Литературное направление и жанр
Роман Набокова модернистский, обладает всеми признаками такого произведения. Это текст-загадка, текст-ребус, в котором трудно понять не только что происходит, но даже тему и то, зачем он написан. В романе неожиданно меняется лицо рассказчика (с первого на третье и наоборот), проза плавно и незаметно перетекает в стихи. Так же незаметно перетекают друг в друга миры реальный и мир писательского воображения, мир выдающегося человека и мир скучных обывателей, тусклый мир Берлина и мир ярких воспоминаний о России. Например, герой по дороге к трамвайной остановке переносится из серого берлинского мира в идеальный мир России («Прямо из оранжерейного рая прошлого он пересел в берлинский трамвай»), так что читатель не сразу понимает, это воспоминания, новое произведение героя или ретроспективный приём писателя.
Роман «Дар» содержит, кроме многочисленных стихов героя, его ненаписанный роман об отце, превратившийся в мысленный рассказ об отце, и написанный роман о Чернышевском, получивший впоследствии признание.
Вопрос о жанре романа очень сложен. Основное определение жанра – метароман. Это жанр, в котором исследуется сама природа литературного творчества, то есть читатель наблюдает за написанием литературного произведения. В метаромане есть герой-творец, рамочный текст и текст произведения (произведений), комментарии к создаваемому тексту, через которые происходит взаимопроникновение двух реальностей. Читатель в метаромане ощущает себя сотворцом создаваемого произведения.
Но роман Набокова выходит за рамки даже этого сложного жанра. Одни учёные определяют его жанр как производственный роман (то есть и исследование творческого процесса, и его продукт). Другие исследователи характеризуют «Дар» как экспериментальный роман, в котором пушкинская традиция соединяется с новаторским потоком сознания.
Некоторые литературоведы называют роман книгой о поисках утраченного рая (детство, родина), который вновь обретается в творчестве.
Все исследователи сходятся на том, что роман не укладывается в привычные понятия о литературном произведении.
Марина Цветаева
«В ней совмещались и старомодная учтивость и бунтарство, и предельная гордость и простота», — так о поэтессе сказал однажды Эренбург. Поэзию Цветаевой невозможно отнести ни к одному литературному направлению. Ее стиль был слишком индивидуален. Современники нередко критиковали ее стихи. Они не находили в них должного чувства меры, последовательности, соблюдения поэтических норм. Но сама поэтесса была уверена в том, что ее стихи найдут своего читателя.
Цветаева, как и многие другие поэты и писатели своей эпохи, перенесла немало невзгод. Она пережила арест мужа и дочери, последние годы находилась в крайне бедственном положении. Тайна ее могилы не раскрыта и по сей день.
В сочинении, посвященном поэзии двадцатого века, можно также изложить анализ творчества Анненского, Северянина, Ахматовой, Брюсова или Бальмонта. Стоит помнить, что выполнение такого задания предполагает хорошее знание биографии поэта.
Объем эссе и тематика
Как я уже сказала, эссе пишется небольшим объемом слов. Хотя некоторые эссе предполагают до 10 страниц, при этом:
- введение от 0.5 до 1 страницы;
- основная часть — 3-5 страниц;
- заключение от 0.5 до 1 страницы.
Оформляется по требованиям, которые дают проверяющие, обязательно наличие титульного листа, списка использованной при подготовке к написанию источников информации.
И эти две дополнительные страницы входят в общий объем 10 страниц.
Что же касается тематики, то тут все просто. Вам дают список тем или одну конкретную тему, и вы пишете. Не допускается распространяться в своих творческих и писательских предпочтениях.
Одна тема — одно сочинение, тут без вариантов. Как говорится, если пишем эссе, то нужно зациклиться на одном единственном факте и писать только об этом.
Александр Блок
Один из поэтических сборников этого автора имеет весьма пессимистичное название — «Пляски смерти». Присутствуют в нем чрезвычайно мрачные произведения. Одно из них повествует о безысходности человеческого существования («Ночь, улица…»). Именно при создании стихотворений этого цикла Блок отрекся от символизма.
В начале своего творческого пути он писал стихи более легкие, рассчитанные на возвышенных дам. Однако события в России, а затем и личная трагедия (смерть сына) отразились на его творчестве. В сочинении на тему «Мой любимый поэт — Александр Блок» можно раскрыть особенности поздних произведений поэта, сравнивая их с более ранними.
Сочинение Зачем нужна литература?
Думаю, каждый человек знает, что литература играет очень важную роль в нашей жизни. С начитанным человеком во много раз приятнее и интереснее общаться, чем с тем, кто лишь несколько раз брал в руки книгу.
Некоторые ученики, не любящие читать, задаются вопросом, зачем им дают такие большие списки книг на лето. Но ведь это не просто случайно собранные произведения, их подбирали, чтобы нам было не только полезно, но и интересно их прочесть. Люди учатся на ошибках героев, и стараются не допускать их в своей жизни. Книги доносят до нас, что нужно быть добрыми по отношению к другим людям и помогать своим близким. А тот, кто не читал произведения из школьной программы, многое потерял.
Каждый раз в книгах мы открываем для себя что-то новое, интересное.
Писатели дают нам чудесную возможность окунуться в мир их фантазий, где все мечты становятся реальностью, где волшебство существует и добро всегда побеждает зло. Это ведь так удивительно! Лишь читая текст, мы можем побывать в какой-нибудь выдуманной стране и понаблюдать за жизнью героев. Мы имеем возможность вернуться в давние времена и узнать, как жили наши предки, как они справлялись с трудностями, как переживали тяжелые времена войны.
А также в компании интересной книги и чашки чая всегда можно хорошо провести время.
Причины, по которым литература необходима, можно перечислять очень долго, но суть в том, что без нее мы не сможем жить. Ведь Она появилась практически в то же время, когда появился человек. Литература развивается вместе с нами, а значит, современные люди
Без литературы мы бы не смогли узнать, как жили наши предки. Каково им было, как они переживали тяжелые времена, например, войну. Именно благодаря литературе мы смогли ощутить патриотизм тех солдат, которые погибли, сражаясь за Родину. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Талантливые писатели могут перенести нас в другой мир, описывая его так красочно, что теряется реальность.
С помощью книг мы можем почувствовать силу любви и крепкой дружбы, на пути которой никакие преграды не страшны, ведь вы не один.
Полезный материал по теме:
- Зачем нужна книга?
- Зачем нужна математика и физика в бизнесе
- Сказка по физике «Зачем нужна сила трения?»
- Зачем мы изучаем историю?
- Зачем необходимо учить историю?
О романе Набокова «Дар»
О романе «Дар» остается сказать немногое. Он настолько сложен («круг кругов»), что о нем можно либо писать объемный трактат, либо произнести лишь несколько замечаний. Почти мимоходом, сообщая читателю особенности биографии Н. Г. Чернышевского, герой Набокова, писатель Годунов-Чердынцев, бросит: «.
Темы я приручил, они привыкли к моему перу; с улыбкой даю им удаляться: развиваясь, они лишь описывают круг, как бумеранг или сокол, чтобы затем снова вернуться к моей руке, и даже если иная уносится далеко, за горизонт моей страницы, я спокоен:
она прилетит назад. » Эти словесные бумеранги и соколы летают в романе во множестве, описывая иногда невероятно замысловатые круги, когда, например, часть описываемой ими дуги мы можем наблюдать только зеркально отраженной. Так забавный, сентиментальный каламбур, составленный из имени хозяйки квартиры в первой главе (STOBOY — «с тобой»), неожиданно возвращается к герою в пятой, где он — в той, уже забытой и теперь заново узнаваемой комнате, — встречает без вести пропавшего отца, как бы неожиданно воплощая это «с тобой». И как тут же эта чудесная, волшебная встреча уводится в Зазеркалье, когда она оказалась только лишь сном. В «Даре» Набоков часто и сам указывает читателю на кругообразные движения сюжета, иногда подобные легким, воздушным и замысловатым перемещением бабочек над знойной, поросшей разновысокой и разноцветной травой поляной. И если следить за каждым из них — может закружиться голова от лицезрения нескончаемых взаимопересекающихся «дуг». Но два «круга» играют в романе особую роль: то огромное кольцо, которое смыкает последние строчки романа с первыми его строчками, делая второе чтение «Дара» уже произведением не самого Набокова, а его героя; и то кольцо, в которое замкнута глава 4-я, когда, читая в конце ее две начальные строфы сонета, мы принуждены перейти к ее началу, пробежать глазами две его заключительные строфы, затем увидеть объяснение: «Сонет — словно преграждающий путь, а может быть, напротив, служащий тайной связью, которая объяснила бы все.
» — и втянуться снова в начало книги о Чернышевском, почувствовать, как снова оживают (воскресают?) на наших глазах уже узнаваемые «до слез» отец Гавриил, «и с ним, уже освещенный солнцем, весьма привлекательный мальчик». Здесь трудно не поддаться математическому «истолкованию» романа: это кольцо в кольце — не что иное, как «лист Мебиуса», воплотивший в себе и образ (уложенное на бок), и саму идею бесконечности: односторонняя поверхность, поддерживающая в зрителе иллюзию обычного, плоского кольца с двумя сторонами, поверхность, по которой можешь двигаться без конца, с удивлением узнавая, что идешь ты по тому «узору», который ранее находился «в Зазеркалье», т. е. — с противоположной стороны листа.
Именно в главе 4-й, «чернышевской» (кульминация романа), находится тот волшебный завиток, — второе чтение, — которое заставляет и весь роман выстроиться по образу своему и подобию. «Так что же собой представляет тот странный мир, проблески которого мы ловим в разрывах невинных с виду фраз?
» — После стольких кружений не так просто подвести черту. Как часто герой Набокова (а может быть и он сам?
) пытается разглядеть прошлое — и видит «газовый узор занавески» или — вместо лица — затылок и еще более отдаляющий прошлое снег забвения. Все отчетливей становится писательская манера Набокова: он не дает прямого видения предмета, а только — отблески его, он как бы старается разглядеть прошлое (свое «золотое» детство в той, уже исчезнувшей России), и все время на пути его чувств — «вуаль», глаз ловит лишь многочисленные отражения. В мучительном стремлении вернуть былое он напрягает зрение — и замечает только детали препятствия. В этом ощущении безвозвратности прошлого (любой «газовый узор занавески» на пути зрения лишь подчеркивает его недостижимость) — настоящая боль, тайная ностальгия Набокова.
Он скрывает ее иронией, отказом говорить и думать об этом, сам ставит на пути к своему тоскующему «я» сложную систему зеркал. Но избавиться от этой боли не в его силах.
И каждый новый набоковский круг — это не только совершенная в своей самодостаточности фигура, не только «футляр памяти» для светлого прошлого, но и попытка — со второго, третьего, четвертого раза — разглядеть что-то за вуалью, за зеркалом, за воображаемой снеговой завесой. Каждую вещь Набокова приходится читать по меньшей мере дважды — тогда только мы откроем эту его боль, тогда только мы и сами научимся различать образы действительных предметов и людей за образами многочисленных отражений, поскольку лишь круговое движение дает возможность «проломить» холодную и мертвенную поверхность бесстрастного зеркала.
Сочинение на тему: «Творчество Блока»
Что же можно сказать о творчестве такого человека, о котором говорили, что он человек «бесстрашной искренности» (так сказал М. Горький), что после его смерти не будет уже «подобного мужества и подобной тоски о правде будущего» (слова К. А. Федина)? Да сказать можно то, что Александр Александрович Блок за недолгих 40 лет своей жизни яркой кометой пролетел по литературному небосклону и оставил после себя впечатляющий след на века.
Интеллектуал и интеллигент в крови, в энном поколении, родился в семье профессора государственного права, дед его был ректором университета Петербурга. Семья у Блока была либеральная, поэтому его увлечение литературной стезей было даже поощряемым. У него было все для того, чтобы писать и он достиг на этом поприще высочайших вершин.
Кто такой писатель, поэт? Это гипервосприимчивый человек, который пропускает всю задевающую его чувства информацию через себя и стремится передать свое видение, иногда анализ проблемы другим людям. И тут у Блока, как у поэта, все так же сложилось — было о чем писать. Блок жил в дореволюционный, революционный и частично постреволюционный период. Беспокойное, нестабильное время, страдающая от политической и гражданской лихорадки Россия – вот бекграунд его творчества. Блок неоднократно заявлял, что основной лейтмотив его творчества – Родина. Блок в своем письме Станиславскому писал, что его главным вопросом и темой для размышлений есть суть интеллигенции, народа России. Он писал: «Этой теме сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный». Среди многих стихов этой тематики у Блока ярчайшие — «Русь», «Россия», цикл «На поле Куликовом».
Блоковский стих – притягательно силен, волнующий, тревожащий, радующий, печалящий и воодушевляющий. Его ритмы заряжены мощной энергией, они – тонкие, разнообразные, милозвучные.
Лирика Блока не обособленная, не отстраненная. «Писатель поставлен в мире для того, чтобы обнажать свою душу», — говорил А.А.Блок. Драматичные картины, обобщенные образы разрисованы в его стихах яркими жизненными приметами. Свободная, не поставленная в узкие рамки мысль Блока вольно течет в его стихах. Стихи поэта не тяжелые, они ажурные, воздушные. Контрастные эпитеты, красочные аллегории, чарующая мелодика – все это о стихах Блока.
Блок видел предназначение поэта в особой миссии: «Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во—вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир». Он написал в шести строках то, что можно вывести в итог суждений о его творчестве:
Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!
Сочинение на тему «Мой любимый поэт — Есенин»
Это, пожалуй, один из самых популярных поэтов 20-го века. Большая часть произведений Есенина посвящена Родине. И лишь незначительная относится к любовной лирике. Этот поэт, как и прочие авторы, которым можно посвятить сочинение на тему «Мой любимый поэт 20-го века», жил в непростое время, которое и определило направление в его творчестве.
Есенин прожил всего тридцать лет. Но в его поздних стихах опыт зрелого, усталого человека. Если ранние творения поэта наполнены восторженностью, то в тех, что написаны за два-три года до смерти, присутствуют нотки горечи, сожаления. В сочинении на тему «Мой любимый поэт Серебряного века — Есенин» можно проанализировать одно из произведений этого автора.
Любое его стихотворение — эта целая история. Читатель узнает о глубоких переживаниях молодого, необычайно талантливого человека, который за чудовищно маленький отрезок времени успел разочароваться в жизни. Например, «Письмо к женщине» — это не просто откровенные строки, которые автор адресует бывшей возлюбленной. Это воспоминания о прошлом, признание собственных ошибок и вера, надежда на лучшее, которая, учитывая трагические факты из биографии автора, может показаться обманчивой.
Марина Цветаева
«В ней совмещались и старомодная учтивость и бунтарство, и предельная гордость и простота», — так о поэтессе сказал однажды Эренбург. Поэзию Цветаевой невозможно отнести ни к одному литературному направлению. Ее стиль был слишком индивидуален. Современники нередко критиковали ее стихи. Они не находили в них должного чувства меры, последовательности, соблюдения поэтических норм. Но сама поэтесса была уверена в том, что ее стихи найдут своего читателя.
Цветаева, как и многие другие поэты и писатели своей эпохи, перенесла немало невзгод. Она пережила арест мужа и дочери, последние годы находилась в крайне бедственном положении. Тайна ее могилы не раскрыта и по сей день.
В сочинении, посвященном поэзии двадцатого века, можно также изложить анализ творчества Анненского, Северянина, Ахматовой, Брюсова или Бальмонта. Стоит помнить, что выполнение такого задания предполагает хорошее знание биографии поэта.
Анализ «Дар» Набоков
Анализ «Дар» Набоков
О творчестве Набокова долгое время нельзя было не только говорить, но даже думать. В СССР это был опальный писатель-эмигрант, о котором нужно было даже не вспоминать. Но на Западе он воспринимался именно как русский писатель, хотя и большинство своих произведений Набоков напишет на английском языке, в том числе и знаменитую «Лолиту». Писатель прожил долгую интересную жизнь со всеми радостями и невзгодами, но никогда не забывал писать, работать над текстом. Его новаторство во многих жанрах поражает. Он писал пьесы, он писал повести и романы, иногда сочинял стихотворения. В общем, применял свой талант на все сто процентов.
Роман «Дар» именуют метароманом. Прежде всего, нужно пояснить, что же это такое? Есть простое объяснение: это проза в прозе, то есть в произведение как бы идёт рассказ от автора, о том, что с ним было когда-то и при этом не нарушает стилистику романа. Примерно такое происходит, например, в романе Сервантеса «Дон Кихот» где герой читает свои воспоминания и делает критические замечания, но при этом его воспоминания рассказываются читателю.
А вообще это своеобразное изучение текста, его раскрытие, которое происходит медленно, но при этом не менее интересно. В «Даре» происходит именно это. Книга написана прозой, но с неизменными вставками в виде стихотворений. По сюжету главный герой – это сам автор, по крайней мере, есть сходство с самим писателем. Так вот пред нами предстаёт человек молодых лет увлекающийся поэзией, эмигрант, сын известного человека. Этот самый герой снимает квартиру в доме бывшего прокурор-антисемита, и знакомится с девушкой – дочерью хозяина, падчерицей. Вскоре выясняется что оба, и герой и девушка любят друг друга, но близости всё никак не происходит и причиной этому становится тот факт, что дома постоянно родители. А для послушной дочери это обстоятельство сверх пошлость.
В романе есть два ярко выраженных события – отъезд родителей и сама близость. Последнее автор вывел в стихотворения. Но более поражает четвёртая глава романа. Вот тут- то Набоков и начинает «игру» в метароман. Получается как бы «книга в книге». В этой самой главе Набоков ведёт критические высказывания в адрес Чернышевского. При чём это не просто критика, это скорее оскорбительный помфлет в сторону Чернышевского. Автор здесь выразил своё собственное отношение к этому человеку. Именно из-за тона повествования эта глава при первом издании не была издана.
Другие материалы по творчеству автора:
- Анализ «Машенька» Набоков
- Краткая Биография В. Набоков
- Краткое содержание «Ада, или Страсть» Набоков
- Краткое содержание «Приглашение на казнь» Набоков
- Краткое содержание «Машенька» Набоков
- Анализ «Звонок» Набоков
- Краткое содержание «Дар» Набоков
- Критика «Машенька» Набоков
- Краткое содержание «Подлинная жизнь Себастьяна Найта» Набоков
- Очень краткая Биография В. Набоков
Характерные признаки жанра
От других видов сочинений эссе отличают специфичные признаки:
- Острая злободневность темы. Затронутые вопросы должны быть актуальными здесь и сейчас.
- Субъективность суждений. В сочинении через отношение к проблеме и индивидуализированные оценки должна быть отчетливо выражена личность автора.
-
Движение в повествовании от частного к общему
. Часто роль точки отсчета играет цитата, которая может выноситься в эпиграф. От единичного случая автор постепенно переходит к обобщающим аналитическим или философским рассуждениям о поставленной в начале эссе проблеме. В силу отсутствия стандартов написания композиция может быть и обратной – от глобальных выводов к подтверждению их в финале притчей, пословицей, мудрой цитатой классика, неоспоримым фактом.
- Небольшой объем. Каких-либо жестких границ не существует, однако обычно эссе занимают от двух до десяти страниц печатного текста.
- Конкретика. В рамках эссе рассматривается только один вопрос – множества тем или идей не может быть.
- Свободная композиция. Такой вид сочинения не терпит никаких формальных рамок. Часто изложение ведется алогично, подчиняясь случайным ассоциациям, смысловые связи продумываются автором самостоятельно.
- Склонность к парадоксам. Одна из задач жанра эссе – удивить, поразить читателя. Нередко отправной точкой для размышлений становится яркое, колкое высказывание или полемичное определение, задающее тон дальнейшему изложению.
- Непринужденность повествования. В тексте не должно быть непонятных терминов и излишне сложных конструкций. Автору необходимо постараться завоевать доверие и симпатию читателя, завлечь простыми и емкими фразами и предложениями.
- Диалогичность. Разговор с читателем не подразумевает оформления эссе в виде реплик, как это делается в пьесе. Для достижения эффекта полемической беседы часто используются риторические вопросы, требующие мысленного ответа, не всегда совпадающего с тем, который предлагает автор.
- Смысловое единство. Несмотря на композиционную свободу, ключевые тезисы и аргументы должны быть согласованы и не противоречить суждениям, выражающим личную позицию автора.
Несмотря на непринужденность повествования, язык эссе должен восприниматься серьезно. Следует избегать использования сленга, просторечно-сниженных выражений, сокращений.
Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют портретные характеристики героев?
(289 слов) В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» особую роль играют портретные характеристики. Они позволяют читателю составить свое мнение о героях, представив их внешность, и проникнуться их проблемами. Ведь когда мы визуализируем того, о ком идет речь, то сильнее сопереживаем персонажу.
Например, в описании Печорина автор сразу расставляет необходимые для понимания акценты.
Читателю становится ясно, почему персонаж так нравился женщинам. М.Ю. Лермонтов подкрепляет этот вывод фразой:
Эти слова звучат очень иронично. Писатель отказывает высшему обществу в избирательности, подразумевая, что оно всегда ценит один и то же шаблон привлекательности, но не разбирается в истинной красоте. Благодаря этому описанию можно лучше понять не только героя, но и его окружение. А это открытие проливает свет на трагедию души персонажа, непонятного никем и загнанного в типичные рамки — старинные фильтры социальной сети.
Есть и такие портретные характеристики, которые указывают на особенности внутреннего мира героя. Например, о глазах Григория известно следующее: «Они не смеялись, когда он смеялся». Это наблюдение говорит о том, что его характер отличается скрытностью и фальшью. Такой человек не показывает своих истинных чувств. Интересно, что даже в портрете Печорина можно найти парадоксы: черные усы и брови контрастируют с белокурыми волосами. И в душе героя есть такое несоответствие пороков и добродетелей, темных и светлых черт.
Таким образом, портретные характеристики в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не только раскрывают характеры персонажей, но и подчёркивают специфику их окружения, нравов и обычаев эпохи. Благодаря детальной проработке образов мы можем представить себе настоящих людей и проникнуться сочувствием к ним. Это позволяет лучше понять замысел автора и драму героя.
Имитация разговора с читателем
Следующее, о чем хотелось бы упомянуть, это то, что при создании эссе происходит как бы имитация живого разговора с читателем, которого следует вести за собой, призывать различными вопросами, поднимать таким образом животрепещущие темы, как будто вы находитесь перед ним здесь и сейчас. Авторский монолог должен быть вне пространства и времени, наполнен живыми речевыми оборотами. Написание эссе по литературе включает значительный творческий элемент. С читателем следует установить доверительный, дружеский стиль общения. Для этого автор должен намеренно избегать неясных, сложных, чрезмерно строгих построений. В то же время следует исключать из употребления шаблонные фразы, сленг, сокращенные слова, а также избегать чрезмерно легкомысленного тона. Как отмечают исследователи, хорошее эссе может создать лишь тот, кто владеет темой свободно, способен видеть ее с различных сторон, а также готов представить читателю многоаспектный, но не исчерпывающий взгляд на данное явление.