Уроки по рассказам андрея платонова «корова» и «июльская гроза»

Краткое содержание платонов июльская гроза для читательского дневника

Краткое содержание пьесы «Гроза» по действиям (А.Н. Островский) | Литрекон

Александр Николаевич Островский – великий русский писатель и драматург. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русского театра. Одна из самых главных его пьес – «Гроза» была написана в 1859 году. Персонажи произведения делятся на две группы: самодуры и те, кто им подчиняется.

Самодуры не видят в своем грубом отношении к окружающим ничего зазорного, а, наоборот, считают, что все делают правильно. Из-за этого между героями развивается множество противоречий, которые в конце концов приводят к трагическому исходу событий.

Многомудрый Литрекон составил краткий, но подробный пересказ пьесы по действиям, который поможет Вам вникнуть в сюжет и основные события произведения, изложенного в сокращении.

Действие Первое: Экспозиция

Город Калинов, лето, берег реки Волги. Между часовщиком-самоучкой Кулигиным, конторщиком Дикого Кудряшом и мещанином Шапкиным заходит разговор о природе.

Кулигин очаровывается прекрасным видом, Кудряш же остается равнодушным к природе. Их прерывает купец Савел Прокофьевич Дикой, недалеко от них ругающийся со своим племянником Борисом.

Тема разговора сменилась на обсуждение поведения Дикого.

Входит Савел Прокофьевич с племянником. Он так же продолжает отчитывать Бориса, укорять его в дармоедстве и тунеядстве, после чего уходит.

Покойная бабушка хоть и оставила им наследство, но получить его они могут лишь, если будут уважительно и услужливо относиться к Дикому. Кудряш, долгое время зная Савела Прокофьевича, уверен, что с такими «невыполнимыми» условиями денег Борис в жизни не увидит.

Дикой всегда найдет что-то, к чему можно будет придраться.

Кудряш и Шапкин уходят. Кулигин и Борис продолжают обсуждать самодурство Дикого. Кулигин также упоминает купчиху Кабаниху, говоря, что она самый настоящий тиран.

Тема разговора снова меняется. Кулигин рассказывает о своей мечте – перпетуум-мобиле. Он грезит найти его, но никаких возможностей у него нет.

Борис остается один. Он сетует на угробленную молодость и сокрушается о том, что безрассудно полюбил в замужнюю даму. После уходит. Появляется семейство Кабановых. Кабаниха отчитывает взрослого сына Тихона за непослушание, учит, как ему нужно обращаться с женой Катериной. Вдоволь наругавшись, она уходит домой.

Тихон нападает на супругу с обвинениями, утверждая, что именно она – причина гнева его матери. Его сестра Варвара защищает Катерину, а он идет к Дикому, чтобы пропустить стаканчик другой.

Вариант 2

Читая любое произведение данного автора, читатель не получит успокоения и радости. Все творчество и манера письма Платонова пропитана проблемами человечества, это исчезновение добра в жизни людей, отсутствие веры, одиночество и растерянность сознания.

Освещая такие сложные стороны человеческой жизни, автор сделал свои произведения мрачными, тяжелыми и несущими негативное отношение читателей к героям его работ. Рассмотрим произведение Третий сын, этот рассказ, как и все другие работы писателя, открывают людям правду жизни и существование проблем, о которых многие пытаются не думать.

Этот рассказ читается очень сложно, как все другие работы Платонова, но чтобы узнать лучше о жизни в двадцатом столетии нужно прочесть этот рассказ, он относиться к психологическим произведениям.

Сюжет рассказа в том, что умерла мать и ее сыновья приехали к ней на похороны, этот момент повествует об отношении всех простых людей к смерти. И самое главное в лице шести сыновей, автор представляет все человечество, он показывает как разные люди, совсем с различными чувствами относятся к умершим родственникам и к смерти вообще.

В рассказе видно, что все сыновья скупо переживают потерю своей матери, они уже все взрослые и имеют свои семьи. Только внучка, с которой приехал третий сын, переживает, и говорит дедушке, что все веселятся, разговаривают и кушают, а бабушка умерла.

Все сыновья и отец сидели возле гроба переживали, рыдали, но вскоре разошлись по своим комнатам. И братья, которые давно не виделись, завели задушенные беседы и начали шумно и радостно говорить.

Но вскоре третий сын им напомнил, зачем они приехали в отчий дом, и они опять все приуныли и поутихли. Весь рассказ пронизан печалью, трагизмом и обыденностью человеческой жизни. Ведь многие не задумываются о смерти, а просто живут и радуются жизни.

А смерть приходит внезапно, и в ней нет ничего страшного, это одна из ступеней человеческого существования, так пишет автор. Поэтому этот рассказ относиться к разделу реалистической литературы и носит философский характер.

Кроме того что все сыновья в рассказе по-разному воспринимают смерть, все герои рассказа являются абсолютно неверующими людьми. Поэтому молитва и вера в то, что человек окажется на небесах, им не помогает. Жестоко описано отсутствие веры у людей и даже у священнослужителя.

На все это писатель, в лице третьего сына отвечает всем остальным, что он верит в Бога, учит своих братьев и отца верить, и молиться Господу Богу нашему. В конце рассказа видим, что отец увидел, хорошее отношение сыновей и правильное выполнение всех заповедей. Теперь он спокоен, что после смерти его проведут в последний путь сыновья.

Этим рассказом автор произведения хотел показать людям значение смерти, и то, что жизнь любого человека неминуемо закончиться летальным исходом. Одновременно автор показывает, какие могут быть события, касающиеся этой темы. Это отношения с близкими родственниками, похороны и прочие скорбные мероприятия. И при этом Платонов хотел подготовить каждого человека к этой жестокой и мрачной действительности человеческого существования.

Конспект урока чтения 5 класс А.Платонов «Июльская гроза» 2 часть

Гаврилина Оксана Владимировна учитель КГКОУ ШИ №13 Хабаровского каря

Чтение 5 класс.

А.Платонов «Июльская гроза» 2-я часть

Цель:

Продолжать знакомить учащихся с содержанием рассказа А.Платонова «Июльская гроза».

Задачи:

продолжать развивать умение определять главную мысль в тексте; отрабатывать навык правильного, осознанного чтения.

развивать память в процессе пересказа содержания прочитанного.

формировать мотивацию к чтению.

Ход урока.

Организационный момент.

Введение в тему урока

Как называется раздел, с которым мы сейчас работаем? (на доске читает Н.)

— О каком времени года мы читали произведения на прошлых уроках?

— Назовите произведения о летней природе, прочитанные на предыдущих уроках.

— Сегодня на уроке мы поработаем все вместе, будем работать в парах и подгруппах.

Проверка домашнего задания:

Минутка любознательных.(приложение)

— Пока мы проверяем домашнее задание 2 и 3 группы, 1 группа самостоятельно прочитает тексты, которые им даны, ответит на вопросы по содержанию прочитанного и кратко перескажет свой текст соседу по парте.

— Что было задано на дом 3 подгруппе? (проверка)

— С каким произведением работала вторая подгруппа? (выборочное чтение и пересказ)

— Какое домашнее задание было у первой подгруппы? (озаглавить первую часть и передать содержание)

Расскажите, как автор описывает начало грозы.

Почему Наташа не побежала к дороге по ржи?

Что мы можем сказать о Наташе по этому её поступку?

Чего больше всего хотелось Наташе?

Что она для этого делала?

Как вёл себя Антошка?

Почему Антошка, несмотря на страх, проявлял любопытство?

Как бы вы озаглавили эту часть?

Мотивация. (Релаксационная пауза)

— Сядьте удобно, плечики расправьте, можно лечь на парту и послушайте красивую музыку. Звучит Вивальди «Лето. Гроза».

— Какую картину вы представили, слушая данное произведение?

— Данное музыкальное произведение называется «Лето.Гроза».

Удалось ли композитору передать наступление грозы?

Какими музыкальными средствами он это сделал?

— Сегодня мы будем работать со второй частью произведения Андрея Платонова «Июльская гроза».

Работа по теме урока:

1) Рассматривание репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» слайд

Как автор передал напряженное ожидание грозы?

Какими красками?

Обратите внимание на лица детей. Опишите их

Внимательно рассмотрите, что изображено на заднем плане картины.

Почему автор так тщательно прописал поле и перелесок?

Могли ли дети там спрятаться?

2)Чтение учителем 2-й части рассказа А.Платонова «Июльская гроза»,

стр.56-58слайды — Чтобы вы могли представить картину дальнейших событий более ярко, я буду читать под сопровождение музыки.(Звуки грозы, дождя – «Классика для малышей. Звуки природы»)

Герои и образы

Девятилетняя Наташа хоть и маленькая, но настоящая крестьянская женщина, привыкшая заботиться о других. Она несёт на себе тяжёлого уставшего брата, готова пожертвовать собой, «чтобы он хоть один остался живым». Девочка дважды готова защитить брата от незнакомого деда, собирается даже его ударить, если он вздумает украсть Антошку.

О себе Наташа вовсе не заботится. Она отдаёт свой платок Антошке, потому что, по её мнению, девочек меньше трогают (то есть они представляют меньшую ценность). От бабушки Наташа берёт блин для Антошки и даёт ему во время грозы в утешение, но сама о еде не думает.

Она заботится не только о материальном обеспечении брата. Во время грозы она укрывает Антошку от града, но сама не плачет и не кричит, зная, что брату «не больно и хорошо».

Наташа с любопытством рассматривает мир вокруг себя, который для неё одушевлён, доверяет ему. Рожь для неё грустно шумит, доброту полуденного ветра Наташа чувствует «лицом и всем телом». Когда девочка сама не может справиться с грозой, она поступает, как взрослая: «кричит криком», прося помощи у всего мира. И помощь действительно приходит.

Портрет девочки читатель видит глазами старика. Он умеет сквозь внешнее сразу видеть внутреннее, замечая, что глаза у девочки чуткие и задумчивые, детский рот внимательно открытый и дышащий (то есть живой), щёки полные, светлые волосы обгорели на солнце, их иссушил полевой ветер. Старик сразу делает вывод, что девочка будет хорошей крестьянкой.

Пережившая грозу Наташа как будто переходит в мир взрослых через инициацию (символическую смерть, предшествующую взрослости).

Антошка – четырёхлетний «кормлёный» братец Наташи. Он капризен на правах младшего и мужчины. Пользуясь этими правами, Антошка требует, чтобы сестра спрятала его от бури, и даже называет её полоумной. В отличие от сестры, он не умеет отдавать, а только принимает любовь всего мира.

Антошка ещё очень привязан к матери, именно поэтому он просится домой. Наташа, частично заменяя ему мать, понимает его желание. Антошка прячет голову около её горячей шеи, как он делал у шеи матери. Блин, вытащенный сестрой из-за пазухи в утешение, – замена материнскому вскармливанию.

Антошка в рассказе воплощает чистое детское сознание, в котором всегда есть интерес к страшному: он хочет увидеть грозу, но не умереть.

Когда положение кажется мальчику безнадёжным, он находит «детское» решение – вырыть ямку и жить в ней, к тому же быстро привыкает мучиться и бояться.

Третий по важности герой рассказа – старик. У него бледные, добрые глаза, приглядевшиеся ко всему на свете

Он считает себя счастливым (не болен, сыт), но настоящее счастье переживает, когда помогает детям. Этот поступок – своеобразная жертва: слабосильному старику тяжело нести двух тяжёлых детей, Наташа замечает, как вздуваются жилы у него на шее.

Мужчины в рассказе похожи на детей. Таков дед Наташи, который живёт, надеясь на чудо, лишь бы «было жить интересно и удивительно». Его характер раскрывает описанный глазами Наташи портрет, где дед в молодости сфотографирован с приставленным к голове револьвером. Безответственность – общая черта всех взрослых в рассказе, кроме старика и председателя колхоза Егора Ефимовича, который лишает отца права пригнать племенного бычка.

Женщины в рассказе лучше чувствуют связь с детьми. Например, бабушка радуется сходству с ней Наташи, утешается, что после её смерти, глядя на Наташу, люди будут вспоминать её. Так Платонов реализует свою идею о связи поколений, связи мира взрослых и детей. Идея связи мира людей с природой реализована в художественных особенностях рассказа.

Тема, проблематика

Тема детства особенно важна в творчестве Платонова. Весь мир рассказа описан глазами ребёнка, а ключ к пониманию этого – в фразе «велик мир в детстве». Она настраивает читателя на детское восприятие. И вот уже четырёхлетний Антон кажется тяжёлым, а рожь – высокой и таящей в себе опасности, ведь это точка зрения Наташи.

Противоположна теме детства тема старости и смерти. Она проникает в мысли и слова героев: Наташа боится смерти брата, Антошка – Наташиной, мама успокаивает Наташу: «Успеешь ещё пожить». Смертность угрожает не только людям, но и всей природе: колосья кажутся Наташе уставшими стариками.

Важнейшая проблема рассказа – взаимодействие двух миров (детского и взрослого), проблема непонимания между взрослыми и детьми, которую осознают обычно только дети. Платонов показывает, что отношение к жизни с возрастом меняется. Например, герой-старик считает, что охота жить приходит только в старости, а в молодости «человек живёт без памяти». Одни и те же события пугают детей, но взрослые к ним равнодушны. То, что невозможно ребёнку, оказывается под силу даже самому слабому старику. Встреченный детьми старик легко доносит тяжёлых детей до колхоза, хотя Наташа четырёхлетнего брата нести больше не может.

Близка к предыдущим проблема старости. Старику хочется умереть, чтобы не чувствовать тоски «по молодой, но будущей счастливой жизни». Платонов определяет, что старость делает счастливой жертвенность. Когда старик помогает детям, спасая их от грозы, он выполняет своё жизненное предназначение.

Проблема ответственности – важнейшая для Платонова. В год опубликования рассказа был арестован сын Платонова, писатель чувствовал свою ответственность за его арест. Может быть, поэтому Платонов изображает родных Наташи и Антошки как людей, думающих о деле гораздо больше, чем о детях и внуках: отец занят колхозными делами, дед – рыбалкой, бабушка увлечена блинами, а мать думает о чистой одежде и еде, но не о внутреннем мире дочери и сына.

Сюжет и композиция

Фабула рассказа проста, она заключается в путешествии брата и сестры из родного колхоза «Общая жизнь» за 4 км в деревню Панютино к дедушке и бабушке. Только появившись у бабушки, дети засобирались домой, потому что маленький Антошка затосковал. По дороге домой детей застала гроза, так что они изнемогли в пути. Домой их донёс случайный прохожий, старик, которого они испугались по пути к бабушке.

Рассказ нельзя назвать остросюжетным, если рассматривать события глазами взрослых. Но дети проживают за несколько часов целую жизнь длиною в 4 км, за время которой оба меняются. Их неожиданно понимает председатель колхоза, который обвиняет отца и деда детей в безответственности.

Анализ 2

Андрей Платонович Платонов – это знаменитый писатель, который предпочитал писать именно сказки, о русском народе и его традициях. Довольно часто он также описывал истории обычных солдат, а также детей во время Великой Отечественной войны, как они жили во время этих ужасных событий, и как проходило детство детей. Не смотря, на все ужасы войны, Платонов также описывал обычные истории детей и их родителей. Одним из таких произведений является «Июльская гроза».

В этом рассказе смешана тема природы с детством, и эти две темы довольно важны для Платонова. Это произведение он описывал от лица маленького ребенка, для которого мир огромен и прекрасен, в котором нет, не печали и горести. Именно благодаря таким рассказам, читатель может окунуться в свои воспоминания и вспомнить себя маленьким сорванцом. Например, для маленькой Наташи, которая является старшой сестрой Антона, рожь рядом с домом кажется великой и прекрасной, но, а также довольно опасной, а младший брат для нее неугомонный и тяжелый.

Не смотря, казалось бы на наивность всего рассказа, особенно маленьких детей, даже ту проходит тема старости и смерти. Маленькие дети довольно часто задумываются об этом и не могут приставить как её брат или его сестра, сможет постареть и после умереть. Но после того как маленькая Наташа рассказала маме о таких ужасных снах, она просто ответила, что они еще слишком маленькие чтобы думать об этом у них еще вся жизнь впереди. Но, не смотря, на близких людей, для Наташи даже природа кажется старой и умирающей, например та же «седая» рожь.

Как уже можно было понять главной проблемой этого произведения, является различие между взрослыми и детьми, непониманиями и различными спорами. Нужно понимать, что различия между поколениями понимают большинство маленькие дети, а не старики, прожившие не один десяток. Платонов в рассказе говорит, что со временем у всех людей даже на мелочи меняются взгляды. Например, один из героев, старик, считает, что пока ты молод, у тебя пусто в голове, и ты не понимаешь, что вокруг тебя происходит и только состарившись, начинается другая лучшая жизнь. То, что для многих детей не понятно и от чего им страшно, для взрослого нипочем. То, что дети слабы физически, и это доказывает момент, когда маленькая Наташа уже не может нести на своих руках брата и их довольно легко подхватывает старик и несет до дома.

Но, одновременно не смотря, на убеждения старки, он противоречит самому себе. Он хочет побыстрей дождаться смерти, чтобы перестать грустить о старых счастливых временах, чтобы перестать думать о молодости, когда жизнь не казалась такой тяжкой и жесткой. Платонов говорит, что из-за старости многие люди теряют краски жизни, и начинают ее видеть в темных цветах, и только помогая маленьким детям, они могут почувствовать, что еще кому-то, но нужны.

Анализ 2

Произведение относится по жанровой направленности к лирической прозе писателя и в качестве основной темы рассматривает размышления об истинном жизненном смысле сквозь призму детской психологии, воспринимающей окружающий мир глазами ребенка, а не взрослым сознанием.

Рассказ представляет собой небольшое по формату сочинение, сюжетная линия которого основывается на описании одного эпизода, произошедшего в жизни детей, являющихся родными братом и сестрой.

Главной героиней рассказа является девятилетняя девочка Наташа, отправившаяся в гости к бабушке с младшим четырехлетним братишкой Антошкой. Наташа представляется писателем в качестве ребенка с задумчивым, открытым взглядом и детским, но живым ртом, полными щеками, а также с высушенными и выцветшими под воздействием солнца и ветра русыми волосами. Антошка описывается в рассказе как капризный малыш, требующий к себе повышенного внимания и постоянной заботы.

Дорога к бабушке оказывается для детей непростой, поскольку солнце нещадно палило, а малыш быстро уставал и приходилось Наташе нести его на руках. Кроме того, детям все время чудятся незнакомые звуки и голоса, ощущающиеся злыми и жестокими.

В гостях у бабушки дети пребывают недолго, так как Антошка начинает проситься к матери, и даже не прощаются с бабулей. На обратном пути небо обволакивают грозовые тучи и обрушивается сильная летняя гроза с ураганным ветром. Малыши прячутся в ржаных колосьях, пытаясь дождаться окончания неутихающей грозы. Добраться до дома детям помогает случайно проходящий старик, взявший малышей на руки и отправившийся в их родную деревню.

Отличительной особенностью рассказа является описание природных пейзажей и явлений, которые передают чувства и переживания персонажей произведения. При этом смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении красоты и очарования окружающего мира, проявления людьми человечности, неравнодушия, взаимовыручки, понимания.

Писатель описывает события в виде удивительного знакомства детей с окружающей природой, порой проявляющей опасность и жесткость, а образ незнакомого старика представляется в качестве заботливого, доброго волшебника, проявляющего мудрость и способность исполнять любое желание. Для иллюстрации детского восприятия природных явлений автор применяет средства художественной выразительности в форме олицетворений, позволяющих отразить сознание ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: