😡 вам!

Стихи маяковского. читать онлайн.

Тема и настроение

Основная тема определяется толкованием. Под «маленькими плевочками» поэт может подразумевать творчество, а может и просто мир физических явлений.

В том случае, если звезды – это произведения художественного творчества, в которых нуждается воспринимающее сознание, будь то театр, музыка, литература, живопись, то творческая личность (обращенная к Богу) создает их на радость зрителю (читателю, слушающему).

Если же под звездами понимать мир физических, природных явлений, то на первый план выходит тема смысла жизни и смыла красоты в этой самой жизни. Звезды, как все красивое, вдохновляющее, наполняют существование человека светом и теплотой, гармонией и вдохновением, но истинной природы таких вещей мы не знаем. И задача человека будущего – познать ее, развить пытливый ум и проникнуть под покровы тайн мироздания.

Образы и символы

Лирический герой находится в поиске главного жизненного замыла, идеи происходящих в природе физических явлений. И в центре его интереса – звезды, а именно их происхождение. По мнению главного героя, мыслящей личности, у всего есть причина и следствие.

Сознанием главного героя формируются образы второго плана — он представляет, как некто смелый человек, достигая Бога, просит того зажечь звезды, чтобы у людей стало светлее на душе. То есть перед нами объект лирического сознания – главный герой, субъекты его воображения – деятельная личность, которая обращается за помощью к Богу.

Помимо этих персонажей, стихотворение имеет форму послания, а значит, в произведении присутствует обобщенный образ собеседника, читателя.

Жанр, направление, размер

Стихотворение Маяковского написано в 1912 году, в это время поэт ещё не был поглощен проблемой революции, поэтому в произведении звучит тема одиночества, городской суеты, непонимания.  Автор открыто выступает против норм русского языка, против классических эпитетов, метафор. Всё это позволяет определить направление стихотворения – футуризм. Необычные образы, игра слов, лингвистические эксперименты демонстрируют стремление поэта выразить протест прежним законам стихосложения. Однако произведение относится к ранней лирике, поэтому здесь есть деление на строфы, присутствует рифма.

Стихотворение написано дактилем, состоит из трёх катренов, рифма перекрестная.

Темы, проблемы

Главной темой стихотворения является противостояние поэта толпе. Маяковский, как и многие другие, не смог пройти мимо столь животрепещущей темы.

Лирический герой Маяковского в корне отличается от героя Пушкина. У Александра Сергеевича герой, оскорбленный непониманием и неприятием, старается найти уединение. У Владимира Владимировича же он бросает вызов толпе, обвиняя и глумясь над ней. Ему безразлично то, что толпа не понимает и не признает его. Он продолжает писать свои тексты, в которых обвиняет и насмехается над толпой. Он творил и будет продолжать свое великое дело, независимо от мнения окружающих.

Так же важная тема, которую поднимает поэт в своем произведении – это снижение морального и культурного облика человека. Маяковский видит то, что главным мерилом счастья и благополучия для человека стала сытость и материальные блага, а это все он ассоциирует с тупостью и разложением личности.

В стихотворении отчетливо виден яркий обличительный пафос. Автор использует грубые выражения, а так же детально описывает отталкивающий облик людей. Тем самым он показывает свое презрительное отношение ко всей буржуазии. Толпой правят лишь пороки, желание наживы и собственное благосостояние.

Анализ кратко

Стих «Вам» отличается от большинства произведений Маяковского тем, что он написан четверостишьем и тут нет знаменитой лесенки. Также в произведении отсутствует напрочь сатира, а есть лишь обличение пороков общества, что также несколько несвойственно стилю Владимира Маяковского. Рифмовка перекрестная (оргию – клозет – Георгию – газет).

Имеются в стихотворении и средства выразительности – это метафоры, эпитеты, а также риторические обращения и вопросы.

Метафоры – «проживающим за оргией оргию» и «приведенный на убой».

Эпитеты – «теплый клозет», «измазанной … губой», «он … израненный», «вам… любящим баб».

Стих относится к раннему периоду творчества Маяковского и рассчитан на изменение общественного мнения в сторону противников войны.

Средства выразительности

Несмотря на небольшой объём стихотворения Маяковского «Послушайте», анализ показывает наличие множества поэтических и художественных приёмов, направленных на усиление образности произведения

В первую очередь внимание читателя или слушателя приковывается к образу звёзд, которые являются ключевой метафорой всего стиха; именно их причина возникновения будоражит ум поэта и вызывает у него бесчисленные вопросы. С литературной точки зрения, Маяковский использовал в своём стихотворении следующие приёмы:

  • Сравнение («звёзды» — «плевочки» — «жемчужины»).
  • Эпитеты — «тревожный, но спокойный наружно», «беззвёздная мука», «полуденная пыль».
  • Соблюдение пауз и ударения (как стиховых, так и психологических).
  • Включение элемента фантастики — «врывается к Богу».
  • Использование экспрессивных глаголов, подчёркивающих динамику действия лирического героя — «плачет», «просит», «клянётся».
  • Анафора — троекратное повторение «значит».

К удивительным моментам также можно отнести практически полное отсутствие в стихотворении неологизмов, столь любимых Маяковским. Следует отметить уникальное соединение метафор — возвышенного и приземлённого («божественного» и «человеческого»), как, к примеру, «жилистая рука» Бога, «звёзды» — «плевочки» и пр.

На протяжении всего стиха встречается лишь одно повествовательное предложение, которое утопает в эмоциональных взрывах поэтических реплик. При этом Маяковский использует то монолог, то обращение к слушателю. В произведении множество знаков препинаний, тире, подчёркивающих недосказанность автора, а также указывающих на сумбурность, характерную для людей, охваченных чрезвычайным волнением и энтузиазмом.

Для подчёркивания важности цели человека, который стремится узнать у Бога ответы на свои вопросы, Маяковский использует множество однородных глаголов подряд.

Владимир Маяковский — Гремит и гремит войны барабан ( К ответу! )

Gremit i gremit voyny baraban.Zovet zhelezo v zhivykh vtykat.Iz kazhdoy stranyza rabom rababrosayut na stal shtyka.Za chto?Drozhit zemlyagolodna,razdeta.Vyparili chelovechestvo krovavoy baneytolko dlya togo,chtob kto-togde-torazzhilsya Albaniyey.Stsepilas zlost chelovechyikh svor,padayet na mir za udarom udartolko dlya togo,chtob besplatnoBosforprokhodili chyi-to suda.Skorou mirane ostanetsya nepolomannogo rebra.I dushu vytashchat.I rastopchut tam yeetolko dlya togo,chtob kto-tok rukam pribralMesopotamiyu,Vo imya chegosapogzemlyu rastaptyvayet skripyashch i grub?Kto nad nebom boyev —svoboda?bog?Rubl!Kogda zhe vstanesh vo ves svoy rostty,otdayushchy zhizn svoyu im?Kogda zhe v litso im brosish vopros:za chto voyuyem?

Uhtvbn b uhtvbn djqys ,fhf,fy/Pjdtn ;tktpj d ;bds[ dnsrfnm/Bp rf;ljq cnhfyspf hf,jv hf,f,hjcf/n yf cnfkm insrf/Pf xnj?Lhj;bn ptvkzujkjlyf,hfpltnf/Dsgfhbkb xtkjdtxtcndj rhjdfdjq ,fytqnjkmrj lkz njuj,xnj, rnj-njult-njhfp;bkcz Fk,fybtq/Cwtgbkfcm pkjcnm xtkjdtxmb[ cdjh,gflftn yf vbh pf elfhjv elfhnjkmrj lkz njuj,xnj. tcgkfnyj,jcajhghj[jlbkb xmb-nj celf/Crjhje vbhfyt jcnfytncz ytgjkjvfyyjuj ht,hf/B leie dsnfofn/B hfcnjgxen nfv ttnjkmrj lkz njuj,xnj, rnj-njr herfv ghb,hfkVtcjgjnfvb/,Dj bvz xtujcfgjuptvk/ hfcnfgnsdftn crhbgzo b uhe,?Rnj yfl yt,jv ,jtd —cdj,jlf?,ju?He,km!Rjulf ;t dcnfytim dj dtcm cdjq hjcnns,jnlf/obq ;bpym cdj/ bv?Rjulf ;t d kbwj bv ,hjcbim djghjc:pf xnj dj/tv?

Средства выразительности

Творчество футуристов удивляет свежими, оригинальными образами, сложными ассоциациями, экспериментами с формой. Анализированное стихотворение – яркий пример этих особенностей популярного в начале ХХ века направления. Художественные средства, использованные Маяковским, позволяют автору передать внутреннее состояние лирического героя.

Каждый из созданных поэтом образов метафоричный: «я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана», «косые скулы океана», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб». Маяковский не изменяет себе, поэтому его метафоры несколько грубые. Дополняется картина эпитетами, но их в тексте немного: «жестяная рыба», «новые губы». Сравнений в тексте нет.

Средства выразительности помогают автору полно раскрыть тему и донести до читателей идею. Жесткости строкам придает аллитерация согласных «ж», «ч», «ш», «ц»: «На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ». Маяковский любит поиграть интонацией, но анализированные стихи отличаются спокойными повествовательными предложениями, лишь в конце появляется вопросительное предложение.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Свободы сеятель пустынный» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – год, тема, история создания, идея

Следующая

Анализ стихотворений«Как часто пестрою толпою окружен» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – идея, год, жанр

Основная идея

Главная мысль стихотворения – это осознанный вопрос о происхождении и необходимости звезд на небе. Поэт считает, что звезды на небе зажигает Бог, но задача человека попросить его об этом. Антропоморфные черты Бога указывают на его равенство с людьми: на это указывает «жилистая рука» божества. Личность может попросту ворваться к Всевышнему, попросить, прикоснуться к его «жилистой руке», и звезды будут.

Основная идея – это познание смысла творчества и смысла жизни, смысла всех самых поразительных явлений природы и их значения для частной личности. Автор отвечает на вопрос, кто зажигает звезды: Бог. И зачем – потому что это нужно человеку. Все, что делает Создатель, он творит ради нас. Наблюдение за звездным небом способно дать людям найти свой смысл существования.

«Любит? не любит? Я руки ломаю…» В.Маяковский

«Любит? не любит? Я руки ломаю…» Владимир Маяковский

Любит? не любит? Я руки ломаю и пальцы разбрасываю разломавши так рвут загадав и пускают по маю венчики встречных ромашек Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье

Пусть серебро годов вызванивает уймою надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие

Уже второй должно быть ты легла А может быть и у тебя такое Я не спешу и молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить

море уходит вспять море уходит спать Как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете И не к чему перечень взаимных болей бед и обид.

Уже второй должно быть ты легла В ночи Млечпуть серебряной Окою Я не спешу и молниями телеграмм Мне незачем тебя будить и беспокоить как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете и не к чему перечень взаимных болей бед и обид Ты посмотри какая в мире тишь Ночь обложила небо звездной данью в такие вот часы встаешь и говоришь векам истории и мирозданью

печатается без знаков препинания, как в записной книжке Маяковского

Анализ стихотворения Маяковского «Любит? не любит? Я руки ломаю…»

В последние годы жизни Маяковский работал над поэмой «Во весь голос». Как он сам объяснял замысел, это произведение – способ напрямую поговорить с потомками. Владимир Владимирович снабдил его подзаголовком – «Первое вступление в поэму». Изначально предполагалось, что «Во весь голос» станет частью задуманной Маяковским поэмы о пятилетке. Впоследствии от замысла пришлось отказаться. Владимир Владимирович предлагал воспринимать «Во весь голос» в качестве полностью самостоятельного и завершенного произведения. От так и не написанной поэмы, рассказывающей о пятилетке, остались еще несколько набросков. Они должны были представлять собой второе вступление, носящее лирический характер. В настоящее время их принято объединять и печатать под общим заглавием «Неоконченное». Один из этих отрывков – «Любит? не любит? Я руки ломаю…», при жизни поэта так и не увидевший свет и опубликованный впервые лишь в 1934 году. Второе вступление к поэме о пятилетке Маяковский намеревался сделать в виде письма к Лиле Юрьевне Брик – главной любви своей жизни. Владимир Владимирович познакомился с ней в 1915 году. Далее последовали бурные и полные перипетий отношения. Усложнялось все тем, что Брик была замужем и с законным супругом расставаться не собиралась.

Лирический герой стихотворения «Любит? не любит? Я руки ломаю…» отчаянно пытается разобраться, как же все-таки к нему относится дорогая его сердцу женщина. Ситуация настолько сложная, что приходится прибегать к народным методам. Предпочтение отдается гаданию на ромашке. При этом герой произведения – давно не мальчик и даже не юноша, о чем прямым текстом говорится: «…пускай седины обнаруживает стрижка и бритье…». И гадание на ромашке, и сама любовь, к нему приведшая, — в некоторой степени сумасшествие. Лирический герой прекрасно это понимает, но бороться со своими чувствами не намерен. Нормальная жизнь ему не нужна. Более того – он категорически не желает таковой жить и в финале выражает надежду на то, что позорное благоразумие вовек не придет к нему. Последние строки стихотворения воспринимаются как пророчество. Рядовым обывателем Маяковский так и не стал, покончив с собой в 1930 году. Интересно, что один из отрывков, включенных в «Неоконченное» — «Уже второй должно быть ты легла…» — частично вошел в текст предсмертной записки, оставленной поэтом и напечатанной в газетах вместе с заметкой о его самоубийстве.

Образы и символы

В образе лирического героя явно угадывается сам Владимир Владимирович Маяковский. Автор показывает лирического героя бунтарем, который обладает сильным и независимым характером, главным советчиком которого выступает собственное настроение. Ему нет дела до толпы – перед ними он ведет себя как хочет. Но в то же время, будучи поэтом, он обладает тонкой и ранимой душой, в чем смело признается читателю, сравнивая её с бабочкой.

Именно эта самая «бабочка поэтичного сердца» и стала основным образом в стихотворении. Как для бабочки является губительным грубое отношение, так и для лирического героя являются губительными «грязные калоши», в которых толпа топчется по его чувствам из-за того, что даже не пытается понять его.

Дважды в тексте Маяковский использует выражение «бесценных слов мот и транжир», тем самым подчеркивая то, что даже непонимание народа не заставят его перестать раскрывать свою душу, пытаясь достучаться до обывателей.

Присутствует в произведении и образ толпы, который автор показывает в неэстетичном свете, называя «стоглавой вошью». Уже из этого можно сделать вывод, что поэт относится к толпе, как к паразитирующему насекомому. Он не скупиться на детальном описании некоторых граждан, что еще больше усиливает отвращение.

Тема и идея

Ранняя лирика Маяковского отличается особым идейно-художественным своеобразием. Литературные критики сходятся во мнении, что основным идейным содержанием стихотворения является воспринимаемая поэтом красота окружающего мира. Однако эту реальность каждый воспринимает по-разному, и лично ему она кажется серой и унылой. Автор считает себя оптимистом, неунывающим бунтарем, в его душе не стихает жажда преобразований на протяжении всей жизни.

Строки написаны от первого лица, лирический герой выделяет себя из общей серой массы, утверждая, что он другой и не намерен мириться с обыденностью. Бросая вызов окружающим, он как бы насмешливо спрашивает: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Этим он подчеркивает, что способен увидеть в привычных вещах и предметах нечто новое, необычное.

Ассоциации, которые возникают в голове писателя, не всем понятны. Например:

  • в студне ему видится океан;
  • «жестяная рыба» поманила его губами.

«Барабанная песня» В.Маяковский

«Барабанная песня» Владимир Маяковский

Наш отец — завод. Красная кепка — флаг. Только завод позовет — руку прочь, враг!

Вперед, сыны стали! Рука, на приклад ляг! Громи, шаг, дали! Громче печать — шаг!

Наша мать — пашня, Пашню нашу не тронь! Стража наша страшная — глаз, винтовок огонь.

Вперед, дети ржи! Рука, на приклад ляг! Ногу ровней держи! Громче печать — шаг!

Армия — наша семья. Равный в равном ряду. Сегодня солдат я — завтра полк веду.

За себя, за всех стой. С неба не будет благ. За себя, за всех в строй! Громче печать — шаг!

Коммуна, наш вождь, велит нам: напролом! Разольем пуль дождь, разгремим орудий гром.

Если вождь зовет, рука, на винтовку ляг! Вперед, за взводом взвод! Громче печать — шаг!

Совет — наша власть. Сами собой правим. На шею вовек не класть рук барской ораве.

Только кликнул совет — рука, на винтовку ляг! Шагами громи свет! Громче печать — шаг!

Наша родина — мир. Пролетарии всех стран, ваш щит — мы, вооруженный стан.

Где б враг не был, станем под красный флаг. Над нами мира небо. Громче печать — шаг!

Будем, будем везде. В свете частей пять. Пятиконечной звезде — во всех пяти сиять.

Отступит назад враг. Снова России всей рука, на плуг ляг! Снова, свободная, сей!

Отступит врага нога. Пыль, убегая, взовьет. С танка слезь! К станкам!

Назад! К труду. На завод.

Анализ стихотворения Маяковского «Барабанная песня»

Изображая обновляющую, вдохновляющую природу революции, поэт обращается к музыкальному жанру марша. Ориентация на массовость, энергичные побудительные интонации, четкость ритма — достоинства прикладного жанра соответствовали идейным задачам автора, который расценивал собственное творчество как вклад в устройство нового мира. Пламенный оратор, лирический герой «Нашего марша» призывает к бунту, который грандиозным «разливом второго потопа» преобразит планету. Более поздние версии маршей лишены романтического максимализма, концентрируясь на идеях сплоченности, твердости духа, верности долгу и делу.

В заглавии произведения 1923 г. созданного к пятилетней годовщине Красной армии, отсутствуют прямые ссылки на жанровые признаки марша. Эта связь выражена опосредованно, через определение «барабанная», которое поддерживается строгой ритмической структурой текста. Авторское указание «песня» влияет на читательское восприятие: четные четверостишия воспринимаются как припев, оканчивающийся эпифорой о громкости шага.

Лирический субъект определяет адресатов своего поэтического обращения — пролетарии и крестьяне. Первые получают возвышенное наименование «сыны стали», вторые — «дети ржи». И те, и другие намерены защитить завод и пашню от вражеских поползновений.

Формула «наша семья» указывает, что воинское объединение новой республики создано по демократическим принципам и разительно отличается от аналогов, существующих в буржуазных странах. Отношения между бойцами основаны на справедливости, равных возможностях роста. Красная армия управляется «коммуной» и ее представителями, «советом».

Мощь народного войска подчеркивают неологизм «разгремим» и метафора «пуль дождь», освежающая стертый вариант тропа «орудий гром».

Грандиозные планы красноармейцев не ограничиваются защитой родной земли. Воины именуют себя «щитом» для трудящихся, живущих на всех пяти континентах. Оптимистический прогноз, касающийся неизбежности мировой революции, связан с атрибутикой пятиконечной звезды, символа единства пролетариата.

Герой-оратор уверен: врагу суждено быстрое отступление. Победа рабочих и крестьян изображается без лишнего пафоса. Ведущим средством здесь становится метонимия: нога неприятеля, которая «пыль взовьет», служит ироническим признаком поражения буржуазных сил.

Финальная часть, особое значение которой подчеркнуто строфическим рисунком, посвящена возвращению бойцов к свободному мирному труду.

Анализ стихотворения Маяковского «Ты» 1 вариант

В поэме «Люблю», датированной 1922 г., представлена лирическая автобиография Маяковского. Повзрослевший герой, «бездомный», «глазастый» и дерзкий, пугает «дамьё», недалекие представительницы которого сторонятся странного нахала. Непонятый и одинокий, он являет миру распахнутое сердце, громадный «комок» чувств и «стихов молоко». Заветная мечта поэта – избавиться от тяжести эмоционального груза, найти родственную душу и свое счастье.

Восьмая глава поэмы носит незамысловатое название – «Ты». Законченный характер этого эпизода позволяет рассматривать его как самостоятельное произведение. К лирическому субъекту является спасительница – деловитая, энергичная и проницательная. Она сумела увидеть в нагловатом и ершистом верзиле «просто мальчика».

Дальнейшие действия решительной героини продиктованы метафорой, уподобляющей человеческое сердце мячу. Появление детской темы оправдывает и сравнение с игрой, с которой отождествляется «взрослое» высокое чувство.

Женский образ, отважный и категоричный, противопоставлен остальному «дамью», пугливому и пассивному. Прекрасный пол недоуменно взирает на бесстрашную героиню. Шокирующий эффект зрелища выражен при помощи неологизма «вкопалась». Вскоре всеобщее удивление сменяется предположением: чудесную смелость играющей объясняют серьезной профессиональной подготовкой, необходимой укротительнице хищников.

Счастливый влюбленный не обращает внимание на мнение толпы: он «ликует», наслаждаясь новыми ощущениями – радостью, любовью и свободой. Ироничное сравнение с «индейцем свадебным», глагольная пара «скакать» – «прыгать» и безличные конструкции «весело» и «легко» завершают портрет лирического героя, выполненный в мажорных тонах

Среди множества поэтических творений, посвященных Лиле Брик – многоликой и харизматичной музе Маяковского, анализируемый текст выделяется оптимистичным, радужным звучанием. В стихотворении «Лиличка!» представлен противоположный по настроению этап отношений влюбленных – противоречивый, полный размолвок и душевных мучений. Здесь избранница предстает не веселой и жизнерадостной, а жестокой и отчужденной, «сердце в железе». Ей безразлично, что душа поклонника опустошена и выжжена высоким чувством. Из уст героя звучит отчаянная мольба о «последней нежности» предстоящего расставания. Тема любви осложняется мотивами скорого забвения и самоубийства.

Краткая история создания

1914 год — время написания стихотворения — являлся для молодого поэта Владимира Маяковского переломным в плане творчества. Именно в тот период Маяковский начинает отходить от старых литературных традиций и норм, делая выбор в пользу создания стихов «нового поколения», футуристического искусства. Созданию этой баллады предшествовали такие события:

  • В 1912 году состоялось первое публичное выступление поэта перед публикой в артистическом кафе-подвале «Бродячая собака».
  • В 1913 году — выпуск первого сборника стихов Маяковского, кратко озаглавленного «Я», а также последовавший за ним сборник «Нате!», принёсший ему известность.
  • В январе 1914 года поэт принял участие в футуристической олимпиаде. В этом же году он был исключён из училища.

В дореволюционном периоде творчества поэта заметны черты неоромантизма, переосмысления человеческой жизни и судьбы, обращение к библейским мотивам. Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте» показывает существенное отличие этого произведения от уже созданных — в особенности, мягкая доверительная интонация, отсутствие гневного осуждения или обличения пороков общества и людей, а также надежда на будущее.

Этим частично объясняется довольно светлый колорит стихотворения, в котором Маяковский выдвигает на первый план не большевика или рабочего, а человека философа, размышляющего над вечными вопросами.

Средства художественной выразительности

В стихотворении есть как синтаксические средства выразительности, так и лексические.

Открывается текст риторическим восклицанием (синтаксическое средство художественной выразительности): «Послушайте!». Затем — три риторических вопроса:

Завершается текст также риторическим вопросом, образуя кольцевую композицию:

Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»

  • «Послушайте!» является развернутой метафорой путешествия человека к Богу и постижения им ясности существования.
  • Метафоры: «в метелях полуденной пыли», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «звезды зажигают». Метафора «в метелях полуденной пыли» отсылает нас к образу раскаленного, пыльного города или пустыни, где ветер гоняет столбы пыли, словно снежные барханы.
  • Эпитетов немного, но они являют яркие образы: «полуденная пыль», «жилистая рука», «беззвездная мука», «тревожный, но спокойный наружно».
  • Единожды присутствует сравнение звезд с жемчужиной.
  • Помимо прочего, Маяковский применяет прием единоначатия (т.н. анафора): «значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?». Анафора усиливает динамизм, переживания героя, показывает его радость открытия.
  • Помимо анафоры, на динамику действия работают однородные глагольные сказуемые: «врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется…»

Маяковский на редкость избегает излюбленных неологизмов, но выбранная им интонация подчеркивает предназначение стихотворения для чтения на публике.

Стилистические нюансы

Главной стилистической чертой стихотворения, часто оставляющей неизгладимое впечатление у слушателей, является эмоциональная спонтанность, подчёркиваемая сбивчивостью и торопливостью речи

Герой произведения не просто взволнован, он поражён важностью затрагиваемого вопроса и стремится своим чувственным монологом привлечь внимание людей.. Маяковский в произведении умело создаёт ситуацию, в которой лирический герой будто шёл по своим делам и вдруг остановился, оставил свои прежние мысли, поглядел на небо и обратился к прохожим. Причём адресат стиха — люди с отсутствием интереса к подобной философии; им неинтересно думать, «для чего и почему зажигают звёзды», они живут строго по плану, не затрагиваемые мыслями о мироздании

Причём адресат стиха — люди с отсутствием интереса к подобной философии; им неинтересно думать, «для чего и почему зажигают звёзды», они живут строго по плану, не затрагиваемые мыслями о мироздании.

Маяковский в произведении умело создаёт ситуацию, в которой лирический герой будто шёл по своим делам и вдруг остановился, оставил свои прежние мысли, поглядел на небо и обратился к прохожим. Причём адресат стиха — люди с отсутствием интереса к подобной философии; им неинтересно думать, «для чего и почему зажигают звёзды», они живут строго по плану, не затрагиваемые мыслями о мироздании.

Образы и символы

Каждый абзац наполнен образами, раскрывающими определенную тему. В первом четверостишии лирический герой говорит о наступлении ночи: «а чёрным ладоням сбежавшимся окон,/ раздали горящие жёлтые карты». Но в отличие от своих предшественников, Маяковский в  ночи видит не что-то загадочное, мистическое, а только лишь воплощение похоти, разврата.  В первых двух строках создаётся образ игорного домика: «зелёный» символизирует игральную доску. Маяковский затрагивает тему общества, поднимает вечные вопросы (жизнь – это игра).

Во второй строфе изображена обезличенная толпа. Герой не видит людей, перед ним лишь бездушные «бульвары и площади». Они все живут по одним правилам, поэтому любое отклонение в этом обществе будет выглядеть странным. Лирический герой чувствует себя одиноким в такой среде. Выражение «они обручали браслетами ноги» символизирует несвободу его действий, замкнутость.

Третья строфа также посвящена толпе. Лирический герой  называет общество «пестрошерстой быстрой кошкой». По его мнению, у обывателей нет потребностей в духовном развитии, они лишь жаждут развлечений. Эту толпу можно сравнить с людьми, приходящими на выступления самого Маяковского. «Дверями влекомы», они идут ради забавы, а не ради постижения прекрасного.

Последняя строфа начинается с местоимения «я»

Лирический герой обращает все внимание к себе: «зовущие лапы» толпы заставляют его «протиснуть» неискреннюю улыбку. Он одинок в этом мире лжи, притворства

Образ толпы сравнивается с беспощадным, диким зверем. Герой не может найти ничего общего с окружающим миром, вокруг него царит непонимание («хохотали арапы»).

Особенности композиции

Слова и строфы в произведении располагаются типичным для поэта способом — посредством «лесенки», когда слова часто начинают новую строку, приковывая к себе внимание и прибавляя значимости, весомости. В стихотворении «Если звёзды зажигают» Маяковский также использовал неочевидное чередование слогов (называемый белым стихом)

Также у стихотворения имеются следующие особенности:

  • Стихотворный размер — тонический стих (акцентная система).
  • Кольцевая композиция.
  • Часть строф не рифмуется, часть имеют перекрёстную рифму.
  • Жанр произведения — элегическое послание-монолог.
  • Тема стихотворения — размышления о человеческой жизни.
  • Композиционные особенности — монолог-обращение, который можно разделить на 3 части без видимого деления посредством строф.

Смысловые части произведения делятся следующим образом: экспозиция с риторическими вопросами Богу, вмешательство главного героя, а также благодарность Богу за то, что он «зажигает звёзды». Некоторые литературоведы считают, что главной тематикой стиха в первую очередь является не человеческая жизнь и судьба, а искусство (которое в качестве метафор обозначено в виде «звёзд», «плевочков» и «жемчужинок»).

В отличие от простого чтения, гласное произнесение стихов Маяковского позволит лучше усвоить его непривычную для многих ритмику и слог.

История создания

В своих поэмах и стихотворениях Маяковский изображает сильную личность, независимую от мнения окружающих. Его кричащая желтая водолазка, экспрессивные публичные выступления отражали внутренний мир человека огромного масштаба, невиданной энергии и яркой индивидуальности.

Но эксцентричный бунтарь был непревзойденным лириком. Лирический герой стихов Маяковского – этакий неуклюжий романтик, способный забрать любимую с собой «одну, или вдвоем с Парижем». И не только любовное чувство побуждает поэта искренне восторгаться и созерцать. Душевное стихотворение «Послушайте» — история человека, который любознателен к жизни. Он любит ее и искренне удивляется каждым ее проявлением.

Дата написания лирического стихотворения «Послушайте!» — осень 1914 г. На тот момент в России еще не наступила Октябрьская революция. Тогда Владимир Маяковский был одержим футуристическими концептами, провозглашающими пафос светлой будущности. Он выдвигает на первый план личность познающую. Лирическому герою все интересно, все вокруг имеет ценность для построения красивого и яркого будущего. Уже тогда в поэзии Маяковского появлялись богоборческие мотивы. Поэт выдвигает человеческую индивидуальность на первый план, или хотя бы приравнивает к Создателю.

Кому посвящено стихотворение «Послушайте!»? На этот вопрос в своих мемуарах ответила Софья Шамардина, первая возлюбленная поэта, о которой нам известно. «Артистка-футуристка» — так ее называли в богемных кругах. Девушка прославилась своими экстравагантными выступлениями на публике. О своих отношениях с В. Маяковским она написала следующее:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: