Краткий анализ стихотворения узник пушкина: история создания и главная идея

Стихотворение «анчар» пушкина: анализ по плану

Предмет споров

История создания стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» остаётся тайной до сих пор. Попытки разгадать её породили бесконечные споры, продолжающиеся и поныне. Исследователи выдвигают три основных версии:

  1. Пушкинское стихотворение является кавер-версией аналогичных произведений, создаваемых поэтами XVIII века.
  2. Подавляющее большинство полагает, что в своих строках автор высмеивал тяготы своего существования, а произведение не носит характер восхваления, а, совсем наоборот, является проявлением ироничного отношения автора к самому себе.
  3. Согласно ещё одной версии, Александр Сергеевич, предчувствуя свою кончину, подвёл стихотворением итог своей творческой деятельности.

Построение композиции

В процессе написания стихотворение Анчар структурно разделено автором на две части. В начале сочинения дается описательная характеристика самого «древа зла» и сурового пейзажа, в котором оно произрастает, источая ядовитую смолу и отпугивая животных.

В финальной части жестко и хлестко излагаются преступные действия владыки – вершителя судеб и его послушного раба, коих поэт уравнивает в совместном молчаливом преступлении:

  • «Но человека человек послал к анчару властным взглядом»,
  • «И умер бедный раб у ног непобедимого владыки».

Важно! В мире людей царь-тиран является метафорой Анчара, смертельной опасности и омерзительного коварства преступного порабощения для живущих людей, имеющих активную гражданскую позицию

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимнее утро.История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причём известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строки.

Тема стихотворения – красота русской природы в зимний период года.

Композиция – на протяжении всех пяти шестистиший наблюдается линейная композиция.

Жанр – лирическое стихотворение, вид лирики – пейзажная.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с парной и кольцевой рифмовкой.

Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.

Сравнение – “как бледное пятно”.

Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”.

https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/zimnee-utro.html

“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе: с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Некрасова Признание В этом стихотворении автор признается в любви к своей ненаглядной. Сколько прекрасных имен, эпитетов он для нее придумывает! Она и краса младая, и царица… А герой, понятно, готов стать её рабом.
  • Анализ стихотворений Некрасова
  • Анализ стихотворения Толстого Прозрачных облаков спокойное движенье… В этом стихотворении не просто очень красиво показана осенняя природа, но и передано ощущение этого состояния… Много не только красок, но и ощущений, звуков и, конечно, поэтических образов. П
  • Анализ стихотворения Мои читатели Гумилева Когда человек чувствует, что совсем скоро расстанется с жизнью, начинает задумываться над тем, как он прожил жизнь и что сделал для себя, а также и для других хорошего, а чего сделал плохого.
  • Анализ стихотворения Творчество Брюсова Валерий Брюсов является приверженцем символизма. Его произведения нельзя воспринимать буквально, нужно суметь разгадать символы, которые он в них вложил. В стихотворении «Творчество»

Приемы раскрытия образов

Лирические герои и их образы раскрываются Александром Сергеевичем с помощью сравнений и умело составленных эпитетов, позволяя читателю представить себе и полностью понять описанные в стихотворении образы:

Анчар изображается как одинокое и губительное для всех живых существ дерево, к которому не приближаются ни птицы, ни животные.

Царь показан как жестокий и эгоистичный человек, смело отправляющий покорного и готового исполнить любые прихоти правителя раба на смерть в своих личных целях, — ему нужна ветвь ядовитого дерева, и для него не имеет никакой ценности жизнь этого человека. Этот лирический герой беспокоится лишь о своих личных целях и желаниях.

Всё это Пушкин описывает читателю при помощи многочисленных средств выразительности.

Краткая информация об авторе и произведении

Чтобы лучше понять идею и настроение текста, следует разобраться в том, какие именно жизненные обстоятельства побудили писателя его написать. Так, при проведении краткого анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует упомянуть, что Тютчев в этот период совершал по долгу службы поездки во Францию и Германию, искренне восхищался Мюнхеном, но при этом тосковал об оставленной родине. Поэт не мог разобраться, почему на душе его тяжело, чего именно не хватает ему для счастья. Эти размышления и вылились в поэтический текст, написанный в 1835 году.

Следующий шаг анализа стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся» — определение того, о чем говорится в тексте. Лирический герой видит полет горделивой птицы, которую сама природа превознесла над привязанными к земле людьми. Коршун может улететь, а человек — нет. Герой невольно задумывается о том, что человек не так уж велик и могущественен, каким хотел бы себя считать. В противостоянии человека и природы победа остается за последней.

Вариант №3

Нужно заметить, что многие поэты в своем творчестве очень часто обращаются к теме поэзии и поэта. Александр Сергеевич Пушкин не был исключением. Наиболее ярким примером произведений, написанных в данной тематике у Пушкина можно назвать стихотворение «Поэт», написанное в 1827 году.

Анализ данного произведения нужно начинать с того, что отметить в данном произведении основной темой являются мысли самого поэта. Именно свои мысли и рассуждения Александр Сергеевич вложил в основную идею создания данного произведения.

Многие читатели могут заметить в данном произведении присутствие мыслей-рассуждений. И это не случайно, именно этим чаще всего занимался Александр Сергеевич. Он любил поразмышлять о том, кто он на самом деле, каково его предназначение в этой жизни и так далее.

Что касается строения данного произведения, то оно выполнено в привычном казалось бы классическом стиле. Однако, этот классический стиль был особенным, так как подобным образом писал только Пушкин

Тут стоит отметить, что все поэты имели свой уникальный стиль написания, и совершенно не важно, какое литературное направление они при этом выбирали

Это произведение очень хорошо показывает все мысли и чувства поэта, даже самые скрытные и тайные. Это было сделано не случайно, так как Александр Сергеевич просто в один момент осознал, что просто не может держать все в себе. Тогда и возникла идея написать данное произведение.

Нужно сказать, что удивительная судьба поэта прослеживается в каждой строчке. Здесь можно найти все, и счастье, и тяжелые испытания, и сложности, которые встречались ему на пути.

В целом же данное произведение является очень красивым, законченным и полным. В нем присутствуют и литературные приемы, которые помогают сделать общую картину ещё, более законченной и целой.

Метафоры, эпитеты и красочные прилагательные вместе с выбранной перекрестной рифмой, помогли поэту изложить все свои мысли на лист бумаги, создав такое удивительное и полюбившееся многим произведение.

В заключении хотелось бы сказать, что каждый человек в своей жизни много о чем думает, мечтает, размышляет и порой не нужно держать это в себе.

10 класс

Композиция

Классическая линейная композиция, тем не менее заслуживает подробного разбора.

В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.

Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придаёт ему колорит.

В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает с восхищением, а в четвёртой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.

Но последняя строфа вновь отправляет читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.

Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение условно можно разделить на две части. В первой части лирический герой равнодушен к славе, удалён от суетного мира (так чувствовал себя Пушкин в ссылке). Для героя важны только отношения с возлюбленной. Он даже забывает о грядущей разлуке. Вторая часть отделена от первой риторическими вопросами и восклицательным предложением. После несчастий, обрушившихся на лирического героя, всё затмилось перед ним, как перед путником, который увидел молнию.

Во второй части лирический герой рассказывает о новой цели своей жизни – желании славы, которая должна потрясти возлюбленную и напомнить ей о минуте расставания.

Синтаксически стихотворение симметрично. Первое и последнее предложения – сложные предложения с разными видами связи, состоящие из 8 строчек каждое. Первое предложение о том, что упоённый любовью не желает славы. Последнее – о том, что в разлуке герой мечтает о славе, чтобы имя его достигло милых ушей.

Среднюю часть составляют короткие эмоциональные предложения: риторические вопросы, предложения с многоточиями и восклицательные предложения.

Тема стихотворения – любовь и слава. Основная мысль: поглощённый любовью не мечтает о славе, но в разлуке с любимой желает славы единственно для того, чтобы любимая вечно слышала и вечно помнила о нём.

Средства художественной выразительности

Структура стихотворения призывает обратить внимание на организацию каждой строфы. Первой свойственна описательность, активно употребляются соответствующие тропы

Во второй строфе настроение изменяется, в тексте появляется довольно большое количество глаголов, создается динамичность. А в третьем катрене используется анафора, которая акцентирует внимание на идеале вольной жизни.

Всегда также при создании картины важную роль играют описательные конструкции. На удивление в стихотворении не часто встречаются эпитеты. Например, при описании темницы употребляется лишь один эпитет – «сырой». Значимо то, что Пушкин предпочитает использование распространенных описательных конструкций, что особенно заметно в последней строфе.

Средства выразительности

Ода Пушкина, согласно традиции Классицизма, написана возвышенным языком, что усиливает пафос произведения. Для этого автор использует старославянские, церковные слова: «глава», «столп», «пиит».

  • Текст «Памятника» строится на целом ряде метафор, ключевая из которых – «нерукотворный памятник», то есть слава поэта и его творческое наследие. «К нему не зарастет народная тропа», говорит поэт, показывая, что слава эта никогда не померкнет и не будет забыта. Также метафорически поэт называет землю «подлунным миром», а живущий в степи народ – «другом степей».
  • Образность стихотворения усиливают многочисленные эпитеты: «непокорная глава», «заветная лира», «великая Русь», «жестокий век».
  • Интересно, что при описании памятника используется олицетворение «вознесся выше он главою непокорной», так слава поэта одушевляется и становится самостоятельным действующим лицом, центром внимания и притяжения.
  • Есть в стихотворении примеры использования метонимии, например «непокорная глава» памятника – это одновременно и голова самого лирического героя, а назовет поэта в веках не сам «всяк сущий язык», а каждый его носитель.
  • Усиливают пафос стихотворения и его значение также синтаксические средства выразительности: инверсия («восславил я свободу»), анафора и многосоюзие.

Стихотворение «Памятник» становится подведением итогов и своеобразным поэтическим завещанием Пушкина. В нем поэт не только утверждает величие и значимость поэзии как таковой, но оценивает роль своего поэтического вклада и уверенно предрекает, что продолжит жить в культуре страны и памяти потомков.

LiveInternetLiveInternet

Иван Алексеевич Бунин

Все — точно в полусне. Над серою водой Сползает с гор туман, холодный и густой, Под ним гудит прибой, зловеще разрастаясь, А темных голых скал прибрежная стена, В дымящийся туман погружена, Лениво курится, во мгле небес теряясь.

Суров и дик ее могучий вид! Под шум и гул морской, она в дыму стоит, Как неугасший жертвенник титанов, И Ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм, Где мрачный хор поет в седых клубах туманов Торжественный хорал невидимым богам.

В 1899 Иван Бунин женился на Анне Цакни и перебрался в Одессу.

Анна Николаевна Бунина (Цакни)

Этот брак был непродолжительным, однако поэт сохранил очень теплые чувства к своей супруге и по-настоящему влюбился в Южную Пальмиру. Его покорил не только сам город изящный и аристократичный, но и Черное море – переменчивое и непредсказуемое в своем величии.

В 1900 году Иван Бунин создает небольшой цикл стихов, посвященных Одессе, в который вошло произведение «Сумерки».

Правда, следует сразу же отметить, что в этом стихотворении поэт рассказывает не об одесском море, а о Крыме, в котором очень любил бывать вместе с семьей. Один из вечеров поздней осени, проведенный на морском побережье, особенно запомнился автору, и он попытался рассказать то, что чувствует, глядя на бушующую стихию.

Вечернее осеннее море, неприветливое и угрюмое, производит на Бунина двоякое впечатление. Он чувствует себя весьма неуютно, наблюдая за тем, как «над серою водой сползает с гор туман, холодный и густой». То, что днем казалось таким милым и близким, в одно мгновение превращается в бездну, которая беспощадна по отношению ко всему живому. Автор практически физически ощущает угрозу, которая исходит от «темных голых скал», которые выстроились стеной вдоль берега. В такие моменты они готовы уничтожить любого, кто попытается посягнуть на их уединение, и Бунину остается лишь издалека наблюдать за тем, как сумрак опускается на море, маскируя опасные скалы.

Их стена еще по-прежнему видна сквозь туман, и поэт не перестает восхищаться тем, сколько мощи и неприступности таит в себе эта земная твердь. «Суров и дик ее могучий вид!», — с восхищением отмечает автор, сравнивая каменную глыбу с жертвенником титанов. При этом Бунин отмечает, что жертвенник еще не угас, ведь время от времени он требует свою дань от глупых и неосторожных людей, которые считают, что им по силам покорить водную и горную стихию. И мало кому приходит в голову простая мысль о том, что сочетание этих двух стихий может представлять реальную угрозу.

Если скала в восприятии Бунина является алтарем богов, то ночь поэт воспринимает, как жрицу этого древнего храма, которая при помощи надвигающихся сумерек оповещает о своем появлении. Поэт очень точно и романтично описывает этот момент, о. Ее встречает невидимый хорал ночных звуков и шорохов, которые возносят свою волшебную песню великим богам «в седых клубах туманов».

Текст: pishi-stihi.ru

Жанр стихотворения, размер

Как и большое количество стихотворений данного творца – это лирика, поскольку передает чувства и эмоции автора. В лирическом герое можно узнать самого поэта, который испытывает подобные чувства.

Направление автор выбрал романтическое. В нем поднимается тема свободы, которую так сильно ценит Александр Сергеевич. Герой произведения мечтает о свободе. Эти мечты автор детализирует за счет описания его внутренних переживаний и порывов.

Размер же для написания поэт выбирает не свойственный ему – строки написаны трехсложной стопой, амфибрахием, располагая ударный слог между двумя безударными.

Композиция

Композиция линейная.

  • Экспозиция и одновременно завязка – рассуждения о славе, когда лирический герой влюблен. Он стоит на коленях перед прекрасной женщиной и понимает, насколько все иное далеко от него. И, конечно, известность в это время не имеет ни малейшего значения.
  • Развитие действия происходит в стихах, повествующих о встречах и разговорах двух влюбленных. Их волнуют только чувства друг друга, а весь остальной мир перестает существовать.
  • Затем происходит кульминация. Автор не говорит конкретно, что именно случилось, ограничиваясь лишь беглым перечислением «слезы, муки, измены, клевета», которые обрушились буквально в один миг.
  • Пережив разрыв, герой меняется. Тут наступает развязка действия: он описывает свое новое отношение к славе, а читатель видит, насколько поменялся внутренний мир мужчины.

Весной

О весне (отрывок из стихотворения «Осень»)

Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. Суровою зимой я более доволен, Люблю её снега; в присутствии луны Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

О весне (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Глава седьмая

Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей.

Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови! С каким тяжелым умиленьем Я наслаждаюсь дуновеньем В лицо мне веющей весны На лоне сельской тишины! Или мне чуждо наслажденье, И все, что радует, живит, Все, что ликует и блестит Наводит скуку и томленье На душу мертвую давно И все ей кажется темно?

Глава восьмая

В те дни в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. Моя студенческая келья Вдруг озарилась: муза в ней Открыла пир младых затей, Воспела детские веселья, И славу нашей старины, И сердца трепетные сны.

Жанр, размер

Благодаря философским размышлениям, которыми пронизан текст стихотворения, «С поляны коршун поднялся» можно отнести к элегии. Что же касается литературного направления – то это романтизм. Как и любое стихотворение, относящееся к данному жанру, оно имеет отличительные черты, а именно: здесь содержится печаль, тоской, и имеет глубокую смысловую нагрузку.

Размер, который выбирает автор, четырехстопный ямб. Очень большое количество поэтов прибегали именно к данному размеру при написании своих произведений. Этому способствует универсальность этого размера, так как им легко выразить любую мысль и проблему произведения.

Характеристика лирического героя

В стихотворении присутствуют три основных лирических героя – царь, раб, посланный по плану царя за ядом, и анчар, который

«Как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной».

Этот образ описан в произведении особенно ярко, передавая читателю соответствующие эмоции и позволяя четко представить одинокое ядовитое дерево, к которому

«И птица не летит,

И тигр нейдет».

Прикосновение к яду этого дерева губительно для всего живого, ядом пропитаны его корни, кора и ветви. Это – символ несправедливости и вседозволенности верхушки власти: яд отравляет всё живое даже без прямого участия человека.

«Товарищам» («Прощанье»), анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Товарищам» («Промчались годы заточенья») написано Пушкиным в 1817 г. перед самым выпуском из Лицея, и посвящено этому событию. Пушкин попал в число первых выпускников. В Лицей принимали дворянских детей, мальчиков. Цель создания Царскосельского лицея состояла в подготовке выдающихся государственных деятелей, интеллектуальной элиты. Поэтому лицеистам давали широкие знания по разным предметам, их учили мыслить, готовили к труду на благо России. На гербе Лицея было написано: «Для общей пользы».

Занятия в Лицее начались 19 октября 1811 года, курс был рассчитан на 6 лет. Эта дата стала памятной для Пушкина и остальных лицеистов. Впоследствии занятия начинались 1 августа и длились до 1 июля, но летний месяц лицеисты тоже проводили в Лицее. Так что на 6 лет семьёй лицеиста становились его товарищи и учителя. Первый выпуск состоял из 29 человек; 17 человек были отправлены на гражданскую службу, 12 – на военную.

Стихотворение при жизни Пушкина напечатано не было. В первой редакции оно называлось «Товарищам», затем – «Прощанье».

Литературное направление, жанр

Жанр стихотворения «Товарищам» — послание. Его нельзя отнести к какому-нибудь литературному направлению. Ироничное, даже саркастичное, оно – крик души 18-летнего Пушкина, который не стал ещё великим и очень не хочет остаться безвестным. При этом автор раскрывается как личность, чуждающаяся каких-либо рамок и условностей. Стихотворение написано живым разговорным языком. В нём – весь проявившийся в дальнейшем гений Пушкина.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – размышления о выборе жизненного пути

Основная мысль: самое важное для лирического героя – не выбор одного из путей службы отечеству (штатская служба или военная), а возможность свободно мыслить и самому решать свою судьбу

Стихотворение можно разделить на три части. Первая – рассказ о скором прощанье и разлуке с друзьями, после чего каждый пойдёт своей дорогой. Вторая часть описывает судьбу выбравших военную или штатскую службу. В последней части лирический герой противопоставляет себя и тем, и другим, считая их достойными лучшей участи.

Сам лирический герой не стремится к почестям, а живёт лениво, «во всём судьбе послушный». Он отвергает традиционные представления об удачной дворянской судьбе, предпочитая свободомыслие, даже под угрозой наказания.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка преимущественно перекрёстная, но иногда она сбивается на парную, так что с 5 по 15 строку рифмуются пятистишья: АбАбб и ВгВВг. Такая неровная рифмовка приближает речь к разговорной.

Тропы и образы

В первой части возникает образ Лицея как дома. Пушкин называет время, прожитое в Царском Селе, годами заточенья. Действительно, комнатку свою размером 4 м на 1,5 м с видом на двор и церковь Пушкин называл кельей. Молодому человеку хочется вырваться в свет: «Зовёт нас света дальний шум». Но и разлука с «милыми друзьями» тяготит его. Насколько крепкой была дружба, показало время.

Неизведанное будущее описано в первой части с помощью метафор: промчались годы заточенья, разлука ждёт нас, зовет нас шум света, всякий смотрит на дорогу. Эпитеты характеризуют мысли о будущем – гордые, юные думы.

Во второй части лирический герой рассуждает о двух путях, которые предлагались выпускникам Лицея. Одни избрали военную карьеру, но при этом они вынуждены прятать свой ум под кивером (гусарским головным убором). Это аллегория военной службы, делающей человека несвободным. Лирическому герою она представляется бесполезной (махать саблей, мёрзнуть на параде, ходить греться в караул).

Не лучше и судьба чиновника. Он жертвует не умом, а честью. Рождён быть вельможей, но вынужден пресмыкаться «у плута знатного в прихожей», потому что избрал, полюбил «не честь, а почести». Его лирический герой называет покорным шутом (эпитет и метафора).

В третьей части Пушкин описывает собственное жизненное кредо, совпадающее с помыслами лирического героя. Он послушен судьбе (метафора), «беспечной лени верный сын» (эпитет и метафора), не стремится ни к военной службе («не рвусь я грудью в капитаны»), ни к гражданской («не ползу в асессора»). Слова капитаны и асессора – это аллегории военной и гражданской службы.

С помощью аллегорий Пушкин описывает собственную позицию. Красный колпак санкюлота (простолюдина времён Великой французской революции) – аллегория вольнодумства и свободолюбия. Шишак (старинный воинский головной убор) – аллегория наказания за свободомыслие, солдатчины. Распахнутый жилет – аллегория беспечной лицейской жизни.

Темы и проблемы

Главной темой данного стихотворения является борьба свободы и заключения, раскрывающаяся при помощи образов и средств художественной выразительности. Орел, «вскормленный в неволе», находится в таком же заточении, как и герой. Но они стремятся к свободе. Это видно из яркого призыва, обращенного вольной птицей к человеку.

Также Пушкин поднимает проблему политического характера, ведь все происходящее в стихотворении – аллегория ситуации в царской России. Гордые, способные, сильные люди томятся в клетках, им не дают развернуться абсолютистские порядки, при которых роль гражданина сводится до второстепенной. Те, кто мог изменить страну к лучшему, не допускались до правления и становились жертвами режима, рассованными по ссылкам и каторгам. Так произошло и с поэтом, который примеряет на себя образ птицы с подрезанными крыльями и поднимает читателей на бунт против системы.

Жанр, направление и композиция

Данное стихотворение относится к пейзажной лирике, которая у автора соответствует канонам эпохи романтизма. Природа в стихотворениях М. Лермонтова – это иллюстрация глубоких внутренних переживаний лирического героя.

В пейзажи он вкладывает собственные философские раздумья, а также воспоминания о прошлом.

В результате из-под пера поэта выходят удивительно одухотворенные и притягательные образы.

Для произведения характерен описательный тип композиции. Исходный момент лирического повествования – тучка ночует «на груди» утеса-великана. Затем она улетает, оставляя лишь влажный след на камне.

Дальнейшее развитие сюжета происходит уже в эмоциональной плоскости: утес страдает, осознавая свое одиночество. Кульминация – это слезы каменного утеса, на которые он, казалось бы, не должен быть способен.

Происходящее обусловлено сюжетными нормами романтической поэзии.

Дельвигу А.А.

Отрывок из стихотворения «Дельвигу»:

«Друг Дельвиг, мой парнасский брат, Твоей я прозой был утешен. »

Отрывок из стихотворения «Пирующие студенты»:

«…Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыпленный. Взгляни; здесь круг твоих друзей; Бутыль вином налита, За здравье нашей музы пей, Парнасский волокита. Остряк любезный, по рукам! Полней бокал досуга! И вылей сотню эпиграмм На недруга и друга…»

Отрывок из стихотворения «К Дельвигу»:

«Послушай, муз невинных Лукавый духовник…»

«…О Дельвиг! начертали Мне музы мой удел; Но ты ль мои печали Умножить захотел?…»

Отрывок из стиха «Дельвигу»:

«Любовью, дружеством и ленью Укрытый от забот и бед, Живи под их надежной сенью; В уединении ты счастлив: ты поэт…»

Отрывок из стихотворения «Чем чаще празднует Лицей…»:

«…Зовет меня мой Дельвиг милый, Товарищ юности живой, Товарищ юности унылой, Товарищ песен молодых, Пиров и чистых помышлений, Туда, в толпу теней родных Навек от нас утекший гений…»

Средства выразительности

В этом стихотворении поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.
  • Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
  • Сравнение – “как пробудившийся орёл”.

С их помощью Пушкин создаёт яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.

План к стихотворению «Памятник» Александра Сергеевича Пушкина: вопросы


Стихотворение «Памятник» Александра Сергеевича Пушкина При жизни поэта это творение не было никому известно. Появилось оно в свете уже в 1841 году. Чтобы написать по этому творению сочинение, нужно сначала составить план. Вот вопросы по плану к стихотворению «Памятник» Александра Сергеевича Пушкина:

  1. Какое отношение к произведению имеют Державин и Дельвиг?
  2. Почему стихотворение «Памятник» называют пророческим?
  3. Какова роль поэта в общественной жизни в понимании Пушкина?
  4. Почему литератор бессмертен?
  5. В чем особенность композиции стихотворения?
  6. Какими средствами достигается пафос произведения?

В конце нужно обязательно сделать вывод. Как его правильно написать, ищите в самом низу статьи. Читайте далее.

Построение композиции

В процессе написания стихотворение Анчар структурно разделено автором на две части. В начале сочинения дается описательная характеристика самого «древа зла» и сурового пейзажа, в котором оно произрастает, источая ядовитую смолу и отпугивая животных.

В финальной части жестко и хлестко излагаются преступные действия владыки – вершителя судеб и его послушного раба, коих поэт уравнивает в совместном молчаливом преступлении:

  • «Но человека человек послал к анчару властным взглядом»;
  • «И умер бедный раб у ног непобедимого владыки».

Важно!

В мире людей царь-тиран является метафорой Анчара, смертельной опасности и омерзительного коварства преступного порабощения для живущих людей, имеющих активную гражданскую позицию.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Памятник» – признание божественной природы поэзии и ее высокого гуманистического значения. Пушкин в этой мысли продолжает традицию поэтов предшествующих эпох, но добавляет собственные размышления на эту тему.

Пушкин демонстрирует величие поэзии, помещая ее славу выше славы императоров и полководцев, ведь его памятник «вознесся выше Александрийского столпа».

Смысл стихотворения «Памятник» заключается в том, что поэзия таким образом возносится над всеми земными ориентирами, утверждается ее божественное происхождение. Поэт и его муза послушны лишь «веленью божию», они беспристрастны к похвале и осуждении «подлунного мира», но воспевают свободу и добро, и именно поэтому оказываются достойны бессмертия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: