Анализ стихотворения а. н. плещеева «весна»

Анализ стихотворения а. плещеева «осень наступила»

Конспект занятия по заучиванию стихотворения Плещеева А. Н «Травка зеленеет» в старшей группе

Воспитывать ценностное отношение к богатству русского языка, желание говорить правильно, культуру речевого общения.

Материалы и оборудование: иллюстрации весны, ласточки. портрет Алексея Николаевича Плещеева, карточки для рефлексии.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с перелетными птицами; чтение рассказов о весне; загадывание загадок; наблюдения за птицами.

1. Вводная час тьПсихогимнастика «Позови ласково»

Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает ребенку передать мяч (или игрушку) ребенку, стоящему рядом, ласково называет его по имени. Ребенок берет мяч и предлагает его следующему ребенку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями.

— Ребята, чтобы вы сами догадались, о чём пойдёт речь сегодня, я хочу загадать вам загадку.

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня.

Правильно! Кто же ответит, о чём сегодня мы будем говорить? (о Весне) Да, мы сегодня будем говорить о весне.

— А. какое сейчас время года?

— Как вы определили, что это весна?

— Какие птицы прилетают весной?

— Отгадайте загадку: какая птица принесла на крыльях весну.

Быстро над землёй порхает,

Мошек на лету хватает

И мелькает в высоте

С чёрной стрелкой на хвосте.

Домик у неё из глины,

Вроде маленькой корзины. (Ласточка)

— Хотите выучить про неё стихотворение?

2. Основная част ь Сегодня я познакомлю вас со стихотворением поэта Алексея Николаевича Плещеева «Сельская песенка» (показ портрета поэта)

А теперь я вам прочту его стихотворение о весне. Послушайте!

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

Поделитесь своими впечатлениями: какие чувства у вас вызвало это стихотворение. (ответы детей)

— о каком времени года пишет поэт? (о весне)

— как вы думаете, какое настроение было у поэта в это время года? (хорошее, веселое)

— с какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение? Каким голосом? (веселым, восторженным, добрым, радостным)

Словарная работа с детьми:

— Какое слово вам не понятно?

Сени – это помещение в деревенских домах между жилой частью дома и крыльцом. Там всегда тепло и сухо. Краше – значит красивее, красочнее, наряднее.

Милей – больше всего нравится.

Прощебечи – издать щебет, чириканье.

Физминутка – игра «Ласточка»

Киви – вачи, чики – рик.

Все: кто мал и, кто велик,

Этой песенке моей отзовитесь поскорей.

(Ребенок вбегает в круг и говорит):

— С тучей споря, с ветром споря, я летела из – за моря. Да случилось горюшко, обронила перышко… Тот, кто перышко найдет, в наш широкий круг войдет.

(Воспитатель тихонько роняет платок за кругом. Дети оборачиваются и ищут платок.

(Кто найдет, входит в круг и говорит):

— Раз, два, три, ну – ка догони! (Ребенок – ласточка догоняет).

Вторичное чтение стихотворения . — Нам помогут выучить стихотворение карточки – схемы. (Воспитатель проговаривает стихотворение выставляя на доску схемы по тексту).

1. Травка зеленеет, солнышко блестит,

2. Ласточка с весною в сени к нам летит.

3. С нею солнце краше и весна милей,

4. Прощебечь с дороги нам привет скорей.

5. Дам тебе я зёрен, а ты песню спой.

6. Что из стран далёких принесла с собой. (Проговариваем с детьми каждую фразу)

— Какой четверостишие показалось вам самым сложным? Давайте его повторим.

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

Заучивание стихотворения. Игра «Доскажи словечко» (воспитатель читает первую половину фразы из стихотворения, а ребенок продолжает).

Проговаривает каждый стол, а остальные следят: громко проговорить, прошептать, пропеть.

Индивидуальное чтение: а теперь станем артистами 3 – 4 ребенка (микрофон).

— Кто вам понравился больше, читая стихотворение? Почему?

3. Заключительная час ть— Молодцы! У Ани так хорошо получилось рассказать стихотворение, а вот Мише не хватило немного эмоций.

— Как называется стихотворение?

— Вам было трудно его запомнить?

— А что помогло запомнить?

— Какое настроение у вас сейчас, покажите фишку: солнышко – отлично, солнышко за тучкой – хорошее, тучка — плохое?

— Почему ты выбрал (а) солнышко, солнышко за тучкой, тучку? (дети объясняют свой выбор)

Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». ДУ «Когда это бывает» Лохманова Алеся Арослановна Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».Дидактическое.

Конспект НОД в средней группе по заучиванию стихотворения И. Токмаковой «Как на горке» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Cоциально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Источник

Биография

Родился 22 ноября (4 декабря н.с.) 1825 в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери получил хорошее домашнее образование.

В 1839 вместе с матерью переселяется в Петербург, учится в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушёл в 1845. В студенческие годы определился его интерес к литературе и театру, а также к истории и политической экономии. Тогда же сблизился с Ф. Достоевским, Н. Спешневым и Петрашевским, социалистические идеи которого он разделял.

В 1844 в «Современнике» появились первые стихотворения Плещеева (, , ), благодаря которым его стали воспринимать как поэта-борца.

В 1846 выходит первый сборник стихов, в котором было исключительно популярное в кругу петрашевцев стихотворение .

В 1849 вместе с другими петрашевцами был приговорён к смертной казни, заменённой солдатчиной, лишением «всех прав состояния» и отправкой в «отдельный оренбургский корпус рядовым».

В 1853 принял участие в штурме крепости Ак-Мечеть, за храбрость был произведён в унтер-офицеры, в мае 1856 получил чин прапорщика и смог перейти на гражданскую службу.

В 1857 женился, в 1859 после длительных хлопот добился разрешения жить в Москве, правда, под «строжайшим надзором», «без срока».

Активно сотрудничает с журналом «Современник», становится сотрудником и пайщиком газеты «Московский вестник», печатается в «Московских ведомостях» и др. Примыкает к некрасовской школе, пишет стихи о народной жизни («Скучная картина», «Родное», ), о жизни городских низов — «На улице». Под впечатлением от тяжёлой участи Чернышевского, находившегося уже пять лет в сибирской ссылке, было написано стихотворение (1868).

Творчество Плещеева высоко оценивалось прогрессивной критикой (М. Михайлов, М. Салтыков-Щедрин и др.).

В 1870-80 Плещеев много занимался переводами: он переводил Т. Шевченко, Г. Гейне, Дж. Байрона, Т. Мура, Ш. Пётефи и других поэтов.

Как прозаик он выступил ещё в 1847 с рассказами в духе натуральной школы. Позже вышли его «Повести и рассказы» (1860). В конце жизни написал монографии «Жизнь и переписка Прудона» (1873), «Жизнь Диккенса» (1891), статьи о Шекспире, Стендале и др.

Интерес к театру особенно усилился в 1860-е, когда Плещеев подружился с А. Островским и сам начал писать пьесы («Что часто бывает», «Попутчики», 1864).

В 1870-80 был секретарём редакции «Отечественных записок», после их закрытия — одним из редакторов «Северного вестника».

В 1890 Плещеев получил огромное наследство. Это позволило ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внёс в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей, поддерживал семью больного Г. Успенского, Надсона и других, финансировал журнал «Русское богатство».

Плещеев был «крёстным отцом» таких начинающих писателей, как В. Гаршин, А. Чехов, А. Апухтин, С. Надсон.

Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский, Варламов, Кюи, Гречанинов, Глиэр, Ипполитов-Иванов. Умер А

Плещеев 26 сентября (8 октября н.с.) 1893 в Париже. Похоронен в Москве

Умер А. Плещеев 26 сентября (8 октября н.с.) 1893 в Париже. Похоронен в Москве.

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

Анализ стихотворения Плещеева «Весна»

Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.

В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что «засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою». Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то»
. Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.

Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной
. Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением
. Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех». И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.

Анализ стихотворения Плещеева Весна 5 класс по плану

План

1. История создания

2.Жанр

3. Основная тема

4.Композиция

5.Размер произведения

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания. Произведение «Весна» было написано Плещеевым в 1872 г. К теме весеннего пробуждения природы обращались многие русские поэты. Рассматриваемое стихотворение принадлежит к наиболее удачным произведениям, посвященным весне.

2. Жанр произведения — лирическое стихотворение.

3. Основная тема — весеннее обновление природы и чувства, которые оно пробуждает в каждом человеке. Автор бесконечно рад тому, что миновала злая и холодная зима. Природа оживает под лучами весеннего солнца. Вместе с природой от забот очищается душа, в ней просыпаются новые надежды и мечты. Важным моментом стихотворения является упоминание о людях, «чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе». Автор не забывает о простых крестьянах. Он считает, что их тяжелое положение также скрашивается наступлением весны. Главными же глашатаями весны являются птицы и дети. Их «звонкий смех» и «пенье» — торжественный гимн, посвященный очередному сказочному преображению природы.

4. Композиция. Стихотворение делится на три части. Оно открывается изображением оживающей весенней природы. Во второй части автор описывает человеческие чувства, возникающие в это время. В финале происходит слияние человеческого и природного торжества.

5. Размер произведения — четырехстопный ямб.

6. Выразительные средства. Автор применяет яркие эпитеты («ярче», «резвых», «звонкий»), которые создают ощущение праздника. Описывая природные явления, Плещеев использует олицетворение («лес оденется», «бегут ручьи»). Значительно усиливает впечатление противопоставление «злых метелей» «яркому солнцу».

7. Основная мысль произведения — неизбежное наступление счастья. Плещеев показывает, что приход весны способен оживить не только природу, но и душу человека, которая забудет все свои печали и горести.

Литературное направление

Раннее творчество Есенина принято относить к новокрестьянской поэзии. Это не совсем литературное направление. Скорее – условное название для творчества русских поэтов серебряного века, которые имели деревенское происхождение. В их числе – Клюев, Орешин, Ширяевец. Творческого объединения они не образовывали, манифестов не провозглашали. Несмотря на это, были некоторые общие черты в лирике новокрестьянских поэтов. Например, обращение к теме деревенской России, близость к фольклору. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» — как раз яркий образец новокрестьянской поэзии.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Гой ты Русь моя родная…»

По писателю: Есенин Сергей

Образы и символы

Образ осени в лирике Фета приобретает особое значение, ведь он ассоциируется с автобиографией поэта: увядание отражает старость. Осень запечатлена не только в пейзаже за окном, но и в душе человека. Она безотрадна и печальна, но бывают дни, когда проступает былая жажда жизни, и осень неистовствует в страсти, потому что чувствует, что умирает, и терять ей нечего.

Лирический герой описывает состояние своей души, хоть прямых указаний в тексте на это нет. Он наделяет время года человеческими чертами: осень стареет вместе с человеком, хотя времени года не свойственны страсть или печаль. Все это проекция души самого автора.

Тема стиха

Основная идея анализируемого стихотворения состоит в восхищении весной и теми изменениями, которые она вызывает в природе и в сердцах людей. Зимой все становятся более злыми и закрытыми, так как холода и суровые климатические условия не располагают к добрым взаимоотношениям. Но когда приходит весна, становится ясно: даже если погода за окном пока неприветлива, главное – чтобы сердца были горячи!
Плещеев в анализируемом стихотворении описывает, как под лучами теплого солнца оживает все вокруг. Природа сбрасывает с себя зимние оковы и готовится встречать новую жизнь. Снег сходит, на его месте начинает пробиваться трава, постепенно растет зелень на деревьях, а птицы завороженно поют песню, посвященную новой жизни. Но самое главное – это не природные изменения, а те, которые происходят с людьми.

Приходу весны радуются простые крестьяне, которые обычно заняты тяжелой работой. Эта радость, в отличие от многих других, доступна им. И хотя весна означает, что природа возвращается к жизни, и работников ждет много новых забот, они все равно встречают ее со светлыми чувствами – ведь даже работать гораздо приятнее, когда вокруг тепло и солнечно. К тому же, в теплые месяцы можно придумать множество всяких развлечений в полях и лесах, а то и просто полюбоваться красотой окружающего пейзажа.
Плещеев в своем стихотворении говорит о том, что весна дарит все людям ощущение счастья. Но идет оно именно из души. И чтобы ощущать радость и вдохновение от наступающей весны, необходимо, в первую очередь, позволить себе это и пробудить светлые чувства в самом себе.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Осень» не удивит знатока поэзии Фета, она традиционна для его творчества:

  1. Основная тема произведения «Осень» — увядание. Последние дни осени Афанасий Фет сравнивает с безрадостной истомой, которая приходит к каждому, кто осознает, что лучшие годы уже прожиты, и все то светлое, что наполняло его жизнь прежде, осталось в прошлом.
  2. Любовь — еще одна тема для размышления автора. Именно с ней он ассоциирует радость жизни. Пока мы любим, ничего не еще не потеряно, поэтому последние свои силы осень вкладывает в порыв страсти.
  3. Красота тоже интересовала поэта. Даже в старости и смерти он видит свою пышную прелесть. Золотые дни увядающей осени красивы и наполнены такой отчаянной грацией, таким особенным очарованием, что люди не могут пройти мимо этого последнего всплеска радости.
  4. Настроение произведения «Осень» — страстное, отчаянное, порывистое. Последние строки отмечены роковой и безоглядной страстью.

Четко выделенной проблемы в произведении нет. Стихотворение представляет собой строки впечатлений и чувств. Автор словно бы предлагает читателю самому собрать воедино весь паззл.

Теплый день весенний

Теплый день весенний. Солнышко блестит, Птичка, заливаясь, В поле всех манит.

Улицы, бульвары Запрудил народ, Пестрыми толпами За город идет.

Праздничные лица Радостно глядят; Редко, редко встретишь Невеселый взгляд.

Славно всем живется, Так легко, что нет У толпы нарядной Ни забот, ни бед.

Только мне с тоскою Справиться невмочь, Как ее прогнать я Ни стараюсь прочь.

Где б я ни был – всюду Шепчет мне она: «А твоя навеки Отцвела весна!»

Зашумит ли в роще Яркая листва, Мне и в этом шуме Слышатся слова:

«Нечего от жизни Ждать тебе. Твой путь Пройден, – не пора ли Навсегда уснуть?

И когда сойдешь ты В землю – над тобой Зеленеть мы будем Каждою весной!»

Особенности пейзажной лирики

Теперь несколько слов о том, в чем заключаются особенности этого жанра. Пейзажная лирика — это отображение словами того, что поэт видит вокруг себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом. Можно сказать, что пейзажная лирика — это отражение состояния лирического героя при виде родных уголков природы.

Описываемые поэтами картины могут быть спокойными, радостными, а иногда грустными. Не секрет, что природа олицетворяет человеческую душу. Ритм и рифма стихов позволяют глубоко и точно показывать не только картины, но и окружающие звуки. Ведь человек и природа едины!

Пейзажная лирика — это восхищение природой с помощью поэтического слова, ее обожествление. Настоящий поэт-пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает у читателя трепетные чувства. С самых древних времен появлялись стихи пейзажной лирики. Их самым распространенным приемом является олицетворение. Природным явлениям, растениям, птицам и животным приписываются человеческие черты, а их поведение похоже на человеческие действия.

Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение. И это очень интересное направление. Поэты пейзажной лирики пишут блестящие произведения, нацеливающие душу читателя на мировосприятие красоты. Первозданная и чистая природа не ассоциируется с человеческой грубостью и насилием, она противопоставляется прогрессу и цивилизации. Многим современникам сегодня нужно учиться жить в гармонии с окружающим миром.

Традиционные мотивы

Основной мотив пейзажной лирики — описание времен года. Больше всего встречается стихотворений о весне. Именно тогда оживает природа от зимней спячки, все расцветает, и начинается новая жизнь. Каждое время года с чем-то ассоциируется: весна — с утром, рождением и молодостью; лето — с днем, юностью; осень — с вечером, зрелостью, старостью; зима — с ночью и смертью.

Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Еще древнерусские былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов, олицетворяющих родную землю. В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.

Пейзажная лирика тесно связана с любовными переживаниями. Романтическому герою присуще доверять свои тайны природе. Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки. Наиболее распространенным любовным символом является соловей.

Центральные персонажи

Как уже было сказано, центральный образ стихотворения – Русь. Она настолько одухотворена, что кажется самостоятельным персонажем, высшей сущностью, любимой, матерью, невестой.

Второй персонаж – лирический герой, проходящий и пробегающий её просторы в жажде познать некую высшую красоту, духовную истину, открытую только любящим сердцам.

Наконец, в завершении стихотворения появляется «рать святая». Это могут быть ангелы, архангелы, мученики и праведники, охраняющие Русь, её святые покровители. Поэт представляет разговор с ними, но не мыслит, что земную родину можно покинуть, даже если за это ему обещают рай.

Краткий анализ стиха «Осень наступила» А. Плещеев

Красоту осени не раз воспевали в своих произведениях русские поэты. Для одних это время года было «очей очарованьем» (Пушкин), другим, как Н. А. Некрасову, оно дарило бодрость, для других, например, для К. Д. Бальмонта, представляло собой карнавал ярких красок. Для Алексея Николаевича Плещеева (1825 – 1893) это была тоскливая пора, о чём он и сообщает читателю в своём стихотворении 1863 года.

Что отличает произведение Алексея Николаевича «Осень» от других осеней, так это его отношение к ней. Для поэта это не просто сложный комплекс погодных явлений, характеризующийся увяданием природы и постепенным наступлением холодов. Осень Плещеева – это, скорее, старая знакомая, живое существо. Поэт обращается к ней в стихотворении, словно к человеку: «Я узнаю тебя, время унылое…»

Описывая героиню-осень, автор использует такие эпитеты как «бледные дни», «листья поблёкшие», «дождливые тёмные ночи», «бесконечные тучи». В воображении читателя рисуется безрадостный пейзаж.

Вместо живописных красок, которыми наделяли осень другие литераторы, Алексей Николаевич использует мрачный колорит – его жёлтый не солнечный и яркий, а болезненный и тусклый. Этим цветом автор раскрашивает поникшие кусты в сыреющем поле. Если в иных произведениях встречаются великолепные изображения пёстрого осеннего листопада, то у Плещеева листья безжизненно «сыплются с дерева».

Автор подкрепляет своё отношение к осени, придавая ей человеческое качество – назойливость: «Осень докучная!.. Да, это ты!»

Следующая строфа начинается с той же фразы, которой открывалась первая. Но относится она уже к другому явлению. Хотя оно и описано в тех же оттенках, что и осень, поэт говорит о старости:

Я узнаю тебя, время унылое,

Время тяжёлых и горьких забот…

Теперь читателю становится понятно, почему поэт так недолюбливает осень. Это время года равнозначно старости. В строках чувствуются параллели: поблёкшие листья – проступившая в волосах седина, тяжёлые тучи – нескончаемые заботы, поникшие кусты — «мертвящий сомнения гнёт» на сердце. Разрушение природы автор сравнивает с разрушением человека, вступившего в пору увядания.

В осени для него нет ничего красивого. Это время наполнено предчувствием смерти, поэтому-то поэт завершает стихотворение эпифорой, немного изменяя фразу из первой строфы: «Старость докучная!.. Да, это ты!»

Используя тягучий амфибрахий, анафору и эпифору, которые усиливают ощущение безысходности, мрачные образы, навевающие тоску эпитеты, поэт создаёт пессимистическое настроение, которое радикально отличается от романтического отношения других авторов к осени.

Русские поэты пейзажной лирики

19 век — золотой период в русской литературе. Он запомнился творениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Многие поэты тогда вдохновлялись родной природой. Они смогли изобразить неяркий русский пейзаж таким образом, чтобы он удивлял и вдохновлял читателя. В 19 веке о природе писали такие поэты: И. С. Никитин, А. Н. Майков, А. К. Толстой, И. З. Суриков, А. Н. Плещеев.

Настоящие «певцы природы» — Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Они просто обожествляли окружающий мир. Мастерски изображал русскую осень и зиму в своих стихах А. С. Пушкин. Собственные романтические чувства и переживания показывал через природу М. Ю. Лермонтов. В начале XX века удивительно чисто и искренне изображал русские пейзажи в стихах «крестьянский певец» — Сергей Есенин.

Стихи про весну – Алексей Плещеев

Лучшие cтихи про весну Алексея Плещеева:

****Быстро тают снега, побежали ручьи, И теплей небеса засинели… Вот недолго еще — прилетят соловьи, Зазвучат их влюбленные трели. Все-то, все тебя ждут не дождутся, весна! Жду и я наболевшей душою, Чтобы лес зашумел, пробужденный от сна, Разукрашенный яркой листвою. Сколько раз этот шум, как ему я внимал, На меня навевал примиренье; Я сильнее любил, я полнее прощал, Затихало в груди озлобленье, И как будто шептал чей-то голос: «Сомкни Здесь навеки усталые очи, Хорошо умереть в эти ясные дни, В эти теплые, тихие ночи. Хоть и жаль, может быть, расставаться с землей, Когда всё вкруг тебя расцветает; Но блажен, кто, пройдя путь нерадостный свой, С примиреньем в груди угасает».

Опять весной в окно мое пахнулоОпять весной в окно мое пахнуло, И дышится отрадней и вольней… В груди тоска гнетущая заснула, Рой светлых дум идет на смену ей. Сошли снега… Оковы ледяные Не тяготят сверкающей волны… И плуга ждут далекие, немые Поля моей родимой стороны. О, как бы мне из этих комнат душных Скорей туда хотелось – на простор, Где нету фраз трескучих и бездушных, Где не гремит витий продажных хор. В поля! в поля! знакомая природа К себе красой стыдливою манит… В поля! там песнь воскресшего народа Свободная и мощная звучит.

В окно повеяло весноюУж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят. “Весна!”- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят – кто больше всех Природы любит обновленье!

Что нам весна с тобой дарила(Слова для музыки) Нам звезды кроткие сияли, Чуть веял тихий ветерок, Кругом цветы благоухали, И волны ласково журчали У наших ног. Мы были юны, мы любили, И с верой вдаль смотрели мы; В нас грезы радужные жили, И нам не страшны вьюги были Седой зимы. Где ж эти ночи с их сияньем, С благоухающей красой И волн таинственным роптаньем? Надежд, восторженных мечтаний Где светлый рой? Померкли звезды, и уныло Поникли блеклые цветы… Когда ж, о сердце, всё, что было, Что нам весна с тобой дарила, Забудешь ты?

Весна: Скоро ль, сердце(Безотчетная грусть) Ночь весенняя прохладна, Ароматна и ясна; В небе чистом тихо светит Серебристая луна, И лучом она лобзает Грудь холодную реки; За рекою слышны песни И мелькают огоньки. Грустно мне! Тоска на сердце Безотчетная лежит, По щеке слеза бежит! Вот луну сокрыли тучи – Огоньков уж не видать… Стихли песни… Скоро ль, сердце, Перестанешь ты страдать!

Опять раскинула веснаИ вот шатер свой голубой Опять раскинула весна; Окроплены луга росой, И серебристой полосой Бросает свет на них луна. Светла, как детский взор, река, И ветви ив склонились к ней Под гнетом легким ветерка; И прилетел издалека С звенящей трелью соловей… Прекрасны вы, дары весны; И горе бедным и больным, Чьи очи горьких слез полны… Такие ночи созданы Для тех, кто счастлив и любим!

Говорят они веснеПесни жаворонков снова Зазвенели в вышине. «Гостья милая, здорово!» — Говорят они весне. Уж теплее солнце греет, Стали краше небеса… Скоро всё зазеленеет — Степи, рощи и леса. Позабудет бедный горе, Расцветет душой старик… В каждом сердце, в каждом взоре Радость вспыхнет хоть на миг. Выйдет пахарь на дорогу, Взглянет весело вокруг; Помолясь усердно богу, Бодро примется за плуг. С кротким сердцем, с верой сильной Весь отдастся он трудам — И пошлет господь обильный Урожай его полям!

Как прекрасна весна! Миллионы

Приёмы выразительности

Стихотворение «Весна» состоит из пяти строф, написанных четырёхстопным ямбом. Это двусложный размер с повторяющимся ударением на второй слог. В каждом четверостишии прослеживается строгая перекрёстная рифма (А-Б-А-Б). Здесь нет никаких новаторских приёмов, текст написан простым живым литературным языком, в нём можно выделить характерные для многих стихов приёмы:

  • эпитеты — выразительные определения: «злые», «резвые», «звонкий»;
  • инверсия — перестановка слов в предложении: «уж тает снег, бегут ручьи…»;
  • метафора — высказывание в переносном смысле: «читаешь в каждом взоре…»;
  • сравнение, например, «сердце… стучит, как будто ждёт кого-то»;
  • интересная эмоциональная пунктуация: тире, многоточия, три восклицательных знака.

В старый сад выхожу я

В старый сад выхожу я, росинки Как алмазы на листьях горят; И цветы мне головкой кивают, Разливая кругом аромат.

Всё влечет, веселит мои взоры: Золотая пчела на цветке, Разноцветные бабочки крылья И прыжки воробья на песке.

Как ярка эта зелень деревьев! Купол неба так чист и глубок! И брожу я, восторгом объятый, И слеза застилает зрачок.

За оградой садовой чернеет Полоса взбороненной земли, И покрытые соснами горы Поднимаются к небу вдали.

Как любовью и радостью дышит Вся природа под вешним лучом, И душа благодарная чует Здесь присутствие бога во всем!

Снова крепнут дремавшие силы; Новой жизни приходит пора, И становится всё так возможным, Что мечтою казалось вчера!

Как прекрасна весна! Миллионы Ей навстречу звучат голосов, И в моем воскресающем сердце Ей привет вдохновенный готов!

Урок 50. А. Плещеев. «Травка зеленеет, солнышко блестит…»

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Поэт – писатель, создающий произведения в стихах.

Выразительные средства – слова, выражения, фразы, способы построения текста, делающие произведение ярким, эмоциональным, выразительным.

Ключевые слова

Стихотворение; поэт; выразительные средства.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – Ч.1. — С. 65

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тет-радь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 40

3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горец-кий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

узнаем о русском поэте Алексее Николаевиче Плещееве

научимся анализировать стихотворное произведение;

сможем создать иллюстрацию к стихотворению

Основное содержание урока

1.Знакомство с биографией поэта А.Н.Плещеева происходит в ходе беседы вымышленных персонажей – Володи и Ани. А: Смотри, Володя, в этой книге есть биография Алексея Николаевича Плещеева. Давай сначала познакомимся с автором, а потом почитаем его произведения.

Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в городе Кострома в семье чиновника. Отец его умер, когда Алексею было 2 года. Мать поэта воспитывала сына в одиночку, благодаря ей мальчик получил прекрасное домашнее образование. Детство Плещеева прошло в Нижнем Новгороде.

В 1839 году семья переезжает в город Петербург, где Плещеев поступил в военное училище. Через 2 года он уходит из училища, а в 1843 году поступил в Петербургский университет.

Еще в университете Плещеев начинает печататься в журналах. Поэт активно сотрудничал с журналом «Современник, публиковал стихи в различных изданиях Москвы.

Отличительная особенность поэзии Плещеева — ее бодрость и жизнерадостность: поэт верит в торжество свободы, равенства и справедливости. Многие годы жизни Плещеева были посвящены просветительской деятельности, которая имела педагогическую направленность. В 1861 году совместно с Бергом им была издана хрестоматия «Детская книжка», в 1873 году при совместной работе с Александровым появляется сборник для детей, куда помещены лучшие произведения русской классической и современной литературы.

Кроме литературных изданий, по инициативе Плещеева выпускаются учебно-познавательные сборники по географии. Всего было подготовлено и выпущено семь книг разной тематики.

С годами Плещеев начинает писать стихотворения для детей и становится признанным детским поэтом.

А: Мне было интересно познакомиться с биографией Алексея Николаевича Плещеева.

В: Давай теперь почитаем его стихотворения

2. А: Первое стихотворение называется «Сельская песня»

В: В нашем учебнике литературного чтения приведён отрывок из этого стихотворения. Давай прочитаем. (Чтение стихотворения).

В: Я это стихотворение и раньше слышал. Это одно из самых известных произведений Плещеева.

А: Когда читаешь его, с первых строк чувствуешь радость писателя. Он радуется прилёту ласточки – вестницы весны.

В: И слова он использует ласковые – травка, солнышко. Видно, как он любуется весенней картиной природы.

А: Автор ждал ласточку, хотел услышать её щебетание, приготовил ей зёрнышек. Всё стихотворение проникнуто ожиданием весны.

В: Его настроение такое же весёлое, как щебетание ласточки и оно передается читателям.

А: Я думаю, читать это стихотворение надо с радостно, весело, чтобы слушатели почувствовали настроение автора.

Разбор типового тренировочного задания.

Текст вопроса: Восстановите последовательность строк в стихотворении А.Н.Плещеева

Источник

Зелёный Шум

Николай Некрасов
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено —
И воздух, и вода!
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят;
Пригреты тёплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса,
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая берёзонька
С зелёною косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит весёлый клён…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
Идёт-гудёт, Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
***

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: