Жанровое своеобразие
Знакомясь с грандиозным произведением, читатель замечает, что автор дал поэме свой собственный заголовок «Книга про бойца», определив для себя главное — принадлежность к военной литературе из первых рук. Тем самым Александр Твардовский определил жанровую природу своего творения. Твардовский чувствовал полноценную свободу в создании произведения. Так, поэт не упомянул ни слова о прошлом главного героя. Он также и не рассказал, как закончится его жизненный путь. Ведь на войне о прошлом и будущем думать некогда. Солдат лишается индивидуальности и становится частью общей судьбы, частью глобальной истории.
Поэму составляют очень разнородные по своему содержанию главы. Так, в одних из них описываются воспоминания, в других — размышления главного персонажа и Твардовского, в третьих демонстрируются военные действия.
Темы и проблемы
Тема подвига. В центре повествования Твардовского – один из многих геройских поступков «обыкновенного» и «простого» парня Василия. Автор типизирует черты героя не с целью того, чтобы как-то унизить его, подчеркивая обыденность его судьбы, распространенность фамилии и имени. Нет, характер Теркина олицетворяет собой весь сражающийся народ: добрый, щедрый, оптимистичный, веселый балагур, но в тоже время стойкий, несгибаемый, сильный, готовый отдать все за Родину. Вот какие качества бойца проявились в главе «Переправа». Именно поэтому она так сильно запоминается читателю: приятно видеть, как солдат не только идет на подвиг, но и делает это без пафоса, как будто ничего особенного не происходит.
Тема патриотизма. Каждому солдату хочется жить, но еще сильнее они хотят освободить Родину от оккупантов. Василий, не задумываясь об орденах и наградах, рискует собой, как и сотни его товарищей, которые бьются на том берегу, ожидая подкрепления. Никто из них не ждет поощрения, все идут воевать за свое отечество. И даже совершив мужественный, достойный медали поступок, герой лишь шутливо просит налить ему спирту, как бы принижая значение собственного подвига, понимая, что вместе с ним тысячи людей идут на смерть, и многим везет меньше.
Тема преданности. Высаживаясь на вражеский берег, никто из бойцов не думает о предательстве, все борются и отстаивают свободу своей страны. Несмотря на то, что численный перевес на стороне оккупантов, наши ребята идут в бой и не сдаются на милость врага.
Проблема оккупации. Русская земля поделена на вражескую и советскую территории. Автор символично разделяет их рекой — рекой крови наших предков. Проливая кровь, они штурмовали свои же города и села, вероломно и нагло захваченные оккупантами, силы которых многократно превышали мощность отечественных войск.
Проблема жестокости войны
Борьба ставит людям нелегкие условия, в которых появляется нечто более важное, чем жизнь. Поэтому бойцы жертвуют собой, а их подвигам нет числа
Если бы Василий не доплыл, его потеря была бы незаметна на фоне десятков других смертей на том берегу, и никто бы, может, и не узнал, какие мучения претерпел Теркин, чтобы выполнить свой долг.
Тема
Тему бессмертной поэмы Твардовского можно обозначить следующим образом: вера в победу, сила русского характера, подвиг простого солдата. Поэма повествует о простом парне, который живёт, смеясь, не унывает, верит в победу и держится за жизнь. Его характер, юмор и подвиги – стали настоящей легендой для бойцов на фронте. Люди верили, что Василий – реальный человек, ровнялись на него, мечтали увидеть героя и пожать ему руку.
Такой “живой образ” получился у писателя благодаря его фронтовому опыту, художественным средствам и силе таланта. Основная мысль произведения в том, чтобы верить в победу, продолжать жить и бороться в любой ситуации, даже перед лицом смерти (как это делает Тёркин в одной из глав). Критика и цензура была недовольна тем, чему учит читателя поэма, необходимо было подчеркнуть роль партии в победе над врагом. Но общая направленность повествования, его стиль и характер были чужды идеологии, поэтому проблемы, поднятые в поэме лишены партийности и идеологической окраски.
Главный герой становится близким и родным читателю, он друг, боевой товарищ, парень из соседней роты, но ни харизматичный лидер, ни наставник, ни правительственный угодник. Из-за споров и давления со стороны цензуры Твардовский пережил серьёзный творческий кризис в 1942-43 гг., но смог обойти запреты и воплотить первоначальную идею произведения.
Популярные сочинения
- Сочинение Что значит слово семья в русском языке В русском языке словом семья называют не только группу людей, которые являются родственниками. Значение этого слова гораздо больше. Эта группа должна быть не просто связана кровными узами
- Сочинение-описание по картине В лесу графини Мордвиновой. Петергоф Шишкина Перед нами один из прекрасных и величественных пейзажей Ивана Ивановича Шишкина. Картина была создана в окрестностях Петергофа и Ораниенбаума в 1891 году. Шишкин снимал дачу в этих местах и создал здесь несколько полотен.
- Сочинение Любовная лирика Тютчева 10 класс Федор Иванович Тютчев — отечественный русский лирик, писатель, публицист, поэт. Поэт всегда отличался философскими взглядами на жизнь. У него большинство произведений о любви
Сюжет: о чём она?
Ночью бойцы советской армии готовятся переправиться через реку: на том берегу враг. Мост взорван, остается перебираться вплавь. На дворе ноябрь, река уже скованная холодом, поэтому солдатам тяжело пробираться по замершей водяной глади. Первый взвод благополучно добрался до пункта назначения, но вдруг раздались выстрелы, и остальные лодки не смогли пробиться. Солдаты были вынуждены ждать вестей с того берега в смутной тревоге за однополчан.
Основные войсковые части расположились на ночлег. Все чувствовали вину за то, что люди на другом берегу остались без помощи. Однако двое дозорных увидели в ледяной воде человека, добирающегося вплавь до их стороны. Им оказался Василий Теркин, один из солдат, которые смогли переправиться. После того, как его отогрели и растерли, он пришел в норму и рассказал, что героическими усилиями отряд удерживает свои позиции на вражеском участке. Но людям понадобится помощь артиллерии для полной победы. Мужественный боец, рискнувший жизнью ради того, чтобы сообщить эту весть, быстро овладевает собой, шутит и даже просит не тратить спирт на растирание, а дать ему его в качестве напитка.
Оригинальный текст и слова песни Василий Тёркин 4 ПЕРЕПРАВА:
Стихи Твардовского о войне Василий Теркин. Переправа Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава, Кому темная вода, — Ни приметы, ни следа.
Ночью, первым из колонны, Обломав у края лед, Погрузился на понтоны Первый взвод. Погрузился, оттолкнулся И пошел. Второй за ним. Приготовился, пригнулся Третий следом за вторым.
Как плоты, пошли понтоны, Громыхнул один, другой Басовым, железным тоном, Точно крыша под ногой.
И плывут бойцы куда-то, Притаив штыки в тени. И совсем свои ребята Сразу — будто не они,
Сразу будто не похожи На своих, на тех ребят: Как-то все дружней и строже, Как-то все тебе дороже И родней, чем час назад.
Поглядеть — и впрямь — ребята! Как, по правде, желторот, Холостой ли он, женатый, Этот стриженый народ.
Но уже идут ребята, На войне живут бойцы, Как когда-нибудь в двадцатом Их товарищи — отцы.
Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым Русский труженик-солдат.
Мимо их висков вихрастых, Возле их мальчишьих глаз Смерть в бою свистела часто И минет ли в этот раз?
Налегли, гребут, потея, Управляются с шестом. А вода ревет правее — Под подорванным мостом.
Вот уже на середине Их относит и кружит… А вода ревет в теснине, Жухлый лед в куски крошит, Меж погнутых балок фермы Бьется в пене и в пыли…
А уж первый взвод, наверно, Достает шестом земли.
Позади шумит протока, И кругом — чужая ночь. И уже он так далеко, Что ни крикнуть, ни помочь.
И чернеет там зубчатый, За холодною чертой, Неподступный, непочатый Лес над черною водой.
Переправа, переправа! Берег правый, как стена…
Этой ночи след кровавый В море вынесла волна.
Было так: из тьмы глубокой, Огненный взметнув клинок, Луч прожектора протоку Пересек наискосок.
И столбом поставил воду Вдруг снаряд. Понтоны — в ряд. Густо было там народу — Наших стриженых ребят..
И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно…
Под огнем неразбериха — Где свои, где кто, где связь?
Только вскоре стало тихо, — Переправа сорвалась.
И покамест неизвестно, Кто там робкий, кто герой, Кто там парень расчудесный, А наверно, был такой.
Переправа, переправа… Темень, холод. Ночь как год.
Но вцепился в берег правый, Там остался первый взвод.
И о нем молчат ребята В боевом родном кругу, Словно чем-то виноваты, Кто на левом берегу.
Не видать конца ночлегу. За ночь грудою взялась Пополам со льдом и снегом Перемешанная грязь.
И усталая с похода, Что б там ни было, — жива, Дремлет, скорчившись, пехота, Сунув руки в рукава.
Дремлет, скорчившись, пехота, И в лесу, в ночи глухой Сапогами пахнет, потом, Мерзлой хвоей и махрой.
Чутко дышит берег этот Вместе с теми, что на том Под обрывом ждут рассвета, Греют землю животом,- Ждут рассвета, ждут подмоги, Духом падать не хотят.
Ночь проходит, нет дороги Ни вперед и ни назад…
А быть может, там с полночи Порошит снежок им в очи, И уже давно Он не тает в их глазницах И пыльцой лежит на лицах — Мертвым все равно.
Стужи, холода не слышат, Смерть за смертью не страшна, Хоть еще паек им пишет Первой роты старшина.
Старшина паек им пишет, А по почте полевой Не быстрей идут, не тише Письма старые домой,
Что еще ребята сами На привале при огне Где-нибудь в лесу писали Друг у друга на спине…
Из Рязани, из Казани, Из Сибири, из Москвы — Спят бойцы. Свое сказали И уже навек правы.
И тверда, как камень, груда, Где застыли
Перевод на русский или английский язык текста песни — Василий Тёркин 4 ПЕРЕПРАВА исполнителя Александр Твардовский:
Twardowski poems about the warVasily Terkin. Crossing Crossing, crossing! Beach left, right shore, Rough snow, ice edge …
Who memory, to whom glory, This dark water — No signs, no trace.
At night, the first column, Broken off at the edge of the ice, Sank to the pontoons The first platoon. Plunged, pushed And he went. Second behind him. Ready, ducked The third follows the second.
Rafts, went pontoons Rumbled one another Bass, iron tone Similarly, the roof under foot.
And float fighters somewhere, Tucked in the shadow of bayonets. And it is their children Immediately — if they do not,
Immediately if he did not like On its own, to those guys: Once all together and stricter Once all your expensive And Rodney than an hour ago.
Look — really — guys! As, in truth, inexperienced, Idle if he were married, This short-haired people.
But already there are guys In war, the soldiers live, As ever in the twentieth Their comrades — fathers.
That way are severe, That two hundred years ago Held with a gun flint Russian worker-soldier.
By their shaggy sideburns, Near their eyes Malchish Death in battle often booed And if the blow this time?
Beat against, rowing, sweating, Controlled vault. And the water roars right — Undermined under the bridge.
Already in the middle Their attributes and turns … And the water roaring in the gorge, Withered ice crumbles to pieces, Between the bent beams farm Beating in the foam and dust …
And the first platoon, probably Pulls out a sixth of the earth.
Behind the noisy channel, And around — someone else’s night. And he was so far away, That no shout, no help.
And there is black gear, Feature of the cold, Nepodstupny, a plenty Forest of black water.
Crossing, crossing! Beach right, like a wall …
This night a bloody trail At sea wave made.
Was as follows: out of the darkness deep, Fire vzmetnuv blade Spotlight duct Crossed diagonally.
And the pillars water Suddenly the projectile. Pontoons — in a row. Gusto was there people — Our short-haired guys ..
And saw for the first time, It will not be forgotten: People are warm, lively Went to the bottom, the bottom, the bottom …
Under fire mess — Where their where someone where the connection?
Only it soon became quiet — Crossing failed.
And for the time being unknown, Who is it timid, who is the hero, Who’s there raschudesny guy, A must have been like that.
Crossing, crossing … Dark, cold. Night a year.
But clung to the side of the right, There was the first platoon.
And silent about it guys In the battle native range, As if guilty of something, Who is on the left bank.
Do not see the end of the night. During the night took a heap Half with ice and snow Blended dirt.
And fatigue with the campaign, What would there may be — alive Asleep, curled up, infantry, His hands in his sleeves.
Asleep, curled up, infantry, And in the woods at night deaf Boots smell, then, Frozen needles and Mahra.
Sensitively breathes the beach Together with those on the Under the cliff waiting for dawn, Warm earth belly — Waiting for dawn, waiting for reinforcements, Spirit do not want to fall.
The night passes, there is no way Neither forward nor back …
Or maybe there from midnight Newly-fallen snow snowball them in the eyes, And for a long time He does not melt in their sockets And pollen is on the faces — Dead anyway.
Cold, cold does not hear, Death for death is not terrible, Though still rations they wrote First company sergeant.
What else do guys At rest with fire Somewhere in the woods wrote Each other on the back …
From Ryazan, Kazan, From Siberia, from Moscow — Sleeping men. Its said And ever right.
And solid as a rock pile, Where frozen
Подвиги Тёркина
За время службы герою приходилось быть не только обычным бойцом, но и связистом, разведчиком, даже командиром. Смелость и отвага простого пехотинца, показанные в образе главного героя поэмы, олицетворяют героизм советских воинов, сражавшихся с захватчиками. Их искренняя вера в торжество армии помогала им выстоять и вынести все тяготы.
Василий Тёркин, шутник и весельчак, не раз совершал героические поступки. И оказывался на волосок от гибели, но бесстрашно шёл до конца, без всяких рассуждений. Он вовсе не стремился:
- к славе;
- к наградам;
- к какой-либо личной выгоде.
И в этом вся суть настоящего бойца-патриота, Его действия были продиктованы стремлением помочь товарищам. В главе «Переправа» рассказано, как он переплыл ледяную реку, чтобы сообщить своим о судьбе взвода. Рискуя при этом не только замёрзнуть, но и попасть под пули. После такого купания в воде, которая «даже рыбам холодна», едва согревшись, вернулся обратно, зная, что его ждут. Так он сумел спасти взвод.
Замечательно описал Твардовский рукопашный бой Тёркина с немцем. Ослабевший, измученный Василий, казалось, не имел никаких шансов справиться с сытым, самодовольным бойцом, который был «ладно скроен, крепко сшит». Однако исход этой борьбы показал, что сила духа способна помочь одержать победу даже над значительно превосходящим противником. И Василию это удалось: он привёл к своим «языка». Этот поединок, так красочно и с юмором описанный — один из самых ярких моментов поэмы.
Каким настроением она наполнена?
Сам автор не считал себя фронтовиком, иронично писал о работе военных корреспондентов: «Мы подъезжаем к тем ямочкам и окопчикам, где лежат солдаты, наскоро о чем-то расспрашиваем, дергаясь от даже далекого взрыва мины, а потом уезжаем, провожаемые незабываемым взглядом». Тем не менее, солдаты сразу признали «Василия Теркина» как правдивую и близкую им поэму, из-за ее честности и открытости она интересна читателям до сих пор. В частности, глава «Переправа» пропитана ощущением святости долга русского солдата не только по отношению к родине, но и к миру. Этот бой автор называет «святым» и показывает, как бескорыстна жертва тех, кто в нем участвует. Герой рискует собой не у всех на глазах, не напоказ, не для того, чтобы остаться в истории или хотя бы на передовицах газет. Его цель: помочь своему отряду любой ценой.
Но поэт понимает, что Василий вносит более серьезный вклад в мировую гармонию: он помогает возвратить ее. Настроение искреннего самопожертвования пронизывает стихотворные строки.
Анализ главы «Переправа»
В главе «Переправа» Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле». В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним. Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига «ребят», выполнивших свое задание ценой потерь: «Этой ночи след кровавый В море вынесла волна». «Вцепившийся» в правый берег «первый взвод» не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: «Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу». И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку («Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна») для того, чтобы сообщить «Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!». После того, как он сообщает о готовности первого взвода «переправу обеспечить», Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут — и он должен вернуться.
Литературное направление и жанр
Поэма относится к литературному направлению реализма, описывает типичного героя в типичных обстоятельствах. Не зря в одной из глав появляется второй Тёркин, который уверен, что книга о нём, да и в каждом взводе есть свой Тёркин.
Сам Твардовский определил жанр произведения как «книга про бойца без начала и конца». Это очень точная характеристика особенностей лиро-эпического жанра поэмы, основанная на целях поэта.
Он решил «писать не поэму, повесть или роман в стихах», потому что отказался от последовательно развивающегося сюжета. Многожанровую природу произведения, которое довольно формально относят к жанру поэмы, Твардовский осознавал и определял в нём наличие следующих жанров: лирика, публицистика, песня, поучение, анекдот, присказка, разговор по душам, реплика к случаю. Твардовский ещё не упомянул былину и сказку, влияние которой особенно чувствуется в главах «Солдат и смерть», «От автора», «Два солдата».
Из литературных предшественников поэмы можно указать народные поэмы Некрасова и «Евгения Онегина» Пушкина, в котором автор – товарищ главного героя, взявшийся описать его жизнь. Если «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни, то «Василий Тёркин» — энциклопедия военной жизни, жизни народа на войне и во время войны. Даже «Война и мир» Толстого созвучна «Василию Тёркину». Приметы героической эпопеи в повести – всестороннее изображение войны (бой, быт, фронт и тыл, подвиги и награды, жизнь и смерть). Кроме того, «Василий Тёркин» — хроника, которую можно писать «без начала и конца, без особого сюжета».
Анализ главы «Кто стрелял?»
Глава «Кто стрелял?» начинается с описания пейзажа, «вечера дивного», который принадлежит не войне, а мирной жизни, и этот вечер «растревожил» солдат, привыкших к войне и сейчас как бы вернувшихся в ту мирную жизнь, ради которой они воюют. Они как бы переносятся в эту мирную жизнь, но «со страшным ревом» появляется немецкий самолет, который несет с собой смерть, и картины мирной жизни отступают перед страхом смерти: «Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет». Однако автор, понимая причины этого страха, все же не может согласиться с тем, что русскому солдату пристало бояться смерти: «Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу…». И на его слова откликается один из солдат, который «бьет с колена Из винтовки в самолет», и этот «бой неравный, бой короткий» заканчивается тем, что немецкий самолет «штопором» врезается в землю! Великолепна деталь: «Сам стрелок глядит с испугом: Что наделал невзначай»! Глава заканчивается словами Теркина, обращенными к сержанту, сказавшему, что «парню счастье, Глядь — и орден, как с куста»: «- Не горюй, у немца этот — Не последний самолет…», и юмор автора помогает избежать ненужных рассуждений о героизме, о подвиге, который и в самом деле совершил Тёркин, причем автор показывает, что подвиг героя не в том, что он сбил самолёт (это как раз и могло быть случайностью), а в том, что он сумел преодолеть свой страх, бросить вызов смерти и победить ее.
Сочинения
Произведение Твардовского Василий Теркин стало его визитной карточкой и принесло автору известность. Своей работой писатель выразил волю народа во время Великой Отечественной войны, которая заключалась в вере в победу, желании жить, и даже перед лицом смерти продолжать непримиримую борьбу с врагом. Поэму Твардовского Василий Теркин мы изучали на уроке литературы и сегодня проведем анализ произведения, рассмотрев основные главы.
Василий Теркин анализ произведения
Анализируя работу Твардовского, стоит отметить, что автор описывает события, происходящие в период с 1942 по 1945 годы. Именно в это время были написаны главы, которые и составили знаменитую поэму Василий Теркин. Каждую часть Твардовский посвящал обычным солдатам, таким образом поддерживая бойцов и вселяя в их души веру в лучшее.
Работа представлена разнообразными рассказами, связанными с бойцом Василием Теркиным, который прошел войну, пережив все тяготы и лишения этого сурового времени. Бесстрашный солдат был ранен, но ни разу не был побежден. Наоборот, благодаря шуткам и прибауткам Василий Теркин вселял уверенность в сердца своих боевых товарищей, приближая неминуемый день победы над врагом.
Тема и композиция
Проводя тщательный анализ произведения, и говоря о композиции поэмы Василий Теркин, мы видим самостоятельные главы, в каждой из которых разворачивается свой сюжет
При этом каждая глава рассказывает об отдельном событии, не менее важном для каждого из солдат. Объединяет все главы главный герой поэмы — Василий Теркин
Особенностью работы является то, что каждая из глав поэмы может существовать отдельно. Однако все вместе они представляют книгу о бойце, где в хронологическом порядке Твардовский изображает реалии военного времени. Постепенно читатель знакомится с главным героем, который в главе На привале попадает в свою часть, а в главе Перед боем, мы узнаем о выходе Василия из окружения. После будет переправа и неучтенный подвиг солдата, ранение Теркина, и его поединок с немцем. Узнает читатель и о подвиге Теркина, которому удалось сбить самолет, а в главе Генерал — Теркина представят к заслуженной награде
Так, глава за главой, читатель поучаствует в боях и сражениях, и увидит в Теркине того самого отважного солдата, который не побоится взять на себя ответственность, и после смерти командира поведет взвод в наступление. В каждой из частей поэмы Твардовский старается ничего не приукрашивать, а писать о войне, как есть
Писатель показывает каждодневный подвиг простого солдата, тем самым раскрывая русский характер, который зиждется на необыкновенной силе и нравственной мощи. И все это, словно цемент, скрепляет безграничная любовь к Родине. По своему жанру произведение является поэмой, хотя автор называет свою работу книгой о бойце.
Главные герои
В самом начале Твардовский знакомит читателя с суровой походной жизнью солдат, военным бытом, где умение приспосабливаться отчасти считается геройством. Но чтобы выжить на фронте недостаточно только еды и воды. Шутки и юмор здесь становятся лекарством от уныния и страха, от горя и потерь, страдания и боли. Вот так и появляется на свет веселый и шебутной солдат Василий, главный герой поэмы Твардовского. Этот выдуманный герой вобрал в себя все лучшие черты русского солдата, поэтому каждый из бойцов мог сказать, что именно в их взводе и воевал Василий Теркин. В нужное время он мог поддержать боевой дух своих товарищей, байками мог поднять настроение и веру в лучшее, а в боях проявлял мужество и твердость характера. Василий Теркин — это храбрец в бою, а в компании — весельчак, гармонист, балагур и песенник.
Анализ поэмы Твардовского Василий Теркин
А какую оценку поставите вы?