Особенности определения размера стихотворения

Как определить стихотворные размеры? – примеры стихов

Стихотворный размер: что это такое и зачем он нужен

Определением и изучением стихотворных размеров занимаются филологи и историки литературы. Но в Украине уметь определять стихотворный размер должен каждый выпускник школы, ведь задача на определение стихотворного размера есть в ВНО каждый год.

На старте этой науки вам может быть сложно, но успокаивайте себя тем, что таким образом вы тренируете свой мозг быть более гибким и многофункциональным. Начинайте тренироваться вместе с нижеприведенными примерами или смотря видео и другие учебные материалы. Позже — переходите к самостоятельному анализу и спустя несколько попыток самостоятельного анализа вы увидите, что определять стихотворный размер стало легче.

Пиррихий

Это два ярких примера, могущих создать представление о том, что такое ямб. Сталкиваясь же с серьезными классическими поэтическими произведениями, бывает сложнее определить размер стопы. Это связано с распределением ударений в них, не всегда совпадающих с вышеописанной схемой. Что же делать в таком случае:

ЗарЯ румЯнилась спросОнок,

ЖурчАла рЕчка по пескУ,

А тАм, навзгОрье, жеребЕнок

ПрислУшивался к ветеркУ.

Стопа тяжело подлежит определению в силу неравномерного распределения ударений в словах. Это что такое? Ямб ли? Хорей?

Для подобных случаев существует народный способ определения размера стопы, заключающийся в «отчеканивании» стиха подобно первокласснику на линейке, не обращая внимание ни на смысл слов, ни на правильность расстановки ударений в них. При подобной декламации стиха можно заметить следующую схему:

За-рЯ-ру-мЯ-ни-лАсь-спро-сОнок,

Жур-чА-ла-рЕч-ка-пО-пес-кУ,

А-тАм-на-взгО-рье-жЕ-ре-бЕ-нок

При-слУ-ши-вАл-ся-квЕ-тер-кУ.

При прочтении стиха этим способом обнаруживается ряд дополнительных, не присущих словам ударений

Следует обратить внимание на шестой слог в первой и третьей строках, четвертый и шестой — в последней, ярко демонстрирующие это поэтическое явление. В литературоведении оно носит название пиррихий и является применимым для всех размеров слога

Таким несложным образом в приведенном стихе отмечается ударным каждый второй слог, обнажается типичный ямб. Наряду с хореем, он был популярнейшим слогом среди произведений поэтов 19-го столетия. Стихотворения ямбом предпочитали: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов и многие другие классики.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста: 

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт. 

как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯдру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня» 

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

Ваня — хорей:‍«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)Ваня-Ваня-Ваня-Ваня 

Иван — ямб:‍«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)Иван-Иван-Иван-Иван

Ванечка — дактиль:‍«Ранними летними росами» (А.А. Блок)Ванечка-Ванечка-Ванечка

Ванюша — амфибрахий:‍«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша

Иоанн — анапест:‍«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный. 

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,‍—U—UU—UU—UU— 

До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.‍UU—UU—UU—UU—

Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|—U—UU—UU—UU—

Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.—U—UU—UU—UU—

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

—U—|UU—|UU—|UU—| UU—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|‍—U—|UU—|UU—|UU—|

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Способы классификации

Теперь, познакомившись со всеми понятиями, определим размер стихотворения А.С. Пушкина «Анчар».

Выберем две строки оттуда:

Порядок действий такой:

  1. Разделим их на слоги и проставим интонационные ударения: «Ан|чар, |как| гроз|ный| ча|со|вой,// Сто|ит| о|дин| во| всей| все|лен|ной».
  2. Затем определим, в какой последовательности чередуются ударные и безударные слоги. Схематично обозначим их как «У» и «б»: « б У б У б У б У// б У б У б У б У б». Из этой схемы видно, что за одним безударным слогом следует один ударный. Значит перед нами — двусложный размер, то есть стопа здесь состоит из двух слогов.
  3. Наша следующая задача — понять, какой именно двусложный размер использовал автор. Для этого выясним, на какой из слогов стопы падает ударение: на первый или второй. Рассмотрим первую стопу строки: «Анчар…». Ударение приходится на второй слог этой стопы. Следовательно, стихотворение, написано двусложным размером, где второй слог стопы ударный, то есть, ямбом. Наша цель достигнута!

Определение понятия

Что такое стихотворный классический размер. Ритмический рисунок стихотворения в современной русской литературе задаётся порядком чередования ударных слогов с безударными и их количеством в строке. Такая система стихосложения называется силлабо-тонической. В России она сложилась в первой половине XVIII века. Для более раннего времени была характерна силлабическая система, то есть такая, при которой значение имело только количество слогов в строке без учета ударений.

Пять основных стихотворных размеров, сейчас относящихся к классическим, возникли ещё в Древней Греции, только в греческой системе вместо ударных и безударных звуков использовались долгие и краткие.


Виры размеров стихов

Единица и выражение музыкального метра.

Музыкальный метр выражается — размером (цифровое выражение), отражается в тактах и единицей измерения — являются доли. О долях мы сейчас и поговорим.

P.S. Очень часто можно встретить употребление выражения музыкального метра в кроссвордах и сканвордах.

Что такое доля и какие бывают доли в музыке?

Музыкальная доля — единица измерения музыкального метра. Доли бывают:

  • Сильные.
  • Относительно сильные.
  • Слабые.

Сильная доля в музыке считается акцентируемой, а слабая не акцентируемой.

Однако, запомните: сильная доля и акцент — это не одно и то же. Акцент может применяться к любой доле. Выбор доли, которую нужно проакцентировать, ложится на плечи композитора. Воображение подсказывает ему, как должна выглядеть будущая композиция. Основываясь на этом автор и расставляет акценты.

Метрический акцент — это выделение определенных нот и долей. Метрические акценты могут быть как реальными (выделение за счет звука большей громкости), так и воображаемыми (выделение паузой).

Чтобы наглядно понять, что такое метр, возьмем линейку с миллиметровыми насечками, где расстояние между маленькими черточками будет означать ноты.

Средние черточки будут началом слабой доли, а большие — началом сильной доли.

По линиям нашей образной линейки можно задавать ритмические рисунки из нот различной длительности. Рисунки могут быть абсолютно разными, но они должны обязательно вписываться в черточки нашей линейки.

Друзья, вообще понятие музыкального метра довольно абстрактное. В музыкальных произведениях он может вообще никак не выражаться, и присутствовать лишь в «голове» у музыканта.

Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей

Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.

  • В сто­пе ямба первый слог безударный, второй — ударный.
  • В стопе хорея: первый слог — ударный, а второй — безударный.

Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:

Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.

Пример стихотворения, написанного ямбом:

Пример стихотворения, написанного хореем

Нестандартные варианты: спондей и пиррихий

Стихотворные размеры составлены по идеальной схеме. Однако в реальности поэты часто нарушают общепринятые правила. Самый известный пример подобного отклонения — первые строчки поэмы «Евгений Онегин».

Есть отклонение от схемы и во второй строке: Когда не в шутку занемог, схема — |U_|U_|UU|_|. В данном случае вместо ударного слога мы наблюдаем безударный (в слове «занемог»). Такой вариант отступления от стихотворного размера называется «пиррихий».

Стоит отметить, что и спондей, и пиррихий есть почти в любом стихотворении. Однако они не мешают определить размер. Это связано с тем, что стихотворная речь очень ритмичная и человек проговаривает строки, подсознательно правильно расставляя ударения.

Помочь разобраться во всех перипетиях русского литературного языка помогут наши занятия с репетиторами в Москве.

Особенности определения размера стихотворения

Существует несколько подходов, дающих возможность понять, что за размер имеет произведение. Самый простой вариант из них — скандирование. В таком случае надо просто проговорить произведение как детскую считалку, выделяя ударные места. Например:

  • мчА-тся-тУчи-вьЮ-тся-тУчи
  • нЕ-ве-дИ-мко-Ю-лу-нА

(А.С. Пушкин «Бесы»)

Для большего эффекта можно притоптывать в такт или выстукивать ритм. Во время скандирования сразу станет понятно, что перед нами двустопный размер. Поскольку ударение падает на первый и последующие слоги, то это хорей.

Метод «Ваня»

Автор этого необычного подхода — А.А. Илюшин. Он долгое время изучал русское стихосложение и предложил соотнести размеры с разными вариантами имени Иван.

Ямб Иван (ритм — «Иван-Иван»)
Хорей Ваня (ритм — «Ваня-Ваня»)
Дактиль Ванечка (ритм — «Ванечка-Ванечка»)
Анапест Иоанн (ритм — «Иоанн-Иоанн»)
Амфибрахий Ванюша (ритм — «Ванюша-Ванюша»)

Графический метод

Такой подход считается классическим и самым точным, хотя на него придется потратить достаточно много времени. Для начала возьмите стихотворение, размер которого вам надо определить (не более 6-8 строк). Классический пример:

Тучки небесные, вечные странники…

(М.Ю. Лермонтов «Тучи»)

Текст стихотворения нужно переписать на бумагу и поделить на слоги. Получится следующий вариант:

Ту|чки| не|бе|сны|е|, ве|чны|е| стра|нни|ки|,

_UU_UU_UU_UU

Сразу же становится заметно, что перед нами трехстопный метр, в котором первая стопа является ударной. Соответственно, это дактиль.

Ямб

С ямбом знакомы все, кто хоть раз слышал стихотворные произведения «солнца русской поэзии», ведь ямб – любимый стихотворный размер Пушкина . Им написано большинство его сказок, он использует его в лирических стихотворениях, таких, как всем известное «Зимнее утро». Рассмотрим строки из этого произведения.

«Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»

Достаточно расставить ударения, чтобы убедиться, что они падают на каждый второй слог
. Именно в случае, когда ударение падает на чётные слоги, текст перед читателем написан ямбом.

Однако есть ещё одна характеристика, на которую следует обращать внимание. Безударный и ударный слог составляют в этом случае одну стопу

Следовательно, в этом стихотворении четыре стопы – оно написано четырехстопным ямбом. Рифма здесь женская – то есть после ударного слога следует ещё один безударный.

Как легко определить стихотворный размер: алгоритм и примеры

Если вы хотите определить стихотворный размер, сделайте следующее:

  • Запишите первые две строчки стиха.

  • Разделите тексты строк на слоги, где на каждую громкую букву приходится один слог. Например.

  • Прочтите сначала быстро, а затем медленнее, анализируемые строки. Выделите, на какие громкие звуки приходятся ударные и безударные элементы. Каждый ударный состав принято выделять внизу текста значимой «_». Каждый безударный — «U».

  • Анализируя то или иное стихотворение, помните о том, что обычно ритмичные и обычные ударения совпадают, но для ритма автор произведения мог их изменить. В свою очередь, любое длинное слово из 4–5 слогов может иметь несколько интонационных ударений. А некоторые предлоги (здесь, на, от) или союзы (да, и, но), да и даже односложные слова (сто, кот, дом) могут не иметь собственного ритмического ударения, ведь состоят только из безударной гласной.

  • Выделив ударные и безударные слоги снизу каждой строки, перенесите полученную схему на отдельную часть бумаги. Она должна выглядеть как чередование символов, например UU_UU_UU_

  • Найдите определенную регулярность и систематичность в чередовании ударных и безударных слогов. Для предыдущего примера финальная схема будет выглядеть так: UU_/UU_/UU_

  • Определите размер стиха. В этом случае это трехсложный размер, а именно — анапест.

Примеры

Тренироваться определять стихотворный размер лучше на песнях, ведь в них очень хорошо слышно, где именно расположены ритмичные ударения. Помните, что определяя стихотворный размер, следует смотреть не на ударения в словах, а на логические и интонационные ударения каждой строки. Возьмем несколько песен и определим их стихотворный размер:

Kalush Orchestra — Стефанія (2022)

Стефанія мамо, мамо Стефанія

_U/_U/_U/_U/_U/_U

Розквітає поле, а вона сивіє

_U/_U/_U/_U/_U/_

Регулярная схема ритма состоит из двух слогов, так что это — двусложный размер. Ударение приходится на первый слог, а значит это хорей.

Ґринджоли — Разом нас багато (2005)

Разом нас багато, нас не подолати

_U/_U/_U/_U/_U/_U

Разом нас багато, нас не подолати

_U/_U/_U/_U/_U/_U

Регулярная схема ритма состоит из двух слогов, так что это — двухсложный размер. Ударение приходится на первый слог, а значит это хорей.

GO_A ШУМ (2021)

Сію-вію, сію-вію

_U/_U/_U/_U

Конопелечки,

_U/_U/_

Сію-вію, сію-вію

_U/_U/_U/_U

Зеленесеньки!

_U/_U/_

Регулярная схема ритма состоит из двух слогов, так что это — двухсложный размер. Ударение приходится на первый слог, а значит это хорей.

Руслана — Дикі танці (2004)

Напевно, даремно

U_/U_/U_

Була я надто чемна

U_/U_/U_/U

Регулярная схема ритма состоит из двух слогов, так что это — двухсложный размер. Ударение приходится на второй слог, а значит это ямб.

Kalush ft. Skofka — Файна (2021)

Более сложный пример

Обратите внимание на ритмические ударения, отличающиеся от обычных (розпишу, трамвай)

Ти така файна (вай-вай)

U_U_U_U

Як музикa (грай-грай)

U_U/U_U

Я розпишу трамвай

U_U/U_U

Те яка ти файна!

U_U/U_U

Регулярная схема ритма состоит из трех слогов, так что это — трехсложный размер. Ударение приходится на средний слог, а значит это амфибрахий.

Определять стихотворный размер сложно, ведь это требует одновременно и абстрактного мышления, и внимательного слушания и чтения. Кроме того, требует определенной многофункциональности и концентрации. Именно поэтому в начале может быть много ошибок и путаницы. Однако чем больше вы потренируетесь, тем легче будет определять стихотворный размер дальше.

Попытайтесь проанализировать хотя бы пять хорошо знакомых вам украинских песен, параллельно слушая их — и вы увидите, как с каждой попыткой вам будет легче определять стихотворный размер. Если же самостоятельно овладеть этим навыком не удается, всегда можно обратиться к репетитору. Тьюторов по украинскому языку, украинской литературе и подготовке к ЗНО или ДПА всегда можно найти на маркетплейсе БУКИ.

Как определить стихотворный размер

  1. Чтобы определить размер стиха, надо в первую очередь разбить его на слоги. Лучше делать это письменно, чтобы слоги были перед глазами. Позже вы сможете выполнять это действие умозрительно.
  2. Затем проставьте в каждой строке ударения. Удобнее всего — проговаривать строки стихотворения вслух.
  3. Посчитайте слоги, так будет проще определить — двусложный или трехсложный размер стиха перед вами (четное или нечетное количество).
  4. Вы можете нарисовать схему стихотворения, где каждый слог будет горизонтальной линией. Проставьте ударения. Посмотрите, с какой периодичностью ударения повторяются. Если через один слог — размер двусложный, если через два — трехсложный.
  5. Выберите нужный размер стихотворения, согласно схеме.

Эти знания могут пригодиться не только школьникам, студентам и узким специалистам, изучающим поэзию. Чтобы писать хорошие стихи, надо научиться определять размеры стихосложения и пользоваться ими в собственных произведениях!

  • Как писать стихи
  • Анна Ахматова. Стихи, которые не забываются

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Виды и схемы

Большинство российских поэтов в своём творчестве используют силлабо-тоническое стихосложение. Такой способ организации стихотворения требует, чтобы в каждой строке безударные и ударные слоги чередовались в определённом порядке. Например: «Скажи-ка, дядя, ведь, недаром…» ( М.Ю. Лермонтов «Бородино»). Во всех строках этого стихотворения за одним безударным слогом следует один ударный.

Порядок чередования ударных и безударных слогов в строке называется стихотворным размером, а повторяющаяся последовательность этих слогов — стопой.  Чаще всего строка состоит из двух и более стоп (в приведённом фрагменте стопами являются «скажи-ка», «дядя» и т.д.).

Традиционно в русском стихосложении используются два вида размеров:

  1. Двусложные: стопа состоит из двух слогов: ударного и безударного
  2. Трёхсложные: стопа состоит из трёх слогов: одного ударного и двух безударных.

К двусложным размерам относятся:

  • Хорей, с ударением на первый слог стопы («Буря мглою небо кроет…» А.С. Пушкин «Зимний вечер»);
  • Ямб, с ударением на второй слог («У хладных невских берегов…» Н.А. Некрасов «Прекрасная партия»).

А к трехсложным можно отнести:

  • Дактиль (ударение на первый слог : « Тучки небесные, вечные странники!» М.Ю. Лермонтов «Тучи»);
  • Амфибрахий (ударение на второй слог: «Однажды, в студеную зимнюю пору…» Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»);
  • Анапест (ударение на третий слог: «Ты меня никогда не забудешь,// Ты меня никогда не увидишь». А.А. Вознесенский «Сага»).

Этими стихотворными размерами написаны большинство классических отечественных стихотворений.

Варианты слогового заполнения, примеры

Варианты слогового заполнения сильных и слабых мест имеют различную степень употребительности, здесь различаются константа (так, на последнем сильном месте русского 4-стопного ямба употребляются исключительно ударные слоги), доминанты (так, на слабых местах русского 4-стопного ямба употребляются преимущественно безударные слоги) и тенденции (так, из трех первых сильных мест русского 4-стопного ямба ударение реже всего появляется на третьем, чаще всего — в 18 века на первом, а в 19 веке на втором месте).


Ритм — определение и пример

Различные сочетания допустимых вариантов заполнения сильных и слабых мест образуют «ритмические вариации» каждого размера, так, античный дактилический гекзаметр имел 16 ритмических вариаций, а русский 4-стопный ямб — 7 (не считая сверхсхемно ударных): «Пора, пора! рога трубят», «Благословен и тьмы приход», «У нас немудрено блеснуть», «Разбить сосуд клеветника», «Для полугородских полей», «Адмиралтейская игла», «Изволила Елисавет».

Из этих ритмических вариаций 4-стопного ямба первая, полно ударная, четче всего выражает «первичный ритм» метра в целом (в ней ярче всего контраст между сильными и слабыми местами), а шестая и седьмая, мало ударные, «вторичный ритм» тенденций, характерных для стиха сменяющихся эпох («Изволила Елисавет» — для 18 века, «Адмиралтейская игла» — для 19 век, «метр» здесь один, но «ритмический импульс», «ритмическая инерция», «ритмический образ», складывающийся из предпочтительных в данную эпоху вариаций, различен).

В реальном звучании стиха «метр» может искусственно подчеркиваться (см. Скандирование) — особенно в тех ритмических вариациях, которые могут входить в контекст разных метров (так, строка «Изволила Елисавет» возможна в контексте и 4-стопного ямба и 3-стопного амфибрахия), но в принципе это необязательно и относится не к стиховедению, а к декламации.

Основные понятия

Прежде чем определить стихотворный размер, необходимо рассмотреть основные понятия, которыми руководствуются теоретики литературоведения. В рассматриваемой области изучения литературных произведений, встречаются следующие термины:

  • Стопа — минимальная структурная единица стихотворения, которая включает в себя ударный слог и зачастую один или несколько безударных. Ударение в стопе, количество слогов и чередование определяют размер стихотворения.
  • Размер стихотворения — реализация или вариация стихотворного метра. В русскоязычной литературе стихотворный размер, прежде всего, зависит от длины строки (количества стоп в ней).
  • Стихотворная строфа — единица ритмической организации текста, которая делится на относительно короткие отрезки или звуковые ряды. Именно количество стоп в строке, их расположение и характеристики определяют размер произведения.

Презентация «Двусложные размеры стиха»

Аннотация: Все в мире подчиняется своим законам и закономерностям. Даже такое прекрасное и волшебное явление, как поэзия имеет свои правила.

Презентация «Двусложные размеры стиха» познакомит учащихся с некоторыми особенностями стихосложения, а именно с стихотворным размером. Учащиеся узнают чем отличаются стихи от прозы, познакомятся с силлабической, силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Каждая система подробно рассмотрена на стихотворных примерах. Проведен анализ двусложных размеров стиха – ямб и хорей. Для закрепления материала учащимся предложено самостоятельно определить размер стихотворения. Благодаря использованию гиперрсылок и управляющих кнопок, презентация имеет удобную навигацию, что позволит сделать обучение более эффективным.

Стихотворные размеры

Существует три системы стихосложения:

  • Тоническая (выравнивание слогов);
  • Силлабическая (выравнивание ударений);
  • Силлабо-тоническая.

В силлабо-тонической поэзии ударения расположены определенным образом: они регулярно повторяются на протяжении всего произведения или его частей. 

Силлабо-тоническая система позволяет стихотворной речи звучать ритмично и воздействовать на те же подсознательные механизмы, на которые оказывает влияние и музыка. Стихотворный размер в силлабо-тонической поэзии указывает, с какой частотой повторяется ударная гласная после нескольких безударных.

Каждая строка произведения делится на равные ритмические отрезки – стопы. Они состоят, как правило, из 1 ударного и 1-2 безударных слогов. Затем эта последовательность повторяется до конца строки и на следующей строке начинается заново.

По числу слогов в стопе размеры делятся на двусложные и трехсложные.

Двусложные

Большинство стихов написаны именно двусложным размером – ямбом или хореем. В хорее ударение находится на первом слоге в стопе. Ниже для примера представлены строки стиха А. С. Пушкина.

Тру́-со | ва́т был | Ва́-ня | бе́д-ный |

Каждая стопа состоит из двух слогов. Первый слог в каждой стопе ударный. 

Ямб – это двусложный размер, ударение в нем находится на втором слоге в стопе. Рассмотрим пример.

Из-бу́ш | ка та́м | на ку́рь | их но́ж | ках.

Четыре стопы состоят из первого безударного и второго ударного слога.

В ямбе и хорее неизбежно встречаются так называемые стопы-мутанты, в которых либо два ударения, либо оно вовсе отсутствует. Так случается, потому что не все слова и словосочетания можно встроить в двусложный размер. 

Пиррихием называют стопу без ударения. Спондей – стопа, которая образуется из двух идущих подряд слогов с ударениями. Пиррихий и спондей – неотъемлемая часть двусложных размеров. 

Двусложные размеры более динамичны, концентрированы, энергичны, если сравнивать их с трехсложными.

Трехсложные

В зависимости от расположения ударения, к таким размерам относят дактиль, амфибрахий и анапест.

Дактиль – это такой трехсложный размер стиха, при котором под ударение попадает первый слог в стопе. Далее для наглядности представлена строка из стиха М. Ю. Лермонтова.

Ту́ч-ки не | бе́с-ны-е, | ве́ч-ны-е | стра́-нни-ки |

В амфибрахии ударение расположено на втором слоге. Ниже представлена строка А. С. Пушкина.

Бой-цы́ вспо | ми-на́-ют | ми-ну́в-ши | е дни́

В анапесте ударение падает на третий слог. Ниже приведен пример из поэзии А. А. Блока.

И кри-ча́ | ли ура́, | и шу-ти́ | ли о-ни́ |

Трехсложные размеры более медленны, задумчивы, располагают к использованию длинных и сложных слов.

Чтобы выучить названия всех стихотворных размеров, можно воспользоваться следующим лайфхаком. Ваня –  двусложное имя с ударением на первом слоге, соответствует хорею. Иван – двусложное имя с ударением на втором слоге, соответствует ямбу. 

Ванечка – трехсложное имя с ударением на первом слоге, соответствует дактилю. Ванюша – трехсложное имя с ударением на втором слоге, соответствует амфибрахию. Иоанн – трехсложное имя с ударением на третьем слоге, соответствует анапесту.

В слове «дама» зашифрованы три трехсложных размера. Первая буква «д» ответственная за дактиль, ударение в котором идентично расположению буквы. Буквы «ам» – это амфибрахий, которые подсказывают, что ударение в этом размере на среднем слоге. Буква «а» представляет анапест, в котором ударение на последнем слоге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: