Камыши бальмонт анализ кратко

Анализ стихотворения: бальмонт, «камыши». тема, сюжет стихотворения константина бальмонта

Тема стихотворения «Камыши» Бальмонта

Тему стихов определить сразу довольно трудно. Если исходить из названия, перед нами — образец пейзажной поэзии. Но углубляясь в произведение, сразу видим, что речь не о пейзаже, и воспевания красоты растений мы здесь не найдем. Тема совсем другая: «О чем шепчут камыши лунной ночью»?

Но этим не ограничиваются поднятые в поэзии вопросы. Тема загадочности природы, недоступных людям знаний благодаря метафорам плавно переходит на душу лирического героя и человечества в целом. Что же такое, этот «бесшумный шепот камышей»? Разговор? Чувства? Ответ будет правильный, если мы выберем любой из этих вариантов. Но наиболее точное определение — это, скорее всего, мысли. Шепот камышей — это мыслительный процесс. Мысли бесшумны, но не стихают ни на минуту. Именно в мыслях рождаются вопросы и образы: слуховые, зрительные и даже тактильные.

Произведение написано в мистическом ключе. Загадочный «разговор» камышей — образ, скорее, слуховой, чем зрительный. Далее сделаем подробный анализ стихотворения.

Главная тема стихотворения

Темой стихотворения «Снежинка» является в широком смысле красота природы, в каждом, даже таком микроскопическом, как снежинка, её проявлении. В философском смысле можно усмотреть в теме стихотворения жизненный путь любого живого существа от расцвета и развития до ухода. Но главной героиней стихотворения автор делает именно снежинку — неодушевленное, в сущности, создание, которое неведомым человеку способом рождается где-то в небесах, получается невероятно красивым и гармоничным, совершает медленное красивое падение и тает.

Снежинки «производит» сама природа, и они — воплощение удивительной симметрии, конечно, если каждую из них внимательно рассмотреть. В большинстве же случаев человек не рассматривает снег, который для него просто осадки, зачастую мешающие комфортной жизни. Потому поэт и одушевляет свою снежинку — наделяет её теми качествами, которые может иметь только человек:

  • смелость («такая чистая, такая смелая),
  • целеустремленность («легко проносится, на землю просится»),
  • способность чувствовать, способность испытывать эмоции, взаимодействовать с окружением («дрожит», «взметается», «утешается», «ветром лелеется»).

Поэт будто делает открытие для каждого, кто прочитает стихотворение: снег — это миллионы снежинок, каждая со своим жизненным циклом, и каждая кристально чиста, как чист новорожденный, как ангел (налицо символистические традиции). Развернутое олицетворение снежинки, выделение её в потоке падающего снега — основной стилистический прием данного стихотворения.

Авторские эмоции — светлая грусть. Все знают, что происходит со снегом, достигающим земли, — он тает, его красоты не замечают. Была ли миссия снежинки выполнена, да и есть ли цель у её существования, если быстротечный ветер несет её, беззащитную, на верную гибель? Этого автор не знает, но смелая чистая снежинка вполне может вдохновить кого-то на поиск красоты вокруг себя.

Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Камыши»

«Камыши» — одно из самых знаменитых стихотворений Константина Бальмонта, которое вошло в сборник стихов « За пределы», изданный в 1895 году. Это стихотворение стало неким экспериментом в творчестве автора. Потому что он впервые сделал главным героем произведения неодушевленный предмет, но сам наделил его чувствами, разумом, душой. Тем самым он провел параллель между людьми и камышами. Люди бывают столь же одиноки, как и камыши. Люди задаются такими же вопросами, и чувствуют то же самое в попытке найти смысл жизни. Используя олицетворение, автор одушевляет камыши, делает их живыми, делает их подобными людям.

Тема природы близка автору, он мастерски воссоздает любые пейзажи. Настроение стихотворения достаточно мрачное. С первых же строк поэт погружает читателя в непроглядную тьму, болото, из которого нет выхода, кругом сырость, трясина, печаль и тоска. Яркую картину уныния, пустоты, грусти и растерянности автор рисует с помощью эпитетов. Можно даже услышать те звуки, которые существуют в болоте: свист и шорох, кваканье жаб.

Это произведение метафорично. Болото автор рассматривает как жизнь. Жизнь непростая, в ней есть уныние, пустота, серость, сырость, есть и яркие светлые моменты, они, как непонятные огоньки на болоте, быстро вспыхивают и быстро гаснут. Почему они появляются и стремительно исчезают? Этот вопрос волнует автора. Этот же вопрос задают камыши, обращаясь к небесному светилу, но так и не получая ответа. Это наводит на размышление, что жизнь — своеобразная трясина.

Стихотворение «Камыши» является неким посланием автора, одержимого идеями юношеского максимализма, тем людям — камышам, которые тихо шуршат и задаются вопросами на своем болоте-жизни. Они не должны молчать, не должны тихо шуршать и оставаться без ответа. Они должны смело заявлять о себе. В этом проглядывается бунтарство, характерное творчеству Бальмонта того времени.

Стихотворение состоит из девяти строф. Строфы состоят из двух строк, связанных последовательной полной рифмой. Размер данного стихотворения четырехстопный амфибрахий. Ведущими мотивами произведения являются одиночество и безысходность. Композиция произведения кольцевая. Камыши возвращаются к тому, с чего начали. Они так же продолжают тихо шуршать в тиши.

Бальмонт придает стихотворению гармоничность, напевность и плавность, используя игру звуков. Звуковой строй, состоящий из шипящих и свистящих звуков, настраивает на атмосферу тишины.

Отношение к культуре.

Стремление включить инокультурные феномены в ценностно-смысловое единство русской культуры.

Анализ стихотворения В.Я,Брюсоваи»Где вы, грядущие гунны. «

В “Грядущих гуннах” наиболее развернуто и полно раскрывается отношение автора к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить — вот главный смысл революции, каким его видел Брюсов. Этой идее соответствуют средства художественной выразительности и лексика в целом. В этом стихотворении передается весь ужас происходящих явлений с помощью резких слов: рухните, мерзость, разрушений, уничтожит. Всю тяжесть событий Брюсов показывает в средствах художественной выразительности: он с самого начала использует метафору – гунны, сравнивая их с революционерами, одряхлевшее тело он сравнивает со страной, находящейся в упадке, Нависшая опасность, которую представляют революционные события автор выражает резкими эпитетами: топот чугунный, опьянелая орда, пылающей крови, веселое поле(здесь Брюсов выражает «варварство» революционеров, которые по его мнению устанавливают новые порядки на месте старых культурных обычаев),радостном свете(также подчеркивает резкость происходящих событий). Также Брюсов использует намеренную тавтологию: невольники воли, чтобы показать всю безысходность сложившегося положения. Имеются в этом стихотворении и сравнения, так ,например, с иронией сравнивает автор разрушителей страны с детьми: «вы во всем неповинны, как дети…». Также имеются здесь и противопоставления. веселое поле противопоставляется тронному залу, революционеры, сравниваемые с детьми, противопоставлены подобным автору людям-мудрецам и поэтам.

Анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Камыши».

«Камыши»-стихотворение, которое не связано с крупномасштабными историческими событиями, происходящими в России и мире в целом. К. Бальмонт в данном стихотворении при помощи средств хужожественной выразительности представляет всю картину ночного пейзажа. При помощи повторения согласного звука «ш» в начале создается впечатление, что в действительности рядом шуршат камыши. «…в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши». Много в этом стихотворении эпитетов, которые делают его ярким и реальным, как будто эта ночная картина действительно находится пред глазами читателя: блуждающий свет, умирающий лик багровый месяц ,месяц печальный. Богато стихотворение и сравнениями: умирающий лик сравнивается с месяцем; метафорами(как одним из его видов: лик сравнивается с месяцем). Но больше всего это стихотворение наделено олицетворениями: «Камыши шепчут, камыши говорят, лик дрожит, сырость ползёт, трясина заманит, сожмет, засосёт; месяц поник,месяц не знает, месяц склоняет лик. Благодаря этому создается живая картина происходящего, как будто каждый отдельный предмет живёт. В результате всего этого, у Бальмонта получилось представить читателям завораживающую, живую природу, в которой всё движется, шевелится, живёт.

Тропы и образы

Основной троп первого катрена – олицетворение. Бальмонт повторяет призыв «люби» как песню берёз, цветущей сирени и роз. Эпитеты и метафоры (розы пылают, сирень в цветной пыли

) создают яркий образ поздней весны – традиционной для поэзии поры любви.

Второй катрен – призыв уже не природы, а лирического героя. Неологизм «безлюбье» в контексте обозначает не только отсутствие, но и отрицания любви. Безлюбье и бесстрастие, угрозы которого надо бежать, — состояние, приводящее к бессмысленности существования. Возможно, именно о таких строфах, как второй катрен, критик Николай Банников писал, что они хорошо передавали атмосферу и настроение, «но при этом страдал рисунок, пластика образов». Второй катрен очень музыкален, аллитерации звуков стр, зл, гр, гл создают образы враждебной угрозы. Бальмонт – мастер повтора слов, особой музыкальной пластики стиха. В первом катрене корень люб

повторяется 4 раза, во втором – 3.

Метафоры «твой полдень вмиг вдали» и «твою зарю теченья зорь сожгли» передают быстротечность и бессмысленность человеческой жизни, где полдень и заря – символы её периодов, не лишённые также своего прямого значения. Огонь и грёзы противопоставлены как разные состояния человеческой души: действие и бездействие, деятельность и мечтания, динамика и статика, разрушение и созидание, эмоции и разум.

Первый терцет – эмоциональный перелом, после которого лирический герой не увещевает читателя, не призывает его любить, а обвиняет в беззаконии. Это не просто закон природы, о котором говорится в первой строфе (весеннее побуждение и природы). Первый терцет – скрытая цитата «Божественной комедии» Данте, в которой описана «любовь, что движет солнце и светила». Невозможно понять смысл сонета, не распознав скрытую цитату, не поняв подтекст. Ведь Данте говорит не о природной, физиологической любви, а о любви божественной. Такая любовь сопряжена со страданиями, о чём последний терцет.

Метафора бессмысленно прожитой жизни «он в каждом часе слышит мёртвый звон» — свидетельство того, что тот, кто не любил, как будто и совсем не жил, просто терял время на земле, а в будущем будет наказан. Слово высокой лексики «возмездье» — это усиление обещанной во втором катрене угрозы.

Последняя строка противопоставлена остальным пяти строкам двух терцетов. Она описывает того, кто любит. Поэт характеризует любящего только одним словом – он счастлив. Последнее коротенькое предложение отсылает читателя к образу Иисуса Христа, который был распят за человечество, любя каждого человека. Счастье, с точки зрения Бальмонта, сопряжено с чувством любви. Так поэт решает философский вопрос счастья.

Анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Камыши».

«Камыши»-стихотворение, которое не связано с крупномасштабными историческими событиями, происходящими в России и мире в целом. К. Бальмонт в данном стихотворении при помощи средств хужожественной выразительности представляет всю картину ночного пейзажа. При помощи повторения согласного звука «ш» в начале создается впечатление, что в действительности рядом шуршат камыши. «…в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши». Много в этом стихотворении эпитетов, которые делают его ярким и реальным, как будто эта ночная картина действительно находится пред глазами читателя: блуждающий свет, умирающий лик багровый месяц ,месяц печальный. Богато стихотворение и сравнениями: умирающий лик сравнивается с месяцем; метафорами(как одним из его видов: лик сравнивается с месяцем).

Но больше всего это стихотворение наделено олицетворениями: «Камыши шепчут, камыши говорят, лик дрожит, сырость ползёт, трясина заманит, сожмет, засосёт; месяц поник,месяц не знает, месяц склоняет лик. Благодаря этому создается живая картина происходящего, как будто каждый отдельный предмет живёт. В результате всего этого, у Бальмонта получилось представить читателям завораживающую, живую природу, в которой всё движется, шевелится, живёт.

Что мы знаем о поэте?

Константин Бальмонт — русский поэт Серебрянного века. Принадлежал к символистам, почти все его произведения созданы в этом ключе.

Родился в небольшой деревушке Владимирской губернии. Его родители были довольно образованными людьми, в семье матери издавна любили литературу и привили эту любовь дочери. Вера Николаевна принесла эту любовь и в свою семью, где устраивала литературные вечера, различные чтения и спектакли. Они имела сильное влияние на представителей местной печати, где способствовала публикации многих молодых авторов.

Константин Бальмонт перенял от нее любовь к литературе. Позже поэт скажет, что сильный и страстный характер у него тоже от матери.

В юности будущий символист благодаря знанию многих языков имел возможность изучать шедевры мировой литературы и в них черпать вдохновение для своего творчества.

Еще одним источником вдохновения для поэта была русская природа, что окружала его дом. Частично посвящено природе и его стихотворение «Камыши».

Анализ поэтического сборника Бальмонта «Только любовь. Семицветник»

… вызывает в людях множество оттенков настроения. «Психологическая лирика» Бальмонта полна намеков, индивидуальных символов. Особенно интересны его … воскликнуть: «Ты будешь навсегда любовной пыткой мне!» Анита Константин Бальмонт Я был желанен ей. Она …

Основные мотивы и образы лирики М. Ю. Лермонтова. Нравственно-философское звучание …

… Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века Свою первую книгу стихотворений, который назывался «Сборник стихотворений», Бальмонт издал в 1890 г. Всё издание было проникнуто меланхолическим настроением, основные темы лирики …

Основные настроения поэзии К.Д. Бальмонта

… что из всех многочисленных книг Бальмонта можно выбрать и скомпоновать один великолепный сборник. Поэзию Бальмонта необходимо знать, как творчество других мастеров стиха начала XX в. – Брюсова, Блока, А. Белого, Ахматовой. …

Любовная лирика Константина Бальмонта

Любовная лирика поэтов всех времён и поколений! Часть IX

ИГРАЮЩЕЙ В ИГРЫ ЛЮБОВНЫЕ

Есть поцелуи — как сны свободные, Блаженно-яркие, до исступления. Есть поцелуи — как снег холодные. Есть поцелуи — как оскорбление.

О, поцелуи — насильно данные, О, поцелуи — во имя мщения! Какие жгучие, какие странные, С их вспышкой счастия и отвращения!

Беги же с трепетом от исступленности, Нет меры снам моим, и нет названия. Я силен — волею моей влюбленности, Я силен дерзостью — негодования!

Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение, Я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле. Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаления, Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле.

Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно, Я тебя увидал — как слепой вдруг расширит глаза И, прозрев, поразится, что в мире изваянность спаяна, Что избыточно вниз, в изумруд, излилась бирюза.

Помню. Книгу раскрыв, ты чуть-чуть шелестела страницами. Я спросил: «Хорошо, что в душе преломляется лед?» Ты блеснула ко мне, вмиг узревшими дали, зеницами. И люблю — и любовь — о любви — для любимой — поет.

Она отдалась без упрека, Она целовала без слов. — Как темное море глубоко, Как дышат края облаков!

Она не твердила: «Не надо», Обетов она не ждала. — Как сладостно дышит прохлада, Как тает вечерняя мгла!

Она не страшилась возмездья, Она не боялась утрат. — Как сказочно светят созвездья, Как звезды бессмертно горят!

Я ласкал ее долго, ласкал до утра, Целовал ее губы и плечи. И она наконец прошептала: «Пора! Мой желанный, прощай же — до встречи».

И часы пронеслись. Я стоял у волны. В ней качалась русалка нагая. Но не бледная дева вчерашней луны, Но не та, но не та, а другая.

И ее оттолкнув, я упал на песок, А русалка, со смехом во взоре, Вдруг запела: «Простор полноводный глубок. Много дев, много раковин в море.

Тот, кто слышал напев первозданной волны, Вечно полон мечтаний безбрежных. Мы — с глубокого дна, и у той глубины Много дев, много раковин нежных».

Было поздно в наших думах. Пела полночь с дальних башен. Темный сон домов угрюмых Был таинственен и страшен.

Было тягостно-обидно. Даль небес была беззвездна. Было слишком очевидно, Что любить, любить нам — поздно.

Мы не поняли начала Наших снов и песнопений. И созвучье отзвучало Без блаженных исступлений. И на улицах угрюмых Было скучно и морозно. Било полночь в наших думах Было поздно, поздно, поздно. ***** **** *** ** *

Жанровые особенности

По мнению критиков, под влиянием юношеского максимализма и мистицизма писал юный Бальмонт «Камыши». Жанр стихотворения, скорее всего, можно отнести к философской лирике. Поэт наделяет растения человеческими чувствами и даром речи: «Кого, для чего? — Камыши говорят».

Задымываясь о загадочном шепоте растений, воды и запахе тины, автор подразумевает не то, что видит он и видим мы.

«Камыши»: о чем стихотворение?

Если читатель впервые откроет книгу на странице с этим произведением, он скажет, что оно — о камышах. Но это не совсем так, ключевой фразой можно назвать: «О чем они шепчут? О чем говорят?» То есть, стихотворение не о камышах, оно об извечной загадке природы. Тихое шуршание растений автор сравнивает с ночным разговором и задается вопросом: «О чем этот разговор»? Делая анализ стихотворения (Бальмонт, «Камыши»), не стоит забывать и о том, что поэт принадлежал к символистам и был ярким их представителем.

Символы в его стихотворении очень живые. «Умирающим ликом» он называет Луну, «вздохом погибшей души» — шуршание камышей у воды.

Поэтический мир Константина Бальмонта весьма богат и разнообразен. Будучи приверженцем символизма, он на заре своего творчества очень часто экспериментировал с образами и создавал произведения, объединенные глубоким философским смыслом. В 1895 году поэт опубликовал поэтический цикл «За пределы», в который вошло стихотворение «Камыши». Пытаясь расширить рамки сознания, автор наделил болотные растения чувствами и разумом, проведя параллель между ними и людьми, которые также страдают от одиночества и задаются множеством вопросов.

С первых строк стихотворения Константин Бальмонт воссоздает достаточно мрачную и унылую картину, которая на тот момент отражает его внутренний мир. «Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши», — отмечает поэт и пытается представить себя на месте своих героев

Сделать это не сложно, достаточно лишь оглянуться вокруг, увидеть вязкую трясину и мерцающие вдалеке огоньки, которые и привлекают внимание автора. Проводя незримую параллель, он пытается понять, почему они то и дело вспыхивают в траве и куда так стремительно исчезают

5 стр., 2368 слов

План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова

… природы, исключительно в единстве с ней. План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова Условия успешного выполнения работы Жанр сочинения — анализ поэтического текста; литературно-критическая статья. Содержание — творческая работа логического … ночные тени, тени без конца). Эти средства выразительности помогают автору наиболее точно описать все, происходящее в сердце лирического персонажа: он …

«В болоте дрожит умирающий лик. То Месяц багровый печально поник», — отмечает поэт и именно к небесному светилу адресует свой вопрос. Но ответа на него нет, потому что мир, по мнению Бальмонта, устроен весьма странным образом. То, что является важным, всегда остается за кадром, а несущественные мелочи заполняют все существование, и именно из них соткано бытие и людей, и камышей. «И тиной запахло. И сырость ползёт.

Трясина заманит, сожмёт, засосёт», – такое печальное будущее рисуется поэту, и дело совсем не тех ощущениях, которые рождаются у него в душе при взгляде на топь. Автор понимает, что сама по себе жизнь лишена высокого смысла, если только не позаботиться о том, чтобы привнести в нее некое разнообразие. Однако мало кому дано осмыслить великие идеи и попытаться воплотить их в реальности. Поэтому люди, в представлении Бальмонта, очень похожи на камыши, которые, «вздох повторяя погибшей души, тоскливо, бесшумно, шуршат».

Юношеский максимализм в этот период творчества толкал поэта на многие необдуманные поступки. Автор мечтал если и не о славе, то о том, чтобы изменить этот мир, заставить людей-камышей говорить о своих мечтах в полный голос. Видимо, по этой причине Константин Бальмонт увлекся социалистическими идеями, за что прослыл вольнодумцем, бунтарем и даже оппозиционером. Тем не менее, юношеские увлечения политикой вскоре отошли на второй план, а в наследие потомкам остались очень красивые и романтичные стихи о людях-камышах.

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши»

 
Поэтический мир Константина Бальмонта весьма богат и разнообразен. Будучи приверженцем символизма, он на заре своего творчества очень часто экспериментировал с образами и создавал произведения, объединенные глубоким философским смыслом. В 1895 году поэт опубликовал поэтический цикл «За пределы», в который вошло стихотворение «Камыши». Пытаясь расширить рамки сознания, автор наделил болотные растения чувствами и разумом, проведя параллель между ними и людьми, которые также страдают от одиночества и задаются множеством вопросов.
 
С первых строк стихотворения Константин Бальмонт воссоздает достаточно мрачную и унылую картину, которая на тот момент отражает его внутренний мир. «Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши», — отмечает поэт и пытается представить себя на месте своих героев

Сделать это не сложно, достаточно лишь оглянуться вокруг, увидеть вязкую трясину и мерцающие вдалеке огоньки, которые и привлекают внимание автора. Проводя незримую параллель, он пытается понять, почему они то и дело вспыхивают в траве и куда так стремительно исчезают.
 
«В болоте дрожит умирающий лик

То Месяц багровый печально поник», — отмечает поэт и именно к небесному светилу адресует свой вопрос. Но ответа на него нет, потому что мир, по мнению Бальмонта, устроен весьма странным образом. То, что является важным, всегда остается за кадром, а несущественные мелочи заполняют все существование, и именно из них соткано бытие и людей, и камышей. «И тиной запахло. И сырость ползёт.
 
Трясина заманит, сожмёт, засосёт», – такое печальное будущее рисуется поэту, и дело совсем не тех ощущениях, которые рождаются у него в душе при взгляде на топь. Автор понимает, что сама по себе жизнь лишена высокого смысла, если только не позаботиться о том, чтобы привнести в нее некое разнообразие. Однако мало кому дано осмыслить великие идеи и попытаться воплотить их в реальности. Поэтому люди, в представлении Бальмонта, очень похожи на камыши, которые, «вздох повторяя погибшей души,
тоскливо, бесшумно, шуршат».
 
Юношеский максимализм в этот период творчества толкал поэта на многие необдуманные поступки. Автор мечтал если и не о славе, то о том, чтобы изменить этот мир, заставить людей-камышей говорить о своих мечтах в полный голос. Видимо, по этой причине Константин Бальмонт увлекся социалистическими идеями, за что прослыл вольнодумцем, бунтарем и даже оппозиционером. Тем не менее, юношеские увлечения политикой вскоре отошли на второй план, а в наследие потомкам остались очень красивые и романтичные стихи о людях-камышах.
 


СнежинкаЗолотое словоЧитать другие стихи К.Бальмонта

Структурный анализ стихотворения

Главное художественное средство, с помощью которого создается центральный образ стихотворения, — это развернутое олицетворение. Снежинка наделена человеческими качествами и способностью к чувствам, поэтому все действия, которые она совершает, укладываются в рамки олицетворения.

Композиция стихотворения кольцевая — первые строфы повторяются в финале, и этим во-первых, подчеркивается цикличность, круговорот живого в природе, во-вторых, замалчивается трагический финал жизни снежинки.

Стихотворение состоит из восьми катренов. Размер — ямб с пропуском ударения в последнем слоге (пиррихием), рифма женская, точная. Женская рифма придает особую мягкость звучащим строкам, а музыкальность им сообщает звукопись — обилие сонорных «р», «л», «н».

Палитра автора светла и направлена на создание невинного, кристально чистого образа. Стихотворение неслучайно входит в сборник «Только любовь», ведь природа — это целиком любовь и жизнь, а художник — то зеркало, которое способно поймать и отразить прекрасное явление.

Константин Бальмонт — ярчайший представитель раннего символизма в России. Его произведения наполнены поиском смысла жизни, целей и вопросами без ответов. Его поэзия заставляет читателя задуматься.

Наша статья посвящена произведению «Камыши». Бальмонта «Камыши» мы будем делать по составленному нами плану, который позже можно применять и для анализа других поэтических произведений.

Образы и символы

«Я всему молюсь» — эпиграф к сборнику «Только любовь», который был взят автором из романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Сборник стихов «Только любовь», куда входит произведение «Золотая рыбка», характеризуется направленностью автора к новым впечатлениям и чувствам.

Путь лирического героя данного цикла – это часть пути всеобщего, мирового. Лирический герой находится в духовном поиске, стремится к познанию, к приобщению к вечному через творчество и любовь.

Лирическим героем стихотворения «Золотая рыбка» является сам автор, от чьего лица ведётся повествование, кто впускает нас в чарующий мир чудес и волшебства.

Золотая рыбка является основным образом произведения. Она исполнительница желаний. Рыбка является символом просветления, символом новых возможностей, начинаний.

Золотой цвет также символичен. Он является цветом мудрости, цветом солнца. Солнце часто встречается в произведениях автора. Оно для поэта ассоциируется с недосягаемой мечтой.

Также в стихотворении присутствует образ луны. Луна – это зеркало, которое отражает солнечный свет.

В контексте данного стихотворения луна является отражением волшебства; именно при лунном свете природа раскрывает свой сокровенный смысл, своё чарующее нутро. При лунном свете природе не страшно раскрыть себя, луна является защитой, покровом.

Всё творчество Бальмонта отличается особой музыкальностью. Музыка для автора – это особая суспензия, которая заливает, заполняет каждое произведение поэта, в ней растворяются все другие ингредиенты, объединяются, создавая совершенно новый, единый, гармоничный продукт на выходе.

Очень символично то, что в данном произведении «звучит музыка» и от скрипок, и от самой рыбки. Скрипка, которую считают самым «тонким», чувственным инструментом, издаёт приятные звуки, сплетающиеся с музыкой от рыбки, то есть музыкой чудес, музыкой души, бесшумной, но волнующей. Нередко, описывая чувственные переживания человека, упоминают о струнах души, что даёт основание уверенно провести параллель между душой и скрипкой. Данное предположение придаёт стихотворению дополнительный сакральный смысл.

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» по плану

Приступаем к анализу стихотворения. Не будем повторять имя автора и название, переходим сразу ко второму пункту.

Стихотворение принадлежит к символизм. Его жанр вмещает в себе элементы как пейзажной лирики, так и философской.

Тема стихотворения — смысл жизни. Идея — быстротечность жизни, безысходность и бессилие перед фатумом. Благодаря образам болота, блуждающих огоньков и умирающего лика луны довольно мрачную картину создает Бальмонт. Анализ стихотворения «Камыши» стоит дополнить исследованием выразительности. Это красочные эпитеты «блуждающий», «умирающий», «безмолвный»; олицетворение (камыши шепчут) и особый фонетический прием — аллитерация. При помощи повторения согласных шипящих звуков автор достигает эффекта «шуршания», что придает стихотворению особое звучание.

В поэзии присутствуют сравнения, месяц сравнивается с умирающим «ликом», шум камышей — «со вздохом погибшей души».

Интересным способом привлечь внимание читателя выступает прием, который называют «оксюморон». Это сочетание несочетаемого

В данном случае это фраза «бесшумно шуршат». Бесшумно то есть без звука, но если они «шуршат», это значит, что звук все-таки есть. Данный прием используется для создания мистического настроения. Камыши будто не шепчут, а думают. Мы слышим не шум, а бесплотные мысли.

LiveInternetLiveInternet

Константин Дмитриевич Бальмонт

Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между ними горят?

Мелькают, мигают — и снова их нет. И снова забрезжил блуждающий свет.

Полночной порой камыши шелестят. В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник.

И тиной запахло. И сырость ползет. Трясина заманит, сожмет, засосет.

«Кого? Для чего? — камыши говорят,- Зачем огоньки между нами горят?»

Но месяц печальный безмолвно поник. Не знает. Склоняет все ниже свой лик.

И, вздох повторяя погибшей души, Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.

Поэтический мир Константина Бальмонта весьма богат и разнообразен. Будучи приверженцем символизма, он на заре своего творчества очень часто экспериментировал с образами и создавал произведения, объединенные глубоким философским смыслом. В 1895 году поэт опубликовал поэтический цикл «За пределы», в который вошло стихотворение «Камыши». Пытаясь расширить рамки сознания, автор наделил болотные растения чувствами и разумом, проведя параллель между ними и людьми, которые также страдают от одиночества и задаются множеством вопросов.

С первых строк стихотворения Константин Бальмонт воссоздает достаточно мрачную и унылую картину, которая на тот момент отражает его внутренний мир. «Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши», — отмечает поэт и пытается представить себя на месте своих героев

Сделать это не сложно, достаточно лишь оглянуться вокруг, увидеть вязкую трясину и мерцающие вдалеке огоньки, которые и привлекают внимание автора. Проводя незримую параллель, он пытается понять, почему они то и дело вспыхивают в траве и куда так стремительно исчезают

«В болоте дрожит умирающий лик. То Месяц багровый печально поник», — отмечает поэт и именно к небесному светилу адресует свой вопрос. Но ответа на него нет, потому что мир, по мнению Бальмонта, устроен весьма странным образом. То, что является важным, всегда остается за кадром, а несущественные мелочи заполняют все существование, и именно из них соткано бытие и людей, и камышей. «И тиной запахло. И сырость ползёт. Трясина заманит, сожмёт, засосёт», – такое печальное будущее рисуется поэту, и дело совсем не тех ощущениях, которые рождаются у него в душе при взгляде на топь. Автор понимает, что сама по себе жизнь лишена высокого смысла, если только не позаботиться о том, чтобы привнести в нее некое разнообразие. Однако мало кому дано осмыслить великие идеи и попытаться воплотить их в реальности. Поэтому люди, в представлении Бальмонта, очень похожи на камыши, которые, «вздох повторяя погибшей души, тоскливо, бесшумно, шуршат».

Юношеский максимализм в этот период творчества толкал поэта на многие необдуманные поступки. Автор мечтал если и не о славе, то о том, чтобы изменить этот мир, заставить людей-камышей говорить о своих мечтах в полный голос. Видимо, по этой причине Константин Бальмонт увлекся социалистическими идеями, за что прослыл вольнодумцем, бунтарем и даже оппозиционером. Тем не менее, юношеские увлечения политикой вскоре отошли на второй план, а в наследие потомкам остались очень красивые и романтичные стихи о людях-камышах.

pishi-stihi.ru

Анализ стихотворения Пастернака “Опять весна”

Ведущее место в поэзии Пастернака отведено природе. Как правило, содержание его стихотворений – это не просто пейзажные зарисовки. Повествуя о временах года, рассветах и дождях, Борис Леонидович рассказывает читателям о природе мирового бытия. Жизнь в представлении поэта – нечто вечное, безусловное. Пастернака удивляет чудо существования. Даже самое распространенное природное явление способно поразить его. Каждый раз он будто совершает большое открытие: Это поистине новое чудо, Это, как прежде, снова весна. Весне – поре тотального обновления и перерождения – Борис Леонидович посвятил множество стихотворений. Подробнее…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: