Стих ахматова памяти друга

«реквием» ахматовой: ничто не забыто, никто не забыт

Анализ стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Памяти друга»

Начало Великой Отечественной войны Ахматова встретила в Ленинграде. Через несколько месяцев врачи настояли на том, чтобы 52-летняя поэтесса отправилась в эвакуацию. Сама того не желая, Анна Андреевна покинула любимый город. За этим последовали ее скитания – из Москвы в Чистополь, затем в Казань. Конечным пунктом невеселого путешествия стал Ташкент. Там Ахматова находилась практически на всем протяжении войны. В Ленинград она вернулась при первой же возможности – в мае 1944 года, спустя почти четыре месяца после снятия блокады. Страшной войне поэтесса посвятила немало стихотворений. В эвакуации даже вышел ее сборник. Среди произведений на военную тематику – «Памяти друга». Скорей всего, оно не адресовано какому-то конкретному человеку. Добрый друг для Ахматовой – любой, кто защищал родную страну от немецко-фашистских захватчиков.

При этом рассматриваемый текст явно перекликается со стихотворением «Заплаканная осень, как вдова…», написанном в 1921 году и посвященном расстрелянному Гумилеву – первому супругу Анны Андреевны. В нем вдовой названа осень. В «Памяти друга» вдовой становится уже весна. Она хлопочет над безымянной могилой. Здесь одновременно могут иметься в виду и неизвестные солдаты, и место захоронения Николая Степановича, которое не выяснено по сей день. Кроме того, не стоит забывать, что Гумилев был воином. После начала Первой мировой войны он добровольцем пошел в армию. Ему довелось повоевать в Польше, на Украине. Поэта удостоили нескольких наград, которыми Николай Степанович гордился.

Большое значение имеет дата написания «Памяти другу» – восьмое ноября – день великомученика Димитрия Солунского по православному календарю. В старинных русских стихах он предстает помощником в борьбе с Мамаем. Ахматова фактически проводит параллель, сравнивая монголо-татарские войска с армией Гитлера. Есть еще один важный момент – в субботу, предшествующую дню святого Димитрия, православные христиане на Руси совершали поминовение всех усопших. Естественно, Ахматова, как человек верующий, не могла об этом не знать. Ее стихотворение – плач по тем, кто погиб во время Великой Отечественной войны, защищая родину, отстаивая свободу свою личную и свободу своей страны. Запечатлеть их подвиг в лирике – долг Анны Андреевны как поэтессы и гражданина. Помянуть навсегда ушедших воинов – долг Ахматовой как матери, жены, христианки.

Анализ стихотворения «Памяти друга» Ахматовой

Анна Андреевна Ахматова видела и царскую Россию, и большевицкую. Представитель Серебряного века русской поэзии, она в зрелые годы создала множество потрясающих по содержанию, и емких по форме произведений. Среди них особое место занимает «Памяти друга».

Стихотворение написано в 1945 году, поэтессе исполнилось 56 лет. А. Ахматова прошла в войну череду эвакуаций, довелось ей застать и блокаду Ленинграда, ее сын, арестованный по надуманному предлогу, также попал на фронт. По жанру — патриотическая лирика, по размеру — пятистопный ямб с перекрестной рифмой, без деления на строфы. Рифма открытая и закрытая. Восемь строк, созданных к Дню Победы. Именно так, с большой буквы, пишет она об этом дне. Он «нежный и туманный», без фанфар и громких фраз. «Заря красна» напоминает о пролитой на поле брани крови. В это время даже весна — вдова. Весь мир приходит в себя после тяжелейшего испытания. Даже природа соучаствует в горе людей. Безымянная солдатская могила — в 1945 году еще не позабытая, но раз сегодня сюда никто не пришел — весна, как смиренная вдова, с нежностью и сердечной болью хлопочет, убирая и украшая ее. Еще и потому она вдова, что эти юноши могли бы этой весной начать новую, мирную жизнь. Но их отняли у весны. Поэтесса выбирает образ жены, потерявшей мужа, а не матери. Читатель видит ее на коленях: дохнет на почку, траву погладит. Первую хрупкую бабочку мирной весны она ссаживает на землю уже без опаски. «Одуванчик распушит»: уже не наступит на него сапог, не просвистит мимо пуля, не обагрится кровью земля. Почерневшие от горя люди потихоньку учатся радоваться природе и «запоздалой весне». Повтор союза «и» усиливает экспрессию.

Стихи глагольны: подняться не спешит, погладит, ссадит. Сравнение по типу тавтологии: заря, как зарево. Весна-вдова — метафора. Олицетворения: хлопочет, дохнет, распушит. Датой создания стихотворения является осень, ноябрь, день памяти святого Димитрия Солунского, славного воина. К этому дню всегда бывает приурочена Вселенская родительская суббота — общий поминальный день для всех умерших в сражениях за Родину. Такой день памяти есть только в Русской Православной Церкви, и изначально молились о воинах Куликова поля. Церковь, все живое — скорбит, молится. «Друг» — это каждый погибший. Люди надеются, что теперь, после войны, наступит какая-то совсем другая жизнь.

Победа — время, когда нужно вспомнить не только живых, но и погибших. В своем коротком восьмистишии А. Ахматова обращается к «Памяти друга».

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Анализ стихотворения Ахматовой «Памяти друга»

Начало Великой Отечественной войны Ахматова встретила в Ленинграде. Через несколько месяцев врачи настояли на том, чтобы 52-летняя поэтесса отправилась в эвакуацию. Сама того не желая, Анна Андреевна покинула любимый город. За этим последовали ее скитания – из Москвы в Чистополь, затем в Казань. Конечным пунктом невеселого путешествия стал Ташкент. Там Ахматова находилась практически на всем протяжении войны. В Ленинград она вернулась при первой же возможности – в мае 1944 года, спустя почти четыре месяца после снятия блокады. Страшной войне поэтесса посвятила немало стихотворений. В эвакуации даже вышел ее сборник. Среди произведений на военную тематику – «Памяти друга». Скорей всего, оно не адресовано какому-то конкретному человеку. Добрый друг для Ахматовой – любой, кто защищал родную страну от немецко-фашистских захватчиков.

При этом рассматриваемый текст явно перекликается со стихотворением «Заплаканная осень, как вдова…», написанном в 1921 году и посвященном расстрелянному Гумилеву – первому супругу Анны Андреевны. В нем вдовой названа осень. В «Памяти друга» вдовой становится уже весна. Она хлопочет над безымянной могилой. Здесь одновременно могут иметься в виду и неизвестные солдаты, и место захоронения Николая Степановича, которое не выяснено по сей день. Кроме того, не стоит забывать, что Гумилев был воином. После начала Первой мировой войны он добровольцем пошел в армию. Ему довелось повоевать в Польше, на Украине. Поэта удостоили нескольких наград, которыми Николай Степанович гордился.

Большое значение имеет дата написания стихотворения – восьмое ноября – день великомученика Димитрия Солунского по православному календарю. В старинных русских стихах он предстает помощником в борьбе с Мамаем. Ахматова фактически проводит параллель, сравнивая монголо-татарские войска с армией Гитлера. Есть еще один важный момент – в субботу, предшествующую дню святого Димитрия, православные христиане на Руси совершали поминовение всех усопших. Естественно, Ахматова, как человек верующий, не могла об этом не знать. Ее стихотворение – плач по тем, кто погиб во время Великой Отечественной войны, защищая родину, отстаивая свободу свою личную и свободу своей страны. Запечатлеть их подвиг в лирике – долг Анны Андреевны как поэтессы и гражданина. Помянуть навсегда ушедших воинов – долг Ахматовой как матери, жены, христианки.

Анна АхматоваРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Текст

И в День Победы, нежный и туманный,Когда заря, как зарево, красна,Вдовою у могилы безымяннойХлопочет запоздалая весна.Она с колен подняться не спешит,Дохнет на почку, и траву погладит,И бабочку с плеча на землю ссадит,И первый одуванчик распушит.

1945 год.

Анне Ахматовой не пришлось во время ВОВ сидеть в окопе с ППШ в обнимку или идти в атаку с криком «За Сталина» (что было, кстати, редко), но поэтесса с болью переживала 41-45 годы. Да, Анна Андреевна не имела интимных отношений с советской властью, взаимной любви у них не вышло, но Ахматова любила русскую землю, считала её от сердца Родиной и даже отказалась эмигрировать, когда черные тучи висели прямо над головой.

Поэтесса покинула Ленинград перед самой блокадой, скиталась в эвакуации по разным городам, и проведя большую часть времени в Ташкенте. Возвращение в Питер состоялось всего через пару месяцев после снятия блокады, когда в том же Ташкенте быт был налажен гораздо лучше. Это показывает чувства поэтессы к родному городу, как символу Родины, ее желание быстрее в него вернуться, несмотря на ряд трудностей бытового плана.

Акмеистика Ахматовой

В литературе Ахматова известна как поэт-акмеист. Это литературное направление в модерне, участники которого уверены, что творчество – особый вид искусства, где мастером выступает поэт, используя для работы слово. В отличие от мистиков и символистов, акмеисты считали, что поэзии можно научиться, если постоянно тренироваться.

Проводя анализ «Мужества» Ахматовой, можно отметить, что поэтесса работает в лучших традициях акмеизма. Она не использует образы и символы, а тщательно подбирает слова, пытаясь в нескольких предложениях выразить всю неминуемую, трагическую участь народов СССР и приободрить тех, кто всем сердцем верит в победу

Анализ формы и содержания стихотворения показал, что родной язык имел для поэтессы огромное значение, именно поэтому она так тщательно подбирает слова, составляя из них краткие и емкие предложения, чтобы сказать о самом важном

Анализ стихотворения Ахматовой «Памяти друга»

Начало Великой Отечественной войны Ахматова встретила в Ленинграде. Через несколько месяцев врачи настояли на том, чтобы 52-летняя поэтесса отправилась в эвакуацию. Сама того не желая, Анна Андреевна покинула любимый город. За этим последовали ее скитания – из Москвы в Чистополь, затем в Казань. Конечным пунктом невеселого путешествия стал Ташкент. Там Ахматова находилась практически на всем протяжении войны. В Ленинград она вернулась при первой же возможности – в мае 1944 года, спустя почти четыре месяца после снятия блокады. Страшной войне поэтесса посвятила немало стихотворений. В эвакуации даже вышел ее сборник. Среди произведений на военную тематику – «Памяти друга». Скорей всего, оно не адресовано какому-то конкретному человеку. Добрый друг для Ахматовой – любой, кто защищал родную страну от немецко-фашистских захватчиков.

При этом рассматриваемый текст явно перекликается со стихотворением «Заплаканная осень, как вдова…», написанном в 1921 году и посвященном расстрелянному Гумилеву – первому супругу Анны Андреевны. В нем вдовой названа осень. В «Памяти друга» вдовой становится уже весна. Она хлопочет над безымянной могилой. Здесь одновременно могут иметься в виду и неизвестные солдаты, и место захоронения Николая Степановича, которое не выяснено по сей день. Кроме того, не стоит забывать, что Гумилев был воином. После начала Первой мировой войны он добровольцем пошел в армию. Ему довелось повоевать в Польше, на Украине. Поэта удостоили нескольких наград, которыми Николай Степанович гордился.

Большое значение имеет дата написания «Памяти другу» – восьмое ноября – день великомученика Димитрия Солунского по православному календарю. В старинных русских стихах он предстает помощником в борьбе с Мамаем. Ахматова фактически проводит параллель, сравнивая монголо-татарские войска с армией Гитлера. Есть еще один важный момент – в субботу, предшествующую дню святого Димитрия, православные христиане на Руси совершали поминовение всех усопших. Естественно, Ахматова, как человек верующий, не могла об этом не знать. Ее стихотворение – плач по тем, кто погиб во время Великой Отечественной войны, защищая родину, отстаивая свободу свою личную и свободу своей страны. Запечатлеть их подвиг в лирике – долг Анны Андреевны как поэтессы и гражданина. Помянуть навсегда ушедших воинов – долг Ахматовой как матери, жены, христианки.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1942 г., когда поэтесса пребывала в эвакуации в Ташкенте. Вошло в цикл «Ветра войны».Тема стихотворения – мужество людей в сражении за свою свободу и культуру.

Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: строки посвященные мужеству, строки, утверждающие, что русский народ сумеет победить в борьбе. Текст состоит из двух катренов и одного дистиха.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «мы знаем, что ныне лежит на весах», «час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», «и внукам дадим, и от плена спасем».

Эпитеты – «горько остаться», «великое русское слово», слово «свободное, чистое».

Жанр, размер, направление

Поэма принадлежит к литературному направлению модернизма. Для модернизма характерен поиск новых литературных форм, задача которых как можно точнее выразить индивидуальность автора, показать его особенный способ восприятия мира. Существует немало литературных течений модернизма. Одни из самых популярных – это символизм, футуризм и акмеизм. Ахматова принадлежала к группе акмеистов. В манифесте акмеизма отчетливо звучит призыв отказаться от наследия символизма и обратиться к миру реальному, вещественному. Художественная выразительность стихотворений должна была соответствовать принципам конкретной образности. Особое значение придавалось миру человеческих эмоций, природному началу в жизни человека.

«Реквием» может быть отнесен к жару эпической поэмы, так как представляет собой достаточно крупное стихотворное произведение, состоящее из пролога, основной части и эпилога, и отсылающее читателей к событиям нескольких исторических эпох.

Поэма написана в нескольких стихотворных размерах. Отдельные части произведения разнятся между собой по настроению и тону повествования, что определяет и динамичность стихотворной ритмики.

Анализ стихотворения Ахматовой «Памяти друга»

Начало Великой Отечественной войны Ахматова встретила в Ленинграде. Через несколько месяцев врачи настояли на том, чтобы 52-летняя поэтесса отправилась в эвакуацию. Сама того не желая, Анна Андреевна покинула любимый город. За этим последовали ее скитания – из Москвы в Чистополь, затем в Казань. Конечным пунктом невеселого путешествия стал Ташкент. Там Ахматова находилась практически на всем протяжении войны. В Ленинград она вернулась при первой же возможности – в мае 1944 года, спустя почти четыре месяца после снятия блокады. Страшной войне поэтесса посвятила немало стихотворений. В эвакуации даже вышел ее сборник. Среди произведений на военную тематику – «Памяти друга». Скорей всего, оно не адресовано какому-то конкретному человеку. Добрый друг для Ахматовой – любой, кто защищал родную страну от немецко-фашистских захватчиков.

При этом рассматриваемый текст явно перекликается со стихотворением «Заплаканная осень, как вдова…», написанном в 1921 году и посвященном расстрелянному Гумилеву – первому супругу Анны Андреевны. В нем вдовой названа осень. В «Памяти друга» вдовой становится уже весна. Она хлопочет над безымянной могилой. Здесь одновременно могут иметься в виду и неизвестные солдаты, и место захоронения Николая Степановича, которое не выяснено по сей день. Кроме того, не стоит забывать, что Гумилев был воином. После начала Первой мировой войны он добровольцем пошел в армию. Ему довелось повоевать в Польше, на Украине. Поэта удостоили нескольких наград, которыми Николай Степанович гордился.

Большое значение имеет дата написания «Памяти другу» – восьмое ноября – день великомученика Димитрия Солунского по православному календарю. В старинных русских стихах он предстает помощником в борьбе с Мамаем. Ахматова фактически проводит параллель, сравнивая монголо-татарские войска с армией Гитлера. Есть еще один важный момент – в субботу, предшествующую дню святого Димитрия, православные христиане на Руси совершали поминовение всех усопших. Естественно, Ахматова, как человек верующий, не могла об этом не знать. Ее стихотворение – плач по тем, кто погиб во время Великой Отечественной войны, защищая родину, отстаивая свободу свою личную и свободу своей страны. Запечатлеть их подвиг в лирике – долг Анны Андреевны как поэтессы и гражданина. Помянуть навсегда ушедших воинов – долг Ахматовой как матери, жены, христианки.

Другие статьи из рубрики «Имена»

15 апреля 2016
Путь конквистадора
Библиограф, археограф и литературовед, член Санкт-Петербургского Союза ученых Евгений Белодубровский рассказывает о героической биографии и творческом пути Николая Гумилёва

11 декабря 2015
Как же он рисует?
Полная неподвижность… когда так говорят о человеке, к сердцу подступает холодок: или умер, или превратился в обузу для близких. Манолис Бетинакис много лет был почти недвижим, но это «почти» сделало его одним из самых ярких современных иконописцев. 

3 февраля 2014
Высшая математика писателя
Великих писателей, положивших начало новому направлению в искусстве, — немного. Один из них — русский прозаик Евгений Иванович Замятин (1 февраля 1884 года – 10 марта 1937 года). Его роман «Мы», созданный в жанре антиутопии, повлиял на всю литературу XX века. В чем новаторство этого произведения? Какие искания привели к рождению …

«Человек должен быть верующим …»
Отмечая 150-летний юбилей великого русского писателя Антона Павловича Чехова, хочется затронуть вопрос о его вере в Бога. Принято считать, что Чехов был убежденным атеистом, чуждым всему церковному, поклоняющимся только науке. Но это утверждение основывается на советском стереотипе противопоставления науки и христианства. А как на это смотрел …

5 марта 2018
Памяти Билли Грэма

21 февраля 2018 года на сотом году жизни в США скончался всемирно известный христианский проповедник Билли Грэм. Протоиерей Владимир Сорокин поделился своими впечатлениями от общения с этим незаурядным человеком, общественным и религиозным деятелем, визиты которого в Советский Союз в 1980-е годы имели большой резонанс в церковной православной …

Композиция

Стихотворение «И упало каменное слово» состоит из 3-х строф. Его можно разделить на три композиционные части.

Произведение отрывистое. Читая его, читатель ловит себя на впечатлении, что лирическая героиня начинает думать об одном, а потом её мысли куда-то улетают, затем она вновь возвращается к первоначальной теме, потом вновь «улетает».

  1. 1-я строфа – 1-я часть. Стихотворение «Приговор» начинается резко, с самой сути, что характерно для лирики Ахматовой, она как бы вырывает самую сердцевину события. Возможно, именно поэтому её стихи хоть и небольшие по объему, но очень «живые», эмоционально наполненные. Первая часть начинается со строк: «И упало каменное слово на мою ещё живую грудь.» Как точно подобранна автором метафора, как тонко и сдержанно Анна Андреевна передала свою нестерпимую боль! Следующие две строки поражают читателя удивительной стойкостью, силой и достоинством лирической героини. Каким мужеством нужно обладать, чтобы, узнав о случившемся, собрать всю волю в кулак, погасить вспыхнувшие вулканы внутри и вымолвить лишь: «Справлюсь с этим как-нибудь»?!
  2. 2-я часть – 2-я строфа. Складывается впечатление, что после мыслей, переданных автором в первом четверостишии, лирическая героиня отвлекается, а затем возвращается вновь, но уже с немного другим настроем.
  3. Здесь героиня уже рассуждает на тему «как жить с покалеченным сердцем дальше». Такое ощущение, что она перечисляет необходимые действия, чтобы не думать о поранившем её «камне».
  4. 3-я часть – 3-я строфа, которая так же следует за отстранённым полётом мысли, начинается со слов: «А не то…», что передаёт упадническое, но мужественное настроение лирической героини, она не может «память до конца убить», она будто вспоминает, что готовила себя к этому дню, что это должно было когда-то случиться. Темп данной строфы замедляется.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.

История создания – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».

Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.

Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».

Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».

Композиция и жанр

Композиционно стихотворение делится на три строфы. В первой поэтесса призывает читателей к тому, чтобы оставаться сильными в тяжелом для всего народа положении, не опускать руки и не отчаиваться. Пробил час мужества и отваги, наступило время, чтобы показать, каким может быть русский человек перед лицом опасности. Эти слова многого стоят, особенно если учесть момент, что нападение на Советский Союз было внезапным.

Во второй строфе Ахматова акцентирует внимание на русском языке, на том, как важно уберечь его от врага. Но здесь еще и констатация факта:

Поэтесса уверена, что у настоящей личности эти вещи не вызовут страха, ведь в своей истории русский народ стерпел немало невзгод и лишений

Поэтесса уверена, что у настоящей личности эти вещи не вызовут страха, ведь в своей истории русский народ стерпел немало невзгод и лишений.

Вот так в одной строфе в тексте стихотворения переплетаются желание Ахматовой уберечь язык и отвага русского народа. Эти вещи взаимодополняют друг друга, ведь только у настоящего человека хватит сил в условиях войны заботиться не только о своей жизни, но и о культурном наследии, носителем которого он является.

Третья строфа — это клятва. Лирический герой стихотворения обещает, что когда стихнут бои и все ныне живущие уйдут, «русское слово» будет жить в потомках, оно никогда не исчезнет из памяти:

В этом «навеки» и заключена великая мощь русского народа, который не склоняет головы даже в тот момент, когда кажется, что нет больше никакого выхода. План Ахматовой заключался в том, чтобы донести это до сознания своих читателей, дать им надежду, внушить, что только в их силах сохранить то, что так дорого сердцу советского человека.

По жанру «Мужество» относится к гражданской лирике. В стихотворении легко можно найти ее характерные черты:

  1. Лирический герой затрагивает конкретную тему в общественной жизни страны — начало войны.
  2. Большую роль в стихотворении играет патриотический пафос, описание дальнейшей судьбы Родины в зависимости от поведения народа.
  3. Призыв к исполнению гражданского долга.
  4. В стихах виден не столько художественный размах, сколько общий смысл, вкладываемый Ахматовой, рассуждение о событиях, которые отразятся на человеке.
  5. Лирический герой выражает общий настрой русского народа на пороге главного трагического события XX века — Великой Отечественной войны.

Нельзя не отметить, как в этом случае творчество Ахматовой перекликается с творениями Марины Цветаевой, предпочитавшей называть себя именно поэтом. Цветаева посвящала свои строки революции и Гражданской войне. В ее стихотворениях также виден высокий патриотический пафос.

Анализ стихотворения «Памяти друга» Ахматовой

Анна Андреевна Ахматова видела и царскую Россию, и большевицкую. Представитель Серебряного века русской поэзии, она в зрелые годы создала множество потрясающих по содержанию, и емких по форме произведений. Среди них особое место занимает «Памяти друга».

Стихотворение написано в 1945 году, поэтессе исполнилось 56 лет. А. Ахматова прошла в войну череду эвакуаций, довелось ей застать и блокаду Ленинграда, ее сын, арестованный по надуманному предлогу, также попал на фронт. По жанру — патриотическая лирика, по размеру — пятистопный ямб с перекрестной рифмой, без деления на строфы. Рифма открытая и закрытая. Восемь строк, созданных к Дню Победы. Именно так, с большой буквы, пишет она об этом дне. Он «нежный и туманный», без фанфар и громких фраз. «Заря красна» напоминает о пролитой на поле брани крови. В это время даже весна — вдова. Весь мир приходит в себя после тяжелейшего испытания. Даже природа соучаствует в горе людей. Безымянная солдатская могила — в 1945 году еще не позабытая, но раз сегодня сюда никто не пришел — весна, как смиренная вдова, с нежностью и сердечной болью хлопочет, убирая и украшая ее. Еще и потому она вдова, что эти юноши могли бы этой весной начать новую, мирную жизнь. Но их отняли у весны. Поэтесса выбирает образ жены, потерявшей мужа, а не матери. Читатель видит ее на коленях: дохнет на почку, траву погладит. Первую хрупкую бабочку мирной весны она ссаживает на землю уже без опаски. «Одуванчик распушит»: уже не наступит на него сапог, не просвистит мимо пуля, не обагрится кровью земля. Почерневшие от горя люди потихоньку учатся радоваться природе и «запоздалой весне». Повтор союза «и» усиливает экспрессию.

Стихи глагольны: подняться не спешит, погладит, ссадит. Сравнение по типу тавтологии: заря, как зарево. Весна-вдова — метафора. Олицетворения: хлопочет, дохнет, распушит. Датой создания стихотворения является осень, ноябрь, день памяти святого Димитрия Солунского, славного воина. К этому дню всегда бывает приурочена Вселенская родительская суббота — общий поминальный день для всех умерших в сражениях за Родину. Такой день памяти есть только в Русской Православной Церкви, и изначально молились о воинах Куликова поля. Церковь, все живое — скорбит, молится. «Друг» — это каждый погибший. Люди надеются, что теперь, после войны, наступит какая-то совсем другая жизнь.

Победа — время, когда нужно вспомнить не только живых, но и погибших. В своем коротком восьмистишии А. Ахматова обращается к «Памяти друга».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: