Краткое содержание
Лирический герой честно рассказывает о своей жизни. Он говорит, что никогда не умел притворяться и походить на святого. Ему не нравилась идея гордиться саном и делать вид, что он философ. Герою ближе чистосердечие. Он слушал только ум и сердце.
Когда лирический герой писал стихотворения, то он акцентировал внимание на честности и отсутствии лицемерия. Даже цари оценивались с точки зрения морали
Если их подвиги были достойны уважения, то герой восхвалял их в своих стихах. Но если вельможа вел себя плохо, запятнал свою честь, то он достоин только высмеивания и порицания.
Герой не всегда вел себя правильно. Он увлекался светской жизнью и противоположным полом. Поэт признает свои ошибки. Свои годы он посвятил служению отчизне и людям. Он просит читателя бросить камень на его могилу, если тот прожил жизнь без удовлетворения слабостей.
Тема
Центральная тема произведения – анализ прожитой жизни, подведение итогов. Лирический герой, которым выступает сам автор, словно со стороны оценивает свое творчество, поступки. Он сравнивает себя с близким окружением, дает оценку собственной нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни.
Оглядываясь на свою прошлую жизнь, лирический герой рассуждает о системе жизненных ценностей, которую он выработал и которую считает правильной и справедливой. Он негласно признается в том, что не испытывает сожаления по поводу того, как провел молодость и зрелые годы.
Однако лирический герой находит в себе силы открыто заявить о том, что его поведение не всегда было безупречным. Он признает свои ошибки, некоторые слабости, например, чрезмерное увлечение светской жизнью или прекрасной половиной человечества. Герой предлагает читателю «бросить в него камень», если тот никогда не был подвержен простым человеческим слабостям. В этом заключается главная мысль произведения – все люди не без изъянов, но нужно стараться жить в согласии с собственной совестью, чтобы потом не было стыдно за совершенные бесчестные поступки.
Взлеты судьбы и неизбежные падения не смогли сломить волю и дух лирического героя, который каждый раз поднимался, чтобы продолжить свой путь. Подведя итог прожитым годам, посвященным служению людям и отчизне, он остается довольным и считает, что его не в чем упрекнуть.
В глобальном значении это стихотворение является произведением о смысле жизни.
Михайловское
В Михайловском находилось родовое имение матери. В нём безвыездно провёл Пушкин два года. Раньше здесь он бывал только в юности, в 1817 году, летом, когда только окончил лицей. Тогда же он и познакомился с соседями. На тот момент Прасковья Александровна носила фамилию Вульф. Правда не известно, видел ли он девочку, которой через девять лет посветил свой стих «Признание». Поселившись вот в этом доме, молодой Пушкин прожил в нём два года.
Без сомнений, он чувствовал себя изгнанником и его романтическая натура черпала вдохновение из книг у литературных героев, чудной природы вокруг Михайловского. Не хватало только музы. Опасения родных и друзей, в том что деревенское уединение может быть губительным для литератора оказались напрасными. Годы, проведённые в Михайловском стали самыми плодотворными в поэтической карьере Александра.
Конечно, искать объекты для личного обожания было в этом местечке сложновато. Страстная и влюбчивая натура поэта не могла оставаться долго без музы. Именно так сам классик называл женщин, которые вдохновляли его на написание очередных шедевров. Влюблённость отращивала крылья поэтическому дару каждый раз, когда Александр встречал свою очередную музу. Причём ответных чувств поэт не всегда ожидал. Большинство светских красавиц нарочно морочили голову Пушкину, в надежде получить очередной стих в свою честь. Страдание и ревность так же часто, как восторг и восхищение работают на гениальность классика. Ярким тому подтверждением и является стихотворение «Признание».
Тема и идея
Центральная тема произведения — подведение итогов прожитой жизни, её анализ. Герой произведения, который олицетворяет самого автора, словно со стороны смотрит на неё, оценивая себя как человека, писателя, служителя родины и пример для потомков. Он рассказывает о своих ценностях и нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни. Рассуждая о них, герой приходит к выводу, что считает их правильными и справедливыми несмотря на обстоятельства.
Ближе к концу стиха герой также говорит о своих недостатках, изъянах, ошибках. Между строк он признаётся, что не всё в жизни сделал правильно и искренне сожалеет о том, как провёл свои молодые годы. Восхищает, что он находит в себе силы признать ошибки и слабости настолько публично и открыто — это требует смелости.
Но персонаж не занимается самобичеванием, а сразу же оправдывает себя, предлагая бросить в него камень любому, кто считает себя совершенным. В этих строках и скрыта главная тема произведения. Автор пытается донести, что никто не безгрешен, но если человек живёт по совести и не уступает своим принципам, ему нечего стыдиться и бояться.
Герой говорит, что успел пройти через множество взлётов и падений, но это не смогло сломать его дух. Подводя итог своей жизни, Гавриил Романович остаётся доволен. Он преданно служил людям и государству, создал множество замечательных произведений и поступал в согласии с совестью, а значит и упрекнуть его не в чем.
Признание — стихотворение Александра Сергеевича Пушкина
Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
Художественное своеобразие произведения
С точки зрения звукописи, обращает на себя внимание аллитерация со звонкими согласными «б» и «д»: «люблю», «бешусь», «вдруг», «день». Они передают напряжённость момента, тревогу и решимость лирического героя
Когда он описывает возлюбленную, его речь становится похожей на шёлковый шёпот, благодаря аллитерации с «ш»: «Ваш лёгкий шаг, ваш платья шум».
Ассонансы с «о», «у», «э», «и» передают интонацию восторга и робкой просьбы.
Лексика стихотворения общеупотребительная, близкая к разговорной. Речь поэта обращена к юной девушке, а потому она естественна и проста.
Чувства автора красноречиво выдаёт синтаксис. Предложения сложные, с придаточными уступками и противительными отношениями. Так подчёркнут конфликт чувства и разума, внутреннего и внешнего.
Текст «Признания» изобилует вопросительными и восклицательными предложениями, обращёнными к предмету страсти героя.
Имеются предложения, вторая часть которых имеет значение следствия (они пишутся с тире). Они подчёркивают напряжённость момента, спонтанность высказывания.
Композиция
В данном произведении автор использует линейную композицию. То есть вся кульминация сосредоточена в самом начале произведения. Далее мы наблюдаем лишь развитие сюжета.
В этом стихотворении нет строф. Написано оно сплошным текстом, что так же указывает на любовное послание. Но если брать интонационно, то стихотворение можно разделить на девять четверостиший и одно пятистишие.
В первом четверостишье заложена кульминация произведения. Автор признается в своих чувствах, за которые ему самому стыдно, но он не в силах противится самому себе.
Со второго по девятое четверостишье мы можем видеть развитие сюжета. Здесь проглядывается и признание лирического героя, и его тоска. Так же, поскольку автор использует имя, мы можем догадываться, что произведение изначально писалось конкретному человеку. Пусть и не сразу автор признался в своих чувствах. Он оставил их лишь на бумаге. И только лишь спустя большое количество времени его сможет прочесть та, которой оно посвящалось.
В последнем пятистишье автор приводит нас к развязке.
Лирический герой не проявляет никаких решительных действий относительно любимой, но он больше не в состоянии держать внутри свои чувства. Именно поэтому он изливает их на бумагу. Здесь он уже не сдерживает себя и полностью выплескивает свои эмоции и переживания.
Стихотворение написано очень легко и читается на одном дыхании. Весь текст пронизан любовью и нежностью, которые лирический герой испытывает к своей возлюбленной. Он полностью раскрывает свою душу и свои чувства, «обнажаясь» перед читателем. Возможно, именно поэтому стихотворение так глубоко западает в душу, пробуждая у читателя собственные чувства, эмоции и переживания.
Жанр, структура и композиция
Жанр произведения — философская лирика. Оно имеет форму дружеской доверительной беседы лирического героя с потенциальным читателем, в которой автор от всего сердца делится своими мыслями и подводит итоги прожитых лет. Особенности структуры и композиции произведения:
- стихотворение написано двустопным хореем;
- используется перекрёстная рифмовка — классический вид, при котором рифма идёт через строку;
- ударение на первый слог придаёт стиху особый ритм, подчёркивающий его двойственность — спокойные рассуждения смешиваются с пламенными признаниями;
- часто употребляется местоимение «я», что создаёт дополнительный акцент на образе автора в виде лирического героя;
- глаголы используется в прошедшем времени — этим автор подчёркивает, что стихотворение является кратким итогом его жизни, размышлениями о достигнутом.
Большое значение в этом процессе сыграло и «Признание». В нём автор впервые полностью сконцентрировался на образе автора, выведя на передний план не действие, а анализ человеческой индивидуальности и психологии.
Сознание персонажа — основа всего текста, что было необычной особенностью для произведения того времени.
Другим принципиальным отличием стихотворения стала его трёхплановость.
Проводя разбор «Признания», можно заметить 3 уровня:
- духовное осмысление действительности — автор рассказывает о своём мировоззрении и системе ценностей;
- сознание как отражение опыта;
- призыв к действию путём попытки донести мировоззрение.
Автор одновременно проводит самоанализ, рассказывает читателю о себе и взывает к нему, пытаясь донести свою точку зрения. Он делает это очень искренне и душевно — читая стих, невозможно злиться или обвинять поэта, что и делает его произведение гениальным наследием.
Анализ стихотворения «Признание» Пушкина
А. С. Пушкин посвятил женщинам большое количество произведений. Поэт влюблялся очень часто и полностью отдавался возникшей страсти. Это чувство всегда вызывало у него мощный прилив вдохновения. В 1826 г. Пушкин написал стихотворение «Признание», посвященное приемной дочери П. Осиповой – Александре. Имение Осиповой находилось недалеко от Михайловского, и поэт был ее постоянным гостем. Чувство приличия не позволило Пушкину передать свое стихотворное послание молодой девушке. При жизни поэта оно так и не было опубликовано.
Далеко не все увлечения Пушкина заканчивались романами. Ему часто приходилось страдать от неразделенной любви. Эти переживания он описывает в «Признании». Поэт понимает всю безнадежность своей любви. Он осужден властью и обществом, многие люди испытывают к нему презрение. Финансовое положение Пушкина оставляет желать лучшего. А молодая девушка находится в самом расцвете сил, ей на роду написано найти достойного и богатого мужа. Поэтому свое чувство поэт откровенно называет «глупостью несчастной».
При этом он понимает, что вновь попал во власть непреодолимой страсти, которую сравнивает с болезнью. Воображение поэта полностью захвачено любимой девушкой, от нее зависит его физическое и душевное состояние. Поэт из последних сил сдерживается от страстного признания. Даже звук шагов или «голос девственный» производят в душе автора мгновенную перемену. Он признается, что сразу же «теряет весь свой ум».
Автор подмечает все перемены в поведении и выражении лица своей возлюбленной. Для окружающих они не имеют значения, а для него оборачиваются или «отрадой» или «тоской». Душа поэта постоянно мечется между состояниями огромного счастья и глубокой печали. «Золотой середины» просто не существует.
Пушкин перечисляет обычные будничные занятия девушки, которые имеют для него глубокое значение: вязание, прогулки, музыка. Поэт счастлив просто молча присутствовать при этом и «в умиленьи» наблюдать за любимой.
В качестве последнего средства Пушкин просит хотя бы пожалеть его и притвориться в несуществующей любви. Поэт заверяет, что сделать это будет нетрудно, так как он «сам обманываться рад».
Пушкин покинул Михайловское, так и не сделав признания А. Осиповой. Спустя много лет, когда она уже была замужем, он хотел встретиться с ней и передать бывшей возлюбленной свое стихотворение, но не получил ответа.
Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке
«Признание», анализ стихотворения Александра Пушкина
История создания
Стихотворение «Признание» написано в 1826 г. и обращено к Александре Осиповой, падчерице соседки Пушкина по Михайловскому, помещицы из Тригорского Прасковьи Осиповой. Прасковья была умной и образованной женщиной, другом и собеседницей Пушкина. 27-летний Пушкин влюбился в её падчерицу, 20-летнюю Сашеньку.
По легенде, Пушкин так и не вручил стихотворение возлюбленной, уехав из Михайловского. При жизни Пушкина оно не было напечатано, так как раскрывало интимные подробности жизни семьи и имя возлюбленной. В мае 1837 года оно было опубликовано в «Библиотеке для чтения» с подзаголовком «Александре Ивановне О-ой». Есть мнение, что сама Александра Осипова (в те годы Беклешова) отдала его в печать.
Литературное направление, жанр
Стихотворение «Признание» относится к жанру интимной лирики. Это целый сердечный роман: в нём зарождение и развитие чувства, ревность, попытка избавиться от страсти и, наконец, мольба о помощи и самоутешение.
Такое развитие характера героя свойственно реализму как литературному направлению.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – признание героя в любовных переживаниях. Лирический герой сосредоточен не столько на возлюбленной, её внешности или действиях, сколько на своих ощущениях. Основная мысль – мольба о любви. Хоть лирический герой и утверждает лицемерно: «Быть может. я любви не стою», но вся его сущность кричит: «Я стою любви, я достоин Алины».
Стихотворение можно условно разделить на пять частей (восьмистиший). Первая – это собственно признание в любви. Лирический герой не может справиться с чувством, которое не соответствует его возрасту и положению, и взбешён этим.
Следующие два восьмистишья описывают состояние лирического героя. Он – наблюдатель, не предпринимающий никаких активных действий, любующийся возлюбленной, «как дитя». Девушка занимается обычными делами: входит в гостиную, разговаривает, вышивает.
Четвёртое восьмистишье рассказывает о ревности лирического героя. Очевидно, именно ревность подтолкнула его к признанию. Лирический герой наблюдает за развитием романа Алины, который не приведёт к счастливому браку («слёзы в одиночку»). Историки утверждают, что Александра была влюблена в сводного брата А.Н.Вульфа.
Последнее восьмистишье – обращение к Алине с просьбой притвориться влюблённой. Стихотворение заканчивается строками, которые стали афоризмом: «Ах, обмануть меня не трудно. Я сам обманываться рад!»
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Мужская и женская рифмы чередуются. Рифмовка кольцевая чередуется с перекрёстной, встречается одно пятистишье с рифмовкой ААбАб. Речь динамичная и живая.
Тропы и образы
В стихотворении мало тропов. Эпитеты и метафорические эпитеты относятся к лирическому герою (глупость несчастная, ревнивая печаль ) или его возлюбленной (лёгкий шаг, голос девственный, невинный, бледная рука ). Метафоры в стихотворении общеязыковые: я бешусь, болезнь любви, теряю ум. Сравнение передаёт беспомощность героя: «Любуюсь вами, как дитя ».
Яркие образы создаются в основном не с помощью тропов – слов в переносном значении.
Стихотворение строится на чередовании статики и динамики лирического героя и его возлюбленной, что отражается в выборе частей речи (глаголы или существительные). Глаголы первых четырёх четверостиший обозначают движения души лирического героя: люблю, бешусь, признаюсь, узнаю, зеваю, терплю, желаю, люблю, слышу, теряю ум. В этих же четверостишьях действия Алины описываются существительными: лёгкий шаг, платья шум, голос девственный невинный .
В следующих четверостишье и пятистишье действия Алины описываются глаголами (улыбнётесь, отвернётесь, сидите, склоняясь, глаза и кудри опустя ), а лирического героя – существительными (отрада, тоска, награда – рука ).
В следующих двух четверостишьях лирический герой и Алина статичны оба. Глаголы заменяются существительными или опущены. Герой: несчастье, ревнивая печаль ; Алина: слёзы, речи, путешествия, фортепьяно .
Последние два четверостишья – мольба лирического героя: сжальтесь, притворитесь, взгляд может выразить, обмануть. Это только возможность, просьба, сама Алина пассивна. Бездействует и лирический герой: не смею требовать любви, любви не стою, обманываться рад .
Любовь лирического героя заранее обречена. Ни он, ни предмет его любви не предпринимают решительных действий, каждый по своей причине. Зачем же признание? Герой не может молчать, любовь требует выхода.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Признание»
А.С. Пушкин посвятил стихотворение «Признание» Александре Осиповой. В 1824 году поэт оказался в ссылке в Михайловском. Там он был под контролем, и его свобода была ограничена. К нему не приходили друзья, и он стал общаться с семьями помещиков, проживающих по соседству. Среди них была овдовевшая помещица с детьми. Пушкин часто бывал в ее доме и играл с ее детьми. Однако приемная дочь Александра, которой на тот момент было 19 лет, предпочитала проводить время в одиночестве. Она читала романы, вышивала и гуляла в саду.
Пушкин моментально влюбился в нее, но прекрасная юная особа не обращала на него внимания. Ему приходилось лишь украдкой наблюдать за ней и восхищаться ее красотой. За все время они перекинулись лишь несколькими фразами. Поэт влюбился, как мальчишка и в 1826 году посвятил ей стихотворение «Признание». В нем Пушкин выплескивает все свои чувства, испытываемые к Александре. Он уехал в Петербург, так и не передав девушке стихотворение. Спустя несколько лет, когда она приехала к мачехе, он написал ей записку, но она не ответила. Больше они не виделись, Пушкин посвятил ей еще несколько стихотворений.
Здесь лирический герой является прообразом Пушкина. Он говорит о том, что пора думать головой, но ведь сердцу не прикажешь. Он понимает, что его любовь так и будет безответной, и это заставляет его еще больше страдать. Вообще Пушкин влюблялся во многих женщин, такой уж у него был темперамент. Из-за этого он постоянно страдал, а чувство влюбленности помогло ему написать столько великих произведений. Поэт был рад даже мимолетному свиданию с Александрой.
По жанру лирическое стихотворение относится к элегии. Экспрессии добавляет большое количество глаголов. Размер стихотворения можно определить как четырехстопный ямб. Используется смешанная рифмовка. Произведение наполнено переживаниями и волнениями лирического героя. Создается ощущение, что «Признание» написано в едином порыве чувств и эмоций.
https://youtube.com/watch?v=H83RoZZhFjw
Темы, проблемы
Темой данного стихотворения, как и многих других произведений автора, является неразделенная любовь лирического героя. Лирический герой страдает от своей любви, потому что с возлюбленной у них нет будущего. Он любит. Но любит не взаимно. Именно поэтому он испытывает мучения от разрывающего из нутрии его чувства.
В то же время он получает удовольствие от внимания возлюбленной, но это удовлетворение очень кратковременно.
Автор восхищается женской красотой, превознося её.
Александр Сергеевич был очень влюбчивым человеком, но в своих чувствах был очень честен. Если он любил – то любил всем сердцем, без утайки.
Он так же показывает то, что даже обман будет для него хоть кратковременным счастьем. Он понимает, что его чувства не взаимны, поскольку сердце возлюбленной принадлежит другому человеку. Лирический герой с состраданием смотрит на нее, поскольку понимает её состояние как никто другой. Ему жаль девушку, которая, как и он влюблена безответно.
Темы и мотивы
Основная тема стихотворения – описание любви, которой не суждено развиться. Поэт описывает состояние безнадежно влюбленного мужчины, который мучается то от ревности, то от робости. Ему не дано прикоснуться к своему идеалу, но в его любящем сердце нет места обиде и злости. Он настолько привязан к женщине, что желает ей счастья даже без него.
Также ярко виднеется в тексте тема христианского смирения
Мужчина не борется за внимание дамы, а подчиняется суровой, неумолимой необходимости ее отпустить и выжечь любовь в сердце дотла. Он делает это с добром, не таит ненависти, искренне желая женщине счастья
Хоть автор и говорит, что любовь «в душе моей угасла не совсем», но этими строками он подтверждает своё бессилие. Настроение обреченности и тоски прослеживается в каждой строке.
Таким образом, в стихотворении Пушкин раскрывает проблему неразделённой любви, передаёт тоску и гордость лирического героя.
Жанр, размер
По жанру данное стихотворение относится к интимной лирике, поскольку раскрывает очень много личных подробностей, которые не принято выставлять на всеобщее обозрение. Здесь раскрываются те истинные чувства, которые присущи влюбленным.
Если брать во внимание литературное направление, то это – реализм. В стихотворении есть определенный сюжет, который постепенно развивается
Александр Сергеевич пишет стихотворение «Признание» четырехстопным ямбом. Рифмовку при этом он выбирает кольцевую, которая периодически чередуется с перекрестной. Рифмы присутствуют как женская, так и мужская.
Основная мысль произведения
Основной мыслью произведения является неразделенная любовь лирического героя, в котором можно увидеть самого поэта. Он доверил все свои чувства, которые переполняли его, бумаге. Здесь мы можем увидеть нежность и любовь поэта. Конечно, ведь он делится самым сокровенным и интимным. В произведении «Послание» вино душу автора, которую он не стесняется раскрыть и показать.
Любовь переполняет поэта, но, к сожалению, она не взаимна. Его возлюбленная так же влюблена, но, увы, не в него. Он страдает от этого, ревнует её. Он готов заниматься самообманом, ведь это доставляет ему хотя бы мимолетное облегчение и радость.
В самом конце стихотворения автор принимает свою участь и желает своей любимой ответного и взаимного чувства, пусть и не с ним. Только по-настоящему любящий человек способен пойти на самопожертвование во имя любимого человека.
Данное стихотворение являлось личным посланием, поэтому большую часть своей жизни провело в личном архиве поэта. Александр Сергеевич признает, что Александра Осипова стала одной из тех женщин, которая оставила в судьбе поэта существенный след. Её даже можно назвать музой, благодаря которой мы имеем возможность наслаждаться прекрасными строками произведения. Она воплотила в себе образ невинности и красоты.
Берущие за душу короткие стихотворения
***
Я хотел рассказать, но вот только молчу, Я хотел написать, но в душе лишь кричу И нелепые строки сгорают опять Заставляя в пустых коридорах кричать.
***
В чём смысл жизни — риторический вопрос, Который каждый мыслящий с собою нёс. А смысл в том — чтоб смысл обрести. Себя, спасая — мир спасти.
***
Всё сбудется, всё непременно сбудется. Ты только веры в счастье не теряй. Печаль уйдёт, а горе позабудется. Не падай духом и не унывай.
***
Душа… Заплата на заплате… Не сосчитать уже прорех. Совсем не дешево мы платим За каждый промах свой и грех
Стежки неровные по кромке… Рука уставшая дрожит… Шепчу сама себе негромко: «Куда деваться?…Надо жить!…»
***
Пройдись рукою по моей щеке Прижмись, возьми мою ладошку, Оставь, случайно на моей руке След поцелуев нежную дорожку.
И я замру от маленького счастья, Дыша теплом, идущим от тебя. Уйдут, как едкий дым, мои ненастья В родных объятьях затеряюсь я!
Эли Оболонская
***
Сейчас бы юности коснуться, И в детство снова убежать, Чтоб беззаботно встрепенуться, О чём-то вкусном помечтать.
***
Всю жизнь я собираюсь жить. Вся жизнь проходит в ожиданье, И лишь в короткие свиданья, Когда немыслимо решить,
Что значит быть или не быть, Меж гордым мигом узнаванья И горьким мигом расставанья — Живу, а не готовлюсь жить.
Образ лирического героя
Лирический герой «Признания» — сам автор, потому понимание его характера — главный ключ к раскрытию произведения. В нём поэт подводит итог собственной жизни, рассказывает о себе — стих можно считать автобиографическим. Первым делом герой заявляет, что «не умеет притворяться» и «ценит честность превыше всего» и рассказывает, как никогда не терпел несправедливость и неверность родине, которые мог заметить. Это отражает личность автора при жизни.
Державин представляет себя как поэта, творящего на благо отечества и желающего сохранить память о великих героях и делах для потомков
Но одновременно с этим он уделяет внимание и простым людям, ценя индивидуальность каждого из них. Выстроив доверие с читателем, Державин признаётся, что был далёк от совершенства
Он освещает свои недостатки — чрезмерное увлечение женщинами, пристрастие к светским удовольствиям, споры с правительством. Это показывает его как человека смелого, не стесняющегося публично признать ошибки.
В раннем творчестве он восхищался императрицей Екатириной II, но когда стал её секретарём и узнал о государственных делах поближе, не смог сказать о ней почти ничего хорошего. Этот момент тоже кратко освещается в строках стиха («Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам») — поэт признаётся в разочаровании правителями, которые издалека казались безупречными. Бегло затрагивается и тема религии — автор упоминает свой талант как божий дар, но не заостряет на этом внимания.
Лирический герой не скрывает своего несовершенства — он доверительно рассуждает с воображаемыми собеседниками, что из себя представляет и как прошла его жизнь, признаётся в помыслах и желаниях, раскрывает тайны
Он понимает, что далеко не святой, но акцентирует внимание, что у всех людей есть изъяны — и свои он не боится признать
Чёткое воплощение образа автора стало новаторством, вышедшим за пределы классицизма
Поэт обратился к индивидуальным характеристикам человека, подчеркнул особенность и важность каждой личности. Он хотел, чтобы потомки поняли эти идеи и запомнили его честным, порядочным, добрым, человечным, несмотря на приверженность к слабостям и искушениям
Произведение наполнено искренностью — через лирического героя читатель искренне проникается тем, что писатель любил и ценил.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Нина_Петрович
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!«Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!» Кому были посвящены эти строки?
Не секрет, что Александр Пушкин был человеком страстным, и влюбчивым. Он постоянно находил новые и новые объекты для обожания, и каждой из женщин посвящал огромное количество стихов. С некоторыми из своих муз, как ласково называл Пушкин многочисленных возлюбленных, ему приходилось встречаться довольно часто, с другими же судьба сводила его лишь на короткое время, которое становилось для поэта самым счастливым и, одновременно, несчастным. Ведь в большинстве случаев чувства Пушкина так и оставались без ответа, а коварные красавицы специально дразнили поэта, заставляя его ревновать, страдать и — осыпать их стихотворными признаниями в любви.
В 1824 году из-за своего вольнодумства и довольно резких высказываний в адрес царского режима поэт был отстранен от государственной службы и сослан в родовое поместье Михайловское, где ему предстояло провести два долгих года. Покидать имение Пушкину было строжайше запрещено, друзья наведывались к нему в гости нечасто, поэтому очень скоро поэт сошелся с немногочисленными соседями-помещиками, среди которых оказалась 19-летняя Александра Осипова. Она была приемной дочерью овдовевшей помещицы, поэтому в ее доме чувствовала себя несколько стесненно и неуверенно. Тогда как Пушкин с азартом играл с родными детьми помещицы и даже организовывал с их участием шуточные театрализованные представления, Александра предпочитала гулять по саду в одиночестве или же читать французские романы.
За все время знакомства с девушкой Пушкину удалось переброситься с ней лишь несколькими незначительными фразами. Однако он был поражен удивительной красотой и сдержанностью девушки, постепенно осознавая, что влюбился в Александру, как мальчишка. Именно ей в 1926 году он посвятил свое стихотворение «Признание», которое так никогда и не было прочитано его избранницей. Автор попросту не успел его вручить Александре, так как получил разрешение вернуться в Петербург. Но он не забыл о предмете своих увлечений и впоследствии посвятил Александре Осиповой еще несколько волнующих и романтических стихотворений.
Что касается «Признания», то уже в первой строчке Пушкин раскрывает перед избранницей свои истинные чувства, о. Столь противоречивые слова связаны с тем, что поэт не может добиться расположения девушки, и понимает, что она никогда не ответит ему взаимностью.Пушкин восклицает: «Пора, пора мне быть умней!». Однако ничего не может с собой поделать, чувствуя характерные симптомы болезни, именуемой любовью. Любое мимолетное свидание с предметом своей страсти поэт воспринимает, как дар небес, считая для себя наградой услышать звонкий голос девушки или же поймать украдкой ее взгляд. Ее появление для Пушкина сродни восходу солнца, и автор честно признается – при виде Александры «я вдруг теряю весь свой ум».
Пушкин понимает, что не может стать достойной партией для девушки, так как находится в опале, лишен должности и благосклонности светского общества. Поэтому он даже не смеет молить ее о любви. Но при этом очень надеется, что избранница ему искусно подыграет, сделав вид, что интересуется поэтом. «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!», — восклицает автор.
Спустя 10 лет, собираясь вновь в Михайловское, Пушкин вдруг узнает, что совсем недавно в гостях у мачехи побывала Александра, к тому времени успешно вышедшая замуж. Он отправляет ей послание с просьбой задержаться еще на несколько дней, чтобы иметь возможность увидеть ту, которой когда-то принадлежало его сердце. В коротком письме Пушкин сообщил, что хочет передать свои стихи, которые когда-то посвятил ей, но ответа так и не получает. Им не суждено больше встретиться, однако в истории русской литературы Александра Осипова остается одной из муз поэта.
Источик
Анализ стихотворения «Признание» А.С. Пушкина
В 1824 году за вольнодумство и резкие суждения о царе Александр Сергеевич Пушкин был сослан в село Михайловское в имение своей матери. По словам самого писателя, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой, но все это нравилось мне недолго». Ему предстояло провести в поместье долгих два года.
Друзья поэта опасались, что уединение в деревне станет губительным для поэта. Но их страхи были напрасными. Писатель много работал, размышлял, быстро свёл знакомства с соседями по имению. Стал часто бывать у помещицы П.А. Осиповой в Тригорском. Именно там он встретил Александру Осипову (Алину), которой посвятил одно из самых известных своих стихотворений о любви — «Признание».
Александра Осипова приходилась падчерицей хозяйке поместья Прасковье Александровне Осиповой. Сашенька восхитительно играла на фортепьяно, была весьма артистична, нрава весёлого, чувственна и кокетлива. Во время появления в их доме поэта она была увлечена своим сводным братом Алексеем Вульфом, отношения с которым давно перестали быть романтическими. Любовники ругались, расставались, но неизбежно опять сближались. Этот роман длился годами.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Стихотворение «Признание» начинается с чувственных строк неподдельной страсти поэта к тригорской красавице:
В следующих строках, поэт молит о любви Алину, прекрасно понимая, что поступает глупо:
Поэт догадывался, что чувства его безответны. Сердце прекрасной Алины занято. Он знал о ее романе с Алексеем Вульфом:
Поэт любил женщин, был натурой страстной и влюбчивой. Возникает вопрос, под влиянием каких чувств написал своё «Признание» Пушкин, была ли это искра пылкой влюблённости, или любовь в «силу привычки»? Пушкинисты склоняются к тому, что всё-таки любовь поэта к Алине Осиповой была только лишь капризом писателя:
Все произведение пронизано строками любовного признания поэта к тригорской красавице, но последнее четверостишие всё-таки заставляет читателя с улыбкой отнестись к чувствам писателя:
Я сам обманываться рад! Поэт просит барышню об игре, не настаивая на серьёзности чувств к себе. Он подтрунивает над девушкой: «Мой ангел, я любви не стою!». Скорее всего, поэт относится к Алине как к очаровательному ребёнку:
«Признание» — это не элегия: несмотря на искренность писателя, в словах присутствует легкая ирония и тонкий юмор, никоим образом неоскорбительный для Алины.
Стихотворение датируется 1826 годом. Через несколько месяцев он покинет Михайловское. Поэт уедет, чтобы через несколько лет (в 1833 году) еще раз вернуться в родовое имение на похороны матери. Писатель будет просить Сашеньку Осипову о встречи, но просьба останется без ответа.
К тому времени Александра выйдет замуж за полицмейстера Петра Николаевича Беклешева. Этот брак не принесёт ей счастья. Роман с Алексеем Вульфом будет ещё продолжаться долгие годы. Поэт больше никогда не встретится со своей «мимолётной» музой, подарившей миру, может быть, одни из самых чувственных строк о любви.