Мадригал — madrigal

Что такое мадригал в литературе. мадригал и его жанровая специфика

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Происхождение и ранние мадригалы
    • 1.2 Середина XVI века
    • 1.3 1550-е – 1570-е
    • 1.4 На рубеже веков
    • 1.5 Переход к мадригалу концертто
    • 1.6 Переход от мадригала концертто
    • 1.7 Школа английского мадригала
    • 1.8 Континентальная Европа
  • 2 Мадригалисты
    • 2.1 Треценто мадригал
    • 2.2 Ранние композиторы
    • 2.3 Композиторы позднего Возрождения
    • 2.4 На пороге барокко
    • 2.5 Мадригалисты барокко
      • 2.5.1 Италия
      • 2.5.2 Германия
    • 2.6 Школа английского мадригала
    • 2.7 Английские композиторы классического периода
    • 2.8 Французские композиторы XIX века
    • 2.9 Композиторы XX века
    • 2.10 Современность
  • 3 Музыкальные примеры
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Примечания
    • 4.2 Источники
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

Список литературы

1
Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева.
М., 1987. С. 205. – Автор словарной статьи – М. Л. Гаспаров.

2
Тынянов Ю. Н. Архаисты и Пушкин // Тынянов Ю. Н. История литературы. Критика.
СПб., 2001. С. 62.

3
Для литературоведения мадригал всегда оставался периферийным жанром.
Исследований, полностью посвященных мадригалу, не существует; как правило, он
рассматривается в связи с эпиграммой. Например, в работе С. А. Матяш «Вопросы
поэтики русской эпиграммы» (Караганда, 1991) одна глава посвящена мадригалу. В
ст. Л. П. Гроссмана «Мадригалы Пушкина» (см.: Гроссман Л. П. Цех пера. М.,
2000. С. 253-265) не определяются границы жанра и, следовательно, анализируется
неограниченный корпус текстов.

4
Мерзляков А. Ф. Краткое начертание теории изящной словесности. М., 1822. С. 138.

5
Остолопов Н. Словарь древней и новой поэзии. Ч. 2. СПб., 1821. С. 169.

6
Структурная общность этих жанров позволяла иронически называть эпиграмму
мадригалом. Например, «Мадригал Гашпару» П. А. Вяземского, «Мадригал Мелине,
которая называла себя нимфою», «Мадригал новой Сафе» К. Батюшкова и др.

7
Остолопов Н. Словарь древней и новой поэзии. Ч. 2. С. 169.

8
Тредиаковский В. К. Способ к сложению стихов // Тредиаковский В. К. Сочинения и
переводы как стихами, так и прозою: В. 2 т. Т. 1. СПб., 1752. С. 145-146.

9
Мерзляков А. Ф. Краткое начертание теории изящной словесности. С. 139.

10
Гроссман Л. П. Мадригалы Пушкина // Гроссман Л. П. Цех пера. М., 2000. С. 258.

11
См.: Гроссман Л. П. Мадригалы Пушкина. С. 254.

12
Тредиаковский В. К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов (1735) //
Тредиаковский В. К. Избранные произведения. М.; Л., 1963. С. 415.

13
Там же.

14
Бердников Л. И. Счастливый феникс. СПб., 1997. С. 31.

15
См.: Сумароков А. П. Мадригалы. СПб., 1773.

16
Подобная неустойчивость мадригала, по предположению С. А. Матяш, связана с тем,
что жанр в ХVIII в. еще не сформировался (См.: Матяш С. А. Вопросы поэтики
русской эпиграммы. Караганда, 1991. С 74-75).

17
Мерзляков А. Ф. Теория Изящных наук // Русские эстетические трактаты первой
трети XIX века: В 2 т. Т. 1. М., 1974. С. 119.

18
См.: Грехнев В. А. Мир пушкинской лирики. Н.-Новгород, 1994. С. 140.

19
Грехнев В. А. Лирика Пушкина. Горький, 1985. С. 85.

20
Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.
С. 198.

21
См.: Дмитровский А. З. Надпись к портрету как литературный жанр // Эволюция
жанрово-композиционных форм. Калининград, 1987. С. 42-43.

22
Под «мотивом» мы понимаем «устойчивый смысловой элемент литературного текста,
повторяющийся в пределах ряда фольклорного… и литературно-художественного
произведения». См.: Лермонтовская энциклопедия / Под ред. В. А. Мануйлова М.,
1981. С. 290.

23
Саськова Т. В. Пастораль в русской поэзии XVIII в. М., 1999. С. 94.

24
Падучева Е. В. Семантические исследования. М., 1996. С. 208.

25
Вацуро В. Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского Дома (1750-1840-е гг.)
// Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1977год. Л., 1979. С. 13.

26
Илличевский А. Опыты в антологическом роде. СПб., 1827. С. 94.

27
Хованский Г. Жертва музам. М., 1795. С. 92.

28
Вацуро В. Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского Дома (1750-1840-е
гг.). С. 31.

29
Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М., 1962. С. 408, 514.

30
Лахманн Р. Демонтаж красноречия: Риторическая традиция и понятие поэтического.
СПб., 2001. С. 324.

31
См.: Тынянов Ю. Н. Литературный факт // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История
литературы. Кино. М., 1977. С. 255-270.

32
Грехнев В. А. Мир пушкинской лирики. С. 33.

33
Вацуро В. Э. С. Д. П. Из истории литературного быта пушкинской поры // Вацуро В.
Э. Избранные труды. М., 2004. С. 248.

34
Грехнев В. А. Мир пушкинской лирики. С. 77.

35
Лахманн Р. Демонтаж красноречия: Риторическая традиция и понятие поэтического.
С. 236.

36
Мальчукова Т. Г. Жанр послания в лирике А. С. Пушкина. Петрозаводск, 1987. С. 72,
73.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://evcppk.ru

Литературные мадригалы

В 17 веке немного другое значение стал приобретать мадригал. Примеры стихов свидетельствуют о том, что он стал более похож на эпиграмму, только не высмеивал, а восхвалял кого-то. Чаще всего объектом таких произведений становились женщины. С тех пор мадригалом стало считаться небольшое стихотворение, которое содержит игру слов, комплименты и не имеет строгих правил.

Подобные стихотворения писались в случаях лёгкого увлечения какой-то особой. Они небольшие, не должны превышать 14 строк. Мадригал не включает в себя выражений искренних чувств, главное — нежно передать кокетливую похвалу. Дама будет приятно польщена, но всерьёз эту похвалу не воспримет. С помощью таких опусов можно играть во влюблённость, не более.

Позже мадригал стали считать пошлым, так как огромное количество этих стихов вело к фальши и неискренности. Но многие аристократические салоны внедряли в своей практике их использование. Мадригал — это жанр, который помогал передать напыщенность данных заведений. Подобные стихотворения должны были демонстрировать галантность, безукоризненный вкус и хорошие манеры автора.

Часто сочинители мадригалов реальные имена заменяли условными, например: Лила, Селила, Амина, Алина. Нужно отметить, что составлялся не только мадригал женщине, но и близкому человеку, частному или государственному лицу.

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )

Жанры от классической музыки

Списки жанров
Не танцевальные жанры
  • Ария
  • Ариетта
  • Aubade
  • Баллада
  • Кантата ( хор )
  • Канцона
  • Каприччио
  • Хоровой
  • Концерт ( гроссо )
  • Развлекательная программа
  • Изучение
  • Изысканный
  • Фуга
  • Экспромт
  • Изобретение
  • Солгал
  • Мадригал
  • Март ( похороны )
  • Мелодия ( французский )
  • Масса
  • Мотет
  • Ночной образ жизни
  • Оратория
  • Открытие
  • Партита
  • Страсть
  • Прелюдия
  • Речитатив
  • Реквием
  • Рапсодия
  • Ricercare
  • Романтика
  • Рондо
  • Серенада
  • Соната
  • Симфония ( Концертанте )
  • Tiento
  • Токката
  • Могила
  • Вариация
Танцы
  • Немецкий
  • Болеро
  • Пьяный
  • Чакона
  • Текущий
  • Форлейн
  • Gaillarde
  • Гавот
  • Джиттер
  • Loure
  • Менуэт
  • Мюзетт
  • Пассакалия
  • Паспид
  • Павана
  • Польский
  • Ригодон
  • Сарабанда
  • Бубен
  • Тарантелла
  • Вальс

Литература

  • Einstein A.
    The Italian madrigal. 3 vls. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1949. ISBN 0-691-09112-9
  • Gallo F.A.
    Madrigale (Trecento) // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. Wiesbaden, 1976.
  • Newcomb A.
    The madrigal at Ferrara, 1579-1597. 2 vls. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1980.
  • Fenlon I., Haar J.
    The Italian madrigal in the early 16th century: sources and interpretation. Cambridge, 1988.
  • Ehrmann-Herfort S.
    Madrigal // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. 40. Auslieferung. Wiesbaden, 2005.
  • Haar J.
    Madrigal // European Music, 1520-1640. Edited by James Haar. Woodbridge: The Boydell Press, 2006, p.225-245.
  • Hammond, Susan Lewis.
    The madrigal: A research and information guide. New York: Routledge, 2011. ISBN 978-0-415-80102-7 .

Мадригал в музыке

Музыкальный мадригал — это вокальное произведение. Его текстом являлись слова поэтического сочинения, написанного в этом жанре. Иногда вместе с голосом певца звучали и музыкальные инструменты, например лютня или виола. В эпоху Возрождения мадригал был аналогом современной песни в сопровождении гитары или фортепиано.

Помимо гибкой структуры, светская песня высокого Возрождения характеризуется также добавлением нескольких пластов музыкальной ткани. В отмеченную эпоху мадригал — это четырех- или пятиголосное произведение. Композиторы обращаются к творчеству выдающихся поэтов Ариосто и Торквато Тассо.

Примечания

  1. Madrigal // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie, Auslieferung 40 (2005), S.1.
  2. Альтернативная орфография по латинским трактатам XIV века; См. Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. Auslieferung 40 (2005), S.1.
  3. Согласно другой традиции, слово «мадригал» происходит от итал. mandriano «пастух». Эта традиция в XXI веке не поддерживается, см. Metzler Lexikon Literatur. 3.Aufl. Stuttgart, 2007, S. 468.
  4. В современных исполнительских интерпретациях отдельные голоса нередко поручаются инструментах, либо даже вся пьеса исполняется в переложении для старинных инструментов, однако, в оригинальных «мадригальных» рукописях указаний на инструменты нет.
  5. Toliver B. Improvisation in the madrigals of the Rossi Codex // Acta musicologica 64 (1992), pp. 165–176.
  6. Ранние мадригалы Монтеверди принадлежат стилистике Возрождения, поздние — стилистике барокко.

Расцвет музыкального мадригала

К концу 16-го века эпоха Возрождения вступает в новый период своего развития. В это время четко обозначаются многие кризисные явления в искусстве. Намечается переход к новому эпохальному стилю, получившему название барокко. В это время произведений накапливают новые Появляются все более изысканные ритмы, связанные с совершенствованием нотопечатания. Значительное место занимают хроматизмы и диссонансы в гармонии. Композиторы отходят от полифонии и продолжают поиски в гомофонной сфере.

Пик развития жанра приходится на конец 16-го — начало 17-го века. В этот период работают такие композиторы, как Джезуальдо ди Веноза и Клаудио Монтеверди. В их творчестве светская песня обогащается театральными чертами: появляются так называемые мадригальные комедии, предназначенные для исполнения на сцене.

Развивается также инструментальное сопровождение певческого голоса. Композиторы добавляют в партитуру различные музыкальные инструменты и даже создают новые аранжировки ранее написанных пьес. В некоторых сочинениях есть развернутые эпизоды, в которых голос не звучит. Так, мадригалы становятся предвестниками барочной инструментальной культуры.

Именно этот музыкальный жанр является творческой лабораторией, в которой сформировалась опера. В рамках исканий Вилларта, Ландини, Плестрины, Лассо, а особенно Джезуальдо ди Венозы и Клаудио Монтеверди, кристаллизовались гомофонный стиль, система функциональных отношений новой гармонии и особенности вокального письма. Все это дополнялось конфликтностью драматургии и театральной сценичностью.

Примечания

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение). Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Поэтические жанры

Wikimedia Foundation. 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Мадригал (литература)» в других словарях:

Мадригал — (от итальянского mandra стадо, или прованс. mandre пастух) первоначально пастушеская песня; стихотворение из условной «сельской жизни», обычно эротического содержания; культивировалось с XIV в. итальянскими поэтами; M. писались Петраркой, Бокаччо … Литературная энциклопедия

Мадригал — У этого термина существуют и другие значения, см. Мадригал (значения). Мадригал (итал. madrigale, от лат. matricale песня на родном (материнском) языке) небольшое музыкально поэтическое произведение, обычно любовно… … Википедия

Мадригал — (франц. madrigal, итал. madrigale, староитал. madriale, mandriale, от позднелат. matricale (от лат. mater мать) песня на родном (материнском) языке) светский муз. поэтич. жанр эпохи Возрождения. Истоки M. восходят к нар. поэзии, к… … Музыкальная энциклопедия

Литература о Слобожанщине — Координаты: 50°00′ с. ш. 36°15′ в. д. / 50° с. ш. 36.25° в. д. … Википедия

Литература о Харькове — Координаты: 50°00′ с. ш. 36°15′ в. д. / 50° с. ш. 36.25° в. д. … Википедия

Литература о Харьковской губернии — Координаты: 50°00′ с. ш. 36°15′ в. д. / 50° с. ш. 36.25° в. д. … Википедия

Литература о Харьковской области — Координаты: 50°00′ с. ш. 36°15′ в. д. / 50° с. ш. 36.25° в. д. … Википедия

Литература по истории Харькова — Координаты: 50°00′ с. ш. 36°15′ в. д. / 50° с. ш. 36.25° в. д. … Википедия

Французская литература — Титул одного из первых изданий «Гаргантюа и Пантагрюэля» (Лион, 1571) … Википедия

Французская литература — занимает центральное положение в умственном и художественном развитии всей Европы. Ей принадлежало еще в XII в. то передовое значение, которого она не утратила и до наших дней. Песня о национальном французском герое Роланде властно заполонила… … Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона

Как гурия в магометанском Эдеме, в розах и шелку Так Вы в лейб-гвардии уланском Её величества полку.

Полезное

Мадригал — (от итальянского mandra стадо, или прованс. mandre пастух) первоначально пастушеская песня; стихотворение из условной «сельской жизни», обычно эротического содержания; культивировалось с XIV в. итальянскими поэтами; M. писались Петраркой, Бокаччо … Литературная энциклопедия

Мадригал — У этого термина существуют и другие значения, см. Мадригал (значения). Мадригал (итал. madrigale, от лат. matricale песня на родном (материнском) языке) небольшое музыкально поэтическое произведение, обычно любовно… … Википедия

Мадригал — (франц. madrigal, итал. madrigale, староитал. madriale, mandriale, от позднелат. matricale (от лат. mater мать) песня на родном (материнском) языке) светский муз. поэтич. жанр эпохи Возрождения. Истоки M. восходят к нар. поэзии, к… … Музыкальная энциклопедия

Литература о Слобожанщине — Координаты: 50°00′ с. ш. 36°15′ в. д. / 50° с. ш. 36.25° в. д. … Википедия

Литература о Харькове — Координаты: 50°00′ с. ш. 36°15′ в. д. / 50° с. ш. 36.25° в. д. … Википедия

Литература о Харьковской губернии — Координаты: 50°00′ с. ш. 36°15′ в. д. / 50° с. ш. 36.25° в. д. … Википедия

Литература о Харьковской области — Координаты: 50°00′ с. ш. 36°15′ в. д. / 50° с. ш. 36.25° в. д. … Википедия

Литература по истории Харькова — Координаты: 50°00′ с. ш. 36°15′ в. д. / 50° с. ш. 36.25° в. д. … Википедия

Французская литература — Титул одного из первых изданий «Гаргантюа и Пантагрюэля» (Лион, 1571) … Википедия

Французская литература — занимает центральное положение в умственном и художественном развитии всей Европы. Ей принадлежало еще в XII в. то передовое значение, которого она не утратила и до наших дней. Песня о национальном французском герое Роланде властно заполонила… … Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона

Вы все имеете, чем нежный пол гордится Приятности, красу и свежесть юных лет Кто знает разум ваш — дивится, Кто знает сердце — тот свое вам отдает.

Мадригал франц.

23.09.2019 21:33:49

2019-09-23 21:33:49

Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?

Ведущие
музыкальные жанры эпохи Возрождения —
вокально-хоровые. Ин­струментальная
музыка еще не играла самостоятельной
роли. Инструменты ис­пользовались
как аккомпанирующие хору, удваивая
вокальные партии, или в быту — в танцевальных
жанрах.

В
профессиональной музыке велика роль
двух инструментов — лютни и ор­гана.
Орган был ведущим церковным инструментом.
Во Флоренции и Венеции сложились
самостоятельные органные школы, связанные
с именами Франческо Ландино,
Клаудио Меруло, Джованни Габриэли. В
период высокого Ренессанса (в
XVI
столетии) итальянские мастера, главным
образом венецианцы, писали для
этого инструмента уже довольно много
произведений, стиль которых ока­зал
большое влияние на развитие музыкальной
культуры барокко.

Лютня
стала излюбленным инструментом домашнего
(салонного) быта- её нежный
тихий звук идеально соответствовал
камерному стилю музицирования. Появились
многочисленные лютневые пьесы гомофонного
склада — интрады, прелюдии,
прообразом сюиты стала пара танцевальных
пьес — павана и гальяр-да.
Возникла и оригинальная лютневая
литература, крупнейшим представите­лем
которой был знаменитый ломбардский
виртуоз-лютнист Франческо да
Ми-лано(1493-ок.
1548).

В
конце XVI
века в творчестве венецианских
композиторов Андреа и Джо­ванни
Габриели складываются жанры инструментальной
ансамблевой
музыки
-канцоны и ричеркары.

Особенность
инструментальной музыки эпохи Возрождения
— непривычный, терпкий,
словно бы нестройный колорит звучания.
Он объясняется тембровой пестротой
входящих в ансамбль инструментов:
струнных, духовых, ударных.

Нежная лирика эпохи Возрождения и сегодня трогает почитателей до глубины души. Жанры поэтической миниатюры того времени восхищают знатоков своей строгой формой. А любителей старинной литературы привлекает настоящая пламенная страсть, заключенная в этих стихах.

Региональные особенности

В этот исторический период намечается региональное размежевание стилистических черт мадригала. Наряду с флорентийской композиторской школой появляются венецианская, римская и неаполитанская. Полифонические песни светского характера пишут также английские и немецкие авторы, например, Уильям Берд и Генрих Шютц.

Многие жанры музыкальных произведений высокого Возрождения различаются по региональным признакам. Например, для венецианской школы характерно свободное строение, пятиголосие, полифонический склад, преобладание старинных церковных ладов. Крупнейшим представителем данной школы является композитор Вилларт.

В творчестве римских авторов, например Фесты, преобладают гомофонно-гармоническое четырехголосие и четкая структура рефренного типа. По содержанию и характеру мадригалы высокого Возрождения могут быть различными. Многие произведения несут в себе острый конфликт между доверием и ревностью или любовью и долгом. Встречаются также спокойные и созерцательные пьесы.

Эволюция жанра

Мадригалы исполнялись на праздниках, весёлых мероприятиях под сопровождение одного или двух музыкальных инструментов. В 16 веке этот жанр набирает наибольшую популярность в Италии, где приобретает форму фроттола. Он стал похож на испанские песенки, которые исполнялись 4 голосами на Рождество. Главная роль в исполнении таких произведений уделялась верхнему голосу и музыкальному сопровождению. Итальянский мадригал эпохи Ренессанса отличался от предыдущих творений своей экспрессивностью.

К концу 16 столетия сочинения этого жанра стали исполнять пятью голосами. Некоторые мадригалы стали впитывать в себя черты церковных песен. В таком направлении работали Палестрина и Сиприано де Роре. Позже многие музыканты стали вносить в мадригал больше чувствительности: любовные переживания, меланхоличное или радостное настроение, иногда пессимистичный настрой. В некоторых произведениях этого жанра 17 века стали проглядываться рационалистические черты видения мира.

Мадригалисты

Ранние композиторы

  • Жак Аркадель — I Libro a 4, 1543. Автор самой тиражируемой книги мадригалов.
  • Франческо Кортеччиа — придворный композитор Козимо I Медичи
  • Костанцо Феста — I Libro a 3, 1541.
  • Бернардо Пизано
  • Киприано де Роре — I Libro a 5, 1542
  • Филипп Вердело — I Libro a 5, 1535. Один из первых мадригалистов, также связанных с двором Медичи
  • Адриан Уилларт — франко-фламандский композитор, основатель венецианской школы

Композиторы позднего Возрождения

  • Андреа Габриэли — I Libro a 3, 1575
  • Орландо ди Лассо
  • Франсиско Леонтаритис
  • Филипп де Монте — автор наибольшего количества мадригальных книг. 471>Джованни Пьерлуиджи да Палестрина — самый знаменитый Для своей духовной музыки он также написал по крайней мере 140 светских мадригалов.
  • Джован Леонардо Примавера

На пороге барокко

  • Камилло Кортеллини — I Libro a 5 e 6, 1583
  • Карло Джезуальдо — I Libro, 1594
  • Sigismondo d’India — I Libro a 5, 1606
  • Luzzasco Luzzaschi — I Libro a 5, 1571
  • Лука Маренцио — I Libro a 5, 1580
  • Клаудио Монтеверди — I Libro a 5, 1587
  • Giaches de Wert — I Libro a 5, 1558

Мадригалисты в стиле барокко

The a capella мадригал старого стиля для четырех или пяти голосов продолжался параллельно с новым стилем концертто мадригал, но композиционный водораздел seconda prattica обеспечил автономную линию бассо континуо, представленную в Пятой книге мадригалов (1605) Клаудио Монтеверди.

Италия

  • Агостино Агаццари — I Libro a 5, 1600
  • Адриано Банкиери
  • Джулио Каччини
  • Антонио Чифра — I Libro a 5, 1605
  • Сигизмондо д’Индия
  • Марко да Гальяно — I Libro a 5, 1602
  • Алессандро Гранди
  • Марко Мараццоли
  • Доменико Маццокки — Madrigali a 5, 1638
  • Клаудио Монтеверди
  • Джованни Приули — I Libro, 1604
  • Паоло Квальати — I Libro a 4, 1608
  • Микеланджело Росси
  • Salamone Rossi — I Libro a 5, 1600. Его Secondo Libro, 1602, является первым примером мадригалов, опубликованных с континуо.
  • Клаудио Сарачини
  • Барбара Строцци — I Libro, 2-5vv с до н.э., 1644
  • Orazio Vecchi — I Libro a 6, 1583

Германия

  • Ганс Лео Хасслер — I Libro, 1600
  • Иоганн Герман Шайн
  • Генрих Шютц — I Libro a 5, Venice 1611.

Школа английского мадригала

  • Томас Бейтсон
  • Уильям Берд
  • Джон Дауланд
  • Джон Фармер
  • Орландо Гиббонс
  • Томас Морли
  • Томас Томкинс
  • Томас Уилкс
  • Джон Уил пока

Около 60 мадригалов английской школы опубликованы в Оксфордской книге английских мадригалов

  • Гэвин Брайарс
  • Джордж Крамб
  • Эмма Лу Димер
  • Маурисио Кагель
  • Мортен Лауридсен
  • Дьёрдь Лигети
  • Поль Мелор
  • Лунный пес
  • Анри Пуссер
  • Нед Рорем
  • Клайв Струтт

Примечания и ссылки

  1. 11 книг фроттолей, опубликованных Оттавиано Петруччи между 1504 и 1514 годами, показывают постепенное изменение поэтического вдохновения — Жан и Брижит Массен в истории западной музыки .
  2. Музыка от Elisabeth Бриссоном опубликованы на Белин , 1993.
  3. ↑ et (ru) Словарь музыки и музыкантов New Grove , Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ( ISBN  1-56159-174-2 )
  4. и А история музыки от Люсьен Ребатет , Роберт LAFFONT издания , 1969
  5. История музыки под руководством Роланда-Мануэля в библиотеке Pléiade
  6. ↑ and Науки о музыке Марка Онеггера, Editions Bordas , ( ISBN  2-04-027020-5 )
  7. ↑ и « Музыкальный словарь » Марка Виньяла , Larousse editions , 2005 г.
  8. Томас Мор написал в 1516 году в своей « Утопии» : «(…) вся их музыка, исполняемая на органе или других инструментах, или человеческим голосом, настолько хорошо имитирует и выражает естественные страсти, что звук настолько хорошо адаптирован к материалу, вид и форма их мелодии дают так много возможности услышать то, о чем они поют, что она чудесно движется, проникает и зажигает сердца слушателей ».
  9. Помимо Петрарки, широко используются тексты Данте , Ариосто и Тассо.
  10. ↑ и (en) Новый Гарвардский музыкальный словарь , изд. Дон Рэндел, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1986. ( ISBN  0-674-61525-5 )
  11. Филипп Вендрикс ссылается на смерть Вердело в 1565 году — Словарь музыки эпохи Возрождения , издания Minerve , 1994
  12. ↑ и История западной музыки Жана и Брижит Массен, издания Fayard , 1985 г.
  13. Вичентино писал в 1555 году: «Музыка, созданная на основе текста, не имеет другой цели, кроме как выразить его смысл, страсти и чувства посредством гармонии … Когда композитор хочет написать грустную музыку, он будет использовать медленные движения и второстепенные созвучия. Если он хочет делать счастливую музыку, это будет с быстрым движением и большими созвучиями. »
  14. То, что Монтеверди обозначит как переход от «  prima prattica  » к «  seconda prattica  », новые отношения между музыкой и поэзией, которые имеют приоритет
  15. Автор девяти книг мадригалов.
  16. Англосаксы также используют термины словесной живописи, что можно перевести как искусство изображения словами.
  17. И наоборот, Жерар Гефен в « Истории английской музыки» оценивает английское мадригалское производство в несколько тысяч произведений, но также подчеркивает большое разнообразие форм и сложность отличить мадригал от эйра.
  18. Тысяча произведений — Музыкальные науки
  19. Мы можем процитировать Франциско и Педро Герреро, двух Матео Флеча, Хуана Васкеса и Жана Брудье.
  20. Музыкальный перевод смыслового содержания текста
  21. В прологе к «Амфипарнассо» Векки заявляет: «Это шоу понимается разумом там, где оно проходит через уши, а не через глаза … Вот почему я представляю персонажей на воображаемой сцене и сплетаю действия, которые могут быть только с последующим слушанием. »
  22. Словарь музыки эпохи Возрождения Филиппа Вендрикса, Minerve editions, 1994

Эпическая (нарративная) поэзия

Эпическая поэзия предлагает объективное описание действительности. В эпосе события изображаются в последовательном развитии, а герои – в действии. Этот род поэзии повествует о явлениях, лицах (людях и не только), их характерах и поступках.

Былина

Былина – песня-сказание о героических деяниях прошлого. Как правило, в былинах описываются подвиги богатырей, исторические события и народный быт Древней Руси IX–XIII веков. Поскольку былины – это фольклорный жанр, в них нередко происходят чудеса или встречаются фантастические элементы.

Из художественных средств в былинах часто используются гипербола, эпитеты, сравнения, повторы. Рифма отсутствует, а напевность достигается за счет созвучий и особой расстановки ударений. Обычно первое ударение падает на третий с начала слог, а последнее – на третий с конца.

Басня

Басня – короткий, с комическим оттенком, рассказ в стихах. Главная особенность басен – наличие прямого морального вывода (урока), который придает басне характер . В баснях действующими лицами выступают не люди, а животные, растения, вещи.

Самым известным баснописцем в русской литературе по праву считается Крылов, написавший за всю жизнь более 200 басен.

Притча

Притча – небольшое произведение назидательного характера. Из-за иносказательности близка к басне, но отличается большей обобщенностью и значимостью идеи. Цель притчи – сообщить о событиях и этическом выборе человека, а не изобразить характеры или явления в их развитии. Притчи часто основаны на библейских сюжетах.

Значение слова

Начиная с 14 по 17 век данному музыкально-литературному направлению было дано следующее определение. Мадригал — это короткое музыкально-поэтическое творение, имеющее любовно-лирическую составляющую. Вначале оно было рассчитано на исполнение 2-3 голосами под музыкальное сопровождение. Позже его стали исполнять 5 и более участников без использования музыки.

Детищем данного жанра стала Италия. Тексты для прекрасных мадригалов творили такие мастера, как Торкватто Тассо, Франческо Петрарка, Данте, Сакетти. В основном эти маленькие произведения исполнялись грустно, печально, тоскливо. Но иногда встречались послания оживлённые и радостные. Начиная с 16 века мадригалом стали называть небольшое стихотворение в виде комплимента.

Считается, что происхождение слова «мадригал» имеет провансальские корни. Если mandre — это «пастух», а gal — «жалоба», то получается «пастушья жалобная песня». Некоторые считают, что название происходит от слова materialia, означающего светское пение. А в переводе с латинского matricale, где mater означает «мать», мадригал приобретает значение песни, исполняемой на материнском (родном) языке. Текст самого древнего такого произведения был написан в 1300 году и хранится в библиотеке Ватикана. В начале 16 века представитель венецианской школы Адриан Виллаерт впервые сделал художественную отделку мадригала.

Мадригалы в Англии

Особой подражаемости набирает этот жанр песенного творчества в Англии. Со временем для англичан мадригал становится национальной формой музыки, им начинают интересоваться очень многие представители этой страны. К концу 16 века в Англии издавались почти все композиции этого жанра, написанные итальянскими мастерами. Известным переводчиком итальянских мадригалов на английский язык стал хозяин лондонской гостиницы по фамилии Лонг. Позже он не просто переводил мадригалы, но и печатал ноты для них. После этих изданий к рассматриваемому нами жанру стали обращаться следующие английские мастера: Бёрд, Доуленд, Морли, Уилби, Уилкс и другие композиторы.

Английские сочинения ничем не уступали итальянским. Многие семейства после обеда имели традицию раздавать гостям ноты и всем вместе петь мадригалы. С помощью этого жанра английское общество достигло высокого музыкального развития.

Лирические миниатюры в русской романтической поэзии

Поэтические жанры, которые можно считать наследниками мадригала, заявили о себе в эпоху романтизма. Интимные любовные стихи этого времени проявились в так называемой альбомной лирике. Традиция посвящать возлюбленной, подруге или просто знакомой девушке короткие поэтические миниатюры прослеживается в жизни русских дворян 19-го века. Эти лаконичные стихи записывались в женский альбом, украшались цветными рисунками и виньетками.

В русской литературе можно выделить некоторые жанры, генетически связанные с мадригалом. эпиталама и элегия. Важным свойством всех этих миниатюр является остроумие. Отточенная мысль, облеченная в совершенную форму, смягчала страстные чувства автора к прекрасной даме.

Музыкальные примеры

  • Мадригал 1-го уровня: Аркадельт, Ахиме, dov’e bel viso, 1538
  • Мадригал 2-й этап (prima Practica): Willaert, Aspro core e selvaggio, середина 1540-х годов
  • Мадригал 3 стадия (seconda практика): Джезуальдо, Io parto e non piu disi, 1590–1611
  • Мадригал 4 стадии: Каччини, Perfidissimo volto, 1602
  • Мадригал 5 стадия: Монтеверди, Il Combatimento di Tancredi et Clorinda, 1624
  • Английский Мадригал: Велкес, о, ты пришлешь меня, конец 16 века / начало 17 века
  • Имитация английского Мадригал девятнадцатого века: «Ярко рассветает день нашей свадьбы» из Гилберт и Салливан комикс опера, Микадо (1885)

Современное воплощение жанра

Период современного мадригала в русской культуре начался после выхода фильма «Ирония судьбы», где прекрасно легли на музыку стихи Цветаевой, Ахмадулиной. Замечательный композитор Микаэл Таривердиев для музыкальных шедевров в других картинах взял стихи следующих поэтов: А. Вознесенского, В. Коростылёва, Н. Добронравова, П. Неруды. Современный мадригал — это устремлённость к идеальному, возвышенному, гармоничному!

Мадригал
был основным светским жанром в музыке
Возрождения. Мадри­гал
(итал. mater,
madre
— мать) — песня на родном (материнском)
языке — жанр музыкально-поэтический,
его форма полностью определялась формой
стихо-

творения, положенного
на музыку. Мадригал — жанр аристократический,
его содержанием были высокие идеи и
возвышенные чувства.

Мадригал
возник в искусстве ars
nova
— в творчестве Франческо Ландино как
двух-трехголосная песня любовно-лирического
характера. Тематика мадри­гала
— свободная и очень разнообразная, но в
основном это любовная лирика, лирика
природы, пасторальные мотивы. Особенно
любимы были настроения печали,
элегической грусти, страдания неразделенной
любви. Если латынь бы­ла
языком богословия и науки, то итальянский
язык в мадригале стал языком возвышенных
чувств и любовных страстей. Не только
текст — итальянская по­эзия,
но и музыка мадригала ярко выделяла его
как жанр принципиально свет­ский.
Строгому,
созерцательному характеру духовной
музыки противопостав­лялась мелодическая
рельефность, образная контрастность в
мадригалах.

Кульминации
в своем развитии мадригал достиг в XVI
веке. «Итальянский мадригал
в музыке, — пишет В.Д.Конен, — был по
существу знаменем новой эсте­тической
эпохи. Он являл собой единственную
профессионально развитую и художественно
значительную светскую «школу» в музыке
эпохи Возрождения, сумевшую выразить
в музыкальных звучаниях ренессансные
идеи, уже давно воплотившиеся
в изобразительных искусствах и
литературе».

Мадригалы
создавались на стихи Данте, Петрарки,
Ариосто, Тассо, Гварини, Ринуччини.
Высокая, нередко рафинированная поэзия
предопределила утон­ченно
изысканный музыкальный строй мадригалов
эпохи Возрождения. «Му­зыка
— это очарование и как бы душа поэзии»,
— писал выдающийся итальян­ский
поэт XVI
века Торквато Тассо. Композиторы
стремились передать в музы­ке не
только общий смысл текста, его основное
настроение, но и отдельные де­тали,
оттенки поэтического образа. Мелодия
становилась выразительной, эмо­ционально
окрашенной, рельефной, ритмика — четко
периодичной, с элемента­ми жанровости.
Характер фактуры — гомофонно-полифонический,
с выделени­ем
наиболее выразительного верхнего
мелодического голоса.

Мадригал
— жанр хоровой (в основном пятиголосный),
но камерный, рас­считанный на исполнение
ансамблем в обстановке салона или
небольшого кон­цертного
зала. Авторы мадригалов-Якоб Аркадельт
родом из Льежа, Лука Маренцио,
Карло Джезуальдо да Веноза (создатель
«хроматического» мадрига­ла), Джованни
Палестрина, Клаудио Монтеверди.

Драматизация
мадригала привела к созданию на его
основе во второй поло­вине XVI
века «мадригальной комедии», подготовившей
рождение оперы. Мадригальные комедии
писали Орацио Векки (1550-1605), Алессандро
Стрид-жо,
Клаудио Монтеверди.

Мадригал в русской поэзии

Как вид «интимного» жанра мадригал был представлен в русской дворянской поэзии 17-18 веков. Самым ярким автором был Александр Пушкин. Многим известны его, посвященные Наталье Гончаровой, написанные в этом стиле. Постепенно все прелести данного жанра продемонстрировали читателю такие русские поэты, как И. И. Дмитриев, Сумароков, М. Ю. Лермонтов, К. Н. Батюшков. Вместе с французскими манерами и языком русское общество стало принимать стихотворное направление.

В 1828 году Иван Сленин в Санкт-Петербурге напечатал книгу «Опыт русской антологии». В неё он включил мадригалы таких известных русских поэтов, как Дельвиг, Сомов, Туманский, Пушкин. Второстепенными поэтами, которые также прибегали к данному жанру, были: А. Нахимов, А. Измайлов, М. Милонов, Н. Остолопов. Во времена серебряного века русской литературы к жанру мадригала обратился Николай Гумилёв.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: