Акцентные системы стихосложения
Акцентные (речевые) системы стихосложения делятся на три основные группы: силлабическое, силлабо-тоническое и тоническое. В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк, безотносительно к их количественным соотношениям, и выразительность которых зависит от интонационно-синтаксического (а не музыкального) строения стиха.
К силлабической группе относятся напр. французская, польская, итальянская, испанская и др. системы. (К этой группе относились русская и украинские системы в XVI—XVIII вв.) К силлабо-тонической группе относятся английская, немецкая, русская, украинская и др. системы (относящиеся в то же время в значительной мере и к тонической группе). Принципиального отличия между этими группами нет; во всех трех группах речь идет об акцентной основе ритма, дающей те или иные, зачастую переходящие друг в друга, вариации. Поэтому вышеприведенное традиционное деление в значительной мере является условным.
Силлабическое стихосложение
Силлабический стих представляет собой тонический стих, в котором число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано. Остальные ударения (в начале каждого полустишия) не фиксированы и могут приходиться на различные слоги. В силу этого стихосложение языков с ударением, фиксированным на определенном месте (на последнем слоге слова во французском стихе, на предпоследнем — в польском и т. д.), тяготеет к силлабическому стиху, фиксированные ударения на окончаниях полустиший которого совпадают с фиксированными ударениями слов этих языков.
Если в тоническом стихосложении имеет место полная свобода в числе и расположении безударных слогов; в силлабическом — фиксированное число слогов при относительной свободе их расположения, то в силлабо-тоническом стихе имеют место как фиксированное число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость.
В зависимости от числа ударений в строке размеры обозначаются как двух-, трех-, четырех- и т. д. стопные ямбы, дактили, амфибрахии, анапесты и т. п. Эта терминология (учитывая ее условность) прочно укоренилась в употреблении и в достаточной мере удобна.
Основные моменты в истории русского стихосложения
До конца XVI в. в России, как и на Украине, господствует народная песенная система стихосложения. Усложнение общественных отношений с конца XVI в., приобщение к западной культуре, развитие письменности приводят к тому, что в книжной поэзии XVII в. народный стих сменяется речевым. Этот силлабический стих развивается под влиянием главного польского силлабического стиха, которым пишут С. Полоцкий, Д. Ростовский, Ф. Прокопович, А. Кантемир, ранний Тредиаковский. Силлабическое стихосложение господствует до 30-х гг. XVIII в. в России, а на Украине еще позже, до 70-х гг.
30-е гг. XVIII в. в русской литературе характеризуются расширением творческого диапазона, созданием новых литературных образов и жанров, разработкой литературного языка. Ведутся поиски более индивидуализированной и выразительной стихотворной системы. Эти поиски ведутся и в пределах силлабического стиха (Кантемир, Тредиаковский), и под влиянием западноевропейского тонического и тонико-силлабического стиха (Тредиаковский, Глюк и Чаус, Ломоносов), и в связи с дальнейшим изучением народного стихосложения (Тредиаковский).
Одним из смелых экспериментаторов в области русского стихосложения и поэтического формотворчества является современный писатель и литературовед Михаил Ананов. В своих брошюрах «Тайнопись Поэтической Формы» и «Атомарная Модель Звукоряда», а также, многочисленных публикациях он раскрывает весьма значительные положения в этой области. В частности, им выявлен и разработан аспект Геометрии Стиха: гармония ассонансов и аллитераций с архитектоникой их расположения в произведении на семантическом уровне. Раскрыта Гиперструктуральная модель сонета в свете нумерологии и дано оправдание смысловому значению этого явления, согласно Библейской трактовки чисел.
Система стихосложения – это способ организации звукового состава стихотворной речи.
1.Тоническая.
- равное количество ударений;
- произвольное количество безударных слогов.
Примеры.
Тоническая система с древних времен утвердилась в народной поэзии.
Как во славном | городе | во Киеве,
У ласкового | князя | Володимира …
___ /__ _/__ /_ ___ /___
Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, добру молодцу, думу думати.
Тоническая система стихосложения свойственна многим поэтоам:
Если ж с часами плохо,
Мала календарная мера,
2.Силлабическая.
Силлабическая (от гр. syllable – слог) – при такой системе стихосложения число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано.
- равное количество слогов в строках;
- произвольное расположение ударений;
- парная рифма;
- женская рифма (ударение на втором от конца слоге);
- цезура — пауза в середине строк.
произвольное расположение ударений;парная рифма;женская рифма (ударение на втором от конца слоге);цезура — пауза в середине строк.
Пример.
Главно воспитания || в том состоит дело,
Чтоб сердце, страсти изгнав, || младепчее зрело.
В добрых нравах утвердить, || чтоб чрез то полезен
Сын твой был отечеству, || меж людьми любезен.
3. Силлабо-тоническая.
Силлабо-тоническая – в такой системе фиксированное как число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость.
- система чередования ударных и безударных слогов;
- наличие двусложных и трёхсложных размеров.
Пример.
Буря | мглою | небо | кроет|
Самый распространенный размер — ямб. Согласно подсчетам исследователей, более 90 % стихов написано ямбом.
Иногда в стопах оба слога безударные (U U)- пиррихий или имеют два ударения (/ /) – спондей.
Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон.
(Это пример спондея, когда два ударных слога идут подряд).
Примечание: готовится статья об античной системе стихосложения.
СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (версификация), способ организации звукового состава стихотв. речи, которая отличается от прозаич. речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки – стихи , соотносимые и соизмеримые между собой; членение на отрезки твёрдо задано (в устной поэзии – мелодией, в письменной – чаще всего графикой, т. е. записью отд. строками) и может не совпадать с синтаксич. членением текста (см. Анжамбман ).
-
Нужно ли планировать свою жизнь обществознание 6 класс кратко
-
В чем сходство и различие в функционировании ситовидных трубок и сосудов кратко
-
Что произошло в 1603 году кратко
-
Как курение влияет на сосуды ног кратко
- Можно ли работать в детском саду с судимостью
Терминология
Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.
Рифма — созвучие концов стихов (или полустиший).
Строфа — организованное сочетание стихов (стих — поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части. Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим — двустишие.
Двустишие — простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:
Стопа (лат. нога, ступня) — структурная единица стиха.
Стопа (лат. — нога, стопа, ступня) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Для классических размеров стопа состоит
Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
Стопа — группа слогов, выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп.
Стопы — сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
- двусложная, когда постоянно повторяются два слога — ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб . );
- трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль . ).
Метр — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом (главным ритмическим ударением).
Основные моменты в истории русского стихосложения
До конца XVI в. в России, как и на Украине, господствует народная песенная система стихосложения. Усложнение общественных отношений с конца XVI в., приобщение к западной культуре, развитие письменности приводят к тому, что в книжной поэзии XVII в. народный стих сменяется речевым. Этот силлабический стих развивается под влиянием главного польского силлабического стиха, которым пишут С. Полоцкий, Д. Ростовский, Ф. Прокопович, А. Кантемир, ранний Тредиаковский. Силлабическое стихосложение господствует до 30-х гг. XVIII в. в России, а на Украине ещё позже, до 70-х гг.
30-е гг. XVIII в. в русской литературе характеризуются расширением творческого диапазона, созданием новых литературных образов и жанров, разработкой литературного языка. Ведутся поиски более индивидуализированной и выразительной стихотворной системы. Эти поиски ведутся и в пределах силлабического стиха (Кантемир, Тредиаковский), и под влиянием западноевропейского тонического и тонико-силлабического стиха (Тредиаковский, Глюк и Чаус, Ломоносов), и в связи с дальнейшим изучением народного стихосложения (Тредиаковский).
Поиски завершились и в практике и в теории выступлениями Тредиаковского и Ломоносова («Новый и краткий способ сложения стихов» Тредиаковского, 1735, и «Ода на взятие Хотина» Ломоносова, 1738). Эти работы заложили основы современного силлабо-тонического стиха, нашедшего наиболее завершенное и совершенное выражение в творчестве Пушкина.
Несмотря на доминирующее значение силлабо-тонического стиха уже в XVIII в., в сущности уже у Ломоносова, с несомненной отчётливостью у Сумарокова, позднее у Востокова, у Пушкина (сказки, «Песни западных славян») намечалось и развитие тонического стиха. Это было вызвано, с одной стороны, усиливающимся интересом к народному стиху с тонической структурой, с другой стороны — попытками подражания античным сложным размерам, превращавшимся в русской интерпретации в тонические построения.
С наступлением эпохи серебряного века стихосложение подвергается демократизации. Постоянные эксперименты с поэзией авангардных течений (футуризм, акмеизм, дадаизм) приводят к изменению структуры построения стиха. Стихи, написанные по такой системе, получили название пульсирующие строки (или импульсаризм). Поэзия этого времени характеризуется многочисленным разнообразием использования художественных приемов: членение строк ритмовым делением (например, расположение строчек «лесенкой», чередование длинных и коротких строк), повторы, перифразы, звукопись, частная лексика и так далее.
Силлабическая система стихосложения
Силлабическая система – организация стиха, основанная на постоянстве стоящего ударения. Присуща языкам с фиксированным и постоянным ударением (французский, чешский, польский, итальянский).
В силлабической системе возможны акцентные константы, т.е постоянные ударения в конце стиха или перед цезурой.
Постоянные ударения перед цезурой возникают тогда, когда эта пауза возможна – цезура появляется только в многосложных стихах. Классический польский тринадцатисложник имел цезуру после седьмого слога и делил ее на две части – семь и шесть слогов. Французский двенадцатисложник (александрийский стих) цезура стоит после шестого слога, деля стих пополам.
Расположение ударных слогов в силлабической системе существенной роли не играют.
Общие понятия
В основе стихотворной речи лежит прежде всего определенный ритмический принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит прежде всего в определении принципов его ритмической организации, то есть в установлении принципов, строящих стихотворный ритм. С этой точки зрения системы стихосложения распределяются на две основные группы: количественное (квантитативное) стихосложение и качественное (квалитативное) стихосложение.
Ритм речи сам по себе не создает стиха, точно так же как и стих не сводится к собственно ритму. Если, с одной стороны, известная ритмичность вообще присуща речи в силу физиологических причин (вдохи и выдохи, разбивающие речь на более или менее равномерные отрезки), то с другой стороны, четкая ритмическая организация речи возникает напр. в трудовом процессе, в рабочих песнях, фиксирующих и усиливающих ритмичность работы.
Теряя непосредственную связь с трудовым процессом, ритм речи теряет также первоначальное производственное содержание и постепенно приобретает новое, взаимоотносясь с языковыми и музыкальными средствами смысловой выразительности. Стих определяется т.о. не просто ритмической схемой, но взаимодействием ритма и интонации: музыкальной и речевой/смысловой.
В дальнейшем развитии стих освобождается и от музыкальной интонации, от напева, сочетая ритм только со средствами речевой выразительности. Такое удаление стиха от песенности к разговорности вызывается общими социальными условиями, приводящими к развитию индивидуального (позднее письменного) творчества, устраняющими возможность только устного, напевного исполнения художественных произведений, и т. д. Т.о. стих из песенного становится говорным, то есть переходит от музыкально-речевых средств передачи содержания речи к средствам только речевым. Это приводит к существенным изменениям в самих структурных принципах стиха.
В отличие от квантитативной системы качественные (квалитативные) лишены принципа изохронности и средств музыкальной выразительности вообще. Ритмические единицы здесь соизмеряются по порядку и однородности, в первую очередь по акцентам.
Ритм стиха реализуется только в определенной словесной и интонационно-синтаксической системе. Поэтому рассмотренные выше два основных типа стихосложения конкретно существуют в определенных языках, получая реальное звучание и конкретный характер в зависимости от характера языка. Отсюда практически речь может идти о греческой системе стихосложения, латинской, русской, французской и т. д.
С другой стороны, обе системы стихосложения могут давать и те или иные субсистемы. Так, в пределах качественной, акцентной, говорной системы различаются силлабическая, силлабо-тоническая и тоническая субсистемы, в свою очередь дающие такие модификации, как напр. вольный стих, белый стих. То обстоятельство что носителем ударения в языке является слово, и то что в некоторых языках слово совпадает со слогом, приводит к созданию субсистем, основанных на счете слов (напр. восточное стихосложение, построенное на параллелизме).
Метрическая система стихосложения
Метрическая система стихосложения – организация стиха, основанная на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов (долгий слог произносился в два раза дольше краткого). Такой системой стихосложения пользовались древнегреческий, латинский, арабский языки.
Краткий слог называли морой, долгий был равен двум морам. Мора – единица продолжительности произнесения краткого слога, самая малая единица счёта времени в стихе.
Комбинацию долгих и кратких слогов называли стопой.
Формы метрической системы стихосложения:
- трехморные стопы (трохей (хорей), ямб). Почему трехморный? Давайте посчитаем: хорей состоит из двух слогов – ударной и безударной. В античном стихе ударный был равен двум морам, а безударный одной море. Таким образом 2+1=3 – значит стопа трехморная и т.д;
- четырехморные стопы (дактиль, амфибрахий, анапест), (диппирихий – четыре моры, четыре слога);
- пятиморные (пеон первый, пеон второй, пеон третий, пеон четвертый), (пять мор, три слога: бакхий , амфимакр – , палимбакхий);
- шестиморные (гекзаметр), ( шесть мор, три слога: молосс, шесть мор, четыре слога : ионик).
Реформа Тредиаковского-Ломоносова
Поиски новой системы стихосложения были обусловлены небывалым до того ростом русской культуры и желанием найти более ритмичный размер для торжественного длинного стиха.
В 1735 г. Тредиаковский выпустил книгу “Новый краткий способ к сложению российских стихов”, где изложил теоретические основы стиха и способы его усовершенствования. Он первый ввел понятие “стопы” как ритмической единицы, состоящей из одного ударного и безударного слогов, чередующихся в строго определенном порядке.
Тредиаковский был уверен, что для коротких стихов возможно оставить прежнюю существовавшую силлабическую систему, где расположение ударных слогов существенной роли не играют, а важны постоянные ударения в конце стиха или перед паузой (цезурой). В длинных стихах Тредиаковский предложил сохранить тринадцать слогов, обязательность женских рифм, паузу (цезуру) на седьмом слоге и провозгласить для таких героических стихов хорей.
Свой тринадцатисложник Тредиаковский назвал гекзаметром (со временем изменил точку зрения и стал первым из российских поэтов, кто обратился к предложенной Ломоносовым дактило-хореической форме).
Схема для героического стиха (гекзаметра) Тредиаковского выглядит так:
Ломоносов, который работал параллельно с Тредиаковским, прислал в Россию из Германии “Оду … на победу над турками и татарами и на взятие Хотина” , где ритмическая основа стиха – урегулированное чередование ударных и безударных слогов. К оде он приложил “Письмо о правилах российского стихотворства”, которое разрушало силлабическую систему стиха, сохраненную Тредиаковским в коротких стихах, до конца. Ломоносом ввел в практику тонический стих на замену силлабическому (некоторые формы этого стиха были заимствованы им из немецкой поэзии).
Русский гекзаметр, созданный Тредиаковским, Ломоносов также подверг изменениям (т.е хореическую схему стиха заменила дактило-хореическая форма), его схема выглядела так:
в 1752 г. Тредиаковский выпустил второе издание своего трактата, где принял многие положения, развитые Ломоносовым в “Письме”. Таким образом, с 1750 х годов в России закрепилась силлабо-тоническая система стихосложения.
Что такое стихотворный размер и зачем он нужен
Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.
В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.
В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.
В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В
Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.
<<Форма демодоступа>>
Сравните:
С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.
Трёхсложные стопы
Дактиль (от греческого «daktylos» – «палец») – четырёхморная стопа, состоящая из первого сильного слога и двух слабых. Схема: – ∪ ∪.
Амфибрахий (от греческого «amphibrachys», где «amphi» – «по обе стороны» и «brachys» – «короткий») – четырёхморная стопа, где первый и третий слоги слабые, а второй – сильный. Схема: ∪ – ∪.
Анапест (от греческого «anapaistos», т. е. «отражённый назад», «обратный дактилю») – четырёхморная стопа с двумя слабыми слогами и сильным третьим слогом. Схема: ∪ ∪ –.
Бакхий (восходит к имени бога виноделия Бахуса (Вакха, Диониса)) – пятиморная стопа, состоящая из одного слабого слога и двух сильных. Употреблялась главным образом в гимнах, посвящённых Бахусу. Схема ∪ – –.
Распространены были в античной метрике и более сложные шести-, семи-, восьмиморные (и т. д.) стопы, состоящие из четырёх и пяти слогов. Из них наиболее известны пеоны, хориямбы, антиспасты, дохмии и др.
Ритм в античных стихотворениях формировался благодаря строгому соответствию мор в одинаково организованных стопах. Однако существовала возможность заменять одни стопы другими, равнозначными по количеству мор. Неравные по числу мор стопы также могли использоваться, благодаря чему стихи становились более разнообразными ритмически.
Употреблялись в античной лирике и такие сложноорганизованные стихи, как логаэды.
Упадок античной культуры привёл к тому, что метрика почти перестала использоваться, будучи вытесненной тоникой, силлабикой и другими системами стихосложения. Однако со временем многие авторы, а затем и исследователи стиховедения обращались к этому направлению, изучали его основы и заимствовали термины для формирования новых теорий
Так, античные трёх– и четырёхморные стопы имели важное значение в разработке силлабо-тонических принципов, хотя и подверглись существенным изменениям
Общие понятия
В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит, прежде всего, в определении принципов его ритмической организации, то есть в установлении принципов, строящих стихотворный ритм. С этой точки зрения системы стихосложения распределяются на две основные группы: количественное (квантитативное) стихосложение и качественное (квалитативное) стихосложение.
Квантитативная (количественная) система стихосложения есть система песенного стиха, при которой ритмические единицы соизмеряются по количеству, долготе «музыкально-совпадающих» элементов. Таково напр. античное или русское народное стихосложение, где в основе ритмической соизмеримости лежит принцип изохронности, временной однородности повторяющихся единиц ритма.
В отличие от квантитативной системы качественные (квалитативные) лишены принципа изохронности и средств музыкальной выразительности вообще. Ритмические единицы здесь соизмеряются по порядку и однородности, в первую очередь по акцентам.
Две стихотворные фразы: 1) «Что́ же ты, лучи́нушка, не я́-а-сно гори́шь» (песенный стих) и 2) «Я ма́ло жи́л, я жи́л в плену́» (говорной стих) отличаются принципиально. В первом случае содержание речи, эмоциональная окраска реализуются не только языковыми средствами, но и музыкальными — изменением тона, растяжением слога и т. п. Во втором случае только речевыми средствами — порядком слов, ударением фразовым, ударением собственно слов.
Очевидно, что квантитативные, то есть музыкально-речевые системы стихосложения более архаичны, чем акцентные, и часто последними заменяются. Так осуществляется переход от античной системы стихосложения к системе средневековья, в которой количественный принцип уступает акцентному. Уже́ со второй половины IV века авторы, трактующие системы стихосложения (Диомед, Ars grammatica; Беда Достопочтенный, De metrica arte), противопоставляют классическим «метрам» современные «ритмы» как стихи, ритм которых основан на «гармоническом расположении слов, проверенном судом ушей, не в силу метрической точки зрения , а под углом зрения счисляемых ударений , как это имеет место напр. в песнях простонародных поэтов».
Ритм стиха реализуется только в определённой словесной и интонационно-синтаксической системе. Поэтому рассмотренные выше два основных типа стихосложения конкретно существуют в определённых языках, получая реальное звучание и конкретный характер в зависимости от характера языка. Отсюда практически речь может идти о греческой системе стихосложения, латинской, русской, французской и т. д.
С другой стороны, обе системы стихосложения могут давать и те или иные субсистемы. Так, в пределах качественной, акцентной, говорной системы различаются силлабическая, силлабо-тоническая и тоническая субсистемы, в свою очередь дающие такие модификации, как напр. вольный стих, белый стих. То обстоятельство что носителем ударения в языке является слово, и то что в некоторых языках слово совпадает со слогом, приводит к созданию субсистем, основанных на счёте слов (напр. восточное стихосложение, построенное на параллелизме).
Русский силлабический стих
Силлабический стих в России утвердился со второй половины XVII века, когда проявилась тенденция к сближению по количеству слогов смежных рифмующихся стихов – так называемый “относительный силлабизм”. Именно Симеон Полоцкий после объединения Киева с Россией передал свой опыт силлабического стихосложения русским авторам.
У Симеона были разработанные размеры:
одиннадцатисложник с цезурой (//) на пятом слоге (“Пиянство”)
Человек некий //винопийца бяше,
Меры в питии //хранити не знаше.
Темже многажды //повнегда упися,
В очию его //всяка вещь двоися.
тринадцатисложник с цезурой (//) на седьмом слоге (“Пособие”)
Егда нужду ближнего //своего узриши,
Пособие скорое// ему да твориши
Силлабическим стихом писали в России Тредиаковский, Кантемир (тринадцатисложник с цезурой на седьмом слоге).
В российском силлабическом стихе акцентная константа не образовалась, поскольку ударение в нашем языке подвижное. Читателю, впервые познакомившемуся с силлабическим стихом, он кажется прозой, поскольку ритмы почти нет. Б. В. Томашевский объяснил, что чуждый русскому языку силлабический стих удерживался в нашей стране благодаря особенной манере произношения: подчеркивали ритм, сильно выделяли окончания стихов и цезуры (произносились как молитвы нараспев). Именно поэтому он почти столетие был на пьедестале поэтического мастерства.
Двухсложные стопы
Дибрахий (пиррихий) (от греческих слов «dis» – «вдвое, двое» и «brachus» – «короткий») – двухморная стопа, состоящая из двух кратких слогов. Схема ∪ ∪.
Спондей (от греческого «spondeios» – «ритуальное возлияние») – четырёхморная стопа, состоящая из двух сильных слогов. Схема – –.
Трохей (от греческого «trochaios» – «идти быстро») или хорей (от греческого «choreios» – «хор») – трёхморная стопа, состоящая из двух слогов, арсиса и следующего за ним тесиса. Схема – ∪.
Ямб (греческое слово «iambos» предположительно восходит к названию древнего музыкального инструмента) – трёхморная стопа, первый слог слабый, второй – сильный. Схематичное изображение: ∪ –.