Средства выразительности
Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.
В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует столь любимые им краткие архаичные формы слов (эпитет «голосисту»).
Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае, глухой звук «п» встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Натюрморт Бродского
Созданию произведения послужило событие в жизни поэта, связанное с помещением его в лечебное учреждение в связи с серьезной болезнью с возможностью смертельного исхода. Поэтому автор выбирает в качестве названия стихотворения
- Анализ стихотворения Снегирь Барто
Произведение является одним из стихотворений, вошедших в цикл «Мы с Тамарой ходим парой», и имеет в качестве основной тематики раскрытие детского характера в целях нравственного воспитания при помощи юмористических средств.
- Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю…
Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить
- Анализ стихотворения Не отходи от меня Фета
Стихотворение «Не отходи от меня…» характеризует Фета, как мастера лирического фрагмента, он привык описывать любовь с точки зрения мимолетных порывов души,
- Анализ стихотворения Буря Фета
Афанасий Фет завершает свое творчество финальным сборником, который получил название «Вечерние огни». Он увидел свет в 1883 году, потом было выпущено еще три переиздания, а последняя версия вышла
Анализ стихотворения Державина «Снегирь» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы
“Снегирь” также посвящен скорбному событию. Умер Суворов, доблестный полководец и удивительный человек, которого поэт любил и глубоко почитал. И вновь – параллель с миром русской природы. Но теперь выбран снегирь, любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. Построение стихотворения и его ритмическая организация иные, чем в предыдущем.
Но ведь и герой, и ситуация совершенно иные. Суворов – воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности.Снегирь Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый Снегирь?С кем мы пойдем войной на Гиену?Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?Северны громы в гробе лежат.
Кто перед ратью будет, пылая,Ездить на кляче, есть сухари;В стуже и в зное меч закаляя,Спать на соломе, бдеть до зари;Тысячи воинств, стен и затворов С горстью россиян все побеждать?Быть везде первым в мужестве строгом,Шутками зависть, злобу штыком,Рок низлагать молитвой и Богом,Скиптры давая, зваться рабом,Доблестей быв страдалец единых,Жить для царей, себя изнурять?Нет теперь мужа в свете столь славна:Полно петь песню военну, Снегирь!Бранна музыка днесь не забавна,Слышен отвсюду томный вой лир;Львиного сердца, крыльев орлиных Нетуже с нами! Что воевать?Перед нами как бы моментальный словесный рисунок, сделанный сильными и резкими мазками. Портрет-характеристика героя помещен во вторую и третью строфы. Он взят, как в раму, в начальную и конечную строфы, содержащие обращение к Снегирю. Только в первой строфе это обращение имеет вид недоуменного вопроса:Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь?А в последней – имеет вид приказа:Полно петь песню военну, Снегирь!Вся первая строфа состоит из сплошных вопросов. Умер тот, кого никем никогда не заменишь. Потому и растерянность, потому и взволнованные вопросы без ответа на них. Во второй и третьей строфах конкретизируется мысль о том, почему другого такого полководца, как Суворов, в России больше уже не будет. Уникален он в силу своей соприродности простым солдатам, людям из народа. Он разделяет их обычаи и привычки, в военных походах он живет их жизнью. У него тот же “русский сгиб ума”, что и у самого поэта. А ведь по своему положению этот полководец едва ли не равен царям: он “дает скиптры”, решает судьбы стран и народов.Демократизм литературного произведения проявляется не только в его тематике, то есть не только в том, о чем в нем повествуется, – но и в его поэтике, то есть в том, как повествуется, какая форма выбирается. Говоря о Суворове, Державин выбираетпоэтическую форму, передающую образ мышления человека из народа (народ по – гречески demos; отсюда и определение “демократический”). Это он, воюя рядом со своим полководцем, уверовал, что “зависть побеждается шутками”, “злоба – штыками”, а судьбу умилостивают молитвами. Это он вписывает себя в извечную русскую формулу: “жить для царей, себя изнуряя”. И он считает, что именно так прожил свою жизнь любимый полководец Суворов.Заключительная строфа возводит героя на пьедестал, отделяя от всех остальных: “Нет теперь мужа в свете столь славна”. Образ приобретает величественные “герольдические” очертания: “Львиного сердца, крыльев орлиных”. Однако финальная строка вновь звучит совсем не торжественно и пышно, а просто и лаконично. Так выразился бы потрясенный горем обычный человек, хорошо понимающий цену утраты:Нет уже с нами! Что воевать?
Нет больше Суворова, и Снегирю незачем больше петь “военную песню”. Стихотворение взято в кольцо перекликающихся строк: открывающей повествование (“Что ты заводишь песню военну…”) и завершающей его (“Полно петь песню военну, Снегирь!”).
Горестный круг замкнулся: нет Суворова и умолкли песни славных подвигов и побед. Как точно соответствует это стихотворение названию нашей книги. В “Снегире”, действительно, соединились звуки лиры и трубы.
Гавриил Державин — Снегирь: СтихЧто ты заводишь песню военнуФлейте подобно, милый снигирь?С кем мы пойдем войной на Гиену?Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?Северны громы в гробе лежат.
Кто перед ратью будет, пылая,Ездить на кляче, есть сухари;В стуже и в зное меч закаляя,Спать на соломе, бдеть до зари;Тысячи воинств, стен и затворовС горстью россиян все побеждать?Быть везде первым в мужестве строгом;Шутками зависть, злобу штыком,Рок низлагать молитвой и богом,Скиптры давая, зваться рабом;Доблестей быв страдалец единых,Жить для царей, себя изнурять?Нет теперь мужа в свете столь славна:Полно петь песню военну, снигирь!Бранна музыка днесь не забавна,Слышен отвсюду томный вой лир;Львиного сердца, крыльев орлиных
Нет уже с нами!- что воевать?
Читайте в следующем номере «Учительской газеты»
Сегодня школьная программа чрезмерно перегружена и не дает ученикам цельного представления о мире и многомерности человека. Академические дисциплины в учебном плане искусственно разделены, а линии отрыва произвольны. Петр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее», ищет ответ на вопрос, как готовить детей к жизни в постоянно меняющемся мире.
В чем ценность конкурса «Успешная школа»? Что происходит с российским обществом сегодня? Связана ли отставка Ольги Васильевой с критикой проектов ФГОС на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ? На эти и другие вопросы в интервью «Учительской газете» ответил глава комиссии СПЧ по образованию и науке, академик РАО Александр Асмолов.
Уметь планировать свои действия, не упускать детали и видеть главное в огромном потоке информации – важный навык для современного учителя. Без планирования рабочий день превращается в клубок событий, которые пересекаются, мешают друг другу, а иногда и отменяются. Андрей Сиденко делится инструментами, которые помогают ему держать фокус на главных вещах, успевать больше и не опаздывать на важные встречи.
Дети ездят в школу на беспилотных автобусах. Роботы стирают, гладят и складывают белье. Астронавты открывают первую колонию на Марсе. Такова реальность завтрашнего дня. И дети XXI века станут теми, кто воплотит смелые фантазии в жизнь, а учителям предстоит направить умения и таланты подрастающего поколения в нужное русло. Станислав Секретов подготовил обзор книжных новинок, главный герой которых – наше будущее.
Анализ стихотворения Г.Р. Державина «Снегирь»
Анализ оды Г.Р. Державина «Снегирь».
На написание стихотворения с позитивным названием «Снегирь», Гавриила Романовича Державина вдохновило весьма скорбное событие – смерть великого полководца Суворова. Она случилась весной1800 года. Поэт и полководец были верными друзьями, и оттого кончина Суворова ощущалась Державиным как невосполнимая потеря. Державин описал историю создания стихотворения в примечаниях к своему произведению. Поэт рассказал о том, что у него в клетке жил снегирь, наученный напевать военный марш. Придя домой с похорон Суворова, Державин снова услышал песню снегиря и решительно взялся за написание стихотворения, пока чувства еще не отхлынули. Этим объясняется резкая манера выражения своих эмоций в произведении, словно поэт наскоро рисовал резкими мазками свою горечь. Державин написал оду, или даже можно сказать эпитафию в четырех строфах из шести строк в каждой, четырехстопным дактилем. Добиваясь нужного эффекта, автор использует сравнения, олицетворения, метафоры и гиперболу. Придерживаясь законов жанра оды, поэт применяет высокую лексику, но переживая личную трагедию не смог придать оде торжественности. Вместо этого, ода в большей степени охарактеризована простым языком обывателей. Суворов был героем из простого народа, и его непритязательные бытовые привычки поэт посчитал нужным включить в произведение. Произведение начинается с недоуменного вопроса к пернатому – «Что ты заводишь песню военну?». Военная песня в такой ситуации расценивается практически как кощунство по отношению к умершему полководцу – «Бранна музыка днесь не забавна». Далее поэт беспрестанно задается вопросами – как теперь быть, под чьим началом идти воевать, кто поведет за собой армию. И в этих вопросах явственно проступают очертания главного героя произведения: храброе сердце, орлиные крылья, мужественность. Державин смог настолько лаконично и колоритно описать генералиссимуса, что любой читатель с легкостью узнал бы его с первых строк. Даже слова «сухарь» и «кляча» взяты из писем Суворова, которые получал Державин. Ушел из жизни незаменимый для всей страны человек, образец военной аскезы, близкий простым солдатам. Державин с гордостью отмечает в нем черты именно народного героя. В подобных одах не принято описывать детали облика героя, но тут же становится понятно, что Державин просто не мог написать иначе. Тесная дружба и уважение заставили выполнить свой последний долг перед товарищем пусть и в стихах – воздвигнуть письменный памятник. В последней строфе, автор говорит о том, что другого такого «мужа» уже не будет. Поэтому, он не только призывает снегиря прекратить петь военную песню, он не видит смысла в принципе идти воевать. Последняя строчка больше других отражает отчаяние Державина, с особым трепетом относившегося к Суворову. Автор как будто отказывается верить в будущие военные победы страны. Тема природы тоже звучит в произведении. Образ снегиря выбран не случайно, эту птицу можно наблюдать только зимой, она совсем не боится мороза и победно рдеет красным брюшком назло непогоде. Произведение Державина является ярким образцом для воспитания патриотов. Не стоит и перечислять все заслуги Суворова перед отечеством. В оде, Россия навсегда лишилась выдающегося военного, защищавшего рубежи родины. Суворов оставил не только глубокую рану на сердце поэта, но и глубокий след в истории России. Трудно определить точную литературную форму в произведении Державина, скорее он сам является создателем новых форм. Смешивая разную лексику, поэт несколько расширяет жанр, и впоследствии этот жанр определят, как реализм.
Тема
В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.
В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.
Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае возможно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить все, на что был способен.
История создания
Точной даты написания стихотворения «На птичку» неизвестно (предположительно в 1792-1793 годах). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.
Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила ко двору Гавриила Романовича, назначив его своим придворным секретарем.
Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.
Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя, словно пойманная в сети птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».
Анализ стихотворения Снегирь Г. Р. Державина по плану
Стихотворение написано на смерть А.В.Суворова. Стихотворение «Снегирь» было создано, по словам самого Державина, при следующих обстоятельствах. «У автора в клетке был снегирь, выученный петь одно колено военного марша; когда автор по преставлении своего героя (т. е. Суворова.) возвратился в дом, то услыша, что сия птичка поет военную песню, написал сию оду в память столь славного мужа».Это стихотворение — лучший поэтический памятник великому Суворову. Державину здесь удалось создать почти обыденный и тем еще более трогательный образ умершего героя. Хотя Державин и называет «Снегиря» одой, но это слово утрачивает у него свой жанровый смысл. Высокую гражданскую тему Державин воплощает в форму глубоко личного, интимного произведения, вследствие чего в стихотворение вводятся подробности частной жизни поэта. Вот он, Державин, вернулся домой под гнетущим впечатлением от кончины. Суворова. А веселый снегирь встречает его, как всегда, военным маршем. Но как не подходит этот марш к скорбному настроению поэта! И именно поэтому Державин начинает свое стихотворение мягким укором: Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь? Сравнение голоса снегиря с флейтой не случайно: в XVIII в. флейта была одним из основных инструментов военного оркестра, и флейтист часто шел впереди воинской части. В победно-патриотических одах поэты не стремились обрисовать образ воспеваемого ими полководца. Традиционные уподобления «Марсу», «Орлу» стирали индивидуальный облик героя. В стихотворении «Снегирь» Державин поставил перед собой принципиально иную задачу. Он пытался создать неповторимый облик своего покойного друга, излагая подробности его жизни. Державина не смущает соседство в его стихотворении слов «вождь», «богатырь» с такими словами, как «кляча», «солома», «сухарь». Он руководствовался не отвлеченными признаками жанра, а фактам самой действительности. «Суворов, — писал он в «Объяснениях», -воюя в Италии, в жаркие дам ездил в одной рубашке перед войском на казачьей лошади или кляче… был неприхотлив в кушаньи часто едал сухари; в стуже и в зное… себя закаливал подобно стали, спал на соломе или на сене, вставал на заре…» Замечателен эпитет «быстрый» («быстрый Суворов»), передающий и живой, стремительный характер полководца, и его молниеносные, неожиданные для врага, решения, примером которых может послужить знаменитый переход через Альпы. Не скрыл Державин и печального положения своего, героя в самодержавной России: «Скиптры давая, зваться рабом». В этих словах — горькая ирония над участью русских полководцев, судьба которых полностью зависела от милости или гнева монарха. Гонения на Суворова со стороны Павла I — яркий тому пример. Особого внимания заслуживает метрика «Снегиря». Вместо канонической десятистишной строфы, которую закрепил за одой Ломоносов, Державин пользуется шестистишной, им самим придуманной строфой. Первые четыре стиха имеют перекрестную рифмовку, два последних — рифмуются с аналогичными стихами следующей строфы. Вместо обычного для оды четырехстопного ямба в «Снегире» — четырехстопный дактиль. Полные дактилические стопы чередуются с усеченными. После второй, усеченной стопы образуется пауза, придающая речи поэта взволнованный характер.
Поэт использовал в «Снегире» приёмы, выработанные в русской анакреонтике, но сломал традицию, сделав анакреонтику не шуточной, а трагической. Стихотворение заслужило признание читателей двух веков: оно вошло во все учебники стиховедения и антологии русской поэзии. Державинский снегирь прытко перелетел и в поэзию двадцатого века.
Анализ стихотворения Державина «Снегирь»
Стихотворение «Снегирь» было написано в 1800 году после смерти Суворова. Гавриил Державин познакомился полководцем в 70-х годах, и скоро между ними завязалась крепкая дружба. Поэт виделся с Суворовым в последние дни перед смертью, кончина друга произвела на него сильное впечатление. Известно, что у Державина дома жил снегирь, умевший петь одно колено военного марша. Когда тот после смерти Суворова вернулся домой, птица своим пением вдохновила на написание произведения «Снегирь». Стихотворение относится к классицистическому жанру оды, но Державин позволяет себе отойти от общепринятых канонов. Он пишет стих на гражданскую тему (смерть полководца, война России и Франции»), придавая ему глубоко личное звучание. Автор показывает роль сего великого человека в войне, его умение получать победу, располагая всего «горсткой россиян».
Ключевой образ оды «Снегирь» – Суворов, но также нельзя оставить без внимания образ лирического героя и образы-символы, помогающее раскрыть тему и идею. Уже с первой строфы произведения читатель узнает, что Суворов умер, об этом лирический герой возвещает кучей взволнованных риторических вопросов, завершая сию тираду краткой характеристикой полководца: «Северные громы в гробу лежат». Далее Г. Державин характеризует героя, употребляя лексику книжную (рать, низлагать, муж славный) и разговорную (сухари, кляча, бдеть). Этим он нарушает догмы классицизма, но зато добивается правдивого портрета, сотканного из фактов. О характере говорится кратко, но достаточно полно: «Быть везде первым в мужестве строгом; // Шутками зависть, злобу штыком, // Рок низлагать молитвой и богом; // Скиптры давая, зваться рабом».
Лирический герой воедино сливается с автором, но он теряется между строк, выдвигая наперед образ Суворова. Тем не менее, отчетливо видно отношение лирического героя к другу, его отчаяние. Для того чтобы выразить последнее, поэт строит практически все стихотворение из вопросительных предложений. Иногда лирический герой похож на ребенка, который потерял родителя и не знает, что делать дальше. Но масштабы потери гораздо больше, ведь от нее будет страдать весь народ: «Кто перед ратью будет, пылая,… // С горстью россиян все побеждать?».
В оде фигурируют яркие образы-символы снегиря и флейты. Снегирь в русской культуре символизирует чистоту, зиму, а еще в народе его считают защитником, который спасал тех, кто заблудился в снежных пустынях. Флейта же – военный инструмент, который на языке символов означает тревогу и всплеск эмоций. Символическое звучание обеих образов созвучно теме и идее стихотворения.
Создать образ сильного духом полководца позволяют художественные средства: метафоры («северны громы в гробу лежат», «львиное сердце», крылья орлиные»), эпитеты (сильный, храбрый, быстрый Суворов», «славен муж»). Посредством тропов выражается любовь к Суворову не только Г. Державина, но и всего народа.
С точки зрения композиции нарушены требования жанра оды. Вместо десятистрочных строф автор использует шестистрочные. В первых четырех строках рифма перекрестная, последние два нерифмованные. Стихотворный размер – дольник (промежуточная форма между силабо-тонической и тонической системой).
«Снегирь» Г. Державина – ода, но классические нормы в ней не соблюдены из-за особенностей темы, идеи и мотивов создания стихотворения.
Анализ стихотворения Державина «Властителям и судиям» Анализ стихотворения Державина «Памятник» Анализ стихотворения Державина «Признание» Анализ стихотворения Державина «Бог»
Анализ стихотворения «Снегирь» Р. Державина
Одним из ярких представителей классицизма в русской литературе является поэт Гавриил Романович Державин. В его творчестве нашли отражение реалии жизни обыденной, интерес к русской истории, к русской философии. Следуя законам жанра, поэт-классицист создавал свои произведения «по образцу» — так появляются оды Державина.
Однако, сложно определить одно литературное направление, в котором творил поэт. Некоторые исследователи отмечают, что Державин находился в поиске новых форм литературы, а позднее отмечают новое направление, в котором он работал — «предромантизм».
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Для творчества предромантиков характерно обращение к человеческой индивидуальности, что противоречит канонам, установленным классицистами. Исходя из этого противоречия, стихотворение «Снегирь», которое сам Державин озаглавил, как «ода», может характеризоваться и как элегия — стихотворный результат философского размышления над сложными вопросами человеческого бытия.
Стихотворение «Снегирь» увидело свет в мае 1800 года, после смерти Суворова, которую поэт воспринял, как личную трагедию. С первых строк стихотворения становится ясно, что для Державина полководец был великим человеком, единственным в своем роде «Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?».
Следуя законам жанра оды, Державин использует в своем стихотворении «высокую» лексику, которой восхваляет храбрость и мужество полководца, а так же его окружение: «богатырь», ездить «пылая», «рок низлагать», «доблестей быв страдалец единых», «бранна музыка днесь не забавна», «слышен отвсюду томный вой лир». Однако, поэт не мог в полной мере выразить свои чувства пышными и торжественными словами, которые от него требовал жанр оды, поэтому Державин переходит на простой, обывательский язык.
Для Державина оказалось важным не следовать образцу и не громоздить высокопарные метафоры одну за другой, а отметить жизненные, бытовые детали, которые помогают читателю создать более полный образ Суворова. Прямо и открыто говорит поэт о привычках полководца:
Таким образом, Державин стал едва ли не первым, кто заговорил о мире реальном — факты жизни конкретного человека включены в героический рассказ о подвигах великого полководца.
Как начинающий романист, Державин не мог обойти в своем творчестве тему природы. В данном стихотворении поэт обращается к снегирю — одной из любимых народом птиц, которая отличается выносливостью и отвагой. Снегирь в произведении становится во главе военного марша, своей песней ведя за собой войско:
Как известно, флейта была неотъемлемой частью военного оркестра, поэтому сопоставление звука флейты и голоса снегиря не случайно. Смерть Суворова словно подводит черту:
Для поэта утрата оказывается невосполнимой. В стихотворении «Снегирь» существенно расширены границы классицистического жанра, согласно которому в произведении должен был быть изображен тип героя, а не конкретный человек.