Анализ стихотворения Толстого «Коль любить, так без рассудку…»
1850-е годы – расцвет стихотворного творчества Алексея Константиновича Толстого. В промежуток с 1851 по 1859 им было написано порядка девяти десятков лирических произведений. Затем последовал весьма длительный перерыв. К сочинению стихотворений поэт вернулся лишь в 1870-е. В наиболее плодотворный период создана популярная миниатюра «Коль любить, так без рассудку…» (1854), впервые опубликованная в журнале «Современник». Лирический герой текста – сильная личность. Перед читателями предстает человек эмоциональный, легко возбуждающийся, но отходчивый, справедливый, умеющий веселиться. Он не готов идти на компромиссы со своей совестью и другими людьми, не признает половинных мер. Его энергия переливается через край. Именно такие мужчины нередко становятся лидерами, способными вести за собой целые народы. Подобные персонажи привлекали Толстого. Натуры волевые, обладающие цельным характером, яркие личности появляются сразу в нескольких его произведениях, преимущественно в посвященных историческим событиям поэмах. Среди них – Роман Галицкий, Илья Муромец, Гакон Слепой.
Идеальный лирический герой Толстого похож на него самого. До 1850-х годов Алексей Константинович был человеком чрезвычайно жизнерадостным и позитивно смотрящим на окружающий мир. В его ранних произведениях преобладают мажорные настроения. Изменился поэт после того, как влюбился в Софью Андреевну Миллер. Чувство Толстого было взаимно
Впрочем, браку препятствовало важное обстоятельство – замужество Миллер. Осуждение света, отказ супруга Софьи Андреевны оформить развод, возможность только тайных встреч с возлюбленной – все это сильно повлияло и на самого Алексея Константиновича, и на его творчество
Несмотря на невзгоды, до конца жизни поэт оставался человеком прямодушным и не любящим идти на компромиссы.
В стихотворении «Коль любить, так без рассудку…» явно видны мажорные настроения толстовской лирики 1840-х годов. В нем есть молодецкая удаль и широта истинно русской души. Бодрый и жизнерадостный ритм создается посредством четырехстопного ямба, перекрестной рифмовки. Работает на него и основное средство художественной выразительности текста – анафора
Музыкальность произведения привлекла к нему внимание многих русских композиторов. В числе тех, кто положил текст Толстого на музыку, — Антон Григорьевич Рубинштейн, Цезарь Антонович Кюи, Рейнгольд Морицевич Глиэр
Вселенское братство! Вечный мир! Отмена денег! Равенство, труд. Прекрасный, удивительный Интернационал! Весь мир — ваша Отчизна. Отныне нет никакой собственности. Если у тебя два плаща, один у тебя отнимут и отдадут неимущему. Тебе оставят одну пару обуви, и если тебе нужен коробок спичек, «Центрспички» его выдадут.
Первые серьезные приступы смертельной болезни появились в 1918 году. Он чувствует боли в спине; когда он таскает дрова, у него болит сердце. Начиная с 1919 года в письмах к близким он жалуется на цингу и фурункулез, потом на одышку, объясняя ее болезнью сердца, но причина не только в его физическом состоянии, она глубже. Он жалуется на глухоту, хотя хорошо слышит; он говорит о другой глухоте, той, что мешает ему слушать прежде никогда не стихавшую музыку: еще в 1918 году она звучала в стихах Блока.
В России век девятнадцатый стал веком трагических судеб, а двадцатый — веком самоубийств и преждевременных смертей. По словам Блока, «лицо Шиллера — последнее спокойное, уравновешенное лицо, какое мы вспоминаем в Европе». Но среди русских поэтов мы не встретим спокойных лиц. Прошлый век был к ним особенно жесток.
История создания
В отличие от большинства своих собратьев по перу, Алексей Константинович никогда не имел славу повесы и покорителя женских сердец. Однако в возрасте 33 лет он оказался в центре компрометирующей любовной истории, которая долгое время служила предметом пересудов в высшем обществе.
На одном из светских приемов поэт был покорен Софьей Алексеевной Миллер. Его не столько привлекла внешность молодой женщины, сколько ее острый ум и образованность. Софья владела 14 иностранными языками, обладала глубокими познаниями в области естественных наук, литературы, живописи, музыки.
В центре повествования – описание впечатления, которое произвела на лирического героя незнакомка на балу. Примечательно, что при описании молодой женщины автор делает акцент не на ее внешности, а на грустных глазах и детском, звонком смехе. Столь резкий контраст глубоко впечатлил автора, запал ему в сердце.
Понимая, что в его душу проникла любовь, лирический герой все же с большой осторожностью признается в этом. Он пытается оценить, насколько глубоким и сильным является это чувство, и возможно ли дальнейшее развитие отношений между ним и его избранницей
Для него любовь имеет слишком большую ценность, чтобы относиться к нему легкомысленно или пренебрежительно.
Анализ стихотворения Толстого «Коль любить, так без рассудку…»
1850-е годы – расцвет стихотворного творчества Алексея Константиновича Толстого. В промежуток с 1851 по 1859 им было написано порядка девяти десятков лирических произведений. Затем последовал весьма длительный перерыв. К сочинению стихотворений поэт вернулся лишь в 1870-е. В наиболее плодотворный период создана популярная миниатюра «Коль любить, так без рассудку…» (1854), впервые опубликованная в журнале «Современник». Лирический герой текста – сильная личность. Перед читателями предстает человек эмоциональный, легко возбуждающийся, но отходчивый, справедливый, умеющий веселиться. Он не готов идти на компромиссы со своей совестью и другими людьми, не признает половинных мер. Его энергия переливается через край. Именно такие мужчины нередко становятся лидерами, способными вести за собой целые народы. Подобные персонажи привлекали Толстого. Натуры волевые, обладающие цельным характером, яркие личности появляются сразу в нескольких его произведениях, преимущественно в посвященных историческим событиям поэмах. Среди них – Роман Галицкий, Илья Муромец, Гакон Слепой.
Идеальный лирический герой Толстого похож на него самого. До 1850-х годов Алексей Константинович был человеком чрезвычайно жизнерадостным и позитивно смотрящим на окружающий мир. В его ранних произведениях преобладают мажорные настроения. Изменился поэт после того, как влюбился в Софью Андреевну Миллер. Чувство Толстого было взаимно
Впрочем, браку препятствовало важное обстоятельство – замужество Миллер. Осуждение света, отказ супруга Софьи Андреевны оформить развод, возможность только тайных встреч с возлюбленной – все это сильно повлияло и на самого Алексея Константиновича, и на его творчество
Несмотря на невзгоды, до конца жизни поэт оставался человеком прямодушным и не любящим идти на компромиссы.
В стихотворении «Коль любить, так без рассудку…» явно видны мажорные настроения толстовской лирики 1840-х годов. В нем есть молодецкая удаль и широта истинно русской души. Бодрый и жизнерадостный ритм создается посредством четырехстопного ямба, перекрестной рифмовки. Работает на него и основное средство художественной выразительности текста – анафора
Музыкальность произведения привлекла к нему внимание многих русских композиторов. В числе тех, кто положил текст Толстого на музыку, – Антон Григорьевич Рубинштейн, Цезарь Антонович Кюи, Рейнгольд Морицевич Глиэр
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑
Колокольчики мои
Колокольчики мои,Цветики степные!
Что глядите на меня,Темно-голубые?
И о чем звените выВ день веселый мая,
Средь некошеной травыГоловой качая?
Конь несет меня стрелойНа поле открытом;
Он вас топчет под собой,Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,Цветики степные!
Не кляните вы меня,Темно-голубые!
Я бы рад вас не топтать,Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержатьБег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,Только пыль взметаю;
Конь несет меня лихой,А куда? не знаю!
Он ученым ездокомНе воспитан в холе,
Он с буранами знаком,Вырос в чистом поле;
И не блешет, как огонь,Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,Дикий, непокорный!
Есть нам, конь, с тобой простор!Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опорК цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек —Знает бог единый!..
Упаду ль на солончакУмирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,С бритой головою,
Молча свой натянет лук,Лежа под травою,
И меня догонит вдругМедною стрелою?
Иль влетим мы в светлый градСо кремлем престольным?
Чудно улицы гудятГулом колокольным,
И на площади народ,В шумном ожиданья,
Видит: с запада идетСветлое посланье.
В кунтушах и в чекменях,С чубами, с усами,
Гости едут на конях,Машут булавами,
Подбочась, за строем стройЧинно выступает,
Рукава их за спинойВетер раздувает.
И хозяин на крыльцоВышел величавый;
Его светлое лицоБлещет новой славой;
Всех его исполнил видИ любви и страха,
На челе его горитШапка Мономаха.
«Хлеб да соль! И в добрый час! —Говорит державный.—
Долго, дети, ждал я васВ город православный!»
И они ему в ответ:«Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних летЧаем господина!»
Громче звон колоколов,Гусли раздаются,
Гости сели вкруг столов,Мед и брага льются,
Шум летит на дальний югК турке и к венгерцу —
И ковшей славянских звукНемцам не по сердцу!
Гой вы, цветики мои,Цветики степные!
Что глядите на меня,Темно-голубые?
И о чем грустите выВ день веселый мая,
Средь некошеной травыГоловой качая?
1840-е годы
Впервые опубликовано в журнале «Современник», 1854, № 4, с. 129, без 6—11-й строф. В песенниках встречается с 1870-х годов («Полный русский песенник…», М., 1879) до 1915 г. Музыка Альбрехта, Анцева, Булахова, Конюса, Чугринова. Обычно поются первые три строфы.
Композиция
Произведение состоит из двух основных частей. В первой части описывается сильное впечатление, которое оказала на лирического героя встреча с прекрасной девушкой с печальными глазами и звонким смехом.
Вторая часть полностью посвящена переживаниям лирического героя, его внутреннему состоянию и готовности открыто признаться в любви к замужней женщине.
Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки. Благодаря этому стихотворение приобретает особую возвышенность и музыкальность.
Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения. В нём отражены мысли, чувства и переживания лирического героя.
Главная тема произведения
Центральная тема восьмистишия — русский характер, его особенности. На первый взгляд кажется, что некая бравурность, присущая стихотворению и особенно хорошо видная в строке «Коль рубнуть, так уж сплеча!», выглядит чужеродной и лишней на фоне войны и страданий, которые претерпевает страна.
Но в этом, на взгляд некоторых исследователей, есть замысел автора. Простое по форме, понятное по содержанию, стихотворение оказалось одинаково близко как высокородным полководцам-дворянам, так и обычным солдатам, вышедшим из крепостных крестьян. Бодрое, даже в какой-то степени озорное, оно поднимает боевой дух, вселяет храбрость и веселость, напоминает, что все преодолимо — если проявить тот самый русский характер.
Анализируя особенности русской нации, Толстой в данном стихотворении подчеркивает его максимализм, отсутствие компромиссности, стремление завершить начатое до конца, довести до крайней точки — во всяком случае, если уж принялся за дело.
Часть литературоведов выделяет в восьмистишии характеристику и самого Толстого, человека, категорически не любящего компромиссы, прямодушного и открытого. Во время Крымской войны он заболел тифом и не смог исполнить свою мечту — организовать партизанский отряд и помогать русскому войску, но его вдохновляющие стихи внесли иной, тоже очень важный вклад. В образе храброй и удалой души, складывающемся при прочтении стихотворения, ясно виден русский земледелец и солдат, купец и монах, интеллигент и чернорабочий — каждый человек из тех, кого называют солью земли.
Лирический герой произведения, хоть и обезличен, но вполне ясен — это весь русский народ, сведенный в одну личность, яркую и необычную, наделенную индивидуальными качествами.
Главная тема произведения
Центральная тема восьмистишия — русский характер, его особенности. На первый взгляд кажется, что некая бравурность, присущая стихотворению и особенно хорошо видная в строке «Коль рубнуть, так уж сплеча!», выглядит чужеродной и лишней на фоне войны и страданий, которые претерпевает страна.
Но в этом, на взгляд некоторых исследователей, есть замысел автора. Простое по форме, понятное по содержанию, стихотворение оказалось одинаково близко как высокородным полководцам-дворянам, так и обычным солдатам, вышедшим из крепостных крестьян. Бодрое, даже в какой-то степени озорное, оно поднимает боевой дух, вселяет храбрость и веселость, напоминает, что все преодолимо — если проявить тот самый русский характер.
Анализируя особенности русской нации, Толстой в данном стихотворении подчеркивает его максимализм, отсутствие компромиссности, стремление завершить начатое до конца, довести до крайней точки — во всяком случае, если уж принялся за дело.
Часть литературоведов выделяет в восьмистишии характеристику и самого Толстого, человека, категорически не любящего компромиссы, прямодушного и открытого. Во время Крымской войны он заболел тифом и не смог исполнить свою мечту — организовать партизанский отряд и помогать русскому войску, но его вдохновляющие стихи внесли иной, тоже очень важный вклад. В образе храброй и удалой души, складывающемся при прочтении стихотворения, ясно виден русский земледелец и солдат, купец и монах, интеллигент и чернорабочий — каждый человек из тех, кого называют солью земли.
Лирический герой произведения, хоть и обезличен, но вполне ясен — это весь русский народ, сведенный в одну личность, яркую и необычную, наделенную индивидуальными качествами.
Структурный анализ стихотворения
Короткое — всего 2 строфы, состоящие из 1-го четверостишия каждая — стихотворение написано 4-хстопным хореем. Рифма используется смежная в первой строфе, гиперхолостая — во 2-й.
Толстой использует разговорную лексику, благодаря чему произведение воспринимается просто и понятно абсолютно всеми, от крестьянина до дворянина. В стихотворении множество восклицаний — это позволяет создать бравурный, лихой тон повествования, построенного на анафоре.
«Коль любить, так без рассудку…» — одно из множества произведений, выражающих особенности русской души и мировоззрения русского человека.
Колодники
Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль,—
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.
Идут они с бритыми лбами,
Шагают вперед тяжело,
Угрюмые сдвинули брови,
На сердце раздумье легло.
Идут с ними длинные тени,
Две клячи телегу везут,
Лениво сгибая колени,
Конвойные с ними идут.
«Что, братцы, затянемте песню,
Забудем лихую беду!
Уж, видно, такая невзгода
Написана нам на роду!»
И вот повели, затянули,
Поют, заливаясь, они
Про Волги широкой раздолье,
Про даром минувшие дни,
Поют про свободные степи,
Про дикую волю поют,
День меркнет всё боле, — а цепи
Дорогу метут да метут…
Впервые опубликовано в журнале «Вестник Европы», 1876, № 2, с. 710. В песенниках встречается с начала XX в. («Бродяга. Новый песенник», М., 1909). Музыка Гречанинова, Гена, Лопухина, Лишина, Н. Соколова (хор), Маныкина-Невструева, Голова, Энгеля. Стало популярной песней, особенно в среде революционеров и политических ссыльных. В устном исполнении после каждой строфы припев:
Динь-бом, динь-бом —
Слышен звон кандальный,
Динь-бом, динь-бом —
Путь сибирский дальний,
Динь-бом, динь-бом —
Слышно, как идут (вариант: там и тут) —
Нашего товарища на каторгу ведут.
Песенные варианты встречаются в сборниках «Песни подполья», Л., 1924, с. 6—8; «Песни каторги и ссылки», М., 1930 с. 40; «Фольклор семейских», с. 283.
Кем на самом деле был Ленин?
Самая известная песня о Сталинградской битве
Песня «Моя любимая». История. Ноты. Видео