Анализ стихотворения «снег» (и. ф. анненский)

Анализ стихотворения иннокентия анненского «среди миров. творческий и жизненный путь поэта-символиста анненского иннокентия федоровича

Иннокентий Анненский — Что счастье? Чад безумной речи ( Что счастье? )

Chto schastye?

Chto schastye? Chad bezumnoy rechi? Odna minuta na puti, Gde s potseluyem zhadnoy vstrechi Slilos neslyshnoye prosti?

Ili ono v dozhde osennem? V vozvrate dnya? V smykanyi vezhd? V blagakh, kotorykh my ne tsenim Za nepriglyadnost ikh odezhd?

Ty govorish. Vot schastya byetsya K tsvetku prilnuvsheye krylo, No mig — i vvys ono vzovyetsya Nevozvratimo i svetlo.

A serdtsu, mozhet byt, miley Vysokomeriye soznanya, Mileye muka, yesli v ney Yest tonky yad vospominanya.

Xnj cxfcnmt?

Xnj cxfcnmt? Xfl ,tpevyjq htxb? Jlyf vbyenf yf genb, Ult c gjwtketv ;flyjq dcnhtxb Ckbkjcm ytcksiyjt ghjcnb?

Bkb jyj d lj;lt jctyytv? D djpdhfnt lyz? D cvsrfymb dt;l? D ,kfuf[, rjnjhs[ vs yt wtybv Pf ytghbukzlyjcnm b[ jlt;l?

Ns ujdjhbim/// Djn cxfcnmz ,mtncz R wdtnre ghbkmyeditt rhskj, Yj vbu — b ddscm jyj dpjdmtncz Ytdjpdhfnbvj b cdtnkj/

F cthlwe, vj;tn ,snm, vbktq Dscjrjvthbt cjpyfymz, Vbktt verf, tckb d ytq Tcnm njyrbq zl djcgjvbyfymz/

Средства выразительности

Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:

  • Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
  • Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
  • Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны”.

Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.

LiveInternetLiveInternet

Иннокентий Фёдорович Анненский

Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка… От нее даже дыму Не уйти в облака.

Эта резанность линий, Этот грузный полет, Этот нищенский синий И заплаканный лед!

Но люблю ослабелый От заоблачных нег — То сверкающе белый, То сиреневый снег…

И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане Непорочные сны — На томительной грани Всесожженья весны.

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения.

Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни. Их он посвятил созданию одному из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями

О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения. Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации

О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть. То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит.

Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств. С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования.

В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами. Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.

pishi-stihi.ru

Средства выразительности

Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:

  • Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
  • Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
  • Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны”.

Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Снег» написано очень чувственным, эмоциональным языком. Вот его основные тропы:

  1. В каждой из строф просматриваются фонетические средства выразительности. Например, аллитерация в первом четверостишие помогает передать глухую тяжесть «обузы», а ассонанс в третьей строфе помогает в восприятии гармонии и нежности природы.
  2. Стихотворение наполнено красочными эпитетами: «грузный полёт», «нищенский синий», «заплаканный лёд», «ослабелый…, сверкающе белый…, сиреневый снег», «талый…, усталый (снег)», «скользящий обрыв», «непорочные сны», «томительная грань».
  3. Метафоры: «обуза тяжка», «дыму не уйти в облака», «резанность линий», «нищенский синий и заплаканный лёд», «ослабелый снег», «выси открыв, он ложится усталый», «всесожженье весны».
  4. Сравнение: «точно стада в тумане».
  5. Олицетворение: «ложится усталый (снег)».
  6. Неологизм: «всесожженье».
  7. Анафора:
  1. Автором использована инверсия в 1 и 4 строфах.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в декабре 1909 года. Опубликовано уже после его кончины, в 1910-м.

Тема стихотворения – зима как конец жизни, это время, которое избавляет от иллюзий.

Композиция – произведение делится на две части. В первой Иннокентий Анненский говорит о зиме как о времени года, которое его тяготит. Вторая часть посвящена предчувствию весны.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.

Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.

Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны“.

Анализ стихотворения «Полюбил бы я зиму…» («Снег» И. Ф. Анненский)

Иннокентий Федорович Аннеский – поэт, драматург и критик серебряного века. Первым примкнул к течению футуризма в русской литературе.

Писать стихи начал еще в детстве, но первый сборник выходит только когда Иннокентию Федоровичу исполняется 49 лет. Его стихотворения повлияли на творчество Анны Ахматовой и Пастернака. Стихотворение «Снег» вышло во втором сборнике автора, и было опубликовано уже посмертно.

История написания

Стихотворение «Полюбил бы я зиму…» было написано в последний год жизни автора 1909 году и имело пять вариантов. Выбрав лучший, поэт отложил его в папку. Издал же последние стихотворения Анненского его сын – Валентин Кривич, уже после смерти отца в 1923 году.

Примечательно, что автор очень любил зиму и стихотворение «Снег» совершенно не похоже на остальные, ведь в нем скользит непреходящая грусть. Как считают исследователи творчества Иннокентия Федоровича, такая грусть свидетельствует о предчувствие скорой смерти, которое испытывал автор.

Жанр

Стихотворение «Полюбил бы я зиму…» написано двустопным анапестом с перекрестной рифмовкой.

Данное произведение можно отнести к психологическому символизму, который был типичен для автора с его нотками романтизма и разнообразными эпитетами.

Композиция

«Полюбил бы я зиму…» состоит из пяти четверостиший, которые по смыслу делятся на две части.

В первой части автор рассуждает о природе зимы, о ее суровости и сравнивает ее с зимой человека – старостью. Его строки наталкивают на размышления о неизбежности прихода этой поры:

«Эта резанность линий

Этот грузный полет…»

Вторую часть Иннокентий Федорович посвятил только снегу, его любви к нему, как к источнику будущего покоя:

«Он ложится усталый

На скользящий обрыв…»

Последние четверостишье исследователи творчества поэта склонны выделять в третью часть, хоть оно и не выбивается из общей концепции. Последние строки автора наводят на мысль о прощании и предчувствии скоро ухода, с которым Анненский решил смириться:

«На томительной грани

Всесожженья весны»

Символика произведения

Как и большинство стихотворений автора, «Снег» автобиографичная лирика. Здесь автор уходит в глубокие рассуждения о неизбежности старости – «зимы», как в природе, так и в жизни человека. Анненский говорит «Полюбил бы я зиму…», тем самым пытаясь смириться со старостью, но у него не получается, ведь она «тяжкая обуза».

Поэт говорит о «нищенском синем», на самом деле он говорит о духовности (синий символ духовности), которая еще не развилась для своего дальнейшего пути.

Иннокентию Федоровичу чужды его недомогания, и пытаясь от них отречься, он уходит в воспоминания, украшая их такими эпитетами: «сиреневый снег» (сиреневый – это весна, беззаботность и юность), «от заоблачных нег».

Заканчивается же стихотворения принятием и даже желанием закончить свой земной путь ведь дальше, по мнению автора, его ждут только «заоблачные сны».

Таким образом, можно сказать, что Иннокентий Федорович наследуя французский символизм, посвятил свое стихотворение тоске и смерти. Именно тоска о былом и предчувствие скорой смерти влияло на позднее творчество автора, и именно благодаря творчеству он пытался справиться со своими грустными мыслями.

Художественные приемы

  • Цветовой символизм: «сиреневый снег», «нищенский синий»;
  • разнообразие эпитетов: «непорочные сны», скользящий обрыв», грузный полет»;
  • метафоры: «заплаканный лед», «всесожженья весны».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

LiveInternetLiveInternet

Иннокентий Фёдорович Анненский

Узорные ткани так зыбки, Горячая пыль так бела,- Не надо ни слов, ни улыбки: Останься такой, как была;

Останься неясной, тоскливой, Осеннего утра бледней Под этой поникшею ивой, На сетчатом фоне теней…

Минута — и ветер, метнувшись, В узорах развеет листы, Минута — и сердце, проснувшись, Увидит, что это — не ты…

Побудь же без слов, без улыбки, Побудь точно призрак, пока Узорные тени так зыбки И белая пыль так чутка…

Обычному читателю творчество Иннокентия Фёдоровича Анненского (1855 – 1909) не слишком знакомо. В школьной программе больше внимания уделяется акмеистам и футуристам, например, лирике Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама и других поэтов. Хотя на них оказали значительное влияние именно работы Иннокентия Фёдоровича. В них раскрывается тонкая чувствующая натура и великолепное мастерство владения словом, способным заставить самого читателя откликнуться на образы произведения.

Хорошим примером такой лирики может стать стихотворение «Минута». С первых мгновений чтения оно погружает читателя в особую атмосферу. С помощью высокохудожественных эпитетов («узорные тени», «горячая пыль», «на сетчатом фоне теней») поэт рисует странную картину, где очертания нечетки и расплывчаты, а краски приглушены. Интересно, что автор ни разу не произносит слово «мираж», но из текста произведения, из его настроения, читатель догадывается, что имеется в виду это явление. Для создания такого эффекта поэт прибегает к различным словам, имеющим схожий смысл и наталкивающим на осознание: «призрак», «зыбки», «неясной».

Особенность этого произведения также в том, что при сравнительно небольшом объеме оно способно окутать своей необыкновенной атмосферой и оставить читателя еще долго размышлять над ним. Всего четыре простых четверостишия с понятной композицией. В первой строфе автор знакомит читателя с пейзажем и действующими лицами, одно из которых – он сам. Вторая строфа добавляет деталей:

Останься неясной, тоскливой, Осеннего утра бледней Под этой поникшею ивой…

Читатель уже может представить себе, как выглядит загадочная женщина, к которой обращается лирический герой; увидеть окружающую персонажей природу. Но вот происходит кульминация. В третьем четверостишии порыв ветра открывает глаза герою на то, что он принимал желаемое за действительное:

Минута — и сердце, проснувшись, Увидит, что это — не ты…

Словно стук сердца звучит дважды произнесенное слово «минута». Этот рефрен усиливает ощущение, что время останавливается. К этому приему автор прибегает еще раз, повторяя начальные строчки, но в перестроенном порядке. Это символизирует изменившееся отношение героя, который, тем не менее, пока не готов принимать правду. Он просит мираж, как и в первой строфе, побыть «без слов, без улыбки», чтобы не развеять это призрачное волшебство.

pishi-stihi.ru

Анненский И.Ф. — стихи про осень.

Сентябрь

Иннокентий Анненский

Раззолочённые, но чахлые сады С соблазном пурпура на медленных недугах, И солнца поздний пыл в его коротких дугах, Невластный вылиться в душистые плоды.

И желтый шелк ковров, и грубые следы, И понятая ложь последнего свиданья, И парков черные, бездонные пруды, Давно готовые для спелого страданья.

Но сердцу чудится лишь красота утрат, Лишь упоение в завороженной силе; И тех, которые уж лотоса вкусили, Волнует вкрадчивый осенний аромат.

* По автографу под загл. «Осень». И тех, которые уж лотоса вкусили — по верованиям древних греков, цветок лотоса заставлял забыть о прошлом и даровал блаженство.

Осень (Не било четырех.

Иннокентий Анненский

Не било четырех. Но бледное светило Едва лишь купола над нами золотило,

И, в выцветшей степи туманная река, Так плавно двигались над нами облака,

И столько мягкости таило их движенье, Забывших яд измен и муку расторженья,

Что сердцу музыки хотелось для него. Но снег лежал в горах, и было так мертво,

И оборвали в ночь свистевшие буруны Меж небом и землей протянутые струны.

А к утру кто-то нам, развеяв молча сны, Напомнил шепотом, что мы осуждены.

Гряда не двигалась и точно застывала, Ночь надвигалась ощущением провала.

Композиция

Стихотворение «Снег» состоит из 5 катренов. Композиционно его можно разделить на две части.

Первая часть – это первые два четверостишия, в которых автор пишет о неприятных для него нюансах зимы. Следует отметить, что Иннокентий Фёдорович провёл параллель между временем года «зима» и «зимним» возрастом человека

То есть, строки «от нее даже дыму не уйти в облака…» можно расшифровать, как неизбежность старости и всех изменений, связанных с возрастом.
Вторая композиционная часть – это последующие 3 строфы, в которых автор, напротив, концентрирует всё своё и наше внимание на прекрасной детали – снеге.

Также можно отделить от второй части крайнюю строфу, обосновав это тем, что, по содержанию и настроению, она выделяется как из второй части, так и из стихотворения в целом. Третье четверостишие – это мысли о том, что весна уже не наступит. «На томительной грани всесожженья весны» — это размышление, предчувствие приближения ухода.

Опять же, проводя параллель и сопоставляя данное стихотворение с жизнью поэта, можно назвать его прощанием с жизнью, друзьями, творчеством.

  • Первая часть стихотворения – это описания тягот прогрессирующего недуга автора.
  • Вторую часть можно назвать поиском чего-то хорошего в сложившихся обстоятельствах, или же вторая часть – это тёплые воспоминания о прожитой жизни.
  • Третья часть – это смирение.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Снег» написано в жанре элегия, что полностью оправдывает задумчивое, печальное настроение, присущее данному жанру.

Может показаться, что И. Ф. Анненский принадлежит к такому течению, как символизм. Да, от части, это так. Но у автора свой, особый, преломлённый символизм, основанный на романтизме, которому больше подойдет определение «психологический символизм».

Описание природы, пейзажей, мотив некой печали и философичность, тайный смысл, переданный через символы и образы – это группа особых признаков, характерных для пейзажной лирики Анненского.

Размер стихотворения «Снег» – двустопный анапест. Рифмовка – перекрёстная, с чередованием женкой и мужской рифмы.

Средства выразительности

Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:

  • Эпитеты – “грузный полёт”, “нищенский синий и заплаканный лёд”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
  • Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
  • Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны”.

Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.

Тематика, жанр и композиция

Тема стихотворения И. Ф. Анненского «Снег» завязана на окончании жизненного пути и зиме, напоминающей автору о скором приходе смерти. Поэт пишет, что ему пришлось многое повидать за всю свою жизнь, а теперь она приходит к своему логичному закату. Ему надоело радоваться зимнему времени года, его утомило нести свой крест и кататься на жизненных виражах, словно на горке. Преклонение перед природными явлениями и временами года — это лишь иллюзия и нереальная радость, переносящая людей в выдуманный мир.

Но он все-таки любит жизнь и ностальгирует об ушедших временах, когда не приходилось задумываться о реальности. Через смерть приходится пройти каждому человеку, он вспоминает прошлое с теплотой и словно принимает происходящее, несмотря на грусть и негодование.

Условно можно выделить две части стиха, на которые автор умышленно поделил весь текст:

  • Посвящение слов зиме, словно времени года, начавшему тяготить поэта. Больной человек не может радоваться снегу, как и падающим листьям осенью в сентябре, схожем своими красками с аметистом, макам с ароматом лета, распусканию весенних почек на деревьях, голубому небу. Автора больше не радуют привычные вещи, а из-за снега ему стало проблематично выходить на улицу.
  • Приход весны, которая все-таки прекрасна, ведь именно она становится периодом пробуждения всего живого и природы, что особо приятно, учитывая леденящий снег и мороз за окном.

Пейзажно-философский стих написан анапестом с перекрестным рифмованием слов, что позволяет поэту максимально тонко передать испытываемую им горечь из-за последних своих минут. Состоит он из пяти трехсложных строф, ударение приходится на третий слог.

Анализ стихотворения «Снег» Анненского 2 вариант

Стихотворение «Снег» Иннокентия Федоровича Анненского – образец русской философской лирики начала XX века, переходного периода от символизма к акмеизму. «Снег» вошел в посмертный сборник поэта, изданный его сыном. Стихотворение написано в 1909 году. К этому времени И. Анненский был автором всего одного прижизненного сборника стихов.

После неприятностей по службе в 1906 году поэт покинул должность директора Царскосельской гимназии, стал инспектором учебного округа, однако за месяц до смерти подал прошение об отставке. Последние месяцы его жизни были омрачены отсрочкой в публикации его новых стихов. В декабре 1909 года на улице, возвращаясь с работы, он скоропостижно скончался от инфаркта в возрасте 54 лет.

«Снег» по жанру — пейзажная лирика с философскими мотивами. Его размер — двухстопный анапест с перекрестной рифмой. В стихотворении 5 строф, по композиции оно делится на 2 части.

В первой части описывается зима, символ умирающего мира, бесприютности, нищеты, тоски. Во второй поэт смягчается и с теплотой отзывается о снеге, который ему даже чуть жаль: ведь грядет весна. Интересно, что весна у него ассоциируется не только с расцветом, но и со «всесожженьем» всего отжившего, былого.

В нем можно увидеть своеобразную перекличку со стихотворением «Осень» А. Пушкина, где тот объясняет, за что не любит, например, лето и весну. Лирический герой — сам автор.

«Снег» не стоит принимать за прощальное стихотворение поэта, размышления о жизни и смерти в нем типичны для поэзии И. Анненского, созданы в русле традиции Ф. Тютчева.

Эпитеты оригинальны: грузный полет, нищенский лед, ослабелый и усталый снег. Сравнение: точно стада в тумане сны. Восклицание: этот лед! Встречается анафора: этот грузный, этот нищенский; то сверкающе, то сиреневый. Цветопись снега: синий, белый, сиреневый. Олицетворение: снег усталый, ложится. Устаревшие слова: томительной, ослабелый, заоблачных нег. Разговорное слово: обуза. Рядом с ним — союз «да» в значении «но». Инверсия: полюбил бы я. Многоточия как бы подчеркивают, что поэту трудно говорить

Обращает на себя внимание лексика: резанность. Дважды употребляет поэт слова: полюбил, люблю

Это придает стихотворению более личный и резкий оттенок.

Ещё по теме: Иннокентий Анненский ~ Две любви (+ Анализ)

Стихотворение «Снег» Иннокентия Анненского — и дань классической поэзии XIX века, и одна из вершин Серебряного века. Остались пять редакций этого произведения, что говорит о том, насколько дорого и созвучно оно было самому поэту в его последний год жизни.

Тема и композиция произведения

В русской поэзии прослеживается давняя традиция философских размышлений в привязке к зимним мотивам. Например, анализ стихотворения Петра Вяземского «Первый снег» показывает размышления автора на тему мимолётности юности и скоротечности жизни в целом, утверждает ценность светлых воспоминаний в памяти людей.

Иннокентий Анненский обогатил русскую традицию, добавив к ней собственные мысли и настроения. «Снег», как и вся поэзия Анненского, пронизан темой трагичного, безнадёжного одиночества, именно оно лежит в основе недосказанности, незавершённости стиха, который призван вызывать у читателя глубоко личные ассоциативные переживания.

В произведении нет сюжетной линии — оно представляет собой философское размышление немолодого человека, который через образы природного явления передаёт свои чувства. Текст написан от первого лица, лирический герой — сам автор — противопоставляет любовь к ветру, к снегу и негативное отношение к зиме в целом.

Композиционно «Снег» состоит из пяти строф, и мысли героя последовательно раскрываются в них следующим образом:

  • В первых строфах он сетует на обузу, признаётся, что не любит зиму, здесь чувствуется его усталость от долгой и тёмной зимы, как и от длинной непростой земной жизни.
  • Следующие две строфы посвящены снегу как символу чистоты, лёгкости и полёта души, для которой светлой стороной бытия было творчество.
  • В заключительной фразе появляется туманное предчувствие выхода из противоречий бытия в иное состояние «всесожженья весны» — такое желанное и пугающе неизведанное.

Мотивы зимы в других произведениях поэта были не столь печальны, как в этом. Любование красотой зимних пейзажей, отблесками сумеречной зари на летящих облаках, желание лететь вместе с ними на тройке по заснеженным просторам — вот темы иных его стихов о зиме, таких как «Ноябрь», «Я люблю». Или «Весенний романс» — краткий шедевр конца зимы, ожидание скорой весны и новой влюблённости.

Зато темы утраты былого, тоски о несбывшейся, невозможной любви можно считать лейтмотивом творчества Анненского, и это, несомненно, роднит его с общей тенденцией философии русских поэтов Серебряного века. Примерами здесь служат стихотворения «Минуты», «На воде», «Перед закатом», «Листы», «Невозможно» или «Сентябрь», пронизанные щемящей осенней грустью и воспевающие томительную ускользающую красоту утрат.

«Снег» И.Анненский

От заоблачных нег — То сверкающе белый, То сиреневый снег…

И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане Непорочные сны — На томительной грани Всесожженья весны.

Анализ стихотворения Анненского «Снег»

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения.

Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни. Их он посвятил созданию одно из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями

О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения. Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации

О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть. То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит.

Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств. С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования .

В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами. Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.

Тема стихотворения – конец жизни и зима, которая напоминает автору об этом конце. Поэт описывает чувства, которые он испытывает в связи с тем, что прожито уже много лет и жизнь подошла к закату. Он устал и нести свой крест, и даже радоваться зиме, которая когда-то была его любимой порой в году. Анненский видит, что преклонение перед природой, радость от смены времен года – это всего лишь иллюзорна попытка человека уйти в выдуманный мир. И все же он любит этот мир и вспоминает о нем с ностальгией.

Основная идея

Смысл произведения «Снег» — это сопоставление жизни природы и жизни человека. Автор воспринимает все события, «движения», изменения в природе как возможность лучше узнать себя, человека.

По ходу стихотворения мы видим, как меняются мысли лирического героя, как меняется его восприятие происходящего, видим итог его размышлений. Все эти метаморфозы происходят последовательно, плавно, вытекают одно из другого, так же гармонично и естественно, как у природы.

Наверно, автор хотел, чтобы читатель понял это. И, по возможности, пользовался этим ценным знанием, умением в своей жизни. Такова главная мысль стихотворения «Снег».

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в декабре 1909 года. Опубликовано уже после его кончины, в 1910-м.Тема стихотворения – зима как конец жизни, это время, которое избавляет от иллюзий.

Композиция – произведение делится на две части. В первой Иннокентий Анненский говорит о зиме как о времени года, которое его тяготит. Вторая часть посвящена предчувствию весны.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – анапест с перекрёстной рифмовкой.

Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лёд”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.

Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.

Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны“.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: