Вариант 2
Лирика стихотворений Фета является одной из самых красивых лирик в литературе. В своём уникальном стиле автор описывал чувственные картины, через которые он также не забывал пронести свою идею, и свой, собственный уникальный смысл всего произведения. Особенно часто данную лирику можно увидеть в его стихотворениях и прозе. Он настолько ярко описывал все те вещи, которые показывал в своих произведениях, что читателю становилось тепло и уютно на душе, он начинал чувствовать себя защищённым и защищаемым, будто он находится у себя дома. Эта особая атмосфера произведений Фета, в которых также присутствует некая таинственная пелена неясности, которой окутывается всё произведение. Прекрасным примером этому послужит произведение “Облаком волнистым”.
В нём автор наиболее чётко передал ту самую атмосферу неясности, и некой неизвестности, которая присутствует практически во всех произведениях автора. В данном стихотворении автор удержал свой минималистический стиль, однако даже при таком стиле написания, его произведение всё равно смогло остаться наполненным деталями, осталось всё таким же наполненным душевностью автора. Читатель видит, что в произведении автор не даёт четкого указания на главного лирического героя, однако даёт его очертания, показывает то, как он выглядит, и это обуславливает название произведения, так как главный герой точно также лёгок и воздушен как облако, и так же расплывчат и не понятен, а потому интерпретируется каждым человеком по своему.
Образ лёгкого воздушного облака как бы олицетворяет собой всё произведение. В нём также присутствуют лёгкие, почти не зримые нотки воздушности. Именно той воздушности, через которую автор доносит до читателя смысл всего произведения, хоть расплывчатый и непонятный. В стихотворении он попытался удержать стандартный строй любого стихотворения, дабы оно могло отпечаться в памяти у читателя, и не создавало особых трудностей в его восприятии. Через данное стихотворение, автор говорит читателю о том, что не всё так однозначно в мире, и что следует искать гораздо более глубокий смысл, нежели тот, который находится на поверхности. Он мотивирует читателя углубляться в тему, искать скрытое он простых глаз, чем и поддевает интерес к произведению.
Анализ стихотворения Облаком волнистым по плану
Анализ стихотворения Шепот робкое дыхание
Анализ стихотворения Шепот робкое дыхание по плану
1. История создания. Стихотворение «Шепот, робкое дыхание» (1850 г.) является одним из самых известных произведений А. А. Фета. В нем ярче всего проявились основные черты таланта поэта. Однако после публикации стихотворение подверглось резкой критике. Фета обвиняли в беспредметности и слишком явных намеках на интимные отношения. В 1856 г. поэт серьезно переработал произведение и опубликовал его окончательный вариант.
2. Жанр стихотворения — сочетание пейзажной и любовной лирики.
3. Основная тема произведения — любовное единение на фоне природы. Фет описывает переходное состояние, когда ночь сменяется рассветом. Поэт был убежден, что между природой и человеком существует неразрывная связь. Поэтому в стихотворении «робкое дыханье» чередуется с «трелями соловья», «ночные тени» — с «изменениями милого лица».
Влюбленные словно сливаются с природой. Отличительная черта творчества Фета — отсутствие лирического героя. О людях даются лишь намеки через «шепот», «лобзания», «слезы». Читатель должен сам представиться себе общую картину. Все произведение в целом представляет собой ряд полунамеков, отдельно представленных неуловимых состояний. Короткие рубленые строки призваны не описать картину, а создать у читателя определенное ощущение сопричастности происходящему.
4. Композиция стихотворения последовательная. Оно представляет собой миниатюру из трех строф.
5. Размер произведения — разностопный хорей с перекрестной рифмой.
6. Выразительные средства. Главная отличительная черта стихотворения — полное отсутствие глаголов. Динамика достигается путем непрерывного чередования существительных, намекающих на движение («колыханье», «изменений»). Не меньшая нагрузка лежит на эпитетах («ночной», «волшебных», «дымных»).
Фет использует очень красивые метафоры: «серебро ручья», «пурпур розы». Особая плавность и мелодичность произведения возникает во второй строфе благодаря лексическому перетеканию: «свет ночной, ночные тени, тени без конца». Неспешное по ритму стихотворение завершается одновременно торжественным восклицанием и многоточием («заря, заря!..»), что подчеркивает силу и незавершенность блаженства влюбленных. Лексический повтор союза «и» усиливает это впечатление.
7. Основная идея произведения. Фет был убежденным сторонником теории «чистого искусства». Стихотворение «Шепот, робкое дыханье» само по себе свидетельствует в защиту этой теории. Описывая легкие, неуловимые состояния природы и человека, а также связь между ними, поэт стремится создать у читателей такие же ощущения. Задача Фета — лишь намекнут, дать стимул. Целостная картина неизбежно возникнет в душе каждого, обладающего богатым воображением человека.
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-2126010-3’, blockId: ‘R-A-2126010-3’ }) })
Образная структура
Пространство равнины в стихотворении распахнуто вдаль, словно бы безгранично, а неназванная земля, с которой «встает» облако пыли, наделенное чертами и воздушного облака, и морской стихии («волнистое»), благодаря этому образу вдалеке сливается с небом и наделяется оттенками значения, присущими водной глади.
Взаимоподобие (а иногда и взаимоотражение) неба и земли — повторяющийся, устойчивый мотив поэзии Фета, например в стихотворениях «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…» (1863) и «Забудь меня, безумец исступленный…» (1855) говорится о младенце, спутавшем лунное отражение в воде с самим светилом. Двойным пейзажем (лес и его отражение во втором «небе» — зеркале озера) открывается стихотворение «Над озером лебедь в тростник протянул…» (1854).
Но ближе всего к стихотворению «Облаком волнистым…» написанное почти в одно время с ним «Чудная картина…» (1842). В этом лирическом произведении признаки белизны и свечения-блеска приданы и лунному ночному небу, и снежной ночной равнине: «Белая равнина, / Полная луна, // Свет небес высоких, / И блестящий снег, / И саней далеких / Одинокий бег». Разомкнутости пространства по вертикали (высокие небеса) соответствует распахнутое вдаль по горизонтали пространство равнины (сани «далекие» — видны где-то далеко-далеко).
По замечанию американского исследователя Р. Густафсона, «это стихотворение — эскиз, белое по белому» (ср. о композиции пространства в «Чудная картина…»: ).
Однако сходство стихотворений «Облаком волнистым…» и «Чудная картина…» сочетается с кардинальным различием: стихотворение «Чудная картина…» проникнуто любованием родным равнинным простором и холодное одиночество снежной глади преодолено движением, бегом саней (см. об этом подробнее: ), в то время как в стихотворении «Облаком волнистым…» одиночество лирического «я» неизбывно, а движение путника-чужака в широком поле является лишь еще одним свидетельством невозможности желанной встречи.
Н. П. Сухова усматривает в стихотворении Фета соединение пространственного и временного начал, будто бы обозначенное первоначальным заглавием «Даль» (см.: ). С такой трактовкой согласиться трудно. Слово даль имеет только пространственное значение, употребление его по отношению к временным явлениям («даль веков», однокоренное прилагательное «далекое» — «далекое прошлое») — это не более чем метафора. Предложение И. С. Тургенева — редактора — убрать название «Даль» и согласие на это Фета вызваны, очевидно, стремлением убрать навязываемые таким заглавием пространственные «рамки», ограничивающие смысл текста.
Фет позднее отзывался о редактуре его произведений И. С. Тургеневым и его приятелями очень неблагожелательно: «Там, где я несогласен был с желаемыми исправлениями, я ревностно отстаивал свой текст, но по пословице: „один в поле не воин“ — вынужден был соглашаться с большинством, и издание из-под редакции Тургенева вышло настолько же очищенным, насколько и изувеченным» . Однако показательно, что он не устранил эти исправления при переиздании своих стихотворений в 1863 г. (ср.: ). Сам автор в предисловии к изданию 1863 г. писал: «Не могу <…> не заявить искренней признательности тем друзьям поэтам, эстетическому вкусу которых я вверил вполне издание 1856 года» . Э. Кленин предположила, что согласие Фета принять тургеневскую правку объясняется, хотя бы отчасти, тем, что поэт признал слабость первоначальных вариантов (см.: ).
Отрицательная оценка роли И. С. Тургенева (в реальности он, по-видимому, был единственным редактором сборника 1856 г.; см.: ) в подготовке издания 1856 г. могла объясняться (но только отчасти) идеологическими расхождениями между ним («либералом-западником») и Фетом («консерватором-прагматиком») и осложнениями в личных отношениях.
Дистанционные курсы для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие
Время чтения: 16 минут
Время чтения: 2 минуты
Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям
Время чтения: 2 минуты
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
По большей части Афанасий Фет писал довольно короткие стихотворения, которые содержали 2-3-4 строфы. Тем не менее, он также великолепно владел и искусством поэтической миниатюры и стихотворение Облаком волнистым.. – яркий тому пример.
Оно обладает невероятно компактным стихотворным размером, на каждой строчке по большей части только 2-3 слова, а само стихотворение состоит только из двух строф. Тем не менее, трудно сказать, чтобы поэт чего-то недосказал или чтобы данное произведение было скупым на образы и содержание. Даже наоборот, оно развертывается в сознании целым каскадом символов и образом, которые позволяют полностью погрузиться в эту картину и ощутить переживания лирического героя, прочувствовать весь предлагаемый пейзаж.
Как во многих своих творениях, Фет начинает с описания внешних обстоятельств и переходит к внутреннему миру и чувствам. Таким образом перед нами появляется картина восприятия мира субъектом речи, но также и взгляд со стороны, который позволят посмотреть на человека в этом мире в целом. Такая многосторонность просто удивительна, тем более, когда выражается через такие короткие строки.
Собственно на этом и завершается поиск ответа, но разрешенная загадка сразу приводит к продолжению в мыслях лирического героя. Вероятно, он вспоминает какого-либо человека, который сейчас далеко, с которым он хотел бы увидеться. Эти мысли навеваются от всадника, который, возможно, дает ассоциации с дорогой или огромными дистанциями, которые может преодолевать конь.
Так или иначе, лирический герой с тоской обращается к собственному далекому другу, который тоже сокрыт сейчас за завесой своеобразной пыли. Он далеко и не узнать никаких подробностей, возможно, трудно получить весточку. Поэтому субъект речи также с трудом может видеть этого друга внутренним взором, но он пытается достигнуть ясности, взывая к нему.
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-2126010-1’, blockId: ‘R-A-2126010-1’ }) })
Композиция стихотворения
Стихотворение «Облаком волнистым…» состоит из двух частей, на первый взгляд соответствующих элементам строфической структуры — двум строфам — четверостишиям с перекрестной рифмовкой четных строк и с не рифмующимися нечетными строками 0Б0Б: волнистым — вдали — пеший — в пыли.
В первом четверостишии представлена картина расстилающегося перед взглядом наблюдателя пространства, — по-видимому, степи с лежащей на ней дорогой. Взгляд застит пыль, сравниваемая с облаком посредством конструкции «сущ. + прилагательное-эпитет в творительном падеже». Две первые строки содержат зрительный, визуальный образ пылевого облака. Третья и четвертая строки, напротив, говорят о том, чего не видит взгляд, направленный в пространство: «Конный или пеший — / Не видать в пыли!».
Во второй строфе взгляд наблюдателя приближается к неведомому путнику (точнее, этот путешественник приближается к лирическому «я»), и оказывается возможным различить, что это конный: «Вижу: кто-то скачет / На лихом коне». Однако это приближение еще не дает возможности узнавания («кто-то скачет»).
В последних двух строках второй строфы совершается неожиданный смысловой поворот: внезапно, в форме взволнованного восклицания, прорываются чувства любви или дружеской привязанности и одиночества: «Друг мой, друг далекий, / Вспомни обо мне!».
Это обращение отлично от первых шести описательных строк, и потому двухчастная композиция стихотворения, скорее, не 4+4 стиха (как в строфическом делении), а 6+2 (ср.: ).
Неожиданный, резкий смысловой (семантический) поворот характерен и для многих других стихотворений Фета. Так, в концовке «Ах, как пахнуло весной!.. / Это наверное ты!» («Жду я, тревогой объят…», 1886) ожидание появления возлюбленной разрешается смелой метафорой прихода и дуновения весны; завершающие строки «Звезда покатилась на запад… / Прости, золотая, прости!» («Я жду… Соловьиное эхо…», 1842) резко диссонируют с традиционным, привычным для поэзии фетовской эпохи, обычным разрешением — «приходом или неприходом любимой <…> Создавалось резкое впечатление фрагментарности, нарочитой оборванности» ; в концовке стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…» (1887) великолепный предметный, зримый образ прозрачной степной зари внезапно превращается в трагическую метафору душевной смерти «я»: «Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: / Там человек сгорел!».
Фет считал эту особенность отличительным признаком художественно совершенного стихотворения, о чем заявил в письме от 27 декабря 1886 г. поэту — великому князю Константину Константиновичу, подписывавшему свои произведения литерами «К. Р.»: «вся <…> сила должна сосредоточиваться в последнем куплете, чтобы чувствовалось, что далее нельзя присовокупить ни звука» .
Слово друг во второй строфе стихотворения «Облаком волнистым…» может быть понято и как мысленное обращение мужчины к мужчине, и как обращение женщины к далекому возлюбленному. Впрочем, в русской любовной лирике слово друг традиционно употреблялось по отношению не только к мужчине, но и к любимой женщине, поэтому и у Фета это может быть и обращением к возлюбленной. Если местоимением «я» («обо мне») обозначена влюбленная женщина, то в таком случае стихотворение — пример так называемой ролевой лирики, в которой поэтическое «я» принципиально отлично от автора текста.
Последние два стиха заставляют по-новому воспринять весь текст стихотворения: оказывается, это изначально не простое созерцание равнинного пейзажа и дороги лирическим «я», а взгляд, ищущий в степном пространстве далекого друга или возлюбленного. Очевидно, что неопределенное местоимение «кто-то» в таком случае свидетельствует, может быть, не о том, что лицо конника невозможно различить, а, наоборот, — что это не он, единственно желанный и дорогой.
Становится понятным и восклицательный знак в конце последней строки первого четверостишия, соотнесенный с восклицательным знаком, заключающим последний стих второй строфы: этот пунктуационный знак передает напряженное взволнованное ожидание «я», которое вскоре оказывается обманутым.
Тема любви в лирике А. А. Фета
Творчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета — это мир красоты. Его стихотворения пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем.
Любовная лирика Фета — это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее желание, он заботлив и нежен по отношению к ней:
На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.
Чувство любви у Фета лишено разрушительной страсти, как у Тютчева. Поэт любуется возлюбленной, наполняющей своим существованием мир красоты и покоя. Лирический герой добр и внимателен, он настоящий защитник для любимой от всего злого. Он основателен, надежен и спокойно счастлив, его любви ничто не угрожает. Лирический герой приходит утром, чтобы:
Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова.
Природа, любовь и музыкальное искусство в лирике Фета слиты воедино. Поэт отражает мир чувств, настроений во всем их бесконечном разнообразии. Каждое стихотворение Фета создано, как оригинальная мелодия. Композиторы сразу почувствовали это и написали на стихи Фета множество романсов. Таково стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…». Так же, как герой стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», лирический герой Фета переживает две встречи с возлюбленной. Начинается стихотворение описанием дивной, волшебной и таинственной ночи. В бархатной летней тишине для героя существуют только красавица луна и чудесный голос его возлюбленной:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
2 стр., 962 слов
Любовная лирика Фета тема любви в творчестве Фета
… произведений своим искренним, светлым чувствам. Афанасий Фет в своих стихотворениях писал о Марии как о живой девушке. Любовная лирика Фета Несколько интересных сочинений Большинство работ автора – это … его творчество легко для понимания и оставляет неизгладимое впечатление. Сочинение Тема любви в лирике Фета Афанасий Афанасьевич Фет являлся известным русским поэтом, первый свой сборник он написал …
Поэт не рассказывает историю взаимоотношений двух людей, не описывает внешний вид своей любимой женщины. Существует только ее изумительный голос, поет ее душа, обращаясь к возлюбленному. Только музыка может передать все оттенки чувств, объяснить то, на что не хватает слов. Разлука не убила любовь. Герой слушает и понимает:
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
В жизни Фета была высокая любовь к дочери помещика Марии Лазич, которая трагически погибла молодой. Девушка знала, что Фет никогда не женится на ней. Эта любовь всю жизнь вдохновляла поэта, его мучило чувство вины. Только в мире его стихов влюбленные были вместе:
И хоть жизнь без тебя Суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, Нас нельзя разлучить.
Шедевром лирики Фета является стихотворение «Шепот, робкое дыханье…». Картина пейзажа включает в себя сцену свидания влюбленных. Общение людей и жизнь природы переданы в динамике, хотя в стихотворении нет ни одного глагола. Природа отражает пылкие чувства влюбленных:
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных точках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря.
Следуя своей художественной манере, поэт не показывает развитие отношений молодых людей, а изображает минуты высшего восторга, самые значимые для них. Фет, как никто другой, сумел описать мир прекрасных человеческих чувств, его стихотворения стали классикой русской лирики XIX века.
«Облаком волнистым…» А.Фет
«Облаком волнистым…» Афанасий Фет
Облаком волнистым Пыль встаёт вдали; Конный или пеший — Не видать в пыли!
Вижу: кто-то скачет На лихом коне. Друг мой, друг далёкий, Вспомни обо мне!
Анализ стихотворения Фета «Облаком волнистым…»
Короткое произведение 1843 г. — пример виртуозного владения искусством изображать сиюминутные переживания, ключевым для жанра стихотворной миниатюры. Тематика текста основана на обыденном событии. О нем заявляет лирический субъект, личность которого намеренно лишена автором каких-либо конкретизирующих черт. Мотив неопределенности, знаковый для фетовской художественной манеры, позволяет формировать разные трактовки идейного содержания. Вариации смысла обогащают произведение, кажущееся простым по стилю.
Фрагмент пейзажной зарисовки, возникающий в зачине, максимально обобщен. Читателю открывается широкая панорама равнины. Взгляд героя устремлен вдаль, где линия горизонта сливается с небом. По этой причине облако пыли наделяется эпитетом «волнистое». Указывая на движение объекта, лирическое «я» продолжает нагнетать ситуацию неясности. Ее не разрешает даже следующее уточняющее замечание, содержащее неопределенное местоимение «кто-то». Единственная четко оконтуренная деталь — «лихой конь» — передает стремительность перемещения загадочного облака, но не дает представления о седоке.
Финальное двустишие резко меняет и сюжетное русло, и тематику стихотворения. В этом эпизоде поэт применяет излюбленный метод ассоциаций: случайный всадник напомнил лирическому «я» о дорогом сердцу человеке, разлуку с которым он переживает. Поэтическая миниатюра заканчивается эмоциональным призывом к другу, тем самым преображая мотив движения в мотив памяти. Даль, ставшая доминантой скупого пейзажа, переосмысливается как мучительная отдаленность от товарища или любимого, которую остро переживает герой или героиня.
В концовке меняется и художественный хронос: глаголы в настоящем времени, отражающие процесс наблюдения, сменяются лексемой в будущем времени, обозначающей заветное желание.
Тоскливо-тревожные интонации поддерживаются на уровне ритмического рисунка: нечетные строки лишены рифмы и создают состояние нестабильности, расплывчатости. Трехстопная хореическая строка «Облака…» напоминает еще одно фетовское творение, появившееся годом раньше. Художественное пространство «Чудной картины… » устремлено не только вдаль, но и вверх, охватывая «свет небес» над «белой равниной». Пейзажную зарисовку дополняет эмоциональная оценка, повествующая о любви к родному краю, укрытому светлым блестящим покрывалом.
Средства выразительности
Писатель использует средства выразительности, позволяющие наиболее полно описать свое состояние неопределенности и ожидания.
Читайте по теме:
Эпитеты
Следующие эпитеты “волнистое облако”, “лихой конь”, “друг далекий” создают у читателя ощущения неясности происходящего. Внезапно появляющийся смутный силуэт, который напоминает поэту близкого друга или любимую женщину, вызывает у героя нетерпение и тоску по родной душе.
Олицетворение
В стихотворении присутствует образ воздушного облака, в котором силуэт близкого человека, туманный, расплывчатый, может оказаться кем-то родным и знакомым.
Метафоры
Используемая фраза “пыль встает облаком”, меняет восприятие грязной пыльной дороги на воздушную мечтательную дымку, скрывающую милый сердцу силуэт близкого человека.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Анализ стихотворения А.ФетаОблаком волнистым…
Облаком волнистымПыль встает вдали;Конный или пеший –Не видать в пыли!
Вижу: кто-то скачетНа лихом коне.Друг мой, друг далёкий,Вспомни обо мне! 1843
В этой пейзажной зарисовке нет деталей, представлен лишь общий вид. Такие обобщённые картины, без пристального вглядывания, характерны для раннего творчества А.А. Фета.
Вижу: кто-то скачетНа лихом коне.
Друг мой, друг далекий,Вспомни обо мне.
Используя малое число художественных деталей, Фет искусно создаёт в стихотворении образ необъятного пространства и вносит неповторимое своеобразие в нарисованную им картину.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Сейчас обучается 343 человека из 66 регионов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам