Эпиталама

Роды и жанры литературы. Определения

Драма — (от древне-греческого — действие) — изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.

Лирика (от древне-греческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

Жанр — свойственный определённому роду. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.

Эпические жанры:

  • роман-эпопея – всестороннее изображение народной жизни в переломную историческую эпоху;
  • роман – изображение жизни во всей её полноте и многообразии;
  • повесть – изображение событий в их естественной последовательности;
  • очерк – документальное изображение событий жизни одного человека;
  • новелла – остросюжетный рассказ с неожиданным финалом;
  • рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующих лиц;
  • притча – нравственное поучение в аллегорической форме.

Драматические жанры:

  • трагедия – буквальный перевод – козлиная песнь, неразрешимый конфликт, вызывающий страдание и гибель героев в финале;
  • драма – соединяет трагическое и комическое. В основе лежит острый, но разрешимый конфликт.

Лирические жанры:

  • ода — (жанр классицизма) стихотворение, хвалебная песнь, воспевающая достижения, достоинства выдающегося человека, героя;
  • элегия – грустное, печальное стихотворение, содержащее философские размышления о смысле жизни;
  • сонет — лирическое стихотворение строгой формы (14 строк);
  • песня – стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева;
  • послание – стихотворное письмо, обращенное к одному лицу;
  • эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., — малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.

Лиро-эпические жанры: произведения, сочетающие в себе элементы лирики и эпоса:

  • баллада – сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему;
  • поэма – объёмное стихотворение с развёрнутым сюжетом, с большим количеством действующих лиц, имеющее лирические отступления;
  • роман в стихах – роман в стихотворной форме.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем «уходят» из «активного запаса» художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Что такое эпитет

Таким образом, эпитет – это определение при конкретном слове, благодаря которому оно становится более выразительным, вследствие чего усиливается красота его произношения и восприятия.

Эпитет является разновидностью тропов – художественных обогатителей речи, состоящих также из метафор, олицетворений, сравнений, гипербол и некоторых других элементов. Название его берет начало от греческого слова «приложенный».

В целях лучшего понимания термина имеет смысл привести несколько примеров эпитетов:

  • «крылатые качели»;

  • «белоснежная зима»;

  • «горькие слезы»;

  • «ледяная вода» — посмотрите, как одно только произнесение этого последнего словосочетания передает соответствующие ощущения, эмоции, выразительный образ и ассоциации с колючестью и холодом льда. 

Эпитеты могут быть выражены несколькими частями речи, а именно:

  • прилагательным (что встречается чаще всего), к примеру, «жемчужная роса»;

  • существительным, используемым как приложение к основному слову, например, «волшебница – зима»;

  • наречием, отражающим образное определение какого-либо действия, например, «тепло освещаются витрины магазинов»;

  • деепричастием, если они также образно определяют действия, например, «Блеща средь полей…, вот он льется!..Дон..».

Тот предмет, которому дает описание или определение эпитет, всегда находится в одном предложении с ним.

Важный момент! В сети Интернет можно найти удобный онлайн словарь эпитетов. При работе над сочинением, докладом или художественным произведением им можно воспользоваться для подбора удачных вариантов.

Определение эпитета и его основные задачи

Что такое эпитет в кратком содержании? Простыми словами эпитет – это такое слово или словосочетание, которое наделяет стоящее рядом существительное или глагол ярким образом, делает его более выразительным и запоминающимся. 

Эпитеты в русском языке считаются как тропами, так и самыми часто используемыми фигурами речи, без которых нельзя представить ни одно литературное произведение любого жанра и направления. Они могут иметь отрицательную или положительную окраску (такие часто используются при описании персонажей или атмосферы), использоваться в прямом или переносном значении

Определение «эпитет» происходит от греческого слова, означающего «приписывать». В филологических науках эпитет — это красочное определение, стоящее перед любым предметом и приписывающее ему какой-либо признак. Он наделяет образ уникальными чертами. В узком смысле эпитет – прилагательное, но в широком – любая часть речи, придающая слову выразительные черты и особую атмосферу. 

Основная задача любого эпитета заключается в создании выразительного и яркого образа. С помощью этого тропа можно придать особый характер обстановке, персонажу или описанию интерьера. Текст без эпитетов становится сухим и неинтересным, поэтому начинающим писателям рекомендуется использовать эпитеты разных типов в рассказах, романах и стихотворениях как можно чаще

Но очень важно не перенасытить текст одним тропом. Хороший рассказчик должен уметь использовать разные средства выразительности и комбинировать их с умом

Что такое жанр художественного произведения?

Произведения одного жанра – это произведения, имеющие одинаковые характеристики формы, содержания или какого-то исторически установившегося признака.

Казалось бы, по общим и отличающимся друг от друга признакам, произведения полностью разбираются на уровне определения рода и вида. Однако даже такая небольшая эпическая форма как рассказ имеет множество жанров, очень непохожих один на другой. Возьмем, например, рассказ детективный и рассказ святочный.

Оба этих произведения будут небольшими по объему, будут охватывать малый отрезок времени, в них будет задействовано всего несколько героев. Но если сравнивать, то детективный рассказ покажется куда ближе к детективному роману, а святочный рассказ к сказке.

Поэтому, чтобы проще было запомнить, что же такое жанр, попросту назовем его «характеристикой». Жанр – это то, чем можно описать произведение того или иного вида.

Например, возьмем роман. Если нам нужно будет дать характеристику роману, то мы скажем, что он исторический («Война и Мир»), психологический («Преступление и наказание»), а может быть легкий любовный роман в мягкой обложке. То есть, по сути, выделим главную его тему. Главная тема — это и есть жанр.

Эпитеты в метафоре

Кроме форм эпитетов, их разделяют по признакам:

  • метафорические. В основе эпитета лежит такой художественный прием, как метафора, например: легкий зимний рисунок, осеннее золото, бесплодные березы;
  • метонимические. Их цель — создать метонимическую суть предмету, например: березовый, веселый язык, ее горячая, царапающая тишина.

Если использовать такие приемы в своем рассказе, то читатель сможет сильнее и ярче воспринимать описанные предметы и явления. В быту, искусстве и художественной литературе эпитетам отдана важная роль.

Эпитеты –  традиция русского языка и культура нашего народа. Яркие примеры художественного приема встречаются в фольклоре и в литературе прошлых веков.

Примеры эпитетов в литературе:

Я не из тех, чье имя легион,Я не из царства духов безымянных.Пройдя пути среди равнин туманных,Я увидал безбрежный небосклон.

Константин Бальмонт «Я не из тех»

Мы живём, точно в сне неразгаданном,На одной из удобных планет…Много есть, чего вовсе не надо нам,А того, что нам хочется, нет…

Игорь Северянин «Странно»

Тучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужноюМчитесь вы, будто как я же, изгнанникиС милого севера в сторону южную.

М.Ю. Лермонтов «Тучи»

А, ты думал – я тоже такая,Что можно забыть меняИ что брошусь, моля и рыдая,Под копыта гнедого коня.

А.А. Ахматова «А ты думал, я тоже такая»

«Ее густые волосы были собраны под ночным чепчиком, обшитым кружевами; большой пунцовый платок покрывал ее белые плечики, ее маленькие ножки прятались в пестрых персидских туфлях» — образ княжны Мери из «Героя нашего времени»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Характеристика лирики

Лирика субъективна. Обращена к внутреннему миру героя либо самого автора. Для этого рода литературы характерна эмоциональная заинтересованность, психологизм. Сюжет отходит на второй план. Важны не сами происходящие события и явления, а отношения героя к ним, то, как они влияют на него. Часто события отражают состояние внутреннего мира персонажа. В лирике совсем иное отношение ко времени, кажется, будто его и нет, а все события происходят исключительно в настоящем.

Лирические жанры

Основные жанры стихотворений, список которых можно продолжать:

  • Ода — торжественное стихотворение, имеющее цель восхвалить и возвысить
  • героя (историческую личность).
  • Элегия — стихотворное произведение с грустью в качестве доминирующего настроения, представляющее собой размышление о смысле жизни на фоне пейзажа.
  • Сатира — язвительное и обличительное произведение, к поэтическим сатирическим жанрам относят эпиграмму.
  • Эпитафия — стихотворное произведение малого объёма, написанное по случаю смерти кого-либо. Зачастую становится надписью на надгробии.
  • Мадригал — небольшое послание другу, как правило, содержащее гимн.
  • Эпиталама представляет собой свадебный гимн.
  • Послание — стих, написанный в форме письма, подразумевающий открытость.
  • Сонет — строгий стихотворный жанр, требующей чёткого соблюдения формы. Состоит из 14 строк: 2 четверостишия, и 2 трёхстишия.

Виды эпитетов

В русском языке эпитет разделяют на три вида:

Общеязыковой

Норма литературных фраз. К слову “тишина” существует около 210 эпитетов: глухая, волнующая, гробовая, чуткая.
Общеязыковые эпитеты бывают:

  • компаративными. Их применяют, чтобы сравнить и уподобить один объект к другому (собачий лай, медвежий взгляд, кошачье мурлыканье);
  • антропоморфическими. В основе лежит перенос человеческих свойств и признаков предметов на явление природы, например: нежный ветерок, улыбчивое солнце, унылая берёзка;
  • усилительно-тавтологическими. Повторяют и усиливают признаки объекта: мягкая вата, беззвучно в тишине, серьезная опасность.

Примеры эпитетов: жизнь пустынная, сладко писать, нежный голос, сладкий ветерок, гробовая тишина.

Народно-поэтический

Такие эпитеты появились благодаря устному народному творчеству. В основном, сохранен фольклорный колорит. В отличие от других они ограничены в сочетаемости: синяя река, оранжевое солнце, коричневый медведь.

Примеры: ясный месяц, чистое поле, живая вода, терем расписной, добрый молодец, жили-были, шел-шел.

Индивидуально-авторский

Редко встречающаяся смысловая ассоциация. В основном они не воспроизводятся, но обладают окказиональным характером, почти как архаизмы.

Примеры: шоколадное настроение, ромашковый смех, каменный гром, тучка золотая, утес великан, в пустыне чахлой.

Постоянный

Когда приемы употреблены в устойчивых фразах, например: тридевятое царство, добрый молодец. При написании художественной литературы авторы пользуются:

  • оценочными эпитетами (невыносимая жара, утраченные чувства);
  • описательными (уставшее сердце);
  • эмоциональными (унылая осень, грустная пора).

Благодаря эпитетам художественная фраза становится выразительнее.

Лирические жанры

ода — (от греч. oide — песня) — жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.

элегия – (греч. elegeia < от ele­gos — жалобная песня) — жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. med­i­ta­tio — углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица.

сонет — (от итал. sonette — песенка) — стихотворение из 14-ти строк, состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов).

песня – стихотворение, предназначенное для пения, состоящее из нескольких куплетов и припева.

послание – стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п.

эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., — малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.

Примеры:

  • Строчечный фронт.
  • Малиновая улыбка.
  • Тысячеглазовый трест.
  • Чурбанное равнодушие. 
  • Скирды солнца в водах лонных.
  • Изображением пейзан.
  • В глуши задремавшего бора.
  • Мармеладное настроение.

Более того, можно выделить ещё три основных вида эпитетов.

Вид Задачи Примеры
Описательный Используются для усиления образа и передачи особенных черт. Золотая листваСолнечный кругПушистый снегБелоснежное покрывалоМутный взорПотерянный вид
Оценочный Позволяет дать оценку тому или иному событию, человеку или действию. Нечестный выигрышЧудесный деньОтличная работаВысокое качествоПрекрасная памятьВеликий притворщикСмешная гримаса
Эмоциональный Придаёт действию или предмету эмоциональную окраску, позволяет передать отношение человека к предмету, атмосфере или событию. Унылая осеньОтвратительный деньУжасное настроениеТоска смертнаяНевероятный деньРадостное событие
Сквозной Может использоваться с разными словами и придавать им разную окраску. Застенчивые лугаЗастенчивый человекЗастенчивый взглядСветлый образ Светлый день Светлое лицо

Эпитеты делятся на простые и сложные. Из двух частей состоит сложный эпитет — это словосочетание, например:

  • Берег, милый для меня.
  • Солнце, яркое и горячее.
  • Яркий алый свет утреннего солнца ударил мне прямо в глаза.

Эпос и его особенности

Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют. События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность.

Крупные эпические жанры

Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман — самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.

Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.

Малые жанры эпоса

Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.

Для рассказов характерны следующие особенности:

  • Малый объём.
  • В центре сюжета конкретное событие.
  • Малое число героев — 1, максимум 2-3 центральных персонажа.
  • Имеет определённую тему, которой посвящён весь текст.
  • Имеет цель ответить на конкретный вопрос, остальные — второстепенные и, как правило, не раскрываются.

В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм. Очерк — это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.

В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.

Определение лирики — что это

Лирика – это род литературы, отражающий субъективное видение мира поэтом, эмоциональное и сугубо личное переживание объективной реальности в тех формах, которые близки автору.

Слово «лирика» происходит от греческого «λυρικός» (лирный, исполняемый под аккомпанемент лиры). Изначально лирическими считались любые чувствительные песни, требовавшие инструментального сопровождения.

Позже наметилось противопоставление лирики эпосу (что это такое?), воспевающему историю предков, подвиги богов и героев. Лирической стали называть песнь, посвящённую не общественным, а личным чувствам человека, событиям его внутренней жизни: любви, дружбе, разлуке, удовольствиям, разочарованиям и открытиям.

Лирик – это поэт, создающий образцы лирических произведений. В более широком смысле лириками называют людей с возвышенным образом мыслей и тонкой душевной организацией. Они смотрят на мир особым взглядом и остро чувствуют происходящее.

Лирический субъект и автор произведения

Следует отметить, что лирический субъект необязательно совпадает с автором произведения. Отличия могут затрагивать как внешнюю биографию, так и внутренние качества. Если являются очевидными различия между лирическим субъектом и поэтом, можно говорить о так называемом лирическом герое произведения. В случае если субъект в основном совпадает с самим автором, правильнее называть его поэтом или употреблять при анализе имя автора. Подобная лирика отражает внутренний мир ее создателя, и поэтому называется она автопсихологической.

Жанры, входящие в этот род литературы, — мадригал, элегия, эпиграмма, сатира, дружеское стихотворное послание, ода, сонет.

Простые и слитные эпитеты

  • простые — присутствует одно прилагательное, эпитет к слову, например: шелковые кудри, глубокие глаза;
  • слитные — у них два и более корня, воспринимаются как одно целое, например: чудно смешанный шум.

Существует такое понятие, как эпитет авторства, встречается реже остальных. Придает предложению уникальный смысл и дополнительную экспрессивность. Когда перед вами подобные тексты, начинаешь понимать, насколько сложное и широкое мировоззрение у писателя.

Часто подобными приемами пользуются авторы при написании поэзии, пресс-релизов, эссе. Но в прозаическом творении можно также встретить подобные эффекты.

Виды эпитетов

Существуют различные классификации эпитетов в русском языке. Рассмотрим самые распространенные из них.

По сфере употребления

Эту классификацию предложил советский лингвист К. С. Горбачевич, соавтор «Словаря эпитетов русского литературного языка». Он разделил эпитеты на общеязыковые, народно-поэтические и авторские.

Общеязыковые эпитеты — самая многочисленная группа слов. У некоторых существительных (лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь) есть сотни характеризующих определений. Такие эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если их используют в переносном значении, мы понимаем, что это значит. Например: проницательный взгляд, ироническая улыбка, бисерный почерк, трескучий мороз.

Народно-поэтические эпитеты пришли к нам из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, для батюшки-царя, лук дубовый, грусть-тоска.

Свойства народно-поэтических эпитетов:

  1. Форма прилагательного в усеченной форме (сыра земля, чисто поле);

  2. Перенос ударения (зелено вино, шелковые луга);

  3. Эпитет стоит после определяемого слова (Эпитет стоит после определяемого слова (ветра буйные, горе горькое).).

Редкие или авторские эпитеты — неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации. Писатели придумывают сочетание определяемого слова и определяющего (эпитета) в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. Например: скучный берег (А. С. Пушкин), маленький характер (А. И. Герцен), похоронный крик (Н. А. Некрасов), задумчивый и нежный мой край (С. А. Есенин).

Однако при определенных условиях (авторитет писателя, яркость образа) эти эпитеты могут стать общеязыковыми. Поэтому, граница между общеязыковыми и авторскими эпитетами достаточно подвижна.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

По характеру обозначения признака

По способу обозначения признака выделяют эпитеты с прямым и переносным значением.

Эпитеты с прямым значением — это выразительные слова, которые употреблены в своем обычном смысле. Например: бледное лицо, горячий песок, зеленый лес.

Эпитеты с переносным значением, как нетрудно догадаться из названия, рождаются из использования слов в переносном смысле. Так, прилагательное лошадиный имеет прямое значение «принадлежащий или имеющий отношение к лошади», но в словосочетании лошадиное здоровье оно употребляется не в прямом, а в переносном смысле: «очень крепкое здоровье».

Сравните пары примеров: в первом случае прилагательное употребляется в прямом значении, во втором — в переносном. Именно в переносном значении эти прилагательные приобретают образность и становятся эпитетами:

  • лошадиная сбруя и лошадиное здоровье;
  • жуткая история и жуткая боль;
  • гробовая доска и гробовая тишина;
  • могучий боец и могучая гора;
  • пламенный столб и пламенная речь.

По степени устойчивости связи с определяемым словом

Некоторые эпитеты могут сочетаться с разными определяемыми словами — такие эпитеты называются свободными. Пример свободного эпитета — прилагательное золотой в словосочетаниях: золотая листва, золотые волосы, золотые отблески солнца.

Эпитеты, которые имеют устойчивую связь с одним определяемым словом, называются постоянными. Многие народно-поэтические эпитеты, о которых мы говорили выше, являются постоянными: белы руки, добрый молодец, уста сахарные.

По структуре

По структуре эпитеты делятся на простые и сложные.

С простыми эпитетами все понятно — они состоят из одного слова, обычно прилагательного, у которого один корень: парус одинокий, светлое будущее, звенящая тишина.

Сложный эпитет — это образное прилагательное, у которого больше одного корня. Такие эпитеты обычно можно развернуть в более длинное словосочетание:

  • солнцеликая дева — дева с лицом, сияющим, как солнце;
  • огненно-рыжие волосы — волосы рыжие, как огонь;
  • мертвенно-бледное лицо — лицо бледное, как у мертвеца;
  • чернобровая красавица — красавица с черными бровями.

К сложным также относятся такие эпитеты, которые образованы повторением одного и того же прилагательного. Например, в той самой страшилке: «В одном черном-черном городе, на черной-черной улице…» используется сложный эпитет черный-черный.

Мы много узнали об эпитете как средстве выразительности речи. Теперь научимся находить эпитеты на примерах из литературы.

Эпитет и относительное прилагательное

Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова.

Такие прилагательные могут обозначать:

  • предмет или материал: каменный стол (стол, сделанный из камня), кожаный портфель (портфель, сшитый из кожи), золотая медаль (медаль, отлитая из золота);
  • место: приозёрный санаторий (санаторий, расположенный у озера);
  • функцию (или действие): спортивный снаряд (снаряд для спорта);
  • принадлежность к человеку: папина ручка (ручка папы);
  • принадлежность к животному/птице: гусиный пух (пух гуся);
  • время: утренняя зарядка (зарядка с утра);
  • численность/количество: столетняя война (война в сто лет).

Эпитетом же будет являться прилагательное, которое будет придавать объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.

Сравните относительное прилагательное / эпитет:

  • каменный стол / каменное лицо;
  • золотая медаль / золотой век;
  • спортивный снаряд / спортивная осанка;
  • гусиный пух / гусиный шаг (шаг военных);
  • столетняя война / столетний дед (очень старый человек).

Узнайте больше про:

  • Примеры эпитетов;
  • Примеры метафоры;
  • Анафору;
  • Метонимию;
  • Градацию;
  • Фольклор;
  • Постиронию:
  • Средства выразительности;
  • Фразеологизмы;
  • Гиперболу;
  • Аллегорию;
  • Антитезу;
  • Культуру.

Как написать свой рассказ? Подбираем эпитеты

Подбирать удачные образы к словам довольно сложно, но этому можно научиться. Достаточно просто начать подмечать мелкие детали и полагаться на свой чувственный опыт. У всех писателей и поэтов разные способы подбора эпитетов к слову, например, кому-то он придёт сразу, а кому-то придётся долго выписывать прилагательные и смотреть, подойдут ли они. Научитесь чувствовать своих персонажей, представлять место действия в красках и деталях.

Для начала попробуйте:

  • Представить комнату или то место, в котором находятся герои. Можно найти фотографию места и попробовать описать его, используя как можно больше выразительных средств. После окончания работы внимательно прочитайте текст и подумайте, какие из образов оказались самыми удачными. Оставьте их в конечном варианте.
  • Описывая внешность, поведенческие особенности и голос героя, всегда представляйте его и «наблюдайте» за его мимикой. Можно обратиться к художественному опыту именитых писателей-классиков:

«…он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…»

Описание внешности Григория Печорина из «Героя нашего времени» пера М.Ю. Лермонтова.

  • Некоторые начинающие авторы используют словари и специальные сайты для подбора эпитетов и метафор. Попробуйте использовать их.
  • Читайте больше художественной литературы и стихотворений разных авторов. Так можно не только научиться у мастеров, но и вдохновиться удачными образами.

Итак, мы разобрались с тем, что такое эпитет, рассмотрели примеры его использования в разных текстах, научились подбирать их и делать акцент на нужные образы в собственных рассказах.

Виды лирики

Классификацию лирических произведений затрудняет многообразие используемых в ней жанров. В античности и эпоху классицизма лирику делили по жанрам и содержанию. Позже часть видов не получила развития (например, эклога, эпиталама, пастораль), а часть поменяла социальный смысл (например, элегия, послание, эпиграмма).

Со второй половины XIX века разграничение лирики на виды стало условным, а классификация на основе строф практически исчезла. В европейской поэзии от нее осталось только выделение сонетов, а в восточной – восьмистиший, газелей и рубаи.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Сейчас в литературе лирику классифицируют по тематическим признакам.

Признаки лирических произведений

Эпос рассказывает о фактах, событиях реальности. В драме происходит то же самое, но не в виде повествования от лица автора, а в виде диалогов действующих лиц. Лирика же носит преимущественно эмоциональный, субъективный, чувственный характер.

Вместе с тем в одном и том же произведении может встречаться соединение всех трех видов поэзии в единое художественное целое. Так, в древнегреческих трагедиях часто встречаются комбинации этих видов, а также переход их в чистый вид и обратно.

Деепричастный и причастный эпитет, примеры из литературы:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

Глаза устремляя вниз.

В поэзии серебряного века:

Идешь, на меня похожий,

Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!

Марина Цветаева «Идёшь, на меня похожий»

И ещё один:

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая, 

Уж не жалеют больше ни о ком.

Сергей Есенин «Отговорила роща золотая»

Эпитеты могут быть постоянными, переносными и авторскими.

Постоянные эпитеты описывают характерные черты предмета и часто закрепляются за словом.

Примеры эпитетов из литературы

Эпитеты как средства выразительности часто используют в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они помогают писателю глубже выразить свои чувства и переживания, показать свое отношение к окружающей действительности.

Цели эпитетов как средства выразительности в литературе:

  • подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, например: голубое небо, дикое животное;
  • пояснить и уточнить признак, который поможет выделить объект, например: листья лиловые, багряные, золотые;
  • вызвать удивление или смех, например, для сочетания контрастных слов: светлая брюнетка, яркая ночь;
  • одушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
  • создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
  • сформировать у читателей мнение о происходящем, например: малый ученый, но педант.

Примеры эпитетов в русской литературе:

  • «Крадучись, играя в прятки, сходит небо» (Б. Л. Пастернак);
  • «Ветер дул с бессмысленной яростью» (К. Г. Паустовский);
  • «Вдруг, точно пронзенная, она вздрогнула» (Ф. М. Достоевский);
  • «Кругом трава так весело цвела» (И. С. Тургенев).

А теперь попробуйте сами — укажите эпитеты в этих отрывках.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

(С. А. Есенин)

Вот парк с пустынными опушками,

Где сонных трав печальна зыбь,

Где поздно вечером с лягушками

Перекликаться любит выпь.

Вот дом, старинный и некрашеный,

В нем словно плавает туман,

В нем залы гулкие украшены

Изображением пейзан.

(Н. С. Гумилев)

Прозрачный сумрак, луч лампады,

Кивот и крест, символ святой…

Все полно мира и отрады

Вокруг тебя и над тобой.

(М. Ю. Лермонтов)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: