Природа и образ зимы в русской поэзии
Определение 1
Традиционно, под природой в литературоведении понимают описание, репрезентацию в рамках литературного произведения внешнего мира, растений и животных, и собственно пейзажей.
Изучение природных образов в литературных произведениях выступает одной из наиболее привлекательных сфер исследовательского внимания. Рост интереса к изучению образов природы поэтов «золотого века» обусловлен, прежде всего, тем фактом, что именно в этот период осуществляется качественное изменение «чувства природы», прежняя литературная традиция, существенно затрудняющая репрезентацию индивидуально-авторское восприятия природных образов, уступила место новым субъективным, личностно-маркированным образам природы, отражающим и подчеркивающим эмоциональные переживания лирического героя. Другими словами, именно в это время поэт «повернулся лицом» к природе, которая стала не просто фоном, пространством, в котором осуществляются те или иные события, о которых идет речь в литературном произведении, но и полноправным участником этих событий и процессов.
В библиографии почти каждого выдающихся поэта XIX есть произведения, написанные о природе. Эти произведения являются традиционными и часто встречаемыми в их творчестве. Любовь к природе в произведениях поэтов золотого века немыслима и не существует отдельно от любви к Родине. Кроме того, олицетворение природы подчеркивает ее единение с человеком.
В лирических произведениях А.С. Пушкина природа занимает особенное место.
Здесь автор оживляет природу, олицетворяя ее с человеком, и вместе с тем, придает этим строкам немного волшебства. «Волшебница-зима» эта метафора позволяет читателю окунуться в чудесный мир зимней сказки. Образ зимы формируется посредством использования метафор, эпитетов, которые позволяют передать авторское восприятие зимних пейзажей.
Ф.И. Тютчев в своем творчестве о зиме пишет так:
Эти строки тоже связаны с чудесами, которые позволяет себе «вытворять» зима. Образ русской зимы многогранен. Поэтам XIX века особенно тонко удалось уловить его. Он чарует и манит своим великолепием. В то время как природа находится в зимней спячке, зима на правах хозяйки бунтует, бушует, лютует, заковавши всё в ледяные оковы. Но вместе с тем, образ природы, затаившейся и погрузившейся в глубокий зимний сон, не становится менее привлекательным.
Анализ стиха «Я покинул родимый дом»
Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом» кратко по плану:
- История создания. Произведение “Я покинул родимый дом…” было создано С. А. Есениным в 1918 г. Впервые оно было напечатано в харьковской газете “Борьба” (1920 г.).
- Жанр произведения — лирическое стихотворение.
- Основная тема — тоска автора по своей малой родине. Сергей Есенин покинул родную деревню Константиново и переехал в Москву еще в 1913 г. Первое время он очень часто возвращался на родину в гости. Постепенно активная литературная деятельность все больше захватывала молодого поэта, у него совершенно не оставалось свободного времени.
Октябрьская революция и строительство нового социалистического общества необычайно вдохновили поэта. Он полностью погружается в бурную послереволюционную жизнь. Есенин физически не мог вернуться в родное село, но в душе он постоянно обращался к образу семейного очага.
Поначалу Есенин идеализировал революцию, не замечая ее негативные черты и последствия. Поэтому так резко звучит его прощание с родиной: “Голубую оставил Русь”. Поэт словно бы отрекается от своего деревенского патриархального прошлого ради жизни, построенной на совершенно других началах. Все же разом оборвать вошедшую в плоть и кровь связь невозможно.
Лирический герой с печалью вспоминает о своих престарелых родителях, которым нет места в грядущем коммунистическом обществе. В стихотворении появляется пророческое предсказание Есенина: “Я не скоро, не скоро вернусь”.
Поэт действительно несколько лет не был в Константиново. За это время он даже успел совершить заграничное путешествие. Однако предсказание больше относится к духовному возвращению.
Когда первый восторг Есенина перед революцией прошел, он постепенно вновь начинает обращаться к деревенской тематике. Уже в 1918 г. Есенин предчувствовал, что разбушевавшейся в России пурге предстоит еще “долго петь и звенеть”. Поэт чувствовал, что его втягивает в революционный водоворот, впрочем, он и не сопротивлялся этому.
Все же в отличие от настоящих фанатиков революции Есенин сохранял в душе спасительный символ “старого клена”, олицетворяющего собой всю уходящую в прошлое деревенскую Русь.
Как и во многих других своих произведениях, Есенин указывает на неразрывную связь человека с природой. В его понятие родины входят не только село и родители, но и “березняк”, “пруд”, “клен”, “дождь”.
- Композиция стихотворения последовательная.
- Размер произведения — трехстопный анапест с перекрестной рифмой.
- Художественные средства. Есенин использует очень яркие образы, уходящие корнями в русский фольклор. Эпитет “голубая” сразу же вызывает ассоциации с безоблачными чистыми небесами православной Руси.
Необычные метафоры неразрывно связаны с русской природой: “в три звезды березняк”, “золотою лягушкой луна”, “яблонный цвет”. Поэт традиционно широко применяет олицетворения: “березняк… теплит”, “луна распласталась”, “петь и звенеть пурге”.
Центральным символическим образом в стихотворении выступает “старый клен”, связывающий лирического героя с родной землей.
- Главная мысль произведения заключается в том, что каждый человек должен свято хранить память о своих родных корнях. Даже самые значительные общественные потрясения — временное явление.
Они “отзвенят” и исчезнут без следа. Возвращение к нормальной жизни может оказаться очень непростым делом. В этом случае спасительным маяком для человека станет его малая родина.
Мне нравится1Не нравится1
Темы, проблемы, настроение
Основная тема в стихотворении Апухтина «Зимой» — сравнение зимнего пейзажа в городе и на лоне природы. Герою грустно, что его мысли витают далеко от места его пребывания и заставляют его вспомнить о том, как выглядит «отчизны край родной» в это время. Ему хочется очутиться там, где «Лучи луны на инее трепещут», но пока он видит лишь яркий свет фонаря на мостовой. Автор противопоставляет город деревне.
Ностальгия — еще одна тема стихотворения. Апухтин явно вспоминает о малой родине — деревне в Орловской области. Там он провел свое детство и юность. Милые сердцу пейзажи не забываются ему даже в столице. Одна зима лишь заставляет его вспомнить другую, более чистую и красивую.
Проблематика стихотворения понятна: герой грустит из-за несоответствия действительности и мечты. Его мысли далеко от города — в деревне, где царит гармония.
Лирический герой обращается к читателю со своим монологом, где поэт делится своими чувствами и эмоциями. Доминирующее настроение стихотворения «Зимой» — ностальгия по родным местам.
Средства художественной выразительности
Чтобы отобразить реальную картину городского зимнего вечера, Апухтин использовал олицетворения («лес задумался», «снег ложится», «звезды шепчутся», «гостеприимные огни» и так далее).
- Особую выразительность произведению придаёт образное сравнение («пыль серебристая»).
- Также в стихотворении использованы эпитеты («мерзлый пар», «на гладкой мостовой», «воздух чистый»).
Благодаря такому разнообразию средств выразительности Алексей Николаевич смог передать атмосферу зимнего пейзажа, в которую погружается лирический герой. Автор мечтает о тишине и спокойствии, ведь только такая обстановка позволяет ему предаться глубоким размышлениям о смысле человеческой жизни.
Природа в стихах Есенина
Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе — ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов.
Картины родной природы раскрываются в стихотворениях С. А. Есенина с поразительным мастерством. Здесь необычайно богатая палитра красок, точные, неожиданные сравнения. Чувствуется единство поэта с природой. Все в есенинской поэзии многоцветно и красочно.
Поэт жадно всматривается в картины обновляющегося весной мира, ощущая себя его частицей. Долго и внимательно всматривается он в блестящие краски утренней и вечерней зари, на небо, покрытое грозовыми тучами, на леса и поля, покрытые цветами и зеленью:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Природа в творчестве С. А. Есенина живет своей жизнью, она действует, реагирует на судьбы людей и исторические события. Она является любимым героем поэта. Нежно и заботливо природа лечит людские души, снимает напряжение. Стихи о ней звучат, как музыка, которая успокаивает, утешает:
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.
Поэт не только восхищается красотой природы, но и видит в ней одушевленное существо. Ничто не может сравниться с пейзажами родной стороны:
…Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне…
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий…
Сам себя С. А. Есенин называет «поэтом золотой бревенчатой избы», ощущая себя «последним поэтом деревни».
У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: “С добрым утром!”
У Есенина трудно найти чисто пейзажные стихотворения. Природное начало у него пронизывает все творчество, душевные переживания и картины природы как бы сливаются в его стихах: Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.
Тема русской природы раскрыта в творчестве Есенина необычайно глубоко и разносторонне. Поэт был влюблен в родные края и всегда помнил о звенящей красоте русских полей и лесов. Необъятные просторы России вызывают у него радость жизни, гордость. Природа в стихах соотносится с состоянием и мыслями самого поэта.
Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасный и светлый мир. Его описания природных явлений мелодичны, наполнены звонкими мотивами. Природа у него – это одушевленное существо, которое действует, живет собственной жизнью. Роща у поэта «отговорила», береза «принакрылась» снегом, тополя «шепчут», а вербы «плачут».
Эпитеты поэт также подбирает довольно точные, способные воссоздать довольно яркую и живую картину, он не пытается приукрасить или применить пышные сравнения, которые неуместны, скорее наоборот, он стремится показать простую и незамысловатую красоту всего того, что нас окружает.
Пусть облака похожи на дешевый ситец, но плывут они над родной землей, пусть хлеба небогаты урожаем, но выращены они в родимом краю. С.А. Есенин учит нас замечать и любить простые вещи, которые нас окружают, подмечая красоту в самых, казалось бы, обыденных вещах, которых некоторые и вовсе не видят в повседневной суете.
Жанр, направление, размер
Лирическое стихотворение Алексея Апухтина «Зимой» является прекрасным образцом философско-психологической лирики. Автор в своём произведении размышляет о смысле жизни, о быстротечности человеческого бытия. Знакомясь с текстом, читатель удивляется, что поэтические строки написаны четырнадцатилетним мальчиком. Апухтин смог показать свой истинный талант поэта и свою способность тонко чувствовать пейзажи.
Направление творчества Апухтина — «чистое искусство». Автор писал о возвышенных темах, избегая социальных и политических проблем.
Размер стихотворения «Зимой» — амфибрахий.
История создания
Работу над созданием произведения «Зимой» Алексей Николаевич завершил в 1855 году. Известно, что анализируемое стихотворение Апухтин писал, будучи студентом Петербургского училища правоведения. На этот момент юному поэту исполнилось всего четырнадцать лет. Однако у читателя создаётся ощущение, будто произведение создано человеком, который уже прожил достаточно долгую жизнь. На тот момент юноша еще не знал, что посвятит жизнь творчеству, но уже скучал на занятиях и думал об искусстве.
Не секрет, что Алексей Николаевич испытывал особую любовь к Петербургу. Свое восхищение северной столицей поэт отразил в стихотворении «Зимой». Несмотря на любовь к городской жизни, настоящую Россию поэт видел в деревне — на лоне природы. Он вспоминал свою деревню в Орловской области и ностальгировал по родным местам.
Образы весны в произведениях поэтов «золотого века»
Не менее красочно в своих стихотворениях поэты XIX века пишут о весне. Ведь весна это всегда ожидание чего-то нового. Природа оживает после морозных дней и человек, с трепетом ожидая, что весна вместе с первыми лучами солнца принесет новые силы, способствующие пробуждению надежд.
Е.А. Баратынский встречает весну с восхищением «Весна, весна! как воздух чист!..» — ликует автор. Весна в нем пробуждает высокие чувства, желание слиться и раствориться в ней.
Такими строчками автор описывает противостояние зимы и весны. Весна вступила в свои законные права, теперь она хозяйка над природой и все подвластной ей.
Поэты подчёркивают магический переход от зимы к весне, когда холодный обжигающий ветер сменяется легким теплым ветерком или сухое, казалось бы, безжизненное дерево дает жизнь новым зеленым, сочным листочкам, а потом и плодам. Это всё чудеса природы, которые ни одного поэта не оставят равнодушным. Поэтому многие черпают свое вдохновение именно из нее.
Например, В.А. Жуковский посвящает весне следующие строчки:
Сочинение о Русской природе
А.А.Фет – замечательный русский поэт, посвятивший свое творчество необыкновенной красоте природы. В его лирике она – удивительный, исключительный мир, в котором все находится в абсолютной гармонии. Природа – это не только источник вдохновения для поэта, но и то, что заставляет его задуматься над многими философскими вопросами.
Например, в стихотворении «Учись у них – у дуба, у березы…» Фет призывает людей брать пример с природы. Он описывает деревья, которые безмолвно стоят в жестокие морозы. На них застывают слезы, трескается кора, а ветер «сердито» разрывает листья
Но деревья молчат, и на это поэт обращает внимание. Он понимает, что молчание природы – это не слабость, а мудрость
Деревья знают, что вот-вот наступит весна, и они снова расцветут. Фет уверен, что люди тоже должны быть такими («Молчи и ты!»). Во время жизненных испытаний человек должен покорно молчать, принимать их на себя, потому что мудрые люди знают, что любые трудности носят временный характер.
В стихотворении «Это утро, радость эта…» А.А.Фет описывает весну. Особенность произведения состоит в том, что в его строках нет ни одного глагола. Во всех трех строфах, в каждой новой строчке поэт создает новое описание для весеннего утра. Казалось бы, что в нем может быть необычного? Но поэт видит не только утренние лучи, но и особенный «говор вод», «мощь дня и света», «мглу и жар постели». Особенность лирики Фета заключается в том, что он чувствует таинственное и удивительное в самых обыкновенных явлениях природы.
В творчестве Фета пейзажная лирика часто переплетается и с любовной темой. В стихотворении «Майская ночь» природа является своеобразным свидетелем, или даже соучастником разговора лирического героя со своей возлюбленной. Толпа туч и лунный серп, таинственная сила весны вызывают у него множество волнующих чувств, и герой обращается к своей любимой: «Ты, нежная!». Природа в этом стихотворении и любовь лирического героя сплетаются воедино.
Таким образом, природа в лирике Фета является центром событий вне зависимости от темы самого стихотворения. Она живет самостоятельной жизнью, может переживать вместе с лирическим героем, сочувствовать ему.
6 класс ЕГЭ по русскому языку
Русская природа в лирике Фета
Сейчас читают:
-
Сочинение по картине Шишкина На севере диком 9 класс
Шишкин, является очень талантливым художником, который в основном работал в пейзажном стиле, и нужно отметить, что в этом жанре он сумел достичь очень больших успехов. Все его работы вызывают у зрителей очень большой интерес и неподдельное восхищение,
-
Сочинение по картине Билибина Гвидон и царица 5 класс
Билибин проиллюстрировал многие сказочные произведения, с большим умением изобразив все детали, передающие дух старины. Одна из его иллюстраций к сказке А. С. Пушкина о царе Салтане – картина “Гвидон и царица”. Изображены на ней главные герои,
-
Сочинение 100-летие со дня рождения А.И. Солженицына
Имя Александра Исаакиевича Солженицына знает каждый еще со школы. В декабре 2018 года в связи с указанием президента будет празднование ста лет со дня рождения великого российского писателя и общественного деятеля. В этот день в библиотеках,
-
Сочинение по картине Опять двойка 7 класс Решетникова
Прекрасная и очень поучительная история, которую передал художник, вызывает восхищение, так как вся работа выглядит очень правдиво и эмоционально. Решетников, является прекрасным представителем бытовых сцен,
-
Сочинение на тему Юмористический рассказ из жизни 5, 6класс
Каждый день мне приходится делать домашнее задание по школьным предметам. Сколько бы я не бился с уроками, сколько бы ни учил, мои родители все равно твердят, что этого времени мало, что нужно учиться основательно, чтобы из меня вышел хороший человек.
-
Сочинение Чем опасны технологии в руках безнравственных людей? (итоговое сочинение) ЕГЭ
Сейчас идет век новых технологий и открытий. Новшества постоянно входят в нашу жизнь, сначала человек побывал в космосе, изобрел телевидение, телефонную связь, открыл новые лекарства.
2 вариант
Есенин писал о любви, себе и природе. Наверное, таковы основные векторы концентрации его поэтического внимания. При этом тема природы является основополагающей не только как содержательная часть и просто предмет, о котором следует сочинять, Сергей Александрович использует природу, как часть собственного мировоззрения и идеологии.
К примеру, в стихах близких к началу 20-х годов, когда он окончательно порвал с деревне, появляются образы разрушения природы и печали о природе. Поэт видит, как наступают новые времена, когда больше не будут простые руки собирать хлеба, теперь наступает эра комбайнов, период, когда жать будут железные кони и многое канет в Лету. Конечно, речь не просто об индустриализации, но об уходе старого уклада и с этим люди в каком-то смысле теряют часть собственной души.
Не сказать, чтобы Есенин был благосклонен к революции, он не вступал в открытые конфликты, но мог себе позволить откровенно высказываться и не подстраивать свою позицию под требования времени. Он видел смену эпохи комплексно, как тотальный переход и утрата природы в том смысле, в котором ее видел простой русский человек, в котором созидал природное пространство, являлась частью общего перехода, который совершала Россия. Если раньше и эти детали часто прослеживаются в есенинской лирике, природа была живой и насыщенной, то наступали времена узурпации и использования, обезличивания.
Безусловно, даже поверхностное наблюдение позволяет выделить основные ассоциативные ряды, которые использует поэт, работая с лирикой на тему природы: природа как храм, природные процессы как служба в храме, природа как живое существо, частое использование антропоморфных сравнений для различных феноменов, восприятие сходное пантеистическому или чем-то подобному, обращение к древней, вероятно, во многом языческой, коренной деревенской символики и верованиями, которые с течением эпох прочно интегрировались в православное мировидение, которое и давало ассоциацию природа – храм и вечное богослужение, которое совершается в мире, внешние выглядящее как природные процессы.
Все эти образы, водоем-купель или кадящие облака, ну и даже банальные купола небес, на мой взгляд, являются удивительно красивыми и нежными. Тот, для кого природа – храм не станет относиться к этому потребительски, как минимум, он высадит там красивый вишневый сад. Тем не менее, под завершение своего творчества образы русской природы уходят из лирики Есенина и, вероятно, по причине ухода самой природы, остаются метафоры и персидские мотивы, впрочем, тоже в основном метафорические.
Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина
Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.
Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.
Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.
Золотая и прелестная роща – «отговорила», береза-березонька, словно девица «принакрылась» снегом, тополи невольно шепчут, а вербы плачут.
Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.
Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.
Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.
Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир — здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.
В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.
Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность
Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба. Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.
Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.
Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.
Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.
Стихи о природе для детей
Афанасий Фет
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
***
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Вариант №2
Многие русские поэты описывали красоту русской природы, не стал исключением и Афанасий Фет. В своих коротеньких стихотворениях писатель описывал красоты русских полей и лесов. В каждое свое произведение он вкладывал душу, природа словно живая. Птицы, кузнечики и пчелы описаны словно люди, которые проживают свою жизнь в этом мире.
В любое время года писатель смог для себя подчеркнуть красоту природы и описывает как живое существо. В своих стихотворениях он раскрывает единение с природой, ему нравится наблюдать, как все оживает и готовится ко сну. Самым любимым временем года для Афанасия Фета была весна. Ведь весна это время пробуждения всего живого, можно наблюдать множество изменений в природе.
В каждом произведении Фета можно увидеть любовь к своей Родине и всему живому. Ему нравится, как пчелы в своем улике образуют семью и жужжат, словно напевают песню. Даже в маленьком четверостишие «Кузнечик» Фет так жизнерадостно описал явление природы.
Не каждый может понять стихотворения Фета, ведь стоит искренне любить мир и его окружающую природу, но каждый может полюбить ее благодаря красочным описаниям писателя. В каждом его стихотворении можно выделить связь между природой и человеком. Афанасий Фет мог часами наблюдать за природой, ему это очень нравилось. В своих стихотворениях он описывал все то, что на первый взгляд не может быть увидено человеком.
Он любил все времена года и писал о зиме так же с трепетом и любовью как о другом времени года. Фет был очень талантливым писателем серебряного века и писал о любви и природе, что является главными темами. Писатель не пропускал ни одной мелочи такой родной и дивной природы, что делало его стихотворения веселыми и жизнерадостными.
В своих четверостишьях он мог раскрыть главную задумку и сделать читателя ближе к природе и почувствовать себя в лесу среди деревьев и услышать пение птиц
Для Афанасия Фета было важно быть понятым и разделить с ним ту любовь к родному краю, которую он испытывал и пытался написать о ней
Писатель словно жил природой и хотел в своих стихотворениях передать все наблюдения за ней. Он всегда говорил о том, что человек не может существовать без природы и стоит к ней относиться с уважением.
Образец 4
В творчестве каждого писателя образ природы имеет определенное значение. В лирике С. Есенина природа – это неотъемлемая часть жизни поэта, так как она помогает понять смысл существования. Мир природы в его сочинениях яркий, запоминающийся, реалистичный.
Рассматривая раннюю лирику поэта, можно говорить о том, что центральное место отводится в каждом стихе именно природным явлениям. В более поздних текстах человек становится главным образом. Привлекательно то, что в каждом его четверостишии есть упоминания о привычных всем животных, растениях, явлениях окружающего мира. Но в каждом из них Есенин видит необыкновенный источник радости. Зоря, реки, насекомые, луга также как и люди наделены разными чувствами, о которых читатель узнает благодаря олицетворениям – способностью страдать, грустить, радоваться.
Наиболее часто встречаются описания небесных явлений («Месяц рогом облако бодает», «Загорелась зорька красная», «Гляну в поле, гляну в небо…» и др.). Таким образом, Есенин передает свои переживания на фоне небесного свода, заставляя читателя беспрестанно восхищаться их участием в жизни человека.
Очень гармонично вплетаются в строки образы животных, растений, символизируя те или иные качества, сопровождая человека повсюду («Бредет мой конь», «На раздробленной ноге приковыляла», «Рву я по грядкам зардевшийся мак»). Каждая травинка, любой ручеек живут, дышат, принимают участие во всех эпизодах наравне с человеком, они отражают настроение Есенина (например, «Зашумели над затоном тростники» — фраза, в которой сосредоточена душевная тоска; «крапива…шепчет шаловливо» — слова, которые передают бодрость духа, хорошее начало дня поэта). В лирике Есенина природа соткана из богатой палитры красок, многообразия звуков, внутренним ритмом и музыкальностью.
Таким образом, любое обращение Есенина к образам природе – это диалог с ними. В этой беседе чувствуется взаимное уважение, защита и понимание друг друга. Каждый природный образ занимает достойное место в творчестве поэта, занимая место главного героя. Именно так проявляется искренняя любовь поэта как тонкого ценителя красоты природы к родному краю.