Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ стихотворения Над этой тёмною толпой.
Стихотворение «Над этой тёмною толпой» Фёдор Иванович Тютчев написал в 1857 году. Мысли и чувства, изложенные в нём, были навеяны поездкой в его родовое имение в 1857 году и наблюдениями там за крестьянами.
Тютчев был озабочен, как и все, предстоящей крестьянской реформой, и свои раздумья поэт воплотил в этом стихотворении-думе, написанном на актуальную тогда общественно-социальную тему.
Тютчев беспокоился тогда о последствиях реформы.
Он считал, что освобождение крестьян от зависимости без установления каких-либо духовных ценностей не будет излечением от болезни.Оно по силам только искренней вере, с чем ассоциируется «риза чистая Христа. » Автор считает, что светлое будущее его Родины может определяться лишь верой как национальной чертой, причастности народа к высшим духовным ценностям. А «луч свободы золотой» без неё ничто, он лишь разгонит «сон и туманы», спасти же «растленные души» он не в силах.
Яркими эпитетами раскрывает автор свою мысль: это и «золотой луч», которому не суждено спасти «тёмную толпу» «непробуждённого народа» от непросвещённости, метафорически изображённой («сон и туманы»), это и «старые, гнилые раны», «рубцы насилий и обид» — последствия притеснений. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
«Кто их излечит, кто прикроет?» — задаётся риторическим вопросом автор и сам же на него отвечает: «Ты, риза чистая Христа. «. «Золотой луч» и «риза чистая Христа» — оба проглядывают сквозь туман, но при этом именно последняя не только его разгонит, но и заставить сиять над Россией солнце.
Стихотворение производит волнующее впечатление, вместе с автором читатель ощущает трепет и беспокойство за судьбу русского народа.
По мнению дипломата и поэта свобода настолько ценное приобретение, что только помани народ свободой, то народ проснётся и сможет распорядится своими делами и принести отечеству столько пользы сколько не мог он принести находясь в невольничьем состоянии у дворян.
То есть член-корреспондент Петербургской Академии Наук считает, что свободу нужно купить за самую высокую цену. А про цену которую заплатил российский народ находясь в рабстве у дворян он как-то не вспоминает. И говорит, что если есть обиженные они должны простить своих рабовладельцев и почаще ходить в церковь. В угоду мифическому богу исповедоваться и молиться. Богу которого никто не видел. Но всю несправедливость своих рабовладельцев народ видел не только своими глазами то также на своём многострадальном теле – это и палки, и кнуты, и цепи…
Наверное это правильное мнение дипломата своей страны. Ведь польза отечества прежде всего, даже если ты возьмёшь не только последний кусок за эту свободу, но даже больше чем тебе могут дать. Возможно, это правильное мнение для девятнадцатого века.
Но если взял кредит в банке то нужно отдать больше чем взял. А если не отдал то за тобой придут. и прощай спокойная и счастливая жизнь в 21 веке.
Текст
Над этой темною толпойНепробужденного народаВзойдешь ли ты когда, Свобода,Блеснет ли луч твой золотой?..
Блеснет твой луч и оживитИ сон разгонит и туманы…Но старые, гнилые раны,Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота,Что гложет ум и в сердце ноет, –Кто их излечит, кто прикроет?..Ты, риза чистая Христа…
15 августа 1857 года.
Стихотворение «Над этой темною толпою» пишется Федором Тютчевым в 1857 году и относится к периоду позднего творчества, когда поэт и дипломат все чаще задавал себе сложные вопросы бытия человека. В этом стихе подается тема свободы человека и рабства, которое в те годы в России олицетворялось крепостным правом.
Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья»
Федор Тютчев с самой юности начал строить общественно-политическую карьеру, и уже в 19 лет отбыл в Германию в составе дипломатической миссии.
Значительная часть жизни поэта прошла за границей, где он не только отстаивал национальные интересы, но и активно интересовался литературой.
Именно Европа привила Тютчеву любовь к романтизму и научил лаконично выразить свои мысли в поэтических произведениях. Тем не менее, он мечтал вернуться на родину, и считал каждый свой приезд в Россию настоящим праздником.
Прижив в Европе более 20 лет, поэт прекрасно отдавал себе отчет в том, что по уровню культуры России до той же германии или Францы весьма далеко. Однако в русском народе поэт видел те черты, которые напрочь отсутствовали у европейцев.
Это не только природная доброта и отзывчивость, но и человеколюбие, смирение, терпеливость.
Обычные крестьяне несли свой жизненный крест с таким благородством и достоинством, которое не всегда можно было встретить у именитых европейских аристократов.
Пытаясьдать наиболее точно определение своей родине, Тютчев о. Автор сходится во мнении с Некрасовым по поводу того, что Россия далека от совершенства, и не пытается завуалировать те проблем, которые с первого взгляда бросаются в глаза.
Это нищета людей, их рабский каждодневный труд, колоссальная пропасть между различными классами и социальными группами. Однако в данный момент все это не имеет значения для поэта, который видит в своей родине те отличительные особенности, которые превращают Россию в великую державу.
Тютчев отмечает, что пресловутые европейцы просто не способны заметить и понять, «что? сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной».
Loading…
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья»« Анализ стихотворения Тургенева «Голуби»Анализ стихотворения Блока «Белой ночью месяц красный» »
Беляева Наталья | | Журнал «Литература» № 9/2005
После возвращения Ф.И. Тютчева в Россию в его творчестве всё чаще звучат размышления о судьбе русского народа. Он уверен, что в противостоянии “Запад–Восток” России отведена особая миссия.
Российская империя видится поэту непоколебимым утёсом, основанным на вере и долготерпении народа, который является образцом смирения и покорности заветам Христа. В стихотворении «Эти бедные селенья…» поэт утверждает, что бедность России и её “смиренная нагота” таят в себе богатство и великодушие русского человека.
Философские мысли Тютчева о диалектике мира, его внешнем облике и внутреннем содержании наполняются общественно-историческим контекстом.
Тайное сияние русской души не заметит “гордый взор иноплеменный”, но оно видно тому, кто, подобно “Царю небесному”, исходил и познал русскую землю. Судьбу русского народа поэт называет “ношей крестной” и связывает испытания, выпавшие на его долю, с причастностью к деяниям Христовым.
Именно поэтому “в рабском виде Царь небесный” исходил родную для поэта землю, благословляя её смирение, долготерпенье как истинные нравственные ценности.
Скорбные интонации, связанные с вековой покорностью родной земли, сочетаются с чувством гордости, её внутренней стойкостью и долготерпеньем. Антитеза внешнего и внутреннего подчёркивается знаком тире, делящим первую строфу надвое.
Именно смирение русского человека возвышает его над цивилизованной Европой. Неумение иностранца постигнуть загадку русской души подчёркивается двойным отрицанием в начале второй строфы.
“Крестная ноша” русской судьбы композиционно вписывается в нравственный контекст: стезя России созвучна пути “Царя небесного”, наделившего русский народ за терпение и смирение своим благословением.
Слово “благословляя” является венцом стихотворения, а умение укрощать в душе пожар страстей, по Тютчеву, является важнейшим качеством человека. Россия достойна Божьей благодати, потому что русский народ способен к смирению эгоизма и индивидуализма и может предпочесть им высшие начала бытия и вечные ценности. Строки из стихотворения Тургенев берёт эпиграфом к рассказу «Живые мощи», воспевающему силу человеческого духа.
Мысли поэта о судьбе русского народа и его нравственных качествах звучат в стихотворении «Над этой тёмною толпой…», в лирических миниатюрах «Нам не дано предугадать…» и «Умом Россию не понять…». Спасение поэт видит в осознании вечных заповедей Христа.
Если ему не дано пережить века и разбудить человеческие души, Россия всё равно обретёт спасение как оплот веры и носительница высших нравственных истин. Эта мысль в афористической форме звучит в поэтическом шедевре Тютчева «Умом Россию не понять…».
В нём, как в “осколке” монументальных жанров, характерных для классицизма, звучит мотив преодоления трагического миросозерцания, воскресения души, уверовавшей в могущество и величие духовности, свойственной “стати” русского человека.
Федор Иванович Тютчев не только ощущал окружающее пространство и понимал его, жил как поэт, но на такое звание никогда не претендовал. Он был скромным писателем и никогда не рвался в ряды известных людей. Свое занятие, связанное с написанием стихотворением, Тютчев называл «бумагомаранием».
Он не стремился печататься во всемирно известных печатных изданиях, не желал знать оценку своим произведениям и, даже не собирал свои стихи. Они излагались в различных письмах и черновиках, которые автор время от времени отправлял своим знакомым, стихотворения можно было найти среди ценных бумаг или в забытых книгах. Особенности творчества Ф.И. ТютчеваЛирика Тютчева относится к философскому направлению. В то время в русской поэзии данное направление было весьма развито. Многие поэты писали философские стихотворения, излагая на бумаге свое мировоззрение и привязывая тот или иной текст к определенному событию, максимально качественно раскрывая образы лирических героев. Федор Иванович в этом непохож на своих современников.Созданные автором произведения олицетворяли человеческую сущность, у которой присутствовали неиссякаемые вопросы перед лицом всего мира, здесь были сравнения с натуральной природой и ее особенностями. Лирику, создаваемую Тютчевым, можно смело отнести к лирике природы, а не описанию особенностей натуральных ландшафтов и образов. Каждая описываемая ситуация или тематика переносит читателя не к определенной лирической картине, а показывает весь мир, имеющий свои исключительные особенности. |
Стихи о любви к Родине и патриотизме
Колышет берёзоньку ветер весенний, Весёлой капели доносится звон… Как будто читает поэму Есенин Про землю, в которую был он влюблён.
Про белые рощи и ливни косые, Про жёлтые нивы и взлёт журавлей. Любите Россию, любите Россию. Для русского сердца земли нет милей.
Нам русские песни с рождения пели. Нас ветер России в пути обнимал. Когда вся Россия надела шинели, Нередко, бывало, солдат вспоминал:
И белые рощи, и ливни косые. И мысленно детям своим завещал: Любите Россию, любите Россию – Россию, которую я защищал.
Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый, Тот отдал ей сердце и душу свою. Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне, О ней, о России, я песню пою.
Про белые рощи и ливни косые, Про желтые нивы и радость весны. Любите Россию, любите Россию! И будьте России навеки верны! О. Милявский
«Над этой темною толпой…» Ф.Тютчев
«Над этой темною толпой…» Фёдор Тютчев
Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, свобода, Блеснет ли луч твой золотой.
Блеснет твой луч и оживит, И сон разгонит и туманы… Но старые, гнилые раны, Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота, Что гложет ум и в сердце ноет,- Ты, риза чистая Христа…
Анализ стихотворения Тютчева «Над этой темною толпой…»
Автор был озабочен предстоящей крестьянской реформой, о которой много спорили в 50-х гг. XIX в. Тютчев считал главной проблемой безбожность власти и опасался, что отмена крепостной зависимости повлечет усиление опасной тенденции, обернется «произволом более деспотическим», чем существовавший ранее порядок. К созданию стихотворного текста, отразившего авторские раздумья о будущем, поэта побудили наблюдения за крестьянами, сделанные летом 1857 г. во время престольного праздника в Овстуге, его родовом имении.
«Темная толпа», «непробужденный» — так характеризует облик народа лирический герой произведения, подчеркивая преобладание хаотического начала в характере собирательного образа. Следует риторическое обращение к абстрактной категории свободы, которая в тютчевской трактовке лишена революционного контекста. Глубинный смысл понятия принадлежит сфере духа и связывается с осознанием высокой христианской миссии, которая, по мнению поэта, возложена на русский народ, призванный сплотить вокруг себя славянский мир.
Как преобразит пространство «луч золотой» свободы? Его блеск, подчеркнутый лексической анафорой, обладает оживляющей силой. Она способна развеять пассивность, косность и темноту, метафорически именуемые «сном и туманами». Однако освобождение, не подкрепленное священными ориентирами, бессильно перед решением главной проблемы. Последствия вековых притеснений и душевной опустошенности обозначаются очередной метафорой, ассоциирующей их с застарелыми гнойными язвами и рубцами. Излечение по силам только искренней вере, символом которой выступает «риза чистая Христа». Отозвавшись на религиозный призыв и осознав свое духовное призвание, народ сможет ощутить истинное освобождение от непросвещенности, униженности, варварства.
По мысли Тютчева, гармоничное будущее родной земли неразрывно связано с православной верой как определяющей чертой национального характера. Образ Христа свидетельствует о причастности светлых сторон народного начала к высоким духовным основам. По сходным принципам разрешается лирическая ситуация в стихотворении «Эти бедные селенья… » Оба поэтических текста объединяют евангельские реминисценции: Сын Божий предстает одиноким смиренным и сострадательным странником, чье благословение наполняет потаенным смыслом и «наготу» крестьянских деревень, и скудный пейзаж родного края.
Главные черты поэзии Ф.И.Тютчева
Умом Россию не понять. Ф. Тютчев
Как поздней осенью порой Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весной И что-то встрепенется в нас. Это стихотворение Федора Ивановича Тютчева хорошо характеризует главные черты всей его поэзии — философичность и стилистическую простоту. Особенно часто он затрагивал мотив осени, что подсказывает нам, насколько он ценил Пушкина и в какой мере попадал под обаяние пушкинских стихов. Впрочем, в ранних стихах он откровенно подражает Пушкину:
Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, свобода, Блеснет ли луч твой золотой?
А вообще-то Тютчев — весьма благополучный поэт. Он имел и положение в обществе, и отличную службу, и успех у прекрасных дам, верных друзей: Гейне, Шеллинг, Лев Толстой, Фет, Пушкин. Два десятка лет он работал в дипломатическом корпусе за границей, постоянно наезжая в Россию, потом служил на хорошей должности в Министерстве иностранных дел. Его первый сборник редактировали такие именитые писатели, как И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов. Его стихи индивидуальны, хотя порой излишне образны и чересчур философичны. И все же лучшие его темы — темы любви, природы и России — не грешат заумностью и стилистической громоздкостью, они напоминают звонкий, кристально чистый ручей в хвойном лесу.
А там, в торжественном покое Разоблаченная с утра, Сияет белая гора, Как откровенье неземное. . Зима недаром злится, Пришла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора.
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, — Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
И кто в избытке ощущений, Когда бежит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений — Самоубийство и любовь!
Все отнял у меня казнящий Бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я еше ему молиться мог.
Славян родные поколенья Под знамя русское собрать И весть на подвиг просвещенья Единомысленную рать.
Заметно, что поэт большей частью пользуется простым двусложным размером — ямбом. Простые стилистические приемы, порождающие великолепные строки, — признак истинного таланта. Не зря говорят, что простота венчает оба конца шкалы гениальности. Может, поэтому автор, вдоволь пофилософствовав:
Он милосердный, всемогущий, Он, греющий своим лучом И пышный цвет на воздухе цветущий, И чистый перл на дне морском.
Есть близнецы для земнородных Два божества — то Смерть и Сон, Как брат с сестрою дивно сходных — Она угрюмей, кротче он.
и отдав дань религии:
Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть. . О Господи, дай жгучего страданья И мертвенность души моей рассей.
Был день, когда Господней правды молот Громил, дробил ветхозаветный храм, И, собственным мечом своим заколот, В нем издыхал первосвященник сам.
все равно возвращается к вечным ценностям:
Не все душе болезненное снится: Пришла весна — и небо прояснится. . О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой!
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Тютчев при всем его увлечении славянофильством относился к России с трезвостью математика. Он не восторгался «роковым Севером», который стал для него «сновиденьем безобразным», он не скрывал своего неприятия тех мест, где родился:
Итак, опять увиделся я с вами, Места немилые, хоть и родные.
Впрочем, не только к России относился поэт реалистично. Он и себя самого анализировал беспощадно: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная — есть ложь. Этот анализ порой вторгал его в пессимизм:
Судьба, как вихрь, людей метет, И рад ли ты, или не рад, Что нужды ей. Вперед, вперед!
А иногда — в философское отчаяние, где сон подобен смерти:
Я в хаосе звуков лежал оглушен, Но над хаосом звуков носился мой сон.
Видно, такова судьба большого поэта: жить большей частью в стихах, умирать в них и в них возрождаться.
Впусти меня! — Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью.
2245 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева
Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.
Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому бо льшую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.
Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.
К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.
В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:
Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена — И ваша память от потомства, Как труп в земле, схоронена.
Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:
…Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой?
Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:
Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует.
По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.
Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:
Так связан, съединен от века Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества.
Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.
Из осени поэт перемещается сразу в вечность:
А там, в торжественном покое Разоблаченная с утра, Сияет белая гора, Как откровенье неземное.
Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».
В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:
Как поздней осенью порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас.
К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:
Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось! О Господи. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…
Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.
- гражданские мотивы в лирике тютчева
- пейзажная лирика тютчева стихи
- Отзывы на стихи русских поэтов о весне тютчева
- темы мотивы и образы лирики поэтов 18 века
- философская лирика тютчева кратко
Анализ трех катренов
В первом катрене лирический герой спрашивает, взойдет ли когда над темною толпою звезда свободы? Пробудится ли он когда-нибудь для того, чтобы её принять и нести, как гражданскую ценность или не сможет жить без царева кнута?
Во второй-третьей строфе автор признается, что внутри глубинного народа пустота и растленье душ, выросшие на обидах и взаимном насилии. Сможет ли свобода врачевать эти старые раны или только вскроет их и зальет гноем землю русскую?
Последние строки дают на это ответ, по мнению Тютчева, только Христова чистота и вера могут врачевать русскую душу, никакой другой лекарь, никакая свобода при молении на рабство не помогут…
Так было в середине 19 века, так есть и ныне, в 2022 году…
Символика стихотворения и применяемые средства
Размер: четырехстопный хорей. Тип рифмы в стихотворении перекрестный.
Следует также обратить внимание на обилие и чередование звуков «с» и «р». Первый является приглушенным, а второй — звонким
Это задает ритм и отражает общую направленность: смирение и рабская покорность противопоставляются благословению и гордости за свою родину.
Средства выразительности:
- Иносказания (царь небесный);
- Метафоры (взор иноплеменный, край долготерпенья);
- Эпитеты (смиренной, скудная, бедные).
Основные символы:
1. Христос
Произведение не просто наполнено христианскими мотивами.
В первую очередь, Христос является выражением архетипа Героя. Сближая в своих строках Христа и простых людей, автор негласно заявляет о героизме русского народа.
2. Свет
В поэтике Тютчева свет принято толковать как выражение чего-то высшего и знак благословения.
Кроме того, в широком смысле свет — символ обновления и надежды.