⛅️ за рекой луга зазеленели

И бунин стих "за рекой луга зазеленели" ⛅️ - текст и анализ строк - блог stihirus24

Рифмы жизни. Иван Бунин.

Поделиться

Иван Алексеевич Бунин начинал свою судьбу в литературе с поэзии, и став, со временем, признанным прозаиком, продолжал писать стихи до конца жизни. Впервые напечатавшись в семнадцать лет, в двадцать один – он уже выпустил, перебравшись из Ельца в Орел – книжку. В 1903-м, за третий по счету сборник «Листопад» Бунин получил свою первую Пушкинскую премию. Но до его гениального «Последнего шмеля» оставалось еще более десяти лет:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!

Иван Бунин, «Последний шмель», 26 июля 1916-го года

…а «татарка» это – растение, лук-батун. Теперь перенесемся на много лет вперед, в предсмертный для Бунина – 1952-й год. Прочитаем написанное тогда стихотворение «Ночь», оговорившись, что «мистраль» – это холодный северо-западный ветер, хорошо известный во Франции, – где и закончились земные дни Ивана Алексеевича.

Ледяная ночь, мистраль (Он еще не стих). Вижу в окна блеск и даль Гор, холмов нагих. Золотой недвижный свет До постели лег. Никого в подлунной нет, Только я да Бог. Знает только он мою Мертвую печаль, Ту, что я от всех таю… Холод, блеск, мистраль.

Иван Бунин, «Ночь», 1952-й год

Мы привыкли называть Бунина певцом природы, а между тем поэт Александр Твардовский писал о нем: «Человека с его радостями и страданиями как объект изображения ничто не может заменить в искусстве – никакая прелесть одного только предметно-чувственного мига, никакие “красоты природы” сами по себе». В продолжение этих слов мы закончим написанным в середине 1920-х стихотворением «Свет»:

Ни пустоты, ни тьмы нам не дано: Есть всюду свет, предвечный и безликий…

Вот полночь. Мрак. Молчанье базилики, Ты приглядись: там не совсем темно, В бездонном, черном своде над тобою, Там на стене есть узкое окно, Далекое, чуть видное, слепое, Мерцающее тайною во храм Из ночи в ночь одиннадцать столетий… А вкруг тебя? Ты чувствуешь ли эти Кресты по скользким каменным полам, Гробы святых, почиющих под спудом, И страшное молчание тех мест, Исполненных неизреченным чудом, Где черный запрестольный крест Воздвиг свои тяжелые объятья, Где таинство сыновнего распятья Сам Бог-Отец незримо сторожит?

Есть некий свет, что тьма не сокрушит.

Иван Бунин, «Свет», 1927-й год.

За рекой луга зазеленели

За рекой луга зазеленели,
Веет легкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады.

Ветерок с полей тепло приносит,
Горький дух лозины молодой…
О, весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной!

Кротко солнце листья пригревает
И дорожки мягкие в саду…
Не пойму, что душу раскрывает
И куда я медленно бреду!

Не пойму, кого с тоской люблю я,
Кто мне дорог… И не все ль равно?
Счастья жду я, мучась и тоскуя,
Но не верю в счастье уж давно!

Горько мне, что я бесплодно трачу
Чистоту и нежность лучших дней,
Что один я радуюсь и плачу
И не знаю, не люблю людей.

А вы хорошо знаете биографию Бунина?

  1. /11

    Вопрос 1 из 11

Бунина привлекала тема неразделенной любви. Он сам не раз в своей жизни переживал мучительное расставание. Если внимательно читать стих “За рекой луга зазеленели” Бунина Ивана Алексеевича, можно почувствовать боль человека, чьи надежды на счастье были разбиты. Стихотворение было написано в 1893 году. К этом времени Бунин уже жил в Полтаве и работал в статистическом отделении губернской управы. Его связывали романтические отношения с В.Пащенко, которая считается первой “невенчанной” супругой Ивана Алексеевича. Их роман был бурным, но сложным. Отец девушки предвзято относился к молодому Бунину и был категорически против их брака. Они вскоре расстались. Во многом этому способствовал сам Бунин. Он успел познакомиться с Л.Н.Толстым, А.П. Чеховым и другими именитыми литераторами. Большую часть времени писатель проводил в близком ему творческом кругу.

Текст стихотворения Бунина “За рекой луга зазеленели”, которое проходят на уроке литературы в 10 классе, можно назвать лирическим. Пробуждение природы, ранняя весна, контрастирует с разбившимися надеждами лирического героя. Одновременно оно созвучно его настроению. Любуясь природой, автор ощущает, как в его сердце пробуждаются сильные чувства. Он пока и сам не понимает, тоскует ли он об ушедшей возлюбленной, или просто ждет прихода нового романтического увлечения. К сожалению, весна пробуждает не только новые надежды, но и воспоминания о старой ране. В заключительных строках поэт горько сетует на то, что прежняя любовь точно пригибает его к земле и не дает взлететь. Оглядываясь назад, лирический герой мрачно констатирует, что давно уже не верит в саму возможность счастья. Он разочаровался в людях, чувствует себя одиноким и непонятым.

Скачать это произведение полностью или учить его онлайн можно на нашем сайте.

Анализ стихотворения Бунина «За рекой луга зазеленели…»

И. А. Бунин написал стихотворение «За рекой луга зазеленели» в 1893 году. Впервые оно было опубликовано в петербургском журнале «Север» в 1898 году. На момент создания произведения поэту было тогда всего 23 года, и оно как нельзя лучше передало молодые чувства и впечатления Ивана Алексеевича.

В этом стихотворении автор выступает в качестве лирического героя, который блуждает по просторам весенней природы и впитывает в себя её красоту. Одновременно с этим поэт наблюдает сам за собой, повествуя о том, что творится у него внутри. Таким образом, читатель может заметить применение образного параллелизма в тексте произведения – с одной стороны, поэт изображает перемены в состоянии растений и животных, с другой – показывает, что и его собственная душа подвергается метаморфозам.

Параллелизм образов весны и души проявляется в следующем: во второй строфе поэт упоминает «горький дух лозины молодой». Это единственное явление, которое чуть омрачает жизнерадостную картину возрождения природы. А в последнем четверостишии автор восклицает:
Горько мне, что я бесплодно трачу
Чистоту и нежность лучших дней…

Это чувство действует аналогично запаху ивы – оно тоже бросает тень на настроение поэта.

По композиции стихотворения мы можем понять, что автор уделяет равное внимание и природе, и своему настроению. В произведении пять четверостиший, и примерно половина из них посвящена описанию весны.
За рекой луга зазеленели,
Веет легкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады

Мы читаем строки о птицах и будто слышим их голоса. Для этого эффекта поэт прибегает к приёму аллитерация, используя слова с повторяющимися согласными «с», «з», «ц» – «зазеленели», «разные», «птиц», «зазвенели». Проникнуться настроением медленно пробуждающейся природы нам помогают трогательные эпитеты: «лёгкой свежестью воды», «кротко пригревает», «дорожки мягкие». Поэт ласково называет поток воздуха «ветерок».

Даже о собственной тоске автор говорит с нежностью. Он применяет эпитет «сладкая печаль», который показывает, что поэт не страдает, а испытывает светлую грусть. Это чувство не заставляет его метаться или бежать сломя голову, а подталкивает к неспешным мечтательным прогулкам:
Не пойму, что душу раскрывает
И куда я медленно бреду!

Во время такой прогулки поэта посещают мысли о том, что его душевные порывы не обращены к кому-то конкретному. Он сокрушается, что недостаточно интересуется людьми и ценит их. Автор осознаёт, что, в сущности, любит саму любовь:
Не пойму, кого с тоской люблю я,
Кто мне дорог… И не все ль равно?

Также поэта терзает собственная противоречивость: он давно разочаровался в возможности быть счастливым, но надеется обрести эту чудесную гармонию. Хочется верить, что грядущее за весной лето всё же принесёт автору счастье и мир его душе.

Иван БунинРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

История создания

Написано произведение было в 1909 году. Данный период пришелся на самый расцвет творчества поэта. Ему вручили пушкинскую премию, счастье улыбнулось и в личной жизни со второй супругой, так же автор проводил много времени в путешествиях. Так же в это время поэт обрел и народную славу – публика поняла его и полюбила.

В стихотворении «Вечер» интересно переплетается пейзажная лирика с философскими размышлениями автора. В скором времени Ивану Алексеевичу приходится уехать из России, но он на протяжении всей жизни хранил в своем сердце воспоминания о Родине. В произведении «Вечер» отчетливо видно то, как он вспоминает то время, когда был абсолютно счастлив, но на тот момент не понимал этого.

Так уж вышло, что именно 1909 год стал для поэта одним из самых счастливых, поскольку после ему пришлось познать большое количество горя и лишений.

«Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер»»

Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении — вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.

В стихотворении есть элементы сюжета — мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут… взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление.

Стихотворение начинается с антитезы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду». Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало.

Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в «заморских странах» — подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:

Может быть, оно —

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:

Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Как это понять — счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.

Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг»

Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, — «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет — «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное — прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.

Мне кажется, именно эта мысль — основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор.

Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты («чистый воздух», «бездонное небо», «усталый взгляд»), метафоры («воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»), сравнения («легким белым краем встает»).

Автор чередует инверсию («Пискнула и села На подоконник птичка», «легким белым краем Встает, сияет облако») с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.

Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем — оно — сараем — окно).

«Вечер» Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах — о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: «Счастье всюду. Все во мне».

Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это — огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!

Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение «Вечер».

Тема

Центральной темой произведения являются светлые воспоминания детства. Оно посвящено отчему дому, любящей матери, беззаботному детству, из воспоминаний о котором можно впоследствии черпать силы и энергию, помогающую преодолевать все жизненные невзгоды.

«Как весел грохот летних бурь» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – эпитеты, тема, идея

Стихотворение получилось очень трогательным, проникновенным. Своим произведением поэту удалось достучаться до миллионов сердец, поскольку эта тема близка и понятна всем людям, у которых было счастливое безмятежное детство. Читая строки этого стихотворения, каждый вспоминает ласковые мамины руки, убаюкивающий шепот и то удивительное чувство спокойствия и защищенности, которое бывает только в детстве.

Своим произведением автор хотел донести важную мысль – счастливые мгновения жизни неповторимы, и относиться к ним следует с особой бережностью.

Анализ стихотворения Бунина «За рекой луга зазеленели…» 1 вариант

И. А. Бунин написал стихотворение «За рекой луга зазеленели» в 1893 году. Впервые оно было опубликовано в петербургском журнале «Север» в 1898 году. На момент создания произведения поэту было тогда всего 23 года, и оно как нельзя лучше передало молодые чувства и впечатления Ивана Алексеевича.

В этом стихотворении автор выступает в качестве лирического героя, который блуждает по просторам весенней природы и впитывает в себя её красоту. Одновременно с этим поэт наблюдает сам за собой, повествуя о том, что творится у него внутри. Таким образом, читатель может заметить применение образного параллелизма в тексте произведения – с одной стороны, поэт изображает перемены в состоянии растений и животных, с другой – показывает, что и его собственная душа подвергается метаморфозам.

Параллелизм образов весны и души проявляется в следующем: во второй строфе поэт упоминает «горький дух лозины молодой». Это единственное явление, которое чуть омрачает жизнерадостную картину возрождения природы. А в последнем четверостишии автор восклицает:

Горько мне, что я бесплодно трачуЧистоту и нежность лучших дней…

Это чувство действует аналогично запаху ивы – оно тоже бросает тень на настроение поэта.

По композиции стихотворения мы можем понять, что автор уделяет равное внимание и природе, и своему настроению. В произведении пять четверостиший, и примерно половина из них посвящена описанию весны

За рекой луга зазеленели,Веет легкой свежестью воды;Веселей по рощам зазвенелиПесни птиц на разные лады.

Мы читаем строки о птицах и будто слышим их голоса. Для этого эффекта поэт прибегает к приёму аллитерация, используя слова с повторяющимися согласными «с», «з», «ц» – «зазеленели», «разные», «птиц», «зазвенели». Проникнуться настроением медленно пробуждающейся природы нам помогают трогательные эпитеты: «лёгкой свежестью воды», «кротко пригревает», «дорожки мягкие». Поэт ласково называет поток воздуха «ветерок».

Даже о собственной тоске автор говорит с нежностью. Он применяет эпитет «сладкая печаль», который показывает, что поэт не страдает, а испытывает светлую грусть. Это чувство не заставляет его метаться или бежать сломя голову, а подталкивает к неспешным мечтательным прогулкам:

Не пойму, что душу раскрываетИ куда я медленно бреду!

Во время такой прогулки поэта посещают мысли о том, что его душевные порывы не обращены к кому-то конкретному. Он сокрушается, что недостаточно интересуется людьми и ценит их. Автор осознаёт, что, в сущности, любит саму любовь:

Не пойму, кого с тоской люблю я,Кто мне дорог… И не все ль равно?

Также поэта терзает собственная противоречивость: он давно разочаровался в возможности быть счастливым, но надеется обрести эту чудесную гармонию. Хочется верить, что грядущее за весной лето всё же принесёт автору счастье и мир его душе.

«Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер»»

Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении — вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.

В стихотворении есть элементы сюжета — мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут… взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление.

Стихотворение начинается с антитезы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду». Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало.

Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в «заморских странах» — подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:

Может быть, оно —

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:

Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Как это понять — счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.

Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг». Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:

Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, — «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет — «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное — прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.

Мне кажется, именно эта мысль — основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор.

Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты («чистый воздух», «бездонное небо», «усталый взгляд»), метафоры («воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»), сравнения («легким белым краем встает»).

Автор чередует инверсию («Пискнула и села На подоконник птичка», «легким белым краем Встает, сияет облако») с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.

Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем — оно — сараем — окно).

«Вечер» Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах — о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: «Счастье всюду. Все во мне».

Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это — огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!

Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение «Вечер».

Тема стиха

В стихотворении Бунин вспоминает самые светлые моменты детства, которые доверяет бумаге с некоторой долей сентиментальности. Хотел ли поэт снова стать ребёнком или это просто воспоминания, но мы читая стих переносимся в обособленный мир ребёнка, окруженного заботой матери, который находит радости в красоте зимней природы.

В строфах мы видим сцену, когда мать убаюкивает маленького ребёнка, предлагая ему заснуть, чтобы утром быть бодрым и свежим. Она говорит, что если ему мешает зимняя вьюга, то лучше окунуться в воспоминания лета, забыв о холодной зиме.

Мальчик доверяется матери, вспоминает лето и постепенно забывается под шум вьюги. Во сне ему видится лето, где шепчут зрелые колосья и невнятно шумят берёзы.

Анализ стиха по строфам

С первой же строфы на сцене произведения радость от встречи с весной, которая приходит зеленью за рекой и свежестью талой воды. Пенье птиц становится все более веселым, рощи наполнены птичьими голосами, поющими гимн весне на разные лады.

Во втором катрене восхваление весны (заслуженное, отметим) продолжается, и мы видим запах молодой лозины, принесенный с полей, в последних же двух строках катрена два восклицания в честь прихода Весны-красавицы, напоминающие блоковское «О, Весна! Без конца и без краю!».

В третьей строфе на сцене стихотворения появляется лирический герой, который бредет, одурманенный весной, по мягким дорожкам сада и полон мыслями о смысле бытия человека.

В последних двух строфах сразу несколько вопросов задумчивого героя и сразу же ответы на них. В счастье он уже не верит (в 23 года-то), а свои лучшие дни тратит бесплодно, разбазаривая нежность и чистоту попусту.

Последняя строка печальна, как судьба украинского народа после путинской агрессии – лирический герой признается, что не любит людей, не знает их.

Наверное, это остаток зимней хандры, когда молодое тело ещё не успело пропитаться энергией весны и наполниться любовью ко всему окружающему.

Тема

Центральной темой произведения являются светлые воспоминания детства. Оно посвящено отчему дому, любящей матери, беззаботному детству, из воспоминаний о котором можно впоследствии черпать силы и энергию, помогающую преодолевать все жизненные невзгоды.

Стихотворение получилось очень трогательным, проникновенным. Своим произведением поэту удалось достучаться до миллионов сердец, поскольку эта тема близка и понятна всем людям, у которых было счастливое безмятежное детство. Читая строки этого стихотворения, каждый вспоминает ласковые мамины руки, убаюкивающий шепот и то удивительное чувство спокойствия и защищенности, которое бывает только в детстве.

Своим произведением автор хотел донести важную мысль – счастливые мгновения жизни неповторимы, и относиться к ним следует с особой бережностью.

Средства выразительности и рифма

Произведение написано в жанре пейзажной лирики с вкраплением философии в последних двух катренах-строфах.

Рифмовка перекрестная (зазеленели – воды – зазвенели – лады), в первом и четвертом катрене рифмы открытые, во втором закрытые, в третьем и пятом они чередуются.

Из средств художественной выразительности нельзя пройти мимо:

  1. Эпитетов (веселей зазвенели, горький дух, кротко солнце пригревает).
  2. Антонимов (радуюсь и плачу).
  3. Риторического обращения (О, весна).

Отметим в произведении четыре восклицания, которые придают строкам нужную для автора ритмику и подчеркивают важные для читателя места.

Из ранней лирики Бунина, коль по душе она пришлась, посоветуем стих «Высоко полный месяц стоит», написанный в 1887 году с легкой примесью мистики. Рекомендуем его для прочтения.

Средства выразительности

По жанру стих относится к колыбельной лирике, которая льётся по листу бумаги медленно, словно убаюкивая. Написано стихотворение стихотворным размером хорей и имеет перекрёстную рифмовку (вечер – тишина – лампады – окна). Основная рифма – мужская.

Из средства выразительности для передачи глубины строк автор использует:

  • Олицетворения (ходят волны, буря плачет и пр.).
  • Метафоры (шепот ветра, золотые волны ржи).
  • Эпитеты (тихий сон, невнятный шум и др.).

Строки «Помню…» легко читаются и быстро заучиваются в школе, дополнительным подспорьем для изучения стихотворения станет аудиозапись строф внизу этого анализа.

Анализ стихотворения «За рекой луга зазеленели» Бунина 2 вариант

Названное по первой строчке стихотворение «За рекой луга зазеленели…» было написано совсем молодым Иваном Алексеевичем Буниным. На момент написания этого произведения поэту было 23 года. Наверное, именно поэтому Бунин смог так реалистично передать смятение души лирического героя, который любуется зеленеющими лугами и слушает пение птиц. В то же время в душе он ждёт счастья и любви, разумом понимая, что не получит их.

Стихотворение рассказывает о чувствах, обуревающих душу молодого человека. Также оно описывает наступающую весну. Можно сказать, что эти чувства и весенний пейзаж противопоставлены друг другу. Идея произведения — передать свежесть ощущений после долгой зимы.

Лирический герой любуется весенними видами. Однако в душе у него разыгралась настоящая буря, которую он называет «сладкая печаль». Герой ждёт своего сладкого счастья, но в то же время не верит в него. Он любит кого-то, но не знает объект своего вожделения. А может быть, он любит просто свои чувства и ощущения? Все эти чувства мучат его и заставляют искать ответы на возникающие вопросы!

Произведение написано пятистопным хореем с перекрёстной рифмовкой (чередуются женские и мужские рифмы), что придаёт невероятную лёгкость при прочтении.

«За рекой луга зазеленели…» состоит из 5 строф (четверостиший), первая половина из которых содержит описание весеннего пейзажа, вторая — описание мятущейся души лирического героя.

Для передачи весеннего кроткого пейзажа и для его противопоставления томящейся душе лирического героя И. А. Бунин использует следующие средства:

  • эпитеты: «веселей… зазвенели», «горький дух», «кротко… пригревает»;
  • ряды однородных членов: «мучась и тоскуя», «чистоту и нежность», «не знаю, не люблю»;
  • лексический повтор: «Счастья жду я … Но не верю в счастье уж давно!»;
  • антонимы «радуюсь и плачу»;
  • восклицательные предложения: «Как сердце счастья просит!»;
  • предложения с многоточиями на конце: «Ветерок с полей тепло приносит, // Горький дух лозины молодой…»;
  • риторическое обращение: «О, весна!»;
  • аллитерация: в строке «Веселей по рощам зазвенели» содержится 6 сонорных звуков , , , , , которые передают плавность и мелодичность пения птиц.

Таким образом, стихотворение И. А. Бунина «За рекой луга зазеленели…» заставляет читателя вспомнить о том, какие чувства возбуждает в душе каждого человека долгожданная весна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: