Анализ стихотворения Бунина «Забытый фонтан»
Период, когда автор особенно часто обращается к сонету, — первое десятилетие XX в. Благородный жанр особенно элегантен в бунинской интерпретации: его стиль выразителен, ярок и философичен, лишен многословности, витиеватости и надуманности.
Оба катрена сонета «Забытый фонтан» посвящены описанию осенней природы. Пустой сад, ветер, играющий палыми листьями, аллея голых деревьев — в этой картине чувствуется запустение и легкая печаль. Образ фонтана, который отключен за ненадобностью и заметается листвой, является центральным в этом пейзаже.
В пустынном саду появляется одинокая героиня. Она печальна и задумчива, ее движения неторопливы. Девушка сравнивается с «призраком», который бродит по саду, не находя успокоения
Рассеянное внимание привлекает единственный предмет — неработающий фонтан
Финальная строка, которую называют «сонетным замком», содержит ключевую фразу, подводящую философский итог лирическому повествованию. В конце завершающего терцета говорится о неумолимом и беспощадном беге времени.
Вывод, звучащий в финале, проясняет душевное состояние лирической героини. Осень царствует в ее сердце: грусть сродни увяданию природы, а пустота сада близка к внутренней опустошенности. Фонтан, когда-то испускавший водные струи, служит для девушки символом, напоминанием о радостных мгновениях ушедшего лета.
Лирическая героиня, которая настолько органично вписывается в пейзаж, что сама является его частью, становится образным воплощением важнейшей составляющей философии Бунина. Короткая формула, провозглашающая «Все во мне» и «Счастье всюду», снимает конфликт между внешним миром и лирическим «я». Растворенность в бесконечном и беспристрастном мире гармонична по своей сути, и поэтому «Забытый фонтан» звучит элегически спокойно, с оттенком легкой меланхолии, а не трагизма. Время, которое кажется жестоким человеку, на самом деле безразлично к нему. Счастлив тот, кто постигнет мудрость слияния с универсумом.
Образы и отдельные детали сонета поражают лаконичностью, точностью и емкостью. Рассыпавшийся «чертог из янтаря» создает в читательском воображении почти облетевший сад, черные ветки деревьев, дорожки, устланные желтым ковром листьев, и новую перспективу: сквозь пустые ветви стали видны очертания дома. Небрежно волочащаяся за героиней шаль передает ее отрешенность, вызванную печальными раздумьями, и безразличие к настоящему.
Бунин
Это интересно: 274,Анализ стихотворения Бунина Настанет день: рассматриваем со всех сторон
Анализ стихотворения Ивана Бунина «Призраки»
Стихотворение « Призраки» написано в 1905 году. Поводом для его написания стала смерть ребенка Бунина и его супруги Анны Цакни. Ребенок умер в пятилетнем возрасте. Это стало поворотным моментом в жизни и творчестве автора. Распался его брак, пропал смысл жизни.
Трагические переживания вызвали депрессивное настроение и размышления. Бунин много размышлял на тему жизни после смерти. Ему хотелось верить, что близкие и любимые не оставляют нас, а всегда рядом. Результатом этих раздумий стало много стихотворений, в том числе и стихотворение «Призраки».
Главная тема произведения — жизнь после смерти. Эта философская тема волновала поэтов и мыслителей на протяжении многих веков. Кто-то выражал сомнение в существовании потусторонней жизни. Кто-то искренне верил в это. Бунин относился ко вторым. Тема человеческой жизни и смерти волновала автора, поэтому и тема смерти была близка автору. Эти темы были одними из основных в его творчестве. Он верил, что призраки существуют, что они всегда рядом с нами, только невидимы. « Нет, мертвые не умерли для нас!» — в этой фразе заключается позиция автора.
Для аргументации своей точки зрения, Бунин оформляет повествование в сюжет древней шотландской легенды. Это придает повествованию, мистики, загадочности, музыкальности и романтичности. Появляются необычные образы: арфы, струны, сладостные звуки. Красивая легенда повествует, что призраки приходят по ночам, они оберегают живых, поддерживают. Они общаются с живыми на каком-то особенном уровне, с помощью звуков. Но люди, порой, лишены возможности видеть призраков, верить в них. И автор объясняет это тем, что живые сами отрицают существование жизни после смерти. (Мы в призраков не верим).
Композиция произведения стройная, кольцевая, состоит из четырех строф. Первая и последняя строфы — размышления автора, где он говорит о том, что верит в призраков. Вторая и третья строфы — это пересказ древней шотландской легенды. Для создания ритмического рисунка, автор использует перекрестную полную рифму. Стихотворный размер этого произведения – пятистопный ямб.
Автор не настаивает на своей точке зрения, он не заставляет всех верить в то, что души умерших людей никуда не исчезают, а продолжают быть рядом с родными. Он лишь говорит о том, что ему самому хочется в это верить, что ему так проще пережить боль утраты (Я им внимал, я слышал их не раз).
Нет, мертвые не умерли для нас! Есть старое шотландское преданье, Что тени их, незримые для глаз, В полночный час к нам ходят на свиданье,
Что пыльных арф, висящих на стенах, Таинственно касаются их руки И пробуждают в дремлющих струнах Печальные и сладостные звуки.
Мы сказками предания зовем, Мы глухи днем, мы дня не понимаем; Но в сумраке мы сказками живем И тишине доверчиво внимаем.
Мы в призраки не верим; но и нас Томит любовь, томит тоска разлуки. Я им внимал, я слышал их не раз, Те грустные и сладостные звуки!
«Распятия»
Лучо Фонтана. Распятие. 1948. Терракота, цветная глазурь. Собрание Карстена Греве, Санкт-Мориц. Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
Лучо Фонтана. Распятие. 1955–1957. Керамика, цветная глазурь. Собрание Карстена Греве, Санкт-Мориц. Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
Лучо Фонтана. Распятие. 1957. Керамика, цветная глазурь. Собрание Карстена Греве, Санкт-Мориц. Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
В конце 1940-х годов Лучо Фонтана продолжал работать как скульптор. Больше всего его интересовала керамика, в технике которой он создал произведения из серии «Распятия». В работах, застывших в форме креста, можно рассмотреть черты стиля барокко: пышность форм и обилие мелких деталей. С одной из таких скульптур художник участвовал в первой послевоенной Венецианской биеннале в 1948 году. 12 керамических распятий, покрытых цветной глазурью Фонтана создал в период с 1940-х по 1960-е годы. До московской выставки они были представлены лишь в римской галерее Боргезе.
«Забытый фонтан»
В стихотворении Ивана Бунина «Забытый фонтан», написанное поэтом в 1902 году, мы находим подтверждение творческого направления писателя, которое выражалось словами о том, что автор ищет в мире сочетание прекрасного и вечного. Здесь Бунин применил свою любимую форму лирики — сонет, обратившись к актуальной теме любви и единения с природой. Само произведение отображает сравнение двух образов: осенний сад и одинокую девушку.
Всё стихотворение пропитано гармоничным сочетанием любви и природы, которое не под силу разорвать никому.
С первых строк, читатель видит унылую пору года — осень. В саду, который ранее был красив от янтарных оттенков, всё опустело. Деревья становятся нагими с наступлением осени. Гуляя по такому саду, чувствуешь, как под ногами шуршит листва, а деревья будто замерли в ожидании. И конечно, сразу чувствуешь, как в душе становится холодно и неудобно.
Далее читатель видит, как около одинокого фонтана присела девушка, полностью отдавшись глубоким раздумьям. На её лице видна застывшая печаль и грусть. Здесь раскрывается суть произведения. Автор показывает, что холод и печаль в душе, скрывают в самой глубине последней огромное счастье человека, которое невозможно сравнить ни с чем. Для этого образа, Бунин посвятил несколько строк стихотворения, чтобы читатель проникся великолепием природы.
Для героини произведения, счастье в янтарном саду, является мимолётным моментом в жизни. Однако это маленькое счастье было утрачено безвозвратно. Девушка способна на одни воспоминания, где она проводит своё счастливое прошлое возле такого же одинокого фонтана, как и она сама.
Прежде, возле этого сооружения весело играли солнечные лучики, пробиваясь сквозь кроны зелёной листвы. Они были везде: на дощечках скамейки, мокрой и душистой траве и в маленьких каплях брызг от фонтана. В то время девушка ещё не знала о своём будущем янтарном счастье.
По своей сути, стихотворение отображает, как героиня и фонтан находятся в гармонии друг с другом. Они счастливы в своей печали, связанные с опустевшим садом.
Анализ строф (коротко)
Первую строфу можно назвать предисловием, в котором начинается прорисовка образа осени, рассыпавшей из своего чертога янтарные брызги на природу. Сад уже пустеет, сентябрь слегка бодрит тело холодным дыханием, а душа ищет побратима в опустевшем мире.
Вторая строфа состоит из 7 строк и является центральной, в ней завязка и кульминация стихотворения. В этой части мы видим, усилиями пера Бунина, как ветер заметает листвой забытый всеми фонтан, словно бы, считая его лишним на своем празднике осени.
Листья кружатся по остывающей земле, напоминая испуганную стаю птиц, и не замечают, как к фонтану подходит девушка. Он идет, подметая листву опущенной шалью, и долго смотрит на фонтан, как будто пытаясь что-то воскресить в его образе.
Может быть на этом месте у неё было последнее свидание или тут были сказаны самые важные в её жизни слова – автор об этом умалчивает, но этот визит к «потухшему» фонтану не случаен.
Финальная строфа трехстишье есть эпилог стихотворения, из него мы ещё раз пропускаем через себя образ печальной девушки у фонтана, которая похожа на призрак, и пытаемся его связать с тоской осенней природы, получая на выходе годный стихотворный коктейль, не хуже Маргариты.
Итог всему произведению подводит последняя строка:
В ней можно легко соединить печаль дамы у фонтана и осень. Дни уходят, убегают безвозвратно, им не жаль ни девушки с тоскливыми глазами, ни янтарной листвы, которая завтра превратится в прах и уйдет обратно в землю.
«Суета сует, все суета» – хочется в финале анализа повторить слова библейского Екклесиаста, но душа противится этому, душа хочет дождаться весны и увидеть у фонтана очередное свидание девицы на фоне зелени трав и веселого смеха фонтанных струй.
Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Забытый фонтан»
Период, когда автор особенно часто обращается к сонету, — первое десятилетие XX в. Благородный жанр особенно элегантен в бунинской интерпретации: его стиль выразителен, ярок и философичен, лишен многословности, витиеватости и надуманности.
Оба катрена сонета «Забытый фонтан» посвящены описанию осенней природы. Пустой сад, ветер, играющий палыми листьями, аллея голых деревьев — в этой картине чувствуется запустение и легкая печаль. Образ фонтана, который отключен за ненадобностью и заметается листвой, является центральным в этом пейзаже.
В пустынном саду появляется одинокая героиня. Она печальна и задумчива, ее движения неторопливы. Девушка сравнивается с «призраком», который бродит по саду, не находя успокоения
Рассеянное внимание привлекает единственный предмет — неработающий фонтан
Финальная строка, которую называют «сонетным замком», содержит ключевую фразу, подводящую философский итог лирическому повествованию. В конце завершающего терцета говорится о неумолимом и беспощадном беге времени.
Вывод, звучащий в финале, проясняет душевное состояние лирической героини. Осень царствует в ее сердце: грусть сродни увяданию природы, а пустота сада близка к внутренней опустошенности. Фонтан, когда-то испускавший водные струи, служит для девушки символом, напоминанием о радостных мгновениях ушедшего лета.
Лирическая героиня, которая настолько органично вписывается в пейзаж, что сама является его частью, становится образным воплощением важнейшей составляющей философии Бунина. Короткая формула, провозглашающая «Все во мне» и «Счастье всюду», снимает конфликт между внешним миром и лирическим «я». Растворенность в бесконечном и беспристрастном мире гармонична по своей сути, и поэтому «Забытый фонтан» звучит элегически спокойно, с оттенком легкой меланхолии, а не трагизма. Время, которое кажется жестоким человеку, на самом деле безразлично к нему. Счастлив тот, кто постигнет мудрость слияния с универсумом.
Образы и отдельные детали сонета поражают лаконичностью, точностью и емкостью. Рассыпавшийся «чертог из янтаря» создает в читательском воображении почти облетевший сад, черные ветки деревьев, дорожки, устланные желтым ковром листьев, и новую перспективу: сквозь пустые ветви стали видны очертания дома. Небрежно волочащаяся за героиней шаль передает ее отрешенность, вызванную печальными раздумьями, и безразличие к настоящему.
Композиция
Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создает образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафорические эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.
Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.
Это философская элегия, посвященная вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда поднимается к нему и, достигнув определенной высоты, обречена вернуться к земному.
Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как трехстопный ямб с пиррихием: с его помощью он создает эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.
Анализ стихотворения Бунина «Забытый фонтан»
Период, когда автор особенно часто обращается к сонету, – первое десятилетие XX в. Благородный жанр особенно элегантен в бунинской интерпретации: его стиль выразителен, ярок и философичен, лишен многословности, витиеватости и надуманности.
Оба катрена сонета «Забытый фонтан» посвящены описанию осенней природы. Пустой сад, ветер, играющий палыми листьями, аллея голых деревьев – в этой картине чувствуется запустение и легкая печаль. Образ фонтана, который отключен за ненадобностью и заметается листвой, является центральным в этом пейзаже.
В пустынном саду появляется одинокая героиня. Она печальна и задумчива, ее движения неторопливы. Девушка сравнивается с «призраком», который бродит по саду, не находя успокоения
Рассеянное внимание привлекает единственный предмет – неработающий фонтан
Финальная строка, которую называют «сонетным замком», содержит ключевую фразу, подводящую философский итог лирическому повествованию. В конце завершающего терцета говорится о неумолимом и беспощадном беге времени.
Вывод, звучащий в финале, проясняет душевное состояние лирической героини. Осень царствует в ее сердце: грусть сродни увяданию природы, а пустота сада близка к внутренней опустошенности. Фонтан, когда-то испускавший водные струи, служит для девушки символом, напоминанием о радостных мгновениях ушедшего лета.
Лирическая героиня, которая настолько органично вписывается в пейзаж, что сама является его частью, становится образным воплощением важнейшей составляющей философии Бунина. Короткая формула, провозглашающая «Все во мне» и «Счастье всюду», снимает конфликт между внешним миром и лирическим «я». Растворенность в бесконечном и беспристрастном мире гармонична по своей сути, и поэтому «Забытый фонтан» звучит элегически спокойно, с оттенком легкой меланхолии, а не трагизма. Время, которое кажется жестоким человеку, на самом деле безразлично к нему. Счастлив тот, кто постигнет мудрость слияния с универсумом.
Образы и отдельные детали сонета поражают лаконичностью, точностью и емкостью. Рассыпавшийся «чертог из янтаря» создает в читательском воображении почти облетевший сад, черные ветки деревьев, дорожки, устланные желтым ковром листьев, и новую перспективу: сквозь пустые ветви стали видны очертания дома. Небрежно волочащаяся за героиней шаль передает ее отрешенность, вызванную печальными раздумьями, и безразличие к настоящему.
Иван БунинРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
История создания
Летом 1903 года, когда поэт жил в Константинополе, он написал стихотворение «Одиночество», посвятив его расставанию с супругой и отчасти своему приятелю. Иван Алексеевич дружил с художником Петром Нилусом, который тоже был одиноким. Этот факт позволяет понять, почему в начале стихотворения автор упоминает мольберт.
Работу над поэтическими строками Бунин начал в период ухудшения отношений с супругой. Анна и Иван Алексеевич не могли достичь взаимопонимания. Женщина упрекала супруга в холодности и отстранённости, а поэт был недоволен тем, что жена не согласна с его взглядами. Впоследствии они расстались. Анна Цакни уехала в Одессу, а поэту оставалось только страдать. Свои переживания Бунин отразил в произведении «Одиночество».
Тропы и образы
Стихотворение Бунина «Перед закатом набежало» нужно увидеть внутренним зрением, иначе его яркие образы останутся пустыми словами. Облако над лесом закрыло закатное солнце. Но, когда оно вышло из-за тучи, появилась радуга. Бунин описывает пейзаж первой строфы с помощью динамичных метафор: облако набежало, радуга упала, всё засверкало. Он избегает замедляющих повествование эпитетов. В этой строфе буйство света и цвета.
Во второй строфе Бунин даёт всестороннюю характеристику летнего дождя с помощью эпитетов стеклянный, редкий и ядрёный
. Олицетворение «с весёлым шорохом спеша», включающее в себя эпитет, создаёт настроение, которое от дождя передаётся лирическому герою. Одушевлённому дождю внимает затихший, дышащий прохладою (олицетворение) лес. Инверсия с постоянным эпитетом лес зелёный
превращает образ леса и дождя в фольклорный, песенный.
Третья строфа динамична за счёт синтаксиса. Односоставные (без сказуемых) и неполные предложения передают не только быструю смену летней погоды, но и лихорадочно скачущие мысли лирического героя.
После многоточия лирический герой вспоминает прошлые ливни золотые
(инверсия и эпитет, обозначающий не столько цвет, сколько эмоции, связанные с ливнем). Противопоставление испуга и радости, соединение их в одном образе ливня вызывает у лирического героя приятные эмоции, воспоминания. В третьей строфе появляются двое, обозначенные местоимением «нас».
Динамизм последней строфы ещё усиливается. Глаголы, описывающие события прошлого (возможно, далёкого), употреблены в будущем времени (добежим – стихнет). Зато дальше у лирического героя кончаются слова для выражения эмоций. Он только может назывными предложениями обозначить то, на что падает его счастливый взгляд: росистый
куст, взор, счастливый и блестящий,
холодок покорных
уст (эпитеты с инверсией во втором случае). Читатель и сам догадывается, какие действия производят влюблённые в чаще под росистым кустом. Эмоции, переполняющие лирического героя и в прошлом, и теперь, когда он вспоминает тот дождь, выражены междометиями и восклицательными предложениями.
Звуки природы помогает воссоздать звукопись. Повторение гласного а
в первой строфе передаёт открытость души лирического героя навстречу природе, звуки дождя во второй строфе рисуются согласными ш
и ж
.
«Портрет Терезиты»
Лучо Фонтана. Портрет Терезиты. 1940. Мозаика. Фонд Лучо Фонтаны, Милан. Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019 Ранние скульптурные опыты Лучо Фонтаны связаны с керамикой, которой он начал заниматься в 1935–1936 годах. В этих работах художник экспериментировал с цветом и фактурой. Итальянский искусствовед Дуилио Морозини писал, что появление цвета в скульптуре обозначило «резкий поворот в творчестве Фонтаны, новую связь между чувственным опытом и фантазией».
В мозаике «Портрет Терезиты» 1940 года Лучо Фонтана использовал оригинальный прием, при котором под лучами света кусочки смальты как будто размывают силуэт. Произведения 1940-х годов стали основой для появления его холстов с «разрезами» и «дырами».
Забытые фонтаны
Фотографии Жанары Каримовой
Архитектор Адильжан Псяев в рамках проекта Arhсode Almaty составил список заброшенных фонтанов, на которые было бы неплохо обратить внимание. Их восстановление улучшит микроклимат и привлекательность районов
Сейчас в городе существует достаточно много пространств, которые можно улучшить при минимальных затратах, — без сноса капитальных строений и без выкупа земли, а именно — восстановить забытые, заброшенные фонтаны, каскады и бассейны, которыми славилась Алма-Ата. Сегодня, когда основное строительство ведется частным инвестором, возведению новых фонтанов уделяется мало внимания. Все-таки фонтаны приносят лишь косвенную пользу – притягивая к себе людей.
По данным акимата города первый фонтан в Алма-Ате появился в 1948 году в сквере у ГАТОБ им. Абая. Сейчас работают около 80 фонтанов, 46 из них — в коммунальной собственности, остальные – в частной. На содержание коммунальных фонтанов в 2020 году собирались потратить 260 миллионов тенге.
Наряду с центральной частью города, где фонтаны сооружались вблизи парков, общественных зданий, крупных объектов, в период индустриального домостроения во дворах многих микрорайонов строили плескательные бассейны, декоративные водоемы. В нашем обзоре мы показываем лишь несколько подобных дворов
Так как сейчас активно реконструируются и ремонтируются дворовые территории, необходимо обратить внимание и на заброшенные бассейны и водоемы, сделать подворой обход, чтобы найти подобные объекты, и отремонтировать их. В итоге вместо засыпанных, замусоренных и пустых чаш, в лучшем случае переоборудованных под клумбы, появится благоустроенная среда — точки притяжения для жителей города
1.
Проспект аль-Фараби, двор в районе ул. Шашкина. Технический водоем системы охлаждения бывшего продуктового магазина, располагается во дворе. Находится в аварийном состоянии. Так как это дворовое пространство, есть возможность обустроить фонтан, с благоустройством и малыми архитектурными формами. Если имеется возможность построить фонтан или водоем, используя уже готовую инфраструктуру, то очень глупо будет этим не воспользоваться.
2.
Улица Тимирязева-Байзакова. Небольшой водоем на углу улиц Байзакова и Тимирязева был построен в комплексе со зданием института ботаники. Кривые в плане формы водоема, само здание института олицетворяют эстетику раннего модернизма. Недавно была благоустроена противоположная часть улицы Тимирязева, и было бы неплохо создать на этом углу сквер, с восстановлением фонтана. Сейчас он засыпан, но его ремонт не потребует особых усилий.
LiveInternetLiveInternet
Иван Алексеевич Бунин
Рассыпался чертог из янтаря, — Из края в край сквозит аллея к дому. Холодное дыханье сентября Разносит ветер по саду пустому.
Он заметает листьями фонтан, Взвевает их, внезапно налетая, И, точно птиц испуганная стая, Кружат они среди сухих полян.
Порой к фонтану девушка приходит, Влача по листьям спущенную шаль, И подолгу очей с него не сводит…
В ее лице — застывшая печаль, По целым дням она, как призрак, бродит, А дни бегут… Им никого не жаль.
Период, когда автор особенно часто обращается к сонету, — первое десятилетие XX в. Благородный жанр особенно элегантен в бунинской интерпретации: его стиль выразителен, ярок и философичен, лишен многословности, витиеватости и надуманности.
Оба катрена сонета «Забытый фонтан» посвящены описанию осенней природы. Пустой сад, ветер, играющий палыми листьями, аллея голых деревьев — в этой картине чувствуется запустение и легкая печаль. Образ фонтана, который отключен за ненадобностью и заметается листвой, является центральным в этом пейзаже.
В пустынном саду появляется одинокая героиня. Она печальна и задумчива, ее движения неторопливы. Девушка сравнивается с «призраком», который бродит по саду, не находя успокоения
Рассеянное внимание привлекает единственный предмет — неработающий фонтан
Финальная строка, которую называют «сонетным замком», содержит ключевую фразу, подводящую философский итог лирическому повествованию. В конце завершающего терцета говорится о неумолимом и беспощадном беге времени.
Вывод, звучащий в финале, проясняет душевное состояние лирической героини. Осень царствует в ее сердце: грусть сродни увяданию природы, а пустота сада близка к внутренней опустошенности. Фонтан, когда-то испускавший водные струи, служит для девушки символом, напоминанием о радостных мгновениях ушедшего лета.
Лирическая героиня, которая настолько органично вписывается в пейзаж, что сама является его частью, становится образным воплощением важнейшей составляющей философии Бунина. Короткая формула, провозглашающая «Все во мне» и «Счастье всюду», снимает конфликт между внешним миром и лирическим «я». Растворенность в бесконечном и беспристрастном мире гармонична по своей сути, и поэтому «Забытый фонтан» звучит элегически спокойно, с оттенком легкой меланхолии, а не трагизма. Время, которое кажется жестоким человеку, на самом деле безразлично к нему. Счастлив тот, кто постигнет мудрость слияния с универсумом.
Образы и отдельные детали сонета поражают лаконичностью, точностью и емкостью. Рассыпавшийся «чертог из янтаря» создает в читательском воображении почти облетевший сад, черные ветки деревьев, дорожки, устланные желтым ковром листьев, и новую перспективу: сквозь пустые ветви стали видны очертания дома. Небрежно волочащаяся за героиней шаль передает ее отрешенность, вызванную печальными раздумьями, и безразличие к настоящему.
Текст: pishi-stihi.ru
Текст
Рассыпался чертог из янтаря, -Из края в край сквозит аллея к дому.Холодное дыханье сентябряРазносит ветер по саду пустому.
Он заметает листьями фонтан,Взвевает их, внезапно налетая,И, точно птиц испуганная стая,Кружат они среди сухих полян.Порой к фонтану девушка приходит,Влача по листьям спущенную шаль,И подолгу очей с него не сводит…
В ее лице — застывшая печаль,По целым дням она, как призрак, бродит,А дни бегут… Им никого не жаль.
1902 год.
Сонет «Забытый фонтан» написан Иваном Буниным в 1902 году и по праву считается одним из наиболее тонких и грустных стихотворений поэта. Стих имеет мотивы пейзажной и философской лирики, в нём переплетается печаль одинокой женщины и осенняя «хандра» природы на фоне забытого всеми фонтана.
История создания
Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев много путешествовал по Европе. Он увлекся немецкой литературой и особенно романтической поэзией, которая оказала заметное влияние на его творчество. Одним из произведений, написанных под этим влиянием, и является “Фонтан”.
Поэт создал его в 1836 году, так что этот стих еще достаточно “приземлен”. Однако его глубинный смысл полностью соответствует душевным устремлениям автора.
Федор Иванович посвятил стихотворение размышлениям о предопределенности в судьбе человека, невозможности ее преодолеть – это и есть основная его тема.
Он размышляет о том, как трагично несоответствие между стремлениями людей, которые хотят познать непостижимое, и их ограниченными возможностями.
«Пространственная концепция»
Лучо Фонтана. Пространственная концепция. 1949. Холст, бумага, дыры. Национальная галерея современного искусства, Рим. Предоставлено Национальной галереей современного искусства, Рим. С разрешения Министерства культурного наследия и культурной деятельности. Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
В 1946 году Лучо Фонтана разработал «Белый манифест». Он выдвигал идею о том, что наука и искусство тесно взаимодействуют между собой и развиваются совместно: «…художники предвосхищают достижения науки, а достижения науки всегда влекут за собой достижения искусства». Фонтана боролся с академизмом и постоянно экспериментировал, используя новые материалы и формы. Художник пробовал объединить в своих работах живопись и скульптуру. Так в Италии зародилось новое направление современного искусства, которое получило название спациализм. А в творчестве Лучо Фонтаны появились его первые «Пространственные концепции» с «дырами». Художник протыкал их в холсте разными способами и в разном порядке: иногда хаотично, иногда в виде узора. В послевоенные годы это был настоящий вызов консервативному искусству.
Анализ стихотворения «Фонтан» Тютчева
Стихотворение «Фонтан» написано Федором Ивановичем Тютчевым в 1836 году, в период его наивысшей творческой активности. Поэта всегда интересовали в поэзии философские темы, он часто рассуждал о вечных вопросах, пытаясь найти на них ответы. Любил Тютчев и сравнивать человека с природой, искать между ними параллели. Этим темам и посвящено стихотворение «Фонтан».
В первой части произведения автор рисует яркий и живой образ фонтана. Он описывает его красоту и восхищается мощной силой, заставляющей поднимать воду высоко вверх. Однако у любого фонтана есть предел высоты, достигнув которого вода вновь падает вниз — и эта последовательность повторяется бесконечно. Нетрудно понять, что образ фонтана в этом стихотворении олицетворяет человека и человеческую мысль. Каждый из людей стремится к чему-то, развивается, достигает поставленных целей. «Как жадно к небу рвешься ты!» — демонстрирует это стремление поэт, однако вместе с тем становится понятно, что, по его мнению, достичь абсолютного идеала невозможно. Рано или поздно силы человека уменьшаются, он стареет и его жизнь поворачивается вспять. В конце концов, людской путь заканчивается смертью, и с этим ничего не поделать — таковы законы жизни, действующие и в природе. Тютчев утверждает, что и люди, и природа подчиняются единым общим законам — таково устройство мира, и с этим можно только смириться. Человек глубоко и неразрывно связан с окружающим его миром, они неотделимы друг от друга.
Стихотворный размер произведения — четырехстопный ямб. Тютчев широко использует яркие эпитеты, особенно в описании фонтана («живое облако», заветная высота», упорный луч», огнецветная пыль») и метафоры («осужден пасть на землю», «длань преломляет луч» и др.)
Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев активно путешествовал по Европе и был увлечен немецкой романтической поэзией. Поэтому вопросы жизни и смерти, смысла существования часто поднимаются в его творчестве того времени. В «Фонтане» поэт в очередной раз возвращается к одной из своих любимых тем — единстве и неделимости человека и природы и их своеобразной схожести. Человеческая мысль кажется автору похожей на сильный и мощный поток воды. Но оба они конечны и рано или поздно иссякают — таков закон жизни, и в ней нет ничего идеального. Однако человеческая мысль красива и сильна, и за отведенное ей время способна достичь многих высот.