Александр блок 📜 ей было пятнадцать лет

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Я знаю, гордая, ты любишь самовластье Фета Данное произведение рисует образ роковой красавицы. Поэт выражает свои чувства, когда он столкнулся с ее чарами.
  • Анализ стихотворения Есенина Мелколесье степь и дали 6 класс Это стихотворение Есенина своими строфами напоминает сборник частушек, которые соединены общим сюжетом, идеей, стилем. Впрочем, в самих четверостишьях бывает не всегда различима логическая связь
  • Анализ стихотворений Майкова
  • Анализ стихотворения Лермонтова Кинжал 9 класс Михаил Лермонтов написал стихотворение в 1837 году. Причиной написания являлась довольно трогательная история. Кинжал-это подарок от жены Александра Грибоедова
  • Анализ стихотворения Как нежишь ты, серебряная ночь Фета Произведение относится к зрелому периоду творчества поэта и по жанровой направленности представляет собой пейзажную лирику.

Все школьные сочинения по литературе

Александр Блок «нашел» себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о роди­не. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя. В стихотворениях, по­священных России — ее сложной истории и судьбе, — выражается то неподдельное чувство признательности и любви, благоговейного восхищения и восторга, которое поэт питает к чему-то по-настоящему близ­кому и родному, от чего невозможно отказаться, что постоянно влечет к себе и помогает преодолевать невзгоды. Это Россия «фабричная», родина, которую Блок запечатлел в стихотворениях «Осенний день», «Русь», «Коршун» и т. п. Этой теме посвящено и стихотворение «Осенняя воля».

Стихотворение Блока «Осенняя воля» носит, на первый взгляд, довольно странное название. «Осенняя воля» — воля осени? Действительно, не сама ли осень навеяла поэту те светлые и печальные мысли, что как минорные аккорды звучат в стихотворении? Сравнение с аккордом не случайно: произведение очень музыкально. Характерно, что в стихотворении часто встречаются слова, отсылающие читателя к музыке, искусству: «…звенит, звенит…», «пляшет», «распевающий», «слушать голос». Перед читателем пред­стает Русь песенная, Русь былинная. Воображение рисует ему героев русских былин и народных песен, сильных, смелых, всегда готовых постоять за Родину.

Внимательный анализ стихотворения показывает, что псалмы распевает нищий, в голосе Руси слышатся пьяные нотки… Одним словом, «Россия, Роди­на, тоска…». Возникает вопрос, почему же много «свободных, юных, статных» не могут «жить и плакать» без нищей пьяной Руси, ставшей предметом изображения в творчестве Александра Блока? «Какая же непостижимая, тайная сила влечет» блоковского героя к ней?

Ответ на этот вопрос довольно прост: для лирического героя стихотворения Россия, где «призывно машет узорный, цветной рукав», — это прежде всего неиссякаемый источник вдохновения. Именно такая Родина становится предметом воспевания: лишь она, настоящая, без тени фальши, дороже всего самому поэту. Родина — это и спасение, и облегчение, и исцеление, и усмешка в «окно тюрьмы». И хотя лирический герой идет в путь, «никем не званный», «земля будет ему легка», ведь Русь придаст ему сил, вдохновит его.

При внимательном прочтении в стихотворении легко выявить перекличку темы Руси с трактовкой идеального женского образа. Поэт мыслит масштаб­но, выстраивая своеобразную цепочку: женщина — мать — Родина… У матери дети просят: «приюти!». Вернее сказать, у матери не просят, она понимает это сама. И лирический герой уверен, ему найдется мес­то «на просторах» Родины…

В заключение хочется отметить один немаловажный момент: читая это стихотворение, читатель ясно видит и «необъятные дали», и «узорный рукав» и, что самое главное, понимает, почему же убогая родина так влечет поэта: мать мила и нужна всегда…

< Предыдущая Следующая >

Еще сочинения автора:

  • Мечты и действительность в лирике А. А. Блока
  • Особенности изображения двух миров в поэме А.А. Блока «Двенадцать»
  • Взаимоотношение человека и стихии в поэме А.А. Блока “Двенадцать”
  • Тема «страшного мира» в поэзии А. Блока
  • Стихотворение А. Блока «Русь» (восприятие, истолкование, оценка)

LiveInternetLiveInternet

Александр Александрович Блок

Там человек сгорел Фет

Как тяжело ходить среди людей И притворятся непогибшим, И об игре трагической страстей Повествовать еще не жившим.

И, вглядываясь в свой ночной кошмар, Строй находить в нестройном вихре чувства, Чтобы по бледным заревам искусства Узнали жизни гибельной пожар!

Афанасий Фет

Стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…», написанное в 1910 году, включено в один из важнейших циклов Блока под названием «Страшный мир». Произведение сопровождается эпиграфом. Он представляет собой последнюю строку фетовского стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…»: «Там человек сгорел». Слова эти отсылают читателей к трагедии, произошедшей в жизни Афанасия Афанасиевича. Речь идет о ранней смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Девушка скончалась от многочисленных ожогов после того, как загорелось ее платье. Влияние творчества Фета на лирику Блока давно стало объектом пристального изучения литературоведов. Оно считается одним из наиболее ярких примеров связи Серебряного века с традицией девятнадцатого столетия.

Читая стихотворение Афанасия Афанасиевича «Не тем, Господь, могуч, непостижим…», Александр Александрович подчеркнул следующую фразу: «…И мертвецу с пылающим лицом…». Впоследствии она нашла отражение сразу в двух произведениях Блока: «Как тяжело ходить среди людей…» и «Как тяжко мертвецу среди людей…». В обоих встречается образ человека-мертвеца. У Фета лирический герой, считающий себя добычей суеты, «игралищем ее непостоянства», носит в груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Соответственно, стихи гения девятнадцатого века проникнуты жизнеутверждающим пафосом. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых произведениях Блока. У него с образом мертвеца тесно связано ощущение предельной усталости от жизни, тотального разочарования от мира и людей, пресыщенности. В стихотворении «Как тяжело ходить среди людей…» есть еще один важный мотив — внутренний долг лирического героя заставляет его найти выражение своей душевной тяжести в создании произведения искусства, что проговаривается в завершающих двух строках.

У Фета читатель видит метафорическое использование образа пожара — как огня сердечного и внезапной зари в ночи. Кроме того, присутствует сопоставление с несчастьем, произошедшим с Марией Лазич. У Блока реальная сторона образа пожара отсутствует. Вместо нее употреблены две метафоры — «зарево искусства» и «жизни гибельной пожар». В итоге процитированная в эпиграфе строка служит не только отсылкой к стихотворению Фета, но и воздействует посредством двойственности своего смысла. С ее помощью Блок провозглашает равноценность смерти душевной и физической.

Текст: pishi-stihi.ru

Анализ стихотворения Блока «Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…»

Цикл «Распутья» создавался в период с 1902 по 1904 год. В нем продолжает звучать тема Прекрасной Дамы – символа, воплощающего «Вечную женственность». При этом возникают новые для блоковского творчества черты: устанавливается иная связь с повседневной реальностью, появляется социальная проблематика. Цикл писался под влиянием изменений в мировосприятии поэта. Он осознал недостижимость идеала, невозможность обретения полной гармонии. Символично уже название. Тема распутья находится в тесной связи с мотивами трудного выбора, постоянных исканий. Консонанс становится диссонансом, гармония превращается в дисгармонию: «разгадки для жизни нет», «все визжали неистово, как звери», «и кричал, оглушенный людьми».

Стихотворение «Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…» входит в цикл «Распутья». Написано оно в июне 1903 года. Определение адресата не составляет труда – это Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь всемирно известного ученого-химика. Блок познакомился с ней еще в детстве. В юности воспылал к девушке невероятными чувствами. Долго ухаживал, завоевывал. Менделеева окончательно сдалась на милость влюбленного поэта в 1903 году. Именно тогда состоялось бракосочетание. Несмотря на сложность совместной жизни, обоюдные измены, Любовь Дмитриевна и Александр Александрович так и не развелись. Разлучить их сумела только смерть поэта в 1921-ом.

«Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…» соотносится со стихотворением «Я их хранил в приделе Иоанна…», написанным восьмого ноября 1902 года. В основу произведений лег один биографический эпизод. Его в своих воспоминаниях описывает Любовь Дмитриевна. Седьмого ноября 1902-го Блок нашел в себе силы объясниться с Менделеевой. Он пришел на вечер в Дворянское собрание. Спустя некоторое время поэт увел оттуда свою возлюбленную и признался ей в чувствах. Следующая встреча невесты и жениха состоялась в Казанском соборе. В стихотворении «Я их хранил в приделе Иоанна…» эта история переведена в план отвлеченно-мистический. Произведение «Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…» гораздо ближе к реальности. Обстоятельства из жизни поэта переданы здесь практически с протокольной точностью. Никакой мистики, никакого символизма. Кроме того, героиню стихотворения достаточно сложно ассоциировать с Прекрасной Дамой. Она больше похожа на обычную представительницу слабого пола, нежели на воплощение «Вечной женственности».

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи длиной 24 строки ✑

Анализ стихотворения Александра Александровича Блока «Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…»

Цикл «Распутья» создавался в период с 1902 по 1904 год. В нем продолжает звучать тема Прекрасной Дамы – символа, воплощающего «Вечную женственность». При этом возникают новые для блоковского творчества черты: устанавливается иная связь с повседневной реальностью, появляется социальная проблематика. Цикл писался под влиянием изменений в мировосприятии поэта. Он осознал недостижимость идеала, невозможность обретения полной гармонии. Символично уже название. Тема распутья находится в тесной связи с мотивами трудного выбора, постоянных исканий. Консонанс становится диссонансом, гармония превращается в дисгармонию: «разгадки для жизни нет», «все визжали неистово, как звери», «и кричал, оглушенный людьми».

Стихотворение «Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…» входит в цикл «Распутья». Написано оно в июне 1903 года. Определение адресата не составляет труда – это Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь всемирно известного ученого-химика. Блокпознакомился с ней еще в детстве. В юности воспылал к девушке невероятными чувствами. Долго ухаживал, завоевывал. Менделеева окончательно сдалась на милость влюбленного поэта в 1903 году. Именно тогда состоялось бракосочетание. Несмотря на сложность совместной жизни, обоюдные измены, Любовь Дмитриевна и Александр Александрович так и не развелись. Разлучить их сумела только смерть поэта в 1921-ом.

«Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…» соотносится со стихотворением «Я их хранил в приделе Иоанна…», написанным восьмого ноября 1902 года. В основу произведений лег один биографический эпизод. Его в своих воспоминаниях описывает Любовь Дмитриевна. Седьмого ноября 1902-го Блок нашел в себе силы объясниться с Менделеевой. Он пришел на вечер в Дворянское собрание. Спустя некоторое время поэт увел оттуда свою возлюбленную и признался ей в чувствах. Следующая встреча невесты и жениха состоялась в Казанском соборе. В стихотворении «Я их хранил в приделе Иоанна…» эта история переведена в план отвлеченно-мистический. Произведение «Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…» гораздо ближе к реальности. Обстоятельства из жизни поэта переданы здесь практически с протокольной точностью. Никакой мистики, никакого символизма. Кроме того, героиню стихотворения достаточно сложно ассоциировать с Прекрасной Дамой. Она больше похожа на обычную представительницу слабого пола, нежели на воплощение «Вечной женственности».

Блок за 30 минут (Татьяна Беленькая)

В данном очерке предложен экскурс в жизненный и творческий путь А.А. Блока, отображены этапы его становления как выдающегося поэта-символиста Серебряного Века. С самого рождения и до последнего вздоха он боготворил Россию, восхищался русской природой, чутко реагировал на все общественно-политические события в стране, пропуская их сквозь призму своего мировосприятия и запечатлевая в произведениях. Красной нитью сквозь все творчество Блока проходит его, во многом, болезненная любовь к супруге – Любови Дмитриевне Менделеевой – дочери известнейшего ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Ей он посвящает множество возвышенных стихотворений. Именно эта нежная привязанность помогала ему жить и творить. Читатель может ознакомиться с подробным анализом наиболее выдающихся стихотворений поэта, понять повод для их создания, проникнуться символичностью образов, красотой слога и величием замысла. Произведения классика русской и мировой литературы, определенно, заслуживают Вашего внимания!

Оглавление

  • Библиографический очерк
  • Ветхая избушка
  • Сны
  • Ворона
  • Ты помнишь, в нашей бухте сонной…
  • Россия
  • О, я хочу безумно жить…
  • Сумерки, сумерки вешние…
  • Незнакомка
  • Ночь, улица, фонарь…
  • В ресторане
  • На железной дороге
  • Авиатор
  • Балаган
  • Белой ночью месяц красный…
  • Девушка пела в церковном хоре…
  • Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…
  • Летний вечер
  • Смятение
  • Если только она подойдет…
  • Я никогда не понимал…
  • Как тяжело ходить среди людей…
  • В фантазии рождаются порою…
  • Дым от костра струею сизой…
  • Мой любимый, мой князь, мой жених…
  • Вися над городом всемирным…
  • Похоронят, зароют глубоко…
  • О, весна без конца и без краю…
  • В ночи, когда уснет тревога…
  • Моей матери
  • Ты проходишь без улыбки…
  • Его встречали повсюду…
  • Твоя гроза меня умчала…
  • Ветер принес издалека…
  • Фабрика
  • Мне снились веселые думы…
  • О, как безумно за окном…
  • Там неба осветленный край…
  • Мой остров чудесный
  • Коршун

Из серии: Классики за 30 минут

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Блок за 30 минут (Татьяна Беленькая) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Символизм стихотворения

Что имел в виду поэт под красным цветом рябин, который зареет издали? Красоту русской природы или отблески больших перемен, идущих на Россию под красным флагом? Склонимся ко второй версии, так как Блоку не занимать дара пророчества и, возможно, он видит, что революция 1905 года только цветочки – скоро вся земля русская окрасится в красный цвет.

Лирика Александра Блока где-то пересекается с творчеством Есенина – оба поэта одинаково сильно любили Русь, оба видели её красоту, но по-разному передавали свои ощущения читателям. Блок был более лиричен, Есенин любил врезать правдой-маткой (я читаю стихи проституткам и с бандюгами жарю спирт), но ни тот, ни другой не представляли своего существования без России. Этот момент важен для понимания строк, ведь через несколько лет Александр Александрович получит после смерти отца наследство и отправится путешествовать по Европе. Европейские дали не покорят сердце поэта и Блок навсегда останется в России, даже попытается поверить в идею социализма, но горько в ней на излёте жизни разочаруется.

Использование символизма помогает передать любовь и грусть, а антитезы позволят подчеркнуть наиболее важные моменты стихотворения. Это вносит в стихи колорит, вырезая из них серость и обыденность, которой грешили многие поэты тех лет.

Жанр, рифма, композиция и тропы

Стихотворение написано в миксте жанров любовной и философской лирики, имеет линейное развитие сюжета с концовкой в виде полного умиротворения лирического героя.

Рифмовка перекрестная (захотела – свое – тело – жилье), где доминируют открытые рифмы.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (земное сердце, синяя ночь, измученное тело, больная рука, холодное жилье и т д).
  2. Олицетворения (вечность заглянула, небо встало, сердце уставало).
  3. Метафоры (захотела вдохнуть дыхание своё, вечной ночи не боюсь, вечность костер волненья залила).
  4. Гипербола (смертельно болен).

Менделеевой Блок посвятил много стихотворений, одно из них «Мы были вместе», написанное в 1899 году, когда Александр только мечтал о Любе и до их венчания было ещё 4 года.

Сочинение на тему: Поэтическая символика А. Блока

Александр Блок — один из ярких представителей «се­ребряного века» русской поэзии. Он начал свой творчес­кий путь в среде символистов, а вскоре оказался не толь­ко самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-об­щественной позицией. Символизм — одно из самых слож­ных и противоречивых направлений в русской литерату­ре. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».

А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, по­рою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют сим­волы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символис­тами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это «бо­жественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соло­вьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрас­ная Дама — это символ любви, это символ самой жиз­ни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего бо­жества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя…

Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отража­ют окружающую действительность, противоречия капи­талистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчали­во, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.

Одно из известных стихотворений А. Блока — «Незна­комка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Веч­ной Женственности, символ красоты и любви. Незнаком­ка — это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышен­ного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняю­щей красотой.

В поэме «Двенадцать», которая посвящена револю­ции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, про­ходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Об­раз Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечнос­ти, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.

Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Пре­одоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.

Краткий анализ строф

Возвращение блудной супруги лирический герой Блока принял с благодарностью, как будто своим очередным пришествием она хотела вдохнуть жизнь в его усталое тело и пустой дом.

Автор строк не только прощает супругу, но и сравнивает её с небом, а также сразу признается, что пока она почивала в одной постели с актером театра Мейерхольда, он тосковал по ней и томился.

Прощение пришло само по себе, Блок не мог не простить, даже если бы стоял со свечкой у постели жены-изменщицы:

Вместе с тем далеко и до счастья, после этой измены (а она была не одна в супружеской летописи) между мужем и женой почти вакуум — ничего нет, даже слов…

Эту ситуацию Блок видит по-своему – просто счастье опоздало к сердцу и приходится иметь то, что имеешь, иного не дано.

Завершается стих на спокойной ноте, в глаза герою смотрит вечность, на его сердце покой, а вчерашний костер волнения залит прохладной росой синей ночи…

Полный текст

Она, как прежде, захотелаВдохнуть дыхание своеВ мое измученное тело,В мое холодное жилье.

Как небо, встала надо мною,А я не мог навстречу ейПошевелить больной рукою,Сказать, что тосковал о ней…

Смотрел я тусклыми глазами,Как надо мной она грустит,И больше не было меж намиНи слов, ни счастья, ни обид…

Земное сердце уставалоТак много лет, так много дней…Земное счастье запоздалоНа тройке бешеной своей!

Я, наконец, смертельно болен,Дышу иным, иным томлюсь,Закатом солнечным доволенИ вечной ночи не боюсь…

Мне вечность заглянула в очи,Покой на сердце низвела,Прохладной влагой синей ночиКостер волненья залила…

30 июля 1908 года.

Стихотворение «Она, как прежде, захотела» легло на бумагу летом 1908 года и посвящено измене супруги, которую Блок в очередной раз прощает и принимает. Стих входит в цикл «Возмездие» и включен в третью книгу произведений Александра Александровича.

Странная пара

Изначально у Блока и Менделеевой было разное понимание близости, они по-разному смотрели на супружескую жизнь. Александр считал, что главное это духовное единство, а Любовь хотела интимной близости, ждала плотных объятий и горячего от страсти ложа. Возможно, поэт отвергал (практически отвергал) физический интим, потому что имел негативный опыт с проститутками и не хотел его переносить в семью.

Так пара и жила, пока Менделеевой не показалось, что в ней умирает актерский талант, она не пробилась в труппу Мейерхольда и не уехала с ней на гастроли. Там у Любы случился роман с актером, от близости с которым она забеременела, так и вернувшись к мужу с чужим отроком в животе.

Блок простил и даже был готов принять ребенка, но он вскоре после рождения умер (прожил 8 дней).

Об этом великом, но глупом, прощении и идет речь в стихотворении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: