Михаил васильевич ломоносов

Биография ломоносова

Ранние годы

Будущий естествоиспытатель появился на свет в семье зажиточного крестьянина Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Мама Михаила умерла рано. С мачехой Феодорой Михайловной Усковой, с которой Василий Дорофеевич заключил второй брак, у Ломоносова сложились теплые и добрые отношения. Но и она скончалась в 1724 году. Третья жена отца Ирина Семёновна (в девичестве Корельская) произвела на мальчика впечатление злой и завистливой женщины.

Мать М.В.Ломоносова Елена Ивановна Сивкова

Детство Михаила Васильевича было тесно связано с рыбалкой. Он часто выходил в море с отцом на промысел палтуса и трески. И окружающая местность всегда порождала в голове юного ученого множества вопросов, на которые он пытался найти ответы. «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого приоткрыли двери в мир науки и сформулировали ещё больше вопросов. Любознательность и страсть к науке вызывали у отца и мачехи И. С. Корельской непонимание, и даже враждебность.

Несмотря на такое отношение к 14 годам юноша покорил грамоту и мог пояснять старшим недоступные им документы. Дьякон местной церкви, который был первым учителем мальчика, был очень удивлен способностям своего ученика. Он очень часто говорил юному Ломоносову, что необходимо продолжить обучение в таких больших городах, как Москва, Петербург или Киев. Но решился Михаил только когда случайно выяснил, что у семьи созрело решение его женить. Таким образом, в 1730 году будущий ученый мирового уровня сбежал в Москву с рыбным караваном. Пешком, ночью, ни с кем не попрощавшись, он догнал обоз на третий день и уговорил караванщиков взять его с собой.

Краткая хронология

19 ноября 1711 — будущий ученый появился на свет в деревне Мишанинская (н.вр.село Ломоносовка)

Декабрь 1730 — получил паспорт и 15 декабря сбежал в Москву.

Январь 1731 — поступил Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где проучился вплоть до 1734г.

1734 — год проучился в Киево-Могилянской академии. Слушал лекции по философии, математике и физике.

Январь 1736 — оказался в списке 11 студентов переведенных в академический университет в Петербург.

Октябрь 1736 — был переведен в Германию. Там изучал горное дело и металлургию.

Февраль 1739 — женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх.

1739—1740 — под руководством И. Ф. Генкеля обучался горному делу.

Май 1740 — обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой-Христиной Цильх. По пути на родину насильно был захвачен в прусскую армию, откуда сбежал через несколько недель.

Июнь 1741 — вернулся в Санкт-Петербург. 10 июня был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания и приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры.

Январь 1742 — был определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств.

Июль 1745 — стал первым русским академиком в области естествознания.Был назначен профессором химии, что соответствует статусу действительного члена Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге.

Июнь 1746 — впервые читал на русском языке публичные лекции по физике.

1748 — создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию. До 1757 года проводил в химической лаборатории работы по изготовлению цветных стёкол и красок, химическому анализу руд.

1752 — впервые в истории в химической лаборатории читал курс лекций по физической химии. Курс длился год.

1753 — основана стекольная фабрика в деревне Усть-Рудица.

1755 — был учреждён Московский университет. Проект для него создал Михаил Васильевич.

1756 — начал отстаивать права низшего русского сословия на образование.

Январь 1757 — был назначен советником Канцелярии Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. В том же году переехал с казённой академической квартиры в собственный дом на Мойке. Также синод в этом году потребовал приостановить научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях».

1758 — стал руководителем Исторического собрания, Географического департамента, академических университета и гимназии.

1759 — составил устав для Академической гимназии и университета, всеми силами отстаивая права низших сословий на образование.

Апрель 1760 — Шведская королевская академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом.

Октябрь 1763 — избран членом Академии трёх знатнейших художеств (за мозаичные работы).

Апрель 1764 — избран почётным членом Академии наук Болонского института.

4 апреля 1765 — скончался от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке. 8 числа похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Биография — презентация


Михаил Васильевич Ломоносов ( )

Биография Михаил Васильевич Ломоносов родился 8(21) ноября 1711 года далеко на севере, в деревне близ старинного города Холмогоры. Его мать, Елена Ивановна, дочь дьякона из соседнего села умерла, когда Михайле исполнилось 9 лет. Отец, Василий Дорофеевич, был преуспевающим рыбаком-артельщиком, имевшим несколько судов и собственные промыслы на мурманском побережье.

Подобно всем детям из крестьянских семей Михайло рано начал трудиться: сначала помогал по дому, а уже в 10-летнем возрасте стал ходить с отцом в море. В лет стал учиться читать и писать по Псалтири и грамматике XVII века, осваивая азы точных наук по учебнику арифметики, изданному уже при Петре I. Учился старательно и плодотворно.

Дьячок, обучавший Ломоносова грамоте, через год после начала занятий пал перед ним на колени и чистосердечно признался, что передал ему все, что знал, и ничему больше научить его не может. В 1730 году тайком от отца Михайло уходит пешком вместе с обозом в Москву, надеясь там продолжить свое обучение.

В возрасте 19 лет он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Ему удалось окончить 12- летний курс менее чем за 6 лет, и в 1735 году его в числе 12 лучших учеников направляют в университет при Академии наук в Петербурге для продолжения обучения. Там он за несколько месяцев так преуспел в науках, что осенью 1736 года, когда было решено послать троих студентов в Германию для изучения химии и горного дела, он был выбран как наиболее достойный.

Здесь, оружие игры на двоих стрелялки Здесь, оружие игры на двоих стрелялки.

igri.com.ru

В Германии Ломоносов учился с 1736-ого по 1741 годы. Наряду с физикой, химией и геологией за это время овладел немецким, французским, итальянским и английским языками ( латынь и греческий он изучил в Москве), он стал отличным рисовальщиком. Но самым главным за этот период времени стало то, что Ломоносов сформировался как поэт и теоретик литературы.

«Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь», — писал Ф.М.Достоевский

Ломоносовскую жажду познания, казалось, вообще нельзя было утолить. Он овладел 11-ю языками и за несколько дней до смерти начал изучать 12-ый – арабский. Умер Ломоносов 4 апреля 1765 года. Погребен на кладбище Александро- Невской лавры в Петербурге «при огромном стечении народа»

И сейчас имя М.В.Ломоносова в России пользуется всенародной любовью и уважением.

«Случились вместе два Астронома в пиру…» Птолемей – древнегреческий ученый, родился около 90 г., а умер около 160 г.н.э. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли. Коперник – польский ученый, родился на 13 веков позже Птолемея. Его заслуга – теория обращения планет вокруг Солнца.

Подумаем над вопросами… Какова тема этого стихотворения? В чем его необычность? Могли ли встретиться Коперник и Птолемей? Кто разрешил их спор? Какие доводы для этого использовал повар? Почему сцена, описанная Ломоносовым, выглядит забавно?

Новый материал Юмор – изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный.

Роды и жанры литературы эпослирикадрама Рассказ о чем- либо, находящемся вне автора: повествование о героях, событиях. Например, былины, которые написаны стихами и в которых рассказывается про богатырей. Рассказы, повести, романы Лирические произведения – это передача чувств, мыслей, переживаний, то есть того, что находится внутри автора. стихотворения Произведения, предназначенные для исполнения на сцене, написаны чередующимися репликами с пометками и замечаниями автора. пьесы, сценки

Подведем итоги урока А.С.Пушкин так сказал о М.В.Ломоносове: « Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник, стихотворец, он все испытал и все прошел…» Как вы понимаете эти пушкинские слова?

Домашнее задание с. 46 в. 1 (по два произведения на каждый жанр) в. 2 — письменно

Научная деятельность

Во время обучения Ломоносов быстро проявил себя. В числе лучших студентов он был направлен в Германию. Там он изучал химию, физику, горное дело и металлургию. Также он уделял время иностранным языкам, занятиям танцами, рисованию, фехтованию и литературе. В течение пяти лет, которые он провел за границей, Михаил написал первые стихи, несколько научных трудов, перевел на русский язык работы иностранных академиков.

Вернуться в Россию молодой ученый решил в 1740 году, однако по дороге домой его силой завербовали в прусскую армию. Поскольку служба не входила в его планы, он был вынужден дезертировать.

Приехав через год в Петербург, он начинает трудиться в Академии на кафедре естествознания. Его научным руководителем был профессор Амман. В этот время он занимался сбором минералов и других окаменелостей для кунсткамеры и трудился над трактатом на латыни.

Ломоносов с особой серьезностью подошел к написанию научных диссертаций, которые впоследствии были высоко оценены в Академии наук. В этом учебном заведении Михаил стал адъюнктом Физического класса. После вступления в должность он смог проводить научные исследования самостоятельно.

В 1745 году Ломоносов обратился к собранию академиков с просьбой присудить ему степень профессора химии за новые четыре диссертации, которые он написал в течение нескольких лет. Получив одобрение от лучших ученых, он занялся преподавательской деятельностью в университете, а также занимался чтением публичных лекций по физике. Он также создал научные трактаты на латинском языке.

Особое место в его биографии занимало литературное творчество, в том числе стихотворения о событиях государственного характера. Дела ученого шли в гору, на казенные средства ему построили дом, а затем и первую в России химическую лабораторию.

В 37 лет Михаил приступил к редактированию переводов иностранной литературы, которая печаталась в издательстве при Академии наук, а также заметок в издании «Санкт-Петербургские ведомости». Несмотря на то, что Ломоносов много сил тратил на распространение трудов зарубежных авторов, он находил время и для развития отечественной науки.

Он стал автором первого учебного пособия «Риторика», которое было выпущено на русском языке. В эти же годы Ломоносов обратился к императрице Елизавете с «Похвальным словом», благодаря которому позже получил должность коллежского советника.

Заручившись поддержкой государыни, ученый открывает фабрику мозаики, конечно же не без помощи И. Шувалова. Ломоносову императрица пожаловала мызу Усть-Рудица, а также прилегающие к ней четыре деревни.

Ученый также планирует проводить опыты с электричеством, на что просит разрешение у Елизаветы Петровны. Его также беспокоит судьба семьи профессора Рихмана Г.В., погибшего во время проведения физических опытов, для которой он просил выделить пенсионное обеспечение.

В 1757 году гениальный ученый опубликовал одну из самых примечательных работ «Слово о рождении металлов от трясения Земли». К выдающимся научным трудам того периода можно отнести такие работы как «О слоях земных», «Рассуждения о большой точности морского пути», «Первые основания металлургии или рудных дел». В это же время Ломоносов привлекает руководство Академии к проведению реформаций в сфере обучения, благодаря которым в учебном заведении смогли обучаться талантливые молодые люди, не принадлежавшие к высокому сословию.

Значимым событием в его биографии стал отказ от кафедры химии, который был связан с получением премии У. Сальховым за решение задачи, объявленной Академией наук. Это поспешное решение лишило Ломоносова возможности проводить опыты в стенах научного заведения, и ему пришлось заниматься химией в своем доме.

Новая работа, которую он представил на суд общественности в 1764 году содержала краткое описание различных путешествий по морям Северным, а также информацию о возможном существовании прохода из Сибирского океана в Индию. Его научный труд был взят за основу при составлении маршрута экспедиции, отправляющейся на поиски пути в Индию через Северные моря.

Специально для организации этой экспедиции Ломоносов создал «ночезрительную трубу» для детального обзора местности в ночное время суток. Несмотря на старания ученого, эта и другие экспедиции закончились неудачами, отважные исследователи напрасно пытались пробиться сквозь опасные льды.

После того, как на престол взошла Екатерина II, положение ученого стало довольно зыбким, поскольку он был всегда предан покойной Елизавете Петровне. Однако положение дел изменилось после того, как новая императрица ознакомилась с некоторыми научными трудами великого ученого. Она даже пожаловала ему чин статского советника.

Уроженец Архангелогородской губернии

Василий Дорофеевич Ломоносов и его жена – Елена Ивановна, в девичестве Сивкова, стали счастливыми родителями сына Михаила, благодаря которому их имена и вошли в историю. В ноябре 1711 года 8 числа в семье Ломоносовых появился будущий популяризатор наук в России. Жило семейство в деревне Мишанинской, которая теперь относится к Архангельской области. Достаток Ломоносовых был по тем временам вполне приличным, их можно было бы назвать зажиточными.

Матери Михаил лишился рано, ему было всего 9 лет, а отец женился во второй раз, но и вторая жена не прожила долго. Сыну было 13 лет, когда Василий Дорофеевич решил попытать счастье в третий раз. Его избранницей стала вдова Ирина Семёновна Корельская, которая стала для юного Михаила нелюбимой мачехой. С малых лет мальчик помогал отцу в рыбной ловле, что развило в его пытливом уме интерес к естественным наукам и изучению русского Севера.

Начальное образование Михайло получил не у самого образованного человека в округе – местного дьяка Сабельникова. Он научил мальчика грамоте, благодаря чему к 14-ти годам парень мог писать и читать. Жизнь юного Михаила Васильевича в отцовском доме доставляла ему массу неудовольствия. Мачеха юноши не одобряла его любви к книгам и чтению, а отец хотел женить. Не желая быть закабалённым и ущемляемым в правах, молодой человек решил покинуть отчий дом и отправиться в старую столицу.

Историко-мемориальный музей имени М. В. Ломоносова в селе Ломоносово (бывшая деревня Мишанинская) расположен на том месте, где был родной дом Михаила Васильевича / tonkosti.ru

Образование за границей

Период с 1736 года по 1740 год студент Михаил Ломоносов провел, обучаясь за границей. Началось все с того, что президент академии Иоганн Корф предложил кандидатуры трёх одарённых учеников для обучения за границей химии и горному делу. Естественно, что в списке значилась и фамилия Ломоносов. Изначально планировалось, что студенты отправятся сразу в Саксонию, но позднее Корф изменил свои планы. Молодых людей отправили в Марбург, для изучения основ металлургии, химии и других наук. Путь занял у студентов около двух месяцев. По приезду в Марбург практически сразу же они приступили к обучению у доктора медицины Конради. Там же Ломоносов встретил и свою будущую жену. Это дочь вдовы, у которой одаренный студент снимал жильё. В целом, за пределами родины поэт провел чуть менее пяти лет. Три года в Марбурге, год во Фрайберге и оставшееся время путешествовал по Голландии. Ни дня не прошло без пользы у Михаила Васильевича. Укрепил немецкий, подтянул французский, итальянский языки, обучался фехтованию. Большую часть доходов он тратил на книги. И как раз тогда приобрел экземпляры, которые стали частью его первой библиотеки.

В период 1737-1739 гг. Ломоносов подряд написал две своих первых работы по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости» и «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул». Не переставал уделять время и литературе. Однако своего не создавал, делая акцент на стихотворные переводы. Основной трудностью жизни в это время были проблемы с деньгами. Жизнь была в долг, т.к. деньги от из Петербурга для проживания поступали очень нерегулярно. К концу обучения Елизавета Цельх, дочь хозяйки, зачала от Михаила Васильевича. Ему пришлось жениться на ней по лютеранскому обряду. Дочь родилась до момента заключения брака и из-за этого признавалась внебрачной. В 1739 году студентов перевели во Фрайберг. Занятия разительно отличались от жизни в Германии. Генкель подходил к процессу обучения исключительно с практической стороны. Студенты посещали рудники и заводы. Изучение нудных процессов производства не вдохновляло студентов. К тому же их совершенно не устраивало, что преподаватель заставляет их делать черновую работу. Недовольство набирало обороты, и в конце 1739 года случилась ссора с преподавателем. Конфликт надломил и так не самые теплые отношения учителя с его учениками и подкрепил осознание начинающего ученого, что учиться здесь больше нечему.

Это интересно: Краткая биография Саши Чёрного

Популярные темы сообщений

  • Мох Споровые небольшие растения, Бриофиты, у которых есть листья, стебли. Мхи, это высшие растения (организмы имеющие вегетативные органы, наиболее важные корень и побег), наиболее многочисленные, насчитывающие 10 тысяч видов,
  • Сплавы металлов Давным-давно люди приметили, говоря о биологии, например, что если совместить два организма, то третий превзойдёт своих родителей. Оказывается, тот же принцип работает и в химии, поэтому историю появления сплавов можно считать незамысловатой.
  • Мухоловка Венерина мухоловка или диона – относится к хищным растениям семейства Росянковые, которые питаются насекомыми, такими как: мухи, пчелки, муравьи, пауки, членистоногие маленького размера, но только обязательно живыми.

Наследие Ломоносова

Научное наследие Михаила Ломоносова очень велико. За свою биографию он сумел достигнуть очень многого.

Немногие знают, что именно он впервые сказал, что вся материя состоит из атомов и молекул, в то время как официально наука заговорила об этом только через 100 лет.

Ломоносов является основоположником физической химии. Он – автор молекулярно-кинетической теории тепла, которая определила многие фундаментальные законы физики.

Интересен факт, что Ломоносов первый, кто разработал прототип вертолета.

Много лет спустя были обнаружены чертежи другого великого ученого и изобретателя – Леонардо да Винчи (см. интересные факты о Леонардо да Винчи), который также пытался создать вертолет.

Литература занимала в биографии Ломоносова огромное место. Его «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», «Вечернее размышление о Божием величестве» и другие произведения вошли в золотой фонд мировой литературы.

Стоит заметить, что проект Московского университета также был разработан Ломоносовым. Позже университет назовут в его честь.

Заслуг Ломоносова перед наукой очень много. Вот некоторые из них: открытие закона сохранения материи, важнейшие работы по теории цвета, изобретение множества оптических приборов и т.п.

Также стоит заметить, что по большому счету, Михаил Ломоносов стал основоположником русского языка.

На протяжении всей своей биографии он крайне бережно относился к отечественной истории, любил русский язык и свято верил в великое будущее России.

Краткая биография Ломоносова

Среди биографий ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Такое количество областей знаний дает нам полное право утверждать, что Михаил Ломоносов – это один из немногих примеров универсального гения.

Едва ли краткая биография Ломоносова позволит нам осветить все стороны жизни этой уникальной личности, но самое главное мы вам расскажем.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины XVIII века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.

Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало.

Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец женился еще два раза, и последняя, третья жена, с самого начала возненавидела Михаила Ломоносова.Это сильно угнетало юного гения, и он, узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет караван рыбаков, направляющийся в Москву. Упросив их не прогонять его, он благополучно прибывает с ними в столицу.

Годы учебы и деятельность

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.

Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.

В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.

В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений.

Краткая биография Михаила Ломоносова не позволяет во всей красе рассказать, какой невероятно пытливой и любознательной натурой он был. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Но даже при такой колоссальной занятости он умудряется регулярно и углубленно заниматься поэзией, литературой и историей.

В 1739 он женится в Германии на дочери квартирной хозяйки, а в 1741 Михаил Васильевич возвращается на родину в Россию.

В 1742 Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Уникальное наследие

Вклад Ломоносова в самые разные сферы науки очень велик. Например, именно он впервые выдвинул идею о том, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. Официально ученый мир заговорил об этом только спустя 100 лет.

Также он заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.

Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.

Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.

Его литературное творчество содержит произведения на разных языках: «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», стихотворения и многое другое.

В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь. Кроме всего сказанного, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также и в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Михаил Васильевич серьезно занимался риторикой и словесностью став, по сути, основоположником русского языка.

Кончина

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Детство на Двине и юность

Выдающийся русский ученый оставил потомкам автобиографию, но многие исследователи также писали о его жизни и творчестве.

8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии появился на свет будущий академик. Он родился в семействе рыбака Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Жили они не слишком богато. Отец рыбачил, а мать занималась домом и ребёнком.

Когда мальчику исполнилось девять лет, скончалась его мать. Отец повторно вступил в брак год спустя. Федора Михайловна Ускова, новая жена Василия Дорофеевича, прожила недолго, скончавшись, в 1724 году. Третьей его супругой стала Ирина Семёновна Корельская. Взаимоотношения мачехи и пасынка не сложились, Михаил звал её «злой и завистливой мачехой».

Домашнее обучение

В детстве Миша частенько отправлялся с отцом на промысел. Эти поездки повлияли на становление его личности. Суровые условия Севера укрепили его физическое и нравственное состояние. Увиденные в путешествиях красоты окружающего мира развивали мышление и воображение мальчика. К четырнадцати годам он освоил грамоту и безошибочно писал. В те времена большинство населения Российской империи было неграмотным, а красиво писать, как это делал Михаил, умели единицы.

В родном селе он овладевал знаниями под началом дьяка Дмитровской церкви Сабельникова и односельчанина И. Шубного. Чтение книг, подаренных соседскими сыновьями, занимало досуг молодого человека. Научная вселенная покорилась ему с помощью «Арифметики» Л. Магницкого и «Грамматики» М. Смотрицкого.

Такая увлечённость приводила к ссорам с отцом и мачехой. Учителя, впечатлённые достижениями Михаила, советовали продолжать просвещение в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. 15 декабря 1730 г. Михайло тайно бежит с вереницей саней поставщиков рыбопродуктов в Москву, догнав их после трехсуточной погони по глухим дебрям в одиночку. Так Ломоносов пришёл в Москву.

Российские университеты

Московская славяно-греко-латинская академия покорилась ему через месяц после приезда. Поступлению помогла небольшая уловка. Будущий студент представился дворянином. В этом образовательном учреждении великолепно преподавали латынь, и Ломоносов идеально освоил её. Программу Академии он преодолел в течение пяти лет вместо двенадцати. Этому поспособствовали его последовательность в достижении намеченного и прирождённому прилежанию.

Ощущая недостаток преподавания в сфере физико-математических предметов и философских направлений, в 1734 году лучший студент обратился к руководителям Спасских школ (второе название Академии), где учился Ломоносов, за разрешением и финансовой поддержкой для продолжения образования в Киеве. Приглашение он получил от главы Киево-Могилянской академии архимандрита Стефана.

Обучение в этом учебном заведении разочаровало Ломоносова. Преимущественно преподавались здесь религиозные и богословские дисциплины. Но свободный доступ к огромной библиотеке скрасило пребывание в Киеве. Разочаровавшись, он возвращается туда, откуда приехал.

Учёба в Санкт-Петербурге

Скорее всего, М. В. Ломоносов стал бы священником. Но удача не отвернулась от него. В 1735 году случилось обращение к Сенату барона Корфа, президента Российской академии наук. Он выразил обеспокоенность уменьшением количества студентов и попросил организовать сбор особо талантливых учащихся образовательных учреждений государства.

Архимандриту Стефану также пришло такое послание. Он отправил сообщение об успехах Ломоносова в Москву, выбрал двенадцать учащихся, в число которых попал и Михаил. К началу 1736 года Ломоносов учился в Академическом университете Санкт-Петербурга. Его обучали самые известные преподаватели той поры:

  • профессор математики Крафт был преподавателем математически-физических дисциплин,
  • Х. Герман помогал в освоении немецкого языка.

Тогда же Ломоносов попробовал себя в стихосложении, написании небольших рассказов. Немалый интерес он обнаружил к химическим дисциплинам и минераловедению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: