Анализ стихотворения «я встретил вас

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводит в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Тема

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал это время года. Тютчеву осень навевала тоску от осознания, что жизнь явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.

Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.

Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов, уходящего года, оценке его со стороны.

Композиция

Стихотворение состоит из 3‑х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают, лишь при прочтении как единого целого.

История создания

Произведение, ставшее главным в творчестве писателя, Ф. Тютчев написал в 1870 году, будучи на тот момент уже в возрасте 67 лет. Но, вопреки прошедшим годам, произведение наполнено глубокими, сильными эмоциями и трепетом любящего сердца.

Стоит отметить, что изначально это стихотворение было озаглавлено инициалами «К.Б.», за ними скрывается имя той самой девушки, в которую и был влюблен поэт во времена своей молодости. К сожалению, этой любви не удалось сбыться, ведь родители девушки были против их союза, и ей пришлось связать свою судьбу с другим мужчиной. Эта драма, несомненно, отразилась на дальнейшем творчестве писателя, ведь такие переживания остаются шрамами на сердце на всю жизнь.

Однако, находясь в пожилом возрасте, когда, казалось бы, в сердце поэта уже не было места для сильных чувств, Тютчев вновь встречает ее, ту самую девушку- Амалию Крюденер (в девичестве – Лерхенфельд). Нахлынувшие воспоминания вновь заставляют поэта чувствовать полноту жизни, теплоту и любовь, точно все это волшебный сон.

Тематика

Основная тема стихотворения «Я встретил Вас…» – это возрождение любви к жизни в человеческой душе и счастья, тёплые воспоминания о прошлом, которое, правда, прошлым так и останется. Герой стихотворения – молодой человек или, скорее, мужчина, словно уставший от самого себя. Чувства в нём почти мертвы, они притупились со временем и ослабли. Для него жизнь теперь статична, не изменчива, размеренна и спокойна. Но неожиданная встреча переворачивает его мир с ног на голову, возрождая в нём давно забытое. Эту девушку он когда-то любил, с ней по-настоящему жил, испытывал пылкую страсть и нежность. Эта встреча – встреча с его собственной молодостью, когда он ещё что-то чувствовал и давал живой отклик каждому незначительному изменению. Она взбудоражила его. Тютчев тонко характеризует волнение молодого человека: всё было так просто и неизменно, как вдруг… сердце снова ожило.

Лирическое произведение «Я встретил Вас…» — это история о душевных преобразованиях, мимолётных и скорых, невероятных, значимых. Воспоминания побуждают его понять, что хочется жить, дышать снова, чувствовать, радоваться, надеяться на счастье и вдохновение.

Анализ стихотворения Тютчева «29-е января 1837»

Между гибелью Пушкина и поэтическим отзывом Тютчева прошло несколько месяцев. Стихотворение, озаглавленное датой трагической кончины, появилось летом 1837 г., когда автор ненадолго приехал в Россию из Мюнхена, где находился на дипломатической службе. Этими обстоятельствами объясняется диалогичность поэтического текста, в котором запечатлены не только личные эмоции, но и общественный резонанс, вызванный скорбным известием.

Стихотворение изобилует реминисценциями из пушкинских и лермонтовских источников. Обнаруживаются интертекстуальные связи с произведениями Жуковского, Вяземского и других авторов, откликнувшихся на трагические события. Мотивы лживого слова и высокого творческого предназначения, образы тени поэта и карающей руки – примеры перекличек многочисленны.

Череда риторических вопросов начинает эмоциональную речь лирического субъекта. Постепенно вырисовывается портрет преступника, растерзавшего «свинцом смертельным» сердце поэта. Апеллируя к ветхозаветным аллюзиям, герой клеймит его броским словом «цареубийца», как Каиновой печатью. Возникает категория высшего суда: она напоминает лермонтовскую, однако служит не для обличения светских «наперсников разврата», а для наказания убийцы.

Начиная с центральной части меняется адресат стихотворения – с третьего лица на второе, с виновника преступления на образ погибшего поэта. Трагическая фигура последнего наделяется комплексом возвышенных атрибутов, приближающих его к облику царственной особы: поэт причастен к божественному началу, наделен святой и высокой ролью посредника между идеальным и реальным мирами. На столь величественном фоне претензии противников-«суесловов» выглядят особенно ничтожными.

Финальные строки представляют оригинальную версию причин пушкинской дуэли. Интересен выбор эпитетов, характеризующих «кровь» погибшего: «благородная» и «знойная». Обладатель взрывного темперамента, поэт руководствуется сознательным выбором. Подобно рыцарю, он исходит из понятия «жажды чести», защищая свою репутацию.

Архаизированная лексика и конструкции, изобилие церковнославянизмов – торжественный стиль тютчевского творения соответствует возвышенному содержанию. Из общей картины выделяется лаконичный финальный прогноз. В афористичном двустишии светлая память о поэте сравнивается с трепетным и пронзительным чувством первой любви.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Основная мысль

Главная мысль стихотворения заключается в том, что лишь искренняя любовь способна подарить человеку невероятную жизненную силу.  Так получилось, что в молодости поэту пришлось отречься от своей любви, навсегда расставшись с дорогой женщиной. Она связала себя узами брака с другим мужчиной. И вот, на закате своих дней, поэт встречает ту, кого сердце не отпускало всю жизнь. Его чувства оживают вновь, давая понять, что время над ними было не властно.

Автор начинает вспоминать свои молодые годы, ведь именно в то время он был безумно счастлив рядом с любимой девушкой.  Но счастье длилось не долго, и паре влюбленных пришлось расстаться.

Даже сейчас, будучи мужчиной преклонного возраста, он с обожанием смотрит на любимую женщину, утверждая, что со временем она совсем не изменилась. В глазах влюбленного она осталась такой же молодой и прекрасной. Он ощущает невероятный приток жизненных сил и энергии – вот что способна творить любовь с людьми. Поэтому никогда не стоит говорить, что ваше время прошло, и чувства остыли. Нет! Если любовь была настоящей, то даже спустя большое количество лет даже мимолетная встреча способна воскресить былое.

Своим произведением автор пытается убедить читателя в том, что любви все возрасты покорны. Поэтому даже на закате дней человек должен жить и любить, наполняя свое сердце теплом и счастьем!

Анализ стихотворения Тютчева «Славянам»

На создание поэтического приветствия автора вдохновило значительное общественное событие, произошедшее весной 1867 г., — съезд, принявший более 80 зарубежных гостей. К делегатам, которые представляли 11 славянских народностей, не имевших собственной государственности, обращены торжественные тютчевские строки.

Произведение открывает радушное обращение к обобщенному образу лирического адресата: начавшаяся встреча трактуется как пир в кругу родственников, зримое подтверждение искренних и добрых отношений «своих» — русских хозяев и славянских гостей.

Во второй строфе возникает образ гостеприимной России, надежного дома для братских народов, подвергаемых гонениям на родине. Изображение идеального художественного пространства дома-страны дополняется комплексом характеристик через отрицание: здесь нет чужаков-расистов у власти, язык един для всех, славянская национальность не возводится в ранг недостатка, существенного изъяна.

Лирический герой приходит к выводу: истинная причина ненависти к славянам — боязнь, что они объединятся, явив на политической арене дружную и мощную силу. Возвращаясь к образному ряду, заявленному в зачине, автор оперирует понятиями родства: семья, братья, сыновья одной матери.

Критические интонации, адресованные европейскому обществу, достигают кульминации в пятой строфе. Герой-оратор обвиняет западных оппонентов в двойной морали. Она предусматривает принципы верховенства закона и справедливости лишь для избранных народов. Незавидное «наследие славян» составляют ложь и насилие. Субъекта речи возмущает сложившаяся ситуация. Чувства притесняемых, обделенных славян метафорически уподобляются старой ране, которая тревожит больного.

Два восьмистишия посвящены позорному явлению, расколовшему единство славянской среды. Опальным племенем становятся поляки: хотя поэт избегает напрямую именовать изменников, комплекс намеков прозрачно указывает на определенный народ. Автор уподобляет отступников Иуде, предавшему своего учителя. Библейская аллюзия дополняется выразительным образом, изображенным в произведении « » Если нищие русские просторы освящаются присутствием Христа, то поведение польской шляхты сродни бесчестному предательству.

Осознавая грядущие трудности, лирический герой не теряет надежды: он связывает отрадные перемены с образом российского императора, пророча ему славную роль освободителя.

Темы, настроения, проблемы

  1. Основная тема стихотворения «Осенний вечер» — связь природы и человека. Лирический герой чувствует, что жизнь напоминает смену времен года. За осенью приходит зима, как за радостью приходит печаль. Но даже находясь в таком «предчувствии сходящих бурь», герой не перестаёт радоваться каждому мгновению, чувствовать любое изменение в окружающем мире. Поэтому он замечает и «тихую лазурь», и «порывистый, холодный ветр». Приход осени можно сравнивать с наступлением зрелости. В эту пору человек уже прошёл через многие испытания, однако, несмотря ни на что, не утратил жизнелюбие.
  2. Основная проблема стихотворения — неизбежность быстротечности бытия, которое не останавливается ни на минуту. Невозможно вечно пребывать в состоянии юности и подъема, ведь неминуемо должен начаться спад, неминуемо придет старение. Это непреложная закономерность естественного развития, и ее надо принять, не переча, что не всем дано.
  3. Настроение стихотворения грустное и меланхоличное, что способствует появлению ностальгии и светлой, очищающей душу тоски.

Темы, проблемы

Главная, и, пожалуй, единственная тема, которую поднимает Федор Иванович в стихотворении «Я встретил вас…» — это тема любви.

Поэт рассказывает о том, как ему посчастливилось встретить любимую женщину, с которой он был вынужден расстаться еще в молодости. Даже спустя столько времени, чувства поэта по-прежнему живы, а сердце жаждет любви.

Независимо от того, что стихотворение «Я встретил вас…» имеет небольшой размер, автору удалось передать читателю всю гамму чувств, которые царили в его душе. У него получилось рассказать о том смятении, восторге, светлой печали и ностальгии, которую испытывает его лирический герой, когда встречает любимую женщину, с которой пришлось расстаться много лет назад.

История самой преданной любви 19 века 1 вариант

Федор Иванович Тютчев (1803 — 1873г.) — Амалия Максимилиановна Крюденер-Адлерберг (1808 — 1888г.)

7 августа 1870 года поэт написал свое знаменитое стихотворение «Я встретил вас…» К. Б. Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое — И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян духовеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот — слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..

А история написания его такова: на курорте в Карсбаде в 1870 году 65-летний поэт поправлял свое пошатнувшееся здоровье. Там он встретил свою давнюю любовь — 62 -летнюю баронессу Амалию Крюденер. Почти сразу же родились строки, которым суждено быть бессмертными и стать вершиной лирики знаменитого поэта. Знакомство двадцатилетнего, еще мало кому известного поэта Федора Тютчева с Амалией фон Лерхенфельд, дочерью баварского дипломата, произошло в середине 1823 года в Мюнхене. Федора Тютчева назначили сюда сверхштатным чиновником при русской дипломатической миссии…

Шестнадцатилетняя Амалия покровительствовала превосходно воспитанному, чуть застенчивому русскому дипломату. Вместе они совершали частые прогулки по зеленым улицам Мюнхена, обожали поездки по древним предместьям, дальние экскурсии к прекрасному Дунаю. Федор влюбился. Юная Амалия была невероятно красива. Она очаровала Тютчева, поразила своей красотой, образованностью, глубиной чувств. Однако, влюбленным не суждено было связать свои жизни, Амалия отказала Фёдору. Распознать в нем будущую гордость России Амалия не могла. В 1826 году Тютчев женился на Элеоноре Петерсон, а семнадцатилетняя Амалия стала женой первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона Крюденера. А вот роль Амалии в дальнейшей судьбе Тютчева чрезвычайно велика. В апреле 1836 года барон Крюденер получил повышение и отправился в Россию. Амалия привезла в Петербург пакет от Тютчева. В пакете было около ста стихотворений. Десятки разрозненных страниц были переданы Амалией князю Ивану Гагарину. Часть стихотворений он переписал и передал Пушкину, издателю журнала «Современник», главного литературного журнала России. Восхищенный Пушкин их немедленно опубликовал. Так, благодаря Амалии, Тютчев стал широко известен на родине. От брака с бароном она родила троих детей. В 1855 году вступила во второй брак, с графом Николаем Адлербергом, генерал-губернатором Таврическим. От этого брака был рождён сын. После отставки графа на российской службе в 1881 году Амалия окончательно вернулась в Мюнхен.

Из письма Федора Ивановича к дочери: „Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В её лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

После трагической смерти Елены Денисьевой Тютчев уже не рассчитывал на то, что его сердца когда-нибудь коснется столь возвышенное чувство, как любовь, но после встречи с Амалией в его душе поселилась удивительная теплота, чувства вылились в прекрасные стихи

Он не рассчитывал на взаимность и не питал иллюзий по поводу того, что сможет обратить на себя внимание столь блистательной особы. Ему было достаточно лишь того, что одно ее присутствие позволило вернуться в прошлое и вновь почувствовать себя счастливым

Последняя встреча Тютчева и Амалии произошла в марте 1873 года, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась любовь его юности. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова…


Федор Иванович Тютчев (1803 — 1873г.) —


Амалия Максимилиановна Крюденер-Адлерберг (1808 — 1888г.)

Картинка Первый лист

Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым,-
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…

О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.

Читайте другие стихи Тютчева Федора:

здравый смыслЛетний вечерНапрасный трудвещая душаПоследний катаклизмСнежные горы
Норма фробениуса матрицы

Три эффективных способа самовнушения

Художественно – выразительные средства «Я встретил Вас — и все былое…»

Интересен и лексический строй тютчевского стихотворения «Я встретил Вас – и все былое…».

Так, сам стихотворный тютчевский шедевр читать очень легко, настроение создается легкое и светлое. Изменения в душе героя передают такие слова, как весна веет, время золотое, нежное упоение, теплое очарование, а грусть у лирика тоже особенная. Она и вековая, и поздняя. Использует поэт-философ и возвышенную лексику. Особенное место занимают глаголы, которые передает легкое и быстрое движение души: заговорила, встрепенулась, ожила. Использование глаголов позволяет нарисовать образ ветерка, легкого и воздушного, дуновение которого пробуждает силы для движения и преображения.

В тексте преобладает большое количество художественно-выразительных средств, которые как раз и позволяют передать всю глубину чувств основного персонажа. Используется следующие виды троп:

★ Метафоры и олицетворения: сердце у лирика ожившее, но такое, что ему от воспоминаний становить тепло, а жизнь у поэта — философа заговорила. ★ Сравнения: встреча у лирика произошла так, как будто разлука у них была вековая.

★ Эпитеты: поэт называет время золотым, разлука у него становится вековой, а к женским чертам, которые он узнает и которые ему так дороги, подбирает эпитет милые.

★ Инверсия: поэт меняет местами подлежащее «звуки» и сказуемое «слышнее стали». «Дни», а на первое место выносит сказуемое «бывают».

★ Анафора: в последней стихотворной строке повторяются первые слова, что позволяет выделить те части, где больше эмоций.

Интересен и звуковой строй стихотворного произведения. Используются следующие средства выразительности, как:

• Ассонанс: повторяются звуки о и э. • Аллитерация: использует повтор мягких звуков н и в, а также р.

Это придает всему стихотворению легкость и напевность, которую можно сравнить со свежестью легкого ветерка. Душа человека начинает возрождаться и эти этапы оживления читатель может видеть. В композиции пять строк, которые отражают пять этапов переживаний героя, от первого впечатления после встречи и до полного пробуждения чувств.

Рифма в тютчевском стихотворении точная, перекрестная. Так, интересна первая и третья строки, которые относятся к женской рифме, а вот вторую и, соответственно, четвертую можно отнести к мужской. Среди разных конструкций предложений встречается одно восклицательное, и в нем же употребляется многоточие. Самое стихотворение написано двусложным размером – ямбом.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Федор Иванович Тютчев – непревзойденный русский поэт, современник Пушкина, Жуковского, Некрасова, Толстого, оставивший богатое творческое наследие. Смысл жизни для Тютчева в любви. Не только к женщине, но и природе, Родине, всему живому. Лирика его многогранна. В ней можно выделить: философские, гражданские, пейзажные и любовные мотивы.

Поэт восхищался природой родного края, тосковал о ней, когда работал и жил в Европе. Она находит глубокое отражение в его творчестве. Этот поэтический мир, воссозданный на основе личных впечатлений, настолько яркий и точный, что кажется, будто ты находился рядом с поэтом, когда тот любовался видами, описанными в тексте.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» появилось 22 августа 1857 года. В тот день поэт возвращался вместе с дочерью из поместья Овстуг в столицу. И был поражен окружавшим их пейзажем. Москва не могла похвастаться нетронутой, чистой, природной красотой. В большом городе не так заметны перемены в погоде. Истосковавшись по живописным просторам, восхищенный Федор Иванович тут же делает поэтический набросок в своем блокноте, который неизменно его сопровождал.

Лирическая пейзажная зарисовка дарит нам картину самого начала осени. Был конец августа, но уже чувствовались перемены в воздухе, погоде, деревья начинали одеваться в золото и медь. Лето отступило, но буквально на несколько шагов. Эту тонкую грань перехода от одного времени года к другому запечатлел поэт.

Стихотворение пронизано лиризмом, острым чувством предвкушения чего-то нового. Федор Иванович с внимательностью, свойственной только творческим людям, отмечает, что описанный период очень короткий, его не каждый сможет уловить. Еще не запущен процесс увядания, подготовки к зиме и окружающий мир дарит самые яркие краски на прощание.

Природа Тютчева одухотворена, наполнена образами. Наделение погодных явлений жизнью, осознанной деятельностью свойственно многим писателям. Одним из первых принцип художественного параллелизма использовал М. Ю. Лермонтов.

Автор знакомит нас с таинствами ранней осени. Даже самому поэту не хватает слов, чтобы отразить особенности увиденного времени и свой восторг. Он использует сравнение августовского дня с хрусталем. Он такой же прекрасный, в нем отражается весь мир, но в то же время хрупкий, мимолетный, его невозможно удержать, зафиксировать. А вечера еще более великолепны, они «лучезарны».

Еще не наступила календарная осень, но у природы свои законы. Уже не слышно пения птиц, собран урожай, поля отдыхают, немного тоскуя, что больше не востребованы. Серебрятся водоемы, над которыми встает туман по вечерам, он и придает им «лучезарность».

Ушел летний зной, ночи теперь прохладны. А журавли, собравшись в клин, с протяжными криками подались в сторону южных краев. О близкой осени говорит также «паутины тонкий волос». Воздух наполнен тишиной, покоем, кругом царит гармония. Природа замерла в тожественном ожидании, вот-вот наступит золотой сентябрь. Все понимают, что еще далеко до наступления снежных бурь, от этого еще приятнее, веселее на душе у людей, лесного зверья и других живых существ.

В этом стихотворении нет унылого пейзажа, который мы можем встретить у Фета. Поэт избавляет нас от описания умирающей природы и унылой поры. До этого еще далеко. Оголенные деревья, холодные дожди, ветер, срывающий последнюю листву – до всего этого еще есть время. Время, чтобы насладиться красотой, счастьем. Описанию способствуют средства художественной выразительности, подобранные поэтом.

Сам Тютчев редко видел русскую осень. Данный период он чаще встречал в Европе. Поэтому для него увиденное было особенно ценным.

Прочитанное стихотворение оставляет радость, умиротворение – эмоции, сходные с чувствами, испытанными самим автором.

Мне нравитсяНе нравится

Анализ стихотворения «Я встретил вас – и все былое» Тютчева 2 вариант

Стихотворение «Я встретил вас – и все былое” было написано Ф. И. Тютчевым в 1870 году. Оно является одним из примеров любовной лирики поэта, созданной в поздний период его творческой карьеры.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1870 году, когда Тютчеву уже исполнилось 67 лет, это один из примеров произведений о любви.Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки.Композиция – линейная, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с когда-то любимой им женщиной, сравнивает ее с кратковременным ощущением весны поздней осенью, описывает свои чувства, приходя в конце концов к осознанию, что все это – истинная любовь.Жанр – точки зрения исследователей расходятся в вопросе о жанровой принадлежности: некоторые склонны относить это стихотворение к оде, другие – к элегии.Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, используется точная, мужская и женская рифмы, причем последние чередуются, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.Эпитеты – «в отжившем сердце”, «время золотое”, «душевной полноты”.Гипербола – «Как после вековой разлуки…”.Олицетворения – «…все былое… ожило”, «…жизнь заговорила вновь”.Метафоры – «весь обвеян дуновеньем”, «сердцу стало так тепло”.Аллитерация – повторение звуков «з”, «с”, «д”, «т”, «б”, «п”.Ассонанс – повторение гласных звуков «о”, «а”, «е”.Анафора – «Тут не одно…”, «Тут жизнь…”; «И то же в вас…”, «И та ж в душе…”.Градация – «Бывают дни, бывает час…”.

История создания

Любовная лирика Федора Тютчева особенно примечательна в поздний период его творчества. В стихах отразились его чувства, разочарования и мечты. Стихотворение «Я встретил вас” он написал в 1870 году в уже зрелом возрасте. Но, несмотря на это, произведение наполнено глубокими, яркими эмоциями, живой силой любящего сердца. Вызвано это было встречей с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Ее имя было зашифровано им в буквах К.Б.

Тема

Лирический герой встречает свою прошлую любовь, которая вновь пробуждает в нем прежние чувства. Воспоминания приятны ему: «Я вспомнил время золотое – и сердцу стало так тепло…”.

Образ возлюбленной не точен, передаются лишь ощущения поэта. Мы не можем представить, как выглядела эта женщина, какие имела «милые черты”, но понимаем, что Тютчев любил ее.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – «время золотое”, они дороги ему. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства – «и сердце стало так тепло”.

Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.

Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: «слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…”. И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: «жизнь заговорила вновь”.

Жанр

Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные в стихотворении, достаточно разнообразны. Их сочетание создает ощущение сопереживания лирическому герою, его чувств. Тютчев использует эпитеты: «в отжившем сердце”, «время золотое”, «душевной полноты”, метафоры: «весь обвеян дуновеньем”, «сердцу стало так тепло”.

Также интересны олицетворения: «…все былое… ожило”, «…жизнь заговорила вновь”, гипербола: «Как после вековой разлуки…”.

Особая мелодичность и напевность стихотворению придается за счет повторения звуков: «з”, «с”, «д”, «т”, «б”, «п” (аллитерация). Например, звук «т” в первой строфе встречается семь раз. А также используется ассонанс – повторение звуков «о”, «а”, «е”.

Для усиления производимого на читателя эффекта поэт применяет и такие художественные средства, как анафора («Тут не одно…”, «Тут жизнь…”; «И то же в вас…”, «И та ж в душе…”), и градация («Бывают дни, бывает час”).

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Из омута злого и вязкого Мандельштама Стихотворение Мандельштам написал в 1910 году в возрасте 19 лет. На тот момент поэт пересмотрел свое увлечение символизмом в сторону акмеизма. В 1908 году он познакомился с Николаем Гумилевым
  • Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова Все творчество Некрасова было пронизано темой непростой жизни русской женщины, которой на протяжении всего времени приходится претерпевать различные трудности и лишения.
  • Анализ стихотворения Двойная бездна Мережковского В своем стихотворении Двойная бездна Мережковский рассматривает тему взаимопроникновения смерти и жизни в рамках человеческого бытия. Он объединяет эти два феномена, которые, казалось бы, являются полностью противоположными
  • Анализ поэмы Мцыри Лермонтова Если заглянуть в историю создания знаменитой поэмы, то она уже сама по себе может стать началом для одного из самых романтических произведений в мире. С главным героем произведения Лермонтов Михаил Юрьевич познакомился на Кавказе.
  • Анализ поэмы Анна Снегина Есенина сочинение Поэма, написанная Есениным, играет важную роль в жизни самого Сергея Александровича. В «Анне Снегиной» переданы максимально теплые чувства, наполненные тоской по родине

Оригинальное название стихотворения:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: