Сергей есенин ~ я спросил сегодня у менялы… (персидские мотивы) (+ анализ)

Сергей есенин - я спросил сегодня у менялы: читать стих, текст стихотворения полностью - классика на рустих

Литературное направление

Литературное направление однозначно у поэмы не определяется, по времени создания и новаторским приемам это произведение ближе всего к модернизму, но некоторые его характеристики присущи и другим направлениям. К ним относятся:

  • мистический реализм — нет сомнений в реальности страдающего персонажа, но его видения имеют необычный и даже мистический подтекст, а жизненные подробности описаны в грубой форме;
  • романтизм — ощущается в описании чувств поэта и затронутых темах, свойственными этому направлению (внутренние противоречия, одиночество, смерть);
  • экзистенциализм — прослеживается в тот момент, когда персонаж находится в пограничном состоянии, то есть пьяный лишается сознания, вызывая свою настоящую сущность, которой тошно от образа жизни поэта.

Образы и символы

В поэме присутствуют два главных персонажа, равных по значимости. Первым является лирический герой, прототипом которого становится сам автор. Второй же — чёрный человек, отражающий либо сущность поэта, либо дух и виде́ние.

Литературоведы склоняются к тому, что нельзя приравнивать лирического героя к автору. Но стоит отметить, как много автобиографичных деталей присутствует в произведении. В нём есть упоминания и об Айседоре Дункан, и описание «желтоволосого с голубыми глазами» из Рязани. Когда поэт прочитал строки поэмы своим друзьям, те сразу поняли, что Есенина срочно нужно спасать.

Нельзя утверждать точно, что Сергей Александрович страдал раздвоением личности. Образ в стихотворении можно рассмотреть с двух сторон: с одной — это альтер эго писателя, которое разрушает его изнутри, с другой — разыгравшееся воображение поэта, обусловленное продолжительной депрессией и большим количеством алкоголя.

История создания

Как и сама поэма, история создания произведения достаточно мрачная. Первый вариант поэмы появился еще в 1923 году, однако он был и слишком большой, и слишком тяжелый для восприятия. Есенин решил сократить ее, но депрессивность и глубина страдания, воплощенные в поэтической форме, все равно поражают.

По словам его жены, Софьи Толстой, когда он в первый раз прочитал ей эту поэму вслух, женщине показалось, что у нее просто разбилось сердце. Остается загадкой, почему Есенин решил уничтожить черновые наброски, написанные еще в Америке, и значительно сократить произведение.

Проблемы с алкоголем и затянувшаяся депрессия беспокоили и жену, и других близких людей поэта, но вытянуть его из этого состояния ни у кого не получалось. Есенин очень переживал, что его тонкий лиризм не нужен новой России, что советская власть ждет от него революционных маршей. Разрыв с Айседорой Дункан также наложил свой тяжелый отпечаток на его настроение и эмоциональную атмосферу “Черного человека”, который был завершен в 1925 году.

Опубликовали поэму уже после смерти Есенина – в 1926 году она вышла в журнале “Новый мир”.

Композиционные особенности

Поэма построена в виде театральной композиции, в которой отражаются две сюжетные линии, переданные диалогами. Первая линия — разговор лирического героя с воображаемым другом, который всё время молчит. Вторая линия — диалог с чёрным незнакомцем.

Также произведение можно разделить на 3 смысловые части, каждая из которых плавно перетекает в другую. Композиция поделена таким образом:

  1. Завязка. Внутренние переживания героя, первое появление черного незнакомца.
  2. Кульминация. Лирический герой понимает, насколько сильно мешает ему существовать появляющийся образ. Он решает покончить с ним раз и навсегда.
  3. Развязка. Лирический герой стоит один в пустой комнате.

Анализ стихотворения С.Есенина «Черный человек»

С.Есенин часто думал о смерти, что в полной мере отобразилось в его творчестве. Конечно, он не описывал трагичный уход, но понимал, что так и не стал полноценным членом общества. Поэт был, как будто, из другого времени и мира, ему сложно было вписаться в общество. Окружающие были чужими и рано или поздно поэт знал, что необходимо покинуть это общество. Произведение «Черный человек» посвящено смерти, именно в этом образе автор видел свою погибель. Первый вариант стихотворения был мрачным и страшным.

Прочитав его, люди впадали в печаль и унынье. С.Есенин дорабатывал поэму несколько лет, а окончательный вариант увидел свет только после его трагической кончины. В произведении автор говорит о своей болезни, но он не имеет в виду физическое состояние, это душевная боль. Болезнь пытается залечить алкоголем, но это только усугубляет ситуацию.

Черный человек не дает ему уснуть, все время приходит ночью. В этом образе Есенин смог соединить все свои душевные страхи и ужасы бытия. Приход этого героя говорит о скорой кончине, это ангел смерти. Именно ночной гость говорит поэту сокровенные вещи, о которых сам он говорить не желает. Они ночью говорят о бессмертии, что возможно достичь только через страдания и лишения.

Черный человек не только беседует с поэтом, но и читает книгу, в которой описана судьба незнакомца. Жизненный путь этого героя и есть жизнь поэта, непростая, изломанная и с трагическим концом. Ночной гость говорил о будущем. Таким образом, выступая пророком, все это мучает автора. Есенин даже ударил незваного гостя, но это не принесло даже облегчения.

Развязка произведения необычна, оказывается черный человек и есть сам автор. В состоянии алкогольного опьянения он разговаривает перед зеркалом сам с собой. Разбив отражающую поверхность, поэт остался сам и осознал горечь ситуации. Виновницей происходящего становится ночь, именно в это время и происходит колдовство.

Сочинения по темам:

  1. Сочинение по картине Малевича «Черный квадрат» Пользуясь, случаем хочу передать привет нашему министерству образования, которое заставляет детей сочинять описания картин, а так же отдельный привет моей.
  2. Анализ стихотворения Есенина «Пушкину» Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Я положил к твоей постели» Практически сразу же после переезда в Москву юный Сергей Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая вскоре становится его гражданской супругой.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Я спросил сегодня у менялы» В 1924 году Сергей Есенин побывал в Азербайджане, в результате чего появился цикл лирических произведений под общим названием «Персидские мотивы».
  5. Анализ стихотворения Есенина «В этом мире я только прохожий» В своих последних произведениях Сергей Есенин нередко затрагивал тему жизни и смерти, так как предчувствовал, что его дни сочтены. Автор.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Мои мечты» Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо.
  7. Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали» Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения С.Есенина «Черный человек»

Коротко о сюжете

Стихотворение имеет форму письма-обращения Сергея матери, некоторые называют стих «Ответ матери» и он наиболее точно передаёт суть строф.

Произведение начинается с обращения к матери-старушке:

Сергей пишет, что нежно чувствует её любовь, горд этим, но ему не передать и капли той жизни, которой он живет в Москве (кстати, стих пишется на юге во время последней поездки Есенина по южным пределам СССР).

Есенин старается представить мать в эту снежную зиму и видит, как она представляет сына под окном своей избы. Для матери Сергей навсегда останется ребенком-сорванцом, который:

Далее Есенин жалуется на бессонницу, рядом с которой живет пение метели в трубе, а кровать становится похожа на узкий гроб. В строках хорошо заметно одиночество поэта, даже после своей смерти он не видит за гробом ни жены, ни друга. Эти же строки повторяются в самой концовке, показывая, что они являются доминантой стихотворения.

В шестой строфе есть и объяснение разгульного образа жизни:

По версии первоисточника, кабак является для Сергея противовесом холодному миру, сердца которого не растопить и в триста солнц… А может это оправдание?

Стихотворение «Ответ» является попыткой Есенина на примере разговора с матерью показать своё одиночество и душевные страдания. Стих открывает нам любовь автора к весне и к разливу, как символу жизни, но бытие упирается в зимнюю метель, вой ветра в труде и образ узкого гроба.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черный человек.История создания – поэма была задумана поэтом еще во время зарубежных поездок, когда он чувствовал острую тоску по Родине, а завершена в 1925 году, в год его смерти.

Тема – на самом деле их несколько. Есенин в этом произведении выражает разочарование в себе, в любви и в творчестве, немалая часть поэмы отведена его излишнему увлечению алкоголем.

Композиция – она построена на диалогах и больше напоминает пьесу.

Жанр – лироэпическая поэма.

Стихотворный размер – дольник.

Метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица”.

Эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники”.

Олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?”.

https://youtube.com/watch?v=aF98j0yHez4

Тема

Основной смысл произведения – разочарование. Поэт остро ощущает свое ничтожество и хочет посмотреть на себя со стороны, используя образ человека в цилиндре. Что же видит это человек? Алкогольный кошмар, разочарование в любви – кажется, что Есенин ошибался не только в своей Айседоре, но и в собственных чувствах к ней. Наконец, он разочарован и в творчестве, считая, что лирика его годится только для обольщения девиц.

“Черный человек” трактуется также как попытка облегчить душу перед тем, как уйти в мир иной. Второе я лирического героя говорит о нем ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Таким образом стих является его публичным покаянием. Он чувствует себя иссушенным и оставляет по себе такую своеобразную память.

Вариант 2

Персидские мотивы – цикл поздних стихотворений Есенина, который был создан под воздействием путешествия на Кавказ и по территории Средней Азии. Как писал сам автор, этот цикл давался ему легко и приятно, он не часто мог писать так много и продуктивно. Помимо этого Сергей Александрович отмечал общую тему этих стихов, которые говорили о счастье и его быстротечности.

Есенин не ездил в Персию, поэтому его образ «голубой страны» является по большей части собирательным, представляет собой своеобразный культурный слепок, который формируется на основе сведений из Корана и восточных сказок, рассказов путешественников и распространенных образов, сочиненных метафор и даже грез. Поэт не претендует на фактологическую достоверность, более того он часто перемешивает содержание, описывающее далекую страну со своими бытовыми подробностями. К примеру, в «Голубая и веселая страна» он вкрапляет детали диалога с маленьким ребенком, дочкой своего приятеля-издателя Чагина, в «Шагане..» он говорит о своих северных корнях.

Таким образом, в каком-то смысле этот цикл представляет собой своеобразный диалог культур. Тут довольно символично выглядит стихотворение о Босфоре, тогда как сам Есенин предстает как своеобразный Босфор, который соединяет собой восточную и западную культуры. Именно в сознании самого поэта и пролегает эта граница между его пониманием другой страны и изначально северными корнями, которые обуславливают собственный отпечаток.

Подтверждение факта о диалоге культур также наблюдается и в наличии в этих стихотворениях исторических фигур, которые являются фактически репрезентативными образами Востока наиболее известными для есенинской поры. Сергей Александрович упоминает Магомета, Хаяма, Саади, Фирдуоси, а, помимо этого, есть и фольклорные образы, к примеру, Шехерезада. Таким образом, поэт, который на протяжении практически всего своего творческого пути представлял некую исконную русскость, начинает диалог с представителями традиционной восточности, если возможно так выразиться.

Поэт также стремится усвоить и передать мудрость Востока, он даже структурно строит некоторые свои стихотворения по примеру типичных восточных произведений, таких как, например, рубаи. Мотив понятой жизненной мудрости, полученного опыта, который имеет ценность на все времена, является основным в этом цикле.

Анализ стихотворения Персидские мотивы по плану

В чем смысл?

Введя в книгу двойника, который, по задумке писателя, наговаривает о лирическом герое самые ужасные вещи, поэт обличает все свои пороки. А. С. Пушкин как-то писал о трудности прилюдно исповеди, и, хочется сказать, что Есенину удалось до конца выразить свою искренность в этом деле, несмотря на сложность. Он не пожалел ни любви, ни творчества, ни себя самого. Смысл поэмы «Черный человек» в попытке облегчить душу перед смертью. Автор верил лишь в одного бога – искусство, поэтому ему он и преподнес последнее покаяние.

Душа его была выжжена, как поле, которое он хотел рассказать Шагане. Он по очереди надругается над всем, что ему дорого, и опустошает сердце, не хочет больше чувствовать боли и разочарования. Творчество его иссушило, бурная жизнь сожгла, ведь он жил за троих – так много в его судьбе было впечатлений. Но он не ушел бесследно, в последние строки он вдохнул всю свою сущность, придав ей бессмертие.

Основные проблемы

Смысл «Черного человека» Есенина — изобразить все грани своего внутреннего слома через диалог с персонажем, который стремится обесценить все достижения поэта, вызвать в нем сомнения и колебания в правильности той прожитой жизни. Этот разговор показывает бесконечный трагизм поэта, спрятавшегося за образом якобы счастливого человека, но внутренне угнетенного чувством страшного одиночества. Такое состояние усугубляется прошедшей юностью, на смену которой зрелость пока не пришла, конфликтом с революционными властями, склонностью к саморазрушению.

Критический взгляд автора на себя со стороны, вылившийся в полное разочарование — главная тема поэмы. Образ человека, явившегося бессонной ночью к лирическому герою, не является олицетворением зла или смерти, а должен помочь осознать главному персонажу, как он живет, посмотреть на себя со стороны. Есенин разочарован в своем творчестве, считает, что его стихи годятся только для обольщения прыщавых барышень.

Развенчание любви выражается в сарказме при описании сорокалетней женщины, которая казалась автору девчонкой, но он осознает, что если и был влюблен, то лишь в придуманный образ. Есенина постигло разочарование и в своей страсти, и в возлюбленной. Проблема алкоголизма и пограничного состояния поэта заключается в неспособности понять, что же так мучает и сводит его с ума: чувство, что он уже на грани, или пьяные галлюцинации.

Тема двойничества или раздвоения личности нередко встречается в литературе. Лирический герой Есенина видит свое отражение, как человека, воплотившего его наихудшие черты. Через его пороки автор показывает, сколько грязи окружало в жизни главного персонажа.

Персидские мотивы — о чём написаны стихи? (Есенин С. А.)

«Персидские мотивы» — небольшой сборник стихотворений С. Есенина, написанный в период 1924-1925 г., посвящён теме Востока. Поэт путешествовал по Кавказу, Азербайджану, Узбекистану, и в его лирике, улавливаются нотки восточной поэзии, в которых упоминается Персия. Но, из-за политической обстановке в стране, поэту так и не удалось там побывать.

Восток, Есенин просматривает глазами европейца, дружественно и уважительно настроенного к традициям, и нравам других народов.

Персидский «колорит» стихов, тесно переплетается с экзотикой: чайханой, шафраном, пряностями, восточными красавицами.

С большим мастерством поэт описывает красоту и прелести вечернего шафранового края, в котором: » тихо розы бегут по полям», пронзительно слышится «запах олеандра и левкоя», а «в саду поют соловьи».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

И в то же время Есенин, мысленно возвращается к широким рязанским раздольям с огромной луной, к шелесту волнистой ржи, к девушке с севера, необычайно похожую на красавицу Шаганэ.

Ностальгические нотки звучат в таких строках: «Мне пора обратно ехать в Русь, Персия! Тебя ли покидаю? Навсегда ль с тобою расстаюсь, из любви к родимому мне краю».

В «Персидских мотивах» большинство строк посвящено теме любви, и к естественному влечению двух сердец. Поэт не примерим к чёрной чадре, унижающей достоинство женщины. Лирический герой в его мотивах, грустит, тоскует по любимой, и для него ревность, не глупая страсть, а красивое страдание. Поэт создаёт гармонию природы, любви, и любящих сердец. Читая строки, улавливается дух восточной поэзии и её общий стиль.

Любовь для поэта — чувство горячее, жаркое, безраздельное словно «кипяток сердечных струй». Его герой любит самозабвенно, до конца, и без остатка.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Утро Никитина (5 класс) Поэтическое творчество И. С. Никитина — это отражение личного отражения к природе, изображение быта, уклада простого народа, его мыслей в реалистичном виде.
  • Анализ стихотворения Зине Некрасова После того, как Николай Некрасов пережил долгий и бурный роман, соединив себя узами с замужней Авдотьей Панаевой, он решает вступить в законные отношения, когда ему исполнилось 50 лет
  • Анализ стихотворений Майкова
  • Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье «Я помню чудное мгновенье» – известное стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил своей Музе – красавице Анне Керн. В стихотворении описаны реальные эпизоды из жизни писателя.
  • Анализ стихотворения Полевые цветы Бунина 3, 8 класс Из многих стихотворений И. А. Бунина, посвященных пейзажной лирике, наиболее глубокие философские размышления представлены в произведении «Полевые цветы».

Тематика и проблематика

  1. Экзистенциальное одиночество. Лирический герой изнутри терзает себя мыслями. Он страдает не от одиночества, а от ненужности обществу. Поэта никто не может понять, но он всё равно продолжает тщетные попытки «докричаться» до друга. Однако к нему приходит только чёрный человек, который становится отражением его страданий. Именно в этом заключается трагизм произведения.
  2. Двойничество. Утомлённый страданиями поэт порождает в своём сознании тревожный образ. Трагизм поэмы заключается в том, что внутри одного человека живут сразу две сущности. Как бы это странно ни звучало, но одна старается всеми силами помочь другой. Герой стихотворения пытается вытащить наружу все пороки Есенина, всю его грязь. Поэту остаётся либо принять эту помощь, либо отвергнуть её. Возможно, именно он является тем единственным другом, до которого пытался докричаться автор.
  3. Душевная болезнь. Герой мучается от своих мыслей. Он не может ни есть, ни спать, ни нормально существовать. Виной этому является чёрный образ, который омрачает последние светлые моменты в жизни поэта. Автор верит в искреннюю любовь, в творчество и счастье, но всё это давно перечеркнул приходящий к нему человек.
  4. Постоянное притворство, игра на публику. Общество привыкло видеть лирического героя весёлым, вечно распевающим свои песни и посещающим кабаки. Однако никто не знает, что на самом деле творится в душе автора.
  5. Пограничное состояние. Герой понимает, что от глубокого самоанализа он скоро сойдёт с ума. Вдруг наступает озарение, которое помогает поэту увидеть себя со стороны. То, что удалось узреть, окончательно опечалило его.
  6. Разочарование. Герой разочаровался во всём, в чём раньше видел счастье. Любовь, творчество, родина — всё это обесценено. Даже личные переживания автора воспринимались им пустой тратой времени.

Анализ стихотворения «Я спросил сегодня у менялы» Есенина

«Персидские мотивы» — цикл стихотворений Сергея Александровича Есенина, созданный за год до смерти. В него входит и произведение «Я спросил сегодня у менялы».

Стихотворение написано в 1924 году. Его автору в эту пору 29 лет, он известнейший поэт, путешествует по советским Грузии и Азербайджану, публикуется в местных газетах. Там он знакомится с учительницей Шаганэ Тертерян. Ей было 25 лет, уже вдова, мать маленького сына. Он относился к ней с нежностью, она – дружески. Большинство стихотворений цикла поэт читал Шаганэ лично. По жанру – любовная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 6 строф. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам автор, поместивший себя в гущу восточного базара. Первые строфы – это вопросы лирического героя к меняле. Последние – ответы на заданные вопросы. Интонация и общий строй стихотворения с восточным колоритом. Поэт следовал традициям персидской поэзии классического периода. Множество повторов способствуют музыкальности произведения, его сходства с песней. Самые распространенные анафоры: я спросил, как сказать, о любви, поцелуй. Есть и эпифора: прекрасной Лалы. Нужно отметить, что это имя (означающее, кстати, «тюльпан») было выбрано автором основным для идеальной возлюбленной всего цикла. Загулявший лирический герой вновь спешит менять деньги. За банкноту в полтумана он получает «по рублю». Он решает взять у дельца уроки персидского. Интересуют героя только три слова: люблю, поцелуй, моя. Причем, герой уверен, что названные слова звучат «нежно», «ласково». Меняла же отвечает кратко, по сути: не слова, а горящие взоры да вздохи, сорванные без разрешения поцелуи да руки, сбрасывающие чадру (покрывало, окутывающее всю фигуру женщины с головы до ног). Так разрушаются представления о восточной строгости в отношениях. Язык стихотворения пряный, с пышными эпитетами и сравнениями: прекрасной, легче ветра, как яхонты (рубины и сапфиры), тише Ванских струй, красной розой. Метафоры: лепестками тая на губах, глаза горят, в сердце робость притая. Инверсия: и ответил меняла. Россыпь тавтологических повторов, множество строк, построенных на отрицании: не имеет, не требуют, не надпись.

Лирической героиней «Персидских мотивов» С. Есенина стала молодая учительница Ш. Тертерян. Само произведение «Я спросил сегодня у менялы» было положено на музыку композитором В. Юровским.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

“Персидские мотивы” Сергея Есенина

Грузия, Азербайджан, Кавказ – Восток, сильно полюбившийся Сергею Есенину. Сверкающие девичьи очи, народные инструменты и пения – восточный колорит, оказавшийся столь близким для поэта. Неосуществимая мечта побывать в Персии и случайное знакомство со школьной учительницей, Шаганэ Тальян, — всё это способствовало появлению на свет удивительно чувственного цикла “Персидские мотивы”.

Именно дружеские отношения, связывающие Сергея Есенина и Шаганэ Тальян, подтолкнули поэта на создание прекрасных лирических стихотворений. Эта армянская девушка вдохновляла Есенина (он был буквально сражен её красотой при первой встрече), она помогла ему раскрыть характер многих восточных женщин, став их прообразом. Более того, Шаганэ Тальян стала не только музой, которой были посвящены такие произведения, как “Никогда я не был на Босфоре”, “Ты сказала, что Саади целовал лишь только в грудь”, но и была опорой для поэта, девушкой, которой он поверял свои желания, переживания и мысли. В стихотворении “Шаганэ ты моя, Шаганэ” Есенин не только признается лирической героине в любви, но и открывает душу, доверяя ей всё самое сокровенное. Он делится с Шаганэ воспоминаниями о родине, столь любимой и дорогой ему. Воспевая своеобразие восточных стран, восхищаясь их сказочностью и таинственностью, поэт не может перестать тосковать по родному краю. Более того, сравнивая Восток и Север, Есенин подчеркивает, что “как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий”, тем самым давая понять, что для поэта нет места милее родного дома, да и “луна там огромней в сто раз”. Сравнивая “волнистую рожь” с цветом своих волос, Есенин еще прочнее связывает себя с родными рязанскими полями, а фраза “я готов рассказать тебе поле”, равносильная выражению “я готов открыть тебе душу”, показывает не только степень доверия поэта к Шаганэ, но и открытость, страсть и темперамент русской натуры.

Все же некоторые воспоминания причиняют ему боль. Поскольку Есенин верит Шаганэ, то признается ей в том, что на Севере есть девушка, которая “может, думает обо мне”, девушка, которую даже на востоке он не может забыть, девушка, всё ещё волнующая и тревожащая душу поэта.

Робкая, застенчивая и скромная Шаганэ была отрадой для Есенина, но даже эта очаровательная девушка не пробудила в нем столь сильную любовь, какую он испытывает к дому (хотя в любви поэта к родине есть нечто болезненное). Насладившись загадочностью Востока и исполнив свою мечту, Есенин желает возвратиться домой, к Северу, к девушке, которой он, возможно, “захочет рассказать поле”. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Нападки критики

Критики называли стих «творческим беспутством», а в газете «Правда», рупоре того времени, написали:

Произведению не помогли даже строки в сторону возвышения революции:

К 1924 году у Есенина уже сложился определенный образ бунтаря, и власть не могла ему доверять. Покровительство некоторых держателей советской власти становилось все более формальным, Сергея Александровича всё реже гладили по головке и все чаще оставляли у порога дверей госучреждений.

Критики на этом стихе заработали немало премий, но настоящие ценители творчества Есенина разглядели в строках открытую душу поэта и человека.

Полный текст

Старушка милая,Живи, как ты живешь.Я нежно чувствуюТвою любовь и память.Но только тыНи капли не поймешь —Чем я живуИ чем я в мире занят.

Теперь у вас зима,И лунными ночами,Я знаю, тыПомыслишь не одна,Как будто ктоЧеремуху качаетИ осыпаетСнегом у окна.

Родимая!Ну как заснуть в метель?В трубе так жалобноИ так протяжно стонет.Захочешь лечь,Но видишь не постель,А узкий гробИ — что тебя хоронят.

Как будто тысячаГнусавейших дьячков,Поет она плакидой —Сволочь-вьюга!И снег ложитсяВроде пятачков,И нет за гробомНи жены, ни друга!

Я более всегоВесну люблю.Люблю разливСтремительным потоком,Где каждой щепке,Словно кораблю,Такой простор,Что не окинешь оком.

Но ту весну,Которую люблю,Я революцией великойНазываю!И лишь о нейСтрадаю и скорблю,Ее однуЯ жду и призываю!

Но эта пакость —Хладная планета!Ее и в триста солнцПока не растопить!Вот потомуС больной душой поэтаПошел скандалить я,Озорничать и пить.

Но время будет,Милая, родная!Она придет, желанная пора!Недаром мыПрисели у орудий:Тот сел у пушки,Этот — у пера.

Забудь про деньги ты,Забудь про все.Какая гибель?!Ты ли это, ты ли?Ведь не корова я,Не лошадь, не осел,Чтобы меняИз стойла выводили!

Я выйду сам,Когда настанет срок,Когда пальнутьПридется по планете.И, воротясь,Тебе куплю платок,Ну, а отцуКуплю я штуки эти.

Пока ж — идет метель.И тысячей дьячковПоет она плакидой —Сволочь-вьюга.И снег ложитсяВроде пятачков,И нет за гробомНи жены, ни друга.

1924 год.

Стихотворение Сергея Есенина «Ответ» написано в 1924 году, без малого за год до смерти поэта, и было негативно воспринято критикой того времени. По сути это стихотворение является письменным ответом матери на её заботы и волнения, в котором открывается душа автора и заметно его отношение к событиям в жизни и стране.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: