Мгновение

В.г.короленко, очерк "мгновение". «мгновение», анализ произведения короленко

Краткое содержание

Глава 1

Десятилетний мальчик со своим младшим братом очень любил проводить время во дворе за ловлей «настоящей» рыбы из огромной бадьи с загнившей водой. Они находились в том чудесном возрасте, когда о назначении жизни не имеешь «даже отдаленного понятия».

Уголок двора, в котором братья часами могли ловить рыбу, «представлял много привлекательного и заманчивого». Он был совершенно обособлен от сараев, огородов, садов, домов и двориков, и почти никто не нарушал уединения мальчиков.

На вершине мусорной кучи, расположенной неподалеку, валялся «старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа». Братья любили забираться в него, представляя себя отважными героями, готовыми отправиться навстречу увлекательным приключениям.

Это «был целый особый мирок», в который мальчики погружались при каждом удобном случае, и который покидали с большой неохотой.

Глава 2

Однажды любимое занятие братьев – «рыбная ловля» – было прервано появлением лакея Павла, который звал их домой. Павла «посылал только отец в экстренных случаях», и мальчики насторожились.

Лакей как выходец «из действительного мира», нарушил гармонию волшебного маленького мирка братьев. Он с удивлением и нескрываемым презрением осмотрел их самодельные удочки и заметил, что делать их нужно из орешника и конского волоса, а медные булавки в качестве крючков никуда не годятся.

Ребята спустились с забора и «тихо побрели к дому».

Глава 3

Возле крыльца дома «толпилась куча народа». Почти все жильцы близлежащих домов со своей прислугой стояли здесь. Мальчики испуганно переглянулись: они были уверены, что соседи собрались во дворе по причине какого-то страшного их проступка.

Однако вскоре ребята поняли, что в центре внимания были не они, а странного вида человек, сидевший в небольшой тележке. Это был преклонных лет мужчина с большой седой бородой, «проницательными бегающими глазами»

Но больше всего привлекали внимание его ноги – длинные и тонкие, «точно длинные лапки паука»

Человек с длинными усами, «стоявший рядом с тележкой», стал предлагать достопочтенной публике полюбоваться феноменом. Это было «чудо натуры, шляхтич из Заславского повета, Ян Криштоф Залуский», у которого «совершенно нет рук и не было от рождения».

Мальчики, увидев узкое тело, лишенное даже намека на верхние конечности, были глубоко поражены. Между тем длинноусый мужчина по имени Матвей продолжал «рекламировать» своего подопечного, словно товар в базарный день. Он рассказал, что, несмотря на свои физические недостатки, его родственник «Ян Залуский — человек очень просвещенный» и в состоянии полностью себя обслуживать.

В качестве доказательства Залуский ловко снял сапог, захватил ногой картуз и снял с головы. Матвей обошел с этим картузом толпу и собрал немного мелочи. Калека пересчитал ногой монеты, поблагодарив доброго доктора Дудаера за щедрое подношение. Все удивились, откуда он узнал, что куривший неподалеку человек был доктором, на что Залуский ответил, будто знает «прошедшее, настоящее и будущее» каждого человека.

Кроме того, инвалид продемонстрировал и иные трюки: он крестился ногой, расчесывал волосы гребнем, вдевал нитку в иголку и даже послал служанке воздушный поцелуй. Самое же сильное впечатление он произвел, когда предложил всем желающим за дополнительную плату написать «для душевной пользы и утешения» поучительные афоризмы.

Залуский увидел мальчиков и предложил старшему из них подойти к нему. На клочке бумаги он написал фразу: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Ребята не поняли значение этого афоризма, но в глазах матери они прочли одобрение. Отец же отметил, что из уст калеки этот афоризм больше напоминает парадокс.

Глава 4

Мать мальчиков пригласила калеку и его родственника отобедать, после чего они поблагодарили хозяйку за угощение и отправились в обратный путь. Братья решили проследить за ними и увидели, как при виде старого нищего и маленькой девочки Залуский потребовал от Матвея дать им монету. Длинноусому было тяжело расставаться с деньгами, но он подчинился.

Заметив братьев, Залуский неприятно рассмеялся и сказал, что у него есть двое племянников – с руками и ногами, которых он кормит. Калека попросил мальчиков не забывать, что человек создан для счастья.

Братья вернулись в свой угол и принялись за рыбалку, но любимая забава уже не доставляла им «прежнего удовольствия». Ночью они «спали плохо, вскрикивали и плакали без причины». Мать вставала и крестила их, стараясь таким образом уберечь от «первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы…»

Мгновение :: Короленко Владимир Галактионович

——————————————— Короленко Владимир Галактионович

Мгновение

В.Г.КОРОЛЕНКО

МГНОВЕНИЕ

Очерк

Подготовка текста и примечания: С.Л.КОРОЛЕНКО и Н.В.КОРОЛЕНКО-ЛЯХОВИЧ

I

— Будет буря, товарищ.

— Да, капрал, будет сильная буря. Я хорошо знаю этот восточный ветер. Ночь на море будет очень беспокойная.

— Святой Иосиф пусть хранит наших моряков. Рыбаки успели все убраться…

— Однако посмотрите: вон там, кажется, я видел парус.

— Нет, это мелькнуло крыло птицы. От ветра можешь скрыться за зубцами стены… Прощай. Смена через два часа…

Капрал ушел, часовой остался на стенке небольшого форта, со всех сторон окруженного колыхающимися валами.

Действительно, близилась буря. Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром, и по мере того как пламя разливалось по небу,синева моря становилась все глубже и холоднее. Кое-где темную поверхность его уже прорезали белые гребни валов, и тогда казалось, что это таинственная глубь океана пытается выглянуть наружу, зловещая и бледная от долго сдержанного гнева.

На небе тоже водворялась торопливая тревога. Облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло огромной раскаленной печи.

Дыхание близкой грозы уже веяло над океаном.

Над темной зыбью, точно крыло испуганной птицы, мелькал парус: запоздалый рыбак, убегая перед бурей, видимо, не надеялся уже достигнуть отдаленного берега и направил свою лодку к форту.

Дальний берег давно утонул в тумане, брызгах и сумерках приближавшегося вечера. Море ревело глубоко и протяжно, и вал за валом катился вдаль к озаренному еще горизонту. Парус мелькал, то исчезая, то появляясь. Лодка лавировала, трудно побеждая волны и медленно приближаясь к острову. Часовому, который глядел на нее со стены форта, казалось, что сумерки и море с грозной сознательностью торопятся покрыть это единственное суденышко мглою, гибелью, плеском своих пустынных валов.

В стенке форта вспыхнул огонек, другой, третий. Лодки уже не было видно, но рыбак мог видеть огни — несколько трепетных искр над беспредельным взволнованным океаном.

II

— Стой! Кто идет?

Часовой со стены окликает лодку и берет ее на прицел.

Но море страшнее этой угрозы. Рыбаку нельзя оставить руль, потому что волны мгновенно бросят лодку на камни… К тому же старые испанские ружья не очень метки

Лодка осторожно, словно плавающая птица, выжидает прибоя, поворачивается на самом гребне волны и вдруг опускает парус… Прибоем ее кинуло вперед, и киль скользнул по щебню в маленькой бухте

— Кто идет? — опять громко кричит часовой, с участием следивший за опасными эволюциями лодки.

— Брат! — отвечает рыбак,- отворите ворота ради святого Иосифа. Видишь, какая буря!

— Погоди, сейчас придет капрал.

На стене задвигались тени, потом открылась тяжелая дверь, мелькнул фонарь, послышались разговоры. Испанцы приняли рыбака. За стеной, в солдатской казарме, он найдет приют и тепло на всю ночь. Хорошо будет вспоминать на покое о сердитом грохоте океана и о грозной темноте над бездной, где еще так недавно качалась его лодка.

Дверь захлопнулась, как будто форт заперся от моря, по которому, таинственно поблескивая вспышками фосфорической пены, набегал уже первый шквал широкою, во все море, грядою.

А в окне угловой башни неуверенно светил огонек, и лодка, введенная в бухту, мерно качалась и тихо взвизгивала под ударами отраженной и разбитой, но все еще крепкой волны.

III

В угловой башне была келья испанской военной тюрьмы. На одно мгновение красный огонек, светивший из ее окна, затмился, и за решеткой силуэтом обрисовалась фигура человека. Кто-то посмотрел оттуда на темное море и отошел.

Популярные сегодня пересказы

Брат и сестра играли на улице и пускали кораблики. Случайно нашли маленького мышонка. Такого маленького что он еще ничего не умел и не знал, и только жалобно пищал. И девочка поэтому назвала его Пик

Роман Льва Николаевича Толстого «Воскресение» рассказывает историю арестантки Екатерины Михайловны Масловой и князя Дмитрия Ивановича Нехлюдова. Екатерина Маслова ― дочь проезжего цыгана

Жанровая направленность произведения представляет собой фантастический рассказ, действие которого происходит на космической планете Марс.

Габриэль Гарсиа Маркес был известным колумбийским писателем, заявившем про себя как про основоположника Магического реализма.

«Мгновение», анализ произведения Короленко

Короленко изменил название и значительно переработал произведение, чтобы напечатать его в сборнике 1900 г. Рассказ претендует на документальность, эпичен, имеет один центральный конфликт, характер главного героя динамичен. Но у рассказа есть черты новеллы: неожиданный и загадочный конец, почти фантастическое стечение обстоятельств, позволившее заключенному убежать и выжить. Реализм Короленко не подлежит сомнению, но герои Диац и молодой испанский офицер , подобно романтическим героям, оторваны от общества, противопоставлены ему. Они выше остальных людей и понимают особую тайну жизни. Всё это, как в реализме, объяснено психологическими причинами. Тематика и проблематика Тема очерка — цена свободы.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Слушать рассказ МГНОВЕНИЕ (16+)

Художественное своеобразие

Очерк начинается с пейзажа, наполненного цветами (пурпурный закат, тёмная синева моря, белые гребни валов, зловещая бледная глубь океана).

Писатель создаёт образы контрастами света и тени (тёмная зыбь, белый парус, озарённый горизонт), звуками (глубокий и протяжный рёв моря).

Стихии изображаются как живые с помощью олицетворений или сравнений: «таинственная глубь океана пытается выглянуть наружу», она долго сдерживала гнев; ураган как будто кидает облака «в жерло огромной раскалённой печи», парус в море подобен крылу испуганной птицы, море ревёт, кричит «громко, торопливо, жалобно, тревожно».

Весь рассказ подчинён идее стихии как движущей силы и в природе, и в жизни человека. Поэтому и тропы связаны с темой моря: мирные рыбачьи суда сравниваются с морскими чайками, снующими за добычей; неясная и тупая тоска в глубине души Хосе похожа на поднимающиеся с дна моря во время бури камни.

Писателю удаётся показать, что единственное движущееся пространство в повести – морская пучина. А ход времени передаётся с помощью детали: за годы жизни заключённый вытоптал босыми ногами дорожку в камне из угла в угол.

От начала до конца произведения усиливается антитеза спокойствия и бури. В шестой главе кипучий восторг, наконец, переполняет застывшую душу героя, сливаясь с природной стихией.

Пейзажем начинаются 5, 6, 7 главы. В последней части пейзаж меняется, сверкающие весёлыми брызгами волны смеются загадочно. Пейзаж в произведении – вечно бурлящая жизнь, в которую главный герой возвращается из забытья.

Мгновение

В двух словах:
Штормовая ночь. Мятежник, много лет просидевший в камере морского форта, бежит, не надеясь добраться до берега. Для счастья ему нужно только мгновение свободы.

На небольшой испанский форт, со всех сторон окружённый морем, надвигался шторм. К форту пристала запоздавшая рыбацкая лодка. Рыбака пустили внутрь переждать бурю, а лодку он привязал в небольшой бухте у подножия форта.

В угловой башне форта была камера испанской военной тюрьмы. Там уже не один десяток лет томился Хуан-Мария-Хозе-Мигуэль-Диац, мятежник и морской партизан. Он попал в плен к испанцам во время последнего восстания и его приговорили к смерти, но потом помиловали и посадили в эту башню.

В первые годы Диац целыми днями вглядывался «в очертания родных гор», надеясь, что снова начнётся восстание и его спасут. Он готовился к этому — терпеливо долбил камень у основания загораживающей окно ржавой решётки.

Годы шли, восстание не начиналось, Диац перестал надеяться и словно впал в летаргию — прошлое казалось ему сном. В этой летаргии прошли годы, узник даже перестал долбить камень.

Диац оживал только в штормовые ночи. Слушая шум моря, он бегал по камере и постепенно протоптал дорожку в каменном полу. Но утром он обычно «успокаивался и забывал минуты исступления».

Так прошло ещё много лет тупого, тяжёлого сна. Однако с недавних пор Диац начал замечать на берегу дым костров или пожаров, а в форте принялись чинить старые стены, словно готовясь к чему-то. Однажды ему даже показалось, что он увидел в горных ущельях дымки от ружейных выстрелов и услышал звуки пушечных залпов, но через несколько дней всё затихло.

В ту бурную ночь, когда к форту пристала рыбацкая лодка, Диац был взволнован и не мог уснуть. Он лежал на своём матрасе и вслушивался в звуки бури. Внезапно он услышал странный и непривычный шум — это рыбацкая лодка качалась под его окном, стуча в каменную стену форта.

Диац вдруг словно проснулся и осознал, что на берегу действительно была какая-то военная стычка. Он рванул решётку и вытащил её из амбразуры. Выбравшегося наружу Диаца оглушило, залило водой, сбило с ног. Он испугался и уже хотел вернуться в свою спокойную, тихую камеру, но увидел на стенах цифры, отмечавшие прошедшие года, и спустился на берег, к лодке.

Вскоре часовой на стене форта увидел в бурном море белый парус. Диац был счастлив, он хотел не жизни, а только свободы. Охранники быстро обнаружили, что узник сбежал, и начали стрелять ему вслед сначала из ружей, потом из пушки. Парус мелькнул последний раз и скрылся за водяным валом.

Утром испанские офицеры начали обсуждать, мог ли Диац доплыть до берега. Молодой офицер задумчиво произнёс, что море дало узнику «несколько мгновений свободы».

Другой офицер заметил белые вспышки дыма у лагеря мятежников, потом до форта донёсся звук пушечного выстрела и снова всё стихло. Офицеры так и не поняли, что значило это непонятное оживление — «ответ ли это на вопрос об участи беглеца», или просто случайная перестрелка.

VI

Часовой на стене, повернувшись спиной к ветру и охватив руками ружье, чтоб его не вырвало ураганом, читал про себя молитвы, прислушиваясь к адскому грохоту моря и неистовому свисту ветра. Небо ещё потемнело; казалось, весь мир поглотила уже эта бесформенная тьма, охватившая одинаково и тучи, и воздух, и море. Лишь по временам среди шума, грохота, плеска с пугающей внезапностью обозначались белые гребни, и волна кидалась на остров, далеко отбрасывая брызги через низкие стены.

Прочитав все, какие знал, молитвы, часовой повернулся к морю и замер в удивлении. Вдоль бухты, среди сравнительного затишья, чуть заметная в темноте, двигалась лодка, приближаясь к тому месту, где, уже не защищённое от ветра, море кипело и металось во мраке. Внезапно белый парус взвился и надулся ветром. Лодка качнулась, поднялась и исчезла…

В это мгновение Диац взглянул назад, и ему показалось, что тёмный островок колыхнулся и упал в бездну, вместе с ровным огоньком, который до этого мгновения следил за ним своим мёртвым светом. Впереди были только хаос и буря. Кипучий восторг переполнил его застывшую душу. Он крепче сжал руль, натянул парус и громко крикнул… Это был крик неудержимой радости, безграничного восторга, пробудившейся и сознавшей себя жизни… Сзади раздался заглушённый ружейный выстрел, потом гул пушечного выстрела понёсся вдаль, разорванный и размётанный ураганом. Сбоку набегал шквал, подхватывая лодку… Она поднималась, поднималась… казалось, целую вечность… Хозе-Мария-Мигуэль-Диац с сжатыми бровями, твёрдым взглядом глядел только вперёд, и тот же восторг переполнял его грудь… Он знал, что он свободен, что никто в целом мире теперь не сравняется с ним, потому что все хотят жизни… А он… Он хочет только свободы.

Лодка встала на самой вершине вала, дрогнула, колыхнулась и начала опускаться… Со стены её видели в последний раз… Но ещё долго маленький форт посылал с промежутками выстрел за выстрелом бушующему морю…

Парадокс лестницы (шеста) в специальной теории относительности

Согласно специальной теории относительности, объекты, движущиеся с околосветовой скоростью, .

Представим лестницу, которую вносят в гараж в переднюю дверь и сразу же выносят через заднюю. Длина лестницы на несколько метров больше длины гаража, поэтому ее нельзя хранить в закрытом помещении. Допустим, что лестница движется с околосветовой скоростью по той же траектории, по которой ее вносят в гараж.

За счет лоренцева сжатия длина лестницы относительно гаража должна уменьшиться, поэтому при соответствующей скорости лестница может полностью уместиться в помещении. В этот момент обе двери гаража можно быстро закрыть (чтобы лестница в нем уместилась), а затем открыть (чтобы лестница не ударилась в заднюю дверь гаража).

 С другой стороны, если рассмотреть ситуацию из системы отсчета лестницы, то ее длина остается прежней, а длина гаража, напротив, сокращается. Следовательно, в этой ситуации лестница не может полностью уместиться в закрытом гараже. Поскольку обе системы отсчета равноправны, получается парадокс.

II

– Стой! Кто идет?

Часовой со стены окликает лодку и берет ее на прицел.

Но море страшнее этой угрозы. Рыбаку нельзя оставить руль, потому что волны мгновенно бросят лодку на камни… К тому же старые испанские ружья не очень метки

Лодка осторожно, словно плавающая птица, выжидает прибоя, поворачивается на самом гребне волны и вдруг опускает парус… Прибоем ее кинуло вперед, и киль скользнул по щебню в маленькой бухте

– Кто идет? – опять громко кричит часовой, с участием следивший за опасными эволюциями лодки.

– Брат! – отвечает рыбак, – отворите ворота ради святого Иосифа. Видишь, какая буря!

– Погоди, сейчас придет капрал.

На стене задвигались тени, потом открылась тяжелая дверь, мелькнул фонарь, послышались разговоры. Испанцы приняли рыбака. За стеной, в солдатской казарме, он найдет приют и тепло на всю ночь. Хорошо будет вспоминать на покое о сердитом грохоте океана и о грозной темноте над бездной, где еще так недавно качалась его лодка.

Дверь захлопнулась, как будто форт заперся от моря, по которому, таинственно поблескивая вспышками фосфорической пены, набегал уже первый шквал широкою, во все море, грядою.

А в окне угловой башни неуверенно светил огонек, и лодка, введенная в бухту, мерно качалась и тихо взвизгивала под ударами отраженной и разбитой, но все еще крепкой волны.

Ответ оставил Гость

Содержание эторазговор капрала и часового. Они смотрят на то, как сгущаются тучи, поднимаются волны и понимают, что скоро начнётся буря. Разговор проходил в испанском форте. Именно сюда поспешил в поисках убежища рыбак. Писатель не рассказывает кто это был, как звали человека. Главное то, что у него была лодка. Именно её ввёл в свой рассказ Короленко. Краткое содержание «Мгновение» поможет читателю разобраться в том, зачем был нужен этот атрибут с белым парусом. Рыбак понимал, что до берега на своей посудине он уже никак не доберётся, ведь буря крепчала на глазах, поднимались высокие суровые волны. Тогда он направил парусник к форту и стал просить там убежища. Часовой сначала сказал, что спросит разрешение у начальства. Офицер разрешил пустить рыбака. Человек нашёл убежище на всю ночь, а лодка была привязана у стен форта. Вот так начинается рассказ, который придумал Короленко. Краткое содержание «Мгновение» познакомит читателя с главным действующим лицом.Заключённый Диац В форте находилась и военная тюрьма. В ней вот уже более десяти лет отбывал заключение испанец Хозе-Мария-Мигуэль-Диац. Он участвовал в вооружённом восстании. Сначала мятежника приговорили к смертной казни, но потом заменили её заключением. Так рассказывает о нём Короленко, краткое содержание «Мгновение» познакомит читателя с условиями пребывания и расскажет о поведении узника. Сначала Диац не хотел мириться со своей участью. Он был полон физических и душевных сил. Мятежник пытался расшатать решётку и вытащить несколько камней, чтобы проложить себе путь к свободе. Но постепенно он стал понимать тщетность своих попыток и смирился.Диац много спал, смотрел в окно. Он надеялся услышать выстрелы, которые подарили бы ему надежду на освобождение. Ведь это означало бы новое восстание. Путь к свободе В тот вечер заключённый снова смотрел в окно, но за годы, проведённые в неволе, взгляд его становился всё более спокойным и равнодушным. Он стал вспоминать, привиделось ли ему во сне, или он действительно видел какое-то людское волнение и слышал выстрелы? Пока он не мог дать себе ответ на этот вопрос. Что же дальше приготовил читателю Короленко? Краткое содержание «Мгновение» расскажет об этом. Диац выглянул в окно и увидел белый парус. В голове его пронеслись мысли о возможном освобождении. Узник вдруг отчётливо вспомнил, что он действительно слышал выстрелы. Это придало ему силы. Он сбросил с себя сонное оцепенение и начал изо всех сил обеими руками трясти решётку. Камни, расположенные вокруг неё, упали, и решётка поддалась. Диац снял её и выпрыгнул в окно.Он попал в воду и на время потерял сознание. Очнувшись, узник подумал, что в такой пучине легко погибнуть, а в камере нет опасности, там сухо. Диац снова забрался в помещение и прикрыл за собою решётку. Но на этом не заканчивает повествование Короленко. Краткое содержание «Мгновение» рассказывает о том, что мятежник всё-таки решился бежать и прыгнул в лодку. Часовой нескоро, но заметил его. Но Диац думал только о свободе, и выстрелы его не остановили. Однако неясно, выжил ли Диац во время бури. Вот такой написал Короленко рассказ. Мгновение свободы дороже нескольких лет заключения – таков основной вывод данного литературного произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: