Новелла как жанр литературы

История жанра

Само слово «новелла» имеет итальянское происхождение и переводится как новость. Жанр появился в Средние века в Европе, где читателям нравились авантюрные сюжеты. Первые примеры произведений — латинские фаблио. Это короткие поучительные и занимательные тексты.

Большой популярностью пользовался в то время сборник «100 древних новелл». Главными героями рассказов были ревнивые супруги, неверные жены, недальновидные родители, сообразительные дети. Список дополнялся плутами, которые смогли обхитрить королей, судей, богатых вельмож. Истории описывали жизнь простых людей и больше развлекали, чем поучали.

Позже вышла книга Боккаччо «Декамерон», которая понравилась французам и стала классическим примером европейских новелл. Другие писатели придали рассказам разные черты — романтизма, мистики, фантастики, а затем снова реализма:

  • Гофман;
  • Тик;
  • Новалис;
  • По;
  • Мопассан;
  • Мериме.

В США новеллой называют любой короткий роман. Российские читатели не придают большого значения сюжетности, поэтому жанр не прижился. Но все же есть несколько русских авторов, которые писали лирические небольшие рассказы: Бунин, Зощенко, Каверин, Грин, Гоголь («Петербургские повести»), Пушкин («Повести Белкина»).

https://youtube.com/watch?v=xBiveLbTXYE

Бунин И. « Тёмные аллеи»

  • В данном произведении мало героев: два главных,  Николай Алексеевич и Надежда, и второстепенный – ямщик ( роль которого, кстати, подчеркнуть , насколько прекрасна и умна   Надежда, как уважают её за то, что богатеет, даже даёт деньги в долг, но справедлива).
  • Изображено всего одно событие в жизни главных героев –  встреча через 30 лет Надежды и Николая Алексеевича ( преуспевающего дворянина и получившей вольную крестьянки, ставшей владелицей гостиницы). Всего одна встреча героев , но перед  читателем словно пролетает их жизнь: бурная , страстная любовь в молодости простой крепостной и помещика, который бросил возлюбленную; одиночество обоих ( несчастлив Николай Алексеевич в семейной жизни и одна Надежда, так и не вышедшая замуж, не сумевшая забыть своего Николеньку).
  • Данный эпизод играет огромную роль в  жизни обоих героев: здесь и сожаление о безвозвратно ушедшей любви, да и жизни уже тоже , и стыд Николая Алексеевича, и невозможность простить его Надеждой. Трагедия двух судеб. Двух людей, которые могли бы быть счастливы, если бы один из них сумел в своё время перейти через мнение света и жениться пусть не крестьянке, но любимой женщине.
  • Символично название новеллы. « Тёмные аллеи»- это словно тёмные уголки души человека, в которые никто не может заглянуть. Это их тайна, их жизнь, их мысли и переживания, порой недоступные для понимания окружающими. Хотя смысл названия новеллы можно объяснить и по — другому, каждый видит в нём что-то своё ( в этом и назначение символики в литературе ).
  • Новелла очень коротка. В ней всё сведено к описанию данного эпизода — случайной встрече героев. Здесь  нет никаких размышлений автора, отступлений.  Авторскую позицию разве можно почувствовать лишь по грустной интонации произведения.
  • Неожиданный финал: герои снова расстаются, н уже навсегда.
  • Отсутствует и подтекст, всё предельно ясно, служит раскрытию основной мысли произведения( всё проходит, но не всё забывается в жизни) и главной теме ( трагичности любви).
  • В новелле показано само действие, встреча героев. Каковы мотивы поступков героев — об этом читатели догадываются сами по ходу сюжета.

Таким образом,  произведение Бунина И. « Тёмные аллеи – это новелла, хотя границы между новеллой и рассказом очень зыбкие. Некоторые литературоведы( например, Тимошевский Б.В.)  даже считают, что новелла — это русский термин  рассказа. Однако всё же мы видим, что у новеллы есть такие особенности, которые позволяют говорить о ней как об отдельном жанре литературы.

История формирования жанров

Первая систематизация литературных жанров была представлена Аристотелем в его «Поэтике». Благодаря этому труду стало складываться впечатление, что литературный жанр – это закономерная стабильная система, которая требует от автора полного соответствия принципам и канонам определённого жанра. Со временем это привело к формированию ряда поэтик, строго предписывающих авторам, как именно они должны писать трагедию, оду или комедию. Долгие годы эти требования оставались незыблемыми.

Решительные изменения в системе литературных жанров начались лишь к концу XVIII века.

  1. Часть жанров под влиянием культурных и социальных изменений стала стремительно деградировать или перемещаться на «литературную периферию», другие, напротив, стали занимать в литературе все более видное и достойное место.
  2. К примеру, на рубеже XVIII—XIX веков в России отмечался стремительный взлёт популярности такого жанра, как баллада. Однако этот взлёт был довольно кратковременным. При этом популярность другого жанра – романа – находится на высоком уровне на протяжении уже нескольких веков, хотя до этого упорно игнорировалась формальной поэтикой.
  3. С течением времени в литературе стало появляться всё больше произведений, определить жанр которых становится достаточно затруднительно. Иногда невозможно определить, является ли пьеса трагедией ил комедией, сложно сказать, к какому жанру относится то или иное стихотворение.
  4. В XX веке стала очевидной тенденция разделения массовой литературы и литературы, которая направлена на художественные поиски. В это время массовая литература ощутила особо острую потребность в возвращении к чётким жанровым границам. Такие произведения дают читателю возможность чётко и легко ориентироваться в направленности литературы и определяют некоторую степень его предсказуемости.
  5. В это время стали формироваться такие жанры, как научная фантастика, полицейский детективный роман, женский роман.

В то же время литературные произведения, направленные на художественный поиск, в своих попытках максимально отдалиться от жанровых разделений, постепенно приходили к появлению новых уникальных для литературы явлений.

Жанры в русской литературе

Как уже было сказано в начале, делились по жанрам, конечно же, и произведения русской литературы. Её жанровая система аналогична жанровым системам других мировых литератур. Однако есть у неё и свои уникальные особенности; жанра повести, например, свойственного русской литературе, во многих других литературах не существует.

Жанровое деление было свойственно русской литературе даже на самых ранних этапах её развития. Древнерусская литература, например, состояла по большей части из следующих жанров:

  1. Летопись — погодовая запись исторических событий («Повесть временных лет»);
  2. Поучение — дидактический жанр; авторы поучений старались донести до своих читателей важные нравственные идеи («Поучение Владимира Мономаха»);
  3. Житие — жизнеописание святых («Житие Александра Невского»);
  4. Слово — жанр политического красноречия («Слово о законе и благодати»);
  5. Хождение — описание путешествий («Хождение Даниила Заточника»).

Эти жанры господствовали на Руси в течение столетий, однако в ходе литературного процесса ушли в прошлое. Более современной русской литературе (начиная с XVIII века) стало свойственно другое жанровое деление.

Самым распространённым жанром русской литературы можно считать роман. В романе изображается человек, его страсти и стремления. Роман причисляется к крупным литературным жанрам и отличается от близкой к нему повести объёмом, сложностью содержания, количеством сюжетных линий и героев и в целом более широким кругом описываемых явлений. Первый русский бытовой мещанский роман «Российский Жильблаз» Василия Нарежного был опубликован в 1814 году.

Несколько самых известных русский романов:

  • «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский;
  • «Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков;
  • «Отцы и дети», И.С. Тургенев;
  • «Анна Каренина», Л.Н. Толстой;
  • «Доктор Живаго», Б.Л. Пастернак.

Замечание 3

Самыми уникальными романами являются роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и роман-поэма «Мёртвые души» Н.В. Гоголя.

Отдельно выделяют жанр романа-эпопеи. Это роман, сюжет которого охватывает масштабные исторические события, переломный момент в истории народа. Роман-эпопею отличается колоссальным объёмом. Это уникальный жанр, представителями которого являются «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

Повесть — это среднее или небольшое по объёму произведение, описывающее события последовательно и содержащее в себе минимум сюжетных линий. Это промежуточное звено между романом и рассказом.

Примеры повестей русской литературы:

  • «Олеся», А.И. Куприн;
  • «Повести Белкина», А.С. Пушкин;
  • «Собачье сердце», М.А. Булгаков;
  • «Алые паруса», А.С. Грин;
  • «Повесть о настоящем человеке», Б.Н. Полевой;
  • «Белый Бим Чёрное Ухо», Г.Н. Троепольский.

Рассказ — малое эпическое произведение, в котором раскрывается, как правило, одна проблема и присутствует небольшое количество произведений.

Некоторые русские рассказы:

  • «Судьба человека», М.А. Шолохов;
  • «Антоновские яблоки», И.А. Бунин;
  • «Барсучий нос», К.Г. Паустовский;
  • «Старуха Изергиль», М. Горький;
  • «Ионыч», А.П. Чехов.

Другие эпические жанры тоже в полной мере представлены в русской литературе.

Что касается лирических жанров, то самым распространённым из них является лирическое стихотворение — произведение, в котором от лица автора или лирического героя описываются мысли и переживания.

Примеры лирических стихотворений в русской литературе:

  • «Мне нравится, что вы больны не мной…», М.И. Цветаева;
  • «Это утро, радость эта…», А.А. Фет;
  • «Стихотворение о слепых музыкантах», И.А. Бродский;
  • «Зимнее утро», А.С. Пушкин;
  • «В дороге», Н.А. Некрасов.

Замечание 4

Большинство известных вам стихотворных произведений являются лирическими стихотворениями.

Элегия — это стихотворение, проникнутое духом печали, которое содержит в себе некое философское размышление. Элегиями являются «Под небом голубым…» А.С. Пушкина и «Элегия (О! Если б дни мои текли…)» М.Ю. Лермонтова.

Послание — это стихотворение, обращённое к какому-либо лицу. Послания бывают лирические, сатирические, философские и т.д. «К Чаадаеву» А.С. Пушкина — это послание.

Примерами драматических жанров в русской литературе являются:

  • Комедия: «Недоросль», Д.И. Фонвизин, «Ревизор», Н.В. Гоголь, «Горе от ума», А.С. Грибоедов;
  • Трагедия: «Борис Годунов», А.С. Пушкин;
  • Драма: «На дне», М. Горький, «Гроза», А.Н. Островский.

Разделение жанров по содержанию

Классификация литературных направлений на основе содержания включает в себя комедию, трагедию и драму.

Комедия – разновидность литературы, которая предусматривает юмористический подход. Разновидностями комического направления являются:

  1. Водевиль.
  2. Фарс.
  3. Скетч.
  4. Интермедия.
  5. Пародия.
  6. Оперетта.

Различают также комедию характеров и комедию положений. В первом случае источником юмористического содержания являются внутренние черты действующих лиц, их пороки или недостатки. Во втором случае комичность проявляется в сложившихся обстоятельствах и ситуациях.

Трагедия — драматургический жанр с обязательной катастрофичностью развязки, противоположность жанру комедии. Обычно трагедия отражает наиболее глубокие конфликты и противоречия. Сюжет носит максимально напряжённый характер. В некоторых случаях трагедии пишутся в стихотворной форме.

Драма – особый вид художественной литературы, где происходящие события передаются не через их прямое описание, а через монологи или диалоги действующих лиц. Драма как литературное явление существовала у многих народов даже на уровне произведений фольклора. Изначально в греческом языке этот термин означал печальное событие, поражающее одного конкретного человека. Впоследствии драма стала представлять собой более широкий спектр произведений.

Отличия от рассказа

Рассказ и новелла относятся к одному повествовательному жанру, но между ними есть существенная разница. Хотя заметны и общие черты:

  • краткость;
  • четко обозначенный сюжет;
  • динамика;
  • интересная развязка.

Но у новеллы есть несколько особенностей. В таких произведениях нет авторской оценки характеров и действий персонажей. А в рассказе это косвенно выражается в психологических портретах героев, они важны для более глубокого понимания их душевного состояния. Сюжет основывается именно на пребывании персонажа в необычной ситуации и его отношении к происходящему. Все действия привязаны к одному месту и ограничиваются во времени.

Психологизма в новелле нет, здесь важно правильно задать динамику и вызвать напряженность. В этом заключается главное отличие от рассказа

Не герой находится в центре внимания, а события, которые с ним происходят. Короткие истории не содержат скрытого подтекста и завуалированных психологических приемов, в них не ведется тонкая игра. Все действия читатель наблюдает открыто, автор только старается сделать сюжет острее, довести произведение до предела в самом конце.

В рассказе возможны ответвления от главных событий, значит, присутствуют вставные — дополнительные — персонажи. Новелла развивается только на основе ситуации, в которую попал главный герой. Других персонажей в ней обычно нет, как и дополнительных эпизодов. Но если вставные события необходимы для придания остроты сюжету, то автор может их добавлять.

Определения

  • Жанр — понятие, характеризующее разновидности произведений внутри литературных родов — эпоса, лирики и драмы.
  • Роман — самый распространённый жанр эпической литературы; большое по объёму и сложное по структуре произведение, изображающее всё многообразие событий человеческой жизни (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»; И. А. Гончаров, «Обломов»).
  • Роман-эпопея — монументальный роман, в котором события изложены в общенародном масштабе. В русской литературе два романа-эпопеи — «Война и мир» Л. Н. Толстого и «Тихий Дон» М. А. Шолохова.
  • Повесть — прозаический жанр, средний по объёму между романом и рассказом. Обычно повествует о жизни главного героя. Побочные сюжетные линии отсутствуют (А. И. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича»).
  • Рассказ — малая форма художественной прозы. В рассказе, как правило, решается одна проблема (А. П. Чехов, «О любви»).
  • Очерк — одна из разновидностей рассказа; сочетает в себе признаки художественной и документальной прозы. В очерке описываются реальные события (А. С. Пушкин, «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г.»).
  • Сказ — художественное произведение, оформленное как подражание фольклору.
  • Притча — короткий иносказательный рассказ с назидательным выводом (Л. Н. Толстой, «Три сына»).
  • Поэма — большое стихотворное произведение, как правило, повествовательного характера. Может быть как эпической (Гомер, «Илиада»), так и лиро-эпической (В. В. Маяковский, «Хорошо») или даже исключительно лирической (А. А. Ахматова, «Поэма без героя»).

Ода — торжественное стихотворное произведение, посвящённое важному историческому событию или значительному лицу (М. В

Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»).

Сонет — поэтическая форма, каждая строфа которой состоит из 14 строк — двух четверостиший (катренов) на две рифмы и двух трёхстиший (терцинов) на две или три рифмы (А. С. Пушкин, «Мадонна»).

Баллада — сюжетное лиро-эпическое стихотворение. В нём автор не только отражает свои мысли и чувства, но и описывает событийный ряд (В. А. Жуковский, «Светлана»).

Лирическое стихотворение — стихотворное произведение, отражающее внутренний мир автора и передающее его переживания (И. А. Бунин, «Вечер»).

Песня — поэтический жанр, предполагающий музыкальное сопровождение (А. С. Пушкин, «Как по Волге-реке, по широкой…»).

Элегия — поэтический жанр, передающий печальные раздумья автора о жизни (К. Н. Батюшков, «Элегия»).
Послание (эпистола) — поэтический жанр, имеющий конкретного адресата. Может иметь как серьёзный, так и шутливый характер (А. С. Пушкин, «Городок»).

Эпиграмма — краткое стихотворное произведение сатирического характера.Обычно в нём высмеивается какой-либо человек или факт жизни (эпиграммы Козьмы Пруткова).

Комедия — драматический жанр, в котором события излагаются в смешном (возможно, сатирическом) ключе (Д. И. Фонвизин, «Недоросль»). Различают комедию положений (основана на смешных ситуациях) и комедию нравов (основана на высмеивании низменных человеческих качеств).

  • Трагедия — серьёзное драматическое произведение, в котором развитие событий приводит персонажей к катастрофе (А. С. Пушкин, «Борис Годунов»).
  • Драма — драматическое произведение, которое отличается от трагедии бытовым сюжетом и возможностью благоприятного для персонажей исхода. Впрочем, эта возможность реализуется в произведении далеко не всегда (А. Н. Островский, «Гроза»).

Русская новелла – какая она?

Что ж это я всё о западных писателях? А как обстоят дела с этим жанром у русских классиков? Литературоведы считают, что на русской почве новелла не прижилась, несмотря на её популярность в Западной Европе в XIX веке. Почему? Ну, не могут русские писатели без рефлексирования, философствования и нравоучений.

Их привлекает не столько остросюжетность, сколько психологизм, нравственные терзания героев, проблемы внутреннего кризиса. Особенно это касается малых форм, где объём не позволяет разбрасываться и надо выбрать что-то одно: либо закрученный сюжет с неожиданной развязкой, либо нравственные переживания и рефлексию персонажа. Русские писатели, которых мы относим к классикам, чаще выбирают второе, тогда на сюжет уже места не остаётся.

Однако западная мода на новеллы коснулась и русской литературы, и рассказы, близкие по характеру к классическим новеллам, встречаются и у русских классиков. Например, это некоторые рассказы А. П. Чехова и Н. В. Гоголя («Страшная месть»).

Больше произведений этого жанра встречается в литературе писателей Серебряного века. Кстати, сейчас многие из них широкой публике почти неизвестны, например, М. А. Кузмин, С. А. Ауслендер, Б. А. Садовский и др. Познакомиться с русской новеллой и с незнакомыми ранее именами можно в сборнике «Новелла Серебряного века», составленном Татьяной Берегулевой-Дмитриевой. Кстати, и заодно подумать над тем, как много авторов прошлого, оказались забыты. И не делать обобщений о характере литературы прошлого только на основе произведений всем известных писателей.

Но писали новеллы и знакомые нам авторы, такие как А. Грин («Создание Аспера», «Состязание в Лиссе»), А. Куприн («Палач», «Скрипка Паганини»), М. Бунин («Тёмные аллеи»).

Но удержаться от психологизма и философствования, поставив на первое место сюжет, для отечественных писателей всё же сложно. Поэтому, да, новелла на русской почве не прижилась.

Но, мне кажется, сейчас самое время её оживить. И, думаю, у современных читателей будут востребованы небольшие рассказы с ярким острым сюжетом и неожиданной развязкой, да ещё и без нравоучений и нравственных терзаний. Главное в новеллах – это избегать скучных и шаблонных сюжетов и стандартных литературных приёмов.

Определение элегии как жанра

Что такое Элегия — это лирическое произведение с печальным настроением. Это может быть жалобное, скорбное стихотворение о безответной любви, размышление о смерти, о мимолетности жизни, а могут быть и грустные воспоминания о прошедшем. Чаще всего элегии пишутся от первого лица.

Элегия (лат. ele­gia от греч. ele­gos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека… В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке — В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в “чистом” виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия — это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.

Жанры эпоса

К эпическим жанрам обычно относятся:

  • эпопея,
  • роман,
  • повесть,
  • рассказ,
  • новелла,
  • видение,
  • басня,
  • притча,
  • сказка,
  • анекдот.

Эпопея

Эпопея (от эпоса и греч. poieo – творю) – это обширное художественное произведение в стихах или прозе, повествующее о значительных исторических событиях. Обычно описывает ряд крупных событий в рамках определенной исторической эпохи. Изначально была нацелена на описание героических событий.

Широкоизвестные эпопеи: «Илиада», «Махабхарата».

Роман

Роман – это крупное повествовательное художественное произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц (судьбы их переплетаются).

Роман может быть философским, историческим, приключенческим, семейно-бытовым, социальным, авантюрным, фантастическим и т.д. Выделяют также роман-эпопею, описывающий судьбы людей в переломные исторические эпохи («Война и мир», «Тихий Дон», «Унесенные ветром»).

Роман может быть, как в прозе, так и в стихах, содержать несколько сюжетных линий, включать в себя произведения малых жанров (рассказ, басню, стихотворение и т.д.).

Роману свойственны постановка общественно-значимых проблем, психологизм, раскрытие через конфликты внутреннего мира человека.

Периодически жанру романа предрекают закат, но его широкие возможности в отображении действительности и человеческой природы позволяют ему иметь своего внимательного читателя и в очередные новые времена.

Принципам построения и создания романа посвящено немало книг и научных трудов.

Повесть

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета, построенное в виде повествования о событиях главного героя в их естественной последовательности. Как правило, повесть не претендует на постановку глобальных проблем.

Широко известные повести: «Шинель» Н.Гоголя, «Степь» А.Чехова, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына.

Рассказ

Рассказ – это небольшое художественное произведение с ограниченным числом персонажей, событий. В рассказе может быть всего один эпизод из жизни одного героя.

Известные авторы рассказов: А.Чехов, В. Шукшин, О.Герни.

Рассказ и новелла – это те жанры, с которых обычно начинают свое литературное творчество молодые прозаики.

Новелла

Новелла – это, так же, как и рассказ, небольшое художественное произведение, которому присущи краткость, отсутствие описательности, неожиданная развязка.

Широко известны новеллы Дж. Боккаччо, Пр. Мериме, С. Моэма.

Читайте краткое содержание новеллы «Превращение» Ф. Кафки.

Видение

Видение – это повествование о событиях, которые открылись в (якобы) сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Этот жанр характерен для средневековой литературы, но используется и сегодня, обычно, в сатирических и фантастических произведениях.

Басня

Басня (от «баять» – рассказывать) – это небольшое художественное произведение в стихотворной форме нравоучительного или сатирического характера. В конце басни обычно содержится краткое нравоучительное заключение (так называемая мораль).

В басне высмеиваются пороки людей. При этом действующими лицами, как правило, выступают животные, растения или различные вещи.

Известные авторы басен: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов.

Притча

Притча, как и басня, содержит нравственное поучение в аллегорической форме. Однако притча в качестве героев выбирает людей. Также она преподносится в прозаической форме.

Пожалуй, самая известная притча – «Притча о блудном сыне» из Евангелия от Луки.

Сказка

Сказка – это художественное произведение о вымышленных событиях и героях, в котором фигурируют волшебные, фантастические силы. Сказка является формой обучения детей правильному поведению, соблюдению общественных норм. Также она передает важную для человечества информацию от поколения к поколению.

Современный вид сказки – фэнтези, – своеобразный историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному.

Известные авторы сказок: А.Пушкин, братья Гримм, Г.Андерсен.

Известные авторы фэнтези: Дж. Р. Р. Толкин, К. С. Льюис, Д. К. Роулинг.

Анекдот

Анекдот (фр. anec­dote – байка, небылица) – малая прозаическая форма, отличающаяся лаконичностью, неожиданной, абсурдной и смешной развязкой. Анекдоту свойственна игра словами.

Хотя у многих анекдотов есть конкретные авторы, как правило, имена их забываются или изначально остаются «за занавесом».

Широко известен сборник литературных анекдотов о писателях Н. Доброхотовой и Вл. Пятницкого, ошибочно приписываемый Д. Хармсу.

Составляющие эпических жанров

Эпическая поэма представляет собой стихотворный (бывает и прозаический – «Мертвые души») жанр, сюжет которого, как правило, посвящен воспеванию национального духа и традиций народа. Сам термин «роман» произошел от названия языка, на котором выходили в свет первые печатные произведения – романский (Рим или Рома, где произведения издавались на латыни). Особенностей у романа может быть очень много – жанровые, композиционные, художественно-стилистические, языковые и сюжетные. И каждая из них дает право отнести произведение к какой-то конкретной группе. Есть социальный роман, нравоописательный, культурно-исторический, психологический, приключенческий, экспериментальный. Есть авантюрный роман, есть английский, французский, русский. В основном же роман – это крупное, художественное, чаще всего прозаическое произведение, написанное по определенным канонам и правилам.

Элегия в Западноевропейской литературе

Только в западноевропейской литературе элегия имела более устойчивую форму. Развитие началось с элегии 1750 года, автором которой был англичанин Томас Грей (26 декабря 1716 — 30 июля 1771). Данная элегия стала очень популярной и переведена на большое количество языков. К числу создателей элегий относят Спенсера, Сиднея, Байрона (22 января 1788 19 апреля 1824) и других.

«Римские элегии» стали знамениты немецкому поэту Гете (28 августа 1749 — 22 марта 1832). Произведения, а точнее стихотворения, Шиллера (10 ноября 1759 — 9 мая 1805) также попадают под категорию элегий. Для примера можно рассмотреть несколько его произведений, а это: «Идеалы» (по переводу Жуковского – «Мечты»), «Res­ig­na­tion» (перевод неизвестен) и т. д. Еще к элегиям можно отнести творения таких людей, как Матиссон, Гейне (13 декабря 1797 — 17 февраля 1856), Линау (13 августа 1802 — 22 августа 1850), Платен (24 октября 1796 — 5 декабря 1835), Гервег (31 мая 1817, Штутгарт — 7 апреля 1875) и многих других.

Из французских поэтов можно привести в пример Мильвуа (24 декабря 1782 года — 26 августа 1816 года), Дебор-Вальмор, Делавинь (4 апреля 1793 — 11 декабря 1843), А. Шенье (30 октября 1762 — 25 июля 1794) и многих других. А в Италии больше выделяют Филикана, Кастальди и некоторых других. В Испании пользуются популярностью Хуан Боскан (примерно 1490 — 21 сентября 1542), Гарсиласоде ла Вега (1501 или 1503—1536). Такие личности, как Камоэнс (1524 — 10 июня 1580) и Феррейра известны в Португалии. Поэт, прославившийся в Польше – Балинский (21 мая 1817 — 10 января 1864).

Небесные тела

Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.
  • Многозначные термины

Wikimedia Foundation. 2010 .

Смотреть что такое «Ноэль» в других словарях:

НОЭЛЬ — по французски: Рождество, также песнь о Рождестве Иисуса Христа у католиков. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. НОЭЛЬ французское красное вино хорошего качества. См. Noels. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

Ноэль — сказка Словарь русских синонимов. ноэль сущ., кол во синонимов: 1 • сказка (37) Словарь синонимов ASIS. В. Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Ноэль Ба — Олимпийские награды Гимнастика Серебро 1900 Индивидуальное первенство Ноэль Ба (фр. Noël Bas, 24 декабря 1877 года?) французский гимнаст, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1900. Ба участвовал в ед … Википедия

Ноэль — I. НОЭЛЬ * noël m. 1. Рождество. Мы нашли радушного хозяина, который старался всячески развлекать и забыть, что такое скука, сменяя одно развлечение другим и таская нас по всем увеселениям, какие давало специальное оживленное время Noël. И. Янжул … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Ноэль (фильм) — Ноэль Noel Жанр … Википедия

Ноэль-Нойман — Ноэль Нойман, Элизабет Элизабет Ноэль Нойман нем. Elisabeth Noelle Neumann … Википедия

Ноэль Реддинг — (англ. Noel Redding; настоящее имя Дэвид Реддинг; 25 декабря 1945, Фолкстоуй, Англия 11 мая 2003, Корк, Ирландия) английский музыкант, бас гитарист группы The Jimi Hendrix Experience, в которой играл с 1966 года. Несмотря на значительный успех,… … Википедия

Ноэль Рединг — Ноэль Реддинг (англ. Noel Redding; настоящее имя Дэвид Реддинг; 25 декабря 1945, Фолкстоуй, Англия 11 мая 2003, Корк, Ирландия) английский музыкант, бас гитарист группы The Jimi Hendrix Experience, в которой играл с 1966 года. Несмотря на… … Википедия

Ноэль Рэдинг — Ноэль Реддинг (англ. Noel Redding; настоящее имя Дэвид Реддинг; 25 декабря 1945, Фолкстоуй, Англия 11 мая 2003, Корк, Ирландия) английский музыкант, бас гитарист группы The Jimi Hendrix Experience, в которой играл с 1966 года. Несмотря на… … Википедия

Ноэль

Ноэль (фр. Noël — «рождество») — французское имя (в ж. р. — Noëlle), фамилия.

  • — английский писатель. — венесуэльский боксёр-профессионал. — французский гимнаст. — французский священник XVIII века. — французский актёр. Гэллахер, Ноэль — лидер британской группы Oasis — британский комик, актер и продюсер сериала Майти Буш.

Псевдоним

  • (фр.

Magali Noël , р. 1932) — французская актриса и певица (имя при рождении — Магали Франсуаза Ноэль Камилла (Гифрэ, по др. данным, Джиффра — фр.Magali Françoise Noëlle Camille Guiffray? Giuffra )).

Энциклопедия мудрости.

08.01.2019 23:10:34

2019-01-08 23:10:34

Лирика в литературе — что это за направление

Лирика — это вид литературы, призванный воспроизводить настроение автора, его субъективное отношение к чему-либо.

Лирический тип построения художественного образа основан на эмоциональном переживании, поэтому часто трактуется как способ раскрытия внутреннего мира писателя или поэта, метод его самовыражения.

В отличие от драматических произведений, лирические не имеют прямой конструктивной связи с сюжетностью. Для них характерна простейшая сюжетная организация. Если в драматическом произведении читатель ищет событийную основу и логический финал, то в лирике поиск этих принципов лишен смысла.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Примечание

Важная особенность лирики — отсутствие возможностей для точного и широкого описания действительности. Ее главная задача — поместить читателя в эпицентр того душевного, чувственного переживания, которым охвачен автор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: