Стихи про весну

Стихи про весну

Стихи про весну – Алексей Плещеев

Лучшие cтихи про весну Алексея Плещеева:

****Быстро тают снега, побежали ручьи, И теплей небеса засинели… Вот недолго еще — прилетят соловьи, Зазвучат их влюбленные трели. Все-то, все тебя ждут не дождутся, весна! Жду и я наболевшей душою, Чтобы лес зашумел, пробужденный от сна, Разукрашенный яркой листвою. Сколько раз этот шум, как ему я внимал, На меня навевал примиренье; Я сильнее любил, я полнее прощал, Затихало в груди озлобленье, И как будто шептал чей-то голос: «Сомкни Здесь навеки усталые очи, Хорошо умереть в эти ясные дни, В эти теплые, тихие ночи. Хоть и жаль, может быть, расставаться с землей, Когда всё вкруг тебя расцветает; Но блажен, кто, пройдя путь нерадостный свой, С примиреньем в груди угасает».

Опять весной в окно мое пахнулоОпять весной в окно мое пахнуло, И дышится отрадней и вольней… В груди тоска гнетущая заснула, Рой светлых дум идет на смену ей. Сошли снега… Оковы ледяные Не тяготят сверкающей волны… И плуга ждут далекие, немые Поля моей родимой стороны. О, как бы мне из этих комнат душных Скорей туда хотелось – на простор, Где нету фраз трескучих и бездушных, Где не гремит витий продажных хор. В поля! в поля! знакомая природа К себе красой стыдливою манит… В поля! там песнь воскресшего народа Свободная и мощная звучит.

В окно повеяло весноюУж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят. “Весна!”- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят – кто больше всех Природы любит обновленье!

Что нам весна с тобой дарила(Слова для музыки) Нам звезды кроткие сияли, Чуть веял тихий ветерок, Кругом цветы благоухали, И волны ласково журчали У наших ног. Мы были юны, мы любили, И с верой вдаль смотрели мы; В нас грезы радужные жили, И нам не страшны вьюги были Седой зимы. Где ж эти ночи с их сияньем, С благоухающей красой И волн таинственным роптаньем? Надежд, восторженных мечтаний Где светлый рой? Померкли звезды, и уныло Поникли блеклые цветы… Когда ж, о сердце, всё, что было, Что нам весна с тобой дарила, Забудешь ты?

Весна: Скоро ль, сердце(Безотчетная грусть) Ночь весенняя прохладна, Ароматна и ясна; В небе чистом тихо светит Серебристая луна, И лучом она лобзает Грудь холодную реки; За рекою слышны песни И мелькают огоньки. Грустно мне! Тоска на сердце Безотчетная лежит, По щеке слеза бежит! Вот луну сокрыли тучи – Огоньков уж не видать… Стихли песни… Скоро ль, сердце, Перестанешь ты страдать!

Опять раскинула веснаИ вот шатер свой голубой Опять раскинула весна; Окроплены луга росой, И серебристой полосой Бросает свет на них луна. Светла, как детский взор, река, И ветви ив склонились к ней Под гнетом легким ветерка; И прилетел издалека С звенящей трелью соловей… Прекрасны вы, дары весны; И горе бедным и больным, Чьи очи горьких слез полны… Такие ночи созданы Для тех, кто счастлив и любим!

Говорят они веснеПесни жаворонков снова Зазвенели в вышине. «Гостья милая, здорово!» — Говорят они весне. Уж теплее солнце греет, Стали краше небеса… Скоро всё зазеленеет — Степи, рощи и леса. Позабудет бедный горе, Расцветет душой старик… В каждом сердце, в каждом взоре Радость вспыхнет хоть на миг. Выйдет пахарь на дорогу, Взглянет весело вокруг; Помолясь усердно богу, Бодро примется за плуг. С кротким сердцем, с верой сильной Весь отдастся он трудам — И пошлет господь обильный Урожай его полям!

Как прекрасна весна! Миллионы

Анализ стихотворения Плещеева «Сельская песня»

Наверное, нет в нашей стране такого человека, которому бы в первые деньки наступающей весны не пришли в голову следующие строки:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит…

Неважно, при этом, что сеней в домах почти ни у кого уже нет, но все мы ждём ту ласточку, что «с весною … к нам летит». Это строки знаменитого стихотворения «Сельская песня» Алексея Николаевича Плещеева (1825–1893)

Большинству читателей оно известно по первым трём четверостишиям, но на самом деле его сюжет гораздо глубже

Большинству читателей оно известно по первым трём четверостишиям, но на самом деле его сюжет гораздо глубже

Это строки знаменитого стихотворения «Сельская песня» Алексея Николаевича Плещеева (1825–1893). Большинству читателей оно известно по первым трём четверостишиям, но на самом деле его сюжет гораздо глубже.

Стихотворение было создано в 1858 году. В нём содержится восемь строф по четыре строки в каждой. Размер – трёхстопных хорей. В четверостишиях рифмуются вторая и четвёртая строки, что отчасти напоминает перекрёстную рифму, но имеет вид abcb. В строках содержится по всего по три-четыре слова. Всё это делает стихотворение похожим на детскую считалку. Но ребяческая радость и беззаботность присутствует только в первых строфах. Потом же раскрывается настоящая семейная драма.

Повествование, как читатель узнаёт из текста произведения, ведётся от лица мужчины, главы деревенского семейства. Это он, стоя на крыльце, приветствует весеннюю птицу и просит её поделиться вестями из её путешествий. Он обращается к созданию:
Что ты всё кружишься?
Что твой чёрный глаз
Ищет всё кого-то?
Нет её у нас!

Сначала неясно, о ком идёт речь, но затем мы понимаем, что герой говорит о дочери, молодой девушке, которая вышла замуж за солдата и покинула родной дом. Автор неспроста вкладывает в уста героя такие вопросы. Думается, что незаметно он сравнивает маленькую быструю птичку с дочерью. Ведь она тоже росла в родном семейном гнездышке в милом селе, но потом выпорхнула из него, очарованная новой жизнью.

Автор показывает, как нелегко далось всем героям прощание:
С матерью прощалась
Вон за тем крестом.
Там, где куст, мне с плачем
Ноги обняла
И чуть не вернулась,
Как до гор дошла.

Описание это скромное, немногословное, но читателю легко вообразить, какие эмоции испытывают члены семьи. Складывается ощущение, что расставание происходит в несколько этапов: вот мать обнимает девушку, давая ей последние наставления и благословения. Крест указывает, что действие это разворачивается на кладбище, а оно всегда находилось на самом краю села. Наконец объятия размыкаются, и молодая героиня присоединяется к мужу. Они проходят несколько шагов, как вдруг героиня бросается назад в ноги отцу.

После прощания с родителем девушка снова пускается в дорогу, но замирает в сомнении, стоит ей только обернуться.

Несмотря на неизвестность, которая ждёт молодых в далёком городе, родители всё же отпускают дитя. Конечно, герой стихотворения беспокоится о судьбе дочери и её деток. Это выражается в риторических вопросах, адресованных ласточке.

«Сельская песня» – поразительный пример того, как поэту с помощью кратких фраз и простой композиции удаётся передать настроение и чувства людей.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1872 году.

Тема стихотворения – Весеннее обновление природы, а также чувств и мечтаний человека.

Композиция – Композиция состоит из трех частей: в первой части описаны первые признаки наступления весны, во второй – радостные переживания, связанные с ее приходом, в третьей – торжество единения природы и человека.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «пора метелей злых и бурь», «небесная лазурь».

Эпитеты – «небесная», «беззаботных», «звонкий».

Олицетворения – «бегут ручьи», «лес оденется листвою», «зима унесла».

Инверсия – «тает снег», «засвищут соловьи».

Сравнения – «стучит, как будто ждет чего-то».

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Авиация (121)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (10)
  • Бабочки (17)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (49)
  • Вопрос-Ответ (1797)
  • Габсбурги (14)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (60)
  • Дальние страны (864)
  • ДИНАСТИИ (26)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • Животные (473)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (739)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (243)
  • Земля (99)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (498)
  • Истории любви (124)
  • ИСТОРИЯ (1672)
  • История одного стихотворения (2034)
  • История одной картины (942)
  • Книги для детей (235)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (199)
  • Легенды и мифы (135)
  • ЛИТЕРАТУРА (193)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (150)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
  • ЛЮДИ (395)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (42)
  • Москва (71)
  • Музеи (115)
  • Наполеон Бонапарт (58)
  • Насекомые (85)
  • НАУКА (416)
  • Облака (12)
  • Оружие (22)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (229)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (180)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (1)
  • Поэзия (711)
  • Праздники (32)
  • Притчи (33)
  • Проза (446)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (195)
  • Психология (78)
  • Птицы (181)
  • Растения (84)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (99)
  • Россия (968)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (106)
  • Символы (126)
  • Скульпторы (33)
  • СЛОВАРЬ (35)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1294)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (322)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (193)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • Фотографии (417)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (184)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (692)
  • ЦВЕТЫ (39)
  • ЧАЙ (21)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (687)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (286)
  • ЭПОХА СССР (209)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Витвицкий Стефан

СЕЛЬСКАЯ ПЕСНЯ

Если волов я не так запрягаю,Нету во мне для хозяйства пути,Если в избе я тебе докучаю,В школу, родная, меня отпусти.

Грамотный буду; крестьянского сынаВ школе научат, я знаю, всему;Сделают там из него господина,Платье суконное справят ему.

К вам принесу я рассказов немало,В книжке прочту, как все в мире идет;Все, что в старинные годы бывало,Даже и то, что случится вперед…

Каждую травку назвать я сумею,Буду я в церкви попу помогатьИ на стене, над постелью твоею,Лики угодников углем писать.

СЕЛЬСКИЕ ПЕСНИ.

1

Травка зеленеет…

Травка зеленеет,Солнышко блестит,Ласточка с весноюВ сени к нам летит.

С нею солнце крашеИ весна милей…Прощебёчь с дорогиНам привет скорей.

Дам тебе я зерен,А ты песню спой,Что из стран далекихПринесла с собой…

Что ты все кружишься?Что твой черный глазИщет все кого-то?Нет ее у нас!

За солдата вышла,Бросила наш дом;С матерью прощаласьВон за тем крестом.

Там, где куст, мне с плачемНоги обнялаИ чуть не вернулась,Как до гор дошла.

Если к ним летишь ты,Расскажи потом:Может, терпят нуждуВ городе чужом?’

Часто ль вспоминаютОбо мне у них?Что их дочь-малютка?Что сыночек их?..

2

Убравши головку цветами…

Убравши головку цветами,Маруся стоит над водами,Любуясь собой, в них глядитИ Яну смеясь говорит:

— Поди ко мне, Ян белолицый,Напейся студеной водицы…-«Не стану я пить той воды…Недолго с тобой до беды…»

— Зачем ты стоишь так далеко,Знать, речки боишься глубокой? —«Боюсь! В нее смотрит твой глаз…А он заколдует как раз!»

3

Тебе няньки песни пели…

Тебе няньки песни пели,А уж я любил!И тогда же на мизинецПерстень подарил.Взяли жен себе другие;Я же верен был.

Вдруг чужой пришел к нам пареньИ тебе стал мил.Музыкантов пригласили,Я на свадьбе пил!Стала ты чужой женою,А я все любил!

Овдовела ты — с тобоюВместе я тужил.На вдове вдовец женился…Я еще любил!Как смеялись нынче девки.Слез я не таил.Знать, — я даром ждал, и перстеньМне не пособил!

4

Хоть бы песенку ты спела…

«Хоть бы песенку ты спела…»— Не могу, услышит мать.Ну отворит вдруг окошко;Нам с тобой несдобровать!

«Видно, ты меня не любишь!Холодна ты, словно лед;Вот опять отворотилась…Разве кто нас стережет?»

— Замолчи! Мы возле хаты:Могут люди увидать!Ты бы только целовался;Ну как нас увидит мать!

«Или каменное сердцеВ молодой твоей груди?Дорогая! хоть разочекНа меня ты погляди!»

— Перестань! В другое время…А теперь я не могуГлаз отвесть на миг от стада,Что пасется на лугу,

«Посмотри! В тенистой рощеКолокольчик голубой…»— Колокольчик! Неужели?..То цветок любимый мой!

«Так сорвем!» — Ты здесь останься«Где ж тебе одной сыскать?»Проискали долго вместе…Неужель узнает мать?

5

Молодой стрелок идет дорогой…

Молодой стрелок идет дорогой,И бежит собака перед ним;Знать, устал и отдохнуть немногоОн прилег под деревом густым.

Я его собаку приласкаю…Принесу ей больше молока,Мяса ей и хлеба набросаю,-Заведет к нам, может быть, стрелка.

Мать пойдет ему зажарить птицу,Даст отцу он пострелять ружья…Дети будут с псом возиться;И вдвоем останусь с гостем я!

ПРИМЕЧАНИЯ

Стефан Витвицкий (1800-1847) — польский поэт-романтик, друг Шопена и Мицкевича.

Сельская песня («Если волов я не так запрягаю…»).- Впервые: Ст58, с. 31.

Сельские песни.- Впервые: 1-я, PB, 1858, No 12, с. 618; 2-я 5-я — Сб. литературных статей, посвященных памяти Смирдина, 1859, т. VI, с. 98-100. Во все сб. стихотворений Плещеева включались как стихи неизвестных поэтов, авторство Витвицкого установлено в 1976 г. (РЛ, 1976, No 4, с. 193-195).

Источник — Плещеев А. Н. Стихотворения. Проза. М.: Правда, 1991

Анализ стихотворения Плещеева «Отчизна»

Стихотворение «Отчизна» написано в 1862 году, в период активизации демократических устремлений либеральной общественности. Революционные течения становились все более радикальными, а в умах молодежи происходило брожение: надежды на крестьянскую реформу 1861 года не оправдались. А. Н. Плещеев сочувственно воспринимал левую идею, но вместе с тем оставался истинным патриотом свой Родины. Стихотворение «Отчизна» написано зрелым, повидавшим многое человеком, преодолевшим иллюзии молодости, находящимся в идейном поиске.

Автор пользуется такими средствами художественной выразительности:

  • обращениями – «Природа! …», «Отчизна!» – которые одновременно являются риторическими восклицаниями, они интонационно закольцовывают произведение, создают акцент на его зачине и концовке;
  • инверсией – «природа скудная», «душе … печальной», «берег дальный», «свод прозрачно-голубой», «я лишь требовал», «рисует все», «покинул я», «понял я», «близка … стала песнь», позволяющей гармонично выстроить рифмовку;
  • эпитетами – «скудная природа», «пылкая мечта», «заветная мечта», «зубчатые вершины», «житейские обольщения», «волшебная сторона», «суетное око», «незримая красота», «величавый простор», «святая тишина», «убогие деревни», «неудержимый разгул», «суровая красота», «гнетущие оковы», «великий день», являющимися украшениями стихотворения;
  • олицетворениями – «печальная душа», «умчавшаяся весна», «берег манил», «мечта рисует», «мирт, платаны и оливы зовут», «розы кивают», «дух не помышлял», «пора исчезла», «скорбь посетила», «душа чужда», «пленишь взор», «дух носил оковы», «день взошел», «глубокая тоска» – создающими новые образы в виде явлений природы, предметов и чувств автора;
  • метафорами – «свод небес», «облиты золотом лучей», «день свободы»;
  • перифразами – «дни весны» – молодость, «берег чужбины» – заграница – придающими произведению черты высокого стиля;
  • рядами однородных членов предложения – «мирт, платаны и оливы», «поля, колосья, простор, разлив, дубравы, тишина», которые позволяют охватить картину мира;
  • многосоюзием – «и дорого и мило», которое параллельно выделяет контекстуальные синонимы;
  • многочисленными умолчаниями – «скорбь… нежданно посетила…» – придающими стихотворению глубокомысленные ноты, побуждающими к раздумьям;
  • религиозной лексикой – «бытие», «душа», «дух», «святая», «молился небесам» – которая подчеркивает трепетность патриотических чувств поэта;
  • архаизмами – «узрел», «око», «песнь»;
  • симплокой (повторением слова в смежных фразах при разной середине и конце) – «день … взошел – великий день…» – она создает акцент на противопоставлении дня (как аллегории свободы) темной поре (ночи) эксплуатации и угнетения.

Произведение отражает переосмысление жизненной позиции, глубокую умственную работу поэта и мыслителя, в душе которого произошла переоценка ценностей – внешняя красота для него перестала заслонять внутреннюю.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Алексей Плещеев «Кто ты, красавица, с цветами полевыми»

Кто ты, красавица, с цветами полевыми, Вплетенными в златистый шелк кудрей, С улыбкой ясною, с глазами голубыми, В одежде, сотканной из солнечных лучей, И кем тебе таинственная сила Дана сердца больные врачевать? Пришла — и в них ты радость воскресила; Что жизнь давно, казалось, в них убила, Всё ожило, всё расцвело опять. И в честь твою природа гимн слагает, Звенят ручьи, им вторит птичек хор; Шумя своей листвой зеленой, бор К тебе, как друг, объятья простирает. — Я только гостья здесь; я небом послана В усталые сердца пролить успокоенье, Смягчить суровых гнев, вражду и озлобленье, Я только гостья здесь. зовут меня Весна.

Зелёный Шум

Николай Некрасов
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено —
И воздух, и вода!
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят;
Пригреты тёплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса,
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая берёзонька
С зелёною косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит весёлый клён…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
Идёт-гудёт, Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
***

ВЕСНА

Андрей Белый
Всё подсохло. И почки уж есть.
Зацветут скоро ландыши, кашки.
Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче весенняя весть.
Я встревожен назойливым писком:
Подоткнувшись, ворчливая Фекла,
нависая над улицей с риском,
протирает оконные стекла.
Тут известку счищают ножом…
Тут стаканчики с ядом… Тут вата…
Грудь апрельским восторгом объята.
Ветер пылью крутит за окном.
Окна настежь — и крик, разговоры,
и цветочный качается стебель,
и выходят на двор полотеры
босиком выколачивать мебель.
Выполз кот и сидит у корытца,
умывается бархатной лапкой.
Вот мальчишка в рубашке из ситца,
пробежав, запустил в него бабкой.
В небе свет предвечерних огней.
Чувства снова, как прежде, огнисты.
Небеса всё синей и синей,
Облачка, как барашки, волнисты.
В синих далях блуждает мой взор.
Все земные стремленья так жалки…
Мужичонка в опорках на двор
с громом ввозит тяжелые балки.
***

В старый сад выхожу я

В старый сад выхожу я, росинки Как алмазы на листьях горят; И цветы мне головкой кивают, Разливая кругом аромат.

Всё влечет, веселит мои взоры: Золотая пчела на цветке, Разноцветные бабочки крылья И прыжки воробья на песке.

Как ярка эта зелень деревьев! Купол неба так чист и глубок! И брожу я, восторгом объятый, И слеза застилает зрачок.

За оградой садовой чернеет Полоса взбороненной земли, И покрытые соснами горы Поднимаются к небу вдали.

Как любовью и радостью дышит Вся природа под вешним лучом, И душа благодарная чует Здесь присутствие бога во всем!

Снова крепнут дремавшие силы; Новой жизни приходит пора, И становится всё так возможным, Что мечтою казалось вчера!

Как прекрасна весна! Миллионы Ей навстречу звучат голосов, И в моем воскресающем сердце Ей привет вдохновенный готов!

Анализ стихотворения Плещеева «Сельская песня»

Наверное, нет в нашей стране такого человека, которому бы в первые деньки наступающей весны не пришли в голову следующие строки:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит…

Неважно, при этом, что сеней в домах почти ни у кого уже нет, но все мы ждём ту ласточку, что «с весною … к нам летит». Это строки знаменитого стихотворения «Сельская песня» Алексея Николаевича Плещеева (1825 – 1893)

Большинству читателей оно известно по первым трём четверостишиям, но на самом деле его сюжет гораздо глубже

Это строки знаменитого стихотворения «Сельская песня» Алексея Николаевича Плещеева (1825 – 1893). Большинству читателей оно известно по первым трём четверостишиям, но на самом деле его сюжет гораздо глубже.

Стихотворение было создано в 1858 году. В нём содержится восемь строф по четыре строки в каждой. Размер – трёхстопных хорей. В четверостишиях рифмуются вторая и четвёртая строки, что отчасти напоминает перекрёстную рифму, но имеет вид abcb. В строках содержится по всего по три-четыре слова. Всё это делает стихотворение похожим на детскую считалку. Но ребяческая радость и беззаботность присутствует только в первых строфах. Потом же раскрывается настоящая семейная драма.

Сначала неясно, о ком идёт речь, но затем мы понимаем, что герой говорит о дочери, молодой девушке, которая вышла замуж за солдата и покинула родной дом. Автор неспроста вкладывает в уста героя такие вопросы. Думается, что незаметно он сравнивает маленькую быструю птичку с дочерью. Ведь она тоже росла в родном семейном гнездышке в милом селе, но потом выпорхнула из него, очарованная новой жизнью.

Описание это скромное, немногословное, но читателю легко вообразить, какие эмоции испытывают члены семьи. Складывается ощущение, что расставание происходит в несколько этапов: вот мать обнимает девушку, давая ей последние наставления и благословения. Крест указывает, что действие это разворачивается на кладбище, а оно всегда находилось на самом краю села. Наконец объятия размыкаются, и молодая героиня присоединяется к мужу. Они проходят несколько шагов, как вдруг героиня бросается назад в ноги отцу.

После прощания с родителем девушка снова пускается в дорогу, но замирает в сомнении, стоит ей только обернуться.

Несмотря на неизвестность, которая ждёт молодых в далёком городе, родители всё же отпускают дитя. Конечно, герой стихотворения беспокоится о судьбе дочери и её деток. Это выражается в риторических вопросах, адресованных ласточке.

«Сельская песня» — поразительный пример того, как поэту с помощью кратких фраз и простой композиции удаётся передать настроение и чувства людей.

Анализ стихотворения Плещеева «Весна»

Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.

В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что «засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою». Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то»
. Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.

Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной
. Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением
. Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех». И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.

Анализ стихотворения Плещеева Весна 5 класс по плану

План

1. История создания

2.Жанр

3. Основная тема

4.Композиция

5.Размер произведения

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания. Произведение «Весна» было написано Плещеевым в 1872 г. К теме весеннего пробуждения природы обращались многие русские поэты. Рассматриваемое стихотворение принадлежит к наиболее удачным произведениям, посвященным весне.

2. Жанр произведения — лирическое стихотворение.

3. Основная тема — весеннее обновление природы и чувства, которые оно пробуждает в каждом человеке. Автор бесконечно рад тому, что миновала злая и холодная зима. Природа оживает под лучами весеннего солнца. Вместе с природой от забот очищается душа, в ней просыпаются новые надежды и мечты. Важным моментом стихотворения является упоминание о людях, «чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе». Автор не забывает о простых крестьянах. Он считает, что их тяжелое положение также скрашивается наступлением весны. Главными же глашатаями весны являются птицы и дети. Их «звонкий смех» и «пенье» — торжественный гимн, посвященный очередному сказочному преображению природы.

4. Композиция. Стихотворение делится на три части. Оно открывается изображением оживающей весенней природы. Во второй части автор описывает человеческие чувства, возникающие в это время. В финале происходит слияние человеческого и природного торжества.

5. Размер произведения — четырехстопный ямб.

6. Выразительные средства. Автор применяет яркие эпитеты («ярче», «резвых», «звонкий»), которые создают ощущение праздника. Описывая природные явления, Плещеев использует олицетворение («лес оденется», «бегут ручьи»). Значительно усиливает впечатление противопоставление «злых метелей» «яркому солнцу».

7. Основная мысль произведения — неизбежное наступление счастья. Плещеев показывает, что приход весны способен оживить не только природу, но и душу человека, которая забудет все свои печали и горести.

Алексей Плещеев «Весна» (В старый сад выхожу я, росинки)

Und Freud’ und Wonne Aus jeder Brust! О Erd’, о Sonne! О Gluck, о Lust!’* Гете * И радость и блаженство в каждой груди! О земля, о солнце! О счастье, о веселье! (нем.).

В старый сад выхожу я, росинки Как алмазы на листьях горят; И цветы мне головкой кивают, Разливая кругом аромат.

Всё влечет, веселит мои взоры: Золотая пчела на цветке, Разноцветные бабочки крылья И прыжки воробья на песке.

Как ярка эта зелень деревьев! Купол неба так чист и глубок! И брожу я, восторгом объятый, И слеза застилает зрачок.

За оградой садовой чернеет Полоса взбороненной земли, И покрытые соснами горы Поднимаются к небу вдали.

Как любовью и радостью дышит Вся природа под вешним лучом, И душа благодарная чует Здесь присутствие бога во всем!

Снова крепнут дремавшие силы; Новой жизни приходит пора, И становится всё так возможным, Что мечтою казалось вчера!

Как прекрасна весна! Миллионы Ей навстречу звучат голосов, И в моем воскресающем сердце Ей привет вдохновенный готов!

Средства выразительности

Для придания стихотворению образности, лиричности и эмоционального накала поэт мастерски использует самые разнообразные средства художественной выразительности.

Красочные эпитеты (« небесная», «звонкий», «беззаботных ») создают ощущение праздника, которое несет с собой весна. При описании пробуждающейся природы автор использует олицетворения (« лес оденется листвою», «бегут ручьи», «зима унесла ») и метафоры (« небесная лазурь», «пора метелей злых и бурь» ). Также в произведении встречаются инверсии (« тает снег», «засвищут соловьи ») и сравнения (« стучит, как будто ждет чего-то »).

Впечатление в значительной мере усиливается благодаря противопоставлению « злых метелей » « небесной лазури » и радостному восклицанию « Весна!».

Школьное чтиво

Читайте анализ других стихотворений Алексея Плещеева:

  1. Отец. Пожилой мужчина. Тоскует по дочери и внукам.
  2. Ласточка. Весенняя птица, несёт весну, поёт песни дальних стран.
  1. Ласточка с весной.
  2. Песни дальних стран.
  3. Чёрный глаз.
  4. Замуж за солдата.
  5. Прощание с матерью.
  6. Просьба отца.

Чему учит стихотворение «Сельская песня»

Стихотворение учит радоваться жизни, весне, птицам. Учит помнить о своих родителях, отцах и матерях. Учит терпению.

Отзыв на стихотворение «Сельская песня»

Анализ стихотворения «Сельская песня»

Рифмовка перекрестная АВАВ, нечетные строки не рифмуются.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Сельская песня»Эпитеты: солнце краше, весна милей, стран далёких, чёрный глаз, городе чужомМетафоры: с весною летит, прощебечь привет, бросила дом.

Пословицы к стихотворению «Сельская песня»

Отца и матери на всю жизнь не хватит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Сельская песня»Зазеленела трава, заблестело солнце. Ласточка летит в наши сени и несёт весну.

И отец просит ласточку проведать дочь и рассказать ему, всё ли хорошо у молодых и внуков.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: