Анализ стихотворения Сергей Есенин — Ответ (Старушка милая)
С.А. Есенин в своем стихотворении «Ответ» продолжает разговор с матерью. Он давно не был дома, не видел родных, но его сердце болит о близких людях.
Стихотворение «Ответ», как и «Письмо матери» написано в 1924 году. В 1925 поэта не станет. Есенин устал, вымотан, его душевное состояние на изломе.
Свои чувства он пытается передать через текст. Его ответу предшествовало материнское письмо, где описаны ее боль, переживания, тоска по сыну.
Есенин любит мать, ее тоска ему понятна: «старушка милая». Он знает и о ее чувствах к нему: «Я нежно чувствую любовь и память».
Но в первой строфе поэт прямо говорит, что матери не нужно вникать в его жизнь, она в ней не разберётся и ничего не поймёт. Есенин просит, чтобы она жила своей жизнью, не пытаясь вникнуть в его: «ни капли не поймёшь, чем я живу».
В его словах чувствуется некая снисходительность, он отдает себе отчет в том, что его мать живет обычной крестьянской жизнью. Перемены в мире, в нем для нее чужды и непонятны. Они рушат ее устои.
Есенин мыслями относится в родное Константиново: «Теперь у вас зима…». Он представляет, что сейчас в родном доме происходит, что делает мать. Поэт знает и чувствует, что она не спит, ее мысли и переживания о нем, сыне, который далеко. Ей кажется, что кто-то ходит рядом с домом ночной порой. Вьюга разыгралась и добавляет сердечной тоски.
И матери, и сыну видятся мрачные картины. Он через расстояния обращается: «Родимая».
За его окном тоже зима, и она связывает их в данный момент. Ему мерещится гроб, но чей? С одной стороны ему страшно, что мать умрет, а он не рядом, не успеет проводить, с другой стороны — он чувствует и свой близкий конец. Боится одиночества: «Нет за гробом ни жены, ни друга».
Душа хочет тепла и весны, перемен, но перемен, которые смою и унесут все чуждое, непонятное и разрушительное.
Есенин пытается объяснить, то, что происходит со страной, не принесло света, не принесло ответов. Он ищет их, но не находит: «Ее….пока не растопить».
Он не принимает ту революцию, которая все разрушила, но не принесла новую, лучшую жизнь: «С больной душой….пошёл озорничать и пить».
Есенин не может найти свое место в этом новом непонятном мире.
Поэт надеется, верит, что новая, лучшая жизнь настанет, все действия не напрасны. Борьба обязательно принесет результаты: «Но время будет….придёт желанная пора».
Есенин просит не спрашивать его о его жизни, о том, на что живет. Он кричит об этом: «Забудь про деньги, забудь про все». Его творчеству придёт срок, он скажет свое слово: «Когда пальнуть придётся по планете». Вернётся домой, привезёт матери и отцу подарки. Заработает.
Последняя строфа возвращает к реальности, закольцовывает текст. Пока зима, холод, внутренняя тоска и боль, они никуда пока не денутся: «Пока ж — идёт метель». Одиночество преследует и причиняет боль: «И нет за гробом ни жены ни друга».
Есенин мастер изобразительно-выразительных средств, в этом тексте их тоже можно найти с избытком.
Метафоры: «вьюга воет», «поет она плакидой сволочь-вьюга», «пальнуть придётся по планете». Эпитеты: «старушка милая», «лунными ночами», «стремительный поток», «с больной душой». Сравнения: «снег ложится вроде пяточков», «словно кораблю». Все они нужны, чтобы передать образы, которые возникают в голове поэта. Рассказать о его воспоминаниях, тоске, боли и одиночестве. Рассказать о родном крае, родных людях и его чувствах.
Коротко о сюжете
Стихотворение имеет форму письма-обращения Сергея матери, некоторые называют стих «Ответ матери» и он наиболее точно передаёт суть строф.
Произведение начинается с обращения к матери-старушке:
Сергей пишет, что нежно чувствует её любовь, горд этим, но ему не передать и капли той жизни, которой он живет в Москве (кстати, стих пишется на юге во время последней поездки Есенина по южным пределам СССР).
Есенин старается представить мать в эту снежную зиму и видит, как она представляет сына под окном своей избы. Для матери Сергей навсегда останется ребенком-сорванцом, который:
Далее Есенин жалуется на бессонницу, рядом с которой живет пение метели в трубе, а кровать становится похожа на узкий гроб. В строках хорошо заметно одиночество поэта, даже после своей смерти он не видит за гробом ни жены, ни друга. Эти же строки повторяются в самой концовке, показывая, что они являются доминантой стихотворения.
В шестой строфе есть и объяснение разгульного образа жизни:
По версии первоисточника, кабак является для Сергея противовесом холодному миру, сердца которого не растопить и в триста солнц… А может это оправдание?
Стихотворение «Ответ» является попыткой Есенина на примере разговора с матерью показать своё одиночество и душевные страдания. Стих открывает нам любовь автора к весне и к разливу, как символу жизни, но бытие упирается в зимнюю метель, вой ветра в труде и образ узкого гроба.
Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина
Трогательное и чистое стихотворение «Письмо матери» было написано Есениным в 1924 г. К этому времени поэт уже имел широкую славу, его окружали многочисленные поклонники. Бурная жизнь не давала поэту возможности побывать на своей родине, в селе Константиново. Однако в мыслях Есенин всегда возвращался туда. Лирика Есенина пропитана мотивами родного дома. После восьмилетнего отсутствия поэт все же находит возможность совершить поездку в свое село. Накануне отъезда он и написал произведение «Письмо матери».
Стихотворение начинается с радостного приветствия.
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
После долгих лет разлуки встреча могла и не состояться. Мать поэта уже очень стара, а он сам вполне мог расстаться с жизнью со своим неугомонным характером. До Есенина доходят сведения о состоянии матери. Она знает о сыне также по рассказам и слухам. Поэт понимает, что его литературная слава и известность не имеют для матери никакого значения. Крестьянская женщина представляла будущее своего сына совершенно другим: спокойная семейная жизнь и простой деревенский труд. Поэтическая деятельность для нее – бесполезное несерьезное занятие, за которую сын получает деньги от таких же чудаков и неудачников. Да и какое счастье может быть в деньгах, если они уходят на бесконечные праздники и попойки.
О Есенине и в городских кругах шла недобрая слава, как о хулигане и скандалисте. Известны его частые столкновения с органами правопорядка. Поэт понимает, какого чудовищного размера могли достигнуть эти слухи, дойдя до отдаленной деревни через десятки человек. Есенин с горечью представляет себе переживания матери, ее бессонные ночи, во время которых возникает зловещий образ «финского ножа», направленного в сердце любимого сына.
В стихотворении Есенин пытается успокоить мать, утверждая, что «не такой уж горький я пропойца». Его душа, благодаря воспоминаниям о самом дорогом человеке, осталась такой же чистой и светлой. Поэт не дает себе права умереть, не повидавшись с матерью. В этом обращении Есенин успокаивает и самого себя. Зная подробности его жизни, можно уверенно предположить, что поэт уже не раз сталкивался лицом к лицу со смертью. Шальная пуля или пьяный нож никогда не считаются с чувствами человека.
В финале Сергей Есенин представляет себе счастливую встречу с матерью. Его захлестывает волна нежности к родному дому. Поэт жаждет возвращения в привычную обстановку. Он заранее предчувствует тихую печаль этого возвращения. Поэт стал взрослым человеком, испытал серьезные страдания и лишения, многое «отмечталось» и «не сбылось». Накопленный опыт не позволит ему полностью погрузиться в родную атмосферу. Только мать даст ему возможность почувствовать себя снова ребенком. Она – единственная отрада и надежда в жизни блудного сына, «несказанный свет» в темной неизвестности.
Предлагаю анализ стихотворения Сергей Есенина «Письмо матери», в котором поэт обращается к маме перед визитом в Константиново летом 1924 года.
Отношения Сергея Есенина с матерью всегда были тёплыми и искренними, что подтверждает откровенность и душевность этих строк, написанных перед поездкой в родное село Константиново.
«Письмо матери» – это откровение, которое поднимает в душе Сергея волны воспоминаний перед встречей с мамой после 8-летней разлуки. Это стихотворение одновременно исповедь и обращение, подготовка к реальной встрече, которая не могла не волновать поэта. За 8 лет, проведённых вне Константиново, в судьбе Есенина произошло немало событий. Теперь он известный поэт – это хорошо, но имеет не совсем лестную репутацию – это плохо. Он побывал уже в Америке и Европе – это хорошо, но растерял многих друзей в России – это плохо.
Сергей не может не знать, что мать переживает о нём и ждёт сына:
Вариант №2
В стихотворении С.А. Есенина «Ответ» (второе название – «письмо к матери») я вижу массу оттенков: то грусть и печаль, то радость и восторг «Родимая!
Ну как заснуть в метель?В трубе так жалобноИ так протяжно стонет.Захочешь лечь,Но видишь не постель,А узкий гробИ — что тебя хоронят».
Эти строчки прямо-таки кричат нам, что Сергей Александрович грустит о матери, и о том, как ему тяжело и тягостно на душе. «Как она там? О чем думает?» – проносятся мысли в его голове.
А вот следующие строки пронизаны уже совершенно другим чувством – надеждой. Поэт все время ждет: скоро, совсем скоро настанет тот момент, когда все изменится.
Но ту весну,Которую люблю,Я революцией великойНазываю!И лишь о нейСтрадаю и скорблю,Ее однуЯ жду и призываю!
И в то же время он всегда мысленно возвращается к любимой маме: хорошо, что она не знает, чем ее Сережа занят на самом деле, что он скандалит, озорничает, вот, даже строчки такие есть:
Вот потомуС больной душой поэтаПошел скандалить я,Озорничать и пить.
Он всегда думает о ней. Доживет ли? Увидит ли то самое светлое будущее, что готовит им Великая Революция, или сволочь-Вьюга и дьячки споют-таки по ней похоронную песню? Эти строки дышат той самой сыновьей любовью:
Забудь про все.Но время будет,Милая, родная!Она придет, желанная пора!Недаром мыПрисели у орудий:Тот сел у пушки,Этот — у пера.
А закончилось все довольно печально: он не успел. Вьюга-таки спела по матери панихиду, или, как тут говорится, плакиду. И мать некому проводить, «И нет за гробом ни жены, ни друга». – вот честно, слезы навернулись на этом моменте. Они больше не смогут поговорить, она не увидит тот новый мир, созданный Революцией, и отчасти – ее собственным сыном. Даже не представляю, как ему тяжело, как рвется на части его сердце.
В общем, с одной стороны, стихотворение выражает огромную любовь поэта к маме, с другой стороны, ожиданием Революции, становления Нового Мира, где все будет по-другому.
У меня в душе после прочтения данного произведения ощущение торжественности перемешалось с ощущением грусти, как будто это не поэт, а я свою маму не смогла проводить в последний путь… Строчки эти душевные, заставляют о многом задуматься, как, впрочем, и все стихотворения Сергея Александровича Есенина. Лично для меня вот эти строчки стали самыми любимыми, они проникли в самые глубины моей души:
Старушка милая,Живи, как ты живешь.Я нежно чувствуюТвою любовь и память.
До мурашек по спине, до какой-то непонятной, но приятной дрожи… Вообще, мне кажется, его стихи всегда наполнены глубочайшим смыслом, даже бунтарские, те, что не принято изучать в школе. Они никогда не оставят читателя равнодушным. Вызывают радость, грусть или печаль, но равнодушие – никогда. Сам поэт говорил, что «Пишет то, что у него в душе». – наверное, в этом и кроется столь сильная любовь народа к нему. Люди любят, чтобы все было просто, и, в то же время, прекрасно, и Есенин давал им это.
Строки стихов были просты, легко запоминались, а потому, полюбились всем, от мала до велика. И будут любимы еще многими и многими поколениями тех, чьи сердца трепещут от красивых слов. Знал ли он, когда писал стихотворение «Ответ», что когда-нибудь оно станет популярно не только в его любимой стране, но за рубежом? Да нет, скорее всего, не знал. Он просто описывал свою любовь к матери, что вырастила его, свою тоску по ней. Он писал от сердца, и потому эти строки никогда не будут забыты.
Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери»
В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери», которое в наши дни является программным стихотворением и одним из наиболее ярких образцов есенинской лирики.
Творчество этого поэта весьма многогранно и незаурядно. Однако отличительная особенность большинства произведений Сергея Есенина в том, что в них он предельно честен и откровенен. Поэтому по его стихотворениям можно легко проследить весь жизненные путь поэта, его взлеты и падения, душевные терзания и мечты. «Письмо матери» в этом смысле не является исключением. Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается.
Литературная известность пришла к Есенину довольно быстро, и еще до революции он был достаточно хорошо известен читателям благодаря многочисленным публикациям и сборникам лирических стихотворений, поражающих своей красотой и изяществом. Тем не менее, поэт ни на миг не забывал о том, откуда он родом, и какую роль в его жизни играют близкие ему люди – мать, отец, старшие сестры. Однако обстоятельства сложились так, что долгие восемь лет у любимца публики, ведущего богемный образ жизни, не было возможности побывать в родном селе. Вернулся туда он литературной знаменитостью, однако в стихотворении «Письмо матери» нет и намека на поэтические достижения. Наоборот, Сергей Есенин беспокоится о том, что до матери наверняка докатились слухи о его пьяных дебошах, многочисленных романах и неудачных браках. Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком. Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном – «не буди того, что отмечталось».
Для Есенина мать – не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и душеприказчица, своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. Однако он прекрасно осознает, что уже никогда не будет таким, как прежде – богемный образ жизни лишил его духовной чистоты, веры в искренность и преданность. Поэтому Сергей Есенин с затаенной грустью обращается к матери со словами: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Что кроется за этой теплой и нежной фразой? Горечь разочарования и осознание того, что жизнь сложилась совсем не так, как хотелось бы, и менять что-либо уже поздно – слишком тяжел груз совершенных ошибок, исправить которые невозможно. Поэтому, предвкушая встречу с матерью, которой суждено стать последней в жизни поэта, Сергей Есенин интуитивно понимает, что для своей семьи он – практически чужой человек, отрезанный ломоть. Однако для матери он по-прежнему остается единственным сыном, беспутным и слишком рано покинувшим отчий дом, где его все еще ждут, несмотря ни на что.
Понимая, что в даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся, Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет недолгой и не сможет залечить его душевные раны. Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этом строчке – предчувствие собственной гибели и попытки хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Примечания к стихотворению Есенина «Письмо к женщине»
Автограф «Письма к женщине» неизвестен. Рукопись Есенина, которая являлась первоисточником публикации в З. Вост. (21 ноября, № 733; Р. сов.; Стр. сов.), была, по-видимому, утрачена в 1926-1927 гг.
Печатается по наб. экз. (вырезка из Стр. сов.) с уточнением ст. 41 («Незрело знающий работу» вместо «Но зрело знающий работу») по другим экземплярам Стр. сов. {В наборе, с которого тиражировалась Стр. сов., буква «е» имела дефект, в результате чего ее отпечаток на бумаге нередко можно было принять за «о». Поэтому в ряде экземпляров Стр. сов. (в том числе и в использованном как наб. экз.) в ст. 41 «Письма к женщине» слова «Не зрело» выглядят как «Но зрело». Это последнее начертание было воспроизведено по наб. экз. в Собр. ст., 2, с. 133, а затем — в большинстве книг Есенина, выпущенных в 1926-1990-х гг. Исключением стали некоторые издания, подготовленные С.П.Кошечкиным (начиная с кн.: Есенин С. Плеск голубого ливня. М., 1975). Печатая ст. 41 со словом «незрело», С.П.Кошечкин опирался прежде всего на суждение Н.К.Вержбицкого, бывшего в 1924 году сотрудником «Зари Востока» и имевшего отношение к первой публикации «Письма к женщине» (см. кн. Н.Вержбицкого «Встречи с Есениным: Воспоминания», Тбилиси, 1961, с. 101). Отчетливый текст ст. 41 с «не зрело» см., например, в одном из экземпляров Стр. сов., имеющемся в книгохранилище Российской государственной библиотеки (шифр Z 73/220)} и всем остальным источникам. Датируется по Собр. ст., 2.
В письме от 20 декабря 1924 года Есенин спрашивал Г.А.Бениславскую: «Как Вам нравится „Письмо к женщине?“» Ее ответ содержался во встречном письме от 25 декабря: „Письмо к женщине“ — я с ума сошла от него. И до сих пор брежу им — до чего хорошее оно!» (Письма, 262). 27 декабря 1924 года она вновь писала: «А „Письмо к женщине“ — до сих пор под этим впечатлением хожу. Перечитываю и не могу насытиться» (Письма, 264).
Печатные отклики на «Письмо к женщине» были немногочисленны. Анонимный рецензент Р. сов. усмотрел в нем (а также в «Письме от матери»), лишь «риторические объяснения» («Красная газета», веч. вып., Л., 1925, 28 июля, № 185; вырезка — Тетр. ГЛМ), тогда как В.А.Красильников назвал «Письмо…» «автобиографической исповедью» (журн. «Книгоноша», М., 1925, № 26, 31 июля, с. 17). О «яростном попутничестве» поэта высказалось несколько критиков. Если В.Липковский писал, что «в эпоху диктатуры пролетариата, яростной борьбы за полную победу на идеологическом фронте опасно оставаться только попутчиком, хотя бы и „яростным“» (З. Вост., 1925, 20 февраля, № 809; вырезка — Тетр. ГЛМ), то И.Т.Филиппов (журн. «Лава», Ростов-на-Дону, 1925, № 2/3, август, (на обл.: июль-август), с. 73) и А.Я.Цинговатов отнеслись к этому высказыванию Есенина с сочувствием. Последний предварил слова Есенина о себе как «яростном попутчике» таким рассуждением: «Признаниями советской действительности в 1924 году никого не удивишь,— и все же есенинское „признание“ имеет свое социальное значение: ведь Есенин — поэт того поколения крестьянской середняцкой молодежи, которое врасплох было захвачено революцией, было выбито из колеи, колебалось между зелеными и красными, между махновщиной и большевизмом, металось между кулачеством и беднотой, выявляя свою неустойчивую двуликую природу, а теперь, вступив в зрелый возраст <…>, поуспокоилось, поодумалось, стало на путь попутчества и сотрудничества, с рвением окончательно прозревшего» (журн. «Комсомолия», М., 1925, № 7, октябрь, с. 61).
В.Липковский обратил внимание на музыкальность многих стихов, помещенных в Стр. сов.; в частности, по поводу «Письма к женщине» он писал: «…графическим начертанием стихов он подчеркивает их мелодическую сущность, любезно указывая своему читателю, где он должен сделать паузу, любезно руководя его интонацией » (З
Вост., 1925, 20 февраля, № 809; вырезка — Тетр. ГЛМ).
Выступая на вечере, посвященном Есенину, Мейерхольду, Луначарскому (Москва, Центральный дом актера, декабрь 1967 г.), Е.А.Есенина свидетельствовала, что адресатом «Письма к женщине» — бывшая жена поэта, З.Н.Райх (запись выступления — в архиве Ю.Л.Прокушева). Зинаида Николаевна Райх (1894-1939) в 1924 году была актрисой Государственного театра им. Вс. Мейерхольда (ГосТИМ) и женой его руководителя.
Обращение к матери
И до Константиново докатываются слухи о бесшабашной жизни поэта, его кабацких посиделках, ночных гуляниях, алкоголе и уголовных делах. Сергей этого ничего и не скрывает, но и не стыдится – это часть его жизни, остов, на котором пишутся стихи, почитаемые простыми читателями. Более для самого себя, чем для матери он пишет:
Есенин знает, что он не совсем оправдал ожидания матери, но стыдится ему нечего, ведь он:
Показательны строки:
Что подразумевается под утратой и усталостью? Возможно, утрата – это понимание того, что добиться всего в жизни ему не удастся, ориентиры меняются и тут Есенин уже не романтик, ведь он научен горьким опытом предательств. Слишком много чувств уже брошено на плаху любви и неизвестно будет ли ещё возможность побывать во власти Амура.
Нападки критики
Критики называли стих «творческим беспутством», а в газете «Правда», рупоре того времени, написали:
Произведению не помогли даже строки в сторону возвышения революции:
К 1924 году у Есенина уже сложился определенный образ бунтаря, и власть не могла ему доверять. Покровительство некоторых держателей советской власти становилось все более формальным, Сергея Александровича всё реже гладили по головке и все чаще оставляли у порога дверей госучреждений.
Критики на этом стихе заработали немало премий, но настоящие ценители творчества Есенина разглядели в строках открытую душу поэта и человека.