Стихотворение Ф.И. Тютчева «Близнецы» (восприятие, толкование, оценка)
1. История создания произведения.
2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
4. Особенности композиции произведения.
5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
Стихотворение «Близнецы» было написано Ф.И. Тютчевым в начале 50-х годов. Впервые опубликовано – в 1886 году. В 1857 году поэт по памяти вписал это произведение в альбом Н.В. Гербеля, поэта и переводчика. Текст этой редакции отличался от традиционной и, по мнению исследователей, явно уступал ей в художественном отношении. Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический. Основная тема – трагическая окраска лучших человеческих чувств, соседство любви и смерти.
Стихотворение развивает идею полярности и дуализма мира, прочно занявшую свое место в художественном мире Тютчева. В первой строфе поэт утверждает родство двух явлений – Сна и Смерти:
Есть близнецы – для земнородных Два божества, – то Смерть и Сон, Как брат с сестрою дивно сходных — Она угрюмей, кротче он…
Характерно, что сравнение здесь не является абсолютным: кротость и угрюмость присущи обоим этим явлениям, то есть они очень близки. Вместе с тем, они и далеки друг от друга. Это не двойники, они не повторяют друг друга, а скорее спорят. Один женского рода, другой мужского. Каждый имеет свое значение. Хоть они и совпадают, они же и враждуют.
Во второй строфе поэт обращается к другой «чете», отмечая ее обаянье для людских сердец. И в этом смысле вторая строфа как будто противопоставлена первой. Это подчеркнуто и союзом «но», стоящим вначале:
Но есть других два близнеца — И в мире нет четы прекрасней, И обаянья нет ужасней, Ей предающего сердца…
Эти стихи уже звучат иначе. Здесь мы слышим страстное утверждение губительной красоты и обаянья этой четы.
Но затем это противопоставление снимается. В третьей строфе поэт называет союз Любви и Самоубийства «кровным, не случайным». Так, мы вновь возвращаемся к первой строфе, вспоминая о кровном родстве («брат с сестрою»). И здесь уже поэт сближает первую и вторую пару:
Союз их кровный, не случайный, И только в роковые дни Своей неразрешимой тайной Обворожают нас они.
Тайна эта – в самой крепости этого союза, в их кровных, нерасторжимых узах. Тайна эта – неразрешима. Именно поэтому она так привлекательна для людских сердец.
Четвертая строфа является кульминационной в развитии этой темы. Поэт уже не скрывает своего восторга этой четой, своей упоенности. Эти чувства подчеркнуты восклицательной интонацией и напряженным синтаксическим строем строфы, представляющей собой одно сложное предложение:
И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь!
Здесь явно звучат романтические мотивы, мы вновь вспомним пушкинские строки:
Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья.
Самоубийство и Любовь влекут к себе и ум, и чувства человека. Как точно замечает Я.О. Зунделович, «если чета эта прежде всего берет в плен человеческие сердца, то воздействует она… и на разум, увлекая его очарованием неразрешенной тайны: все существо человека оказывается вовлеченным в губительный водоворот, где и разум, и чувства одинаково становятся игрушкой. Так утверждает Тютчев роковую слитность интеллектуального и эмоционального в миги, когда человек охвачен «избытком ощущений»».
Композиционно произведение делится на две части. Первая часть – обозначение первой четы – Смерти и Сна. Вторая часть – характеристика и анализ неразрывного союза Самоубийства и Любви.
Стихотворение написано катренами, рифмовка – перекрестная и кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («в роковые дни»), сравнение («Как брат с сестрою дивно сходных…»), антитезу («Когда кипит и стынет кровь»), анафору («И в мире нет четы прекрасней, И обаянья нет ужасней»).
Стихотворение «Близнецы» отражает мироощущение Тютчева. Переживание поэтом любви мы должны рассматривать в контексте его общего мироощущения. Любовь для него – это всегда трагедия, гибель, «поединок роковой», «когда кипит и стынет кровь». Общее ощущение двойственности, полярности мира пронизывает у Тютчева и это чувство, прекрасное и страшное одновременно.
МегаШпора в соцсетях:
Анализ стихотворения Тургенева «Близнецы»
Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний сборник автора под названием «Стихотворения в прозе» и потому должно рассматриваться в контексте общей тональности книги. А это не только мудрые мысли пожилого писателя, но и скепсис, пессимизм, боль, нетерпимость к человеческим порокам. Казалось бы, эти люди должны заботиться друг о друге, а не конфликтовать. Почему же так происходит? Похоже, не нашел ответа на этот вопрос и сам Тургенев. Поэтому он решает проблему радикально: берет одного из близнецов за руку и подводит к зеркалу. Писатель хочет, чтобы этот человек понял, что ведет ожесточенный спор практически с самим собой. Образ зеркала весьма символичен, поскольку народная мудрость гласит: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».
Что поразило автора в описанном им эпизоде? (Ненависть двух братьев-близнецов, которые, бранясь. выкрикивали ругательства как бы в свое лицо.) — Найдите ключевые слова. («Но мне не так будет жутко») — Почему? Какое чувство стремится вызвать автор описанием этой картинки? (Жутко, когда чувства человека слепы, стихийны, не просветлены разумом, нравственностью.)
Какое слово является ключевым? Почему?
(Жутко. Родные, похожи как две капли воды, но ненавидят непримиримо.)
Композиция стихотворения в прозе подчёркивает ужас этой ситуации.
Каково построение стихотворения?
Как строится первый абзац?
(В нём всего два предложения. В первом говорится о споре. Спор – словесное состязание, обсуждение ч-н, в котором каждый отстаивает своё мнение. (Ожегов. «Словарь русского языка».) в споре рождается истина, но только не в таком, как изобразил Тургенев. Второе предложение построено на антитезе: похожие друг на друга всем, близнецы должны бы любить друг друга, ведь это их образ и подобие, а они «ненавидели друг друга непримиримо».)
тире, как некая черта, разделяет близнецов, разводит по разные стороны. Забыли близнецы главную заповедь: «Возлюби ближнего…». впали в страшный грех, незамолимый, – гнев.
Злоба, ненависть разрушают всё не только вокруг человека, но всё и в самом человеке. Эта тема звучит и во втором абзаце.
Обилие глаголов, причастий – форм глагола. Глаголы обозначают действие, здесь – разрушающее действие. (примеры из текста). Это уже не спор, а драка.
Но Тургеневу как будто мало этого слова «одинаково». ещё и «схожие». «те же самые». Это слово объединяет действия близнецов
Но как жутко от этого объединения! И как важно, чтобы в этот момент был человек, который смог бы развести, образумить.)
Почему подводит к зеркалу? («Сказка о мёртвой царевне» — обращение к зеркалу, которое всегда говорит правду.
«На зеркало нечего пенять, коли рожа крива». – гласит пословица. Не будет бушевать человек перед зеркалом: оно молчит, а брань, ругань возникают, если человеку отвечают.)
Какой вывод делаем? Что хотел сказать Тургенев?
(Умейте сдерживать себя, свои чувства.)
И опять многоточия. Их роль?
(Автор взволнован, ему трудно сдержать себя, трудно, не оскорбив человека, объяснить, как ужасно то, что произошло между близнецами.) Мир человеческих отношений сложен и многообразен. Положительное и отрицательное, добро и зло рядом. Такова жизнь. По большому счёту, Тургенев говорит о любви, о любви к ближнему, к человеку, потому что
Только ею, только любовью
держится и движется жизнь.
Обратим внимание и на то, что слова «ближний» и «близнецы» –однокоренные. Все люди – близнецы
Поэтому это стихотворение не только о взаимоотношениях между кровными родными, но и о взаимоотношениях вообще людей.
Анализ стихотворения «Близнецы» Ф.А. Тютчева
«Близнецы», возможно, не самое известное стихотворение Фёдора Ивановича, его не принято заучивать наизусть и много знать о нем для интеллигентного человека, по сути, не обязательно. Есть у него более значимые, действительно важные произведения. Однако, особая ценность «Близнецов» в том, что этот стих отображает подход поэта к стихосложению и к творчеству вообще. Оно в этом смысле хрестоматийное.
Прочтения первой строфы сразу же наталкивает на мысль, что первое четверостишье задумано и записано, куда раньше остального стиха. На это намекает цельность катрена. Здесь рассказывается о двух близнецов, имена их Сон и Смерть. Тютчев удачно подмечает, что для «земнородных», то есть обычных людей, слабых и приземленных, эти брат и сестра сравнимы божеству. Каждых преклонится перед ними, нельзя их избежать.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей
Связаться с нами:
Смерть со своей косой рано или поздно встретит каждого, а Сон по своей сути очень быстрый, догонит любого, кто попытается от него убежать. Ф.А.Тютчев указывает схожесть этих явлений. Различить их можно лишь по одному фундаментальному признаку: Смерть «угрюмая» и вечная, а Сон короткий, всегда заканчивается. То есть мысль по своей сути очень простая, смерть — это такой сон, только вечный.
Все дальнейшие строфы, очевидно, написаны позднее. Поэт заметил еще одних близнецов со схожими качествами, затем решил ввести их в стих. В этот раз лаконичность не победила. Между первыми и вторыми будут два четверостишья описания, и лишь в самой последней строчке наконец-то называется имена.
Вторая строфа повествует о новой кровной паре
Для поэта важно их обаяние, нет в мире ничего прекраснее их союза. А таинственная сила, что предает сердца их чарам самая страшная из всех
Но что это за сила? Вероятно, мы и сами никогда этого не узнаем, и Тютчев не знал. Важно, что мощь их несоизмерима человеческой, а значит, равна силе Сна и Смерти.
Далее обозначается время, а вернее даже момент, когда нас «обвораживают» эти таинственные новые божества. А приходят они в самые «роковые дни», то есть в час, когда решается наша судьба раз и навсегда. Когда жить по-прежнему уже невозможно, или даже жить в принципе. Неразрешимость тайны наталкивает на мысль, что хотя бы одного из них каждый встречает хоть раз в жизни.
Финал стихотворения наконец-то открывает имена близнецов: Любовь и Самоубийство. Вывод воистину страшный, но верный. Их схожесть завораживает: любовь — это прямо-таки: «И кто в избытке ощущений/Когда кипит и стынет кровь», но ведь самоубийство тоже. Люди очень часто убивают себя из-за любви, но и ищут любовь, чтобы иметь повод жизнь. Связь Любви и Самоубийства сильно отличается от той, которая связывает Смерть и Сон. Она во втором случае более глубокая, таинственная и неочевидная.
Высшее мастерство поэта показано здесь, Тютчев прочувствовал, что любовь наиболее парадоксальное чувство. Мы, люди, ищем любви, чтобы избежать внутренней пустоты, которая ведет смерти, но каждый раз, когда мы эту любовь находим, она приближает нас к смерти, через саморазрушение. Поэт здесь улавливает мысль, которая витает в воздухе, но слишком страшная, чтобы говорить об этом вслух.
Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Близнецы»
Иван Тургенев был талантливым поэтом, но сумел доказать, что вовсе не рифма является самым главным в произведении, а его философское содержимое. Стихотворения в прозе Тургенева – это уникальные маленькие рассказы, своей лиричностью приближенные к стихотворениям. «Близнецы» — пессимистичное стихотворение в прозе о споре двух близнецов. Вначале автор описывает внешность братьев, акцентируя на их поразительном сходстве. Но не это поражает больше всего, а та ненависть, с которой смотрели друг на друга близкие люди. Тургенев применяет экспрессивную лексику для большей образности: близнецы корчились, грозились, их глаза сверкали, лица были искривлены ненавистью
Почему же настолько сходные и родные по крови люди враждуют? Причину не называет автор, а значит, не она является важной. Какой бы не была причина, не должны близкие люди так относиться друг к другу
Их агрессия доведена до абсурда. Они не могут сдержать своих эмоций. Их лица искажает злоба. Рассказчик не в силах созерцать подобную картину. Поэтому он берет за руку одного из близнецов и подводит к зеркалу, объясняя это так: разницы спорящий не увидит, ведь его брат похож на него, как зеркальное отражение, а ему, случайному прохожему, — будет не так жутко смотреть на спор.
Помимо сильной сюжетной составляющей в стихотворении есть глубокие символы. Образ зеркала – один из самых древних и значимых символов для многих народов. Оно словно отображает нашу внутреннюю сущность, от него не скрыть недостатки.
Возможно, что рассказчик, подведя близнеца к зеркалу, хотел чтобы тот увидел сам, насколько страшно обличье ненависти. Ведь так часто бывает, что люди в споре не осознают того, как выглядят со стороны. И поэтому нам стоит заглядывать в зеркало, как в прямом, так и переносном смысле.
Персонажи в произведении – антагонисты, несмотря на одинаковую внешность. Читатель понимает, что автор под этим конкретным спором подразумевает взаимоотношения в обществе в целом. Например, то, как люди становятся врагами, даже если имеют много общего. И это жутко! Люди так часто выстраивают между собой непреодолимые баррикады, а поводом может быть обычное недопонимание. Иван Тургенев не мог спокойно относиться к подобному. Разобщенность современного ему русского общества он очень остро чувствовал.
Но что мог предпринять чувствительный гений? Силой своего таланта автор пытался призвать людей к примирению, указать на жуткое «лицо» ненависти. Конечно же, Иван Тургенев не мог даже самыми сильными своими произведениями искоренить все проблемы, но он поднял важные вопросы, заставил многих людей задуматься – и это уже что-то!
Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Два богача» Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Собака» Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Дурак»
Анализ стихотворения Федора Тютчева «Близнецы»
Разбор может быть использован на уроке литературы для объяснения материала. Краткий анализ Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Близнецы. История создания — произведение написано в 1878 году, а опубликовали его уже после кончины Тургенева. Тема стихотворения — разочарование в человеке, боль от того, что люди полны ненависти друг к другу и никак не могут примириться. Композиция — терхчастная, произведение имеет вступительную и заключительную части, кульминацию. Жанр — притча, философская лирика.
Есть у него более значимые, действительно важные произведения. Оно в этом смысле хрестоматийное. Прочтения первой строфы сразу же наталкивает на мысль, что первое четверостишье задумано и записано, куда раньше остального стиха. На это намекает цельность катрена.
Популярные темы анализов
Детство у Николая Некрасова была не самая легкая и счастливая, он познал очень много горя. Все свое детство он провел в родовом имении, где управлял всем отец тиран. Он очень жестоко относился как к своим подчиненным, так и к своей семье.
Точно неизвестно, когда Есенин написал стихотворение «Зима». Предположительно оно было создано ещё тогда, когда будущий великий поэт посещал школу. Увы, там не нашлось ни одного преподавателя, который разглядел бы в мальчишке
У Некрасова была одна женщина в жизни, которую он любил больше всех других своих избранниц. Его муза. Его дама сердца. Это была Авдотья Панаева, жена писателя Ивана Панаева. В их доме часто собирались литераторы. Проводились дискуссии,
Есть в русской литературе направление, которое называется «крестьянская поэзия». В этом ключе писали Есенин и Некрасов. В этом направлении писал и Иван Суриков. Только почему-то первых двух помнят, а его забыли. Все знают Сурикова – художника,
Творческие люди русской литературы часто задавались вопросами о том, какую роль играют поэты для современного общества. Владимир Маяковский так же часто обращался к этой, волнующих всех теме. Изучая многие работы своих предшественников,
Фёдор Тютчев и «Близнецы»
Как уже было сказано – ключевыми тематиками произведения являются смерть и любовь. Благодаря художественному приему Тютчеву удается эффективно продемонстрировать читателям несовместимость этих понятий, их контрастность, различия, которые заключаются в них обоих. Несмотря на кажущуюся ясность для читателей этого аспекта, автор не забывает упомянуть еще и о сходстве смерти и любви, о котором почему-то многие люди чаще всего забывают.
Под «Близнецами» в стихотворении Тютчева понимаются именно чувства людей и их особенное состояние в эти самые моменты, когда их переполняет любовь и, когда на ее смену приходит смерть и погибель. В произведении в этих ролях выступают две пары близнецов, которые отчетливо демонстрируют нам все плюсы и минусы таких «явлений».
Условно стихотворение «Близнецы» разделим на две истории и рассмотрим их поближе. Первая история показывается со стороны таких явлений, как смерть и сон. Они оба практически идентичны друг другу, похожи донельзя, а в произведении писатель говорит об их сходстве так, будто они родные брат с сестрой. Конечно, несмотря на причудливое сходство, у них есть и разительное отличие, которое заключается в угрюмости первого и покорности второго. Впрочем, если всмотреться, то это не единственное различие между ними. Вторая часть стихотворения, а вернее ее главные действующие лица скрываются писателем, будто он хочет сохранить интригу либо дать пищу для размышления самому читателю. Он посвятил этим лицам центральную и финальную части произведения, впрочем, развязкой и ключом к пониманию всего происходящего будет последняя строка.
Писатель рассказывает нам о таких явлениях, как самоубийство и любовь. Эта пара эмоций обладает действительно уникальным «талантом». Они одновременно таинственны и непредсказуемы, но могут быть роковыми. Автор утверждает, что эта пара действительно по натуре своей имеет кровное родство, а их союз – неслучайный. Кроме того, эти чувства обладают особой властью, могуществом, о чем нам во время чтения становится ясно по таким лексемам, как: «обаяние», «обворожают». Оба этих явления доступны для обычных людей, причем каждый способен ощутить их неподдельную власть, мощность и силу. Противоречивость же этих главных действующих лиц произведения писатель объясняет оксюмороном «ужасное обаяние». Могущество, сила хаоса над «земнородными» практически идентична действию божественных сил: она умеет неплохо пугать собой, но и привлекает тайной, неразрешимой для обычного человеческого разума.
Далее писатель пытается буквально раскрыть всем читателям тайну воздействия на человека силы этих всех чувств и противоположностей. Конечно, это удается нелегко, но Тютчев употребляет метонимию, что несколько помогает подчеркнуть ему судьбоносный смысл сказанных слов. Вместе со всем Тютчев убежден в том, что у счастья нет будущего, по определению. Он полагает, что все предопределено заранее, чем-то свыше, вместе с тем у счастливых людей нет прошлого, а все, что мы привыкли думать на этот счет – лишь иллюзии, не больше. Человек, который называется по-настоящему счастливым – живет нынешним днем, и только им. Такой человек не думает ни о том, что происходило с ним некогда в прошлом, ни о том, что может произойти в будущем. Он наслаждается и радуется тому, что имеет сейчас, в данный момент, собственно, именно поэтому его можно назвать счастливым.
Таким образом, можно сказать, что писатель подчеркивает – любовь есть не что иное, как самое настоящее самоубийство. Человек, который любит кого-либо, счастлив именно сегодня, но у такого чувства нет ни завтра, ни вчера. Если люди расстаются, то они непременно представляют, что могло бы случится, произойти в дальнейшем и вспоминают прошлые радостные моменты. В стихотворении писатель «заглядывает» в любовь так, будто она являет собой самое настоящее воплощение роковой бездны, ведь, если любовь и самоубийство являются синонимами, то получается, что любовь – очень страшный грех. Писатель старается показать это читателю через слово. Он пытается донести до него, что в глубине души сугубо интуитивно у человека может происходит осознание чего-то непостижимого разумом.
Зато сон и смерть – они неизменны и будут существовать всегда, вне зависимости от чего-либо. Все остальное, что есть в нашем мире – иллюзии, которые мы сами придумываем, в которые начинаем верить.
Анализ произведения
Для того чтобы подчеркнуть агрессивную среду, писатель использует слова, обладающие эмоционально-экспрессивной окраской, вроде: ненавидели, корчились, сверкали и других. Вполне естественно, что подобная лексика никоим образом не сможет смягчить всю проблему между враждующими близнецами. Наоборот, она еще больше отображает сложившуюся ситуацию. Тем не менее автор верен своему выбору и готов к самым радикальным методам, потому как иначе здесь ничего уже не получится исправить. Автор подчеркивает антагонизм с помощью тире в первом абзаце. Действительно, казалось бы, обычный знак препинания не может создать никакого яркого окраса, но в данном случае, он выступает в роли разделительной черты между двумя близнецами. Знак препинания в буквальном смысле разводит родных людей по разным сторонам баррикад, подчеркивает это, что несмотря на кровное родство, они являются разными людьми.
Удивительно, что Тургеневу удалось создать действительно интригующее произведение, которое заставляет читателя задуматься не только о своем собственном отношении к близким, родным людям, но и подумать о людях чужих. Во втором случае все намного хуже, так как люди привыкли враждовать между собой и совершенно незнакомый человек другому – своеобразный враг, который может в неподходящий момент вставить нож в спину. Об этом и говорит Тургенев в своем произведении – нельзя негативно относиться к людям, не только родным, но и незнакомым.
В первом предложении говорится о споре между двумя близнецами, то есть между ними происходит словесное состязание, борьба, в которой каждый из них пытается отстоять собственное мнение. Второе предложение – сплошная антитеза, противопоставление, так как есть что-то родное, но одновременно с этим и чужое.
Писатель намекает читателю о том, что злоба и ненависть способны разрушить все вокруг, в том числе и самого человека. Интересно то, что, по его мнению, все и заключается в личине человека, его словах, поступках и никак иначе. И с этим нельзя не согласиться.
Подобная тема активно обсуждается во втором абзаце произведения. Тут же можно отметить, что в произведении присутствует огромное множество глаголов. Не секрет, что глагол представляет собой действие. В произведении Тургенева «Близнецы» все так и есть, только здесь глагол подчеркивает разрушительное действие. Которое не несет в себе абсолютно ничего хорошего или позитивного.
Родство и схожесть близнецов в произведении Тургенев подчеркивает словами: «одинаково», «схожие», «те же самые». Эти слова объединяют самих близнецов, их поступки, но в данном случае от такого сходства становится страшно. Это сходство является «яблоком раздора» между двумя родными людьми и главное, чтобы в такой миг рядом находился человек, способный открыть обоим близнецам настоящую личину, показать их истинное лицо.
История написания
Тургенева заслуженно называют самым авторитетным писателем в русской литературе XIX в. Творения писателя не всегда получали положительную характеристику, временами они поддавались суровому осуждению литературных критиков. Тем не менее это не сдерживало автора, он на протяжении всей жизни искал курс, который помог бы вывести государство на путь материального благополучия и достатка.
Под конец жизни Тургенев начинает сочинять стихотворения в прозе. Так он подводил итог своего существования, предавался раздумьям о себе, о творчестве. Произведения автора последних лет пронизаны красочными, чувственными размышлениями. Нельзя это не заметить, делая анализ «Близнецов» Тургенева.
Увы, миниатюру напечатали уже после смерти автора
Анализируя произведение, важно рассматривать его взаимосвязано с индивидуальностью писателя. В конце жизненного пути И
С. Тургенев превратился в пессимиста, не хотел мириться с человеческими пороками. Эти свойства характера в полном объеме нашли отражение в «Стихотворениях в прозе».
Писатель не знает причину вражды близких родственников. Он лишь берет одного из них за руку и подводит к зеркалу, чтобы герой увидел, что враждует с самим собой. Озлобленность, которая поселилась в их душах, разрушительно действует на внутренний мир, сокрушая все вокруг. Тургенев в своем творении показывает людям, что все они схожи и едины. Необходимо жить в согласии не только с живущими бок о бок, но и с самим собой.
Анализ стихотворения Федора Тютчева «Листья»
Ранний период творчества Федора Тютчева уже отличался гармоническим сочетанием мыслей и чувств поэта. Не исключением стало стихотворное произведение «Листья», которое он написал в семнадцатилетнем возрасте. Поэзия относится к пейзажной лирике, однако в нее очень тонко вплетены философские мотивы.
Тема поэзии – изображение листьев, как живые существ, умеющих мыслить и мечтать. Все содержание стихотворения можно разделить на две части. В первой поэт описывает лес зимой, когда деревья спят «…в снега и метели закутавшись…» Однако зимний пейзаж не вызывает умиления, а сами деревья выглядят жалкими.
Во второй части поэзии «Листья» автор делает сравнение человеческой сущности с самой природой. Воображение автора рисует картину, в которой листья ведут своеобразный «монолог», при этом умея чувствовать и думать. Так что такой стилистический прием, как персонификация, лег в основу поэтического шедевра.
Идея стихотворения – акцентирование на том, что все ведущее к разрушению без отважных взлетов, – недопустимо и ужасно.
Композиционно стихотворение состоит из четырех строф, что являются восьмистишием. Строфы делятся на две полустрофы, каждая из которых – законченное предложение из четырех строк.
В первой строфе, описывая лес в снежных сугробах, автор дает понять, что хвойные иголки – символ, ведь на самом деле это люди, которые не умеют жить полноценно. В мир, что воспринимается как настоящая жизнь, поэт вводит нас во второй строфе. В третьей – грядут перемены: наступает осень. В 4 строфе звучат нотки победы, что мечты сбываются («Мы с вами летим!»).
Стихотворный размер произведения – двухстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная, рифма женская (на предпоследний слог падает ударение).
Тютчевское произведение «Листья» насквозь пронизано художественными приемами. К примеру, в первой строфе встречается повтор («ввек не желтеет», «ввек не свежа»). Во всем произведении присутствует контрастный параллелизм (грусть – радость).
Просматривается в стихотворении и аллитерация (повторы шипящих «с», «ш», «щ» и сонорных «м», «л», а также ассонанс (повторяются гласные «о», «у», «е»). Присутствуют здесь эпитеты: «легкое племя», «докучливых ветвей», «красное лето», «буйные ветры», сравнение («как иглы ежа») и олицетворения «цветем», «блестим».
Отличается стих также богатым синтаксисом. Риторический вопрос: «Так что же нам даром висеть и желтеть?» имеет молниеносное решение – улететь с теплыми ветрами юга. Насыщена поэзия восклицательными предложениям («Летите, летите! Мы с вами летим!»). В 3 строфе ярко выражен синтаксический параллелизм.
Анализируя поэзию, читатель приоткрывает своему взору душу юного поэта, которому не хочется ведать что-либо о старости, он боится того, что жизнь может закончиться неожиданно. Так что нельзя жить во смирении с серыми будничными днями, а стремиться внести в новый прожитый день радость, добро и красоту.
Проект «Чувственное восприятие окружающего мира» (I часть)