходит тяжелое бремя печали, уступая место вере в будущее и новым светлым надеждам.

Краткий анализ стиха «Ангел»

Вариант 1

Стихотворение Лермонтова «Ангел» — одно из самого загадочного поэта. Оно было написано в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. В этом же году шестнадцатилетний Лермонтов написал другое стихотворение, которое начинается словами:

Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала.

Об этих поисках «чудесного», о стремлении юного Лермонтова разгадать таинственный, загадочный небесный мир свидетельствует стихотворение «Ангел».

Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни, которую поет ангел

Что мы узнаем об этой песне? Для этого проанализируем язык стихотворения: «И тихую песню он пел», «Внимали той песне святой». Лермонтов употребляет эпитеты, характеризующие слово песня: тихая, святая. Что значит святая? Значит божественная, неземная, небесная. В этом эпитете выражено отношение Лермонтова к песне ангела.

О чем пел ангел? Ответ на этот вопрос мы находим во втором четверостишии.

Обратим внимание на конец строфы: «Хвала его непритворна была». Этот образ как бы переносит нас с небес на землю

Образ, который возникает по контрасту с образом неба: юный М. Ю. Лермонтов очень страдал от притворства, фальши, неискренности всего, что его окружало на земле.

Третье и четвертое четверостишия, т. е. вторая половина стихотворения, рассказывают уже не только о небе, но и о земле. Как же рисуется образ земли в стихотворении? Он противопоставлен образу неба: «мир печали и слез», «скучные песни земли».

Душа, принесенная ангелом на землю, «долго на свете томилась. желанием чудным полна». (Лермонтов не случайно выбрал очень выразительный глагол томилась.)

Так «томилась» душа самого Лермонтова «среди ледяного, среди беспощадного света», сохраняя мечту об иной жизни. Таким образом, мы видим, что песня ангела — это воплощение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа ко­торого «чудесного искала». Стихотворение удивительно музыкально: оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, а «внимать» ей.

Вариант 2

«Ангел» самое загадочное стихотворение, написанное Лермонтовым в возрасте шестнадцати лет, в 1831 году. Также одновременно со стихотворением «Ангел» было написано и другое творение, оно начиналось строками: «Моя душа, я помню, с детских лет Чудесного искала».

Лермонтова не покидает стремление разгадать таинства, загадки чудес небесного мира. В начале стихотворения автор описывает полуночное небо и песню ангела. «И тихую песню он пел», «Внимали той песне святой». Лермонтов характеризует песнь ангела как чистую, небесную, неземную, божественную. «Хвала его не­притворна была» — в этой фразе Лермонтов хочет показать контраст между земным миром и небесным.

Его угнетала ложь, притворство и та неискренность, которая свойственна земному миру, и он страдал от этого. О земном мире поэт пишет следующее «мир печали и слез», «скучные песни земли». В этих фразах отношение Лермонтова к земле, которую он ставит в противовес небесному миру. «Долго на свете томилась… желанием чудным полна» так Лермонтов пишет о душе, которую Ангел принёс на землю.

Так же как и душа поэта томилась в мечтах об иной жизни, «среди ледяного, среди беспощадного света», так он характеризует состояние души в земном мире. Само стихотворение «Ангел» словно песнь ангела, он мелодичное его хочется слушать и внимать ему. А образ ангела, воспетый в стихотворении – это образ души Лермонтова, которая ищет чудесного, воплощение его мечты и идеалов.

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842, после смерти поэта. В 1839–40 годах Лермонтов посещал салон Карамзиных, где, вероятнее всего, познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образованна, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.

Тема

Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Оно написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении лирический герой и сам автор представлены как одно лицо.

Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.

Идея: молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль: вера важна для человека, справиться с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.

Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.

Темы, настроение и проблемы

Основными темами стихотворения «Завещание» становятся темы одиночества, обособленности героя от мира и неспособности найти свое место в обществе.

  • Обособленность героя от мира . Умирающий солдат сразу заявляет: вряд ли кто-то заинтересуется его судьбой. Родина, за которую он умирает, ограничится официальной сводкой о гибели, родителей, скорее всего, нет в живых, а любимая девушка поплачет и вскоре его забудет.
  • Поиск смысла жизни и своего места оборачиваются для героя ощущением безысходности и опустошенности. Любовь оказывается не средством исцеления, а лишь очередным ударом жестокого лицемерного общества.
  • Одиночество героя обуславливается еще и тем, что никто не знает правды о его настоящих чувствах и стремлениях. Рассказчик разочаровывается в жизни и ее соблазнах.

Текст «Завещания» окрашен в холодные, ироничные тона, за которыми скрывается глубокий трагизм этого разочарования и невозможности быть понятым даже самыми близкими людьми.

Анализ стихотворения «Завещание» Лермонтова

Стихотворение «Завещание» было написано Лермонтовым в 1840 г., когда он уже находился во второй ссылке на Кавказе. Многие исследователи считают его пророческим завещанием самого поэта. Рассказ лирического героя действительно имеет большое сходство с судьбой Лермонтова. Возможно, он именно так и представлял свое скорое будущее.

Произведение представляет собой монолог смертельно раненого солдата, с которым он обращается к своему близкому другу. Лирический герой знает, что жить ему остается недолго, поэтому последние часы хочет провести наедине с самым верным ему человеком. В этом выражается личная тоска Лермонтова, который постоянно страдал от одиночества. Немногочисленные преданные друзья поэта остались в России. На Кавказе он так и не успел или не смог с кем-нибудь сблизиться, поэтому присутствие «брата» в момент смерти человека он считает очень ценным и важным.

Родителей Лермонтова в то время не было в живых. Герой произведения уже давно находится на войне и не имеет сведений об отце и матери. В случае если кто-нибудь из них еще жив, он просит друга не усиливать печаль и сказать, что сын, вероятно, вернется не скоро.

В последней строфе появляется женский образ. Это давняя соседка солдата, в которую он, судя по всему, был влюблен. Из слов умирающего можно заключить, что когда-то она отвергла его любовь («пустое сердце»). Но перебирая в памяти всю свою жизнь, он связывает с ней самые счастливые воспоминания. Он уверен, что женщина также не будет страдать от известия о его смерти, но все равно просит товарища рассказать ей обо всем. Если же этот рассказ вызовет у бывшей возлюбленной скупые слезы, то «ей ничего не значит!».

Стихотворение «Завещание» было высоко оценено современниками. Оно очень точно выражает мироощущение поэта в последние годы жизни. Монолог умирающего – точная исповедь человека, который так и не смог занять свое место в обществе.

Источник

История создания

В основе создания этого стихотворения лежит история очень печальной любви. Юный поэт без ума был влюблен в молодую кокетку Наталью Иванову, которая изначально давала для этого повод. Она охотно принимала от юноши знаки внимания, стихотворения. И, вроде бы, отвечала ему взаимностью.

Михаил Юрьевич был счастлив и окрылен. Но, вернувшись в Москву, очень быстро разочаровался в своей избраннице. Посещая одни и те же балы и светские мероприятия, он наблюдал одну и ту же картину. Наталья «строила глазки» каждый раз новым кавалерам, поведение её было ветреным и несерьезным

Более того, юная красавица совершенно переставала обращать внимание на поэта. Она полностью растворялась во флирте, и ей совершенно было не интересно, что чувствовал в этот момент её молодой человек

Полностью разочаровавшись в ней, Михаил Юрьевич разрывает отношения, но в душе продолжает страдать. В 1832 году автор написал произведение «Я не унижусь пред тобою», в котором постарался выразить все свои чувства и эмоции. Он выплеснул на бумагу те проблемы, которые сидели у него глубоко внутри. Но в свет данное стихотворение вышло спустя почти двадцать лет после его гибели на дуэли. Доступным для большой аудитории произведение стало лишь в 1859 году.

«Анализ стихотворения «К***» («Я не унижусь пред тобою…»)»

Любовь занимает важное место в творчестве многих поэтов

Большое внимание этой теме уделял и Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение «К***» («Я не унижусь пред тобою…»), написанное в 1832 году, посвящено Наталье Федоровне Ивановой, в которую тогда был влюблён молодой поэт

В произведении речь идёт о разочаровании, о неразделенной любви, об измене девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора. Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд, а лишь кокетничала, отнимая то время, которое он мог потратить на творчество:

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше не замечал:

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Эта ситуация изменила отношение Лермонтова к женщинам. Его разочарование в любви объяснимо и не может не вызывать сочувствия. Героиня не оценила по достоинству искренность и силу чувств поэта, он с горечью осознал это и теперь, наверное, уже никогда не сможет быть в любви счастливым и беззаботным:

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил.

Лермонтов продолжает считать свою возлюбленную самой лучшей, несмотря на её измену. Если даже она — ангел, по его мнению, — так поступили, то каковы же все остальные.

Героя отличают такие качества, как свободолюбие и гордость. Поэтому, несмотря на сильное, глубокое чувство, он больше не хочет унижаться и быть рабом своих эмоций:

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам.

Наталье Ивановой поэт посвятил много стихотворений. «К***» — это последнее лирическое послание, которое поэт написал для неё. В основу произведения положен приём антитезы: искренняя любовь противопоставлена коварной измене, а юношеские надежды — горестному разочарованию. Автор использует яркие выразительные средства, помогающие ему передать сложное душевное состояние: эпитеты («дар чудесный», «коварную измену»), метафоры («пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам», «мгновенья…я отнимал у вдохновенья», «тебе я душу отдавал»), иносказания («ангел», «бессмертие»), гиперболы («целый мир возненавидел», «в страсти стану клясться всем», «я был готов… целый мир на битву звать»).

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстной рифмы. В нём нет деления на строфы. Михаил Юрьевич часто употребляет риторические восклицания и вопросы. Также здесь встречаются анафоры: («И так пожертвовал я годы…- И так я слишком долго видел…», «Зачем так нежно обещала…- Зачем ты не была сначала…»). Все эти особенности произведения создают эффект взволнованной речи, наполненной глубоким чувством. Создаётся впечатление, что стихотворение было написано на одном дыхании.

Тема

Центральная тема произведения – дружба, которая всегда имела очень высокое значение в жизни поэта. Царскосельский лицей сыграл огромную роль в формировании личности Пушкина, поскольку в нем царил культ поэзии, вольномыслия и одновременно дружбы. Дружеские связи, которые зародились в стенах лицея, его выпускники смогли сохранить в течение всей жизни.

Для поэта дружба – это не просто приятное времяпровождение с единомышленниками, но «святое братство», нерушимый союз. Истинные друзья – это духовно связанные между собой люди, объединенные общими стремлениями, взглядами, идеалами.

Именно поэтому автор с такой горечью пишет о предстоящем расставании, понимая, что судьба вряд ли подарит встречу со столь близкими по духу людьми.

«Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою…)» М.Лермонтов

«Молитва» Михаил Лермонтов

Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную — Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.

Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.

Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.

В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.

Средства выразительности

Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”

Метафоры: “сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них”. Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.

Многие люди в тяжелые времена или в момент душевного кризиса обращаются к пресвятой Богородице. Также и М.Ю. Лермонтов, видимо находясь в безысходности, написал стихотворение «Молитва». В своем обращении, поэт просит не за себя, он просит за возлюбленную.

Лермонтов всегда был для читателей борцом за справедливость и обличителем коварных людей. Однако здесь он предстает не только как поэт-романтик, но и как добрый, сопереживающий и преданный человек. Он питает нежные чувства к той, о счастье которой просит у пресвятой Богородицы. Лишь здесь Лермонтов раскрывает свою душу и светлые искренние чувства.

Пускай он молится совсем не так, как предполагает вера, но эта молитва как крик души. Он обращается к Богородице с душой нараспашку. Возможно образ некой возлюбленной – это образ родины. Нет никакого описания ее внешности. Поэт просит за свою страну, чтобы Богородица защитила ее и подарила счастье.

«Молитва» написана сложными и длинными предложениями, как будто поэт выплеснул все свои эмоции безудержным потоком. Он искренне желает счастья той, единственной, и обращается к Богородице как к последней инстанции. Это мелодичное, лирическое и сердечное произведение, читая которое понимаешь, каким человеком был на самом деле Лермонтов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: