Федор тютчев

Стихи тютчева - лучшие стихотворения тютчева федора ивановича

Рифма, жанр и средства выразительности

Размер стихотворения четырехстопный амфибрахий, жанр философско-патетическая лирика, рифмовка в первой части смежная (прилежно – безнадежно – вышине – оне), во второй перекрестная (дру́ги – борьба – кру́ги – гроба́). Рифма открытые и закрытые.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (завистливое око, безмолвные круги, глухие гробы, непреклонные сердца).
  2. Олицетворение (светила молчат, могилы молчат, немые гроба).
  3. Инверсии (борьба безнадежна, светила молчат).

Последние две строки – это метафора.

Также отметим использование автором многоточия, которое словно делает в строфах паузу, и нескольких восклицаний, усиливающих эффект поэтической патетики.

В финале анализа так и хочется сказать тютчевскими же словами «Умом Россию не понять», глубоко зевнуть и почитать что-нибудь легкое, без призыва умирать.

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весна»

Стихотворение было написано в 1838-1839 году. В этот промежуток времени в жизни Федора Ивановича происходит много неприятных событий. Жена и дети Тютчева чуть не погибли при пожаре на пароходе «Николай I», на котором они отправлялись в Турин. Им удалось спастись, но сильное нервное потрясение сломило хрупкое здоровье жены Федора Ивановича, и вскоре она умирает. Смерть жены стала страшным ударом для поэта. Но его произведение показывает, что даже такие страшные испытания не смогли лишить его любви ко всему живому.

Тютчев так ярко смог показать приходящую весну и радость, которую она приносит, что кажется, будто сама растворяешься в стихотворении, видишь все картины, в нем описанные, наяву.

Основным образом произведения является сама весна, которая предстает перед нами в облике бессмертной, бестелесной, но прекрасной богини. Они равнодушна ко всем горестям человека, но несет в себе оживление для природы, для людей, для всего вокруг. Никто не может остаться равнодушным, устоять перед дыханием божества.

Поэт рассуждает о том, что весну не заботит прошлое и будущее, она живет только в настоящем.

«Была ль другая перед нею —

О том не ведает она:

По небу много облак бродит,

Но эти облака — ея;

Она ни следу не находит

Отцветших весен бытия» — Весне безразлично, была ли перед ней другая, она знает только, что сейчас все: и облака, и деревья, и цветы находятся в ее власти.

«Игра и жертва жизни частной!

Приди ж, отвергни чувств обман

И ринься, бодрый, самовластный,

В сей животворный океан!» — автор сравнивает весну с океаном, и, действительно, она как бурный, легкий, всепоглощающий поток вовлекает все в свои неспокойные воды, заставляя каждого прочувствовать красоту природы.

«Приди, струей его эфирной

Омой страдальческую грудь —

И к жизни божеско-всемирной

Хотя на миг причастен будь» — поэт призывает нас раскрыть душу, увидеть как прекрасна, необыкновенна жизнь, несмотря на невзгоды и тяжелые испытания.

Стихотворение создает необыкновенное, непередаваемое впечатление, а благодаря такому большому количеству красивых эпитетов («отцветшие весны бытия», «благоухающие слезы», «кончины неизбежной», «океан безбрежный», «животворный океан», «струей его эфирной», «страдальческую грудь», «жизни божеско-всемирной»), олицетворений и метафор(«Гнетет рука судьбины»,»томит людей обман», «бессмертьем взор ее сияет», «вздыхают розы», «страх. не свеет с древа ни листа», «жизнь. вся в настоящем разлита»), благодаря точным сравнениям («. светла, блаженно-равнодушна, как подобает божествам», «свежа, как первая весна») и таким речевым особенностям, как, например, инверсия(«браздят чело морщины», «цветами сыплет над землею» и т.д.) мы можем более точно представить все те образы, которые рисует нам поэт.

Обычно, если в стихотворении присутствуют и мужская и женская рифма, поэт хочет показать какое-либо противостояние. Вот и в этом произведении Тютчева показываются бессмертная весна и ранимые, обессиленные люди, погрязшие во лжи и невзгодах своего мирка, не видя настоящей красоты жизни.

Это стихотворение произвело на меня неизгладимое впечатление, заставило задуматься над многими вещами. Поэт смог передать всю красоту весны, каждая строчка будто дышит этим временем года.

Произведение вызывает довольно противоречивые эмоции. Ты чувствуешь и грусть за людей, и радость от ощущения новых красок в жизни, и какое-то странное умиротворение, будто богиня-весна оставила в твоей душе частичку своего спокойствия и теплой, ровной любви к миру.

Парадоксальность личности и творчества Тютчева

Этот автор никогда не писал в жанрах, в которых создавали свои произведения литераторы его времени. Он больше любил прозу, чем стихи. Федор Иванович рано оценил Льва Николаевича Толстого, являлся поклонником Тургенева.

Многих исследователей занимала философская лирика Тютчева. Сочинение по этой теме создал, например, Ф. Корнило. В книге «Тютчев. Поэт-философ» автор берет высказывания Федора Ивановича из писем и по ним строит систему его взглядов. Но из тех же записей можно извлечь и другие, диаметрально противоположные, мнения. Люди, знавшие Тютчева довольно близко, отмечали, что он вызывал у них недоумение (ср. высказывания И. С. Аксакова, зятя поэта, и письма дочери Анны). Личность Федора Ивановича характеризовалась двойственностью: он стремится быть один, но в то же время боится этого. Характер автора отражает, в частности, и философская тема в лирике Тютчева.

Философское звучание тютчевской лирики о любви

Философская лирика находит отражение во всех тютчевских стихотворениях, ив любви тоже. Эти мысли о философии рождают в его душе лишь только прекрасные и сильные чувства. Так, в любовной лирике поэта — философа основной мотив – это признание, который длится и за пределами тютчевской лирики. Его знаменитое творение «О, как убийственно мы любим…» любовь и космос переходит то в состояние покоя, то это вечная борьба. Но только этот поединок, как говорит лирик в произведении «Предопределение», всегда будет роковым. Любовь у лирика разная: она то похожа на солнечный луч, сочетаемого с огромнейшим счастьем и обязательно должно быть нежность и вместе с тем это чувство страсти и страдания, которая легко разрушает жизнь человека и его душу. Об этом весь его Денисьевский цикл, где много прекрасных тютчевских творений о любви.

Высоко оценили и критики и литераторы творчество Ф.Тютчева. Особенно восхищался необычной философской тютчевской лирикой Д.Мережковский, который тоже считался философом. Этот критик — философ оценил силу поэтического слова в тютчевской лирике, умение лирика говорить кратко о мировом существовании. Человеческая душа у Ф.Тютчева – это сочетание земного и вечного, поэтому она всегда связана с природой и космосом. Тютчевская поэзия не может быть ограничена временными или пространственными рамками.

Общая характеристика поэзии

Проникнутая напряженной страстной мыслью и одновременно острым ощущением трагизма жизни, поэзия Тютчева выразила в художественном слове всю противоречивость и сложность действительности. Его философские взгляды формировались под влиянием натурфилософских воззрений Ф. Шеллинга. Лирика Федора Ивановича пропитана тревогой. Природа, человек, мир предстают в его творениях в вечном столкновении различных противоборствующих сил. Человек по своей природе обречен на «неравный», «безнадежный» бой, «отчаянную» борьбу с роком, жизнью и самим собой. В особенности поэт тяготел к изображению гроз и бурь в человеческой душе и мире. Пейзажные образы в его поздних стихах окрашиваются русским национальным колоритом, в отличие от ранних творений.

Его слова

Лирика Тютчева оказывает огромное влияние не только на среднестатистического читателя — она воздействует на произведения литераторов совершенно различных эпох. Философские мотивы Тютчева можно проследить в работах Фета, Толстого, Достоевского, Ахматовой, Бродского и многих других.

Этот поэт мог кратко сказать о многом. Казалось бы, невозможно сотворить из нескольких слов ту созидательную силу, что заставит человека вдумчиво мыслить и соображать. Но как показала практика, это вполне реально. Творчество Тютчева — это целая Вселенная, втиснутая в одно предложение, и центром этой Вселенной, несомненно, выступает человек, его мысли, его чувства, его светлая и вечная душа.

Над его словами время не имеет власти. Пока есть этот мир, будет существовать хаос и двойственность, природа и человек, Вселенная и Космос. И действительно, нам не дано предугадать, что произойдет в далеком будущем, но одно можно сказать наверняка: пока жив человек, он постоянно будет находить в произведениях Тютчева множество ответов и еще больше вопросов. В этом и проявляется его вечная философия.

Влияние происхождения и окружения на лирику Тютчева

Федор Иванович родился в имении Овстуг, расположенном в Брянском уезде, в семье небогатых родителей. В родительском доме говорили по-французски. Мать поэта была очень набожна, поэтому он рано усвоил архаическую речь. Обучение будущего поэта проходило под руководством С. Е. Раича в Москве. Этот человек был профессором и посредственным поэтом, входившим в Московскую поэтическую группу: Буринский, Мерзляков, Милонов. У них считался идеалом поэт-ученый, а лирика в их представлении — это всего лишь плод упорного труда.

Федор Иванович писать стихи начал очень рано. Ранние творения поэт создавал в Мюнхене. Он присылал их в Россию, печатал в альманахах, издаваемых Раичем. Имя Тютчева в то время мелькает среди второстепенных поэтов.

Стихи Тютчева о любви

Я помню время золотое…

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край:
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в даль глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит, —
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.

Слезы

O lacrimarum fons…
Gray

Люблю, друзья, ласкать очами
Иль пурпур искрометных вин,
Или плодов между листами
Благоухающий рубин.
Люблю смотреть, когда созданье
Как бы погружено в весне,
И мир заснул в благоуханье
И улыбается во сне!..
Люблю, когда лицо прекрасной
Весенний воздух пламенит,
То кудрей шелк взвевает сладострастный,
То в ямочки впивается ланит!
Но что все прелести пафосския царицы,
И гроздий сок, и запах роз
Перед тобой, святой источник слез,
Роса божественной денницы!..
Небесный луч играет в них
И, преломясь о капли огневые,
Рисует радуги живые
На тучах жизни громовых.
И только смертного зениц
Ты, ангел слез, дотронешься крылами —
Туман рассеется слезами,
И небо серафимских лиц
Вдруг разовьется пред очами.

В душном воздуха молчанье…

В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!
Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?..
Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит?..
Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..

Лето 1854

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство —
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?..
Гляжу тревожными глазами
На этот блеск, на этот свет…
Не издеваются ль над нами?
Откуда нам такой привет?..
Увы, не так ли молодая
Улыбка женских уст и глаз,
Не восхищая, не прельщая,
Под старость лишь смущает нас!..

К N.N.

Ты любишь, ты притворствовать умеешь —
Когда в толпе, украдкой от людей,
Моя нога касается твоей,
Ты мне ответ даешь и не краснеешь!
Все тот же вид рассеянный, бездушный,
Движенье персей, взор, улыбка та ж —
Меж тем твой муж, сей ненавистный страж,
Любуется твоей красой послушной.
Благодаря и людям и судьбе,
Ты тайным радостям узнала цену,
Узнала свет: он ставит нам в измену
Все радости… Измена льстит тебе.
Стыдливости румянец невозвратный,
Он улетел с твоих младых ланит —
Так с юных роз Авроры луч бежит
С их чистою душою ароматной.
Но так и быть! в палящий летний зной
Лестней для чувств, приманчивей для взгляда
Смотреть в тени, как в кисти винограда
Сверкает кровь сквозь зелени густой!

Проходя свой путь по своду…

Проходя свой путь по своду,
Солнце знает ли о том,
Что оно-то жизнь в природу
Льет в сиянье золотом,
Что лучом его рисует
Бог узоры на цветке,
Земледельцу плод дарует,
Мечет жемчуг по реке?
Вы, на все бросая <милый>
Взгляд ваш, знаете ль о том,
Что вся жизнь моя и силы
В вашем взоре огневом?

Все отнял у меня казнящий Бог…

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему еще молиться мог.

На Неве

И опять звезда играет
В легкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой челн
И меж зыбью и звездою
Он скользит как бы во сне,
И два призрака с собою
Вдаль уносит по волне…
Дети ль это праздной лени
Тратят здесь досуг ночной?
Иль блаженные две тени
Покидают мир земной?
Ты, разлитая как море,
Дивно-пышная волна,
Приюти в своем просторе
Тайну скромного челна!

Весь день она лежала в забытьи…

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали —
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала — увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!..»

Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось —
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Мир и поэзия

Для Федора Ивановича мир — загадка, а поэзия — это тайна вдвойне. Она греховна, поскольку, по мысли автора, удваивает греховность земли. Загадку можно разгадать, но это надо еще суметь сделать. Реалии у поэта — это эмблемы (то есть однозначно истолковываются), а не символы (многозначные). Хотя следует отметить множественность самого значения. Тютчев предполагает, что сам мир есть загадка, он имеет смысл, значение. Мир кем-то задан. Но кем же? Возьмем стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». Из него видно, что в природе есть смысл. Мир разговаривает с нами, но не все его слышат. Бытие — это Слово, сказанное кем-то для кого-то. А люди не могут понять этого неземного языка и остаются глухонемыми («Природа — сфинкс…», написанное в 1869 году, и др.).

Философская лирика Тютчева кратко была рассмотрена в данной статье. При ее написании были использованы наблюдения Юрия Лотмана — известного литературоведа. Вы можете обратиться к его трудам и дополнить свои знания, отметив и некоторые другие особенности философской лирики Тютчева, в этой статье не рассмотренные. Можно использовать и другие источники для изучения творчества Федора Ивановича, например книгу Ирины Ильиничны Ковтуновой «Очерки по языку русских поэтов», в которой можно найти главу, посвященную творчеству Тютчева. Или же обратиться к изданной еще в 1962 году книге «Жизнь и творчество Тютчева», написанной Кириллом Васильевичем Пигаревым. Мы же постарались хоть и кратко, но по возможности емко осветить заданную тему.

Новинка поэзии Ф.И. Тютчева

Особенности поэзии Ф.И. Тютчева.

Судьба поэта Тютчева была своеобразной. В читательских кругах долгое время его имя просто не замечали, или его считали поэтом «на несколько». Между тем, среди этих «немногих» были Пушкин, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Фет, Чернышевский и Добролюбов. Простое перечисление имен таких почитателей, которые были настолько разными в своих литературно-эстетических взглядах, говорит о том, что у поэзии Тютчева впереди большое будущее.

Первое стихотворение Тютчева было напечатано в 1819 году, когда ему еще не исполнилось 16 лет. Во второй половине 1920-х годов начался расцвет его творческого таланта.

Поэзия Ф.И. Тютчева открыла в отечественной литературе новую поэтическую эстетику, новый мир образов. Во многом Тютчев является преемником поэтов-классиков: его поэзия характеризуется монументальными формами, ораторско-диктаторским стилем, характеризуется риторическими вопросами, восклицаниями и призывами. В то же время стихи Тютчева имеют тенденцию к лаконичности и афоризму, максимальной концентрации мысли. Афористическое мышление в целом было свойственно поэту, не зря он был известен как блестящий и чрезвычайно остроумный собеседник. Поэзию Тютчева отличает крайняя лаконичность стихотворной меры, отсюда и ее афористический характер:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Согласно периодизации Б.М. Козырева, первый период (до 1850-х гг.) творчества Тютчева имел языческий характер, а второй — христианские мотивы, в основном, в рамках исторических тем. Большинство стихотворений Тютчева не имеют названий, а их первые строки звучат необычно для поэзии: «Она сидела на земле…», «Когда, то, что мы называли своими…».

Многие стихи напоминают строки, взятые из диалога, или внезапные мысли, произнесенные вслух, поэтому они могут начинаться с вопроса, опровержения, согласия или сочувствия: «Не то, что ты воображаешь, Природа…», «Что ты воюешь, ветер ночной?», «Не плоть, но дух испорчен в наши дни…», «Ах, что наше невежество…». Таким образом, эффект разговорного языка, свобода интонации, которую многие современники поэта оценили как поэтическую неряшливость, а литературоведы и читатели XX-XXI веков восприняли как уникальную особенность поэзии Тютчева.

Литературовед Тютчев первым отметил, что поэзия Тютчева не характеризуется делением стихотворений на жанры. А его жанрообразующую роль играет фрагмент. Эта форма подчеркивает бесконечный поток, движение мыслей. Вся поэтика Тютчева отражает идею универсального бесконечного движения:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Пейзажная поэзия Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа независима, мудра и вечна. Индес, только в нем поэт черпает силы на всю жизнь. Тема многих стихотворений автора — природа, а образность — времена года. Поэт чувствует, что осень — это время грусти, увядания, она наступает для размышлений, отдыха и прощания с природой:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами лирического героя. Так, в стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

Интерес к изучению человеческой души сделал поэзию Тютчева бессмертной. Уместно будет вспомнить любопытное исследование Б.М. Козырева «Письма о Тютчеве». В нем он писал: «Не только естественная «живая жизнь» (образ Тютчева), но и все внутреннее духовное бытие, точнее, то, что в нем истинно и ценно, близко к влажности в Тютчеве». И все же центральным образом в текстах Тютчева является человеческая душа. Этот образ раскрывается в следующих стихах: «Душа хочет быть звездой.», «Моя душа — Элизиум теней» и других. Например, в стихотворении «О том, что ты с любовью молился.», адресованном Елене Денисиевой, поэт пишет о душевном состоянии своей возлюбленной:

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», посвященное восстанию декабристов:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена —

И ваша память от потомства.

Основные темы стихотворений Федора Ивановича Тютчева: природа, любовь к Родине, любовь, человеческий опыт. По этим темам можно выделить и основные образы: времена года, душу человека, Родину. Но это только основные темы и образы, произведение поэта гораздо крупнее и обширнее.

Два голоса

Магическую силу неизведанности имеет произведение поэта Ф.И. Тютчева «Два голоса«, очень проницательное и неслучайное название стихотворения, где нам открывается духовный глубокий мир, вечные вопросы человека к Богу и неисповедимые пути человечества в светлый мир. Человек сам выбирает себе заветный путь и идет своею дорогою к своему Богу.

В первой половине стихотворения мы слышим первый голос, который принадлежит древне языческим богам. Когда-то олицетворение и принятие Бога, древние люди принимали по совершенству природы с ее проявлениями. Поклонения богам язычества не имело взаимосвязи с человечеством, боги высоко в небе, они недосягаемы, и не услышать им молитву обычного человека.

Во второй половине произведения звучит второй голос, это голос настоящего времени, владельцем которого есть христианство современного мира. В этом представлении Бога проявляется преданность, любовь ради пожертвования, мужество и смелость человека. Читая эти строки, невольно начинаешь задумываться и понимать глубокий духовный смысл жизни.

Весь смысл стихотворения «Два голоса» заключается в молчаливости мира, но это не есть молчанием создавшего его Бога. Все молчание вокруг имеет силу притяжения и невидимую связь. Автор ясно пишет, что безмолвие светил и молчание могил приближает человека к Богу, который есть олицетворением добра и тепла. Бог — это победитель тьмы и смерти, Бог — это свет. 

Из высказываний Тютчева становится понятно, что любовь сама по себе жертвенна, и без жертвы жить не в силах, по этой причине олимпийские боги показаны с чувством зависти по отношению такой любви. 

Уникальность творения «Два голоса» состоит в самом его построении, можно определить зеркальное построение элементов высказываний первого и второго голосов и здесь смысловая конструкция заключается не в победе одного голоса над другим, а в их соотношении миров. 

Две части произведения схожи по тематике, но различны по настроению. Первая часть с пессимистическим настроем, автор говорит, что скучна и однообразна жизнь богов без борьбы. И в нашем времени жизнь пассивных людей именно такая. Во второй части звучат ноты оптимизма, эти строки дают вдохновение целеустремленным людям, которые без страха смотрят вперед и, дай Бог, что б достигали своих поставленных рубежей. 

Тютчев Федор Иванович нам красочно показал, что в душе у нас существует два голоса, и мы на протяжении всей жизни ведем свой внутренний диалог, и все же каждый из нас самостоятельно выбирает свой жизненный путь.

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Пространство и пейзаж в творчестве поэта

Рядом с временем у Федора Ивановича существует пространство, но оно — это именно время в пространственном значении. Это лишь постоянное сужение и расширение. Существует и другое — бытовое (горизонталь). Его следует преодолеть как отрицательное, античеловечное, считает Тютчев. Философская лирика анализирует пространство и с другой стороны. Направленное вверх, в бесконечность всегда положительно оценивается. Но еще важнее — направление вниз, поскольку там — глубина бесконечности.

Пейзажно-философская лирика Тютчева имеет свои особенности. В пейзаже у поэта отчетливо противопоставляются горы и равнины. Плоское пространство страшно и ужасно. Поэт счастлив тем, что есть еще горы в мире («На возвратном пути»), тема их музыкальности занимает особое место в пейзаже данного автора.

Анализ стихотворения Тютчева «Два голоса»

У каждого человека своя судьба, но все мы в той или иной мере пытаемся ее изменить. Поэт Федор Тютчев был глубоко убежден в том, что это можно сделать, если упорно идти к своей цели. В 1850 году он написал стихотворение «Два голоса», которое перекликается с эллинской поэзией и призывает человека не покоряться обстоятельствам, а вопреки им идти к намеченной цели. Это произведение написано в совершенно нетипичной для автора манере и навеяно, как отмечают критики, творчеством немецких поэтов. Так или иначе, но «Два голоса» после публикации в 1854 году становится весьма популярным стихотворением, на котором впоследствии вырастет целая плеяда русских поэтов. Так, спустя десятилетия Тютчева цитировали Блок и Маяковский, Цветаева и Пастернак. Чем же так примечательно это произведение?

С первых строк поэт настраивает читателя на то, что вся жизнь представляет собой тяжелую и изнурительную борьбу. Рассматривать ее именно с такой позиции следует тем, кто действительно не хочет плыть по течению и мечтает о том, чтобы чего-то достичь. «Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, хоть бой и неравен, борьба безнадежна!», – отмечает Тютчев. Он убежден в том, что только в борьбе человек совершенствуется и избавляется от ошибочных суждений, иллюзий и предрассудков. Однако свой путь он должен пройти самостоятельно, и ему не следует ждать ни от кого помощи. Ведь другие также заняты решением подобных проблем, а весь окружающий мир является лишь сторонним наблюдателем. «Над вами светила молчат в вышине, под вами могилы – молчат и оне», – очень точно подмечает поэт.

Он знает, что где-то есть высшие существа, которым не нужно менять свою судьбу, ведь они умеют ею управлять. Этот дар дан лишь богам да некоторым избранным бессмертным. Все остальные люди лишены подобной роскоши, и сделано это умышленно. Если человек не будет к чему-то стремиться, то его земное существование попросту лишиться всякого смысла. Но победить в неравно бою все же невозможно, и Тютчев убежден, что «Тревога и труд лишь для смертных сердец… Для них нет победы, для них есть конец».

Стихотворение состоит из двух отдельных частей и построено таким образом, что строфы первой из них автор вложил в уста пессимиста. Вторая часть произведения, являющаяся повторение первой по смыслу, в финале заканчивается более оптимистично. Автор считает, что жизнь богов, лишенная борьбы, скучна и однообразна. Именно так живут и некоторые люди, которым нет нужды к чему-то стремиться. Но даже самые изысканные удовольствия рано или поздно надоедают, поэтому поэт отмечает: «Пускай олимпийцы завистливым оком глядят на борьбу непреклонных сердец». При этом автор убежден, что не всегда человек проигрывает в неравной схватке с судьбой. Действительно, кого-то ждет весьма предсказуемый финал, и все надежды исчезают под крышкой гроба. Но есть и те счастливцы, которым удается преодолеть сопротивление времени и обстоятельств. «Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком, тот вырвал из рук их победный венец», – считает Тютчев.

Читателям автор предлагает самостоятельно выбрать тот путь, который им наиболее близок. Однако поэт прекрасно знает о том, что внутри каждого из нас живет два голоса, которые ведут между собой бесконечные споры. Условно их можно назвать пессимистом и оптимистом. И только от нас самих зависит, кто из них в итоге одержит верх. Это будет первой и, пожалуй, самой главной победой, после которой жизнь изменится кардинальным образом. Однако какой именно она станет, зависит от каждого из нас, даже если нам кажется, что все уже предрешено, и менять судьбу нет никакого смысла.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Стихотворный размер

Произведение написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой и чередованием мужских и женских рифм (последнее ударение то на последнем, то на предпоследнем слоге):

Пла-мя// рде-ет // пла-мя// пы-шет // Иск-ры// брыз-жут // и ле// тят

В последних четырех строках каждой строфы наблюдается неточная рифма: крики – чую. Это подчеркивает присутствие определенного дисбаланса в душе, дисгармонии в общей атмосфере.

Сумрак тут, там жар и крики,-Я брожу как бы во сне,-Лишь одно я живо чую:Ты со мной и вся во мне.

Во второй строфе с зеркальной точностью повторяется эта же особенность: неточная рифма именно первой и третьей строк (обвеян – с тобою)

Я, дыханьем их обвеян,Страстный говор твой ловлю…Слава богу, я с тобою,А с тобой мне как в раю.

Кстати, рифма второй и четвертой строк также не является очень точной, это небогатая рифма: во сне – во мне, ловлю – в раю. Все это исподволь создает у нас ощущение хаоса и беспокойства, царящего в душе лирического героя.

И поэтому сколько бы ни старался герой убедить себя, что «в покое нерушимом Листья веют и шуршат», образ агрессивного огня, пожара явно перевешивает в стихотворении.

Славянам (Привет вам задушевный, братья…)

царь-освободитель

Привет вам задушевный, братья,

Со всех Славянщины концов,

Привет наш всем вам, без изъятья!

Для всех семейный пир готов!

Недаром вас звала Россия

На праздник мира и любви;

Но знайте, гости дорогие,

Вы здесь не гости, вы – свои!

Вы дома здесь, и больше дома,

Чем там, на родине своей, –

Здесь, где господство незнакомо

Иноязыческих властей,

Здесь, где у власти и подданства

Один язык, один для всех,

И не считается Славянство

За тяжкий первородный грех!

Хотя враждебною судьбиной

И были мы разлучены,

Но всё же мы народ единый,

Единой матери сыны;

Но всё же братья мы родные!

Вот, вот что ненавидят в нас!

Вам не прощается Россия,

России – не прощают вас!

Смущает их, и до испугу,

Что вся славянская семья

В лицо и недругу и другу

Впервые скажет: «Это я!»

При неотступном вспоминанье

О длинной цепи злых обид

Славянское самосознанье,

Как божья кара, их страшит!

Давно на почве европейской,

Где ложь так пышно разрослась,

Давно наукой фарисейской

Двойная правда создалась:

Для них – закон и равноправность,

Для нас – насилье и обман,

И закрепила стародавность

Их как наследие славян.

И то, что длилося веками,

Не истощилось и поднесь

И тяготеет и над нами –

Над нами, собранными здесь…

Еще болит от старых болей

Вся современная пора…

Не тронуто Косово поле,

Не срыта Белая Гора!

А между нас – позор немалый

В славянской, всем родной среде,

Лишь тот ушел от их опалы

И не подвергся их вражде,

Кто для своих всегда и всюду

Злодеем был передовым:

Они лишь нашего Иуду

Честят лобзанием своим.

Опально-мировое племя,

Когда же будешь ты народ?

Когда же упразднится время

Твоей и розни и невзгод,

И грянет клич к объединенью,

И рухнет то, что делит нас?..

Мы ждем и верим провиденью –

Ему известны день и час…

И эта вера в правду бога

Уж в нашей не умрет груди,

Хоть много жертв и горя много

Еще мы видим впереди…

Он жив – верховный промыслитель,

И суд его не оскудел,

И слово Царь-освободитель

За русский выступит предел…

Природа и человек

Бесценными экземплярами в творчестве поэта выступают и те стихотворения, что были посвящены пейзажам. Навсегда в его сердце отпечатались очертания родимых просторов, и какой бы ни была погода, когда он приезжал на родину, Тютчев всегда восхищался первозданной красотой мира. Пускай для кого-то осень — это лишь зябкий ветер и размытые дождями дороги, но поэт видел намного больше: «Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера».

Но большее внимание следует уделить человеку и природе в лирике Тютчева. Их единение описывается невообразимым противоречием

С одной стороны, человек является частью этого мира и должен жить с ним в гармонии, сливаясь с физической природой. С другой, человек и есть целый непознанный мир, что таит в себе хаос, и такое слияние опасно.

Сама по себе природа в творчестве поэта наделена человеческими характеристиками. Окружающий мир – это живой организм, способный чувствовать, мыслить и радоваться. Если наделять окружающий мир такими чертами, природа начинает восприниматься как живой человек. Эту тенденцию легко проследить в произведениях «Летний вечер», «Осенний вечер», где природа не просто наделена некими чертами, присущими людям — она полностью очеловечена.

Заключение

собственный образ

У каждого человека наиболее сильно развит один голос, а второй буквально шепчет, где-то вдалеке. Один голос – пессимист, а другой – оптимист. Нужно лишь прислушаться и, возможно, тогда жизнь изменится в лучшую сторону. От нас самих зависит то, какой именно из этих голосов в результате окажется сильнее. Одновременно сильными являются обе стороны «конфликта», и только нам решать чего мы хотим: сидеть сложа руки, плыть по течению так, как нам уготовано судьбой и вселенной, либо бороться изо всех, стараться идти до конца и напролом. Конечно, первый путь всегда легче. Для этого не нужно прикладывать сил и внимания, верить во что-либо. Второй – намного сложнее, но зато сама награда действительно будет стоить всяческих похвал.

Своеобразной аналогией этого стихотворения можно назвать пословицу «без труда – не вытянешь и рыбку из пруда». Человеку необходимо постараться, чтобы добиться того, чего он хочет. Причем просто захотеть недостаточно, для этого нужно действовать, предпринимать усилия, в первую очередь над самим собой. Только в этом случае жизнь изменится кардинальным образом. Возможно, не сразу, возможно, не в полном объёме. Придется потрудиться долго и тщательно, чтобы в результате «выловить Золотую рРыбку». И здесь дело будет не только в судьбе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: