Стихотворение-упрёк Гумилёву
Анализ не предполагает погружение в пучины отношений Анны и Николая, но пройти мимо этого совсем нельзя, так как стихотворение написано на волне разрыва брачных уз. Ахматова не слишком любила Гумилёва на старте отношений, не стало это чувство глубже и после венчания. Вместе с тем Анна была верна и при совместной жизни не ревновала мужа, а он был очень ревностным – ревнуя жену не только к мужчинам, но и к творчеству.
На момент знакомства имя Гумилёва уже было на слуху, Ахматова приобрела популярность уже став женой. Николай видел её не поэтессой, а домохозяйкой, которая должна была положить себя на алтарь замужества. Анна с этим не соглашалась, она отчасти жила семьёй, отчасти поэзией. Постоянные распри привели к расставанию, хотя в тот момент Гумилёв поступил некрасиво, оставив Анну с маленьким ребёнком на руках.
Анна Ахматова: стихи о природе
«В саду»
Калитку в милый сад,
Где клен, и дуб, и ясень,
Гуляя наугад,
Уж распахнула осень.
Там шпат прекрасный мой —
Серебряное диво —
И тополь золотой
В наряде горделивом.
Как будто под листвой
Огонь незримый зреет,
Там рыжей чешуей
Шиповник пламенеет.
Но осень так скромна,
И от избытка силы
Под холодом она
Огонь свой затаила.
«Вот она, плодоносная осень!..»
Вот она, плодоносная осень!
Поздновато ее привели.
А пятнадцать блаженнейших весен
Я подняться не смела с земли.
Я так близко ее разглядела,
К ней припала, ее обняла,
А она в обреченное тело
Силу тайную тайно лила.
«Небывалая осень построила купол высокий…»
Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда провалились студеные, влажные дни?
Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней.
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник.
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось — сейчас забелеет прозрачный подснежник…
Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.
«Три осени»
Мне летние просто невнятны улыбки,
И тайны в зиме не найду,
Но я наблюдала почти без ошибки
Три осени в каждом году.
И первая — праздничный беспорядок
Вчерашнему лету назло,
И листья летят, словно клочья тетрадок,
И запах дымка так ладанно-сладок,
Все влажно, пестро и светло.
И первыми в танец вступают березы,
Накинув сквозной убор,
Стряхнув второпях мимолетные слезы
На соседку через забор.
Но эта бывает — чуть начата повесть.
Секунда, минута — и вот
Приходит вторая, бесстрастна, как совесть,
Мрачна, как воздушный налет.
Все кажутся сразу бледнее и старше,
Разграблен летний уют,
И труб золотых отдаленные марши
В пахучем тумане плывут…
И в волнах холодных его фимиама
Сокрыта высокая твердь,
Но ветер рванул, распахнулось — и прямо
Всем стало понятно: кончается драма,
И это не третья осень, а смерть.
«И снова осень валит Тамерланом…»
И снова осень валит Тамерланом,
В арбатских переулках тишина.
За поулстанком или за туманом
Дорога непроезжая черна.
Так вот она, последняя! И ярость
Стихает. Все равно что мир оглох…
Могучая евангельская старость
И тот горчайший гефсиманский вздох.
Анализ стихотворения «А, ты думал я тоже такая…»
Творчество Ахматовой — сплошной чувственный букет. Всю жизнь можно проследить через поэзию, все сопоставить, найти истину и таким образом творчество превращается в жизненный дневник. И только интересующиеся люди могут понять и оценить творчество Анны Ахматовой.
Как для любой женщины, особую нишу в сердце занимает любовь и именно по этой причине произведения Ахматовой полюбились и стали очень близки именно женщинам разной возрастной категории.
Впечатления поэтессы от жизненных историй отражаются на бумаге не общими картинами, а отдельными эпизодами. Ее вдохновляли моменты, отдельные высказывания, искрометные взгляды, улыбки… И сама ситуация ей может быть совсем не интересна, но отдельные моменты в душе трансформируют и изливаются песней мучительной любви . Вот об этом стихотворение «А, ты думал я тоже такая…»
Оно о женщине, испытавшая жгучую любовь, которая вознесла на крыльях в неизведанный мир блаженства, которая поверила, растворилась и отдалась без остатка любимому человеку и точка. Это просто конец. Укрыло с головы до ног предательство, глубокое разочарование и любовь перешагнула границу и перевоплотилась в ненависть. Гордость и душевная боль закрыла разум, нет права на снисхождение, понимание и прощение. В таком чувственном облике женщина живет, но это обида и гордость , которая не дает скрыть настоящие чувства, не дает существовать .Невозможно поверить, что любви нет, это чистой воды не прощение и внутренняя боль от безысходности.
Героиня этого стихотворения — автор Анна Ахматова. Трагическая история любви, которая затрагивает отдельный промежуток времени, кусок личной жизни. Отношения между Николаем Гумилёвым, мужем Ахматовой, были сложными. Большой любви к своему будущему мужу Ахматова не испытывала, но замуж вышла. Она руководствовалась мыслью, что ей хватит на двоих любви только мужа. На мой взгляд, именно в этом суждении была главная ошибка. Хотя, как не странно, спустя некоторое время, к Ахматовой пришло чувство любви к своему мужу, но это не позволило создать крепкую и дружную семью, где взаимопонимание и взаимоуважение во главе всего. Даже рождение сына не дало возможности остановиться и сблизится супругам. Видимо, первоначальная нелюбовь Ахматовой зародило зерно равнодушия, потому что именно любовь взаимная порождает любовь на всю жизнь. Но драгоценное время ушло, его не вернуть, а результат ожидается сокрушительным. Гумилев стал постепенно отдаляться от жены, его интерес все больше и больше переходил к другим женщинам и он оставляет Анну, принося тем самым ей непередаваемую боль. Она в стихотворении изливает все то, что не сказала ему с глазу на глаз, она его проклинает и ненавидит. Это крик отвергнутой любящей женщины.
Я не такая – ответ
Тональность всему стихотворению задают строки:
Анна Андреевна в стихе обращается к Николаю и буквально кричит ему – Я не такая! По мнению автора строк, Гумилёв ждал, когда жена сама приползёт к нему на коленях и попросит о прощении, но Анна никогда на это не пойдёт! Основная причина их расставания в разных взглядах на семью – для Николая это традиционная ячейка общества с полным доминированием мужа, для Анны – это равноправие и творческая свобода. На этой почве и появилась трещина, которая превратилась в пропасть после измен Гумилёва.
Для Ахматовой муж оказался не только эгоистом, но и изменником, за что тут просить прощения, за что раскаиваться, за что приползать на коленях или возвращать мужа с помощью знахарок?
Разные взгляды на жизнь и различное понимание семьи стали для пары лезвием, которое разрезало отношения. Вся боль оставленной жены вылилась в последних строках стихотворения.
Проклятие бывшему мужу
В финале стихотворения Ахматова буквально проклинает Гумилёва за его поступок:
Она клянётся всем святым, всем что осталось чистого в жизни, что никогда не вернётся к бывшему мужу. Автор зарекается перед чудотворной иконой, ангельским садом, пламенным чадом ночей, что возврата быть не может. Вопрос уже не стоит в прощении – это полный разрыв на самой жесткой ноте!
Конечно, так сурово написать может только тот, кто сам любит и считает свою любовь попранной. Концовка строк завораживает своей энергией, своей непоправимостью, своим роковым решением – так прощаются только после смертельной обиды.
П.С. Этот стих стал во многом пророческим, так как он написан буквально за месяц до ареста и расстрела Гумилёва. Конечно, Анна Андреевна не имеет к казни отношения, скорее всего, она больно пережила расстрел, но из песни слов не выкинешь.
Анализ стихотворения «А ты думал — я тоже такая» Ахматовой
Раннее творчество Ахматовой насчитывает множество стихотворений, написанных в жанре любовной лирики. Но все они описывали несуществующие романы и не затрагивали личной жизни поэтессы. Ахматова хранила верность своему мужу – Н. Гумилеву, чего нельзя сказать о нем. Гумилев заводил множество романов. Большую роль играло чувство творческой ревности. В момент заключения брака Гумилев был уже широко известен и заслонял своей славой творчество жены. Однако довольно быстро Ахматова также стала популярной личностью, и между супругами началось скрытое соперничество. В 1918 г. Гумилев разводится с женой и оставляет ее одну с ребенком. Ахматова и так находилась в очень тяжелом положении. Поступок мужа стал для нее еще большим ударом. В 1921 г. она выразила свои чувства в стихотворении «А ты думал — я тоже такая…».
Ахматова обвиняет супруга в безграничном эгоизме. Бросив жену с ребенком, он поставил ее в абсолютно беззащитное положение перед новой властью. Поэтесса подозревает, что Гумилев хотел почувствовать свое мужское превосходство и добиться слез и просьб о прощении. Самодовольный мужчина, вероятно, строил фантастические предположения о том, как бывшая жена постарается вернуть его назад. По его мнению, слабая женщина может прибегнуть к помощи шарлатанов и гадалок. Такое поведение было характерно для российского общества в смутные годы начала XX века.
Но Ахматова уже испытала на себе тяжелые страдания. Она забыла о том безмятежном времени, когда могла рассчитывать только на женскую слабость. Революция заставила ее расстаться с мечтами о справедливости и сделала значительно сильнее. В гневе она проклинает своего бывшего мужа. Поэтесса клянется самыми дорогими и священными для нее вещами («ангельским садом», «чудотворной иконой») и даже их совместными счастливыми ночами, что никогда не унизится перед мужем и не вернется к нему.
По роковому стечению обстоятельств стихотворение стало одним из последних обращений Ахматовой к живому мужу. Оно было написано в июле 1921 г., а уже в августе Гумилев был арестован и практически сразу расстрелян. Фраза «я к тебе никогда не вернусь» стала пророческой. А проклятие в адрес мужа обернулось реальной трагедией. Сама Ахматова никак не комментировала этот эпизод, но вполне вероятно, что она тяжело его переживала. Измена мужа могла вызвать проклятие, но никак не пожелание ему смерти.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ стихотворения Ахматовой «А, ты думал я тоже такая…»
После разрыва отношений с Николаем Гумилевым Анна Ахматова мысленно продолжает вести с ним споры и диалоги, упрекая бывшего супруга не только в изменах, но и в разрушении семьи. Действительно, у поэтессы накопилось слишком много претензий к этому человеку, который сперва добивался ее любви, а затем бросил, словно игрушку. Выходя замуж за Гумилева, Анна Ахматова была уверена, что приносит себя в жертву человеку, который ее боготворит. Сама же поэтесса не испытывает к своему избраннику любви, считая, что и без этого можно построить довольно прочную и счастливую семью. Однако очень скоро ситуация кардинально меняется, так как поэтесса без памяти влюбляется в собственного супруга. Гумилев же, несмотря на рождение сына, все больше отдаляется от супруги, которую не может подчинить своей воле. Действительно, Ахматова проявляет завидное упорство в вопросах, касающихся литературы, и вскоре своей славой затмевает даже мужа, который искренне убежден, что женщина по своей природе не может быть поэтом. Естественно, принять поражение от Ахматовой он не в силах, поэтому союз двух творческих личностей оказывается обреченным.
Что бы ни говорили современные исследователи творчества Ахматовой, она до самой смерти продолжала любить своего первого супруга, хотя и признавалась, что порой на смену этому чувству приходят злость и ненависть. Ведь, оставив ее ради других женщин, Гумилев взял реванш, лишив супругу возможности сделать ответный шаг. Именно по этой причине она мысленно продолжает с ним неоконченный разговор и в 1921 году посвящает супругу стихотворение «А, ты думал – я тоже такая…». В нем Ахматова открыто обвиняет Гумилева в изменах, подчеркивая при этом, что никогда не уподобится его избранницам и не станет молить о любви.
Поэтесса знает, что искренняя любовь не может быть приворотной, поэтому отметает возможность приворожить супруга и отказывается от всех тех глупых поступков, которые нередко совершают отчаявшиеся женщины. Но и простит причиненной обиды она не в состоянии. Поэтому, обращаясь к бывшему супругу, заявляет: «Будь ты проклят». Она не догадывается, что очень скоро этим словам суждено будет исполниться. Но в тот момент, когда пишутся эти строки, Ахматова готова на все, чтобы заставить Гумилева страдать. А ее уязвленное женское самолюбие заставляет дать страшную клятву: «Я к тебе никогда не вернусь». Свое слово Ахматовой удается сдержать, но лишь по той причине, что менее чем через месяц Гумилев будет расстрелян, о чем поэтесса узнает лишь через много лет.
А ты думал — я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок —
Мой заветный душистый платок.
Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом —
Я к тебе никогда не вернусь.
От жанра до средств выразительности
Стих написан в жанре любовной лирики и имеет достаточный накал, так как слова на бумагу ложатся не только поэтессой, но и вчерашней женой героя стихотворения.
Композиция линейная, она вся состоит из одного упрека и не содержит художественного ответвления.
Рифмовка перекрестная (такая – меня – рыдая – коня), где открытые рифмы есть только в первом катрене.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (наговорная вода, гнедой конь, странный подарок, чудотворная икона, душистый платок).
- Метафоры (ангельский сад, окаянная душа, ночей пламенный чад).
За Гумилева Ахматова писала много плохого и хорошего, ибо он был частью её жизни и отцом сына. Немножечко нейтрально о Николае Анна Андреевна сказала в коротком стихе «Он любил три вещи на свете», написанном в 1910 году, когда отношения еще не были полны печали. Не пожалейте минутки на прочтение).
ТОП русской поэзии
- Анна Ахматова
- Александр Блок
- Валерий Брюсов
- Иосиф Бродский
- Иван Бунин
- Константин Бальмонт
- Зинаида Гиппиус
- Николай Гумилёв
- Сергей Есенин
- Николай Заболоцкий
- Михаил Лермонтов
- Владимир Маяковский
- Осип Мандельштам
- Николай Некрасов
- Борис Пастернак
- Игорь Северянин
- Федор Тютчев
- Афанасий Фет
- Марина Цветаева
Анна Ахматова: стихи о Родине
Прошло пять лет,— и залечила раны,
Жестокой нанесенные войной,
Страна моя,
и русские поляны
Опять полны студеной тишиной.
И маяки сквозь мрак приморской ночи,
Путь указуя моряку, горят.
На их огонь, как в дружеские очи,
Далеко с моря моряки глядят.
Где танк гремел — там ныне мирный трактор,
Где выл пожар — благоухает сад,
И по изрытому когда-то тракту
Автомобили легкие летят.
Где елей искалеченные руки
Взывали к мщенью — зеленеет ель,
И там, где сердце ныло от разлуки,—
Там мать поет, качая колыбель.
Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя!
Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.
Для мирной жизни юных поколений,
От Каспия и до полярных льдов,
Как памятники выжженных селений,
Встают громады новых городов.Май 1950
Приморский Парк Победы
Еще недавно плоская коса,
Черневшая уныло в невской дельте,
Как при Петре, была покрыта мхом
И ледяною пеною омыта.
Скучали там две-три плакучих ивы,
И дряхлая рыбацкая ладья
В песке прибрежном грустно догнивала.
И буйный ветер гостем был единым
Безлюдного и мертвого болота.
Но ранним утром вышли ленинградцы
Бесчисленными толпами на взморье.
И каждый посадил по деревцу
На той косе, и топкой и пустынной,
На память о великом Дне Победы.
И вот сегодня — это светлый сад,
Привольный, ясный, под огромным небом:
Курчавятся и зацветают ветки,
Жужжат шмели, и бабочки порхают,
И соком наливаются дубки,
А лиственницы нежные и липы
В спокойных водах тихого канала,
Как в зеркале, любуются собой…
И там, где прежде парус одинокий
Белел1 в серебряном тумане моря,—
Десятки быстрокрылых, легких яхт
На воле тешатся…
Издалека
Восторженные клики с стадиона
Доносятся…
Да, это парк Победы.1950
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку, и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
Стихи о любви и про любовь
***
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—
Внуки, братики, сыновья!
Стихи о любви и про любовь
***
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Стихи о любви и про любовь
***
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.
С самолета
1
На сотни верст, на сотни миль,
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль,
Чернели рощи кедров.
Как в первый раз я на нее,
На Родину, глядела.
Я знала: это все мое —
Душа моя и тело.
2
Белым камнем тот день отмечу,
Когда я о победе пела,
Когда я победе навстречу,
Обгоняя солнце, летела.
3
И весеннего аэродрома
Шелестит под ногой трава.
Дома, дома — ужели дома!
Как все ново и как знакомо,
И такая в сердце истома,
Сладко кружится голова…
В свежем грохоте майского грома —
Победительница Москва!