Анализ стихотворения северянина «что шепчет парк … »

Анализ стихотворения «в лесу» (б. л. пастернак)

Образы и символы

Борис Леонидович очень редко повествует от своего лица, но возможно и другое – метонимия, то есть повествование от чего-то общего, охватывающего в том числе и самого поэта. В данном случае лирическим героем можно назвать персонажа, который «спит не спя». Сон лирического героя – это сон всего леса.

Первоначально хотелось бы обратить внимание на образ, объединяющий весь цикл «Нескучный сад» — это образ сада. Данное название изначально предназначалось книге «Сестра моя – жизнь», в которой главным образом был также сад, но это был сад души, тогда как данный цикл объединён гласным образом сада

Образ леса в анализируемом стихотворении можно рассмотреть как прообраз сада, либо же его разновидность. Этот образ амбивалентен

С одной стороны, он символизирует бессознательность и опасность, а с другой – убежище, что является более убедительным, принимая во внимание параллель, проведенную между садом и лесом. Лес – это неограниченный, «натуральный» сад, созданный без человеческого вмешательства

Следующим ярким образом является образ часовщика, который просачивается сквозь описываемый поэтом сон. Часы символизирует бесконечность времени, но в то же время напоминают о быстротечности его. Часовщик в произведении будто бы управляет временем.

Сказуемое «текли», относящееся к лучам и жукам, наталкивает на мысли о течении времени. В данном стихотворении время будто бы замедляет свой ход. Поэт пишет о замеченном «кропотливом мерцании», о «стуке цифири», о «терпком янтаре», о «часах в эфире», что наталкивает на мысли не о быстротечности, а о вечности. Также это предположение подтверждают слова:

То есть время настолько затянулось, что стало вязким, «физически заметным».

Хотелось бы также отметить едва уловимые образы возлюбленных, которые встречаются лишь в начале стихотворения, а затем предполагаются в конце.

В сердцевине стихотворения «В лесу» поэт более обращает внимание на героя, на его восприятие окружающего сквозь призму испытываемых им чувств. Также нельзя не обратить внимание на цветовой эпитет, употреблённый автором в первой строфе

Также нельзя не обратить внимание на цветовой эпитет, употреблённый автором в первой строфе. Лиловый цвет – это цвет тайны, цвет грустно-романтический, это опоэтизированный черный цвет

Лиловый не является ни холодным, ни теплым, что добавляет необычности данному цвету. Для Пастернака этот цвет особенный

Лиловый цвет – это цвет тайны, цвет грустно-романтический, это опоэтизированный черный цвет. Лиловый не является ни холодным, ни теплым, что добавляет необычности данному цвету. Для Пастернака этот цвет особенный.

Данная выдержка из романа «Доктор Живаго» очень точно отражает отношение поэта к лиловому цвету. Соответственно, «лиловатый жар» имеет положительный посыл, не связанный с мистическим символизмом цвета, но с его таинственным и чудесным смыслом.

Жанр, направление, размер

Строфы философского стихотворения «В лесу» обособленны друг от друга, то есть каждая из них имеет свою законченную мысль, не перетекающую в следующее четверостишие, но эти самые строфы объединены общей темой, пронизывающей каждую из них и соединяющей их в единое, гармоничное произведение.

«В лесу» явно принадлежит к такому модернистскому течению как символизм. Борис Леонидович не был символистом, но его футуристическая поэтическая сущность была обращена в данную сторону.

Борис Леонидович серьёзно занимался музыкой, но, по его словам, у него не было абсолютного слуха, поэтому пришлось отказаться от этого увлекательного, любимого дела. Также у Пастернака была огромная предрасположенность к философии, но он выбрал поэзию.

Все пастернаковские «увлечения» повлияли на его творчество в целом. Даже футуризм у Бориса Леонидовича был мягкий, лёгкий, изящно переплетающийся с философичным, интимным символизмом.

Размер стихотворения «В лесу» – пятистопный ямб с пиррихиями. Рифмовка стихотворения перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «В лесу» состоит из 6-ти обособленных катренов. Композиция его последовательная, «расширяющаяся», то есть развитие идёт от вполне «ограниченного» леса до безграничного времени, через касание «беспредельного» сна.

Стихотворение «В лесу» делится на 6 смысловых, обособленных частей, так как это произведение является по своей жанровой форме стансом. Но также его можно разделить и на три части.

1 часть – это 1-я строфа, вступление, погружающее читателя в недра таинственности, настраивающее его на необходимый лад.

Данные строки указывают на особенность происходящего, на привилегированность места действия.

2 часть – это 3-и последующие строфы, в которых повествуется о сне, хотя поэт касается и темы третьей части – времени.

Этими строками автор конкретно обозначил то необычное, что он описывает.

Эти строки являются стыком первой и третьей частей.

3 часть – это 2-а последних четверостишия, объединённых темой времени.Также в данной части можно заметить закольцованность со второй частью.

Хабанера II

Вонзите штопор в упругость пробки, –

И взоры женщин не будут робки!..

Да, взоры женщин не будут робки,

И к знойной страсти завьются тропки.

Плесните в чаши янтарь муската

И созерцайте цвета заката…

Раскрасьте мысли в цвета заката

И ждите, ждите любви раската!..

Ловите женщин, теряйте мысли…

Счет поцелуям – пойди, исчисли!..

А к поцелуям финал причисли, –

И будет счастье в удобном смысле!..

(1909)

Игорь Северянин, как, наверное, большинство поэтов, желал славы и признания. Широкому читателю он был более-менее известен, а в круг литературной элиты войти не удавалось – даже после того, как он на деньги своего дяди, Михаила Лотарева, издал более 30 стихотворных брошюр. И тут ему невольно помог Лев Толстой.

В 1910 году один из толстовцев привез в Ясную Поляну сборник Северянина «Интуитивные краски». Стихотворение «Хабанера II» особенно поразило писателя. Иван Наживин вспоминал его слова: «Чем занимаются!.. Чем занимаются!.. – вздохнул он. – Это литература! Вокруг – виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них – упругость пробки!» Отзыв Толстого – как, впрочем, и все его слова – стал достоянием общественности. Возможно, достоверность этой истории сомнительна; и тем не менее с 1910 года известность Северянина начала возрастать.

Хабанера – это кубинский народный танец, который стал популярным в Испании, а также музыка к нему. Экзотичность – одна из отличительных черт поэтики Северянина, поэтому нет ничего удивительного в том, что он обращается к ритмам латиноамериканского танца. На это указывают, в частности, рефрены («взоры женщин не будут робки», «цвета заката»), похожие на музыкальную секвенцию. Кроме того, Северянин – мастер цвета: картина заката визуализируется за счет параллели с «янтарем муската».

Игорь Северянин: биография в годы эмиграции

В годы Гражданской войны Игорь Северянин уехал в эстонскую деревушку Тойла, где у поэта была дача. В связи с тем, что в 20-м году Эстония получила независимость, Северянин не смог вернуться на родину, так как граница была закрыта на долгие годы, вплоть до включения прибалтийских стран в состав СССР.

Стихи, написанные поэтом в этот период, отражают тоску, которую Северянин испытывал вдали от России. Он не клеймит родину, не чернит ее, как некоторые опальные поэты, мигрировавшие в Европу. Напротив, он пишет о своих нежных чувствах к России, о ее красоте и величии.

Первые годы в эмиграции поэт активно писал стихи, гастролировал с лекциями и чтениями по европейским столицам, но уже к середине 30-х годов интерес публики к нему упал, и поэт остался практически лишенным возможности издавать свои произведения. Находясь в эмиграции, поэт выпустил всего 2 сборника — «Вервена» и «Менестрель», а также роман в стихах и цикл стихотворений, воспевающих власть Советов.

Северянин, биография которого полна не только ярких творческих событий, но и печальных моментов, провел последние годы жизни в жуткой нищете и голоде. Со второй женой, Верой Коренди, он вынужден был прозябать в сараях и амбарах, совершенно непригодных для жизни.

Так как поэт перестал печататься и получать гонорары, ему практически нечего было есть. В теплое время года он целые дни проводил на озере в лодке, пытаясь поймать рыбу. Из-за постоянной водной ряби поэт начал терять зрение.

Проживание в непригодных условиях и скудное питание подкосили здоровье поэта — постоянный кашель и хрипы в легких мучили Игоря, и возможно, именно туберкулез послужил причиной смерти поэта.

Темы, проблемы, настроение

В стихотворении «В лесу» очень ярко, отчетливо просматривается пастернаковский тематический треугольник «Любовь, Природа, Творчество». Темы любви и природы являются более заметными. «Обособленность» влюбленных, их «безвременный полёт» — это любовь; красочное, метафоричное описание леса – это природная тематика. Также можно предположить, что автором затронута тема смерти.

Неоднократное использование слова «казалось» по отношению ко «сну», а также переплетение данного словосочетания с образом замедленного времени можно рассмотреть как «победу» бесконечного времени над жизнью человека. Но это лишь предположение, которое можно более подробно разобрать, обратившись к другим стихотворениям данного цикла.

Двойственность понимания стихотворения является его проблематикой. Также данную амбивалентность можно считать и проблемой, объединяющей весь цикл «Нескучный сад» из книги «Темы и вариации».

Настроение стихотворения «В лесу» глубоко индивидуально, оно для каждого своё. Прочитав произведение «В лесу», читатель представляет очень хаотичный, непонятный образ, но в то же время эта путаница укрепляет внутри чувство чего-то таинственного, но очень близкого каждому из нас. Постепенно возникает понимание описанного поэтом сюжета, после чего настроение от прочитанного становится «привычно-романтичным», но всё же остаётся «загадочно-вязкий» привкус.

Игорь Северянин анализ стихотворений кратко и понятно – главное и важное

Игорь Северянин поэт 20 века.

Начало ХХ века в России отметилось появлением авангардизма и его разных поэтических направлений. В 1911 году возникла группа эгофутуристов, главой которых стал Игорь Северянин.

«Futurum» в переводе с латыни означает «будущее, а «Ego» — «я». Отрицая все традиции русской поэзии, они пытались создать новый язык, конструировали новые слова, декларировали новую мораль, где центром внимания поэта становится его собственное «я».

Эгофутурист Игорь Северянин – самый яркий представитель этой эпатажной поэзии. Его сборники «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» были невероятно популярны, а его «поэзоконцерты» собирали полные залы и вызывали ажиотаж.

«Ананасы в шампанском» — одно из самых известных стихотворений Северянина, оно написано в 1915 году. В нем просматривается любимая урбанистическая тема: город, технические достижения, стремительный темп жизни.

Неспроста каждое предложение в нем – односоставное и с восклицательным знаком в конце. Общей картинки нет, только обрывочное мелькание «видеокадров», из которых складывается противоречивое впечатление: среди мчащихся экспрессов, автомобилей и самолетов идет жизнь салонная, изысканная, элегантная на фоне «ветропросвистов» и «стрекота аэропланов».

В этой красивой жизни царят ананасы и шампанское, что-то норвежское и что-то испанское, вдохновение, поцелуи, нервные девушки. Но неожиданно, как 25-ый кадр, среди вечернего блеска мелькает сцена… драки. Это грубо и совершенно неприемлемо для беспечной, яркой, искристой салонной жизни.

И тогда, если уж нельзя избежать низменности, приходит решение: «трагедию жизни» претворить «в грезо-фарс». Не обошлось и без неожиданных неологизмов: «ветропросвист», «крылолет», «порывно», «грезо-фарс». Они «осмысленны» и придают стихотворению своеобразную экстравагантность, провозглашенную программой эгофутуристов.

«Кензель». Для справки: кензелем в литературоведении называют форму стихотворения, включающего в себя три пятистишия. «Кензель» написан в 1911 году. Его очень любили слушать поклонники в исполнении Северянина на многочисленных выступлениях в разных городах. Буквально после первых слов «В шумном платье муаровом…» раздавались восторженные аплодисменты.

Стихотворение рисует перед нами изысканный, экзотический мир, принадлежащий таинственной женщине. Она идет по ночной, «олуненной» аллее, ассоциируясь с морем («проходите морево»), потому что платье у нее шумное, муаровое (шелк, переливающийся разными оттенками) тальма (накидка) «лазорева».

Утонченная, «изящная», «эстетная», она производит чарующее впечатление на фоне лунной ночи и песочной дорожки, «от листвы разузоренной», подобно меху ягуара. Красота и тайна женщины вызывают мысли о любви. Конечно, ей «предназначено» «любовное упоенье», ведь для такой неземной женщины «ночь всегда новобрачная». Но «найдется ли пара» подобному чуду? Вряд ли

. Она сядет в бензиновый ландолет, доверив жизнь «мальчику в макинтоше резиновом», закроет ему глаза своим «жасминовым», «шумным», «муаровым платьем»… Что последует за этим? Разбитый автомобиль, погубленная жизнь, мимолетная, ничего не значащая связь? Неологизмы в стихотворении доступны и экстравагантны, они усиливают ассоциации, увлекают в волшебный и таинственный мир.

А. Блок был обеспокоен отсутствием темы в лирики И. Северянина. Критики упрекали его за манерность, вычурность, будуарность, салонный дендизм и даже пошловатую изысканность. Конечно, есть и это. Но нельзя не заметить, что поэт порою ироничен и самоироничен, а это свойственно умным и глубоким людям. Главное, что его поэзия отличается тончайшим лиризмом, изысканностью, элегантностью, изумительным чувством ритма. Его стихи задевают эстетические чувства, открывают красоту человеческой души и богатство переживаний.

Игорь Северянин. Биография, анализ творчества, стихотворений

Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере

«авто», и наизобретал кучу салонно-технических неологизмов. Его причудливая высокопарность иногда походила на самопародию. Необходимо отметить, что излюбленными стихотворными формами Игоря Северянина были сонет и рондо, хотя он выдумал и такие формы, какие искусству стихосложения были неведомы до него: миньонет, дизэль, кэнзель, секста, рондолет, перекат, перелив, переплеск, квинтина, квадрат квадратов.

Он часто называл свои произведения по названиям музыкальных жанров и форм: «Увертюра», «Рондо», «Интермеццо», «Соната», «Интродукция», «Прелюдия», «Баллада», «Фантазия», «Романс», «Импровизация», «Лейтмотив», «Канон», «Дифирамб», «Гимн», «Элегия», «Симфония», «Дуэт душ», «Квартет». Излюбленная поэтом музыкальная форма — песня: «Песня», «Chanson russe», «Chanson coquette», «Шансонетка горничной», «Бриндизи» (итальянская застольная песня), «Эпиталама» (свадебная песня), «Серенада». Есть и колыбельные песни — «Berceus сирени», «Малиновый berceus», «Berceus томления».

Игорь-Северянин отдал дань танцу: «Шампанский полонез», «Хабанера», «Кадрильон» (от кадриль), «Вальс», «Пляска мая», «Фокстрот». В названиях стихотворений встречаются аккорд, октава, лейтмотив, мотив и мелодия. Анализ стихотворений: 1) Стихотворение «Град».

Качнуло небо гневом грома, Метнулась молния — и град В воде запрыгал у парома, Как серебристый виноград. Вспорхнула искорка мгновенья, Когда июль дохнул зимой — Для новых дум, для вдохновенья, Для невозможности самой И поднял я бокал высоко,— Блеснули мысли для наград Я пил вино, и в грезах сока В моем бокале таял град Стихотворение описывает летний град — то есть момент проникновения зимы в летнюю жарцу, момент соединения несоединимого. Для Северянина этот момент подобен моменту творчества, вдохновения, также сопрягающего в одно целое то, что казалось несоединимым.

В стихотворении множество аллитераций — многократно повторяются сочетания звуков «гр», «пр» и «бр» («грома», «град», «запрыгал», «серебристый» «виноград», «наград», «грезах», иногда согласные разделены гласным: «парома», «вспорхнула»), явно звукоподражательные, изображающие.

Продолжение на след. странице

Биография 3 Анализ творчества 5 Анализ стихотворений 6 1) Стихотворение «Град». 6 2) Стихотворение «Ананасы в шампанском». 7 Заключение 8 Список литературы 11 Игорь Северянин (Настоящее имя Лотарев Игорь Васильевич) 1887-1941 гг. Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!

Характеристика автора Слова о полку Игореве складывается из трех разных частей из его исторических взглядов по данным самой поэмы, из его отношения к современным ему князьям и из сопоставления поэта историка с другими современными ему историками летописцами.

В Грузии начались демонстрации и митинги, в которых принимает участие и Маяковский. В памяти осталась яркая картина увиденного В черном анархисты, в красном эсеры, в синем эсдеки, в остальных цветах федералисты. Ему не до учения. Пошли двойки. Перешел в четвертый класс только по чистой случайности.

Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о нашем серебряном веке, мы представляем себе, каждый по-своему, какое-то цельное, яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко

Анализ стихотворения Игоря Северянина «Весенний день»

В 1913 году, благодаря московскому издательству «Граф», свет увидел сборник «Громокипящий кубок». Он принес молодому Северянину всероссийскую славу. Именно после его выхода поэт начал публично выступать со своими стихотворениями и отправился в сопровождении Сологуба в турне по стране. «Весенний день» — произведение, созданное в апреле 1911 года и вошедшее в первый раздел книги «Сирень моей весны». В нем отразились некоторые ключевые особенности «Громокипящего кубка» — поклонение любви и очарованность весенним возрождением человеческой души и природы.

Стихотворение «Весенний день» посвящено Константину Михайловичу Фофанову, поэту и публицисту, представителю первых в России футуристов и импрессионистов в литературе. Кроме того, он считается предшественником русских символистов. Северянин называл себя учеником Фофанова и именовал его своим королем. В лирике поэтов действительно просматривается нечто общее. Например, в 1887 году, после выхода сборника «Стихотворения», Константина Михайловича многие критики обвиняли в нарушении грамматических норм, большом количестве небрежностей, отказе от строгого отбора произведений. Похожие претензии предъявлялись Северянину после выпуска второй книги «Златолира». С Фофановым поэт дружил с 1907 по 1911 год. Виделись приятели очень часто. Перед смертью Константина Михайловича Северянин дежурил у его постели. После кончины Фофанова он принял активное участие в организации достойных похорон.

«Весенний день» — выражение порыва души, истосковавшейся по жизни гармоничной и простой. Стихотворение переполнено восклицательными предложениями, передающими высшую степень восторга, юношеского, беспредельного. Лирический герой творчества Северянина — городской человек, о природе мало что знающий и излишне романтизирующий, эстетизирующий ее. Поэтому в пейзажах поэта часто встречаются образы с налетом по-мещански пошлого артистократизма: форелевая река, дача, названная шалэ или коттэдж, женщина, уподобленная Богоматери великого Корреджи. Порыв души, выраженный в «Весеннем дне», к сожалению, так и останется лишь порывом. Скорей всего, лирическому герою не хватит сил, мужества вырваться из урбанистической реальности на свободу. Придется только в мечтах преображать не слишком экзотический русский пейзаж, придумывая для него невероятные метафоры и эпитеты.

История создания

Стихотворение «В лесу» было написано в 1917 году. Ранняя лирика Бориса Пастернака характеризуется, как он сам выразился, «неотвязной субъективностью», то есть абсолютной интимностью, индивидуальностью, что затрудняет её понимание.

Разбираемое стихотворение вошло в книгу «Темы и вариации», которая была опубликована в 1923 году. Поэт хотел назвать книгу иначе, назвать её «Обратной стороной медали», сделать её неким продолжением предыдущей книги, «Сестра моя — жизнь. Лето 1917 года», но вышло всё иначе.

Цикл, к которому относится «В лесу», называется «Нескучный сад». Этот цикл самый большой в книге.

Сам Борис Леонидович недолюбливал «Темы и вариации». Да, данная книга включает в себя циклы, которые были написаны в разные времена, поэтому она не столь «текучая и плавная», как предыдущая книга поэта, созданная на одном дыхании. Марина Цветаева как-то написала о «Темах и вариациях»: «В этой книге несколько вечных стихов». Эта фраза была заступнической, она защищала книгу от недовольства её создателя.

Эстония

В 1918 году вместе с матерью И. Северянин переезжает в Эстонию, в небольшое приморское местечко Тойолу. Но республику оккупируют немцы, а через два года она выходит из состава страны Советов. Так Игорь Северянин оказался эмигрантом. Его все время тянуло на родину. Но в Эстонии умерла его мать, он там женился на переводчице и поэтессе Феллисе Круут. Вместе с ней делал переводы, издал антологию эстонских поэтов за 100 лет. Он потерял популярность в России, а в Эстонии не приобрел. Только в 1940 году маленькое государство снова вошло с состав СССР. В это время Игорь Васильевич был уже тяжело болен и не смог вернуться. Затем нацисты оккупировали Таллинн. А 1941 году, 20 января, И. Северянин скончался и похоронен в этом городе на Александро-Невском кладбище. Эпитафией стали его собственные строки: парафраз на стихи И. Мятлева.

В советское время имя Северянина было надолго запрещено. Это было декадентство, чуждое и вредное строителям нового общества. Только М. Цветаева оценила его пышно разросшееся дарование. В России в 1996 году начался бум по выпуску прежде запрещенных произведений. Тогда и вышло первое издание собрания сочинений И. Северянина, который мечтал вернуться и в слезах целовать родную землю. Поэзию этого удивительного человека нужно теперь открывать заново.

Игорь Северянин анализ стихотворений кратко и понятно – главное и важное

Игорь Северянин поэт 20 века.

Начало ХХ века в России отметилось появлением авангардизма и его разных поэтических направлений. В 1911 году возникла группа эгофутуристов, главой которых стал Игорь Северянин.

В этой красивой жизни царят ананасы и шампанское, что-то норвежское и что-то испанское, вдохновение, поцелуи, нервные девушки. Но неожиданно, как 25-ый кадр, среди вечернего блеска мелькает сцена… драки. Это грубо и совершенно неприемлемо для беспечной, яркой, искристой салонной жизни.

А. Блок был обеспокоен отсутствием темы в лирики И. Северянина. Критики упрекали его за манерность, вычурность, будуарность, салонный дендизм и даже пошловатую изысканность. Конечно, есть и это. Но нельзя не заметить, что поэт порою ироничен и самоироничен, а это свойственно умным и глубоким людям. Главное, что его поэзия отличается тончайшим лиризмом, изысканностью, элегантностью, изумительным чувством ритма. Его стихи задевают эстетические чувства, открывают красоту человеческой души и богатство переживаний.

Материал о творчестве Игоря Северянина, характере и тематике его стихотворений. Анализ стихотворений.

Вложение Размер
analiz_stihotvoreniy_igorya_severyanina.docx 26.47 КБ

Анализ стихотворения Игоря Северянина «Я гений»

Игорь Северянин оставил свой след в литературе «серебряного века». Он сделал неоценимый вклад в русскую поэзию. Судьба Северянина сложилась непросто. Он достигал вершину славы, однако умер в нищете, забытый всеми. В его стихах присутствовала лирика и ирония. В качестве примера можно привести стихотворение «Я гений». Оно вызвало в общество бурю негативных эмоций.

Одной из особенностей этого произведения является сложность его восприятия. Это связано с тем, что в нем много измененных слов. Чтобы понять его, необходимы определенные знания. Автор написал его таким, чтобы добиться особого звучания. Он дробил слова и заимствовал их из устаревшей речи.

Другой отличительной чертой стихотворения является сочетание лирики и иронии. Мы видим понятные образы, за которыми что-то скрывается. Что-то большее и истинное. Автор хвалит себя и возвышает свой талант. Но за этими выражениями скрывается что-то пустое.

Скорее всего, автор хотел показать, что за всеми хвалебными речами, за славой скрыта пустота. Северянин высмеивает свои же речи. Основную суть этого стиха можно объяснить, как то, что возвышение самого себя будет высмеяно. Рано или поздно это приведет к забвению.

Это произведение оказывает сильное влияние на читателя. Его можно назвать гениальным, несмотря на сложную восприимчивость.

Сочинения по картинам | Сочинения по литературе и на тему

Анализ стихотворения И.Северянина «Русская»

Анализ стихотворения «Русская» И.В. Северянина

Майский юбилей Игоря Северянина, вызвал новый всплеск интереса к творчеству одного из самых известных поэтов Серебряного века. Игорь Северянин всю свою жизнь был поэтом весны, поэтом природы, об этом он говорил и сам в прозаических воспоминаниях «Уснувшие вёсны». «Нельзя не любить леса, озер, рек – природы Божией… И что же еще остается любить здесь, на земле?» — задавал он риторический вопрос, отвечая на него своей поэзией: «Весенний день», «Весенняя яблоня» и многие другие северянинские поэзы – о весенней красоте пробуждающейся природы. Большинство из них датированы именно 1910 годом. Поэту тогда было 23 года, кровь кипела, его переполняли чувства, главным из которых являлась – любовь. Кажется, он готов был любить все – леса, реки, утонченных девушек и простых селянок.

В феврале 1910г., за долгими зимними вечерами, которыми поэт скучал о весне, им написана поэза «Русская», впоследствии вошедшая в сборник «Громокипящий кубок», «взорвавший» всю отечественную литературу. Очень легкая, очень просто написанная поэза – всего восемь двустиший, где последовательно рифмуются каждые две строки, создавая очень энергичный мотив, под который хочется отбивать ритм, плясать и наслаждаться вместе с поэтом. Но даже не зная автора этого стихотворения мы узнаем руку Северянина, его неповторимый стиль, с точными определениями, с красивыми неологизмами. Мы читаем стихотворение и слышим, как сонный горлан-петух кукарекает, отвечает нам дальнее эхо, видим сонные березки, плетень, бриллиантовую веселую росу. И, конечно, великолепная строчка «кружевеет, розовеет утром лес», содержащяя в себе неологизм. Кружевеет – великолепное слово, которое дает нам возможность погрузится в ту волшебную атмосферу, где ветки деревьев, будто сплетены кружевами в красивые узоры.

Теперь о названии. Надо сказать, что все свои стихотворения Игорь Северянин с юности называет поэзами. Этому названию своих произведений он не изменяет всю творческую жизнь. Принесший славу поэту сборник 1913 года называется «Громокипящий кубок. Поэзы». Затем была «Златолира. Собрание поэз», «Ананасы в шампанском. Поэзы», четвертая, пятая книги поэз. Вплоть до берлинского издания «Менестрем. Новейшие поэзы». Надо сказать, что Северянин очень бережно относился к своим поэзам, много работал над словом, по нескольку раз переписывая стихотворение своим красивым почерком, датировал их, давал каждому название. Загадку «Русской» нам однозначно разгадать вряд ли удастся. Под это определение подходят и «душа» автора, широту которой мы естественно ощущаем, и «картина», написанная с большой любовью и понимаем красоты природы, и «песня», ведь не только автору хочется покричать и посоревноваться с эхом, но и нам, читателям, хочется громко, нараспев повторить эти «искристые строки». И все же, мне думается, что автор имел в виду именно поэзу. Конечно, словосочетание может быть и не самое стыкующееся. Русская поэза. Ведь «поэза» — слово, пришедшее из французского языка. Поэтому, быть может, поэт и оставил в заглавии только слово «Русская», считая, что этим все сказано. Тем более, что у Брюсова, уважаемого Северяниным, было стихотворение с названием «Родное». Кстати, сам Северянин через несколько лет напишет другую поэзу и назовет её «Народная», о том, как Земля полюбила Солнце. Авторская точка по солнцу и весне чувствуется в зимних стихах поэта. Только в «Громокипящем кубке» соседствует «Русская», «CHANSON RUSSE», «Пасхальный Гимн». Все они о желании поэта приблизить весну, ведь Пасха, которая бывает только в апреле или мае, является символом жизни. Той жизни, о которой мечтает Игорь Северянин, и ради которой он и хочет «растолкать» и повстречавшуюся ему в березках девушку, и нас, своих читателей.

Вольшонок Федор, 10а, МОУ «Гимназия № 17» г.о.Электросталь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: