Краткое содержание
Первое слово стиха «внимая» было употреблено не зря
Автор кратко показывает, что он сам отнесся ко всему в тексте с особым вниманием и читателя просит сконцентрироваться и внемлить в суть сказанного
В первых двух строках автор употребляет слова, с которыми ассоциируется война — «жертва», «ужас», «бой». Далее поэт рассказывает, кто страдает по погибшим героям — жена и друг. Но тут же он продолжает, что увы, пусть супруги говорят о вечной любви, но они найдут утешение, а друзья забудут. Есть только один человек, кто всегда будет помнить о своей потере и горевать по погибшему — это мать.
Дальше Некрасов рассказывает о материнских слезах — они самые искренние на свете. И в глазах матери отражается вечная боль от потери своего ребенка и скорбь по нему, которой никогда не стихнуть.
Образы и символы
В начале произведения перед читателями предстаёт излюбленный автором образ дороги, который показывает жизненный путь каждого человека. Дальше возникает образ тройки, которая является символом быстротечности жизни и упущенных возможностей. Автор показывает, что жизнь скоротечна и человек порой не в силах что-либо изменить.
Главной героиней стихотворения становится молодая крестьянка, которая отличается своей неземной красотой и резвостью. Когда Некрасов описывает её, то невольно может показаться, что он хвалится красотой всех русских женщин. Та девушка ждала свою любовь, и из-за выдающихся внешних данных автор мысленно подбирал суженого под стать ей само́й. Однако Некрасов очень быстро возвращается в реальность и хочет показать героине, что её долгожданный брак вряд ли станет счастливым.
Автор повествует о том, что муж её будет привередником, свекровь постарается забрать все жизненные силы, а сама девушка из красавицы превратится в обычную угрюмую русскую женщину, у которой от былой красоты останутся воспоминания. Также Некрасов подмечает и то, что своё спокойствие героиня сможет обрести только после смерти.
В роли лирического героя выступает сам автор, повествование которого кажется жалобным и прискорбным. Он восхищается красотой и резвостью девушки, но в то же время понимает, что судьба ей достанется нелёгкая. Когда герой обращается к героине, то пытается ей объяснить, что не стоит питать себя надеждами о прекрасной жизни, в которой она всегда будет беззаботной и весёлой.
Анализ стихотворения Тройка Некрасова кратко
Николай Некрасов – человек, который может считаться по всем правилам – певцом женской доли. Ведь именно он в своих произведениях часто описывал весьма нелегкую женскую долю. Именно потому критики дали ему такое прозвание. В его творчествах часто встречаются сюжеты, в которых описывается русская женщина, которая всегда в какой-то степени была и красивой, и умной, и даже хозяйкой не плохой,а просто – отменной, но вместе с тем – с нелегкой судьбой.
Произведение под названием «Тройка» написано поэтом в 1846 году. Крепостное право еще не было отменено, так как до 1861 года оставалось целых пятнадцать лет
Это важно, так как женщины русский были в своих семьях, и не только – как рабыни, ведь им приходилось работать просто как каторжникам. Они не имели никаких прав, и не имели возможности быть даже гордыми
Именно потому Некрасов в этом произведении описывает нелегкую женскую долю.
Тройка промчавшихся коней всегда вызывала просто неподдельный интерес у девушек крестьянок. Ведь в ней мог оказаться тот самый барин молодой, который увезет одну из них с собой. Но Некрасов предрекает большинство судеб девушек – печальными, так как на всех таких принцев не хватит. Он также печально взывает к ним, вопрошая – зачем бежишь туда? Зачем? Ведь у девушек – крестьянок будет муж, какой-нибудь, который будет бить, говоря, что любит.
5 класс. 9, 10 класс.
Анализ стихотворения Тройка по плану
История создания
Некрасов, будучи одним из владельцев журнала «Современник», познакомился с литературным критиком и публицистом Николаем Добролюбовым, когда тот устроился на работу в популярный журнал.
Молодой литератор, несмотря на юный возраст, имел удивительный дар распознавать настоящие литературные бриллианты среди сонма служителей искусству.
К сожалению, многогранный талант Добролюбова не смог раскрыться в полной мере – литератор умер от чахотки в возрасте 25 лет. С его уходом читатели потеряли человека, умевшего в доступной и очень увлекательной форме объяснять, почему те или иные произведения достойны внимания.
В 1864 году Николай Алексеевич написал стихотворение, ставшее посвящением Николаю Добролюбову.
https://youtube.com/watch?v=kacLmj0jz10
Тропы и образы
В своем произведении Некрасов использовал ряд средств выразительности. Все они сделали стихотворение более ярким:
- Все эпитеты о войне или людях имеют исключительно положительный или отрицательный смысл: «бедные», «лицемерные», «святые», «искренние».
- Метафоры в большинстве своем похожи на фольклорные — «кровавая нива», «до гроба помнить будет».
- Сравнение образа матери убитой горем во своему ребенку и плакучей ивы. При помощи художественного приема проблема материнского горя становится общей для всех людей.
- Поэт тщательно выбрал и расставил синонимы, тем самым противопоставив их: «забудет» и «до гроба помнить будет»
Война меняет естественное течение жизни и заставляет матерей видеть смерть своих детей, поэтому война делает каждого человека жертвой вечного боя и несет ему горе или смерть.
Столь сильная философская мысль делает произведение вечно актуальным.
Числа играют немаловажную роль в стихотворении: герой, друг, жена — но матери. Индивидуальность противопоставляется общности. В первом катрене особую атмосферу задают повторы слова «мне жаль». Они в сумме с отрицанием словно требуют вывода — второй части стихотворения.
Произведение Некрасова хоть и имеет название, связанное с войной, имеет гораздо более широкий смысл. Оно отражает истинную любовь родителей к детям, ведь никто другой не может так любить и переживать за человека, как его мать и отец.
Тропы и образы
Основную образно-смысловую нагрузку в этом стихотворении Некрасова несут на себе эпитеты. Звуки барабанов, цепей и топора – царящие . Весна – золотая , и это золото выше и надёжней золота царей. Образ весны для Некрасова – прежде всего звуковой, это сплошной, чудно-смешанный шум. В нём слышится и говорливая волна, и весёлое ржанье жеребёнка, и ауканье белокурого ребёнка, и напев соловьиный, и нестройные писки галчат .
Синекдохи барабаны, цепи и топор таят в себе подлость и безумие, муки и страсти тысяч человеческих существ – палачей и их жертв. Парадоксально, что подлинная человечность присуща олицетворённому явлению природы – золотой весне: она вся предана чувству жизни, она ликует. И недаром так и просится к ней сравнение: как дитя . Ведь вместе с ней ликует единственное человеческое существо – несмышлёное дитя…
Весенние образы Некрасова полны жизни и свободы. Домашние животные, лесные птицы, лягушки и осы, тройки и подводы – всё издаёт свои нестройные звуки, вливающиеся в стройный весенний хор. Нагромождение существительных, передающих эти звуки (ржанье, ауканье, напев, писки, грохот, скрипенье, крик, жужжанье, треск ), буквально обрушивается на читателя.
«Я не люблю иронии твоей», анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» написано Некрасовым предположительно в 1850 г. напечатано в журнале «Современник» № 11 за 1855 г. Оно включено в сборник стихотворений 1856 г.
Стихотворение обращено к Авдотье Панаевой, в которую был влюблён Некрасов. Их роман, начавшийся в 1846 г. и длившийся почти два десятка лет, так и не закончился законным браком. В этом смысле стихотворение «Я не люблю иронии твоей» пророческое.
Авдотья Панаева была женой друга Некрасова Ивана Панаева, с которым они вместе возрождали «Современник». С 1847 г. троица жила вместе, Некрасов с согласия ветреного Ивана стал гражданским мужем Панаевой. Оба тяготились этой связью, хоть и любили друг друга.
Отношения Некрасова и Панаевой были неровными. Случались бурные выяснения отношений, временное охлаждение друг к другу. Об этом стихотворение.
Литературное направление, жанр
Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» относится к интимной лирике и входит в так называемый «панаевский цикл». Оно повествует о развитии любовных отношений, реалистично объясняя внутренние причины внешних изменений в общении.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – развитие любовных отношений, угасание и охлаждение чувства.
Основная мысль: только любовь – это настоящая жизнь, поэтому любовь нужно беречь, нужно заботиться о её сохранении, заметив первые признаки угасания.
Стихотворение – это обращение к возлюбленной. Поводом к обращению стала насмешка, ирония возлюбленной по отношению к лирическому герою.
В первой строфе лирический герой признаёт, что чувства его угасают, что некогда горячая любовь только теплится в сердце. Ирония, с точки зрения лирического героя, свойственна «отжившим и не жившим», то есть тем, кто не любил вовсе или уже не любит.
Во второй строфе лирический герой описывает нынешнее состояние отношений: женщина застенчиво и нежно желает продлить свидание, в сердце лирического героя «кипят ревнивые тревоги и мечты». Но любовь угасает, что передаётся словами «пока ещё». Последняя строчка второй строфы называет угасание любви неизбежной развязкой.
В последней строфе лирический герой уже не питает иллюзий, не надеется на продолжение отношений, к чему призывает в первых двух строфах, используя восклицательные предложения. Скандалы и конфликты – признак завершения отношений, когда в сердце уже «тайный холод и тоска».
Тропы и образы
Стихотворение строится на противопоставлении холодного и горячего, кипения и оледенения. Любовь подобна кипящему бурному потоку, что описывается с помощью метафор: горячо любившие, кипят ревнивые тревоги и мечты, кипим сильней, полны последней жаждой. Чувству противопоставлены тайный холод и тоска сердца (метафора равнодушия).
Чувства, предшествующие охлаждению, Некрасов сравнивает с рекой, которая осенью сильнее бурлит, хотя становится холоднее. Таким образом, сила чувств (бурность) не равнозначна для лирического героя их качеству (теплоте или холодности). Река побурлит и замёрзнет, так же и любовь.
Стихотворение имеет законченную мысль и без последних двух строчек, перед которыми стоит многоточие. Сравнение чувств с бурной рекой – тот последний аргумент, который лирический герой приводит, чтобы добиться понимания возлюбленной.
Большое значение в стихотворении имеют эпитеты. Все они негативно окрашены: ревнивые тревоги и мечты, последняя жажда, развязка неизбежная, тайный холод. Им противопоставлены наречные эпитеты с положительной окраской: горячо любившим, желаешь застенчиво и нежно, кипят мятежно. Действия героев лирический герой воспринимает как проявление любви, но состояния (тревога, жажда, развязка ) считает лишёнными желанного чувства. Так идея стихотворения работает на языковом уровне.
Размер и рифмовка
Каждая строфа состоит из 5 строчек, рифмовка в каждой строфе разная. В первой строфе она кольцевая, во второй – перекрёстная, в третьей перекрёстная чередуется со смежной. Эта неупорядоченность соответствует внутреннему мятежу лирического героя. Мужская рифма чередуется с женской тоже неупорядоченно благодаря разной рифмовке.
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 107.
Блажен озлобленный поэт, Будь он хоть нравственный калека, Ему венцы, ему привет Детей озлобленного века.
Он как титан колеблет тьму, Ища то выхода, то света, Не людям верит он — уму, И от богов не ждет ответа.
Своим пророческим стихом Тревожа сон мужей солидных, Он сам страдает под ярмом Противоречий очевидных.
Всем пылом сердца своего Любя, он маски не выносит И покупного ничего В замену счастия не просит.
Яд в глубине его страстей, Спасенье — в силе отрицанья, В любви — зародыши идей, В идеях — выход из страданья.
Невольный крик его — наш крик. Его пороки — наши, наши! Он с нами пьет из общей чаши, Как мы отравлен — и велик.
Еще стихотворения:
- Т. Д. Блажен, кто мог на ложе ночи Тебя руками обогнуть; Челом в чело, очами в очи, Уста в уста и грудь на грудь! Кто соблазнительный твой лепет Лобзаньем пылким…
- Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием палим и иссушен, Невыносимое…
- Среди обугленных развалин, средь унизительных могил — не безнадежен, не печален, но полон жизни, полон сил — С моею музою незримой так беззаботно я брожу и с радостью неизъяснимой на…
- Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрипит… Увы!…
- Блажен, чей день лазурным кругом Облек поля, венчал простор… Блажен, чей путь проходит лугом, Где пестрый цвет встречает взор… Блажен, кто, жизнью ослепленный, Весь предан мигу, с мигом слит, По…
- Он был поэт: беспечными глазами Глядел на мир и миру был чужой; Он сладостно беседовал с друзьями; Он красоту боготворил душой; Он воспевал счастливыми стихами Харит, вино, и дружбу, и…
- Поэт, бедняга, пыжится, Но ничего не пишется. Пускай еще напыжится,- Быть может, и напишется!…
- И вместе мы сошлись сюда, С краев России необъятной, Для просвещенного труда, Для цели светлой, благодатной! Здесь развивается наш ум И просвещенной пищи просит; Отсюда юноша выносит Зерно благих, полезных…
- Двадцатый год — веселье и тревоги Делить вдвоем велел нам вышний рок. Ужель теперь для остальной дороги Житейский нас разъединит поток? Заключены в темнице мира тленной И дань платя царящей…
- Неизбалованный поэт, Я в добрый час, сверх ожиданья, Успел привлечь к себе вниманье Уже на позднем склоне лет. Благодаря стихотвореньям Мне посвящается хвала За неподатливость внушеньям Нас усыпляющего зла. «Словам…
В этом стихотворении воспевается поэт, а также его озлобленность, как свойство, присуще не только ему, но всем его современникам.
С первых строк автор заявляет что поэт, будь он даже злобным, блаженен, то есть почти свят. Ему следует дарить венцы как символ чествований. Поэта Полонский сравнивает с нравственным калекой. Получается, что поэт пережил духовную травму, а, возможно, и не одну… Его окружение (всех людей, вообще) Полонский называет детьми века, тоже озлобленного. Это такое злое время, по мнению автора.
Во второй строфе раскрывается, чем же занимается герой в своей поэтической деятельности. Конечно, поэт ищет свет (выход) во тьме. Видимо, это тьма невежества, злости людской… Он не верит людям, не верит в богов. Единственное, что у него осталось – ум, рациональность. Да, такой век – потеря религиозности, а также общности, объяснение всего логическими выкладками.
Тема эта развивается в третьей строфе. Поэт тревожит людей «солидных», то есть их сон. Люди будто спят, а не живут, но иногда стихотворная строчка может так задеть, что они проснутся для настоящей жизни. Вокруг героя одни противоречия, и он страдает. Здесь использована метафора «ярмо сомнений», которая подчеркивает их тяжесть. Эпитет «пророческий» в отношении стихов очень важен для понимания, ведь поэты и писатели часто выступают «предсказателями». Люди удивляются, спустя годы, как поэт предугадал события. Но мыслящий человек просто видит совсем не радужные перспективы, предупреждает других, но те не всегда готовы что-то изменить.
В четвертой строфе наметился перелом. Теперь речь идёт о том, что поэт не делает. Не переносит он масок, то есть обманных впечатлений, которое хотят произвести люди. Он не просит поменять свое счастье на что-то материальное. Но главное, что он любит всех всем сердцем.
Эта мысль находит продолжение, ведь в любви этой – будущие идеи, а в них – спасение. Важны тут и страсти, и дух противоречия поэта-творца. Фразы здесь становятся рублеными определениями.
Поэт невольно кричит, но этим он выражает затаённую людскую боль. Этой способностью он и велик.
Анализ стихотворения Полонский Блажен озлобленный поэт по плану
Анализ стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны»
Патриотизм народного поэта Некрасова чувствуется в каждом его стихотворении, в каждой поэме. Вот и очередное произведение «Внимая ужасам войны» подтверждает мою мысль. С первой строки поэт осуждает войну, не приемлет ее, считает ужасной. Речь идет не конкретно о Крымской войне, которая была недавно проиграна, и на основе событий которой пишется это стихотворение.
Нет, Некрасов не приемлет войны вообще. Каждая строка пронизана печалью и скорбью о геройски погибших солдатах и офицерах. Поэт искренне соболезнует женам, друзьям, и по настоящему понимает горе матерей, потерявших на поле брани своих сыновей.
Автор сам не был на войне, но его горячий ум и пылкое сердце впитывает каждое слово, каждый сюжет и событие, которые рассказывают очевидцы. Не даром он использует деепричастие «внимая», таким образом, он показывает, что и зрением, и слухом, и душой он переживает то горе, которое несет война.
Даже само построение стихотворения говорит о том, что мысли поэта текут непрерывно. И невозможно разделить чувство сострадания к близким, уважение к солдатам и ненависть к войне. Вот и пишет Некрасов свое произведение, не разбивая на строфы.
Скорбью проникнуты строки о матерях, о их страдании, о том, что ожидания их не оправдались. Автор сравнивает несчастных женщин с плакучими ивами, образ которых связан в русской литературе с печалью. И никто не в силах помочь осиротевшим матерям, никто не вернет детей, отнятых проклятой войной.
Так тонко чувствуя и сопереживая, Некрасов учит нас сострадать тем, кто потерял близких, он осуждает войну. Удивительно, что написанное в 1856 году стихотворение и в наши дни не потеряло своей актуальности. И сегодня нормальный человек высказывается против военных действий. И в наши дни мы сочувствуем матерям, дети которых погибли в бою с врагом.
Остается отдать дань глубочайшего уважения таланту Некрасова, его умению описать образы таким образом, что и через века читателю до слез жалко несчастных матерей. Каждый, у кого есть сердце и душа, посочувствует и Родине, потерявшей в жестокой, ненужной войне лучших своих граждан.
Вечная память всем погибшим на поле брани.
Как вы понимаете значение слова творчество сформулируйте и прокомментируйте
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Таланта! — повторил Лёня громче. — Это понимать надо! Это беречь и ценить надо! Ведь правда?»
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Сочинение на тему «Творчество»
Сочинение 9.3. Что даёт человеку творчество?
Как Вы понимаете значение слова ТВОРЧЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт человеку творчество?»
По тексту М. Москвиной
Творчество – это деятельность по созданию чего-то абсолютно нового, а также результат этого процесса. Творческого человека можно охарактеризовать как обладающего нестандартным мышлением, фантазией и умеющего мечтать. На мой взгляд, именно люди, наделённые творческим мышлением, меняют мир, разрушают стереотипы и своей деятельностью приносят радость окружающим.
Герой текста М. Москвиной любит джаз. Он не умеет петь так, как этого требуют правила пения, но он чувствует музыку, которая раскрывает его душу Герой признаётся: «Для меня музыка — это всё». Мальчик испытывает неразрывную связь своего внутреннего мира с джазом, потому что джаз помогает ему раскрыть этот мир.
Ещё одним примером того, как творчество меняет окружающих людей, наполняя их счастьем, может служить рассказ А. Куприна «Тапер». В нём главный герой, четырнадцатилетний Юрий Азагаров, подрабатывая на рождественской ёлке тапёром, своим творчеством вызывает восхищение. Его игра завораживает, поражает, даря по-настоящему сказочное настроение.
Действительно, творчество – важнейшая часть человеческого существования, способная менять окружающую действительность. Необыкновенная жажда жизни, любовь, желание и умение сострадать и чувствовать красоту – вот то, что может вспыхнуть в каждом, кто прикоснется к прекрасному.
Сочинение на тему «Творчество»
Что такое творчество? Я бы сказал так, творчество это реализация своих талантов. Каждый человек наделен определенными талантами, и когда он проявляет свои таланты, он творит. Поэтому творчество и является результатом деятельности человека. Какую деятельность мы относим к творчеству? Это, как правило, музыка, танцы, живопись, скульптура, и т.д. К творческому процессу можно отнести все, что каждый из нас делает с радостью и вдохновением.
Абсолютно к любому делу можно подойти творчески. Например, испечь пирог, посадить цветы, решить задачу по математики. Люди, которые, всегда творчески выполняли свою работу, становились известными. Это музыканты, художники, писатели, архитекторы, инженеры и т.д. Их деятельность поражает, увлекает, восхищает, волнует остальных людей.
Каждый из нас может быть творческим человеком, главное понять, что больше всего нравиться делать, что приносит удовольствие, а также восхищает других людей
Очень важно научиться слушать себя и реализовывать свои таланты, заниматься творчеством
Творчество приносит удовольствие и радость. Быть творческим человеком, значит думать по-другому, действовать по-другому, прислушиваться к себе. Творчество помогает нам увлекаться окружающим миром, ценить его красоту, а также ценить и других людей. А также помогает нам открывать все больше интересного и удивительного вокруг нас.
Источник
Общественный деятель — пророк
Поэт намекает на пророческое дарование Николая Александровича — «вещее перо» у него. Мифологема «пророк — идеал общественного деятеля» позднее подробно будет развернута в некрасовском стихотворении «Н.Г. Чернышевский (Пророк)», написанном в 1874 году.
Хорошо был известен уже в то время образ пророка русской поэзии, однако функциями его наделялся поэт. Времена теперь изменились. Некрасов пишет в конце своего стихотворения знаменитые строчки о том, что поэтом можно и не быть, но обязательно являться гражданином.
Николай Алексеевич, продолжая житийную традицию, касается также посмертной участи, памяти Добролюбова. Стих, посвященный ему, восхваляет описанный автором идеал. Некрасов пишет, что Добролюбов «высоко вознесся» через годы, когда «страсти улеглись». Автора приводит инерция христианских образов к вере в бессмертие этого человека — парадоксальному итогу.
Две последние строки этого произведения стали крылатыми. Их часто повторял В.И. Ленин. Этот вождь сделал их эпиграфом к статье, которая посвящена памяти Ф. Энгельса. И в наши дни их можно слышать, когда выражается скорбь о смерти великого человека. Со свойственным этому поэту лаконизмом Некрасову удалось выразить и гордость за патриота, который отдал родине жизнь, и чувство боли.
Таково вкратце описание произведения, которое создал Некрасов («Памяти Добролюбова»). Стих этот сегодня включен в школьную программу по литературе.
V
– Много ли вёрст до Гогулина?
– Да обходами три, а прямо-то шесть)
(Крестьянская шутка)
Хорошо было детинушке Сыпать ласковы слова, Да трудненько Катеринушке Парня ждать до Покрова. Часто в ночку одинокую Девка часу не спала, А как жала рожь высокую, Слёзы в три ручья лила! Извелась бы неутешная, Кабы время горевать, Да пора страдная, спешная – Надо десять дел кончать. Как ни часто приходилося Молодице невтерпёж, Под косой трава валилася, Под серпом горела рожь. Изо всей-то силы-моченьки Молотила по утрам, Лён стлала до тёмной ноченьки По росистым по лугам. Стелет лён, а неотвязная Дума на сердце лежит: «Как другая девка красная Молодца приворожит? Как изменит? как засватает На чужой на стороне?» И у девки сердце падает: «Ты женись, женись на мне! Ни тебе, ни свёкру-батюшке Николи не согрублю, От свекрови, твоей матушки, Слово всякое стерплю. Не дворянка, не купчиха я, Да и нравом-то смирна, Буду я невестка тихая, Работящая жена. Ты не нудь себя работою, Силы мне не занимать, Я за милого с охотою Буду пашенку пахать. Ты живи себе гуляючи За работницей женой, По базарам разъезжаючи, Веселися, песни пой! А вернёшься с торгу пьяненький – Накормлю и уложу! „Спи пригожий, спи, румяненький!“ – Больше слова не скажу. Видит бог, не осердилась бы: Обрядила бы коня Да к тебе и подвалилась бы: „Поцелуй, дружок, меня!..“» Думы девичьи заветные, Где вас все-то угадать? Легче камни самоцветные На дне моря сосчитать. Уж овечка опушается, Чуя близость холодов, Катя пуще разгорается… Вот и праздничек Покров!
«Ой, пуста, пуста коробушка, Полон денег кошелёк. Жди-пожди, душа-зазнобушка, Не обманет мил-дружок!» Весел Ванька. Припеваючи, Прямиком домой идёт. Старый Тихоныч, зеваючи, То и дело крестит рот. В эту ночку не уснулося Ни минуточки ему. Как мошна-то пораздулася, Так бог знает почему Всё такие мысли страшные Забираются в башку. Прощелыги ли кабашные Подзывают к кабаку, Попадутся ли солдатики – Коробейник сам не свой: «Проходите с богом, братики!» – И ударится рысцой. Словно пятки-то иголками Понатыканы – бежит.
В Кострому идут просёлками, По болоту путь лежит, То кочажником, то бродами. «Эх пословица-то есть: Коли три версты обходами, Прямиками будет шесть! Да в Трубе, в селе, мошейники Сбили с толку, мужики: „Вы подите, коробейники, В Кострому-то напрямки: Верных сорок с половиною По нагорной стороне, А болотной-то тропиною Двадцать восемь“
Вот оне! Чёрт попутал – мы поверили, А кто вёрсты тут считал?» – «Бабы их клюкою меряли, – Ванька с важностью сказал. – Не ругайся! Сам я слыхивал, Тут дорога попрямей»
– «Дьявол, что ли, понапихивал Этих кочек да корней? Доведись пора вечерняя, Не дойдёшь – сойдёшь с ума! Хороша наша губерния, Славен город Кострома, Да леса, леса дремучие, Да болота к ней ведут, Да пески, пески сыпучие…» – «Стой-ка, дядя, чу, идут!»
Главная мысль и тема
Основная тема стиха Некрасова — это возникновение любви в прошлом, ее постепенное умирание в настоящем и виденье полного охлаждения в не столь далеком будущем. Это история двоих любящих и любимых людей, которые ценят и дорожат тем, что между ними есть, но пришедших к мысли, что отношения перешли в стадию угасания и их можно прекращать.
Вначале произведения автор признается в неприятии иронии со стороны возлюбленной. Подобное отношение любимой к тому, что он делает, герой относит к признакам увядания чувств и просит не вести себя так, ведь ирония — удел тех, кто уже пережил период яркого влечения. Он просит любимую продлить тем самым чувства и страсть, которые все еще имеют место быть в отношениях.
Вторая часть стиха — это наглядная демонстрация поведения возлюбленной героя и его собственных чувств. Она на свиданиях нежна и застенчива, ей еще хочется, чтобы они длились дольше. Он полон ревностных чувств и все еще горит ими. Он просит любимую не приближать конец их отношений.
И, несмотря на просьбы, конец он уже отчетливо видит, о чем идет речь в третьей части произведения. И именно это является кульминацией всего послания. Эмоции в них двоих, по мнению героя, кипят, но иначе, чем вначале отношений. Сейчас необходимость в них они пытаются утолить, словно, жажду, глотая жадно, оставшиеся чувства. Между тем, в сердце уже присутствует нарастающая тоска и холод будущего отчуждения.
Отношение поэта к герою произведения
Добролюбов все время посвящал работе, литература была для него смыслом жизни. Даже на личное счастье времени не оставалось, поэтому Некрасов посчитал, что о такой самоотверженной личности должен узнать мир. Николай Александрович был самым молодым литературным критиком своего времени. Но его авторитет был не менее значимым, чем других.
Некрасов рисует перед читателями образ идеального мужчины, который ведет высоконравственную жизнь. Насколько объективна его оценка, читателям остается только догадываться. Ведь, во-первых, знаком с главным героем Некрасов был не так долго, а, во-вторых, автор мог приукрасить некоторые факты из жизни критика.
Эта мысль подтверждается и другими произведениями, в которых поэт создавал нравственный идеал русской культуры и православной церкви
В любом случае, в Добролюбове были качества, которые заслужили внимание великого российского поэта и затрагивают современных читателей:
- строгость и неподкупность (как критика Добролюбова уважали за его справедливость);
- принципиальность;
- беспристрастное отношение ко всем;
- трудолюбие;
- постоянное самосовершенствование, самокритичность;
- смелость и готовность отстаивать свое мнение;
- щедрость и доброта.
Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова»
С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов.
По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.
Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие – нет.
В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека . Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.
Обращаясь к Добролюбову, Некрасов о, отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист . Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.
«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала»
При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни»
Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил, Ты жажде сердца не дал утоленья; Как женщину, ты родину любил, Свои труды, надежды, помышленья Ты отдал ей; ты честные сердца Ей покорял. Взывая к жизни новой, И светлый рай, и перлы для венца Готовил ты любовнице суровой, Но слишком рано твой ударил час И вещее перо из рук упало. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! Года минули, страсти улеглись, И высоко вознесся ты над нами… Плачь, русская земля! но и гордись — С тех пор, как ты стоишь под небесами, Такого сына не рождала ты И в недра не брала свои обратно: Сокровища душевной красоты Совмещены в нем были благодатно… Природа-мать! когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…