Сорокоуст (А. Мариенгофу)
Трубит, трубит погибельный рог!Как же быть, как же быть теперь намНа измызганных ляжках дорог?Вы, любители песенных блох,Не хотите ль пососать у мерина?Полно кротостью мордищ праздниться,Любо ль, не любо ль, знай бери.Хорошо, когда сумерки дразнятсяИ всыпают вам в толстые задницыОкровавленный веник зари.Скоро заморозь известью выбелитТот поселок и эти луга.Никуда вам не скрыться от гибели,Никуда не уйти от врага.Вот он, вот он с железным брюхом,Тянет к глоткам равнин пятерню,Водит старая мельница ухом,Навострив мукомольный нюх.И дворовый молчальник бык,Что весь мозг свой на телок пролил,Вытирая о прясло язык,Почуял беду над полем.2Ах, не с того ли за селомТак плачет жалостно гармоника:Таля-ля-ля, тили-ли-гомВисит над белым подоконником.И желтый ветер осенницыНе потому ль, синь рябью тронув,Как будто бы с коней скребницей,Очесывает листья с кленов.Идет, идет он, страшный вестник,Пятой громоздкой чащи ломит.И все сильней тоскуют песниПод лягушиный писк в соломе.О, электрический восход,Ремней и труб глухая хватка,Се изб древенчатый животТрясет стальная лихорадка!3Видели ли вы,Как бежит по степям,В туманах озерных кроясь,Железной ноздрей храпя,На лапах чугунных поезд?А за нимПо большой траве,Как на празднике отчаянных гонок,Тонкие ноги закидывая к голове,Скачет красногривый жеребенок?Милый, милый, смешной дуралей,Ну куда он, куда он гонится?Неужель он не знает, что живых конейПобедила стальная конница?Неужель он не знает, что в полях бессиянныхТой поры не вернет его бег,Когда пару красивых степных россиянокОтдавал за коня печенег?По-иному судьба на торгах перекрасилаНаш разбуженный скрежетом плес,И за тысчи пудов конской кожи и мясаПокупают теперь паровоз.4Черт бы взял тебя, скверный гость!Наша песня с тобой не сживется.Жаль, что в детстве тебя не пришлосьУтопить, как ведро в колодце.Хорошо им стоять и смотреть,Красить рты в жестяных поцелуях,—Только мне, как псаломщику, петьНад родимой страной “аллилуйя”.Оттого-то в сентябрьскую скленьНа сухой и холодный суглинок,Головой размозжась о плетень,Облилась кровью ягод рябина.Оттого-то вросла тужильВ переборы тальянки звонкой.И соломой пропахший мужикЗахлебнулся лихой самогонкой.
Сыпь, гармоника. Скука… Скука…
Сыпь, гармоника. Скука… Скука…Гармонист пальцы льет волной.Пей со мною, паршивая сука,Пей со мной.Излюбили тебя, измызгали —Невтерпеж.Что ж ты смотришь так синими брызгами?Иль в морду хошь?В огород бы тебя на чучело,Пугать ворон.До печенок меня замучилаСо всех сторон.Сыпь, гармоника. Сыпь, моя частая.Пей, выдра, пей.Мне бы лучше вон ту, сисястую, —Она глупей.Я средь женщин тебя не первую…Немало вас,Но с такой вот, как ты, со стервоюЛишь в первый раз.Чем вольнее, тем звонче,То здесь, то там.Я с собой не покончу,Иди к чертям.К вашей своре собачьейПора простыть.Дорогая, я плачу,Прости… прости…
Анализ стихотворения
Вот что нашлось на YouTube по этому запросу
Не гляди на меня с упрёком — Сергей Есенин (читает Александр Злищев) #есенин
Сергей Есенин — Не гляди на меня с упрёком
Ничего не понимаю в стихах 49.63%
Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.3%
Нет времени, нужно другим заниматься 30.06%
Сергей Есенин Задымился вечер, дремлет кот на брусе
Задымился вечер, дремлет кот на брусе, Кто-то помолился: «Господи Исусе».Полыхают зори, курятся туманы, Над резным окошком занавес багряный.Вьются паутины с …
Сергей Есенин Пушистый звон и руга
Пушистый звон и руга, И камень под крестом. Стегает злая вьюга Расщелканным кнутом.Шаманит лес-кудесник Про черную судьбу. Лежишь ты, мой …
Сергей Есенин Слушай, поганое сердце
Сергей Есенин Форма (Своё, Народная)
Сергей Есенин Сторона ль моя, сторонка
Сторона ль моя, сторонка, Горевая полоса. Только лес, да посолонка, Да заречная коса…Чахнет старая церквушка, В облака закинув крест. И …
Сергей Есенин О родина
О родина, о новый С златою крышей кров, Труби, мычи коровой, Реви телком громов.Брожу по синим селам, Такая благодать. Отчаянный, …
Сергей Есенин Я последний поэт деревни
МариенгофуЯ последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез.Догорит золотистым пламенем Из телесного …
Сергей Есенин О верю, верю, счастье есть
О верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть. О верю, верю, счастье …
Сергей Есенин Ночь (Усталый день склонился к ночи)
Усталый день склонился к ночи, Затихла шумная волна, Погасло солнце, и над миром Плывет задумчиво луна. Долина тихая внимает Журчанью …
Сергей Есенин Ты ушла и ко мне не вернешься
Федор Тютчев Князю Вяземскому (Есть телеграф за неименьем ног)
Клара Арсенева В тумане дни короче
Алексей Фатьянов Песня водолаза
Анна Ахматова Нам встречи нет. Мы в разных станах
Нина Воронель Покорение Тайги
Михаил Анчаров Баллада о мечтах
Василий Кубанёв Идут в наступление строки
Стихоплет, довольствующийся поэзии задами, Копающийся в мусоре древних куч, Как куренок дождя, страшится заданий И …
Федор Сологуб Тихий свет отбросив вверх, на потолок
Николай Карамзин К Эмилии
Сергей Есенин О красном вечере задумалась дорога
О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш …
Стихотворение С.Л.Есенина «Несказанное, синее, нежное. » (Восприятие, истолкование, оценка.)
Умудренный. Такой, словно бы ему сто с лишним лет. Старец с серебряной бородой — тридцатилетний Есенин. Сердце его спокойно и ровно бьется, ни всплеска, ни шороха — гладь. Море после отбушевавшего шторма. Таким предстает Сергей Есенин в этом стихотворении. Прекрасны выразительные образы стиха. Прошедшую свою жизнь он сравнивает с оголтелой тройкой коней:
Напылили кругом. Накопытили. И пропали под дьявольский свист. А теперь вот в лесной обители Даже слышно, как падает лист.
И теперь, когда все стихло, он так же чуток ко всему, так же внимателен, но без юношеской горячности, «все спокойно впивает грудь». Конечно, он по-прежнему молодой и пылкий человек, но на новом витке своей жизни, попутешествовав за границей, взглянув на многое по-новому, он воспринимает жизнь более глубоко. Это стихотворение — разговор поэта со своей душой. Он постоянно обращается к ней как к собеседнице:
Стой, душа, мы с тобой проехали Через бурный положенный путь.
Поэт обращается внутрь себя, завершая определенный этап своей жизни. Он подводит итоги, оценивает прошлые поступки, свои и чужие. Такие моменты обязательно происходят в жизни каждого человека. Это могут быть минуты или годы, но самое верное — обратиться в это время внутрь себя, поговорить со своей душой. Такие личности, как Есенин, способны выразить этот внутренний диалог в красивейших образах, передать все оттенки своей внутренней жизни. Здесь он довольно светло отзывается о прожитом, «отпускает грехи» себе, другим, своей стране:
И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине.
Но мелькает и сожаление о беззаботно растраченной юности. Хотя тут же он отмахивается, оправдывает свои разгульные годы, и уже без сожаления:
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь, Так же гнется, как в поле трава. Эх ты, молодость, буйная молодость, Золотая сорвиголова!
О чем горевать тому, чья «душа — поле безбрежное — дышит запахом меда и роз»? Душа его навсегда запечатлела в себе деревенское детство, наполненное чистотой природы. Чистота сохранилась в ней и после жизненных передряг. Она стала еще прозрачнее, как воздух после сильного грозового дождя.
Я утих. Годы сделали дело, Но того, что прошло, не кляну. Словно тройка коней оголтелая Прокатилась во всю страну.
Пора бы. «Москва кабацкая» хоть и принесла ему славу, но не такую, о какой мечтают поэты. Его стихи становятся философичнее, «взрослее», в них не простое смакование собственных чувств, а настоящий анализ событий:
Разберемся во всем, что видели, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине.
Рассуждая о переменах, произошедших в России, поэт виновато оценивает и свои поступки:
Принимаю, что было и не было, Только жаль на тридцатом году — Слишком мало я в юности требовал, Забываясь в кабацком чаду.
Впрочем, молодость есть молодость. Жаль, конечно, потерянного времени, но творческие силы еще не на излете. Честность и доброта Есенина, его нежелание следовать политической конъюнктуре помогли ему стать поистине народным поэтом, стихи которого кажутся и сейчас такими же современными и своевременными, как и при его жизни. Есенинские стихи не только читают и рассказывают наизусть, многие из них стали народными песнями, их поют повсеместно. Слыша их, каждый раз поражаешься тому заряду доброты, который они дарят людям; эти стихи учат нас любить людей и родину, несут светлую красоту, которой так не хватает нам сегодня.
3336
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Полный текст
Не гляди на меня с упреком,Я презренья к тебе не таю,Но люблю я твой взор с поволокойИ лукавую кротость твою.
Да, ты кажешься мне распростертой,И, пожалуй, увидеть я рад,Как лиса, притворившись мертвой,Ловит воронов и воронят.
Ну, и что же, лови, я не струшу.Только как бы твой пыл не погас?На мою охладевшую душуНатыкались такие не раз.
Не тебя я люблю, дорогая,Ты лишь отзвук, лишь только тень.Мне в лице твоем снится другая,У которой глаза — голубень.
Пусть она и не выглядит кроткойИ, пожалуй, на вид холодна,Но она величавой походкойВсколыхнула мне душу до дна.
Вот такую едва ль отуманишь,И не хочешь пойти, да пойдешь,Ну, а ты даже в сердце не вранишьНапоенную ласкою ложь.
Но и все же, тебя презирая,Я смущенно откроюсь навек:Если б не было ада и рая,Их бы выдумал сам человек.
1925 год.
Стихотворение «Не гляди на меня с упреком», написано Сергеем Есениным 1 декабря 1925 года, в последний месяц жизни, поэтому требует пристального внимания и детального анализа.
В этот момент поэт находится в психиатрической больнице, истинную причину попадания в которую уже не узнать. Есть две версии и обе заслуживают внимания – первая: автор Черного человека прятался в психушке от цепких рук НКВД, вторая: психическое состояние Сергея Александровича в последние месяцы жизни, и правда, подорвалось по причине сильной страсти к алкоголю и постоянного напряжения.
Отметим, кстати, что в «психушке» Есенин написал ни одно достойное стихотворение. Так, в стенах клиники I-го московского университета написан стих «Какая ночь. Я не могу», один из любимых для автора этого анализа, с прекрасной песней на слова.