Акмеизм

Творчество анны ахматовой

«Вещи и лица» в поэзии Ахматовой

Психологизм – отличительная черта ахматовской поэзии. О. Мандельштам утверждал, что «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века… Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу» («Письма о русской поэзии»).

Но психология, чувства в стихах поэтессы передаются не через непосредственные описания, а через конкретную, психологизированную деталь. В поэтическом мире Ахматовой очень значимыми являются художественная деталь, вещные подробности, предметы быта. М. Кузмин в предисловии к «Вечеру» о. Н. Гумилев в 1914 году в «Письме о русской поэзии» заметил: «Я перехожу к самому значительному в поэзии Ахматовой, к ее стилистике: она почти никогда не объясняет, она показывает». Показывая, а не объясняя, используя прием говорящей детали, Ахматова добивается достоверности описания, высочайшей психологической убедительности. Это могут быть детали одежды (меха, перчатка, кольцо, шляпа и т.п.), предметы быта, времена года, явления природы, цветы, и т.д., как, например, в знаменитом стихотворении «Песня последней встречи»:Песня последней встречи Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала – их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…» Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. 1911 Надевание перчатки – жест, ставший автоматическим, его совершают не задумываясь. И «путаница» здесь свидетельствует о состоянии героини, о глубине потрясения, испытываемого ею.

Ахматовским лирическим стихотворениям свойственна повествовательная композиция. Стихи внешне почти всегда представляют собой простое повествование – стихотворный рассказ о конкретном любовном свидании с включением бытовых подробностей:

В последний раз мы встретились тогда На набережной, где всегда встречались. Была в Неве высокая вода, И наводненья в городе боялись. Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине – нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость! – Затем, что воздух был совсем не наш, А как подарок Божий – так чудесен. И в этот час была мне отдана Последняя из всех безумных песен. 1914

Б. Эйхенбаум в 1923 году писал: «Поэзия Ахматовой – сложный лирический роман». Стихи Ахматовой существуют не в отдельности, не как самостоятельные лирические пьесы, а как мозаичные частицы, которые сцепляются и складываются в нечто похожее на большой роман. Для рассказа отбираются кульминационный моменты: встреча (нередко – последняя), еще чаще – прощание, расставание. Многие стихотворения Ахматовой могут быть названы маленькими повестями, новеллами.

Лирические стихи Ахматовой, как правило, невелики по объему: она любит малые лирические формы, обычно от двух до четырех четверостиший. Ей свойственны лаконизм и энергия выражения, эпиграмматическая сжатость: «Лаконизм и энергия выражения – основные особенности поэзии Ахматовой… Эта манера… мотивируется… напряженностью эмоции», – Б. Эйхенбаум. Поэзии Ахматовой свойственны афористичность и отточеность формулировок (например: «Сколько просьб у любимой всегда! У разлюбленной слез не бывает»), свойственна пушкинская ясность, особенно поздней ее поэзии. В стихах Ахматовой мы не находим предисловий, она сразу приступает к повествованию, как бы выхваченному из жизни. Сюжетный принцип ее – «все равно с чего начинать».

Ахматова как поэт-акмеист

Акемизм — это одно из течений модернизма. Представители этого направления вступили в противоречие с символистами и их мистицизмом. Для акмеистов поэзия — это ремесло, ему можно научиться, если постоянно практиковаться и совершенствоваться. Ахматова придерживалась того же мнения. У акмеистов в стихах мало образов и символов, слова отбираются тщательно, поэтому совсем не обязательно использовать их в переносном смысле. Одно из известнейших стихотворений, которые написала Ахматова, -«Мужество». Анализ стихотворения показывает, насколько значимым для поэтессы был русский язык. Атор относится к нему очень трепетно и уважительно: это проявляется как на уровне формы, так и на уровне содержания. Средств выразительности в стихотворении практически нет, фразы короткие и емкие.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи поэтесса использовала средства выразительности. Они также помогают передать настроение всего народа, попавшего в плен исторических событий. Абстрактные образы А. Ахматова создала при помощи метафор: «мы знаем, что ныне лежит на весах», «час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», «и внукам дадим, и от плена спасем». Дополняется монолог эпитетами: «горько остаться», «великое русское слово», слово «свободное, чистое». В наборе языковых средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские.

Удивляет интонация «Мужества». Содержание стихов требует восклицаний, но А. Ахматова не использует их. Этот прием наполняет строки особым смыслом. Кажется, поэтесса знает будущее, поэтому просто констатирует факт, что ее родной край будет освобожден. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, мужество и решительность передаются посредством шипящих «ж», «ш», «ч» («час мужества пробил на наших часах») и согласного «р» («и мы сохраним тебя, русская речь»).

Тема стиха

Основная тема – обращение к музе. Она является источником сил поэтессы, её вдохновителем и мотиватором. Без её покровительства сложно заниматься творчеством. А явление музы предстаёт настоящей почестью. Если она пришла, значит можно снова писать, творить, открывать душу и выводить мысли на бумагу в нужной форме.
Образ музы похож на образ ангела, который несёт свет и тепло. Поэтому её приход настолько ожидаем и важен. Тема эта не новая, она не раз поднималась ранее десятками других поэтов и писателей.
Финал стихотворения даёт понять одно: Ахматова не сдастся и будет продолжать борьбу с трудностями, она не отступит от своих нравственных идеалов.

«Тайны ремесла» Ахматова – анализ цикла стихотворений

Женщина выпустила не один сборник известных стихов, которые восторгали читателей. Она связывала творчество с интуитивным, подсознательным, таинственным даром. В каждое произведение Анна вкладывала душу и сердце, творения получались глубокими, откровенными, искренними. Рассмотрим известные стихотворения из цикла «Тайны Ремесла»:

  • «Творчество». Писатель показывает поэзию с внутренней стороны. Изначально к читателю в руки попадает законченное произведение. Он не задумывается о процессе его создания. Ахматова восхищается поэтами. По ее словам, у них развита чувствительность, обнажены чувства. Творческим процессом Анна называет приход вдохновения;
  • «Муза». Стихотворение о нестандартности, уникальности работы писателя. Покровительницей науки, искусства является муза со своеобразным характером, о котором поэт рассуждает в стихе;
  • «Поэт». В произведении Ахматова сопоставляет общество с поэтом. Большинство людей уверено, что написание стихов – это легкое занятие, не требующее труда. Анна исчисляет усилия, прилагаемые авторами, в чувствах, переживаниях, страданиях;
  • «Последнее стихотворение». Наполнено философскими размышлениями о работе в поэзии, творческом процессе. Женщина размышляет на тему появления поэзии, ее основы.

История создания

Военное время пополнило русскую литературу лирикой, способной объединять людей, поднимать боевой дух. В творчестве А. Ахматовой тоже появились такие произведения. В 1942 году, пребывая в эвакуации в Ташкенте, поэтесса написала строки «Мужества». Стихотворение вошло в цикл «Ветер войны», над которым Анна Андреевна начала работать еще в 1941 г.

Известно, что поэтесса не поддерживала коммунистический режим. Ведь он, словно жернова, безжалостно «перемолол» ее судьбу: мужа поэтессы расстреляли, сына сослали в Сибирь за антисоветские взгляды, а ее стихотворения не пропускала к печати цензура. Тем не менее, А. Ахматова видела, что новая власть смогла объединить русский народ. Она верила, что ее соотечественники смогут освободить Родину, но знала: им нужна моральная поддержка. Поэтесса понимала, что может помочь защитникам родной земли твердым словом.

Романтические мотивы в лирике М. Цветаевой

Своим творчеством Марина Цветаева подарила русской поэзии новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями.

Некогда Осип Мандельштам обрушился на творче­ство Цветаевой с резкой критикой. Он говорил о не­своевременности субъективно-лирической поэзии в тяжелую и решающую для России эпоху. Но именно тонким лиризмом и субъективностью дороги сегодня читателю цветаевские стихотворения.

Отличительными признаками романтической ли­рики Цветаевой являются внимание к внутреннему миру человека, культ субъективного, небывалая тяга к эмоциональному. Лирику Цветаевой отличает особая интимность

Поэт размышляет о детстве, о доме, о материнстве, о душе, о любви. Любовь в стихотворениях Цветаевой предстает и лукавой игрой, и нежным и проникновенным чувством, и неистовой страстью, и глубокой тра­гедией

Лирику Цветаевой отличает особая интимность. Поэт размышляет о детстве, о доме, о материнстве, о душе, о любви. Любовь в стихотворениях Цветаевой предстает и лукавой игрой, и нежным и проникновенным чувством, и неистовой страстью, и глубокой тра­гедией.

Совсем молодой увидела Марина Цветаева свой сборник «Волшебный фонарь». В нем впервые появ­ляется у поэта тема любви, которая занимает огром­ное место в ее лирике и много значила в жизни Цве­таевой вообще. Любовь, по Цветаевой,— «пожар в груди», «единственная новость, которая всегда нова». Определяющим мотивом в стихотворениях о любви у Цветаевой становится мотив разлуки, дале­кости родных душ.

Об огромной, не испытанной ранее нежности гово­рит поэт в стихотворении «Откуда такая нежность?». Опытной любовницей предстает лирическая героиня:

Не первые — эти кудри

Разглаживаю, и губы

Знавала — темней твоих.

«Всходило и гасло» не раз пламенное чувство ге­роини, но именно теперь она испытывает подлинную нежность, глубокую, всеобъемлющую. Как быть с этой нежностью, что с ней делать — главный вопрос стихотворения. К романтическим размышлениям призывает он читателя.

Любовь Марины Цветаевой к Сергею Эфрону стала любовью с первого же взгляда и на всю жизнь:

И, наконец — чтоб было всем известно! —

Что ты любим! любим! любим! — любим! Цветаева адресовала Эфрону более двадцати стихо­творений. Его образ в них романтичен. …по душе ему курган,

Воля, поле, даль без меры…

Он рожден в лучах Венеры,

Голубой звезды цыган…

Подлинным шедевром любовной лирики Цветае­вой является горечью наполненное знаменитое стихо­творение «Вчера еще в глаза глядел..».

Говоря о романтических мотивах лирики Цветае­вой, нельзя не сказать о стихотворении «Мне нравит­ся, что вы больны не мной..» Тихой печалью освещено оно, светлой грустью. Необыкновенная музыкаль­ность, лиризм определили судьбу стихотворения — оно было положено на музыку и давно является одной из любимых песен.

Тема любви поднята до трагической высоты в сти­хотворении «Попытка ревности». С надрывом звучит его первая строка:

Как живется Вам с другою? — Проще ведь?

«Я считаю, что Цветаева — первый поэт XX века. Конечно, Цветаева»,— утверждал И. Бродский, и с этим нельзя не согласиться. В своих стихах Марина Цветаева говорит о вечном, о том, что будет дорого че­ловеческому сердцу всегда — независимо от эпохи и царствующей идеологии.

Поэт Георгий Адамович утверждал, что стихи Цве­таевой «излучают любовь и любовью пронизаны, они рвутся к миру и как бы пытаются заключить весь мир в объятия. Это — их главная прелесть. Стихи написа­ны от душевной щедрости, от сердечной расточитель­ности… можно действительно представить себе, что от стихов Цветаевой человек станет лучше, добрее, само­отверженнее, благороднее».

Средства выразительности

Поэтический язык Анны Ахматовой можно назвать простым, приближенным к разговорному. Но в дореволюционном сборнике «Белая стая» разговорные интонации сменяются молитвенными.

В стихотворении «Молитва» присутствуют такие эпитеты, как «горькие годы», «таинственный дар», томительные дни».
Также использована метафора: «горькие годы недуга», «туча над темной Россией», «облако в славе лучей».
«Песенный дар» можно считать аллегорией, так как автор подразумевает под этим определением талант поэта.
Анной Андреевной использовано многосоюзие «отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар»

Так она привлекает наше внимание к этим строкам, заставляет задуматься над искренностью, чистотой и силой её желания, её просьбы о прекращении войны, понять её огромную любовь к людям и Родине. Многосоюзие придаёт ещё большую эмоциональность стихотворению.

До Анны Ахматовой литературный мир знал много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени. Современники поэтессы говорили, что Анне Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов».

Жанр, направление, размер

Название стихотворения Анны Ахматовой «Молитва» определяет жанр этого произведения. Молитва, как жанр лирики, представляет собой художественное высказывание, обращение лирического героя к Богу, Богородице, Святым. Для данного жанра важна диалогичность, которая хорошо отражена в поэзии Анны Ахматовой. Данное стихотворение – это бескорыстная молитва, молитва-прошение. Лирическая героиня отчаянно просит об освобождении Родины. Она готова пожертвовать чем угодно ради этого!

Раннее творчество Анны Андреевны можно отнести к такому направлению как модернизм. Ахматова была членом объединения «Цеха поэтов», которые причисляли себя к течению акмеистов. Но Анна Андреевна не вмещалась в эти тесные рамки. Её творчество имело черты и символизма, и акмеизма, и реализма. Многие называли поэтессу «Душой Серебряного века».

Размер стихотворения «Молитва» – трёхстопный анапест, перекрёстная рифмовка, рифма чередуется (мужская сменяет женскую).

Идейный анализ стихотворения Ахматовой «Молитва»

  • Идейный анализ стихотворения Ахматовой «Молитва»
  • Как помогает молитва
  • Поможет ли молитва для привлечения денег и удачи

Молитва о спасении родной страны

Стихотворение «Молитва» содержит всего 8 строк и очень точно соответствует своему названию. Это именно молитва – горячее и доверительное обращение к Богу. Лирическая героиня Ахматовой готова пожертвовать всем, чтобы нависшая над Россией туча «стала облаком в славе лучей». Она просит, чтобы Бог послал ей «горькие годы недуга», согласна отдать ему «и ребенка, и друга». Ради благополучия родной страны, лирическая героиня, сливающаяся с самой Ахматовой, готова отдать даже свой талант – «таинственный песенный дар».

Сила поэтического слова

Как ни удивительно это может показаться, все действительно сбылось. Первая мировая война закончилась, но на смену ей пришли революция и гражданская война. Сначала, по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре, был расстрелян муж Ахматовой – Николай Степанович Гумилев, потом арестован сын – Лев Гумилев. Бог принял ее огромную жертву. Лишь одного не отнял он у Ахматовой – удивительного «песенного дара», который, возможно, и помог ей пережить тяжелейшие испытания, выпавшие на ее долю. В своих лирических произведениях Анна Андреевна постоянно ведет диалог с неким воображаемым собеседником. Незримый собеседник, знающий все тайны героини, присутствует и в «Молитве». Однако теперь стихотворение обретает совершенно иной, вселенский масштаб, ведь лирическая героиня обращается к самому Богу.

Начать анализ одного из знаменитых произведений любимой и признанной поэтессы Анны Ахматовой разумнее всего будет с того, что необходимо отметить факт близости её творчества к тому, чтобы стать одним из символов величия России. Основной своей миссией данная поэтесса считала то, что ей удавалось достучаться до сердец, заставить людей задуматься над своими поступками, действиями, мыслями и взглядами в отношении такого вечного чувства, как любовь. Нужно отметить, что ей это практически всегда удавалось, именно поэтому все её произведения были любимыми и уважаемыми многими.

Стихотворение «Молитва» написанно в 1915 году. В данное стихотворение Анна включила всю силу, которой обладает искренняя молитва человека по обращению к Богу. Нужно отметить, что Анна являлась глубоко верующим человеком, поэтому серьезно относилась ко всем молитвам, понимая как никто другой, что каждая из них имеет свою, довольно большую силу и мощь.

Данное произведение написано в тяжелые для России годы, а именно в военные. Ни для кого не секрет, что в войну очень много людей молились об одном, о жизни, о мире, о снисхождении. Поэтому её стихотворение, даже несмотря на то, что оно довольно таки маленькое пришлось к месту. Его многие люди постоянно перечитывали, веря в лучшее.

Читая данное произведение люди верили в лучшее, и это лучшее свершилось, после того, как был подписано мирное соглашение, означающее то, что война закончена и можно выдохнуть.

Многие полюбили это стихотворение, признавая, что оно имеет очень большую силу, так же как и молитвы.

Несмотря на то, что произведение является очень маленьким по своему составу, оно наполнено яркими литературными элементами и приемами, которые позволили сделать его красочным и запоминающимся.

В заключении хотелось бы сказать, что все произведения данной поэтессы наполнены глубоким смыслом, без которого у данных произведений просто не было бы смысла. Читая их люди понимают, что чувства, любовь, вера, надежда действительно существуют, нужно лишь понять это и искренне в это поверить

А всё, что по-настоящему важно и дорого обязательно сбудется, если будет настоящая вера в это

Основные темы в лирике А. А. Ахматовой

В начале своего творчества Ахматова была тесно связана с таким литературным направлением, как акмеизм. В 1909 году в журнале «Аполлон» был провозглашен акмеистский путь «аполлонизма» — стремление от расплывчатых эффектов к четкому стилю, от туманной абстракции — к четкой форме. Акмеисты требовали простоты слога и логичности построения произведения. Однако, произведения Ахматовой, как всякого по-настоящему талантливого творца, всегда выбивались из тесных рамок определенного литературного направления. В стихах поэтессы всегда ощущалась самобытность, выделявшая ее из целой плеяды соратников и соратниц по перу. В стихах Ахматовой открывается мир женской души, страстной, нежной и гордой. Рамки этого мира очерчены любовью — чувством, составляющим в стихах поэтессы содержание человеческой жизни. Нет такого оттенка этого чувства, о котором бы не было сказано поэтом. О душевном состоянии в стихах Ахматовой не рассказывается — оно воспроизводится как переживаемое сейчас, пусть и в памяти. Мельчайшие подробности душевного движения не ускользают от внимания автора, важна каждая деталь, пусть самая незначительная. Поэзия Ахматовой представляет собой словно бы роман, насыщенный тончайшим психологизмом. Здесь есть свой сюжет, завязка, зарождение чувств, история их переживания и кульминация, момент самого яркого душевного переживания. В ранних стихах Ахматовой сила страсти оказывается неодолимой, роковой, отсюда — пронзительная резкость слов, идущих из самого сердца. В стихах Ахматовой разворачивается жизнь, суть которой и составляет любовь. В любовных стихах Ахматовой много эпитетов, которые когда-то знаменитый русский филолог А. Н. Веселовский назвал синкретическими и которые рождаются из целостного, нераздельного, слитного восприятия мира, когда глаз видит мир неотрывно от того, что слышит в нем ухо; когда чувства материализуются, опредмечиваются, а предметы одухотворяются. «В страсти раскаленной добела» — скажет Ахматова. И она же видит иебо, «уязвленное желтым огнем» — солнцем, и «люстры безжизненный зной». Любовь составляет основную тематику ее стихотворений лишь в начале творческого пути. Стечением времени в стихах появляется широкий диапазон тем. Сюда входят темы Родины, революции, родной земли во власти жестоких испытаний, мировой войны. Ахматова не покинула Россию, отказавшись эмигрировать, оставшись со своей страной в тяжелые для нее годы, но и не приняла порядки новой власти. Свое отношение к Родине Ахматова выразила в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…». В этом произведении поэтесса признается в неизбывной любви к России — «глухому и грешному краю», — где она много выстрадала, терпела обиды и поражения. Мне голос был. Он звпл утешно. Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой краге глухой и греши ый, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою. Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. В поздний период творчества в лирике Ахматовой появляются мотивы ощущения скоротечности жизни, изумление ее нестареющей красотой.

Композиция

Стихотворение «И упало каменное слово» состоит из 3-х строф. Его можно разделить на три композиционные части.

Произведение отрывистое. Читая его, читатель ловит себя на впечатлении, что лирическая героиня начинает думать об одном, а потом её мысли куда-то улетают, затем она вновь возвращается к первоначальной теме, потом вновь «улетает».

  1. 1-я строфа – 1-я часть. Стихотворение «Приговор» начинается резко, с самой сути, что характерно для лирики Ахматовой, она как бы вырывает самую сердцевину события. Возможно, именно поэтому её стихи хоть и небольшие по объему, но очень «живые», эмоционально наполненные. Первая часть начинается со строк: «И упало каменное слово на мою ещё живую грудь.» Как точно подобранна автором метафора, как тонко и сдержанно Анна Андреевна передала свою нестерпимую боль! Следующие две строки поражают читателя удивительной стойкостью, силой и достоинством лирической героини. Каким мужеством нужно обладать, чтобы, узнав о случившемся, собрать всю волю в кулак, погасить вспыхнувшие вулканы внутри и вымолвить лишь: «Справлюсь с этим как-нибудь»?!
  2. 2-я часть – 2-я строфа. Складывается впечатление, что после мыслей, переданных автором в первом четверостишии, лирическая героиня отвлекается, а затем возвращается вновь, но уже с немного другим настроем.
  3. Здесь героиня уже рассуждает на тему «как жить с покалеченным сердцем дальше». Такое ощущение, что она перечисляет необходимые действия, чтобы не думать о поранившем её «камне».
  4. 3-я часть – 3-я строфа, которая так же следует за отстранённым полётом мысли, начинается со слов: «А не то…», что передаёт упадническое, но мужественное настроение лирической героини, она не может «память до конца убить», она будто вспоминает, что готовила себя к этому дню, что это должно было когда-то случиться. Темп данной строфы замедляется.

Основная идея

Несмотря на то, что Ахматова принадлежит к так называемому “потерянному поколению”, стихотворение «Мужество» вовсе не наполнено характерным флегматизмом, смирением с издевательствами рока событий. Руки поэтессы вовсе не опущены. Смысл стихотворения «Мужество» заключается в том, что автор становится на место метафорической Родины-Матери, поднимающей в бой сынов Отечества, вопреки желанию капризных тиранов подавить в них веру в собственную состоятельность, способность влиять на ход истории.

Ахматова говорит о том, что настало время отпрянуть от отчаяния и скептицизма, обратившись к спасительному мужеству и найти путеводную звезду, стремясь к чистоте и благородству которой будет “не страшно под пулями мертвыми лечь”. Такова главная мысль стихотворения «Мужество». Сложно отказаться от духовности и возвышенности помыслов на пути к спасению себя и родины. Ведь невозможно вечно искать лишь рациональные мотивы своего самопожертвования: жизнь постоянно опровергает их, они исчерпываются. Но убеждения, которые человек носит под сердцем, могут быть развенчаны только им самим, что при условии наличия искренней, трогательной веры в возможность собственного счастья, становится невозможным. Вера, любовь, ненависть, страсть и решимость облачают человека в особую броню, защищающую его от главного врага: не штыка, не пули, даже не артиллерийского снаряда — отчаяния.

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Творчество»

Анализ стихотворения «Творчество» особенно интересен тем, что Анна Ахматова в этом своем произведении сама анализирует собственное творчество

Разумеется, она делает это не литературоведчески и не при помощи точных выкладок и рассмотрения стихотворений построчно, но общая суть, тема поэзии, поднятая Ахматовой, является очень важной для понимания ее творчества

Это стихотворение было написано в 1936 году, после многочисленных потрясений в стране, трагически отразившихся на жизни Анны Ахматовой и оставивших тяжелейший отпечаток на ее произведениях. По свидетельству самой Ахматовой, ее творческий путь тогда уже медленно двигался к концу, и это стихотворение стало одним из итоговых и окончательных.

Если мы все же попытаемся сделать анализ стихотворения «Творчество», мы сразу же обратим внимание, что логически его можно разделить на две части, взаимосвязанные между собой и переходящие одна в другую. Первая часть по Анне Ахматовой – это вычленение среди множества звуков, звонов и гула голосов одного-единственного, являющегося первопричиной поэзии, точкой, с которой она начинается и развивается в самостоятельное искусство

Ахматова описывает в первой части мир реальный, который, несмотря на то, что является основой любой поэзии, тем не менее, заглушает своими звуками ее тихий голос

Первая часть по Анне Ахматовой – это вычленение среди множества звуков, звонов и гула голосов одного-единственного, являющегося первопричиной поэзии, точкой, с которой она начинается и развивается в самостоятельное искусство. Ахматова описывает в первой части мир реальный, который, несмотря на то, что является основой любой поэзии, тем не менее, заглушает своими звуками ее тихий голос.

Во второй части Ахматова, напротив, использует лексику, подчеркивающую окружающую ее тишину и безмолвие. Это значит, что поэтесса перешла из мира живых, реального мира, в мир искусства и поэзии, состоящий из образов и зиждящийся на принципах ее собственного внутреннего настроя. Это выражение ее духовного состояния в момент творчества.

В целом же, структура и содержание этого стихотворения практически полностью соответствуют традициям символистов. Будучи наполненным множеством неясных образов, имеющих весьма смутные точки пересечения с реальностью, стихотворение, по сути, продолжает принцип, присущий как символистам в целом, так и самой Анне Ахматовой в частности – отражения внутреннего и целого с помощью разрозненных знаков, идей и символов.

Таким образом, подводя итоги анализа стихотворения «Творчество», можно смело сказать, что оно, помимо того, что является собственным разбором А. Ахматовой принципа творчества, также полностью соответствует литературным канонам течения символистов и собственным поэтическим привычкам Ахматовой. .

«Творчество» А.Ахматова

«Творчество» Анна Ахматова

Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо… Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, — Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.

Анализ стихотворения Ахматовой «Творчество»

В своих автобиографических воспоминаниях Анна Ахматова неоднократно упоминала о том, что с детства мечтала быть поэтом. Более того, она утверждала, что ее судьба была предопределена заранее, и кто-то свыше постоянно посылал будущей поэтессе знаки, недвусмысленно указывающие на ее принадлежность к миру литературы.

Свое первые стихи Ахматова написала довольно рано, и в 22 года уже издала первый поэтический сборник под названием «Вечер», который стал настоящей сенсацией в литературных кругах. Тем не менее, автор никогда не затрагивала тему своего отношения к поэзии, считая, что этот вопрос весьма деликатен. Среди многочисленных произведений Ахматовой есть лишь одно, в котором она попыталась рассказать, как рождаются на свет ее поэтические экспромты. Стихотворение «Творчество» было написано в 1936 году, но многие отнеслись к нему с недоверием. Ведь поэтесса представила сам литературный процесс в виде некоего мистического действия, глубокого катарсиса, который происходит под воздействием высших сил. Естественно, что с такой трактовкой творчества в СССР не могли согласиться, поэтому восприняли его, как очередное чудачество 47-летней поэтессы, не заслуживающего особого внимания.

Между тем, это одно из немногих литературных произведений, в котором автор так точно и искренне описывает литературный процесс. Ее стихи рождаются из некоего хаоса, и в этом напоминают Вселенную. «Мне чудятся и жалобы, и стоны, сужается какой-то тайный круг», — пишет Ахматова, признаваясь, что в моменты творчества словно бы находится в некоем эпицентре катаклизма. Складывается впечатление, что еще немного, и водоворот событий и впечатлений буквально захлестнет автора, чтобы перенести в иную реальность.

Но сквозь хаос постепенно начинают проступать черты будущего стихотворения, что доставляет Ахматовой ощущение настоящего счастья и дает власть над другими людьми. «В этой бездне шепотов и звонов встает один, все победивший звук», — отмечает поэтесса. Именно это она чувствует в тот момент, когда находит новую тему для своих произведений, улавливает их настроение и понимает, что еще немного, и настанет тот удивительный момент, когда звуки начнут складываться в слова. Будущее стихотворение ассоциируется у Ахматовой со звуком, который обладает удивительной силой. И на его фоне все другие шумы попросту исчезают, открывая простор для творчества. В такие моменты поэтесса слышит, «как в лесу растет трава, как по земле идет с котомкой лихо». Именно в эти моменты на свет рождаются первые слова будущего стихотворения, обладающие особой красотой и восхитительной мягкостью. Вместе с ними приходят и «легких рифм сигнальные звоночки»: поэтесса словно бы пробует на вкус каждое выражение, меняет его эмоциональную и смысловую окраску, подбирая более точный вариант, который в этот момент наиболее полно отвечает ее внутренним ощущениям.

Потом наступает момент, когда автору удается ухватить всю суть произведения целиком, почувствовать его гармонию и изысканность. «Тогда я начинаю понимать, и просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь», — отмечает поэтесса, все еще не до конца веря в то, что новое произведение уже появилось на свет. Этот ритуал общения с миром собственных фантазий Ахматова считает мистическим и видит в нем высшую волю. Она не приукрашивает собственные таланты и достижения, считая, что кто-то невидимый вкладывает ей определенные мысли и желания, а потом диктует поэтические строки, которые превращаются в удивительно романтичные, яркие и наполненные удивительной силой стихи.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Молитва» – самоотверженная женщина, жена, мать, которая жертвует самым дорогим для блага родного народа.

Можно сказать, что лирической героиней является сама Анна Ахматова, так как Молитва – это глубоко личное, потаённое обращение к Богу. Это неподдельное, не повторяющееся прошение, которое льётся из самой души конкретного человека.

  • Под словосочетанием «песенный дар» автор подразумевает свой дар, талант. Она готова им пожертвовать, не задумываясь, не оглядываясь. Это крайняя обозначенная в стихотворении жертва. Она уже оторвала, вырвала из сердца «и ребёнка, и друга». Что ещё отдать?! Только себя. Насколько нужно быть отрешённой, жертвенной, чтобы отдать то, что, по сути, и является тобой?
  • «Томительные дни», «туча над тёмной Россией» — это образное, символическое описание того страшного военного времени, периода мучительного ожидания. Последняя строчка в стихотворении пропитана светом, надеждой.
  • «Облако в свете лучей» — это образное определение, это воспоминание о тяжёлых годах войны, но это уже не чёрная туча, это белое облако в лучах радости, гордости и счастья.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: