Кратко об особенностях творчества поэта
«Чародейкою Зимою…» Тютчева является одним из самых красивых стихотворений в пейзажной лирике. Федор Иванович был тонким ценителем природы, и она была главной темой большинства его произведений. Поэт был основоположником становления в России романтизма.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что он со своим тонким восприятием окружающего мира и впечатлительностью создавал одни из самых ярких творений пейзажной лирики. Стоит также отметить, что восхищение поэта природой можно найти в произведениях различных периодов его творчества. «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит…» было написано им в 1854 году. В этом стихотворении поэт показал зиму не как холодное и суровое время года, но как то время, когда все становится похожим на красивую сказку.
Стихи Тютчева о вере
Наш век
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..».
Он, умирая, сомневался…
Он, умирая, сомневался,
Зловещей думою томим…
Но Бог, недаром, в нем сказался —
Бог верен избранным Своим.
Сто лет прошли в труде и горе —
И вот, мужая с каждым днем,
Родная Речь, уж на просторе,
Поминки празднует по нем.
Уж не опутанная боле,
От прежних уз отрешена —
На всей своей разумной воле
Его приветствует она…
И мы, признательные внуки,
Его всем подвигам благим,
Во имя Правды и Науки
Здесь память вечную гласим.
Да, велико его значенье —
Он, верный Русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье —
Не нас поработил ему —
Как тот борец ветхозаветный,
Который с Силой неземной
Боролся до звезды рассветной —
И устоял в борьбе ночной.
Святая ночь на небеса взошла…
Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел…
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
На самого себя покинут он —
Упразднен ум, и мысль осиротела —
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела…
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь все светлое, живое…
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнает наследье родовое.
Чертог твой, спаситель, я вижу украшен…
Чертог Твой, Спаситель, я вижу украшен,
Но одежд не имею, да вниду в него.
О вещая душа моя!..
О вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так, ты — жилица двух миров,
Твой день — болезненный и страстный,
Твой сон — пророчески-неясный,
Как откровение духов…
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые —
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Пошли, Господь, свою отраду…
Пошли, Господь, свою отраду
Тому, кто в летний жар и зной,
Как бедный нищий, мимо саду,
Бредет по жесткой мостовой;
Кто смотрит вскользь — через ограду —
На тень деревьев, злак долин,
На недоступную прохладу
Роскошных, светлых луговин.
Не для него гостеприимной
Деревья сенью разрослись —
Не для него, как облак дымный,
Фонтан на воздухе повис.
Лазурный грот, как из тумана,
Напрасно взор его манит,
И пыль росистая фонтана
Главы его не осенит…
Пошли, Господь, свою отраду
Тому, кто жизненной тропой,
Как бедный нищий — мимо саду —
Бредет по знойной мостовой.
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
ПОМОЧЬ
Анализ строф
Первая строфа стиха есть один четырехстрочный афоризм, который начинается знаковыми для многих словами:
Далее автор кратко перечислил основные направления сердечной веры – это нетленная краса и нескудеющая сила, хотя разум подсказывает, что это не так, поэтому сие изречение вопрос веры.
В строфе №2 Тютчев утверждает, что неземные цветы (душа) не подвержены земному увяданию, зной солнца не сушит на них росу, они прекрасны, потому что не скованны узами бытия.
Строфа №3 рассуждает о том, что вера не обманет только того, кто ею живет. Нельзя получать неземные блага и вечную красоту души, если вера приходит только как консьержка, по мере необходимости.
Только в этом случае земное цветение сохранится и после, а события жизни, радостные события, перенесутся в вечность и останутся с душой человека навсегда.
Смысл четвертой строфы прост – благодать доступна лишь тем, кто умел не только любить, но и платил за это чувство страданием.
Завершается стих пятой строфой, которая продолжает мотив предыдущего катрена – благодать придет только к тому, кто умел врачевать чужие недуги своим страданием и вытерпел это до конца, не свернув с пути и не отказавшись от веры.
Очень много, конечно, между строк воспоминаний о Денисьевой, которую Тютчев не бросил, когда была открыта тайна их связи и на Елену свалилось общественное осуждение, переходящие в закрытые двери и проклятия.
Анализ стихотворения «Полдень» Тютчева
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река —
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет —
И Сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет.
Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820‑х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник».
Стихотворение «Полдень» входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь «жаркой дремоте».
Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой.
Общность состояния покоя различных природных объектов (реки, облаков) передается в стихотворении с помощью лексемы «лениво»: лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река. Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана. Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.
Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения («полдень дышит», «река лениво катится»), а также с помощью метафоры («полдень дышит») вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.
Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.
Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств: метафоры («дышит полдень»), сравнения («И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет»), эпитетов («полдень мглистый», «тверди пламенной и чистой», «дремота жаркая»), инверсии («катится река», «тают облака», «дышит полдень»), анафоры («Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река»).
Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет «лениво» раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: «лениво тают облака», «лениво дышит полдень», «лениво катится река». Эпитет «полдень мглистый» поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.
Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится).
Стихотворение «Полдень», подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.
Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою Зимою…»
Пейзажная лирика – занимает основное место в творчестве Федора Ивановича Тютчева. Природа – единственная тема, которой этот поэт был верен на протяжении всего творческого пути: у автора можно встретить ранние пейзажные зарисовки, есть у него зрелые стихи о природе, да и заканчивал свой путь Тютчев также подобными стихами, словно в клятве вечной верности матушке-земле.
Из огромного числа пейзажных стихотворений выделяется стихотворение «Чародейкою Зимою», созданное поэтом в 1854 году.
Зима – любимое время года Тютчева. Кажется, он готов бесконечно восхищаться красотой деревьев, укрытых снегом, замерших рек и озер с их блеском, переливающимся н солнце. В данном стихотворении поэт сравнивает зиму с женщиной, которая своими силами может изменить мир до неузнаваемости, сделать его краше.
При помощи правильно подобранных изобразительно-выразительных средств Тютчеву удалось передать тихое состояние зимнего леса, погруженного в спокойный сон. Благодаря идеально сочетающейся метафоре «легкой цепью пуховой» в воображении читателя рисуется образ каждой веточки деревьев этого леса. Мы понимаем, что лесу легко спать под этой белой периной. Кажется, что поэт действительно попал в царство некой Чародейки, в котором все идет по своим законом, все идет своим чередом, никто никуда не спешит.
Тютчев отмечает, что никто не сможет нарушить существующий здесь покой. Только природа вправе изменить картину, когда настанет время
Поэтому автор и уделяет большое внимание игре лучей солнца на ветках, тому, как один блик меняет вид, цвет, блеск, а, следовательно, и восприятие. Природа – художник
В данном стихотворении Тютчев не только говорит о красоте русской зимы, но и о необходимости моментов любования тишиной и природой в жизни человека
Ведь мир бесконечно прекрасен, и человеку достаточно лишь иногда обратить внимание на эту первозданную красоту, чтобы почувствовать невероятный прилив гордости и восхищения
Сочинения по картинам | Сочинения по литературе и на тему
Мир и поэзия
Для Федора Ивановича мир — загадка, а поэзия — это тайна вдвойне. Она греховна, поскольку, по мысли автора, удваивает греховность земли. Загадку можно разгадать, но это надо еще суметь сделать. Реалии у поэта — это эмблемы (то есть однозначно истолковываются), а не символы (многозначные). Хотя следует отметить множественность самого значения. Тютчев предполагает, что сам мир есть загадка, он имеет смысл, значение. Мир кем-то задан. Но кем же? Возьмем стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». Из него видно, что в природе есть смысл. Мир разговаривает с нами, но не все его слышат. Бытие — это Слово, сказанное кем-то для кого-то. А люди не могут понять этого неземного языка и остаются глухонемыми («Природа — сфинкс…», написанное в 1869 году, и др.).
Философская лирика Тютчева кратко была рассмотрена в данной статье. При ее написании были использованы наблюдения Юрия Лотмана — известного литературоведа. Вы можете обратиться к его трудам и дополнить свои знания, отметив и некоторые другие особенности философской лирики Тютчева, в этой статье не рассмотренные. Можно использовать и другие источники для изучения творчества Федора Ивановича, например книгу Ирины Ильиничны Ковтуновой «Очерки по языку русских поэтов», в которой можно найти главу, посвященную творчеству Тютчева. Или же обратиться к изданной еще в 1962 году книге «Жизнь и творчество Тютчева», написанной Кириллом Васильевичем Пигаревым. Мы же постарались хоть и кратко, но по возможности емко осветить заданную тему.
Ранний период творчества
Свои первые несколько стихотворений маленький мальчик написал довольно рано, примерно в 7-8 лет. И если одно из них «Любезному папеньке!», достаточно понятно по своему происхождению, то второе поражает недетской зрелостью.Всесилен я и вместе слаб, Властитель я и вместе раб, Добро иль зло творю — о том не рассуждаю, Я много отдаю, но мало получаю, И в имя же свое собой повелеваю, И если бить хочу кого, То бью себя я самого.
На, без сомнений, одарённого ребёнка большое влияние оказал его учитель Семён Егорович Раич. Педагог сразу распознал у мальчика талант к словесности и сумел развить художественную выразительность. Это он познакомил ребёнка с теорией литературы, с поэзией античных времён. Очень похоже, что «Всесилен я и вместе слаб» — это обработка сочинений немецкого мистика и философа, с образованием сапожника Якоба Беме.
Философия, вложенная в это небольшое произведение, говорит о том, что с юных лет гениальный ребёнок задавался вопросами: что такое человек, зачем он живёт, куда идёт, чего хочет?
Вот несколько небольших стихотворений, написанных юным Тютчевым в 20-е годы. Их биографы аккуратно собрали буквально по крупицам.
Это из альбома, поначалу вызывало сомнения, потому что было подписано инициалами «Ф.Т.»
«Не дай нам духу празднословья»! Итак, от нынешнего дня Ты в силу нашего условья Молитв не требуй от меня.
А это написано на первом листе книги Вольтера.
Пускай от зависти сердца зоилов ноют. Вольтер! Они тебе вреда не нанесут… Питомца своего Пиериды покроют И Дивного во храм бессмертья проведут!
Анализ стихотворения «Чему бы жизнь нас не учила» Тютчева
Произведение «Чему бы жизнь нас не учила» Федора Ивановича Тютчева посвящено Александре Васильевне Плетневой, дружба с которой украсила его поздние годы.
Стихотворение написано осенью 1870 года. Его автору в эту пору исполнилось 67 лет, он заслуженный дипломатический работник, достигший чина тайного советника, признанный поэт и философ. Адресат стихотворения, А. Плетнева, супруга пушкинского друга критика П. Плетнева. Вначале знакомство не переходило через рамки светского, затем переросло в настоящую задушевную дружбу. Скорее всего, сблизило их и горе: они примерно в одно время лишились близких людей: он – Е. Денисьевой, она – мужа. Поэт называл ее своим «нравственным пристанищем». По жанру – религиозная лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Лирический герой здесь выступает от имени человека вообще, через местоимение «нас». Интонация задумчивая, со сдержанной радостью, с единственным восклицанием в середине стихотворения.
Уже с первого четверостишия автор противопоставляет суету, цинизм, практичность вере в чудеса. Она неистребима из сердца человека, слишком много необъяснимого вокруг – надо только уметь замечать. Есть то, что не скудеет, есть то, что вечно нетленно. «Земное увяданье» не властно над теми, кто уже при жизни не от мира сего. Есть «роса», которой не страшен никакой зной материального мира. «Вера не обманет»: начиная с этого четверостишия, поэт усиливает христианский смысл произведения. Если первые строки еще можно воспринимать романтически, отвлеченно, считать, что они относятся к миру мечты, фантазий, то последние строфы явно указывают на христианскую веру как фундамент мироощущения. «Для немногих»: формы внешнего благочестия достаточно распространены, но живут по-евангельски по-прежнему немногие. «Благодать»: милость Бога. Дальше, по сути, пересказываются библейские истины, заповеди. Не зацикливаться на собственном страдании, а утешать других – такой видел цель жизни человека поэт, такой видел он саму А. Плетневу. «Душу за други»: прямая цитата из Священного Писания о жертвенности. Как сказано в Евангелии, спасется только тот, кто вытерпит все до конца, не дрогнет, не пожалеет сам себя, не предаст. Эпитеты: неземных, строгих. Анафора: не все, есть. Инверсия: увядание земное.
В зрелой лирике Ф. Тютчева с особенной силой проявляется его тяготение к христианскому мировоззрению.
Личное восприятие стихотворения
Постоянная ссылка
Вы здесь
Главная»Классика»Русские поэты»Тютчев Фёдор
Анализ стихотворения «Я встретил вас — и всё былое» (Ф. И. Тютчев)
Тютчева можно смело назвать маэстро философской лирики. Его стихотворения глубоко психологичны и метафоричны. Хаос и космос, день и ночь, Вселенная и человек – все это является пищей для размышлений поэта.
Философские раздумья Федора Тютчева об одиночестве, поиске идеала и счастья, гармонии земного и небесного пронизаны грустью. Поэт осознает свою ограниченность и преклоняется перед роковой неизбежностью. Любит изображать в стихах бурю, грозу в природе и человеческой душе. Он создает жемчужины философской лирики, случайного совпадения в этом нет. Философ и мыслитель, Тютчев не мог прожить свою жизнь без такого наследия.
Особенности жизненного пути
За время своей работы автор участвовал во многих миссиях дипломатического плана. Это был Мюнхен, Турин и другие города. За границей Фёдор Иванович прожил более двадцати лет. На протяжении этого времени Тютчев не потерял душевной близости с родиной, постоянно думал о ней и писал стихи. Жизнь в Европе, в Мюнхене дала Фёдору понимание особенной немецкой философии. Он познакомился с Шеллингом, а также дружил с известным на то время немецким поэтом Гейне. Первая известность Тютчева состоялась в 36-м году девятнадцатого столетия. Именно в это время тетрадь с мыслями и записями автора была отправлена в руки Пушкина, прямиком из Германии. Александром Сергеевичем стихотворения были восприняты с восторгом и он сразу же опубликовал шедевры в своем распространенным на то время журнале под названием «Современник».
Признание Фёдора Ивановича как поэта случилось значительно позже. Он получил широкую известность и был главным предметом обсуждений у критиков только тогда, когда вернулся в родные места из заграничной службы. Это были 50-е года. О нем с восхищением говорили и Некрасов, и Тургенев, и Фет, и Чернышевский, которые прочли его первый сборник, вышедший в печать в 54-м.
По возвращении в Россию, в 44-м году он занял должность в качестве цензора и имеет высокий пост в Министерстве по иностранным делам. К концу своей жизни Тютчев сменил место деятельности и работал в Комитете по иностранной цензуре.
«Ты волна моя морская…»
Это стихотворение было написано буквально через несколько месяцев после того, как он познакомился с Еленой Денисьевой, которой позже посвятил целый цикл стихотворений. На протяжении пятнадцати лет Елена Денисьева исполняла роль музы и любимой женщины поэта.
Девушка очень сильно изменилась – она стала мягче, покладистей. Но Федор Иванович продолжал видеть в ней ту самую юную девушку, которая проявила смелость и призналась в своих чувствах женатому мужчине, чем и положила начало их союза.
Федор Иванович влюблен в свою избранницу. Он с интересом наблюдает за ней. Ведь все то, что было для него повседневным и обыденным, юной девушке было впервой. Именно из-за этого она смотрела на все с интересом и восхищением. Её настроение очень часто менялось, но поэт был готов терпеть все это, лишь бы только слышать её нежный шепот.
Федору Ивановичу пришлось так же нелегко, поскольку он разрывался между двумя домами. Многие его знакомые посмеивались над ним. Но он не собирался скрывать свою связь с юной избранницей, чем вызывал определенное негодование со стороны знакомых. Он любил и был любим, поэтому готов был пройти любые испытания.
Тютчев Ф.И. – О, как убийственно мы любим
О, как убийственно мы любим,Как в буйной слепости страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей!Давно ль, гордясь своей победой,Ты говорил: она моя…Год не прошел — спроси и сведай,Что уцелело от нея?Куда ланит девались розы,Улыбка уст и блеск очей?Всё опалили, выжгли слезыГорячей влагою своей.Ты помнишь ли, при вашей встрече,При первой встрече роковой,Ее волшебны взоры, речиИ смех младенческо-живой?И что ж теперь? И где ж всё это?И долговечен ли был сон?Увы, как северное лето,Был мимолетным гостем он!Судьбы ужасным приговоромТвоя любовь для ней была,И незаслуженным позоромНа жизнь ее она легла!Жизнь отреченья, жизнь страданья!В ее душевной глубинеЕй оставались вспоминанья…Но изменили и оне.И на земле ей дико стало,Очарование ушло…Толпа, нахлынув, в грязь втопталаТо, что в душе ее цвело.И что ж от долгого мученья,Как пепл, сберечь ей удалось?Боль злую, боль ожесточенья,Боль без отрады и без слез!О, как убийственно мы любим!Как в буйной слепости страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей!..
Выучить это стихотворение можно с помощью онлайн-платформы «Учим стихи просто»
О, как убийственно мы любим
stihi-prosto.ru
Композиция
Композиционное строение этого стихотворения очень интересно: с одной стороны, Тютчев использует одночастную композицию, описывая одно и то же природное явление на протяжении трех строф. С другой стороны, невозможно не заметить деление внутри этих строф. Каждая из них делится на две части по простому принципу: открывающие строки – это обобщенное описание природного явления, а строки с третьей по пятую используются для детализации описываемого пейзажа.
Таким образом Тютчев показывает, что существует две жизни природы: внешняя, которую могт видеть все, и внутренняя, которую можно лишь угадать. Такой романтический взгляд на окружающий мир проявляется во многих пейзажных произведениях этого автора.
Он также показывает, что изменить что-то в прекрасной картине может только сама природа, более никто на это не способен. Тютчев также доносит до читателя мысль, что место чуду в жизни есть всегда – достаточно только внимательно посмотреть вокруг, чтобы его увидеть.
«Полдень»
Данное произведение было написано в конце 20-х годов, и относится к мюнхенскому периоду. Но в печать оно попало лишь в 1836 году в журнал «Современник». Данный стих относится к дневной лирике поэта, где он воспевает день, рассказывая о его прелестях. Он изображает жаркий летний день, когда все начинает дремать, насытившись раскаленным солнышком. Главным отличием данного произведения является то, насколько автор тонко и емко использует эпитеты. С их помощью он сумел настолько метко и объемно передать все те природные явления, которые его окружали. Ему удается передать всю картину жаркого и знойного летнего дня, что читатель сам начинает представлять яркое солнце, ленивую реку и медленно плывущие облака. Даже воздух начинает ощущаться так, будто находишься рядом с лирическим героем.
Полный анализ стихотворения Ф. Тютчева «Я очи знал, — о, эти очи!..»
Я очи знал, — о, эти очи!
Как я любил их, — знает Бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!
Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье, утомленный
И, как страданье, роковой.
И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слез.
Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества, связанная с женщинами, которых поэт по-настоящему любил. Одной из них является Елена Денисьева, с которой Тютчев, будучи женатым, прожил в гражданском браке 14 лет.
Их роман развивался бурно и закончился громким скандалом, года выяснилось, что девушка из дворянской семьи, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет от поэта ребенка. Но даже позор и разрыв с родственниками, которые лишили Елену Денисьеву наследства, не смогли заставить молодую женщину разорвать порочную связь с Тютчевым. И поэт был ей за это очень благодарен, хотя и понимал, что фактически сломал жизнь своей возлюбленной.
Одно из первых стихотворений “Я очи знал, – о, эти очи!” , которое Федор Тютчев посвятил Елене Денисьевой, было написано примерно в 1851 году, как раз в разгар их романа. Понимая, что обрекает свою избранницу на позор, поэт, тем не менее, не мог совладать со своими чувствами. И не переставал восхищаться
Еленой Денисьевой, которая стала его музой и самым близким другом. “Я очи знал, – о, эти очи! Как я любил их – знает бог!”, – восклицает поэт, в этих простых и коротких фразах выражая всю глубину своих чувств по отношению к избраннице. Однажды Тютчев упомянул о том, что одного лишь взгляда Елены Денисьевой достаточно для того, чтобы он мог забыть обо всем на свете. При этом взор своей возлюбленной он мог читать, как открытую книгу, в которой “такое слышалося горе, такая страсти глубина!”.
Действительно, Елена Денисьева, по воспоминаниям очевидцев, была безумно влюблена в Тютчева. Настолько, что даже смирилась с тем, что ей придется довольствоваться лишь ролью любовницы. Именно поэтому в ее взгляде поэт нередко видел грусть и отчаянье, которые являлись обратной стороной медали этого романа. Понимая, что от Елены Денисьевой отвернулись практически все, Тютчев посчитал своим долгом взять на себя все заботы, связанные с обеспечением молодой женщины и даже дал свою фамилию детям, которые родились у его возлюбленной вне брака. И это была лишь малая доля того, что он мог сделать для той, которая в прямом смысле слова бросила к его ногам всю свою жизнь.
Восхищаясь мужеством своей избранницы, Тютчев буквально боготворил Елену Денисьеву, считая ее эталоном женской красоты. Ее образ, овеянный легкой грустью и роковой страстью, можно встретить во многих стихах, которые впоследствии вошли в “Денисьевский цикл”. Однако лишь в произведении “Я очи знал, – о, эти очи!” автор позволяет себе в полной мере проявить свои чувства и признаться в том, что он испытывает к этой удивительной женщине. В частности, Тютчев отмечает, что ему ни разу не довелось со взглядом возлюбленной “повстречаться без волненья и любоваться им без слез”.
Такое признание, которое под силу сделать далеко не каждому мужчине, наиболее полно отражает отношение поэта к Елене Денисьевой. Ради этой женщины он поставил под угрозу свой вполне благополучный брак и не менее успешную карьеру общественного деятеля. И нисколько об этом не пожалел, так как именно Елена Денисьева смогла окрасить стихи поэта нежностью и страстью, научила его не стесняться своих чувств на собственном примере. Но главное, что осознал Тютчев, заключалось в том, что вопреки законам общества никогда не стоит отказываться от своего счастья. Иначе впоследствии об этом придется сожалеть до конца жизни и казнить себя за то, что она могла сложиться совсем иначе и быть наполненной одним из самых восхитительных чувств, которое зовется любовью.
Вывод филолога
Композиция развивается последовательно – от сердечной веры в чудеса, через сравнение души с неземными цветами до финала – ответа на вопрос, кому снизойдет благодать и сколько за неё надо заплатить в земной жизни.
Средства выразительности:
- Эпитеты (нетленная краса, неземные цветы, полуденный зной).
- Олицетворения (сердце верит, жизнь учила, вера не обманет).
- Метафоры (в искушениях жизни, нескудеющая сила, врачевать страданием).
Стих имеет задумчивую интонацию, в нём нет ярких эмоциональных всплесков, но чувствуется глубина, свойственная и ряду других стихотворений поздней лирики Тютчева.