Революция
В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени («Кантата», 1919). В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925, и др.). Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).
Творчество Есенина
Тематика и настроение есенинских стихотворений неоднократно менялись в течение его жизни. Формально его лирику можно разделить на несколько периодов:
- До 1917 года. Основная тема поэзии этого периода – любовь и глубокое уважение к Родине, крестьянской Руси, которая взрастила поэта. В сборник «Радуница» вошли такие шедевры лирической поэзии, как «Гой ты, Русь моя родная…», «Вечер», «Сыплет черемуха снегом» и другие. В некоторых произведениях присутствует христианско-библейская символика («Инок», «Богомолки», «Шел господь пытать людей в любови…»).
- 1918 –1921 года. Наряду с традиционными патриархально-крестьянскими мотивами, лирику поэта пронизывают революционный оптимизм и радость перемен. Наиболее значительным произведением этого времени считается поэма «Преображение», где мотивы обновления мирового порядка органично соседствуют с библейской трактовкой переворота и верой в приход Мессии.
- Позднее творчество (до 1925 года). В данный период Есенин раскрылся как поэт наиболее полно. В 1920-е годы он создавал такую разноплановую поэзию, как сборник «Москва кабацкая», в стихотворениях которого лирический герой предстает пьяницей, дебоширом и ловеласом, и эпическое произведение «Анна Снегина». Последняя автобиографична и описывает историю любви молодой помещицы и влюбленного в нее поэта, которые оказываются вовлечены в революционный круговорот. Особого внимания заслуживают и «Персидские мотивы» – стихотворения, воспевающие удивительную красоту Востока и его очаровательных женщин. Однако перед смертью Есенин все больше разочаровывался в советском строе. Пессимистично-саркастические настроения нашли свое отражение в поэтмах «Русь советская» и «Страна негодяев». В поэме «Черный человек» отразилось депрессивно-угнетенное настроение поэта, не способного найти свое место в стремительно меняющейся жизни страны.
Осень в творчестве Есенина
Каждый поэт боготворил свое время года. Кому-то были близки зимние пейзажи, другие авторы воспевали весенние ручьи и звонкое пенье птиц. Есенин отдал предпочтение осени, казалось, это время года как-то по-особенному вдохновляло талантливого поэта для создания очередного стихотворения, и он не прогадал! Осенняя лирика запала в душу и читателю. Великолепные рифмы с интересом изучаются в школьной программе, даже дети дошкольного возраста быстро схватывают мелодичные строчки воспевающие осенние пейзажи родной страны.
Осень, в стихотворениях Сергея Есенина, всегда загадочна и лирична, иногда грустная и несколько задумчивая. Поэт передает настроение уставшей природы с особым вдохновением, хотя, для этого времени года, больше актуально чувство усталости, тревожности и некоторой депрессии. Кажется, эти чувства не утомляют автора, а наоборот, даруют нереальные силы для создания гениальных стихотворений, полюбившихся всем мировым сообществом.
Есенин, как никто другой, сумел описать это прекрасное время года в особой, утонченной форме. По его лирическим произведениям, осень воспринимается как юная и нежная пора, но в то же время мудрая и целеустремленная. В этой невероятной меланхолии переплетаются разные эмоции и чувства: страстная любовь и непередаваемое одиночество, безумная радость и горькое разочарование, прекрасное настроение и ненастная тоска…
Сергей Александрович Есенин всегда подбирал удачные рифмы. Его стихи об осени полны трогательных и теплых слов, подчеркивающих великолепную красоту и гармонию русской природы.
Чем характеризуется осень? Холодным потоком воздуха, зяблым ветерком, затяжными тучами и внезапным дождем. Это время года подготавливает природу к зиме, неумолимо приближающейся в родные края. Рассмотреть всю прелесть осенней поры не всегда возможно, однако, это гениально удалось талантливому русскому поэту XX столетия – Сергею Есенину!
Хорошо под осеннюю свежесть Душу-яблоню ветром стряхать И смотреть, как над речкою режет Воду синюю солнца соха.
Хорошо выбивать из тела Накаляющий песни гвоздь. И в одежде празднично белой Ждать, когда постучится гость.
Я учусь, я учусь моим сердцем Цвет черемух в глазах беречь, Только в скупости чувства греются, Когда ребра ломает течь.
Молча ухает звездная звонница, Что ни лист, то свеча заре. Никого не впущу я в горницу, Никому не открою дверь.
Туманная погода, золотая листва, дождливая романтика и бодрящая сила легкого осеннего ветерка искусно описывается автором, нагнетая на читателя самые яркие и приятные эмоции. Есенин великолепно изображает каждое явление, актуальное для данной поры.
Описывая атмосферные явления, поэт выбирает картинное представление, изобразительно выражая свои наблюдения. В творчестве явно просматриваются антропоморфные и зооморфные сравнения. В поэзии другого известного автора – Александра Александровича Блока, ветер представляется как астральное, и даже космическое явление. А в стихах Есенина, он обретает некую одушевленность.
Во многих лирических произведениях Сергея Александровича встречается прекрасное описание небесного месяца и чарующей луны. Поэт мастерски подчеркивает его неповторимую форму, превосходный силуэт и просто ошеломляющий свет «тонкий лимонный» или «лунный синий».
По мнению критиков, подробные описания луны вносят в стихотворения великого русского автора особые романсовые и элегические мотивы. А вот рифмы о живописном месяце сравниваются с фольклором, ведь это небесное светило выступает в творчестве Есенина как славный персонаж из доброй сказки.
Есенин затрагивал в осенней поэзии разные элементы окружающей природы: живописный русский лес, прекрасные деревья в золотых нарядах, животных, готовящихся к зимней спячке и другие, не менее важные и достаточно естественные образы. Его осенняя поэзия впечатляет и вдохновляет!
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо Так не слушал разумную плоть, Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать… Где ты, где, моя тихая радость, Все любя, ничего не желать?
Трагический финал
Одним из последних его произведений стала поэма «Страна негодяев» в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С.А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой. Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прерывавает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице «Англетер» Сергея Есенина убивают инсценировав самоубийство.
Автобиография Есенина от 1923 г.
Родился 1895 г. 4 октября. Сын крестьянина Рязанской губ., Рязанского уезда, села Константинова. Детство прошло среди полей и степей.
Рос под призором бабки и деда. Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. Дома собирала всех увечных, которые поют по русским селам духовные стихи от «Лазаря» до «Миколы». Рос озорным и непослушным. Был драчун. Дед иногда сам заставлял драться, чтобы крепче был.
Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. В бога верил мало. В церковь ходить не любил. Дома это знали и, чтоб проверить меня, давали 4 копейки на просфору, которую я должен был носить в алтарь священнику на ритуал вынимания частей. Священник делал на просфоре 3 надреза и брал за это 2 копейки. Потом я научился делать эту процедуру сам перочинным ножом, а 2 коп. клал в карман и шел играть на кладбище к мальчишкам, играть в бабки. Один раз дед догадался. Был скандал. Я убежал в другое село к тетке и не показывался до той поры, пока не простили.
Учился в закрытой учительской школе. Дома хотели, чтоб я был сельским учителем. Когда отвезли в школу, я страшно скучал по бабке и однажды убежал домой за 100 с лишним верст пешком. Дома выругали и отвезли обратно.
После школы с 16 лет до 17 жил в селе. 17 лет уехал в Москву и поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. 19 лет попал в Петербург проездом в Ревель к дяде. Зашел к Блоку, Блок свел с Городецким, а Городецкий с Клюевым. Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени (1915) стали печатать меня, а осенью (1915) появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других. За «Радуницей» я выпустил «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Ключи Марии», «Трерядницу», «Исповедь хулигана», «Пугачев». Скоро выйдет из печати «Страна негодяев» и «Москва кабацкая».
Крайне индивидуален. Со всеми устоями на советской платформе.
В 1916 году был призван на военную службу. При некотором покровительстве полковника Ломана, адъютанта императрицы, был представлен ко многим льготам. Жил в Царском недалеко от Разумника Иванова. По просьбе Ломана однажды читал стихи императрице. Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия. Ссылался на бедность, климат и проч. Революция застала меня на фронте в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался написать стихи в честь царя. Отказывался, советуясь и ища поддержки в Иванове-Разумнике. В революцию покинул самовольно армию Керенского и, проживая дезертиром, работал с эсерами не как партийный, а как поэт.
При расколе партии пошел с левой группой и в октябре был в их боевой дружине. Вместе с советской властью покинул Петроград. В Москве 18 года встретился с Мариенгофом, Шершеневичем и Ивневым.
Назревшая потребность в проведении в жизнь силы образа натолкнула нас на необходимость опубликования манифеста имажинистов. Мы были зачинателями новой полосы в эре искусства, и нам пришлось долго воевать. Во время нашей войны мы переименовывали улицы в свои имена и раскрасили Страстной монастырь в слова своих стихов.
1919-1921 годы ездил по России: Мурман, Соловки, Архангельск, Туркестан, Киргизские степи, Кавказ, Персия, Украина и Крым. В 22 году вылетел на аэроплане в Кенигсберг. Объездил всю Европу и Северную Америку. Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию. Что дальше — будет видно.
Личная жизнь
С.А. Есенин был женат трижды.
Первой супругой тогда еще начинающего поэта стала Анна Изряднова. С ней он познакомился в типографии, куда устроился после мясной лавки.
В 1913-м году гражданские супруги стали жить вместе. От этого союза на свет появился сын Юрий Есенин. Его судьба сложилась трагически. В 1937-м его репрессировали и по ложному доносу расстреляли.
Анна Изряднова с сыном
В 1917-м году в личной жизни Сергея Есенина появилась актриса Зинаида Райх. Брак продолжался вплоть до 1921-го, когда поэт подал на развод. У супругов было двое детей. Первой родилась дочь Татьяна (1918), которая стала журналисткой. Вторым на свет появился сын Константин (1920). Он трудился инженером, а затем работал в публицистике.
Зинаида Райх с детьми
В 1921-м году Сергей Есенин встретил танцовщицу Айседору Дункан, на которой женился в 1922. Супруга не знала русского, а он — английского. Тем не менее, их роман бурно развивался. Отношения остыли в 1923-м, после чего последовал скорый развод.
Сергей Есенин и Айседора Дункан
В том же году Есенин заинтересовался Августой Миклашевской. Но по признанию самой женщины, которое она сделала много лет спустя, их отношения были чисто платоническими.
Сергей Есенин и Августа Миклашевская
В 1923 же в жизни поэта появилась Надежда Вольпин. От этого союза родился единственный сын пары, его назвали Александром (1924). В будущем он стал крупным ученым-математиком. Перебрался в штаты.
Надежда Вольпин с сыном
Сын Есенина умер не так давно, в 2016, совсем немного не дожив до 92-х лет.
Уже в 1925-м году Есенин встретил последнюю избранницу. Ей стала Софья Толстая, которая приходилась внучкой знаменитому Льву Толстому.
Сергей Есенин и Софья Толстая
Все три брака так и не принес Сергею Александровичу счастья. Он оставался одиноким и ни с кем не чувствовал духовной близости.
Сергей Есенин в кадрах кинохроники, 1918, 1921, Живой голос поэта России
Ранние стихотворения
Творчество Есенина началось в 1914 году. Его первые стихотворения были посвящены описанию деревни, села, крестьянского быта и природы. К этому времени относятся такие его известные произведения, как «С добрым утром!», «Край любимый» и многие другие. Их особенностью является то, что в них автор рисует картины мирной жизни сельского населения, восхищается красотами деревенского пейзажа.
Черты имажинизма особенно четко прослеживаются в его ранней лирике. Поэт соединяет образы природы и деревенского быта. Творчество Есенина раннего периода проникнуто тонким лирическим чувством любования деревенскими картинами
Любовная лирика также занимает важное место в его произведениях рассматриваемого периода («Хороша была Танюша»). Автор умело подражает фольклорному языку и народным песням
Рукопись. П. Васильев «Егорушке Клычкову». Июнь 1932 г.
Автограф стихотворения
Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина
Васильев Павел Николаевич (1909-1937) — русский советский поэт. Участвовал в работе литературно-художественного общества,
поэтической секцией которого руководил Рюрик Ивнев. В раннем творчестве Павел Васильев подражал Сергею Есенину,
его называли «наследником Есенина», «льняной головой». Посвятил близкому по духу С. Есенину свое стихотворение «Другу поэту» (1934).
Был знаком с Екатериной Есениной и её мужем, Василием Наседкиным. После смерти Есенина Васильев писал Горькому: «…наперекор всему – уцелею».
Был казнён в Лефортовской тюрьме в 1937 г.
Стихотворение «Егорушке Клычкову» написано в период знакомства Павла Васильева с поэтами Николаем Клюевым и Сергеем Клычковым
и посвящено рождению в 1932 году сына Клычкова Егорушки (Клычков Г.С., 1932-1987, впоследствии языковед, доктор филологических наук, профессор).
Стихотворение не было включено в прижизненные сборники Павла Васильева, первая публикация состоялась в еженедельном журнале «Литературная Россия»
12 января 1968 года. В стихотворении упоминается Николай Клюев, крестный отец Егорушки Клычкова («Крестный отец твой весь век обрастал иконами…»).
Расшифровка стихотворения, выполненная неустановленным лицом на 2 листах (предположительно, редактором издательства):
Темноглазый, коновой
Да темноволосенький,
Подрастай, детеныш мой,
Золотою сосенкой.
Лето нянчило тебя
На руках задумчивых,
Ветер шалый, зной губя,
Пеленал, закручивал.
Он на длинных веслах гнал
Струги свои ярые,
То лебедкой проплывал,
То летел гагарою.
Он у мамы на груди
Спал с тобой без просыпа,
Он и волосы твои
Бережно расчесывал.
Так не будь душою лют
И живи без тяготы.
Пусть улыбку сберегут
Губы твои — ягоды.
Ты расти с дубами в лад,
Вымни травы сорные,
Пусть глаза твои звенят,
Как вода озерная.
Подрастай, ядрен и смел,
Ладный да проказливый,
Чтобы соколом глядел,
Атаманил Разиным.
С моря ранний пал туман
У окошек створчатых.
Лето шьет тебе жупан
Из ветвей игольчатых.
Сине небо пьют глаза —
Чтоб вовсю напиться им!
«Шла с бубенчиком коза,
Била ос копытцами».
Темноглазый, коновой,
Чем тебя обрадовать?
Подрастет Егорка мой —
Станут девки взглядывать;
Целовать тебя взасос
Не одна потянется,
Будут спрашивать всерьез —
Как любви названьице.
Ну, а ты, им на беду,
Не куражась, простенько
Отвечай: растет в саду
Золотая сосенка.
Под метелью голубой
Жди дождя веселого:
Ведь мудрили над тобой
Золотые головы.
Взглянь лукаво из-под век,
Мир шумит поклонами.
Крестный твой отец весь век
Обрастал иконами.
Сказки спрятаны в ларьки,
Сединою повиты,
Ты сорвешь с ларей замки,
Сказки пустишь по ветру.
И, чумея без чумы
И себя жалеючи,
Просим милостыни мы
У Егор Сергеича.
Подари ты, сокол, нам
Хоть одну улыбочку,
Отпусти ты по волнам
Золотую рыбочку.
«Радуница»
Первый сборник стихов Есенина «Радуница» (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все 1918, и др.) складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»).
Сергей Есенин — биография
Сергей Александрович Есенин — поэт Серебряного века, один из крупнейших лириков начала 20-го столетия. Большую часть творческой биографии работал в жанре крестьянской поэзии. Использовал приемы имажинизма — направления, которое ориентировалось на создание красочных образов.
Творчество Сергея Есенина можно назвать поистине уникальным. Поэтические произведения лирика не укладываются в стандартные рамки или представления об искусстве того или иного направления.
Есенин был человеком непостоянным, страстным и оттого непредсказуемым. В немалой степени это проявлялось в его стихах.
За годы творческой активности он писал о любви, воспевал Родину, русскую деревню. После радикальных перемен в стране из-под пера лирика выходили произведения на тему революции.
Есенин говорил о себе как о простом русском парне из деревни. Будучи по природе человеком страстным, он позволял себе очень многое. За что в итоге нажил репутацию пьяницы, скандалиста и хулигана. Эту сторону биографии Сергея Есенина часто замалчивают.
За относительно недолгую жизнь поэт успел несколько раз жениться и четырежды стать отцом.
Несмотря на все сложности характера, талант Есенина признают все. Поэта знают и любят не только в русскоговорящих странах, но и далеко за их пределами.
После себя он оставил солидное наследие, которое повлияло на дальнейшее развитие лирических жанров.
Жизнь и творчество после Октябрьского переворота
В 1918 году Есенин вновь вернулся в столицу. Происходящее здесь несколько разочаровало его: в Москве царила некоторая анархия, а в литературных салонах толпилась публика, далекая от понимания высокой поэзии. Однако, несмотря на это, поэт издает очередной сборник стихотворений «Голубень», в который вошли произведения, написанные за 1-2 года до революции.
В это же время молодой человек, подающий явные литературные надежды, был представлен А. Мариенгофу и В. Шершеневичу. Найдя точки соприкосновения, они создают новый литературный кружок – «Орден имажинистов». В него вошли лирики, предпочитавшие поражать воображение читателя искусно созданными образами и меткими метафорами.
Начало 1920-х годов можно считать самым плодотворным периодом в жизни поэта. Из печати с минимальным перерывом вышли 4 его книги: «Трерядница», «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая» и поэма о Пугачеве. Также будущий классик русской поэзии имел непосредственное отношение к изданию коллективных поэтических сборников имажинистов и участвовал в открытии принадлежавших им типографии и творчески-богемного кафе, названного в честь знаменитого Пегаса. В свободное время Сергей даже работал продавцом в книжном магазине «Ордена».
В 1921 году поэт всецело отдался тяге к путешествиям. Вместе с преданным другом Блюмкиным он побывал на Урале, в Оренбургской области и в Средней Азии. В последнюю Есенин просто влюбился. Согласно мемуарам современников, поэт с удовольствием читал свои произведения в домах образованных жителей Ташкента, регулярно посещал чайханы и старый город и ездил на осмотр древних достопримечательностей в Самарканд. Ему очень нравились живописная восточная природа, особое мировоззрение местных жителей, узбекская поэзия и мелодии.
Вернувшись из путешествия, в том же году молодой человек познакомился с музой всей своей жизни – балериной из США Айседорой Дункан. Вместе с ней тонко чувствующий лирик посетил многие европейские страны: Италию, Германию, Бельгию, Францию, а также северноамерианский континент. Однако после возвращения в СССР брак двух оригинальных людей быстро распался.
Интернет продюсер
Уголовная статистика показывает, что в уличных хулиганских нападениях чаще всего замешаны юноши и подростки, а также молодые люди в возрасте до 22, редко до 24 лет. Обычно хулиганская группа состоит из 2 — 7 человек разного возраста, причем, чем больше в ней молодежи, тем многочисленнее группа. Как правило, в ней выделяются от одного до трех лидеров — более старших, физически развитых, дерзких и опытных, именно они играют первую скрипку в нападениях. Остальные могут на первых порах вести себя более или менее пассивно. Лидеры являются, так сказать, цементом, скрепляющим группу: если одного — двух таких мгновенно вырубить, группа, как правило, разбегается. Случается, что истинный лидер держится в тени, выдвигая на первый план «бойцов». Такой тип может подать сигнал к отступлению и побежать первым, если жертва успешно защищается, а может и напасть исподтишка, пока Вы разбираетесь с «бойцами». Впрочем, группа, состоящая из малолеток, может быть и не чисто хулиганской, они могут промышлять гоп-стопом. Хотя для Вас разница не велика, В любом случае, такая разновозрастная группа должна вызвать у Вас подозрения и обострение внимания.
Хулиганье предпочитает нападать на слабых. Как правило, практический опыт «вычисления» потенциальной жертвы у них есть. Чем скромнее, безобиднее и интеллигентнее выглядит человек, тем больше у него шансов стать объектом нападения шпаны. Лакомым кусочком для хулиганья также будет женщина или подросток. Вызывающий, агрессивный вид, подчеркнутый социальный статус «хозяина жизни» существенно снижает опасность. Но только снижает, а не исключает полностью, так как имеется категория хулиганов, для которых «опустить» подобный объект доставляет особое удовольствие.
Поведение жертвы перед нападением роли не играет. Оно может быть нейтральным или даже дружелюбным, но для хулигана главное не поведение жертвы, а сам факт ее существования.
Для хулигана одним из важнейших оснований для нападения является непохожесть жертвы на него. Это может быть национальная или расовая принадлежность жертвы, а может быть и ее принадлежность к определенным социальным группам. В последнем случае чаще всего это либо беззащитные низы, либо интеллигенция, либо те или иные молодежные группировки. Например, в 80-е годы прошлого века группы подмосковных хулиганов (большинство из них были из города Люберцы, поэтому их общее название «любера») приезжали в Москву бить хиппи. Попутно доставалось молодым москвичам вообще.
К примеру, в 50-е годы, когда основная масса населения жила голодновато, объектом «внимания» частенько ставились полные люди, и не только подростки, но и взрослые. Признаками принадлежности к презираемой касте интеллигентов для шпаны 30 — 50-х годов были очки или шляпа. Помните, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Милославский (вор) говорит Бунше: «Задавлю, шляпа!» Хотя фильм вышел на экран в 1971 году, фраза эта пришла из 30-х годов, когда М. Булгаков написал пьесу, по мотивам которой был поставлен фильм. Причем, хулиганская враждебность к какой-то группе людей всегда рано или поздно превращается во враждебность ко всем «не таким, как я».
Например, вражда к выходцам с Кавказа переходит в акции против всех «нерусских» вообще, а драки между, скажем, группами футбольных фанатов — в хулиганские выходки против всех тех, кто не носит цвета любимой команды. Вспомните побоище, которое устроили фанаты на Охотном Ряду, массовые беспорядки во время футбольных матчей в Западной Европе, акции антиглобалистов — примеры можно продолжать почти бесконечно.
Типичное хулиганское нападение, как правило, имеет двухфазную структуру, Оно очень редко начинается с того, что к Вам подходят на улице и без слов дают по морде. Хулиганской личности необходимо, своего рода, оправдание собственных действий, как бы бредово это «оправдание» ни выглядело в глазах нормального человека, Диапазон таких оправданий самый широкий. На одном полюсе — «неуважение», которое, якобы, проявила жертва по отношению к хулигану. А вот хулиганская группа подростков, разоблаченная в начале 90-х годов в Москве, убивала бомжей, чтобы «очистить родной город» (подлинные слова одного из них на суде).
По материалам журнала «Боевое искусство планеты».
БезопасностьОбществоСемья и ДетиСовет
Шаганэ ты моя, Шаганэ!..
Шаганэтымоя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому что я с севера, что ли?
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Трагический финал
Одним из последних его произведений стала поэма «Страна негодяев» в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С.А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой. Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прерывавает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице «Англетер» Сергея Есенина убивают инсценировав самоубийство.
Имажинизм
Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев»-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.
Автобиография Есенина от 14 мая 1922 г.
Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии. Рязанского уезда. Кузьминской волости. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду.
Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь. Он так будет крепче». Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и. чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки. Две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку.
Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя, и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую, шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Методика и дидактика мне настолько осточертели, что я и слушать не захотел. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».
осемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба, которая продолжается и посейчас несмотря на то, что мы шесть лет друг друга не видели. Живет он сейчас в Вытегре, пишет мне, что ест хлеб с мякиной, запивая пустым кипятком и моля бога о непостыдной смерти.
За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны в сторону. Россию я исколесил вдоль и поперек, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, Персии и Индии. Самое лучшее время в моей жизни считаю 1919 год. Тогда мы зиму прожили в 5 градусах комнатного холода. Дров у нас не было ни полена. В РКП я никогда не состоял, потому что чувствую себя гораздо левее. Любимый мой писатель — Гоголь. Книги моих стихов: «Радуница», «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Трерядница», «Исповедь хулигана» и «Пугачев». Сейчас работаю над большой вещью под названием «Страна негодяев». В России, когда там не было бумаги, я печатал свои стихи вместе с Кусиковым и Мариенгофом на стенах Страстного монастыря или читал просто где-нибудь на бульваре. Самые лучшие поклонники нашей поэзии проститутки и бандиты. С ними мы все в большой дружбе. Коммунисты нас не любят по недоразумению
За сим всем читателям моим нижайший привет и маленькое внимание к вывеске: «Просят не стрелять!»
Не жалею, не зову, не плачу…
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
О России
Родина в творчестве Есенина занимает главное место. Идея любви к стране, ее природе, людям, деревне, селу красной нитью проходит через все его произведения. Одно из самых важных произведений в его творчестве на эту тему – «О Русь, взмахни крылами». В нем поэт не только описывает природу страны, но и пишет о том трудном историческом пути, который она прошла на протяжении своего существования. Автор верит в светлое будущее страны, он надеется на лучшую судьбу и говорит, что русский народ справится с любыми испытаниями.
То, как представлена Родина в творчестве Есенина, — это, пожалуй, самая важная часть школьного урока по изучению поэзии автора. Еще один знаменитый стих на данную тему – произведение «Руси». В нем поэт оживляет природу и подчеркивает ее таинственность и загадочность, в которых, по его мнению, заключается все ее очарование.