Лексический повтор в русском языке и художественных текстах

Антитеза — это единство и борьба противоположностей

Лексический повтор как средство выразительности

Повтор слов в художественном тексте употребляется с разной целью:

1. Для обозначения большого количества предметов: за тем лесом поля, поля, поля.

2. Для усиления признака, степени качества или действия: туда ведет длинная, длинная дорога…

3. Для указания на длительность действия: зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе.

Благодаря повторению слова фиксируется внимание читателя именно на нём. Этот прием способствует усилению его смысловой и эмоциональной роли в тексте

С помощью лексического повтора повествование становится эмоционально напряженным

Поэт подчеркивает значимое для смысла строки слово, заставляет читателя заострить внимание на его смысловом наполнении, создает ритм, особую пульсацию строки

Древняя рукопись

ЛП в виде рефрена использовался у труверов в рукописях, а с XIII века — в песнях. В значительной степени его рассматривали древние писатели в качестве излюбленного приёма. Чаще он встречается в работах, написанных на латинском языке, и у поэтов, проживающих в регионе между Рейном и Лаурой.

Сохранились кантиги о любви, написанные иберийскими авторами. В произведениях от провансальских трубадуров рефрен не встречается. В XIII—XIV вв. еках поэты использовали разные формы поэзии, тесно связанные с танцем. Структура исполнения песен находились между куплетом и рекуррентным рефреном. Основная разновидность поэзии — рондо (повтор рифмы в нужном порядке).

Само понятие ЛП часто используется в старших классах на уроках русского языка. В заданиях ЕГЭ ученикам необходимо продемонстрировать свои практические навыки, связанные с текущим вопросом.

  • Талисманы олимпийских игр реферат

      

  • Политический лидер жириновский реферат

      

  • Физика и информатика реферат

      

  • Зона арктических пустынь 4 класс реферат

      

  • Влияние космоса на землю и жизнь людей реферат

1 квартал 84 г. (2009) Харуки Мураками

Намек здесь не конкретная цитата, а название бестселлера 2009 года 1 квартал 84 г. японского писателя Харуки Мураками.

Хотя англоговорящие люди могут не сразу увидеть эту связь, название этого романа-антиутопии звучит так: намек на Джорджа Оруэлла 1984. Как? Видите ли, в японском языке буква «Q» произносится так же, как и число девять, поэтому название звучит так, как если бы вы произносили «1984» или «один девять восемь четыре» по-японски.

Действительно, Мураками хорошо известен своими намеками и ссылками к западной поп-культуре, что, вероятно, является одной из причин, по которой он превратился в международную сенсацию.

Что такое повтор?

Повтор — это широ­кое поня­тие, кото­рое вклю­ча­ет раз­но­об­раз­ные повто­ры в тек­сте про­из­ве­де­ния.ОпределениеПовтор — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, кото­рая состо­ит в наме­рен­ном повто­ре­нии оди­на­ко­вых эле­мен­тов тек­ста.

Чтобы най­ти отклик у чита­те­ля, создать образ­ную кар­ти­ну мира, авто­ры при­бе­га­ют к повто­ру. Прием повто­ра очень вос­тре­бо­ван в арсе­на­ле худо­же­ствен­ных средств писа­те­ля.

С помо­щью повто­ра зву­ков, эле­мен­тов сло­ва, отдель­ных слов, син­так­си­че­ских кон­струк­ций дости­га­ет­ся выра­зи­тель­ность, эмо­ци­о­наль­ность худо­же­ствен­но­го тек­ста.

Стиль символизма

Представители символизма считали, что каждый человек видит мир по-своему. Исходя из этого, приверженцы направления создавали свой текст так, чтобы отдельный человек откликнулся «по-своему», уяснил своё эмоциональное состояние. Примерно так же обстояло дело и с символами. Брался предмет или явление, и в тексте не было конкретного названия, а лишь указание на этот символ. Именно это и допускало расхождения во мнении, а также многозначность трактовки.

Например, знаменитый образ Прекрасной Дамы Блока был лишен конкретных описаний и деталей, связанных с земной женщиной. Он был максимально прозрачен и легок, едва уловим. На Даму указывали ощущения героя: шелест шелка, голос многострунный, смеющаяся речь. Ее описания размыты: белоснежные плечи, нежный взор. Но в каждом стихотворении подчеркивается ее отдаленность, недостижимость, оторванность от реальности:

Но, когда одна, с холодной башни
Всё глядит она
На поля, леса, озера, пашни
Из высокого окна.

Перед нами не земная женщина, которая ходит по полям и лесам, а та, что возвышается над миром и излучает холод недостижимости. Прекрасная Дама — это классический образ-символ. Она олицетворяет ту идеальную реальность, до которой не добраться. По ней остается лишь томиться. Как известную, эту символику поэт воплотил даже в личной жизни.

В текстах этого периода практически всегда показываются зыбкость, непостоянство и изменчивость мира. Поэты пытались заставить читателя взглянуть внутрь себя.

Виды лейтмотивов в литературе

В литературоведении лейтмотивы традиционно делятся на следующие виды:

  • Речевой. Герой постоянно повторяет одно и то же слово, и оно становится его характеристикой (Генерал Брудастый в «Истории одного города» М.Салтыкова-Щедрина со своими возгласами «Разорю!» и «Не потерплю!»).
  • Портретный. Деталь внешнего облика становится квинтэссенцией образа (белые мраморные плечи Элен Курагиной в «Войне и мире» Л. Толстого).
  • Пейзажный. Черты окружающего мира накладывают отпечаток на происходящее, особым образом меняют сюжет и характеры персонажей (городской пейзаж с обязательным пространством перехода (лестница, окно, коридор, чердак, мансарда) в романах и повестях Ф.Достоевского).
  • Сюжетный. Те или иные повороты сюжета повторяются от произведения к произведению как модель построения композиции (ситуация купли-продажи в произведениях Н.Гоголя «Сорочинская ярмарка», «Портрет», «Мёртвые души», косвенно – в «Ревизоре»).
  • Мировоззренческий. Точка зрения героя на мир делает его взгляд уникальным (романы А.Маканина «Андеграунд», «Асан» и другие).
  • Функциональный. В каждом произведении встречаются герои с одной и той же сюжетной функцией (человек, порвавший со своей средой, в поэме «Цыганы» и романе в стихах «Евгений Онегин» А.Пушкина).

Лейтмотив выступает в качестве «ключа» к пониманию какой-либо сцены, создаёт особое настроение и обстановку.

Данный термин получил и более широкое нарицательное значение, определяя доминирующее начало в деятельности человека, в цепи событий и т. п.

Неверная трактовка

Если повтор не оправдан, не выполняет никакой функции, он относится к ошибкам. В таком случае его нужно избегать, заменив часть слов местоимением либо синонимом. Автор может использовать повторение специально. Если прием ошибочный, он объясняется не стремлением подчеркнуть мысль, а невнимательностью и небольшим словарным запасом. Лексический повтор в литературе (ЛП) может быть связан с риторическими причинами, которые обычно не связаны с выразительностью стихотворения, поэмы, романа.

Ошибочный и неоправданный повтор может называться в русском языке тавтологией. Смысл определения следующий: слов или словосочетание встречается больше одного раза в пределах 1−2 предложений, строк. Фигура речи изучается в 9 классе

Её часто применяют в художественной литературе для явного подчёркивания нужной части предложения (начало, середина, конец), чтобы читатель обратил на это своё внимание

На звукописи (вариация ЛП в художественной речи с целью усиления выразительности согласных и гласных звуков) таким способом акцентируется внимание слушателя. В грамматике форма слова даёт представление о его значении в разрезе

Существительное изменяется из-за падежа, лица и числа. На практике слово приобретает новый образ при помощи суффиксов, окончаний.

Литература и песни

Лексический приём подчёркивает и выделяет конкретную мысль:

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём…

Лексический повтор в музыке используется в качестве главной теме, определённого материала, многократно возвращающегося на протяжении всего произведения. В поэзии рефрен — строка либо несколько строк, вставленных между строфами. В песнях символ соответствует припеву, который повторяется после каждого куплета.

Если рефрен вставлен в одну строчку, условно поделённую на несколько частей, тогда понятие приобретает медитативный вид. При каждом повторе строка сдвигается по определённой схеме:

  • отстёгивание первой части;
  • её замещение второй частью;
  • добавление новой фразы.

На примере:

Шаги по лестнице как по нотам — пеон, нет — спад…

Слово, обреченно на лист, как на плаху, ложись!

Стал строк палачом — убивал, убивал… не рад…

Эта боль, эта горечь… тысячи линий вперёд-назад —

Недописанными стихами жизнь.

https://youtube.com/watch?v=1qFl19bqRJQ

Области применения антитезы

Автору художественного произведения любого жанра нужна выразительность речи, для чего и применяется антитеза. В русском языке применение противопоставленных понятий давно вошло в традицию в заголовках романов, рассказов, пьес и стихотворных текстов: «Война и мир» Л. Н. Толстого; «Принц и нищий» М.Твена, «Волки и овцы» Н.С.Островского.

Кроме рассказов, романов и поговорок, прием противопоставления успешно используется в произведениях, предназначенных для агитации в политике и социальной сфере и ораторском искусстве. Всем знакомы девизы, речевки и лозунги: «Кто был никем, тот станет всем!».

Противопоставление часто присутствует и в обычной разговорной речи, такие примеры антитезы: бесчестие — достоинство, жизнь — смерть, добро — зло. Чтобы повлиять на слушателей и представить предмет или явление более полно и в нужном ключе, человек может сравнить эти явления с другим предметом или явлением, а может использовать контрастные характеристики предметов для противопоставления.

Ошибка

Ели же повтор не выполняет никакой функции, то его следует избегать. Для этой цели слово надо заменять синонимами, контекстными синонимами или личными местоимениями.

Рассмотрим пример: «Смелый человек совершает смелые поступки. Но смелые поступки не всегда делают его героем.» В этом отрывке первый повтор можно было бы даже счесть изобразительным средством, но третье слово «смелый» нас убеждает: автор сочинения просто не умеет избегать тавтологии. Давайте заменим одно из слов синонимом, а другое – местоимением (в данном случае – указательным): «Смелый человек совершает храбрые поступки. Но эти поступки не всегда делают его героем». А еще лучше (так как позволит избежать и необоснованного повторения слова «поступки») употребить слово «они»: «Но они не всегда делают его героем».

Понятие повтора и его функции

Исследование повтора и его роли в организации текста связано со структурным подходом к изучению языка. Русские структуралисты, в частности В. М. Жирмунский, ещё в 20-х гг. прошлого столетия отмечали особую роль повтора как средства внутренней организации текста.

Под языковым повтором следует понимать многократное воспроизведение в определенном контексте одного и того же языкового элемента — звука слова, словосочетания, иногда — предложения.

В тексте повтор выполняет целый ряд важных функций:

Смысловую, обеспечивая единство темы на протяжении развертывания речевого высказывания.
Композиционную, организуя структурные связи между повторяющимися компонентами текста.
Интонационную, задавая ритмическую структуру стихотворного или прозаического текста.
Стилистическую, выступая как средство выразительности, придающее тексту образность и эмоциональность.
Экспрессивную, усиливая смысловую нагрузку определённых фрагментов текста, привлекая к ним внимание читателя / слушателя.
Лексико-грамматическую: лексический повтор, повтор однокоренных слов выступают основными средствами связи предложений в тексте, обеспечивая единство темы на протяжении речевого высказывания.

Определение

Антитеза — это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли.

Эта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи.

Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках:

  • Легко подружиться, тяжело разлучиться.
  • Умный научит, дурак наскучит.
  • Ученье — свет, а неученье — тьма.
  • Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
  • Тише едешь, дальше будешь.

Часто она фигурирует в названиях художественных произведений, например:

«Война и мир» Л. Н. Толстого;

«Принц и нищий» М. Твена.

На использовании антитезы может строиться целое произведение. У Н. Заболоцкого есть философское стихотворение «Лебедь в зоопарке», в котором поэт противопоставляет маленький оазис зоопарка, где живет прекрасный белый лебедь, и шумный мегаполис со скрежетом трамваем, визгом шин машин и гулом моста.

Скрежещут над парком трамваи,

Скрипит под машинами мост,

Истошно кричат попугаи,

Поджав перламутровый хвост.

Антитеза может быть многочленной, если она включает несколько антонимических пар:

Полюбил богатый — бедную,

Полюбил учёный — глупую,

Полюбил румяный — бледную,

Полюбил хороший — вредную:

Золотой — полушку медную.

(М. Цветаева)

Виды повтора

Этот сти­ли­сти­че­ский при­ем осу­ществ­ля­ет­ся на раз­ных уров­нях тек­ста и сло­ва как еди­ни­цы речи. В лите­ра­ту­ре раз­ли­ча­ют несколь­ко видов повто­ра:

Если в поэ­ти­че­ской стро­ке повто­ря­ют­ся одни и те же глас­ные зву­ки, то в нем исполь­зу­ют­ся ассо­нанс. Повторение соглас­ных зву­ков — это алли­те­ра­ция.

Наиболее часто исполь­зу­ют­ся повто­ры лек­си­че­ских средств язы­ка:

Все эти сти­ли­сти­че­ские при­е­мы объ­еди­ня­ют­ся одним тер­ми­ном — «лек­си­че­ский повтор».

1. Анафора, или еди­но­на­ча­лие, состо­ит в повто­ре началь­ных частей сло­ва, мор­фем, отдель­ных слов и групп слов. Вот как исполь­зу­ет ана­фо­ру поэт А. Фет в сти­хо­тво­ре­нии «Первый лан­дыш»:

Анафора может быть лек­си­че­ской, то есть выра­жа­ет­ся в повто­ре одно­го и того же сло­ва в нача­ле стро­ки:

2. Эпифора воз­ни­ка­ет там, где автор повто­ря­ет конеч­ные сло­ва или выра­же­ния на гра­ни­це смеж­ных строк, пред­ло­же­ний

3. Сочетанием ана­фо­ры и эпи­фо­ры явля­ет­ся сим­пло­ка. Симплока — это слож­ный сти­ли­сти­че­ский при­ем, кото­рый выра­жа­ет­ся в одно­вре­мен­ном исполь­зо­ва­нии ана­фо­ры и эпи­фо­ры в пре­де­лах одно­го и того же отрез­ка тек­ста. При сим­пло­ке повто­ря­ют­ся началь­ные и конеч­ные сло­ва в сосед­них фра­зах или смеж­ных сти­хо­твор­ных стро­ках:

4. Анадиплосис (греч. «удво­е­ние») — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, заклю­ча­ю­ща­я­ся в повто­ре заклю­чи­тель­ной части сти­хо­твор­но­го тек­ста в нача­ле сле­ду­ю­ще­го. Анадиплосис обра­зу­ет смыс­ло­вую цепоч­ку, свя­зан­ных и после­до­ва­тель­но раз­вер­ты­ва­ю­щих друг дру­га частей тек­ста. Такой при­ем поз­во­ля­ет пока­зать внеш­нее тече­ние собы­тий, их замед­лен­ность и причинно-следственную обу­слов­лен­ность.

Разные виды повто­ра широ­ко исполь­зу­ют­ся худож­ни­ка­ми сло­ва для при­да­ния тек­сту экс­прес­сив­ной выра­зи­тель­но­сти.

Выделяют целый ряд видов лексического повтора в литературном произведении. Остановимся на наиболее важных из них.

Рефрен – это повторение одной или нескольких строк на протяжении всего произведения.

В песнях роль рефрена нередко выполняет припев.

В приведенном выше примере из «Василия Теркина» строки про «бой не ради славы» как раз являются рефреном.

Анафора – в переводе на русский язык означает «единоначатие». Иными словами, несколько стихотворных строк или предложений начинаются одним и тем же словом (или словами). Примером может служить знаменитая песня Б. Ш. Окуджавы:

Пока земля еще вертится,

Пока еще ярок свет,Господи, дай же ты каждому,Чего у него нет…

Лексический повтор как средство выразительности

Повтор слов в худо­же­ствен­ном тек­сте упо­треб­ля­ет­ся с раз­ной целью:

1. для обо­зна­че­ния боль­шо­го коли­че­ства пред­ме­тов

2. для уси­ле­ния при­зна­ка, сте­пе­ни каче­ства или дей­ствия

3. для ука­за­ния на дли­тель­ность дей­ствия

Автор при­бе­га­ют к лек­си­че­ско­му повто­ру, если хочет выде­лить важ­ное с его точ­ки зре­ния сло­во для более точ­но­го выра­же­ния мыс­ли или для при­да­ния ей боль­шей выра­зи­тель­но­сти и экс­прес­сив­ной окрас­ки.

Благодаря повто­ре­нию сло­ва фик­си­ру­ет­ся вни­ма­ние чита­те­ля имен­но на нём. Этот при­ем спо­соб­ству­ет уси­ле­нию его смыс­ло­вой и эмо­ци­о­наль­ной роли в тек­сте.

С помо­щью лек­си­че­ско­го повто­ра повест­во­ва­ние ста­но­вит­ся эмо­ци­о­наль­но напря­жен­ным.

Поэт под­чер­ки­ва­ет зна­чи­мое для смыс­ла стро­ки сло­во, застав­ля­ет чита­те­ля заост­рить вни­ма­ние на его смыс­ло­вом напол­не­нии, созда­ет ритм, осо­бую пуль­са­цию стро­ки.

Итак, в тек­сте лек­си­че­ский повтор высту­па­ет как сред­ство

  • созда­ния выра­зи­тель­но­сти речи;
  • акту­аль­но­сти важ­но­го с точ­ки зре­ния авто­ра смыс­ла, кото­рый выра­жа­ет­ся под­текст­но;
  • цеп­ной меж­фра­зо­вой свя­зи в тек­сте.

Следует отли­чать лек­си­че­ский повтор как сти­ли­сти­че­скую фигу­ру от рече­вых оши­бок в виде тав­то­ло­гии и плео­назма. Тавтология высту­па­ет как необос­но­ван­ное упо­треб­ле­ние близ­ких по смыс­лу слов (сов­мест­ное сотруд­ни­че­ство). Плеоназм состо­ит в оши­боч­ном дуб­ли­ро­ва­нии смыс­ла слов в сло­во­со­че­та­нии (под­прыг­нуть вверх).

Лексические средства выразительности

Лексическое значение слова — это то, какой у слова смысл или понятие, значение. К лексическим средствам выразительности относятся такие фигуры речи, как:

  • лексический повтор;
  • метафора;
  • аллегория;
  • гипербола;
  • сравнение;
  • ирония.

Синтаксические средства выразительности

Это фигуры речи, расстановка акцентов через построение словосочетаний. К ним относятся такие фигуры речи, как например:

  • анафора;
  • эпифора;
  • оксюморон;
  • синтаксический параллелизм.

Узнайте подробнее про:

  • Фольклор;
  • Эпифору;
  • Метафору;
  • Аллегорию;
  • Оксюморон;
  • Гиперболу (в риторике);
  • Иронию;
  • Средства выразительности.

Примеры

Владимир Соловьёв (1853 — 1900)

Вячеслав Иванов (1866-1949)

Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)

Николай Осеев ( 1889 — 1963)

Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).

Представители и примеры

Александр Блок

Одним из наиболее ярких представителей символизма является Александр Александрович Блок. Именно с этим направлением связаны главные темы, идеи и образы «блоковской» лирики. Его творчество было наполнено большим количеством разнообразных символов, с необычной стороны раскрывался лирический герой, присутствовали тайна и мистика. Блок ощущал скорое изменение мира, он, можно сказать, предугадал революцию. Поэт обозначил особое место цвета в поэзии. Например, чёрный – это цвет гибели или трагедии («Темный рыцарь, не подняв забрала,
Жадно рвется в бой»), жёлтый – увядание, белый — цвет идеала, невинности, невозможной в реальном мире красоты («Не было и нет во всей подлунной
Белоснежней плеч»).

Помимо этого, в творчестве Блока символу соответствовало своё понятие. Например, в поэме «Двенадцать» «ветер» представляет собой не только очевидную атмосферу холода, но он также является символом разрушения. Так поэт ставил перед собой цель не только описать мир, но показать свои эмоции, обнажить чувства. Именно поэтому, когда читатель читает стихотворение, в его душе одно за другим сменяются чувства: от тревоги до торжества.

Вот разборы стихотворений Блока:

  1. «Незнакомка»
  2. «Девушка пела в церковном хоре»
  3. «Летний вечер»
  4. «Жизнь»
  5. «Река раскинулась»
  6. «Есть минуты»

И это далеко не все: творчество Блока представлено на многих страницах Литрекона.

Андрей Белый

Ещё один выдающийся символист – это Андрей Белый. Настоящее имя поэта — Борис Николаевич Бугаев. Суть символизма для Андрея Белого, прежде всего заключался в особом миропонимании и образе самой жизни. Он изучал очень много философских трудов: Ницше, Шопенгауэра, Канта, Соловьёва. Его философия символизма хорошо понятна при изображении треугольника. Основание составлял плюрализм. Это совокупность явлений, которые рассматривал писатель, и разнообразные философские концепции, включенные в символизм. Далее идёт дуализм. Он включает в себя разделение мироздания на материальную и духовную составляющие. А вершина треугольника – это «конкретный монизм». В философии он является воззрением, согласно которому множественность объектов сводится к единому началу. В случае с символизмом – к Символу. Андрей Белый планировал создать такую теорию символов, которая бы включала в себя концепции разных мыслителей.

Лейтмотивом всего творчества Белого было ощущение глобального культурного кризиса. Писатель рассматривал символ гораздо шире, чем его коллеги, во всех его смыслах и аспектах. Например, даже его псевдоним «Андрей Белый» необходимо рассматривать с точки зрения символизма. Белый цвет – это гармоничное слияние всех цветов, а Андрей – имя одного из 12 апостолов, которого Иисус первым призвал в ученики. Свой образ писатель всю жизнь старался мифологизировать

Если принять во внимание, что в символизме для Белого сливаются половина известных человеку направлений: от религии до математики, то становится ясна вся сложность его произведений. Например, в романе «Петербург» писатель показывает революционную атмосферу города

На страницах произведения писатель «оживляет» статую «Медного всадника». Однако в символизме Белого это значит оживить насущные проблемы самого Петербурга.

Валерий Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов является одним из теоретиков и основоположников русского символизма. Он определил свой собственный стиль – отчётливый, звучный. Брюсов был в постоянном поиске разнообразных форм, в стремлении сложить в своё творчество все временные периоды и страны.

Один из главных мотивов поэзии Брюсова – это творческие возможности человека, подчинение себе сил природы. Кроме этого, Валерий Яковлевич обогатил русскую поэзию образом большого современного города с фонарями, рекламой и толпами людей. Именно город станет неотделимой частью личности и трагедии.

Вот разборы стихотворений Брюсова:

  1. «Юному поэту»
  2. «Весенний дождь»
  3. «Первый снег»

У символистов, в том числе и у Брюсова, символ может выйти за рамки аллегорий и приобрести неожиданную форму. Так, например, в стихотворении «Ночью» поэт сравнил Москву и самку страуса, а также противопоставил Россию и Африку. Для Брюсова была характерны намёки, а также такие мотивы, как усталость и одиночество.

Примеры и наблюдения

  • «Желтый туман, который трется спиной к оконным стеклам,Желтый дым протирает морду по оконным стеклам.,..»(Т.С. Элиот. «Песнь о любви Дж. Альфреда Пруфрока». Пруфрок и другие наблюдения, 1917)
  • «Сумасшедший не тот человек, который потерял свой разум. Сумасшедший — это человек, который потерял все, кроме своего разума».(Г.К. Честертон, ортодоксальность, 1908)
  • «В годы после Первой мировой войны моя мать положила пенни за Грейс Собор в свою коробку для клещей, но Грейс никогда не закончила бы. быть законченным. «(Джоан Дидион, «Калифорния». Белый Альбом, Simon & Schuster, 1979)
  • «Из-за нехватки гвоздя ботинок был потерян.Из-за недостатка обуви лошадь погибла.Из-за отсутствия лошади всадник погиб.Из-за отсутствия гонщика битва была проиграна.Из-за отсутствия битвы королевство было потеряно.И все из-за подковообразного гвоздя «.(приписывается Бенджамину Франклину и другим)

Эффекты Symploce’симплока может добавить чувство измеренного баланса к риторическим эффектам, достигаемым либо через анафору, либо через эпифору. Павел демонстрирует это в «Евреи ли? Я тоже. Они израильтяне? Я тоже. Они от семени Авраама? Я тоже.’ Symploce также может объединять предложения для создания каталога или градации. «(Артур Куинн и Лион Рэтбун, «Симплоц». Энциклопедия риторики и композиции: связь с древних времен до эпохи информации под ред. Тереза ​​Энос. Тейлор и Фрэнсис, 1996)

  • Симплоц в Шекспире- «Самое странное, но все же самое истинное, я буду говорить:Этот Анджело заброшен; это не странно?Этот Анджело убийца; не странно ли?Этот Анджело — прелюбодейный вор,Лицемер, девственница-нарушитель;Разве это не странно и не странно?(Изабелла в фильме Уильяма Шекспира Мера для Меры Акт 5, сцена 1)- «Кто здесь настолько низок, что был бы связующим? Если таковой есть, говорите; за него я обиделся. Кто здесь такой грубый, что не был бы римлянином? Если кто-то говорит; за него я обиделся. мерзко, что не будет любить его страну? Если таковые имеются, говорите; за него я обиделся «.(Брут в фильме Уильяма Шекспира Юлий Цезарь Акт 3, сцена 2)
  • Варфоломей Гриффин Идеальный СимплоцСамое верное, что я должен честно любить Фидесса.Вернее всего то, что я, честная Фидесса, не могу любить.Самое верное, что я чувствую боль любви.Самое верное, что я пленен любовью.Самое верное, что я заблуждаюсь — это любовь.Самое верное, что я нахожу ловкости любви.Вернее всего, что ничто не может обеспечить ее любовь.Самое верное, что я должен погибнуть в моей любви.Самое верное, что Она осуждает Бога любви.Вернее всего, что он захвачен ее любовью.Вернее всего, что Она заставит меня перестать любить.Самое верное, что Она одна — это Любовь.Вернее всего, что хотя бы она ненавидела, я бы с удовольствием!Самое верное, что дорогая жизнь закончится любовью.(Варфоломей Гриффин, Сонет LXII, Фидесса, больше целомудрия, чем род, 1596)

Светлая сторона Симплоц Альфред Дулиттл: Я скажу вам, губернатор, если вы только позволите мне сказать пару слов. Я готов вам сказать. Я хочу сказать тебе. Я жду, чтобы сказать вам. Генри Хиггинс: Пикеринг, у этого парня есть определенный естественный дар риторики. Соблюдайте ритм своих родных диких лесных нот. «Я готов сказать вам. Я хочу сказать тебе. Я жду, чтобы сказать вам. Сентиментальная риторика! Это уэльское напряжение в нем. Это также объясняет его лживость и нечестность.(Джордж Бернард Шоу, Пигмалион, 1912)

Произношение: SIM-plo-see или SIM-plo-kee

Альтернативные варианты написания: simploce

Виды повтора

Этот сти­ли­сти­че­ский при­ем осу­ществ­ля­ет­ся на раз­ных уров­нях тек­ста и сло­ва как еди­ни­цы речи. В лите­ра­ту­ре раз­ли­ча­ют несколь­ко видов повто­ра:

  • фоне­ти­че­ский (повтор оди­на­ко­вых глас­ных и соглас­ных);
  • мор­фем­ный (повтор мор­фем и частей сло­ва);
  • лек­си­че­ский (повтор сло­ва);
  • син­так­си­че­ский (исполь­зо­ва­ние оди­на­ко­вых или одно­тип­ных син­так­си­че­ских кон­струк­ций).

Если в поэ­ти­че­ской стро­ке повто­ря­ют­ся одни и те же глас­ные зву­ки, то в нем исполь­зу­ют­ся ассо­нанс. Повторение соглас­ных зву­ков — это алли­те­ра­ция.

Наиболее часто исполь­зу­ют­ся повто­ры лек­си­че­ских средств язы­ка:

  • ана­фо­ра
  • эпи­фо­ра
  • сим­пло­ка
  • ана­ди­пло­сис

Все эти сти­ли­сти­че­ские при­е­мы объ­еди­ня­ют­ся одним тер­ми­ном — «лек­си­че­ский повтор».

1. Анафора, или еди­но­на­ча­лие, состо­ит в повто­ре началь­ных частей сло­ва, мор­фем, отдель­ных слов и групп слов. Вот как исполь­зу­ет ана­фо­ру поэт А. Фет в сти­хо­тво­ре­нии «Первый лан­дыш»:

Анафора может быть лек­си­че­ской, то есть выра­жа­ет­ся в повто­ре одно­го и того же сло­ва в нача­ле стро­ки:

В. С. Высоцкий

2. Эпифора воз­ни­ка­ет там, где автор повто­ря­ет конеч­ные сло­ва или выра­же­ния на гра­ни­це смеж­ных строк, пред­ло­же­ний

К. Бальмонт

3. Сочетанием ана­фо­ры и эпи­фо­ры явля­ет­ся сим­пло­ка. Симплока — это слож­ный сти­ли­сти­че­ский при­ем, кото­рый выра­жа­ет­ся в одно­вре­мен­ном исполь­зо­ва­нии ана­фо­ры и эпи­фо­ры в пре­де­лах одно­го и того же отрез­ка тек­ста. При сим­пло­ке повто­ря­ют­ся началь­ные и конеч­ные сло­ва в сосед­них фра­зах или смеж­ных сти­хо­твор­ных стро­ках:

М. Цветаева

4. Анадиплосис (греч. «удво­е­ние») — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, заклю­ча­ю­ща­я­ся в повто­ре заклю­чи­тель­ной части сти­хо­твор­но­го тек­ста в нача­ле сле­ду­ю­ще­го. Анадиплосис обра­зу­ет смыс­ло­вую цепоч­ку, свя­зан­ных и после­до­ва­тель­но раз­вер­ты­ва­ю­щих друг дру­га частей тек­ста. Такой при­ем поз­во­ля­ет пока­зать внеш­нее тече­ние собы­тий, их замед­лен­ность и причинно-следственную обу­слов­лен­ность.

Р. Рождественский

Разные виды повто­ра широ­ко исполь­зу­ют­ся худож­ни­ка­ми сло­ва для при­да­ния тек­сту экс­прес­сив­ной выра­зи­тель­но­сти.

Виды лексического повтора

Выделяют целый ряд видов лексического повтора в литературном произведении. Остановимся на наиболее важных из них.

Рефрен – это повторение одной или нескольких строк на протяжении всего произведения.

В песнях роль рефрена нередко выполняет припев.

В приведенном выше примере из «Василия Теркина» строки про «бой не ради славы» как раз являются рефреном.

Анафора – в переводе на русский язык означает «единоначатие». Иными словами, несколько стихотворных строк или предложений начинаются одним и тем же словом (или словами). Примером может служить знаменитая песня Б. Ш. Окуджавы:

Пока земля еще вертится,

Пока еще ярок свет,Господи, дай же ты каждому,Чего у него нет…

Виды лексического повтора

Существует несколько видов лексического повтора:

  • анафора (повторение начала фразы, четверостишья);
  • эпифора (повторение конца фразы, четверостишья);
  • многосоюзие (повторяется один и тот же союз);
  • рефрен (повторяется целая строфа или одно слово, как «припев»);
  • анадиплосис (конец одной фразы повторяется в начале следующей);
  • симплока (фразы одинаково начинаются и заканчиваются, меняется только середина).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: