Анализ стихотворения «заплаканная осень, как вдова …» (а. а. ахматова)

Анализ стихотворения заплаканная осень, как вдова ахматовой

Стихотворение А.Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…»

Анна Андреевна
Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных
потрясений, революций и войн. Поэты в России в такую бурную эпоху забывали, что
такое свобода, им часто приходилось выбирать между свободным творчеством и
жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, они все так же продолжали
творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Так и Анна Ахматова до
конца своих дней посвящала себя и всю свою жизнь творчеству, поэзия всегда была
для нее делом жизни.

Излюбленная
тема стихотворений Анны Ахматовой — тема любви. Героиня ее любовной лирики
могла бы сказать о себе словами Данте: «Любовью я дышу … » Но
любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Это
обязательно кризис: взлет или падение, первая встреча или разрыв, утрата
чувства или завершение отношений. Так стихотворение «Заплаканная осень,
как вдова …», помещенное на страницах книги послеоктябрьских годов
«Anna Domini», рассказывает нам о несчастной, трагично оборвавшейся
любви. Первые строки стихотворения переполнены характерными для лирики
Ахматовой темными тонами, что сразу настраивает читателя на трагический финал: «Заплаканная
осень, как вдова/ В одеждах черных все сердца туманит …» Но почему
«вдова» становится героиней данного стихотворения?

Для ответа на
этот вопрос обратимся ко времени написания стихотворения — 15 сентября 1921
год. 1921 год — именно тот год, когда время очень жестоко обошлось с Ахматовой.
В конце августа этого года по несправедливому обвинению в принадлежности к
контрреволюционному заговору был расстрелян Николай Гумилев. Хотя их жизненные
пути к тому времени уже разошлись, уже три года прошло после их развода, но он
всегда оставался в памяти и в сердце Анны Ахматовой дорогим человеком. Поэтому
все пережитое вместе с Гумилевым оставалось с ней на всю жизнь, было важным и
дорогим. Ведь ушедший из жизни – не уходит из сердца. Именно поэтому вдовий
плач, горе, страдания и скорбь о безвинно загубленном человеке пронизывает все
стихотворение: от самого начала до финальных строк. В стихотворении
присутствует еще один характерный для ахматовской лирики прием – поэтесса не
рассказывает о случившемся прямо, она делает это с помощью говорящих деталей. В
данном стихотворении одной из таких деталей является фигура осени.

Вообще осень
всегда ассоциируется с чем-то грустным, тоскливым и мрачным. Так и здесь:
осень, как вестница горечи и тоски, сопоставляется с неутешной вдовой, обретает
черты, свойственные одновременно и явлению природы, и человеку. Благодаря этой
детали читатель может узнать о душевном состоянии героини, проникнуть в глубь
ее переживаний. Ахматовская муза – это муза памяти. Именно память не дает
героине возможности все забыть, начать новую спокойную жизнь: «… Перебирая
мужнины слова
, / Она рыдать не перестанет …» Память отстраняет давние поступки
и пристрастия от забвения, хранит в сознании все, что выпало героине, постоянно
заставляет пересматривать и переосмыслить пережитое. И так будет вечно, память
всегда будет возвращать ее к прошлому. Но все-таки маленький огонек надежды
мерцает в душе героини: «И будет так, пока тишайший снег/ Не сжалится над
скорбной и усталой …» Об этом свидетельствует употребление Ахматовой более
мягких, светлых тонов, нежели те, что были в начале стихотворения: черное
сменяется белым, туманность превращается в тишину («тишайший снег»).

Героиня
надеется, что так же, как грязная, мрачная осень сменяется холодной, свежей
зимой, так и ее усталая, измученная душа «остынет», приобретет покой и настанет
конец ее мукам и страданиям. Но, как известно, сердце никогда не забывает,
поэтому обе! рнуться ли ее надежды в реальности – покажет время. Но героиня
уверена, что даже за минутку «забвенья были и забвенья нег», которая приносит
ей память о дорогом человеке, она отдала бы жизнь, и что «за это жизнь отдать
не мало».

Стихи Анны
Андреевны Ахматовой о любви почти всегда пропитаны чувством грусти, но главное,
что делает их такими проникновенными, это сочувствие, сострадание в любви.
Когда читаешь эти стихи перед тобой открывается выход из мира замкнутой,
эгоистичной любви, любви-забавы к подлинно великой любви для людей и во имя
любви.

Основная идея произведения

Лейтмотивом стиха стал вдовий плач по утраченному супругу. Сама Ахматова долго не могла найти утешения, потеряв близкого человека. Ее глубокие переживания нашли отражение в произведении, где она говорит о «мужниных словах», которые перебирает в своих воспоминаниях вдова. Но они не приносят ей утешения, а лишь усугубляют горечь утраты.

Память героини не дает ей покоя, вызывая в воображении старые образы и желания, которым не суждено осуществится. Она понимает, что как бы не повернулась в дальнейшем ее жизнь, ей не смириться с потерей мужа.

В своем отчаянии лирическая героиня жаждет утешения, хочет забыть перенесенную боль. Но окончания свои страданиям она видит лишь в смерти, которая принесет ей долгожданный покой.

Она надеется на изменение своего тяжкого состояния, и как мрачная дождливая осень сменяется тихой чистой зимой, так и героиня ждет умиротворения, пусть даже ей придется отдать за это жизнь. Отчаяние и безнадежность сквозят в каждой строке этого произведения, показывая реалии жизни самой поэтессы.

Несмотря на второй брак, она так и не смогла полюбить нового супруга и ее воспоминания возвращаются в то время, которое она проводила с погибшим мужем. Ее скорбные слова – это слова отчаявшегося, одинокого человека, который не видит для себя поддержки от других людей.

Анализ 2

Если знать биографию Ахматовой, то данное творение легко связать с расставанием с Николаем Гумилевым, с которым поэтесса прожила около восьми лет. Именно поэтому мы можем подчеркнуть траурные одежды осени, да и собственно сравнение осени со вдовой. Ахматова не расставалась с Гумилевым скандально или злобно, они, как принято говорить, остались друзьями, тем не менее, расставание определенно могло принести некоторые душевные потрясения.

Поэтесса сравнивает себя с осенью – периодом упадка, когда зима не наступила, но близится и ощущается. Полный разрыв с Гумилевым предполагает одиночество зимы, своеобразное забвение, а сейчас осень не перестает рыдать «перебирая мужнины слова». Тем не менее, со временем на эти слезы осени ляжет снег забвенья, хотя об этом Ахматова только мечтает сейчас и поэтому даже жизнь готова отдать за такое забвенье, эти строчки подчеркивают душевную боль поэтессы.

В целом, довольно интересно выстроено содержание стихотворение, которое описывает внутренние процессы в душе человека подобно смене времен года и перемене природе. Таким образом, подчеркивается естественный цикл всех подобных перемен, которые просто возникают и исчезают, одно сменяется другим. При этом мы также видим и взгляд со стороны самого автора, который указывает на свои глубокие переживания.

Какими бы естественными не были смены времен года, смены ощущений души, такие перемены не становятся менее яркими и ценными. Они всегда представляют собой тонкую природную материю, то самое бытие, которое и проявляется в этом мире на грани внешнего и внутреннего. Да слезы осени естественны, также как естественна и тоска по любимому человеку и то и другое со временем проходит и исчезает под снегом забвенья, только, когда капают слезы и идет дождь, они не думают о грядущем, они всегда здесь и сейчас, несмотря на цикличность и известность происходящего.

Также заключительные строчки стихотворения могут трактоваться не как потребность или просьба освободиться от каких-то переживаний. К примеру, боли и нег, которые вспоминаются относительно отношений, но и как стремление к общему освобождению.

Сначала Ахматова предлагает нам своеобразную схему мира, в котором и природа и люди представляют единую часть глобальных циклов. После этого заключает: «жизнь отдать не мало» за забвение. Вероятно, речь может идти о забвение — освобождении, то есть выходе из цикла страданий и радостей и переходе к чему-то более высокому.

Анализ стихотворения Заплаканная осень, как вдова по плану

Особенности композиции произведения

Яркая аллегория — образ осени, как неутешной вдовы, задает тон всему произведению. Поэтесса не стремится передать внешние проявления осенней поры. Ее цель – путем сравнения донести до читателя состояние одиночества и потерянности. И это ей мастерски удается.

Помогают ей в создании особой атмосферы и другие литературные приемы:

  • Эпитеты. «Скорбная» и «усталая» осень, «тишайший» снег, «черные одежды» и прочие определения создают чувство гнетущего ожидания. Эмоциональное напряжение героини ждет выхода, так же как и осень ждет зимнюю пору.
  • Олицетворения. Образ тоскующей женщины перекликается с заплаканной осенью. Черты одушевленного времени года близки настроению самой поэтессы.
  • Особый стихотворный размер – тактовик, как нельзя лучше передает чувства героини.

Неутешная скорбь, которой пронизано все произведение, не дает надежды на забвение героиней своих страданий. Надежду на отрешение от гнетущих мыслей героиня видит в смерти, которая даст ей покой. Но страдания ее настолько глубоки, что и это не кажется ей большой ценой за обретение забвения.

Источник

Популярные темы анализов

Стихотворение «Листья» Тютчев написал в 1830 году. Тогда будущему великому поэту только исполнилось семнадцать лет. У него был юношеский максимализм, и это видно по стихотворению. Оно страстное, пылкое, и в нём пока ещё не

Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Вечер» представляет неторопливые размышления автора о счастье. В начале произведения он подчеркивает мысль том, что для многих людей лучшие мгновения жизни связаны с прошлым.

Афанасий Афанасьевич Фет в своем раннем творчестве все больше обращался к пейзажной лирике. Его переполняли раздумья про основы архитектуры и даже философии. Будучи под впечатлением своих познаний, он решается написать стихотворение

Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт позапрошлого века. Являясь потомственным дворянином, ему были небезразличны судьбы крестьянства. Диалектика души поэта находит свое отражение во множестве написанных произведений,

Многие произведения Есенина рассказывают читателю о его детских годах. Когда поэту исполнилось 17 лет, он решил уехать в столицу и все воспоминания о родном городке Константиново, он пронесет с собой на протяжении жизни,

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: