Краткое содержание повести м. горького «в людях»

Горький «в людях» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.

Детство краткое содержание

В повести «Детство» автор, создав образ мальчика по имени, Алексей Пешков, смог рассказать все ключевые события своего детства. Повествование в книге ведется от первого лица, главный герой — Алексей постепенно рассказывает о первых самых ярких событиях своей жизни.

Его семья проживала в Астрахани, вскоре трагически умирает от холеры его отец и в жизни мальчика возникает бабушка — Акулина Ивановна Каширина, переехавшая жить к ним. Мальчик быстро находит с ней общий язык, ему нравится с ней общаться.

Вскоре после похорон главный герой вместе с мамой — Варварой, бабушкой и новорожденным братом — Максимом переезжают жить к деду в Нижний Новгород, маленький брат, умирает в дороге. Бабушка, чтобы отвлечь внука от печальных событий рассказывает сказки.

Обстановка в доме деда Василия Васильевича была очень тяжёлой, постоянно возникали ссоры дядей мальчика Михаила и Якова из-за раздела имущества, они хотели как можно скорее заполучить красильную мастерскую деда да и сам дед, занимавшийся ростовщичеством, был очень скупым и вечно недовольным.

Большим потрясением для Алексея стали телесные наказания, которые за провинности практиковал дедушка. Алеше тоже досталось, его подговорил двоюродный брат покрасить парадную скатерть. сначала выпороли мальчишку, а потом и самого Алексея. Не знавший мальчик такой боли и обиды укусил деда, за что выпорол дед его сильно, а заступился за него его единственный друг Цыганок. Алеша болел, но вскоре пришел к нему мириться обидчик.

Главный герой быстро подружился с одним из работников деда – Цыганком — Иваном. Его  подкинули еще маленьким и бабушка настояла оставить его в доме, воспитала и вырастила как родного сына.  Цыганок  вскоре нелепо погиб — на него упал деревянный крест. Это событие нанесло мальчику большую психологическую травму, избавиться от которой помогли беседы с бабушкой.

Следующим ударом для мальчика становится вынужденный переезд в другой дом, который купил дед. Алексей стал проживать вместе с дедом и бабушкой, отдельно от матери и дядей. Бабушка с внуком жили на чердаке, дед в верхней комнате, остальной дом сдавал. 

Первое время Алексею нравится жить в новом доме, однако вскоре события кардинально меняются. В этом доме у деда еще более явно проявляется вся жестокость – он периодически избивает свою жену. Эти драки происходят настолько часто, что становятся достоянием уличных сплетен. В тоже время иногда от скуки дедушка начинает заниматься с Алексеем грамотой и замечает, что мальчик очень смышленый. Отдушину мальчик находит в бабушке, слушает рассказы о её детстве, о Боге, про ангелов, любит смотреть как она молится.

В конце зимы дед продает дом и покупает новый, опять сдает комнаты. Алексей сдружился с постояльцем, которого звал Хорошее дело. Бабушке и деду такая дружба не нравилась. Вскоре тот уехал от них.

На новом месте жительства у Алексея появляются новые друзья – три сына соседа-полковника. Неожиданно в жизни мальчика снова возникает мать, которая возвращается в родительский дом, она даже начинает обучать Алексея грамматике и арифметике, однако Алексею это не нравится. Дедушка стремится, чтобы мать Алексея вновь вышла замуж. Для этого даже находит престарелого часовщика, однако Варвара выходит замуж за другого и уезжает с молодым мужем.

Неожиданно главный герой заболевает оспой, однако терпеливый уход бабушки помогает мальчику выздороветь. В это время дед решает продать дом и бабушка с Алексеем переезжают к его матери в Сормов, но жизнь с матерью не складывается, так как отчим проигрывает в карты деньги, вырученные от продажи дома. Вскоре у матери рождается сын, с его рождением все сильнее проявляется ненависть к Алексею, но новорожденный умирает. Алеша идет в школу.

Алексей с бабушкой возвращаются назад к деду, а потом сюда же приезжает снова беременная мать с отчимом. Отчим постоянно избивал мать, и Алексей, заступившись за нее, чуть не зарезал отчима. Из-за этого события мать с отчимом опять уезжают. Дед, став совсем скупым заставляет бабушку плести кружева на продажу, а Алексея собирать старье и воровать дрова, однако, не смотря на это, Алексей продолжает учиться в школе, окончил второй класс с похвальной грамотой.

Заканчивается повесть весьма трагически. В очередной раз возвращается мать Алексея с больным новорожденным Николаем на руках, к тому же сама она была очень больна. Из-за болезни мать умирает и после похорон дедушка выставляет Алексея из дома, заставляя «идти в люди» чтобы он сам обеспечивал свою жизнь.

I

Дед Василий устроил Алёшу «мальчиком» в нижегородский обувной магазин, где уже работал его двоюродный брат Саша Яковлев. Алёша должен был открывать двери перед покупателями и выполнять разные мелкие поручения. Жили мальчики в домике при магазине, где хозяйничала кухарка, «женщина больная и сердитая», которая заставляла Алёшу помогать по хозяйству — чистить обувь, приносить воду, ставить самовар.

Продолжение после рекламы:

Саша пользовался своим старшинством и должностью помощника приказчика, всячески помыкая и командуя Алёшей, хотя тот был выше и сильнее. Привыкшему к воле мальчику было тягостно весь день находиться в магазине. Ему были неприятны хозяин, тихий человек со светлыми, словно слепыми глазами, и старший приказчик, кругленький и какой-то скользкий.

Много раз Алёша видел, как хозяин и приказчик обхаживали покупательницу, а потом «говорили о ней грязно и бесстыдно». Кроме того, Саша и приказчик обкрадывали хозяина, пряча обувь в печной трубе. Алёша помнил обещание хозяина посадить его в тюрьму за воровство, и это очень пугало его.

Саша не любил кухарку, странную бабу, любившую смотреть на драки, считал её ведьмой и постоянно пытался заставить Алёшу устроить ей какую-нибудь пакость. Однажды утром кухарка умерла прямо на глазах мальчиков. Это так напугало Сашу, что он приблизил к себе Алёшу, показал ему свой сундучок, набитый собранными на улице пуговицами, булавками и прочей мелочью, и тайник под корнем дерева, где была устроена маленькая часовня. Посреди часовни стоял гробик с воробьём, которого Саша сам убил.

Брифли существует благодаря рекламе:

Сашины «сокровища» вызвали у Алёши «тягостное удивление». «Часовню» мальчик разорил, когда Саша сравнил её с его землянкой, в которой он когда-то прожил всё лето, прячась от отчима. После этого Саша начал делать брату гадости — мазал ему лицо сажей, когда тот спал, и подкладывал иголки в обувь, которую он чистил.

Борьба за выживание

Шли тяжелые будни. Чтобы хоть как-то прокормиться, Алексей подрабатывал грузчиком на пристани в окружении разных людей. С профессиональным вором Башкиным и «тёмным человеком» Трусовым он провел несколько дней в лугах на реке Казанке. Там они пили и беседовали о сложности жизни. Начитанный Алексей понял, что у них разные пути.

Знакомство со студентом Гурием Плетнёвым — еще один этап жизни главного героя. У бедного юноши было много талантов, но он не пытался их развивать. Он жил в полуразрушенном бараке — обиталище воров, проституток и нищих студентов. Алексей и Гурий спали в одной кровати в дальнем углу коридора. По вечерам в закоулках этой трущобы среди нищих и несчастных людей Алексей анализировал их поведение, и в его голове постоянно возникал один и тот же вопрос: «Зачем всё это?».

Плетнёв был добрым волшебником и весельчаком. Он всех утешал и давал добрые советы. Иногда давал поручения Алеше, но из-за его молодости в тонкости дел он не посвящал. Как выяснилось позднее, здесь пытались организовать подпольную типографию. Подпольщиков арестовали.

Знакомство с кружковцами, читавшими книги Джона Стюарта Милля с примечаниями Чернышевского, не увлекало юного студента. Он тянулся в артель грузчиков, разгружавших баржи. Далее, следует встреча с владельцем небольшой лавки Андреем Деренковым. У него была огромная библиотека запрещенной литературы. Ежедневно вечерами к Андрею приходили студенты, они были настроены заботами о русском народе и тревожились о будущем России. Пешков понимал задачи, которые пытались они решить, и был в восторге.

Сюжет произведения

Повествование ведется от лица автора. М. Горький рассказывает о событиях своего детства. Примерно в 1873 году от холеры умер отец Алексея Пешкова (настоящее имя Максима Горького). Затем от тяжёлой болезни умирает и его брат. Его мать Варвара, бабушка и сам Алексей отправляются к его деду Василию Васильевичу Каширину в Нижний Новгород. Дед работал цеховым старшиной, где красили ткани. В доме деда так же живут уже взрослые дядьки Алексея вместе со своими семьями, так же там проживал подкидыш Иван Цыганок. В доме деда царила вражда и неприязнь всех со всеми. Братья Михаил и Яков часто сорятся между собой и с дедом.

В семье деда господствует строгость, часто применяются телесные наказания, к такому юный Алексей не был готов, так как его отец никогда не наказывал сына. Первый попадает под тяжелую руку деда Сашка, сын Якова, затем достаётся и Алексею, которого дед чуть не засек до потери сознания. Однако мать в тот момент не заступилась за сына, побоявшись гнева своего отца. После этого случая Алексей разочаровывается в матери. Дед, жалея о случившемся, хочет помириться с внуком, поэтому дарит ему небольшой подарок в виде яблока и «ветки изюма».

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Горький М. «Детство», краткий анализ 410 ₽ Реферат Горький М. «Детство», краткий анализ 260 ₽ Контрольная работа Горький М. «Детство», краткий анализ 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Узнав, что Цыганок пытался защитить его во время порки, Алексей сближается с ним, однако тот через некоторое время погибает в результате несчастного случая.

Единственный человек, с которым у Алексея хорошие отношения – это его бабушка, она часто рассказывает ему разные истории и заботится о внуке. Бабушку в отличии от деда все любили, к ней часто приходили за советом.

Когда дед находится в хорошем расположении духа, он учит Алексея грамоте, читает с ним Псалтырь и рассказывает о пленных французах.

Через некоторое время мать Алексея выходит замуж. Все вместе они уезжают из дома деда, они переезжают в Сормово, там Алексей поступает в школу, однако отношения с одноклассниками и учителями у него не складываются. От нового мужа у Варвары рождается двое детей. Первый слабый ребенок умирает вскоре после своего рождения. Новый муж начинает изменять Варваре, однажды он пытался ее избить, но Алексей вступился за мать и ранил обидчика ножом. После этого Варвара и Алексей снова возвращаются в дом деда. Там Варвара умирает, а мальчик по наставлению деда идет «в люди». Дед отправляет внука работать на чужих людей, где ему приходится терпеть побои и унижения.

XX.

Три года Алеша прожил «десятником», наблюдая, как рабочие осенью ломают пустые лавки, а весной строят заново. Это казалось глупым, как и вся жизнь. В 15 лет герой чувствовал себя пожилым человеком. Все люди на земле казались чужими, кроме бабушки и Королевы Марго.

Однажды увидел, как дворник публичного дома издевался над пьяной девицей. Алеша спас ее, но с тех пор не мог ходить мимо, так как дворник рвался в драку. Пришлось выходить раньше из дома, чтобы не встречаться, но при встрече как-то раз дворник специально на его глазах убил кошку. Они подрались, и Алеша с ужасом думал, как он его не убил.

Встретил дядю Якова, который давно разорился, чуть не попал в тюрьму, а теперь жил на средства сына и призывал веселиться. Алеша понял, что нужно что-то делать с собой, пока не пропал, и осенью уехал в Казань, чтобы пристроиться учиться.

  • «В людях», анализ повести Максима Горького

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького

  • «На дне», анализ драмы Максима Горького

  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького

  • «Детство», анализ повести Горького

  • «Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького

  • «Челкаш», анализ рассказа Максима Горького

  • «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького

  • «Мои университеты», анализ повести Максима Горького

  • «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького

  • «Мещане», анализ пьесы Максима Горького

  • «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького

  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького

  • Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»

  • Максим Горький, краткая биография

По произведению: «В людях»

По писателю: Горький Максим

VII.

Алексей решил заняться ловлей птиц. Это стало прибыльным делом, но больше нравилось чувство свободы. Охотничья страсть и желание заработать денег побеждали жалость к птицам.

Дед считал: надо выбиваться в люди. Алеше казалось, что лучше всего живут казаки и солдаты. Он бегал с солдатами на учения, они угощали его махоркой, но однажды подсунули сигарету, которая обожгла лицо и руки. Это очень обидело мальчика. Но позже он испытал нечто более поразительное.

Алеша стал свидетелем сцены, когда один казак, напившись в кабаке, обманом выманил на улицу женщину, а потом избил ее и изнасиловал. А еще похвалялся, что казак всегда возьмет что надо. Алеша с ужасом думал, что такое могло случиться и с его матерью или бабушкой.

«Учитесь. Не верьте — исследуйте»

Однако есть и ещё один университет, о котором самое время вспомнить. Это Уральский (Свердловский) государственный университет (нынешний УрФУ), который с 1936-го по 2011 год носил имя Горького. И это было неслучайно, ведь Алексей Максимович, как мог, содействовал созданию вуза, учреждённого 19 октября 1920 года в столице Урала. В частности, когда сюда отправлялись вагоны с оборудованием и книгами (той же библиотекой Царскосельского лицея), Горький писал записочки с просьбами, чтобы университетские составы не застревали в тупиках, помогал раздобыть аппаратуру для научных исследований (например, прибор для Витольда Сырокомского, занимавшегося получением калийных солей из полевого шпата). От него Ленин узнавал о крупнейших учёных Уральского университета (например, о металлурге Владимире Грум-Гржимайло). Алексей Максимович был в курсе проблем высшей школы не хуже, чем руководители Народного комиссариата просвещения.

Давно стало общим местом замечание, что Горького интересовали решительно все научные проблемы ─ от древней литературы до метеорологии и авиатехники. Но это и впрямь обстояло так. Вот какой гимн науке он напишет по поводу открытия Уральского государственного университета:

«Наука — это реализация в идеях и фактах, в теории и практике воли человека к познанию явлений природы, наука — сокровищница драгоценнейших достижений общечеловеческого ра­зума на пути его к изучению процессов физической и духовной жизни человека… Когда наука поработит интересам всего человечества неисчерпаемый запас энергии природы, ─ этого запаса с избытком хватит на то, чтобы освободить всех людей из каторги труда в шахтах под землёй и в грязи на земле…»

Это фрагмент статьи Горького, опубликованной 7 января 1921 года в газете «Уральский рабочий». А вот отрывок из письма, адресованного Горьким коллективу Уральского университета 18 января 1921 года:

«…Один за другим возникают в России очаги научной мысли, и, бесспорно, это самое ценное, самое существенное из всего, что творится у нас… Посылая мой самый сердечный привет университету Екатеринбурга, его профессорам и студентам, я уверен, что первые будут делиться сокровищами знаний своих так же задушевно и щедро, как жадно и внимательно студенты будут брать эти сокровища… Будьте бодры. Учитесь. Не верьте ─ исследуйте» («Уральский рабочий». 1921, 12 февраля).

Призыв не верить на слово, а проверять, исследовать – и сегодня злободневен. В этом, пожалуй, и состоит непреходящая значимость горьковских советов.

Ну и читайте самого Горького — не верьте пересказу!

Алеша отправляется в Красновидово

В 1888 году, в июне, в один из приездов в Казань Ромась предложил Алеше поехать к нему в село для того, чтобы помогать в торговле. Также Михаил Антонович обещал помочь Пешкову учиться. Естественно, Максимыч, как частенько называли теперь Алексея, согласился на это. Он не бросил свои мечты об ученье. К тому же, ему нравился Ромась — его тихое упорство, спокойствие, молчаливость. Алексею было любопытно узнать, о чем же молчит этот богатырь.

Максимыч через несколько дней уже был в Красновидове. Он долго разговаривал с Ромасем в первый вечер по приезде. Беседа Алексею очень понравилась. Затем последовали и другие вечера, когда, закрыв плотно ставни, в комнате зажигали лампу. Михаил Антонович говорил, и крестьяне слушали его внимательно. Алеша устроился на чердаке, прилежно учился, много читал, ходил по селу, беседовал с местными крестьянами.

Сюжетная линия

История начинается с описания жизни одиннадцатилетнего мальчика по имени Алеша Пешков. Он работает в обувном магазине. Хозяин постоянно твердит, что это лучшее место в городе, куда ходят только уважаемые люди. Поэтому мальчик должен стоять при входе ровно с серьезным выражением лица. В этом же месте работал и брат Алеши. Он был старше его по возрасту и по должности. Парень пользовался этим и при любом удобном случае старался унизить Алексея.

Рано утром кухарка каждый день будит Алексея, и он сразу принимается за работу. В его обязанности входило чистить обувь хозяина, своего брата Сашки и приказчика. После он приводил в порядок все костюмы, приносил дрова и ставил самовар. Алеше трудно было привыкнуть к такой жизни, которая не приносит ничего хорошего, а лишь показывает лживую изнанку. Как-то между двумя братьями разыгрался скандал, после которого Алексей решился сбежать. Но во время обеда он опрокинул себе на руки горячий суп и оказался в больнице.

Находясь на больничной койке, герой понимает, что может погибнуть здесь. Он даже не мог написать письмо бабушке с просьбой забрать его, так как очень сильно болели руки. К счастью, в одной палате с ребенком лежал солдат, который пожалел паренька и сообщил бабушке о положении Алексея. Старушка на следующий день приехала в больницу и забрала Алешу домой.

По приезде дедушка встретил их не очень дружелюбно. Оказывается, кто-то вытащил у него сто рублей. На улице для мальчика также было малоприятных новостей. Он узнал, что кто-то из его знакомых умер, а кто-то просто переехал. Алеше было тяжело и одиноко, к счастью, у него была бабушка, которая заботилась о нем.

Снова в путь

Когда наступили холода, дедушка опять начал отправлять Алексея в город на работу. Но мальчику не хотелось уезжать от бабушки и девочки, которая ему очень нравилась. Хозяином на новой работе оказался сын бабушкиной сестры. Но, несмотря на родство, он не давал поблажек мальчику и не отпускал его гулять. Герой очень старательно учился делать чертежи, так как не хотел расстраивать бабушку. Всю неделю он без отдыха трудился и только на выходные вместе с хозяином ходил в храм.

С наступлением весны Алексей снова решился сбежать. Он долгое время скитался по пристани и вот однажды его заметили мужики. Они посоветовали мальчику идти на корабль посудником. Его взяли на пароход, там он узнал, что люди могут быть злыми и жестокими. Героя удивляло то, что он мир представлял совсем другим. Оказывается, реальное общество полностью отличается от персонажей из литературы. Алеша наивно полагал, что сказочные герои — это прототипы людей, но, к сожалению, все оказалось наоборот.

Эта работа показалась ему невыносимой, и он стал зарабатывать ловлей птиц. Но зимой этот промысел не приносил доход и Алеша вновь решил пойти к бывшему хозяину, чтобы тот взял его снова на работу. Там он познакомился с супругой портного. Вокруг все ее считали полоумной, так как она не могла ничего делать по хозяйству. Она постоянно давала мальчику читать книги. Но родственники были против такого занятия, они говорили, что в них нет ничего полезного и познавательного.

Алеша, несмотря на все запреты, читал по ночам. Ему интересно было узнать про другие страны. Со временем он понял, что любого положительного персонажа всегда преследуют разочарования и несчастья. Как-то в дом хозяйки приехали новые постояльцы. Это была шикарная женщина с красивой девочкой.

Зов свободы

Через время Алексею стало скучно, ему хотелось свободы, и он вновь сбежал на теплоход. Там герой познакомился с кочегаром, который научил его играть в карты. Когда Алеше надоело, он пошел работать в мастерскую, где реставрируют иконы. Каждый день он видел бабушек, которые приносили не только иконы, но и ковши, книги и кресты. Хозяин их всячески обманывал и скупал эти вещи за гроши. Такое положение не устраивала парня, и он ушел оттуда.

Вскоре он устроился работать «десятником». Но и на этом месте ему не нравилось, все казалось скучным и унылым. Единственной радостью в жизни главного героя было общение с бабушкой и девочкой, которую он прозвал «Королева Марго».

Когда парню исполнилось пятнадцать лет, он чувствовал, как будто прожил всю жизнь. В это время он принял решение, что нужно идти учиться. Алексей успешно поступил в Казанский университет.

Повесть Горького учит читателей никогда не сдаваться. Несмотря на то что герой повествования встретил на своем пути немало плохих людей, он не стал как они, а стремился быть лучше всех.

Литература

  • Николаева Л. Ранняя драматургия М. Горького в историко-функциональном изучении: проблема интерпретации жанра пьес «Мещане», «На дне», «Дачники» — Глава 3. «Мещане»
  • «Мещане». Материалы и исследования. М.: Изд-во ВТО, 1946.
  • «Мещане» М.Горького. Литературная и сценическая история. Материалы и исследования/ Общая редакция С. Балухатого. М.—Л.: ВТО, 1941.
  • Анненский И. «Мещане» на советской сцене// Театр. 1938. № 3. С.75-82.
  • Базилевская И. Н. «Мещане» М.Горького в постановке МХТ 1902 г.// Ежегодник МХТ 1949—1950. М.: Искусство, 1952. С. 233—277.
  • Базилевская И. Н. «Мещане» М. Горького в постановке МХТ 1949 г.// Ежегодник МХТ 1949—1950. М.: Искусство, 1952. С. 323—354.
  • И. «Мещане», сцены в доме Бессеменова// Русские ведомости. 1902. 27 октября.
  • Дурылин С. Горький на сцене// Горький и театр. Сб. статей. M.—Л., 1938.
  • Данилов С. С. Горький на сцене. Л.- М., 1958.

Детство. В людях. Мои университеты

Не прошло и трех лет с тех пор, как я прочитала быковскую книгу «Был ли Горький» — и вот я выполнила намеченное, заново познакомилась с творчеством нашего классика, буревестника революции. Честно скажу, рассказы и пьесы оставили меня равнодушной, а вот автобиографическая трилогия «Детство. В людях. Мои университеты» поразила до глубины души. Об этом и напишу.

«В людях» и особенно «Мои университеты» (которые были написаны в 1923 году, когда надо было думать, что пишешь) кажутся менее непосредственными и более схематичными, чем «Детство». Видно, как автор подбирается к политкорректному и революционно настроенному стилю. Но все же и там пробивается жизнь во всех ее разнообразных видах, бьет ключом и играет в солнечных лучах.

Очень много писать не буду, хотя мысли ходят-бродят, и это, в общем-то, основной признак хорошей книги — что их разбудили, заставили побегать. Но главное. Ладно, интеллигенты идеализировали народ, не знали его, творили революцию с закрытыми глазами. Потом, так сказать, поплатились за свою наивность. Но Горький-то! Горький, который этот народ видел, слышал, осязал и прекрасно понимал, не питая никаких иллюзий! Который так описал этот народ в упомянутой трилогии, что мурашки по коже. Он же знал, что эти мужики дремучие бьют друг друга при первом удобном случае, что они злые и жадные, обманывают и угнетают любого, кто слабее! Как он мог надеяться, что они смогут нормально и разумно воспользоваться предоставленной свободой? На что он рассчитывал, призывая бурю революции? Неужели так сильно захотелось покататься на тройке с бубенцами — и даже зная, что лошади понесут и перевернут повозку, от соблазна уклониться не удалось? Печально мне об этом думать. Также печально, как и о том, что все рассказы о золотых временах при царе, которые так приятно слушать (и огорчаться, что вот мол, пришли большевики и все испортили) рассыпаются в прах при таком вот пристальном рассматривании, как у Горького. Какие золотые времена, когда мужик мужика бил, обманывал и давил? Верхние слои нижних — это само собой, но и нижние друг друга — постоянно! Так вот, получается, что не было тех золотых времен, и хотелось бы только узнать, насколько за сто с лишним лет жители российской деревни очеловечились и цивилизовались. Не знаю — мне отсюда не видно.

Другие персонажи

  • Николай Евреинов – 19-летний молодой человек, гимназист, старший друг Алексея, который посоветовал ему не бросать учебу.
  • Гурий Плетнев – бедный гимназист, друг Алеши, революционно настроенный паренек.
  • Андрей Деренков – владелец булочной, «народник», принимавший у себя студентов и людей с революционными взглядами.
  • Никифорыч – городовой, тщательно следивший за порядком в городе.
  • Михаил Антонович Ромась (Хохол) – революционер, настоящий друг и наставник Алеши.
  • Панков – сельский богач, у которого Ромась и Алеша снимали избу.

А ещё у нас есть:

для самых крутых —

Читать «Мои университеты» полностью

О чем рассказ?

В воробьином гнезде подрастает маленький птенчик. Зовут его Пудик. Пока он еще желторотый и не умеет летать, но очень любопытен. Ему хочется узнать, что такое этот окружающий его мир, и какие они — существа, населяющие его?

Сидит он в гнезде, которое его мама и папа устроили над окошком бани, за наличником. Натащили пакли и всего, что нашли мягкого — вот и дом. Сидит себе Воробьишко, рассматривает мир и крылышками потряхивает. Папа охотится и приносит маленькому сыну букашек, а мама сторожит Пудика: «Смотри, не упади!»

Воробьишко обо всем имеет собственное мнение, думает, что уже знает все на свете. Например, ему хорошо известно, откуда берется ветер (он дует, потому что качаются деревья), что люди — существа бескрылые, а бескрылым быть нельзя — ведь в воздухе лучше, чем на земле.

Мама-воробьиха поучает его, но Пудик не особенно ее слушает. Целыми днями он, пристроившись на краю гнезда, песенку поет:

Хоть и очень ты велик,

А я маленький совсем,

Не слушать маму с папой очень вредно, но Пудик этого не понимает. Потому он чуть и не пострадал.

Отметим в кратком содержании «Воробьишки» Горького то, с чего начинается сама история: сидел он однажды, как обычно, на самом краю, да и свалился вниз. А тут и кошка подбежала: страшная, рыжая, с зелеными глазами. Только нацелилась цапнуть птенчика, как сверху кинулась на нее отважная мама-воробьиха. Перья вздыбила, клюв нацелила прямо в глаз кошки:

— Лети, — кричит, — Пудик, прочь! Скорей!

Перепугался воробьишко, подпрыгнул и взлетел! Сел на краю окна, а рядом уже мама-воробьиха. Вернулась живая, но бесхвостая. Клюнула сыночка за непослушание, но тому хоть бы что, как с гуся вода, говорит: «Ну и что ж, всему сразу не научишься!»

Внизу на земле сидит кошка, на перья грустно смотрит: не досталось ей воробушка. И мамин хвост Пудику жалко. Но главное, что все хорошо закончилось.

И вот каким может быть краткое содержание «Воробьишки» Горького для читательского дневника:

«Рассказ о том, как один неразумный, еще не умеющий летать птенец воробья вывалился из гнезда и чуть не попал в лапы кошки. Но благодаря защите мамы спасся».

Итоги творчества

В начале ХХ века были выпущены многотомные собрания сочинений М.Горького: 22 тома в 1923-24 годах в Берлине (значительная часть редактирована автором). Собрание произведений из 30 томов в 1949-55 годах (включая художественные сочинения, письма и критические статьи).

В эпоху серебряного века (на границе XIX–XX веков) Максим Горький был весьма значимой фигурой советской литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного сопротивления, оплодотворило творческое созидание многих авангардных мастеров слова. Творчество Горького послужило ярким примером для писателей всего земного шара.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: