Анализ повести василия шукшина «калина красная»

Анализ произведения калина красная шукшина

Артур Макаров (1931 — 1995)

  • Похоронен на Кунцевском кладбище
  • Роль: Бульдя, член воровской малины
  • Крылатая фраза героя: «Читай «Мурзилку», дыши ровно»

Приемный сын режиссера Сергея Герасимова и актрисы Тамары Макаровой написал два десятка киносценариев. Вел богемный образ жизни, дружил с Высоцким, Тарковским и Шукшиным. Долгие годы разрывался между женой Людмилой и любовницей — актрисой Жанной Прохоренко. В лихие 90-е занялся бизнесом: открыл фирму по огранке алмазов, спонсировал изготовление паленой водки. В результате был убит у себя дома охотничьим ножом. Преступник до сих пор не найден.


Фото: moscow-tombs.ru

«Калина красная», анализ повести Шукшина

История создания

Киноповесть «Калина красная» была написана в 1973 г. и напечатана в журнале «Наш современник» № 4. Произведение задумывалось сразу для съемки, фильм вышел на экран в апреле 1974 г. Шукшин написал повесть в больнице. По словам его жены, Лидии Федосеевой-Шукшиной, Шукшин плакал над финалом повести. Федосеева-Шукшина сыграла в фильме роль Любы, а Шукшин — Егора. Шукшина вспоминала, что песню «Калина красная», которая стала названием повести, спела она сама будущему мужу в день знакомства.

Съемки фильма проходили на Алтае, родине Шукшина. Мать героя сыграла крестьянка Ефимия Быстрова, которая вообще не знала, что ее снимают, а просто рассказывала Федосеевой-Шукшиной о своих сыновьях, чья судьба была похожа на описанную в повести.

Жанровые особенности

«Калина красная» — киноповесть, то есть повесть, предназначенная для кино, но не ставшая еще сценарием.

Проблематика

Секрет необычайной популярности фильма в том, что Шукшин смог показать суть русского характера. Законы жизни подобны воровским: ошибки порой невозможно исправить, они влияют на всю жизнь. Таким образом, основной вопрос повести — можно ли изменить прошлое, освободиться от его влияния, загладить вину и исправить ошибки.

Другие проблемы и вопросы: делают ли деньги счастливым; стоит ли рисковать жизнью, свободой, честью ради денег; важность семейных отношений; любовь, меняющая жизнь; долг человека перед матерью и родными. Затрагиваются также актуальные проблемы пьянства и возвращения бывшего преступника в общество

Сюжет и композиция

Повесть начинается с последнего вечера в колонии главного героя — Егора Прокудина. Все действие повести происходит весной .

Поначалу Егор не знает, куда ему податься. Но ему «нужен выход какой-нибудь», поэтому в областном центре он идет » на хату», к «своим людям».

Когда бандиты узнали о том, что воры-товарищи «сгорели», и разбежались, Егор утвердился в своем желании заняться сельским хозяйством и отправился на родину, на Алтай, к «заочнице» — женщине, с которой год переписывался, Любе. От Любы он едет в город, идет в ресторан и просит официанта организовать для него «маленький бардак», собрать народ «для разврата». После «разврата» с диковинными людьми Егор понял, что хочет вернуться к Любе.

Самое сильное место повести — посещение Егором собственной матери. Это кульминация, прием неузнавания. Любе Егор объясняет, что еще «не время» открываться, надо хоть подождать, когда волосы отрастут.

Финал повести открытый. Петро, перехвативший «Волгу» с бандитами, становится причиной их гибели. Не повторит ли он судьбу Егора?

Герои рассказа

Рассказчик – чувствительный мальчик, который может ощутить и красоту ночи, вызывающую необъяснимую, тайную радость, и горе старика, которое заслоняет для ребёнка в этот момент весь мир. Ему жалко дедушку Нечая, он плачет о его горе. Очевидно, история той ночи повлияла на личность мальчика и когда-нибудь помогла пережить ему собственное горе.

Дедушку Нечаева (Нечая) рассказчик называет маленьким старичком. Он худой, в длинной холщовой рубахе ниже колен. Дед сам не ожидал от себя такого проявления горя: он не может унять слёз, третий день мается и не знает, куда себя деть, у него опустились руки. Дед Нечай близок к помешательству, он разговаривает с умершей и не соглашается поначалу идти с дедом мальчика.

Бабка Нечаиха «жила незаметно и умерла незаметно». Голос у неё ласковый и терпеливый, а сама старушка безответная. Мальчик даже не может вспомнить её внешности. Бабушка, очевидно, была хорошим человеком, ни с кем не ругалась. Именно смерть таких незаметных людей вдруг выявляет всю их значимость для близких.

Дедушка мальчика – человек крутого нрава. Он говорит с Нечаем грубо, обещает погнать его домой палкой, стыдит его. Мальчик даже боится плакать, чтобы дед не дал подзатыльника. Но старик может и утешить, взывая к логике Нечая: не будут же все ложиться рядом с умершими от горя. Дед мальчика находит нужные слова и жизненный пример, чтобы вернуть Нечая к жизни.

1.4 Анализ выбранного произведения (повесть «Калина красная»)

О творчестве Шукшина, можно сказать — жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, — это очень трудно.

Тут мы вспоминает киноповесть В. Шукшина “Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.

Критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому — ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он — Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.

Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.

Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика — не наша логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята.

Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.

Идет, зная, к чему идет.

Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.

Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.

Но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить — об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.

Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи — ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему — он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.

И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника — Василия Шукшина.

Время идет. Родившиеся в год смерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно — имя классического ряда. Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда, живая Жизнь. Каждое слово — отражение души Шукшина, его жизненной позиции — никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.

Проблемы

В творчестве Шукшина довольно серьезная социальная и нравственная проблематика. Во-первых, он выдвигает на первый план недостаток образования в селе, где жители не отличают знаний от громких слов. От этого невежества они ожесточаются и не принимают чужого успеха, желают унизить и освистать действительно умного человека. Но автор винит в этом не столько их самих, сколько саму систему образования в сельской местности, которая не развивает личность, а обучает лишь механическому сельскохозяйственному труду. Во-вторых, очевиден конфликт личности и толпы, где последняя пытается изгнать из себя чужеродный элемент. Это проблема зависти, которая толкает людей на подлость. В-третьих, сам Капустин демонстрирует нелепые предрассудки и несовершенство самообразования, которые формируются в среде, неблагоприятной для совершенствования интеллекта.

Объяснение концовки

Объяснение концовки фильма. В финале Егор готовится к посевной. Заметив на краю поля хорошо знакомую ему “Волгу”, он понимает, что бывшие подельники не смирились с его “предательством”.

Тем временем Люба, чувствуя неладное, просит Петра помочь Егору. Вместе с ним она едет на поле и, к собственному ужасу, видит тяжело раненого мужа. Егор умирает у нее на руках.

Тем временем убийцы, желая покинуть деревню, ожидают парома. Петр, нагнав их на грузовике, таранит машину. Преступники погибают в реке. Петр, также вылетевший в воду, остается жив.

По мнению некоторых зрителей, сделавших разбор фильма, у финала есть другая трактовка. Вся картина Василия Шукшина рассказывает о борьбе добра со злом, которая идет в человеческом сердце. Егор решил “завязать” не только потому, что устал и не из-за пресловутого кризиса среднего возраста. Он понял (а ближе к финалу – окончательно), что так нельзя. Получается, в конце фильма победило добро. Тело Егора погибло, но душа была спасена.

По мнению других, у финала картины есть скрытый смысл. Почему Егор погиб? Все просто: его “приговорил” сам Шукшин. А все потому, что в советских реалиях у Прокудина не могло быть будущего. Оставшись в живых, Егор должен был превратиться в ударника труда. Маячивший вслед за этим орден трудового красного знамени, вообще ломал всю парадигму повествования. Поэтому режиссер принял решение о такой трагической, но зато правдивой развязке.

Роль Людмилы Байкаловой сыграла Лидия Федосеева-Шукшина. Кадр из фильма.

Приложение

Темные страницы биографии

Старая школа теперь музей. Когда-то здесь учился, а позже преподавал Василий Макарович. Здесь все дышит той атмосферой, в которой вырос Шукшин. Старая парта, карты, ручки, указки, учебники. Здесь познакомился он со своей первой женой, которая тоже преподавала в этой школе. Познакомился, встречался, женился. А когда уехал учиться в Москву, то уже к жене не возвращался. Не возвратился даже, чтоб развестись. Объяснения этому поступку до сих пор нет. Шукшин женился во второй раз уже в Москве. Его второй женой стала дочь известного писателя советской поры Анатолия Софронова, в те времена возглавлявшего журнал «Огонек». Поступил Василий Шукшин просто — заявил в милицию, что потерял паспорт. И выдали ему новый паспорт, без штампов о женитьбе-разводе. Так неразведенным и жил, хотя за свою короткую жизнь успел жениться три раза. Первая жена довольно долго ждала мужа. Сейчас у нее новая семья, но когда она вспоминает о Шукшине, нет-нет да и всплакнет. Видимо, много воспоминаний связано у нее с Василием Макаровичем.

Эти слова нас заинтересовали, и мы спросили, нельзя ли сходить к ней и поговорить о Шукшине. Но экскурсовод покачала головой и пояснила, что для нее такие разговоры трудны необычайно, и муж ее второй сердится, когда кто-нибудь заводит разговор о Шукшине. Он до сих пор ревнует к нему, хотя Шукшина давно нет в живых. Может, потому, что на самом деле жена до сих пор остается женой Шукшина.

От школы мы неторопливо прошли деревенскими улицами мимо бывшего дома Шукшиных, мимо того места, где провел Василий Шукшин свое детство, прямо к горе Пикет. Здесь на горе устраивают время от времени Шукшинские чтения, куда приезжают гости из разных городов России и часто выступают местные поэты и прозаики. Приезжают сюда и барды, образуют палаточный городок и поют песни, про Шукшина, про родные края, про Россию. Хорошее это место, вольное. А рядом течет горная Катунь. Здесь купил матери домик Василий Макарович, когда получил гонорар за «Любавиных». Жены менялись, но любимой на всю жизнь оставалась лишь мать. Шукшин относился к ней трогательно, нежно, уважительно. Хотя на чувства скупы были оба, не обнимались, не целовались на виду у всех, о главном и серьезном разговаривали наедине. По всем жизненно важным вопросам советовался Шукшин только с ней. И когда поступал в институт, и когда собирался жениться, а может, и тогда, когда собирался приступить к очередной новой работе. Снял ее в «Калине красной», увековечил любимую мать навсегда. Памятник Шукшину стоит рядом с домом, в маленьком садике, рядом с калиной, которая на самом деле красная. Мать пережила сына, который прожил всего 45 лет. Если посчитать, сколько лет ему отвела жизнь на творчество, то наберется всего ничего — 15 лет. Чтобы за пятнадцать лет написать столько, наснимать столько, войти в историю кинематографа замечательным актером и режиссером, в литературу народным писателем, нужно, наверное, было немало сил, и моральных, и физических. Можно сказать, что Шукшин горел в творчестве и сгорел безвременно, не оцененный при жизни так, как должен был бы оценен, в том числе и на собственной родине.

Верность великому человеку — дело трудное. Мать ему была верна. Мать не смогла съездить на похороны, не приезжала в Москву. Не верилось ей, что сына уже нет, и не было сил съездить на могилку. Но одна их почитательниц Василия Макаровича, начала ей писать, и подробно описывала, какие цветы сажает, как склоняется к памятнику калина, такая же красная, как в романе, как в материнском саду.

Василий Макарович Шукшин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Могилка его аккуратная и ухоженная, видимо, есть еще люди, почитающие его творчество, которые приходят, чтобы поклониться могиле писателя и режиссера. Все как положено, только вот щемит сердце от того, как быстро вдова его опомнилась от утраты. Вышла замуж за одного, потом за другого, все на виду, на народе. Трудно понять, как руководитель модной поп-группы может заменить в сердце великого человека. Хотя у каждого своя правда. Сама вдова рассказывает, что жилось ей нелегко с писателем, что и пил он, и бранился, а приревновав, мог и ударить. Трудное дело жить рядом с очень талантливым человеком. В жизни они не так хороши и однозначны, впрочем, как и их герои.

Мария Виноградова (1922 — 1995)

  • Похоронена на Хованском кладбище
  • Роль: Зоя, жена Петра

Одна из самых узнаваемых актрис советского кино сыграла великое множество маленьких ролей. Ее голосом говорят около тысячи мультгероев — от «Ежика в тумане» до Дяди Федора из Простоквашино. Коллеги и друзья нежно величали ее Мусей или Мухой. Мария Сергеевна охотно участвовала в творческих вечерах со взрослыми и детьми, готовая в любой момент совершенно бесплатно отправиться для этого в любую провинциальную глушь.


Фото Руслана Вороного

Пережив два сердечных приступа, она скончалась от инсульта. Когда случился удар, актриса не захотела ехать в больницу и тихо умерла у себя дома. Знаменитый Михаил Глузский, узнав о кончине соседки, тяжело вздохнул:

— Из нашего дома ушел домовой. А без домового — что за дом?

История создания

Процесс появления произведения на свет состоит из множества интересных фактов. Прежде всего, основной его жанровой особенностью является то, что изначально «Калина красная» предназначалась для съемок в кино. Шукшин написал саму повесть, находясь в больнице в 1973 году. В то же время успешная экранизация состоялась лишь год спустя, которая принесла автору известность и всенародное признание.

С процессом написания киноповести связаны следующие интересные события:

  • Шукшин вдохновился созданием произведения благодаря исполнению песни женой Лидией Федосеевой. Она называлась «Калина красная» и была исполнена в первый день их встречи.
  • Из всех 6 работ лишь эта кинокартина в 1972 году была отснята в цвете.
  • Режиссер осуществлял тщательную подготовку к съемочному процессу. Подтверждением этому является тот факт, что он ознакомился с огромным объемом криминальной хроники. Некоторые из эпизодов были использованы в экранизации киноповести.
  • В Алтайском крае, который является родиной кинорежиссера, в память о Василии Макаровиче и его творчестве установлен памятник. Скульптура олицетворяет главного героя Егора Проскудина из «Калины красной».

В процессе съемок особый интерес вызывает сцена, связанная с матерью главного героя. Её роль исполнила Ефимия Быстрова, которая являлась обычной женщиной из крестьянского народа. Она, не догадываясь о том, что её снимают, рассказывала жене Шукшина о своих двух сыновьях, чьи судьбы были похожи на описанные в киноповести.

Прощальный аккорд

На другой день Егор был на работе и увидел «Волгу». Воровской мир никак не отпускает Егора. К нему являются бандиты и угрожают. Люсьен просит Губошлёпа не трогать Егора. Но бандит светится от мстительной радости. По словам Люсьен, Губошлепу скоро конец, он долго не проживет, но для этого человека справедливые слова потеряли вес. Он не хочет, чтобы Егор жит припеваючи, пока ему приходится расплачиваться за разгульное прошлое. По его мнению, ответить должны все, обратной дороги из криминала нет.

Тем временем Люба чует недоброе и просит Петра отвезти ее в поле к Егору. Люди сказали, что видели Волгу. Оказывается, они только что были в деревне и искали Егора.

В лесу завязывается драка, и герой получает смертельную рану от Губошлепа. Умирая, он просит Любу съездить к его маме и передать ей половину денег из пиджака (половину он завещает Любе). Петр выжимал, сколько мог, они везли Егора в больницу. Но он умер в пути. Брат и сестра плакали. Но Петр быстро опомнился. Он поехал на своем самосвале наперерез Волге и смял ее полностью.

Откровенный разговор с Любой

Егор мечтает о семье и доме в деревне, крепком хозяйстве. Он возвращается на родину, на Алтай. Там его ждет Люба, с которой он познакомился по переписке во время заключения. Женщина уже обожглась в браке с алкоголиком, выгнала его. Теперь она верит в будущее Егора и рада его приезду, но ее семью прошлое претендента в мужья настораживает. Егору очень нравится Люба:

Егор объясняет, что хочет стать законопослушным гражданином, и криминальный мир он оставил в прошлом. Люба прямо говорит, что родители строгие и не в восторге от его визита. Поэтому они идут в чайную и заказывают вино. Егор не любит пить, но курит, и переживает, что потенциальная родня его не примет. Ему неловко и в чайной, где все на него смотрят. Любе он про себя рассказал так:

Но Люба тут же упрекнула его во лжи. Она написала начальнику колонии и все узнала. Егор был членом воровской шайки и замки ломал. Люба боится, что у Егора нечестные намерения. Он же посмеялся над подозрениями: стоило ли ехать ради пустяков? Тогда Егор честно признался, что не может быть никем, кроме вора. Деньги он презирает, ведь иногда бывает сказочно богат. Люба его жалеет, но он не принимает жалости, ведь всегда может «ломануть магазинчик» и повеселиться. Но одна горькая у него «струна» — нет у него родных людей на свете. Это и печалит его.

Несмотря на все это, Любе было очень легко с Егором. Она его приняла и даже предложила устроить на нормальную работу. Он был удивлен ее решением и последовал за ней. Ему было так хорошо с этой женщиной. И все же он честно старался ее переубедить:

Она же говорит, что дает ему неделю на отдых, а потом они решат, как быть. Люба отчего-то прониклась к Егору доверием. Да и не хочет она при соседях его гнать сразу, ведь ее же за легкомыслие и осудят.

Трагическая кончина

Работая в поле, Егор замечает на опушке леса «Волгу» с бывшими приятелями. Он идет к ним, а мы тем временем узнаем, что Губошлеп решил поквитаться с Горем за то, что тот отошел от воровской жизни.

К тому моменту, как обеспокоенная Люба разобралась, что происходит, и подъехала с братом к лесной опушке, городские визитеры уже уезжали восвояси. Люба нашла тяжело раненного Егора, и они с Петром пытались помочь Прокудину. Но в какой-то момент тот почувствовал близкую кончину и попросил положить его на землю, чтобы послушать… Из последних сил Егор Прокудин просит отдать его деньги матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома…»

Сюжет и композиция

Повесть начинается с последнего вечера в колонии главного героя – Егора Прокудина. Всё действие повести происходит весной (по словам героя, весной надо садиться, чтобы весной выходить).

Поначалу Егор не знает, куда ему податься. Но ему «нужен выход какой-нибудь», поэтому в областном центре он идёт « на хату», к «своим людям».

Когда бандиты узнали о том, что воры-товарищи «сгорели», и разбежались, Егор утвердился в своём желании заняться сельским хозяйством и отправился на родину, на Алтай, к «заочнице» — женщине, с которой год переписывался, Любе. От Любы он едет в город, идёт в ресторан и просит официанта организовать для него «маленький бардак», собрать народ «для разврата». После «разврата» с диковинными людьми (пожилыми, некрасивыми, несчастными) Егор понял, что хочет вернуться к Любе.

Самое сильное место повести – посещение Егором собственной матери. Это кульминация, приём неузнавания. Любе Егор объясняет, что ещё «не время» открываться, надо хоть подождать, когда волосы отрастут.

Финал повести открытый. Петро, перехвативший «Волгу» с бандитами, становится причиной их гибели. Не повторит ли он судьбу Егора?

Первый день на свободе

Егор после отсидки имел с собой немало денег. За них он нанял шофера. В разговоре с ним он проявляет красноречие и даже склонность к философии, вдохновенно говоря о том, почему он радуется и как это нужно делать. Он декламировал стихи, остановился обнять березы, а шоферу невдомек, почему пассажир так радуется? Для Егора это было начало новой жизни.

Освободился он весной, и как жить дальше — не знает. Для начала он решает навестить своих «коллег». На хате «малина» — сборище воров и их свиты. Там есть и молодые доступные женщины, и именитые преступники, и низы преступного мира. Одна из девушек пела песню про «Калину красную». Вся комната была запущена и загажена. Не комната, а «логово». Егор был рад видеть друзей. Особенно ему образовалась скуластая женщина с гитарой — Люсьен. Кличка Егора в этой компании — «Горе».

Сегодня они собрались вместе, потому что часть банды «брала ларек». Егора встретили с почтением, он с Люсьен станцевал их коронный номер (под «Барыню») и разбил фужер на счастье. Егор говорит, что душа его плачет, Люсьен флиртует с ним. Остальные зэки подтрунивают над ними. Веселье кончилось, когда выяснилось, что налет сорвался. По уговору все должны залечь на дно на 2 недели. Не все успели уйти, дом окружили. Губошлеп, друг Егора, хотел открыть огонь, но Егор решил спасти друзей и увезти погоню за собой. У него железное алиби — справка об освобождении. Он оторвался и очутился на кладбище. Бежал он весело и азартно, как никогда. Его охватила радость жизни. Из дома послышался окрик, но Егор поинтересовался, дома ли Нина? Выяснив, что она уехала, он пошел прочь, а голос уже не был таким напряженным.

В этот вечер он звонил Любе, но их не связали, и он в остервенении решил уехать к ней и со всем покончить. Он утверждается в желании жить нормальной жизнью честного человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: