Эвфония в сказках р. киплинга

Что такое эвфония? значение слова в словарях и простыми словами, примеры употребления в тексте

Виды аллитерации

В современной научной литературе можно выделить следующие типы аллитерации:

  1. Аллитерация одного звука;
  2. Аллитерация нескольких звуков;
  3. Аллитерация звуков в разных частях текста;
  4. Аллитерирует не весь текст, а только его часть.

По своей роли в произведении аллитерация может быть организационной (синтаксической) и композиционной (обусловливать особенности построения произведения).

Наиболее распространёнными типами синтаксической аллитерации выступают следующие:

  1. Модель: подлежащее + сказуемое, например, такая торговля продолжится;
  2. Модель: сказуемое + дополнение, например, птица вышла на прогулку;
  3. Модель: подлежащее + сказуемое + обстоятельство;
  4. Модель: предикатив + дополнение + обстоятельство, например, дает душевный покой;
  5. Модель: эпитет + определяемое существительное;
  6. Модель: подлежащее + сказуемое + дополнение;
  7. Модель: подлежащее + обстоятельство.

Указанные модели выступают наиболее распространенными, аллитерация в данном случае служит целям объединения различных частей предложения, подчеркивая единство высказывания, усиливая его смысл, акцентируя внимание на наиболее значимых смысловых фрагментах. В качестве одного из видов аллитерации называют звукоподражание, например:

В качестве одного из видов аллитерации называют звукоподражание, например:

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что аллитерация представляет собой особое оформление звуковой стороны произведения, позволяющее создавать ритмичность, музыкальную выразительность наррации. Указанный художественный приём успешно используется как в поэзии, так и прозе. Аллитерация может использоваться для характеризации персонажей, отражения их эмоциональных состояний, размышлений, акцента внимания на основных семантических концептах.

Как определить благозвучие?

Благозвучие относится к музыкальности языка.Это красота на более фундаментальном уровне, чем образы, темы или трогательная история. Вместо этого благозвучие просто относится к красивым звукам слов при их чтении вслух. Есть несколько уловок, которые помогут вам определить благозвучие в стихах и литературе, которые вы читаете:

  • Прислушивайтесь к приглушенным или мягким согласным звукам. Вы часто будете слышать M, N, W, R, F, H и L.
  • Прислушивайтесь к согласным звукам, которые вибрируют или шепчут, например S, Sh, Th, V и Z.
  • Ищите повторение звука. Аллитерация часто является частью благозвучия, а также созвучия и ассонанса.
  • Ищите рифмы и наклонные рифмы, еще один тип звукового повторения.
  • Прислушивайтесь к устойчивому ритму. Многие произведения, которые являются благозвучными, имеют определенный размер или образец ударных и безударных слогов.

Dover Beach Мэтью Арнольд

Мэтью Арнольда Dover Beach еще один прекрасный пример благозвучия. Все стихотворение звучит мирно, одиноко на языке, соответствующем тематике. Вы услышите долгие О и много мягких согласных. Особенно это касается заключительной строфы.

Ах, любовь, давайте будем правдой

Для другого! для мира, который кажется

Лежать перед нами, как страна грез,

Такой разный, такой красивый, такой новый,

Нет на самом деле ни радости, ни любви, ни света,

Ни уверенности, ни мира, ни помощи от боли;

И мы здесь, как на темной равнине

Смутными тревогами борьбы и бегства охвачено,

Где невежественные армии сражаются ночью.

Abstract

Введение. В современной лингвистической науке в последнее время наметилась тенденция определять эвфонию как типичную языковую характеристику художественного текста. В данной статье рассматриваются специфические свойства слов, встречающиеся в сказках, и их звуковой характер, который связан с фонетическими и стилистическими особенностями фольклора. Комплексное рассмотрение функционально-ритмических особенностей эвфонии в тексте сказок дало возможность определить своеобразие стратегий эмотивного, художественного и функционального воздействия. Работа посвящена вопросам изучения эвфонии в русских народных сказках. Проанализирована ритмомелодическая организация повествования в зачинах, концовках и сюжетном развитии сказок. Представлены выявленные в ходе исследования речевые средства выразительности, выполняющие эвфоническую функцию, – аллитерация и ассонанс. Эвфония связывает между собой автора, текст и слушателя посредством повествования, и это триединство реализуется в тексте народных сказок

Важно, что автор сказок ориентируется на ритмические условия выражения мысли и чувств персонажа, учитывая определенные требования к языку в содержании сказок. Материал и методы

Материалом настоящего исследования послужили 623 текста народных русских сказок из издания «Народные русские сказки А. Н. Афанасьева». Использовались следующие методы и приемы исследования: описательный метод; метод наблюдения и обобщения; интерпретативный подход; метод систематизации и классификации; функциональный и сопоставительный методы. Результаты и обсуждение. Результаты данной работы подтверждают, что для русских народных сказок характерна многообразная эвфония как особый и типичный повтор звуков и ритмической организации, воплощающий определенный целенаправленный авторский замысел. В сказках А. Н. Афанасьева используются главные фонетические выразительные средства и художественные ритмические способы, целью которых является создание эвфонии – аллитерации и ассонанса. Подобная эвфония отмечена в зачинах, концовках, для представления развития сюжета сказки. Специфической особенностью использования данных средств и способов является то, что все они тесно связаны, дополняют, усиливают друг друга, эффективно содействуют реализации авторского художественного замысла. Заключение. При использовании эвфонии экспрессивность в текстах сказок, и прежде всего в их зачинах и концовках, может достигаться не только с помощью форм с фонетической и стилистической коннотацией, но и с помощью ритмической упорядоченности художественной формы, которую автор реализует в словах, словосочетаниях и абзацах сказки. Использование аллитерации и ассонанса в текстах русских народных сказок может усилить образность и выразительность речи, создать благоприятный звуковой музыкально-гармоничный эффект и позволяет читателям максимально представить поэтическую картину сказки.

Аллитерация в поэзии

Определение 2

Аллитерационный стих – акцентный стих, в котором в каждой строке несколько слов начинаются с одного и того же звука.

В результате подобной организации стихотворения оно приобретает четкий ритм. Аллитерация, таким образом, становится организующим принципом текста, позволяет выделять наиболее значимые в семантическом плане слова, придавая наррации особый музыкальный эффект.

Зачастую аллитерация используется для отображения образов лирических персонажей. Например, Цветаева прибегает к аллитерациям для изображения стиля героини:

Посредством аллитерации осуществляется репрезентация внешнего вида героиня (блондинка), одежды (в зеленом), привычек (с папироской). Соответственно, в данном случае аллитерация приобретает интертекстуальную функцию, не ограничиваясь созданием ритмичности, музыкальности наррации.

При помощи аллитерации в поэзии создаются причудливые звукописные рисунки, которые позволяют отражать сложные эмоциональные состояния персонажей:

в данном случае благодаря аллитерации создается противоречивое впечатление: какофонии и эвфонии. Сначала глухие согласные создают образ замкнутого пространства, закрытой комнаты, которая раскрывается, освежается при помощи сонорных и звонких (воздух, вечерний). Затем лирический герой мысленно достигает космических высот, что передается посредством сгущения сонорных и звонких (О ледяных задумаешься звёздах).

Чаще других повторяются звуки с, т, которые противопоставляются по звонкости/ глухости звукам з, д, что позволяет представить образ холода и тишины.

Аллитерация может использоваться для создания какофонии, отражающей сложные, противоречивые эмоциональные состояния персонажей:

  • Так ядосмех сменяла скорби спазма (И. Северянин) – в данном случае посредством обращения к аллитерации отражаются негативные эмоции персонажа, его скорбь, язвительность, разочарование;
  • И жаждет чувств чужих, как рыбарь – клёва (И. Северянин) – посредством обращения к аллитерации отображаются трудности, с которыми сталкивается лирический герой;
  • Они умеют с бурею бороться (И. Северянин) – формируется семантика борьбы, противостояния;
  • А вы, надменные потомки/ Известной подлостью прославленных отцов,/ Пятою рабскою поправшие обломки (Лермонтов) – повтор согласного «п» отражает негодование и возмущение автора.

Кроме того, зачастую аллитерация используется в поэзии для противопоставления семантических концептов:

При помощи противопоставления на основании звонкости/ глухости звуков с/ з осуществляется противопоставление концептов с ярко выраженной позитивной и негативной коннотацией.

Аллитерация может выступать инструментом создания окказионализмов:

В данном случае аллитерация используется для создания окказионализма «отъюнил», способствующего созданию особой эмоциональной окрашенности текста, делая воспоминания о юности более яркими, реальными, насыщенными.

Замечание 1

Аллитерация, таким образом, представляет собой как средство актуализации единиц фонетического уровня, так и средство создания индивидуально-авторского стиля.

Аллитерация успешно используется не только в поэтической речи, но и в прозе. Зачастую она используется для придания речи четкости, музыкального звучания, создания рифмы.

Гамлет Уильям Шекспир

Почти все, что написано Шекспиром, демонстрирует благозвучие; это часть того, что делает его работы такими любимыми. Прекрасным примером этого является знаменитый монолог Гамлета. Здесь вы можете сказать, что слова предназначались для произнесения вслух на сцене; они текут в легком ямбическом пентаметре с параллельной структурой и повторением.

Быть или не быть — вот в чем вопрос:

Будь благороднее в уме страдать

Пращи и стрелы безумной удачи,

Или взять оружие против моря неприятностей

И, противопоставив им конец. Умереть-спать,

Больше не надо; И во сне сказать, что мы закончили

Боль в сердце и тысяча природных потрясений

Эта плоть наследница: это завершение

Искренне быть желанным. Умереть, уснуть;

Для сна, а может быть и для сна, вот в чем загвоздка:

Ибо в том смертном сне могут быть сны,

Когда мы перетасуем эту смертельную катушку,

Должен дать нам паузу — это уважение

Это превращает такую ​​долгую жизнь в бедствие.

Анафора как противоположность

Анафора — повторение одинаковых слов и морфем в начале предложений. Этот прием делится на несколько видов, каждый из которых находит применение в литературных произведениях. Анафору кратко классифицируют таким образом:

Звуковая

Отличается повтором одинаковых звуковых сочетаний: «Унесло время все неважное, уняло душевную боль».
Морфемная. Дублирование морфем или частей слов: «Златовласую принцессу, златоглавого коня».
Лексическая

Повторение слов: «Не напрасно она ждала, не напрасно готовилась».
Синтаксическая. Дублирование словесных конструкций: «Хотелось бы со всеми ладить, имелось бы что передать, желалось бы прощать не глядя, умелось бы всё забывать…»

Выразительность тексту может придать также аллитерация — повторение одинаковых согласных. Например, «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». С этой целью используется повторение гласных звуков (ассонанс), тропы (слова и обороты в иносказательном значении), параллелизм (тождественное построение отрезков текста), а также эпифраз (добавочные уточняющие предложения).

Что такое эпифора

Греческое слово epiphorá имеет в русском языке значения «повторение» или «добавление».

Выразительные средства, в основе которых лежит повторение, используют языковые единицы от фонетических до синтаксических. По характеру к рассматриваемому приёму близки симплока и анафора.

На повторе базируются следующие средства художественной выразительности:

Название Что повторяется Примеры
Ассонанс Одинаковые гласные.

И на обломках самовластья напишут наши имена.

(А.С. Пушкин)

Аллитерация Однотипные согласные.

Шины машин по брусчатке шуршат.

(С.В. Михалков)

Лексический повтор Одни и те же слова.

Для него что ночь, что день: днём он пень и ночью пень.

(М.П. Кудинов)

Анафора Начала синтаксических отрезков. Единица – кому она нужна? <…> Единица – вздор, единица – ноль. (В.В. Маяковский)
Эпифора Окончания синтаксических отрезков. Песню свою отправляя в полет, — помните! О тех, кто уже никогда не споет, — помните!

(Р.И. Рождественский)

Симплока Сочетание двух предыдущих типов. Лес – главное богатство человека. Лес-кормилец, лес-убежище. Чистый воздух, защита от ветров, прохлада и тень – всё это лес.
Синтаксический параллелизм Строение синтаксических конструкций.

Над окошком месяц. Под окошком ветер.

(С.А. Есенин)

Как свидетельствует таблица, рассматриваемая стилистическая фигура предполагает дублирование элементов, завершающих синтаксические элементы, стихотворные строки или строфы для подчёркивания их значения.

Примеры эпифоры из художественной литературы

Если ассонанс и аллитерация представляют собой фонетические повторения, лексический повтор, анафора и симплока – словесные, а название «синтаксический параллелизм» уже указывает на языковые единицы, в пределах которых действует приём, то эпифора – это фигура, охватывающая и использующая все варианты. Примеры её применения обнаруживаются в поэтических и прозаических произведениях, в рекламе, в экспрессивных образцах повседневной речи. По способу образования различают три разновидности данного приёма.

Грамматическая эпифора

Пример грамматической эпифоры в литературе – повтор группы звуков на конце стихотворных строчек, то есть точная рифма.

Характерна в том числе для детской поэзии, поскольку облегчает ребёнку восприятие и запоминание рифмованных строк.

Лексическая эпифора

Лексическая разновидность включает в себя повторы слов в конце строки или предложения.

Мастер кратко выражать глубокие мысли, укладывая их в четырёхстрочные рубаи, автор умело подводил читателей к пониманию главного. Дублирование конечного местоимения подчёркивает мысль древнеперсидского учёного, философа и поэта: испытывая гордость за человечество, он осознаёт и своё право на часть этой гордости, ведь также принадлежит к людскому единству.

В стихотворении З.Н. Гиппиус об одиночестве, написанном после смерти мужа, слово «одному» в конце каждой второй строки создаёт ощущение трагической безысходности.

Риторическая эпифора

Здесь повторяется уже целая конструкция – одна строчка или их соединение.

К риторическому типу относятся и строка «Только этого мало», завершающая каждый катрен стихотворения А.А. Тарковского, где она же служит заглавием, и рефрен «Любовью к женщине», венчающий, с вариациями грамматической формы («С любовью к женщине», «Любовью женщины»), двустишия в стихах Р. Гамзатова.

В стихотворении «Рондо́» А.К. Толстого одинаковой парой строк заканчиваются первая и третья строфа:

Финал второй строфы составлен из тех же самых слов, но с изменением последовательности: вторые половины строчек поменяны местами.

Песни с повторяющимся припевом после каждого куплета также иллюстрируют этот тип стилистической фигуры.

Эпифора в прозе

Использование эпифоры в прозаических текстах требует способности выдержать грань между выразительным средством и тавтологией. По этой причине чистые эпифоры в прозе редки, вместо них применяются так называемые ослабленные варианты – с изменением грамматической формы или основанные на синонимах.

Яркий и широко известный классический пример выразительного средства в чистом виде – фраза Н.В. Гоголя, вложенная им в уста героини «Мёртвых душ» Софьи Ивановны, «просто приятной дамы». На шестнадцать слов, три из которых – предлоги, приходится семь повторений слова «фестончики», причём пять раз – в одной и той же форме. Отношение автора и к героине, и к затронутой ею теме выражено ясно: приятная дама вызывает оскомину.

В рассказе А.П. Чехова «Попрыгунья» врач Коростелёв на предложение героини позвать к её умирающему мужу ещё одного специалиста, отвечает:

Здесь подчёркнута и бесполезность чьих бы то ни было действий перед неминуемым исходом, и понимание этого мучающимся от своего бессилия врачом.

Уместное использование средств художественной выразительности, основанных на использовании повторов, позволяет автору заострить внимание читателя на эмоциональной составляющей поэтического или прозаического литературного произведения, кратко и ёмко выразить мысль или отношение к событиям и героям

К осени Джон Китс

Послушайте красивое повторение звука в первой строфе К осени пользователя John Keats. В стихотворении присутствует несовершенный пентаметр ямба, регулярное повторение ударных и безударных слогов. Вы также услышите мягкие согласные и успокаивающую схему рифм.

Сезон туманов и сочной плодородности,

Близкий закадычный друг взрослеющего солнца;

Заговаривая с ним, как загружать и благословлять

Плодом тянутся виноградные лозы, опоясывающие соломенные скалы;

Согнуть яблоками домики мховые,

И все фрукты наполнить спелостью до сердцевины;

Чтобы разбухнуть тыква и набить ракушку лещины

Со сладким ядром; чтобы установить больше бутонов,

И еще, потом пчелам цветы,

Пока они не подумают, что теплые дни никогда не прекратятся,

Летом их липкие клетки наполнились до краев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: