Главные герои
Арина Петровна Головлева – богатая помещица, трудолюбивая, властная и решительная женщина.
Владимир Михайлович Головлев – глава семейства, мягкий и безалаберный человек.
Степан – старший сын Головлевых, безответственный шутник, не приспособленный к жизни.
Анна – дочь, опозорившая семью, выйдя замуж без родительского согласия. Мать двух девочек-близняшек – Анниньки и Любиньки.
Порфирий – сын Арины Петровны, подлый и двуличный человек, думающий лишь о собственной выгоде.
Павел – младший сын, замкнутый, нелюдимый человек.
Герои романа
Арина Петровна Головлёва – 60-летняя властная женщина, «одарённая творчеством», то есть воображением. Она ещё бодрая, привыкла жить в своей воле: «Держит она себя грозно, единолично управляет обширным головлёвским имением». Головлёва не дружит с соседями, а от детей требует послушания. Характер у неё «самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый». Никто в семье не может оказать ей противодействие.
Арина Петровна серьёзна и деловита, руководствуется заботами об устройстве семейных дел, но это только «по наружности». К мужу, который называет её «ведьмою» и «чёртом», она равнодушна.
В детях Арина Петровна видела только лишнюю обузу, называла их «постылыми», из экономии держала впроголодь. Они «не затрагивали ни одной струны её внутреннего существа». Она не любила старшего сына и дочь, была равнодушна к младшему и побаивалась среднего. Как оказалось, не зря. Постылым детям мать «выбрасывала куски» наследства и считала свой материнский долг исполненным.
Её муж Владимир Михайлыч Головлёв – «человек легкомысленный и пьяненький». Его безалаберный и озорной характер унаследовал старший сын Степан. Праздная и бездельная жизнь отца семейства близка его детям. Его занятия состояли в пении скворцом, петухом и сочинении «вольных стихов». Жену он ненавидел и боялся, она называла его «ветряной мельницей» и «бесструнной балалайкой». Со временем Головлёв стал пить, развлекался с горничными девками, пока не одичал и не превратился в дряхлого старика.
Старший сын Степан Владимирыч был прозван матерью Стёпкой-балбесом и Стёпкой-озорником. Он был постылым, парией, шутом, таким же проказником, как отец, и его любимцем. Как и мать, Стёпка угадывал слабые стороны людей. Мать частенько грозилась убить его. Постоянное принижение образовало «характер рабский, не знающий чувства меры и лишённый всякой предусмотрительности». Несмотря на то что Стёпка закончил университет, он 4 года не мог никуда утроиться из-за праздности, пока мать не определила его в Москве в надворный суд, где он прослужил 3 года. Проев выброшенный кусок – дом в Москве в 12 тысяч – Степан вернулся в Головлёво, где и умер.
Дочь Аннушку мать отправила в институт, чтобы «сделать из неё дарового домашнего секретаря и бухгалтера». Но дочь сбежала из Головлёва с корнетом Улановым. Повенчавшись без благословения, «как собаки», молодые люди проели выброшенный матерью кусок – 5 тысяч. Осталась деревенька Погорелка в 30 душ. Через 2 года корнет сбежал, а Аннинька через 3 месяца умерла, оставив на попечении бабушки близнецов Анниньку и Любиньку, которых Арина Петровна называла Аннушкиными щенками.
Порфирий Владимирыч имел 3 прозвища, данные старшим братом: Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик. Он ласкался к маменьке и наушничал, ни разу не был матерью уличен в утаивании. Мать никогда не могла понять, он источает яд или сыновнюю почтительность.
Арина Петровна боялась Иудушку, помня пророчество блаженного Порфирия о рождении сына, в котором она усматривала опасность для себя.
Образ Иудушки – новый психологический тип в литературе. Он жестокий, лицемерный предатель. Этот образ наиболее полно раскрыт автором. Во-первых, Порфирий единственный, кроме деградации, переживает перерождение, правда, запоздалое и ни во что не воплотившееся. Этим он напоминает библейского Иуду, который не то чтобы раскаялся, но жить с грузом предательства не мог и повесился.
Младший сын Головлёвых Павел – противоположность среднему – «олицетворение человека, лишённого каких бы то ни было поступков». Он не был склонен к учению, играм или общению. Павел «любил жить особняком, в отчуждении от людей». Повзрослев, он превратился в апатичную и загадочно-угрюмую личность, в человека, лишённого поступков. Его качества (доброта, гостеприимство, ум, честь) никак не проявлялись. Он был угрюмым, боялся матери, хотя и огрызался.
Жизнь при крепостном праве
Первая глава романа «Семейный суд» начинается в середине XIX века, когда крепостное право уже стало изживать себя. Имение Головлевых процветает и расширяет свои границы благодаря умелому руководству хозяйки.
Госпоже Головлевой становится известно, что ее старший сын возвращается домой. Много лет назад он учился в университете, получая скудное содержание от матери. Усердия к учебе он не испытывал и быстро стал шутом у богатеньких студентов. Их подачки позволяли ему не умереть от голода.
Окончив университет, Степан стал работать в департаментах. Он долго слонялся с места на место, пока не разуверился в своих чиновничьих способностях. Мать выбросила ему «кусок» в виде дома в Москве, но он быстро от него избавился, частично проиграв, частично проев. После этого непутевый сын скитался по Москве, выпрашивая деньги у живших там зажиточных головлевских крестьян. Скоро он понял, что жить так больше не может, поэтому отправился обратно в Головлево.
Узнав о продаже московского дома, мать страшно возмутилась. Она собрала сыновей на семейный совет, напоминающий суд. Папенька Владимир Михайлович в суде участвовать отказался, предсказав сыну, что «ведьма его съест». Младший брат Павел заявил, что его все равно никто не послушает. Госпожа Головлева хотела отдать сыну вологодскую деревеньку, но ее отговорил Порфирий Владимирович. Он был уверен, что непутевый сын промотает эту деревню так же, как и дом.
Степан остался под присмотром матери в Головлеве. Его поселили в холодной, темной и грязной конторе, в которой он оставался безвылазно. Из одежды ему выделили старый отцовский халат и туфли. Когда зимой непутевый сын попросил полушубок и сапоги, ему отказали. Кормили его скудно, лишь бы не умер от голода.
Литературное направление и жанр
«Господа Головлёвы» — роман, в котором описана хроника семейства господ Головлёвых, постепенное вымирание рода, то есть формально это жанр семейной хроники
Нельзя не принимать во внимание, что роман вырос из очерков, поэтому ему свойственна документальность и обстоятельность. Роман «Господа Головлёвы» социально-психологический
Социальные причины обусловливают психологическое развитие героев и, наоборот, их поступки являются следствием их психологии. Психология героя раскрывается как раз через поступки, а не через внутренние монологи.
Жанр произведения также определяют как социально-бытовой роман, каковыми обычно бывают романы о семейных отношениях.
Салтыков-Щедрин – писатель-реалист. Сатирические черты, свойственны его творчеству в целом. Излюбленный сатирический приём писателя – гротеск – используется как акцент на недостатках и изъянах описываемого им явления, не искажая пропорций, что свойственно гротеску.
Сочинения
«Господа Головлевы» — роман-хроникаАрина Петровна и ее сыновья (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)«До какой низости может дойти человек…» (по роману «Господа Головлевы»)Анализ эпизода смерти Иудушки Головлева в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»Арина Петровна Головлева — деспот или жертва сложившихся обстоятельств?Жизненный путь ИудушкиИстория «выморочной семейки» в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»Какие «семейные итоги» подводи М. Е. Салтыков-Щедрин своим романом «Господа Головлевы»?Композиция романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа ГоловлевыМать и сын в романе М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».Порок под личиной добродетели (По роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)Проблема омертвления человеческой души в произведениях русских писателей XIX столетия (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин)Роман М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» — суровый приговор крепостничествуРоман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» — суровый приговор крепостничествуСатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе «Господа Головлевы»Тема семьи (антисемьи) в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».Тема семьи в одном из произведений русской литературы (по роману М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)Тема семьи в романе «Господа Головлевы»Что делает Иудушку Головлева «вечным типом»? (пороману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».)Абсолютная вершина Щедрина в искусстве его беспощадного реализма – роман «Господа Головлёвы»Читая роман М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»Структура образа Иудушки ГоловлеваРазбор романа Господа «Головлевы» – художественный анализЧто делает Иудушку Головлева «вечным типом»?Арина Петровна Головлева – деспот или жертва сложившихся обстоятельств 2До какой низости может дойти человек.Мать и сын в романеАрина Петровна Гоголева в «Господах Гоголевых» М.Е. Салтыков — ЩедринНравственное убожество героев в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»Сочинение с обзором сюжета по роману «Господа Головлевы»Образ Иудушки — олицетворение хищничества, жадностиХарактеристика образа Арины Петровны в романе «Господа Головлевы»Действие «Господ Головлевых»Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романеКомпозиция и сюжет романаОБЛИЧЕНИЕ КРЕПОСТНИЧЕСТВА В РОМАНЕ «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ»Чему нас учить образ Иудушки Головлева в романе «Господа Головлевы»Краткое содержание романа «Господа Головлевы»Герой романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»Арина Петровна и ее сыновьяГерои и сюжеты сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина«Мысль семейная» в усадьбе ГоловлевыхСемейные итоги в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»Сочинение по роману «Господа Головлевы»Описание образа Иудушки в романе «Господа Головлевы»Сравнение образов Арины Петровны и Иудушки в романе «Господа Головлевы»Какие «семейные итоги» подводит М. Е. Салтыков-Щедрин своим романомЗамечательный роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»Сочинение Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» как попытка создания «семейного» романаПорок под личиной добродетели в романе «Господа Головлевы»Деспотическая власть Арины ПетровныОснова романа хроники Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»Духовный распад помещичьего класса в романе «Господа Головлевы»Арина Петровна Головлева — деспот или жертва сложившихся обстоятельств 1Композиция романаТема семьи в одном из произведений русской литературыКакие «семейные итоги» подводитМ. Е. Салтыков-Щедрин своим романом «Господа Головлевы»История семейства ГоловлевыхХарактеристика Иудушки в романе «Господа Головлевы»Значение образа Арины Петровны Головлевой в романе «Господа Головлевы»Роман Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы» — суровый приговор крепостничествуОбраз Порфирия Головлева«История умертвий» Иудушки ГоловлеваНравственное убожество героев в романе «Господа Головлевы»Тип пустослова Иудушки Головлева в романе «Господа Головлевы»
Глава 2: Пастор Гречка и история родословной
В этой главе Господин Головлев узнает, что его предки были казаками и начинает интересоваться своей родословной. По совету знакомого, он обращается к пастору Гречке, чтобы узнать больше о своих предках.
Пастор Гречка рассказывает Господину Головлеву об истории рода Головлевых и о том, как его предки приехали на эти земли со степей, преследуемые казачьим войском. Он также подробно рассказывает о каждом из предков Господина Головлева и их участии в различных событиях России.
Господин Головлев удивлен тем, что его род представляет собой смесь разных этнических групп и национальностей. Пастор Гречка убеждает его, что это делает их род еще более интересным и значимым в истории России.
- Пастор Гречка помогает Господину Головлеву узнать больше о его предках.
- История рода Головлевых представляет собой смесь разных этнических групп.
- Господин Головлев узнает о ключевых событиях в истории своих предков.
- Пастор Гречка убеждает Господина Головлева, что смешение разных национальностей делает их род еще более интересным и значимым.
Тема
Анализ «Господ Головлёвых» следует начинать с характеристики основной проблемы.
В произведении можно выделить две основные темы – жизнь накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте широкой историко-культурной темы развивается вечная моральная проблема – физическое и духовное разрушение человека. Обе они были актуальны в русской литературе второй половины ХIX века и до сих пор подталкивают читателя к важным выводам.
В центре романа семья помещиков Головлёвых. С её членами мы знакомимся в части, описывающей семейный суд. С первых глав читатель узнаёт, что глава этого семейства Арина Петровна. Её муж был несерьёзным, даже в солидном возрасте не смог избавиться от ребячества. Таким образом, забота об усадьбе легла на плечи женщины. И главным для Арины Петровны было жажда наживы, а не семейные ценности. У Головлевых было четверо детей: Степан, Порфирий, Павел и Анна. Между собой они не дружили: не прививалась в семье любовь и дружба, каждый переживал, кому достанется наследство.
Души Головлёвых-младших были развращены богатством, жадностью, тягой к алкоголю и глупым развлечениям. Из-за этого ни один из героев не узнал, что такое счастье. Читатель наблюдает, как сначала разрушаются души Головлёвых, а потом наступает гибель физическая. На судьбу братьев и сестры достаточно сильно повлияло воспитание. Головлевых-старших жизнь тоже не жаловала. В сюжетных линиях героев постепенно формируется проблематика произведения.
Содержание произведения дает понять, что смысл названия «Господа Головлёвы» иронический. Автор высмеивает несоответствие оболочки помещичьих семей и того, что видим внутри.
Расчет
Читатель узнает: Любинька покинула сцену. Стала жить с любовником и вечерами петь на гитаре полуголой для его компании. Аннинька перестала с ней общаться. Девушка не находит для себя роли. Ей везде отказывают. Деньги кончаются. Анна отказывается быть любовницей. Ее приезжает уговаривать даже сестра. Аннинька соглашается и сразу ей возвращают прежний оклад, роли. Вскоре любовников девушек засудили и посадили. Сами сестры лишились всех сбережений. На суде обсуждаются даже интимные подробности. Жизнь девушек пошла под откос. Начали ездить с кавалерами по гостиницам за установленную цену. Любинька покончила жизнь самоубийством – отравилась настоем фосфорных спичек. Аннинька испугалась пить второй стакан.
Девушка возвращается к дяде. Жалкая, некрасивая, больная – с сильным кашлем она бродит по дому. Ей остается только вспоминать прошлое. Девушка начинает пить. Иудушка присоединяется к ней.
Порфирий понимает, как много зла причинил семье. Но уже не у кого просить прощения. Иудушка умер по дороге на могилу к Арине Петровне. Вскоре скончалась и племянница. И только дальняя родственница семьи Надежда Ивановна следила за их событиями. Она осталась единственной наследницей всего головлевского имущества.
Темы, затронутые в книге
Основной тематикой романа является постепенное угасание, вырождение, поэтапный упадок дворянского семейства, распад родственных связей в целом. Ключевой мыслью произведения выступают причины такого вырождения: праздный образ жизни, бездеятельность, пустословие, дефицит любви между близкими людьми, отсутствие духовности.
Для романа характерно переплетение морально-этических проблем с социальными проблемами. Вопрос распада «дворянского гнезда» был самым важным в то время, но впервые был показан так сатирически, без всяких сожалений и симпатий. Семейство Головлевых угасает не от нищеты, а от духовной деградации ее членов. Автор в своем произведении рассматривает проблемы, приводящие к полному вырождению:
- В первую очередь, это наследственный характер, повторение пороков и отрицательных черт в детях, внуках — Иудушка изображен еще лицемернее матери, а братья показаны более безвольными, чем отец.
- Во-вторых, сам образ жизни членов семьи, где господствуют праздность, отсутствие какой-либо умственной или физической деятельности, пьянство, недостаток общения, однообразное питание.
- Страсть накопительства, характерная для Арины Головлевой, которая стала очередной причиной вырождения семьи, т. к. оборачивалась только неприятностями для ее детей.
Угасание рода
Не выдержав нищеты и одиночества, Арина Петровна возвращается в Головлево. Теперь в некогда цветущем имении остались лишь Порфирий Владимирович, его мать и экономка Евпраксеюшка, которую Иудушка взял для «недозволенного утешения».
К этому времени старший сын головлевского барина Владимир покончил собой. До самоубийства его довел отец, отказавшийся после его женитьбы давать деньги на содержание семьи. Младший сын Иудушки Петр служит в офицерах.
Порфирий Владимирович не вспоминает о детях, он проводит время в пустых делах и разговорах. Впрочем, при мыслях о детях и племяннице он испытывает некоторое беспокойство, но пребывает в уверенности, что ничто не сможет помешать его бессмысленному времяпрепровождению.
Это случается, когда приезжает домой Петр. Молодой человек, отличавшийся легкомыслием, проиграл казенные деньги. Он умоляет отца возместить недостачу и спасти его от каторги и бесчестия. Но Иудушка отказался дать ему денег, и Арина Петровна прокляла сына. Петеньку сослали в Сибирь, где он и умер по дороге на каторгу.
Вскоре заболела и умерла госпожа Головлева. После ее смерти сознание Порфирия Владимировича окончательно погрузилось в сумерки. На его долю достались лишь «недозволенные радости» с Евпраксеюшкой. Приезд Анниньки пробудил в его душе проблеск человеческого чувства, но он быстро угас. «Племяннушка» скоро уехала, предпочтя участь провинциальной актрисы жизни в Головлеве.
Тема, основная мысль и проблематика
Тема романа – постепенная деградация, распад и умирание дворянской семьи, разрыв семейных уз. Основная мысль связана с причинами и путями этой деградации: в семье царят отсутствие любви, бездуховность, праздность, отсутствие интеллектуальной деятельности, заменяемое пустословием, невозможность и бесполезность какого бы то ни было труда.
Морально-этические проблемы в романе переплетаются с социальными. Проблема гибели «дворянских гнёзд» была актуальна для русской литературы, но впервые освещалась сатирически, без сочувствия и сожаления. Головлёвская семья гибнет не потому, что обеднела, а потому, что члены её деградировали, духовно оскудели.
Салтыков-Щедрин исследует проблемы, которые приводят к деградации. Во-первых, Это проблемы наследственные: дети и внуки Головлёвых повторяют недостатки родителей, в детях пороки даже усиливаются. Например, Иудушка ещё более подлый и лицемерный, ещё больший стяжатель, чем мать. А его старший и младший брат ещё более безвольные, чем отец. Другая проблема — способствующий деградации образ жизни Головлёвых. Пьянство и праздность, отсутствие мыслей и деятельности, скудное питание и ограничение общения – всё это сводит в могилу каждого из членов семьи. В основе всех неприятностей детей Головлёвых лежит страсть Арины Головлёвой к накопительству. У неё есть определённый талант: она удесятеряет первоначальный капитал. Но борьба за деньги и становится причиной вымирания.
О произведении
Социально-психологический роман «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина посвящен трем поколениям помещичьего семейства. Изначально автор не планировал написание романа: в течение нескольких лет он публиковал небольшие рассказы, которые позже легли в его основу. В виде отдельной книги роман был напечатан в 1880 году.
Для лучшей подготовки к уроку литературы, а также для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Семьи Головлевых» по главам.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Прочие главы
Главы произведения можно рассматривать в виде таблицы, где напротив каждой из них можно прописать основные события и мысли, которые хотел бы донести автор. Часть под названием «Племяннушка» омрачена смертью самой Арины Петровны Головлевой. На Погорелку в итоге претендуют ее внучки Аннинька и Любинька, уехавшие с мечтой стать актрисами. Когда Аннинька приезжает для оформления наследства, ей приходится столкнуться с приставаниями дядюшки, из-за чего она обещает больше не возвращаться сюда.
Хотя глава «Недозволенные семейные радости» не сталкивает читателя со смертью, но сын Арины Петровны Иудушка фактически обрекает на нищенское существование и смерть незаконнорожденного сынишку Володеньку, которого родила от него экономка. Порфирий заботится только о сумме для сдачи ребенка в детский дом.
Глава «Выморочный» описывает, как Иудушка начинает терять облик человека. Из-за того, как он поступил с их ребенком, экономка Евпраксеюшка перестает проявлять заботу о своем барине, гуляет с кучером и конторщиком. Если сделать краткий обзор этого эпизода, напрашивается вывод, что неправильное отношение к жизни приводит к моральному разложению героев. Порфирий Головлев в этой главе:
- начинает жить в мире фантазий и грез;
- мечтает о мнимом богатстве;
- хочет мстить всем подряд.
Глава «Расчет» повествует сразу о двух смертях: внучки Любиньки и самого Порфирия. В Головлево приезжает хворая Аннинька. Она делится печальной историей, как Любинька связалась с земским служащим Люлькиным, который украл деньги и застрелился от безысходности. Также она рассказывает, как она сама связалась с его сообщником купеческого происхождения, высланным в Сибирь. Бедные сестры в итоге пытались отравиться от горя, Любиньке удалось свершить задуманное, а Аннинька не смогла.
Адаптации[править]
- Чёрно-белый фильм «Иудушка Головлёв» 1933 г.
- Телеспектакль «Господа Головлёвы» 1978 г.
- Фильм «Господа Головлёвы» 2010 г.
- Спектакль Серебренникова «Господа Головлёвы» 2012 г., с Кравченко и Мироновым.
- Спектакль театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова «Господа Г…» (с 2005)
Классика школьной программы |
|
Денис Фонвизин | Недоросль |
Александр Грибоедов | Горе от ума |
Александр Пушкин | Евгений Онегин • Капитанская дочка • Руслан и Людмила • Сказки |
Михаил Лермонтов | Герой нашего времени |
Иван Гончаров | Обломов |
Николай Гоголь | Вечера на хуторе близ Диканьки • Тарас Бульба • Ревизор • Мёртвые души |
Иван Тургенев | Записки охотника • Отцы и дети |
Александр Островский | Бесприданница • Гроза |
Николай Некрасов | Кому на Руси жить хорошо |
Фёдор Достоевский | Белые ночи • Бесы • Братья Карамазовы • Идиот • Преступление и наказание |
Михаил Салтыков-Щедрин | Господа Головлёвы • История одного города |
Лев Толстой | Анна Каренина • Война и мир |
Антон Чехов | Каштанка • Вишнёвый сад • Человек в футляре |
Максим Горький | Детство — В людях — Мои университеты • Старуха Изергиль • На дне |
Евгений Замятин | |
Михаил Шолохов | Тихий Дон • Поднятая целина |
Михаил Булгаков | Собачье сердце • Мастер и Маргарита |
Андрей Платонов | Котлован |
Александр Твардовский | Василий Тёркин |
Александр Солженицын | Один день Ивана Денисовича |
И что в итоге?
Арина Петровна Головлёва – после ссоры с Иудушукой закрывается от мира в своей комнате, спустя месяц умирает, вероятно от истощения.Владимир Михайлович Головлёв – умирает около 1861 года, во время отмены крепостного права.
Степан – спивается и умирает в усадьбе Головлёвых.
Анна – умирает в молодом возрасте, примерно в 20–25 лет.
Порфирий (Иудушка) – осознав, что плохо обращался с матерью, идёт холодной ночью на её могилу и умирает по дороге, замёрзнув.
Павел – спивается и умирает, как его брат Степан.
Аннинька – возвратившись в деревню, пристрастилась к спиртному; умирает от горячки.
Любинька — спивается, заканчивает жизнь самоубийством.
Петенька — сослан в Сибирь, по пути туда заболевает и умирает.
Володенька – оказавшись в нищете, заканчивает жизнь самоубийством в возрасте не старше 22 лет.
Глава 3. Семейные итоги
Хозяйство в деревеньке мелкое, но у Арины Петровны и на него нет сил. Ей впервые кажется, что она – «лишний рот», приживалка (нахлебница), живая «развалина». Она отпускает рвущихся на волю «из постылой Погорелки» девушек. Старуха, страдающая бессонницей, размечталась о добротном Головлево. И стала ездить туда в гости. Ела, пила, играла в карты, шутила над экономкой Евпраксеюшкой, с которой жил вдовец-«греховодник» Иудушка.
Сам он за прошедшие 5 лет «полинял и потускнел», но все также «лжет и пустословит». «Мы, русские» часто в семье растем, «как крапива у забора». Вот и Иудушка вырос не лицемером во французском вкусе, а простым «пакостником». Весь его день посвящен пустякам, а с виду – барин в делах. Что творится в мире он не знал. Только «калякал» с маменькой о старине, сладко кушал и уверял, что они недаром дворяне: это милость Бога.
Сиротки сообщили письмецом, что кочуют с харьковским театром, денег и своих хватает. Аннинька – актриса в «Периколе», Любинька – в «Анютиных глазках». Порфирий живо «петлю накидывает»: надо бы у этих вертихвосток Погорелку отобрать. Пока калякали – вдруг приехал Петенька, 25-летний офицер.
Володеньки уже нет на свете: покончил с собой из-за нищеты. Он женился без спросу – Порфирий бросил давать деньги. Два года ждал Володенька помощи от отца – и однажды застрелился. А теперь вот Петенька растратил казенных 3 тысячи. Он знает, что отец подаст ему камень вместо хлеба (фраза об отце из Библии). Так и вышло. Петенька заплакал, назвал его «убийцей», а Арина Петровна крикнула Иудушке: «Проклинаю!»