Стихи валерия брюсова

Лучшие стихи валерия брюсова

Жанр, рифма, композиция и тропы

Произведение написано в жанре городской лирики с примесью философских ноток и имеет линейную композицию, состоящую из девяти катренов.

Тема стиха – это изменение в худшую сторону Москвы, которая в 1907 году закована в железо и стекло драконом промышленности, сеющего народу только нищету и провоцирующего того на бунт…

Рифмовка перекрестная (долом – небосклон – частоколом – окружен) с закрытыми и открытыми (утроба – сыта – Злоба – Нищета) рифмами.

Художественные средства выразительности:

  1. Эпитеты (стальной, кирпичный, стеклянный город, праздничные храмы, хрустальные залы, сладострастный яд и т д.).
  2. Олицетворения (стонет Нищета, ропщет Злоба).
  3. Метафоры (дракон стережет года, ты гнешь рабов угрюмых спины, труб фабричных частокол, железные жилы).

Тема загнивающего города (несмотря на всю его индустриализацию, а может и благодаря ей) и уставшего от нищеты общества поднималась в начале XX века многими поэтами, не исключение и Блок, написавший в 1903 году знаменитую «Фабрику», где в желтых окнах фабрикантов смеются над нищетой рабочих.

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Люблю одно

19 февраля 2016

Можно ли самостоятельно добраться до смысла, который писатели хотят на донести. Существуют поэты, стихотворения которых до сих пор не до конца разгаданы и проанализированы

Не важно, сколько строк занимает данное произведение, важно лишь то, как читатель их понимает

Высказываться в своих стихотворениях завуалированно, любили поэты символисты. Они отстранились от реальности, каждый предмет и явление были заменены на красивые и необычные эпитеты и афоризмы. Символизм происходит из латинского слова символ, который означает какой-то знак или понятие, служащее кратким объяснением к какому либо процессу.

Символизм появился в России в начале 20 века, во времена переломов в стране. Одним из его основоположников является Валерий Брюсов. Будучи еще подростком, он начал замечать в себе способности к письму.

Мальчик постоянно думал о теме нового произведения, прокручивая в голове его главные особенности. Уже скоро он начнет заниматься переводами стихотворений и увлекаться творчеством зарубежных символистов, которые в то время были очень популярными. Это окажет большое влияние на творчество молодого поэта, он станет одним из основоположников символизма в России.

Его стихотворение «Люблю одно» отражает все творчество великого поэта. Он вложил в него не только свой талант, но и сердце. Стихотворение получилось очень легкое и позитивное.

Литературный герой думает о том, что важно для него в этой жизни. Он говорит, что любит — «бродить без цели», «часы святых безделий, часы раздумий и картин»

На протяжении всего стихотворения мы не видим не грусти, не печали, ни злобы. Хорошее настроение с которым герой описывает свои чувства передается и читателям и вот они уже тоже пребывают в хорошем расположении духа.

Можно представить человека, который с широкой улыбкой проходит в «тесине стен». Он счастлив, счастлив видеть весну, новый день, он просто счастлив жить. Так же мы не видим рядом с героем ни близких, ни знакомых. Автор делает акцент на том, что он один :»По шумным улицам один». Ему это нравиться, он не боится одиночества, а с радостью его принимает.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 7 пятистиший и имеет чёткую композицию. Первая строфа – определение темы стихотворения: «Единое счастье – работа». Лирический герой рассуждает о трёх типах работы: в поле, за станком, за столом. Каждому виду деятельности посвящены строфы 2-4. Пятая строфа описывает пользу от любого труда. Шестая строфа уточняет, что труд должен быть ради пользы людей. Седьмая строфа повторяет первую с вариацией, определяющей основную мысль: «Всё счастье земли – за трудом». Композиция стихотворения кольцевая. По форме стихотворение – призыв. В нём Брюсов чётко исполняет предназначение поэта из своего же стихотворения: «Что сердце диктует, пиши».

анализ стиха Брюсова

АЛиса Лисьина Ученик (91), закрыт 6 лет назад

срочно нужно по такому плану: 1)дата написания и публикации 2)место,занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод 3)творческая история(выбор жанра,традиция,цензура) 4)основная тема 5)смысл названия 6)лирический сюжет и его движение 7)композиция. наличие обрамления.основные структурные части 8)основные настроения, тональность стихотворения 9)ведущие лейтмотивы. Опорные слов, их передающие 10)Лирический герой,его своеобразие и способы его самораскрытия 11)лирический персонажи. Их переживания. Их судьбы 12)столкновение или соединение различных уровней сознания 13)позиция атора и передача его переживаний 14)музыка стихотворения 15)ритм,размер 16)рифмовка. характер рифм 17)лексика.Языковые выразительные средства 18)поэтический синтаксис 19)звукопись. фонетическая окраска стиха 20)идея стихотворения, выявленная в итоге анализа 21)отзывы критиков о стихотворении 22)звучание стихотворения в наши дни

Пожалуйста помогите очень нужно

Дополнен 6 лет назад

ооой название Юному поэту

lɐǝɹ ʌ ɐvmʎ Высший разум (770046) 6 лет назад

Свою программу символизма Брюсов поэтически изложил в стихотворении «Юному поэту» (написано 15 июля 1896, опубликовано в сборнике «Me eum esse» — «Это я». 1897)

Юноша бледный со взором, горящим. Ныне даю я тебе три завета Первый прими не живи настоящим. Только грядущее область поэта. Помни второй никому не сочувствуй. Сам же себя полюби беспредельно. Третий, храни поклоняйся искусству. Только ему, безраздельно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь мои три завета. Молча паду я бойцом, побежденным. Зная, что в мире оставлю поэта. Стихотворение «Юному поэту» — декларация самоценного искусства, поэзии как ценности, которая требует безоговорочного служения только ей одной. Брюсов добивается торжественности звучания стиха, выбрав дактиль — трехсложный размер, уже по самому этому более медленный и строгий. чем двухсложные, и к тому же строго соблюдая ритмическую схему — ни одно ударение на стопе, где оно должно быть, не пропущено, а потому речь кажется мерным, ритмичным движением без ускорений и замедлений. Ощущение торжественности поддерживается и отбором высоких, эмоционально окрашенных слов: «юноша», «взор», «беспредельно», «грядущее», «поклоняйся».Основа стиха в поэзии Брюсова — метафора, создающая образ, символ. Здесь видится стремление найти великий синтез человека и красоты. Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы, используются аллитерации (игра согласных) и ассонансы (игра гласных). Все эти приемы рождают удивительную музыкальность стиха. При этом Брюсов обращается к поэтической традиции (Рылеев, Лермонтов, Некрасов). которая, используя ту же стилистику, утверждала противоположные идеи — поэтического творчества как гражданского служения, как борьбы (следом этой традиции может считаться мотив «побежденного бойца», появляющийся достаточно неожиданно). Тем самым Брюсов вступает в диалог со своими предшественниками, претендуя на равенство с ними.

Анализ образов

При подробном изучении текста в классе или дома важно провести оценку системы необычных образов, которые использует поэт. Лирический герой наполнен ожиданием, он осознает, что творческий процесс непостижим, именно в этом и смысл названия стихотворения

Поэт пытается раскрыть читателю тайны рождения поэтического текста, часто нелогичные, странные, пугающие. Композиционно можно выделить в произведении три части:

Вступительная (первая строфа, творец способен видеть и воспринимать то, что обычным людям недоступно).
Основная часть — описание вдохновения (строфы 2−4, творец, находящийся в этом состоянии, получает способность увидеть звук)

Брюсов не заостряет внимание на образе поэта, гораздо важнее для него показать особенности творческого восприятия, при котором автор получает уникальную способность передать настроение окружающего мира. Его талант позволяет окрасить бытовые реалии яркими красками, показать их перерождение, представить в новом свете

Так рождаются образы прозрачных киосков, фиолетовых рук, лазоревой луны.
Завершение (последняя строфа). Поэту удалось создать свое уникальное произведение, но особенность творчества в том, что только ему одному и удастся понять его полностью. Каждый читатель увидит в тексте что-то свое, поэтому не стоит удивляться тому, что стихотворение постепенно обрастет новым смыслом, который довольный собой художник даже не подразумевал.

Подробный анализ системы образов позволяет составить таблицу. В ней представлены наиболее значимые для понимания элементы художественной ткани стихотворения.

Строфа / Значимые образы Первая Вторая Третья Четвертая
Несозданные создания, во сне, эмалевая стена Руки, чертят звуки Прозрачные киоски, лазоревая луна Вся строфа (за исключением третьей строки)

Анализ стихотворения В. Брюсова «Юному поэту»

Стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму – посвящения. Вообще, посвящение традиционно для русской классической поэзии. Вспомним хотя бы такие произведения, как «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину» В. А. Жуковского, «К другу стихотворцу», «Поэту» А. С. Пушкина, «Русскому писателю» Н. А. Некрасова. В.А. Брюсов продолжает в своем творчестве эту традицию. Композиционнфо-сюжетную основу стихотворения составляют три завета, данные лирическим героем своему предполагаемому преемнику – будущему поэту. Эти советы переданы в форме повелительного наклонения (не живи настоящим, сам себя полюби, поклоняйся искусству). Лирический герой не просит, а требует, почти приказывает

Видно, как важно для него то, о чем он говорит. Герой искренне ратует за «свое дело» и за то, чтобы оно жило, продолжалось, развивалось

Важно, что в трех заветах содержится, в лаконичной форме, программа символистов, символистского искусства: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Лирический герой призывает юного поэта сделать объектом своих мыслей, чувств, творений будущее. Формировать грядущее – вот главная обязанность поэта-символиста. Областью искусства должно сделать свой внутренний мир, свои ощущения, эмоции, чувства, мысли. Потому как прежде всего ценен личный мир художника, его индивидуальность. Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Только оно – сфера жизненных интересов, смысл и цель. Только ради искусства надо жить, творить, чувствовать и мыслить. Интересно, что стихотворение «бедно» средствами художественной выразительности. Оно довольно сухо, лаконично. Данное произведение имеет форму поэтической программы, четко и ясно излагающей основные постулаты символизма. Стиль «Юному поэту» схож с публицистическим стилем поэтических программ. В стихотворении можно выделить два «действующих лица». Это, прежде всего, лирический герой, поэт, дающий наставления новому поколению. Этот герой «проявляется» в речи, прежде всего, в заветах, которые он дает «юному поэту». Знаменательно также последние две строки стихотворения: Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. Сравнение «бойцом побежденным» показывает, что лирический герой видит назначение поэта в борьбе за будущее, грядущее искусство. Он понимает, что труд его несовершенен. Может быть, герой и сам не всегда до конца выполняет заветы. Но он надеется, что следующее поколение будет более совершенным, более талантливым, более «дееспособным». Каков же в представлении героя этот «поэт будущего»? Брюсов рисует романтический портрет: «юноша бледный со взором горящим»

Важно, что в финале стихотворения, после произнесения поэтических заветов, описание юноши меняется — взор его смущен: «Юноша бледный со взором смущенным!» Ответственность, которую лирический герой возлагает на него, делает юношу неуверенным и растерянным. Он сомневается в своих силах

И, в то же время, полон решимости все изменить, совершить великое, создать гениальное. Таким образом, данное стихотворение – это поэтическая программа символистов, отражение их взгляда на искусство. И, в то же время, это завещание потомкам. И синтаксический строй произведения, его ритмический рисунок отражает эту особенность. Стихотворение наполнено повелительными предложениями. В их составе имеются обращения и бессоюзные предложения. Последние придают стихотворению логичность, лаконичность, ясность. Лишь одно восклицательное предложение (в финале) показывает, насколько важно для лирического героя, чтобы его заветы были услышаны и усвоены.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.

Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.

Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.

Очень интересно обращение в самом начале стихотворения. Лирический герой говорит: «Юноша бледный со взором горящим». Это романтический образ человека, который способен стать поэтом. Он бледен, будто изможден своими мыслями. Думаю, еще бледность подчеркивает его отрешенность от реального мира. Он как бы прозрачен, эфемерен. И лишь его горящий взор живет, он наполнен страстью, желанием сделать в этой жизни великое дело. Именно такого человека выбирает себе лирический герой в ученики. Именно и только в таком юноше он способен разглядеть возможность стать настоящим поэтом, творцом, созидателем. Герой видит в своем протеже возможность будущего величия, но для того, чтобы стать настоящим художником слова, необходимо соблюдать определенные правила. Хотя в устах лирического героя эти правила превращаются в заветы. Этим словом, думаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Очень интересно, что эти «заветы» передают основу символистского искусства:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Реальность не должна существовать для человека, мечтающего стать настоящим поэтом. Ведь смысл поэтического творчества – формировать будущее. Только грядущее имеет смысл, только ради него и нужно творить. Это одно из правил поэта-символиста. Второй завет заключается в том, чтобы «никому не сочувствовать». Сначала эта фраза кажется довольно странной, но стоит немного подумать, и все становится более ясным. Я думаю, смысл здесь заключается в том, что для поэта главным интересом должна стать сфера его собственных эмоций. Начало 20 века – переломное время с тяжелой политической ситуацией. Но поэт должен отбросить это, ему нельзя об этом задумываться, ведь все эти земные передряги – лишь временное. Ему же необходимо всегда думать о вечном. Для этого и необходимо полюбить себя беспредельно. Ведь только наполняя, насыщая свой внутренний мир, символист сможет творить. И главная тема его творчества – собственные душевные переживания, но никак не связанные с настоящим.

Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни.

Стоит отметить тот факт, что в третьем четверостишии взор юноши, к которому обращено все стихотворение, меняется. Теперь лирический герой говорит про него: «Юноша бледный со взором смущенным!» Думаю, до этого обращения юноша горел желанием стать поэтом, но не задумывался, какой это тяжкий труд, сколько условий нужно выполнить, чтобы стать настоящим творцом. Эта ответственность смущает юношу, заставляет его задуматься, готов ли он к этому. Зато, если он отважится принять эти заветы, то может стать таким мастером, перед которым склониться лирический герой:

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству.

Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Работа» относится к литературному направлению символизма. Дело даже не в содержании, а в символическом, абстрактном значении каждого слова. Всё стихотворение «Работа» лишено конкретики. Вот абстрактный (любой, идеальный) пахарь идёт за сохой, абстрактный рабочий идёт на завод и абстрактный писатель творит дни и ночи напролёт. Они лишены индивидуальности, это символы разных сословий. Цель Брюсова – привлечь каждого, независимо от сословия, к работе – самому большому удовольствию.

Жанр стихотворения – философская лирика. В нём поднимается проблема работы как предназначения человека.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение написано тремя восьмистишьями (октетами), которые Брюсов не разделил пробелами. Очевидно, так он хотел передать непрерывность физического и интеллектуально-чувственного движения героя.

Эпиграфом стала первая строфа стихотворения Пушкина с одноименным названием: «Всё кончено. Меж нами связи нет». В нём лирический герой приходит к выводу, что любовь сотворена не для него, ведь он отвергнут возлюбленной и расстаётся с ней, продолжая любить и желая для любимой… новой счастливой любви. Лирический герой Брюсова тоже переживает расставание, но утешается по-другому.

Первое восьмистишье посвящено движению героя по ночному городу. Он чем-то возбуждён, но это счастливое возбуждение: он не может превозмочь восторга мечты, напевает. Второе восьмистишье звучит контрастом: лирический герой заявляет, что расстался с возлюбленной навсегда. Эта мысль кажется ему нелепой и странной, ведь девушка продолжает быть любимой и вечно желанной.

Третья строфа раскрывает суть переживаний лирического героя, именно в ней заключена философия стихотворения: мучение от расставанья может быть сладким, мука — вызывать восторг.

Наверное, это чувство знакомо многим влюблённым. Они решают расстаться, их муки искренни, но в глубине души они, как и лирический герой Брюсова, надеются, что не перейдут грань разлуки.

Композиция каждой строфы кольцевая. Первая начинается и заканчивается образом ночи. Вторая начинается с утверждения о разлуке навсегда, а в конце лирический герой ставит это утверждение под сомнение. Последняя строфа начинается и заканчивается утешением и забвением («восторгами сердце баюкаю»).

Тема стихотворения – расставание с возлюбленной и переживание этого чувства. Основная мысль: даже боль может быть сладкой, а мука рождает восторг. Когда человек влюблён, тогда и зло превращается в благо и источник вдохновения, энергии, жизни.

Фонарики

Столетия — фонарики! о, сколько вас во тьме,

На прочной нити времени, протянутой в уме!

Огни многообразные, вы тешите мой взгляд…

То яркие, то тусклые фонарики горят.

Сверкают, разноцветные, в причудливом саду,

В котором, очарованный, и я теперь иду.

Вот пламенники красные — подряд по десяти.

Ассирия! Ассирия! мне мимо не пройти!

Хочу полюбоваться я на твой багряный свет:

Цветы в крови, трава в крови, и в небе красный след.

А вот гирлянда жёлтая квадратных фонарей.

Египет! сила странная в неяркости твоей!

Пронизывает глуби все твой беспощадный луч,

И тянется властительно с земли до хмурых туч.

Но что горит высоко там и что слепит мой взор?

Над озером, о Индия, застыл твой метеор.

Взнесённый, неподвижен он, в пространствах — брат звезде,

Но пляшут отражения, как змеи, по воде.

Широкая, свободная, аллея вдаль влечёт,

Простым, но ясным светочем украшен строгий вход.

Тебя ли не признаю я, святой Периклов век!

Ты ясностью, прекрасностью победно мрак рассек!

Вхожу: всё блеском залито, все сны воплощены,

Все краски, все сверкания, все тени сплетены!

О Рим, свет ослепительный одиннадцати чаш:

Ты — белый, торжествующий, ты нам родной, ты наш!

Век Данте — блеск таинственный, зловеще золотой…

Лазурное сияние, о Леонардо, — твой!..

Большая лампа Лютера — луч, устремлённый вниз…

Две маленькие звёздочки, век суетных маркиз…

Сноп молний — Революция! За ним громадный шар,

О ты! век девятнадцатый, беспламенный пожар!

И вот стою ослепший я, мне дальше нет дорог,

А сумрак отдаления торжественен и строг.

К сырой земле лицом припав, я лишь могу глядеть,

Как вьётся, как сплетается огней мелькнувших сеть.

Но вам молюсь, безвестные! ещё в ночной тени

Сокрытые, не жившие, грядущие огни!

1904 год

*****

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 катренов, 7 предложений, из которых только одно невосклицательное. Таким образом, стихотворение – крик души лирического героя. Это спор с самим собой о своём месте в стране и в истории. Поэтому стихотворение начинается отрицанием: «Нет, я не ваш». Лирический герой не ассоциирует себя ни с толпой разрушителей, ни с толпой защитников старого. Он – поэт, вождь, идейный вдохновитель.

Вторая и третья строфы описывают роль, которую себе отводит в борьбе лирический герой. Четвёртая строфа неожиданна и поднимается до философского обобщения. Лирический герой не потому отрекается от пути с разрушителями, что не приемлет радикальных способов преобразования, а потому, что не готов довольствоваться никакой остановкой в разрушительной деятельности. Здесь позиция лирического героя противоположна позиции в стихотворении «Грядущие гунны» при схожести тем. Лирический герой – не хранитель старых ценностей, готовый принять перемены и погибнуть, а разрушитель, не желающий принять никакие ценности.

Тема стихотворения – роль поэта в эпоху социальных потрясений, революций. Это одно из стихотворений Брюсова, связанных с историческими событиями. Основная мысль: поэта нельзя сделать орудием какой бы то ни было идеологии. Он может вдохновить любое движение или революцию, но только до тех пор, пока сам вдохновляется ею, сам этого хочет.

Тропы и образы

Этот главный параллелизм («двойная любовь») раскрывается в столь же рационально построенной системе образов-символов, которые играют и переливаются, как «двойные» картинки: например, явные гиперболы (бесконечность милых глаз, беспредельность милого взора) тут же могут быть прочитаны и как «простое» поэтическое описание неба, «просто» отражённого в глазах любимой – в чём и состоит символизм данных образов. Точно так же дышать нам дано воздухом, «атмосферой», которая и есть небо, – но в символическом плане «жизнью я дышу, любя» (метафора) – и только любя, так как истинное постижение всего символического наполнения «небесных» образов-символов даётся лишь любовью. Прямая отсылка к Тютчеву дана не только в эпиграфе, но и в символическом образе лебедя, но и этот образ есть троп – сравнение с лебедем самого лирического героя, который, «как лебедь на волнах», гордо реет между «бездной» неба и «бездной» взора любимой. Наконец, очень важен финальный образ-символ «заброшенности» (утраченного рая): «Так, заброшены на землю…» Преодолеть заброшенность, вернуть утраченный рай и вернуться на свою метафизическую родину – на небо – человеку возможно опять-таки не иначе как при помощи любви: «…к небу всходим мы, любя…».

Хвала Человеку

Молодой моряк вселенной,

Мира древний дровосек,

Неуклонный, неизменный,

Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий

Ты проходишь с топором,

Целишь луком, ставишь сети.

Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя

Ты смирил своей уздой,

Взвил ликующее знамя

Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод,

В странах Сумрака и Льда,

Петь заставил вещий молот,

Залил блеском города.

Сквозь пустыню и над бездной

Ты провел свои пути,

Чтоб нервущейся, железной

Нитью землю оплести.

В древних, вольных Океанах,

Где играли лишь киты,

На стальных левиафанах

Пробежал державно ты.

Змея, жалившего жадно

С неба выступы дубов,

Изловил ты беспощадно,

Неустанный зверолов.

И шипя под хрупким шаром,

И в стекле согнут в дугу,

Он теперь, покорный чарам,

Светит хитрому врагу.

Царь несытый и упрямый

Четырех подлунных царств,

Не стыдясь, ты роешь ямы,

Множишь тысячи коварств, —

Но, отважный, со стихией

После бьешься, с грудью грудь,

Чтоб еще над новой выей

Петлю рабства захлестнуть.

Верю, дерзкий! Ты поставишь

Над землей ряды ветрил,

Ты своей рукой направишь

Бег в пространстве, меж светил, —

И насельники вселенной,

Те, чей путь ты пересек,

Повторят привет священный:

Будь прославлен, Человек!

*****

Дипломная работа: Анализ стихотворения Брюсова Кинжал

Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал»

Стихотворение Брюсова «Кинжал» отсылает сразу к двум классическим стихотворениям — пушкинскому «Кинжалу» и стихотворению Лермонтова «Поэт». От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд.

Стихотворение Пушкина в меньшей степени значимо для понимания брюсовского «Кинжала»: Пушкин воспевает кинжал как орудие возмездия, как символ освобождения от тирании. Образ кинжала никак не связан здесь с идеей поэта, поэзии, как в стихотворении Брюсова. Однако поэтическая традиция, которой принадлежит «Кинжал» Брюсова, начата именно стихотворением Пушкина. Об этом свидетельствует и метрика стихотворения: как и пушкинское, стихотворение Брюсова написано разностопным ямбом. Правда, у Пушкина чередование четырёх-, пяти-, шести- и семистопных строк свободно и не повторяется в разных строфах, тогда как все строфы у Брюсова имеют схему 6-7-6-5; но пронизанное духом свободы стихотворение Пушкина, видимо, и не могло иметь строго порядка в чередовании разностопных строк. Брюсов же делает акцент не на свободе, а на отточенности, безупречности своего дара-оружия.

Лермонтовский «Кинжал» гораздо активнее используется Брюсовым. Само уподобление поэта кинжалу, противопоставление поэта толпе, строгое чередование шестистопных строк с мужскими рифмами и пятистопных — с женскими (у Брюсова также все строки из 6 стоп нечётны и имеют мужские окончания. а строки из 5 и 7 стоп — женские) — всё это объединяет стихи Лермонтова и Брюсова. Но на этом общем фоне особенно отчётливо видны различия.

Лермонтов говорит о поэте, позабывшем о своём предназначении и потому подобном разукрашенному, но бесполезному кинжалу, которым забавляется праздная толпа. У Брюсова поэт сам отказывался от служения людям, пока не почувствовал голоса бури, не услышал зова истории; он верит, что его песнь созвучна грядущим потрясениям, а потому готов снова быть «с людьми».

Вообще Брюсов скорее отталкивается от традиции, чем следует ей. Лермонтовский «Поэт» выстроен как аллегория: картинное описание кинжала, его судьбы получает истолкование во второй половине стихотворения. Стихотворение Брюсова начинается даже не с рассказа о кинжале, а с короткого упоминания о «нём» — если не читать названия, не сразу и догадаешься, о чём идёт речь — кинжал, меч, нож? И тут же появляется фигура поэта — причём фигура отвлечённая; лишь во второй строфе автор говорит, что поэт — он сам (ещё одно отличие от стихотворения Лермонтова: там автор постоянно обращается к поэту «ты», и мы можем лишь догадываться, подразумевает ли Лермонтов самого себя).

В трёх строфах из пяти речь вообще идёт не о кинжале, а о том, как поэт относится к окружающим; да и в обрамляющих стихотворение строфах кинжал — вспомогательный образ. Брюсов использует хрестоматийные стихотворения, чтобы на их фоне вывести собственный рисунок.

В то же время Брюсов как бы реализует пророчества, содержащиеся в стихах Пушкина и Лермонтова. Орудие возмездия наконец востребовано; «осмеянный пророк» не только проснулся, но и встаёт во главе начинающегося движения.

Еще работы по литературе и русскому языку

Реферат по литературе и русскому языку

Стихотворение «Последнее желанье» Брюсов Валерий Яковлевич

Где я последнее желанье Осуществлю и утолю? Найду ль немыслимое знанье, Которое, таясь, люблю?

Приду ли в скит уединенный, Горящий главами в лесу, И в келью бред неутоленный К ночной лампаде понесу?

Иль в городе, где стены давят, В часы безумных баррикад, Когда Мечта и Буйство правят, Я слиться с жизнью буду рад?

Иль, навсегда приветив книги, Веков мечтами упоен, Я вам отдамся, — миги! миги! — Бездонный, многозвенный сон?

Я разных ратей был союзник, Носил чужие знамена, И вот опять, как алчный узник, Смотрю на волю из окна.

(2 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Юных лет моих желанье Юных лет моих желанье В летах зрелых не сбылось, Непременное мечтанье Как мгновенье пронеслось. Я мечтал, что с другом нежным Буду время проводить; Буду в горе неизбежном Сердце с ним…
  2. Желанье О, прости моему невниманью!.. Ты целуешь меня горячо — Твоему я не вторю желанью, Наклонившись к тебе на плечо… Не смущай меня словом упрека, Подозреньем ревнивым не мучь, И поверь,…
  3. Последнее напутствие Боль проходит понемногу, Не навек она дана. Есть конец мятежным стонам. Злую муку и тревогу Побеждает тишина. Ты смежил больные вежды, Ты не ждешь — она вошла. Вот она —…
  4. Читаю мемуары разных лиц Читаю мемуары разных лиц. Сопоставляю прошлого картины, что удается мне не без труда. Из вороха распавшихся страниц соорудить пытаюсь мир единый, а из тряпья одежки обветшалой — блистательный ваш облик,…
  5. Последнее свидание Мы были когда-то короткими, близкими друзьями… Но настал недобрый миг — и мы расстались, как враги. Прошло много лет… И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что…
  6. Последнее письмо П. Ш. Не знаю, что со мною сталось: Душа кровавится в огне, И тает хрупкая усталость В ее холодной глубине. Пусть у моих рыдает ног Виденье скорби неутешной, Спокойно мудр…
  7. Все равно нам с тобою Все равно Нам с тобою не слиться, Как сливаются вольные реки. Ревновать буду часто и злиться, Как ревнуют и злятся Калеки. Дорогая, Волной серебристой Мы, сойдясь, не покатимся оба. Даже…
  8. Желанье жить (сонет) Колокольчика ль гулкие пени, Дымной тучи ль далекие сны… Снова снегом заносит ступени, На стене полоса от луны. Кто сенинкой играет в тристене, Кто седою макушкой копны. Что ни есть…
  9. Исполнил я твое желанье Н. Каминской Исполнил я твое желанье: Стихи тебе посвящены, Пусть мало в них очарованья, Но вдохновением полны. А передать ужели можно, Какой огонь горит в груди, Как я живу в…
  10. Я помню робкое желанье Я помню робкое желанье, Тоску, сжигающую кровь, Я помню ласки и признанье, Я помню слезы и любовь. Шло время — ласки были реже, И высох слез поток живой, И только…
  11. Желанье (Отворите мне темницу…) Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Дайте раз по синю полю Проскакать на том коне; Дайте раз на жизнь и волю, Как на чуждую мне…
  12. Я влюблен в свое желанье полюбить Я влюблен в свое желанье полюбить, Я грущу о том, что не о чем грустить. Я людскую душу знаю наизусть. Мир, как гроб истлевший, мерзостен и пуст. В проповеди правды…
  13. Последнее Порой всему, как дети, люди рады И в легкости своей живут веселой. О, пусть они смеются! Нет отрады Смотреть во тьму души моей тяжелой. Я не нарушу радости мгновенной, Я…
  14. Под масками А под маской было звездно. Улыбалась чья-то повесть, Короталась тихо ночь. И задумчивая совесть, Тихо плавая над бездной, Уводила время прочь. И в руках, когда-то строгих, Был бокал стеклянных влаг….
  15. Последнее воспоминание У милого взгляда Волшебная сила. Ты нежной улыбкой Меня покорила. Но я ведь не молод. Зачем старикану Волнения, страсти?.. Я сохну, я вяну. К тебе на свиданье Спешу я украдкой….
  16. Последнее лето Стонет, бормочет, сопит сад. И полузаселенный дом вместе с садом не спит, тоже больной и бессонный. Ветви утрат и надежд, первым прикрытые снегом, бедно качаются меж бледной землею и небом….
  17. Последнее поколение Т. Дашковской Выходит на сцену последнее из поколений войны — зачатые второпях и доношенные в отчаянии, Незнамовы и Непомнящие, невесть чьи сыны, Безродные и Беспрозванные, Непрошеные и Случайные. Их одинокие…
  18. Последнее прибежище Жилье твое остужено. Жена твоя покойница Была любимой суженой — И вот былинкой клонится, И спит в подводном Китеже, Спит, запертая в тереме. А ты сиротство выдержи, Коли богат потерями….
  19. И уходит последнее лето И уходит последнее лето, забирая цветы и посулы, оставляя последнюю мету, словно в раковине посуду. И уходит последняя встреча — губы, волосы, руки, колени, постоянно желанные плечи, где огонь обращается…
  20. Разгораются тайные знаки Разгораются тайные знаки На глухой, непробудной стене Золотые и красные маки Надо мной тяготеют во сне. Укрываюсь в ночные пещеры И не помню суровых чудес. На заре — голубые химеры…

Вы сейчас читаете стих Последнее желанье, поэта Брюсов Валерий Яковлевич

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: