Анализ стихотворения северянина кратко по плану

Лингвистический анализ стихотворения игоря северянина "классические розы"

Забытый поэт Игорь Северянин

Почему популярный в начале 20-го века поэт, завоевавший титул «короля поэтов», к середине 20-го века оказался практически забытым?

Многие литературоведы считают, что миграция Северянина в Эстонию оттолкнула от поэта его читателей, которые не могли простить ему этого предательства. Для СССР Северянин стал чужим. Даже несмотря на поздние стихи поэта, в которых он воспевал родину, признавать его в Стране Советов не спешили.

Не получилось у Северянина объединиться с другими эмигрантами. Он стоял в стороне от других поэтов и писателей, которые проклинали новую Советскую Россию. Игорь Васильевич, чувствуя тоску по родине и невозможность поучаствовать в возрождении России, активно писал просоветские произведения, тем самым отталкивая от себя других поэтов-эмигрантов, не разделяющих его восторженных взглядов.

Возможно, если бы не война, то поэту удалось бы триумфально вернуться на родину с его мощным сборником стихов, прославляющих советскую власть, тем более что с середины 30-х годов Игоря Северянина стали вновь немного печатать в советских журналах. Однако все сложилась не так, как мечтал поэт, — Эстонию захватили немецкие войска; ленинградское издательство, печатающее стихи Северянина, подверглось артобстрелу, похоронив под тонной пепла и камней альманахи со стихами поэта, а сам он умер в 1941 году в оккупированном фашистами Таллине то ли от туберкулеза, то ли от сердечного приступа.

Творчество Северянина

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) в феврале 1918 года на выборах «Короля поэтов», состоявшемся в московском Политехническом музее, оказался вне конкуренции. Чем же привлек Северянин читателей? В чем его талант? Дебютировал поэт двумя сборниками стихов 1912 года – «Качалка грёзэрки» и «Очам твоей души». Но следующий сборник (1913) «Громокипящий кубок» делает его известным. Позже (1914 – 1918) появились «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Victoria Regia», «Поэзоантракт», «Тост безответный», «За струнной изгородью лиры», «Собрание поэз». Критики причисляли его к декадентам. Северянин не соглашался с такой позицией, и поэтому на страницах своего автобиографического романа «Падучая стремнина» он категорически заявляет, что на его творчество влияли классические поэты (Михаил Лермонтов, Алексей Толстой), а декаданс всегда был чужд его простой и здоровой натуре. Об этом же – стихотворение 1921 года «Поэза о старых размерах». Но ради объективности надо сказать, что декаданс все же повлиял на творчество Северянина, по крайней мере – на его ранний период.

Стиль его стихов – «поэз» — отличают манерность, декоративность, вычурность образного ряда. Об этом можно судить даже по названиям сборников. И в любом из его стихотворений на этом этапе очень отчетливо видится декадентская стилистика: В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом,по аллее олуненной Вы проходите морево… («Кензель», 1911г.). Позже Игорь Северянин постепенно отойдет от тех принципов, которые руководили им в начале творческого пути, и реалистические тенденции возьмут верх, появится пушкинская простота и ясность стиха. Когда после революции поэт уехал в эстонский рыбачий поселок Тойла, начинается новый период в его творческой жизни. В Эстонии вышли его новые книги – (1919 – 1932): «Эстляндские поэзы», «Вервэна», «Миррелия», «Соловей», «Роса оранжевого часа», стихотворный автобиографический роман «Колокола собора чувств», «Поэты Эстонии», «Адриатика». Эти книги – свидетельства рождения нового Северянина, который уже ушел от воспевания «шумных платьев муаровых» и «ананасов в шампанском». Теперь его занимают размышления о России, о своей судьбе, он пересматривает свои общественные приоритеты и эстетические взгляды.

Северянину трудно было мириться со своим положением беженца. До последнего часа он мечтал увидеть родину. Ностальгия по России нашла отражение во многих стихотворениях 30-ых годов («Без нас», «За Днепр обидно», «Наболевшее…» и др.) Вдали от родины Северянин занимается переводами, создает антологию эстонской поэзии, в частности Герника Виснапуу, Марие Ундер, Алексиса Раннита и др. Кроме всего, Северянин в 1934 году написал уникальную книгу «Медальоны. Сюжеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах», в которой представлена галерея творческих портретов литераторов и музыкантов. Именно в ней обозначены истинные эстетические вкусы поэта, его отношение к классикам и современникам. Северянину не довелось больше встретиться с родиной: жизнь его оборвалась в оккупированной столице Эстонии – Таллинне – в конце 1941 года. Его могила находится на старом Александро-Невском кладбище. Эпитафией послужили горькие строки из стихотворения поэта «Классические розы»: Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! В п. Тойла есть домик-музей Игоря Северянина. Булат Окуджава, однажды побывав там, был потрясен тем, что, оказывается, всю жизнь имел неверное представление об этом поэте, что невежество и навешанные ярлыки мешали ему по-настоящему взглянуть на большого и яркого поэта Игоря Северянина. Нужно читать, заново открывать, понять и прочувствовать глубину и изысканную красоту его поэзии.

Личная жизнь

До эмиграции Игорь Северянин состоял в незарегистрированных отношениях с артисткой М. Волнянской. Обладательница красивого богатого голоса, она исполняла цыганские романсы.

В 1921 г. поэт расстался со своей “гражданской” супругой и женился на Ф. Круут. Ради Северянина она, ревностная лютеранка, обратилась в православие. Вплоть до 1935 г. супруга была не только музой, но и настоящим ангелом-хранителем Игоря Васильевича. Благодаря ей его талант не зачах в эмиграции. Стихи стали более ясными, приобрели классическую простоту.

Литературных муз у Северянина было достаточно много. Он посвящал свои произведения Е. Гуцан, А. Воробьевой, Е. Новиковой, знаменитому писателю-беллетристу Т. Краснопольской.

Отношения любвеобильного поэта с женщинами были не только платоническими. Уже будучи женатым на Ф. Круут, он во время гастролей по Европе дважды вступал в романтические отношения. Наиболее мучительным для обоих супругов стал роман Северянина с Е. Штранделл. Она была супругой владельца продуктовой лавки, и от нее зависела выдача провизии в кредит.

В этом браке родилось двое детей. Дочь, В. И. Семенова, родилась в Петербурге, но позже уехала в Эстонию, где и скончалась в 1976 г. Сын, Вакх Игоревич, жил в Швеции до 1944 г.

Игорь Северянин. Биография, анализ творчества, стихотворений

Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере

«авто», и наизобретал кучу салонно-технических неологизмов. Его причудливая высокопарность иногда походила на самопародию. Необходимо отметить, что излюбленными стихотворными формами Игоря Северянина были сонет и рондо, хотя он выдумал и такие формы, какие искусству стихосложения были неведомы до него: миньонет, дизэль, кэнзель, секста, рондолет, перекат, перелив, переплеск, квинтина, квадрат квадратов.

Он часто называл свои произведения по названиям музыкальных жанров и форм: «Увертюра», «Рондо», «Интермеццо», «Соната», «Интродукция», «Прелюдия», «Баллада», «Фантазия», «Романс», «Импровизация», «Лейтмотив», «Канон», «Дифирамб», «Гимн», «Элегия», «Симфония», «Дуэт душ», «Квартет». Излюбленная поэтом музыкальная форма — песня: «Песня», «Chanson russe», «Chanson coquette», «Шансонетка горничной», «Бриндизи» (итальянская застольная песня), «Эпиталама» (свадебная песня), «Серенада». Есть и колыбельные песни — «Berceus сирени», «Малиновый berceus», «Berceus томления».

Игорь-Северянин отдал дань танцу: «Шампанский полонез», «Хабанера», «Кадрильон» (от кадриль), «Вальс», «Пляска мая», «Фокстрот». В названиях стихотворений встречаются аккорд, октава, лейтмотив, мотив и мелодия. Анализ стихотворений: 1) Стихотворение «Град».

Качнуло небо гневом грома, Метнулась молния — и град В воде запрыгал у парома, Как серебристый виноград. Вспорхнула искорка мгновенья, Когда июль дохнул зимой — Для новых дум, для вдохновенья, Для невозможности самой И поднял я бокал высоко,— Блеснули мысли для наград Я пил вино, и в грезах сока В моем бокале таял град Стихотворение описывает летний град — то есть момент проникновения зимы в летнюю жарцу, момент соединения несоединимого. Для Северянина этот момент подобен моменту творчества, вдохновения, также сопрягающего в одно целое то, что казалось несоединимым.

В стихотворении множество аллитераций — многократно повторяются сочетания звуков «гр», «пр» и «бр» («грома», «град», «запрыгал», «серебристый» «виноград», «наград», «грезах», иногда согласные разделены гласным: «парома», «вспорхнула»), явно звукоподражательные, изображающие.

Продолжение на след. странице

Биография 3 Анализ творчества 5 Анализ стихотворений 6 1) Стихотворение «Град». 6 2) Стихотворение «Ананасы в шампанском». 7 Заключение 8 Список литературы 11 Игорь Северянин (Настоящее имя Лотарев Игорь Васильевич) 1887-1941 гг. Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!

Характеристика автора Слова о полку Игореве складывается из трех разных частей из его исторических взглядов по данным самой поэмы, из его отношения к современным ему князьям и из сопоставления поэта историка с другими современными ему историками летописцами.

В Грузии начались демонстрации и митинги, в которых принимает участие и Маяковский. В памяти осталась яркая картина увиденного В черном анархисты, в красном эсеры, в синем эсдеки, в остальных цветах федералисты. Ему не до учения. Пошли двойки. Перешел в четвертый класс только по чистой случайности.

Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о нашем серебряном веке, мы представляем себе, каждый по-своему, какое-то цельное, яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко

История создания, жанр, направление произведения

В 1918 году поэт-литератор Игорь Северянин переезжает в Эстонию, в Эст-Тойлу. Здесь поэт всегда проводил весну и лето. Революционный переворот изменил жизнь всей страны и каждого конкретного человека в ней. Северянин оказался в атмосфере, в которой чувствовал себя чужим. Все, что было мило и дорого для него, осталось в прошлом. Жизнь же предлагала новые варианты ожесточенной борьбы и политической розни. Ценности, до этого признававшиеся человечеством, вдруг оказались под сомнением. Это время мало способствовало поэзии, но несмотря на это, Игорь Северянин выпустил 9 книг и сделал много переводов. Поэт продолжал активную творческую деятельность, несмотря на обстоятельства.

В 1925 им было написано стихотворение «Классические розы», в котором поэт выразил поиски истинного пути к себе. Основным фоном стихотворения становится тоска по родине, а главным элементом содержания – тема не оправдавшихся патриотических надежд. Переживания автора. Трагизм событий того времени передает минорный пафос стихотворения.

Стихотворение «Классические розы» относится к жанру элегии. В этом стихотворении – размышления поэта о мимолетности жизни, грустный воспоминания о прошедшем, ностальгия по родине, о расставании с родными местами, о том, что в сердце человека переплетаются радость и печаль.

Замечание 1

Сам Северянин жанр стихотворения «Классические розы» определил как «стихотворение без рифмы и размера».

Размер стихотворения – ямб с перекрестной рифмовкой. В стихотворении три строфы. Только одна рифма является закрытой.

«Классические розы» предваряет эпиграф из И. Мятлева – его строка про розы («Как хороши, как свежи были розы») становится смысловым центром и рефреном стихотворения И. Северянина.

Эта же строка в свое время вдохновила и И.С. Тургенева на создание стихотворения в прозе, где старик вспоминает жизнь, прошедшую, как сон.

Анализ стихотворения И.Северянина «Русская»

Анализ стихотворения «Русская» И.В. Северянина

Майский юбилей Игоря Северянина, вызвал новый всплеск интереса к творчеству одного из самых известных поэтов Серебряного века. Игорь Северянин всю свою жизнь был поэтом весны, поэтом природы, об этом он говорил и сам в прозаических воспоминаниях «Уснувшие вёсны». «Нельзя не любить леса, озер, рек – природы Божией… И что же еще остается любить здесь, на земле?» — задавал он риторический вопрос, отвечая на него своей поэзией: «Весенний день», «Весенняя яблоня» и многие другие северянинские поэзы – о весенней красоте пробуждающейся природы. Большинство из них датированы именно 1910 годом. Поэту тогда было 23 года, кровь кипела, его переполняли чувства, главным из которых являлась – любовь. Кажется, он готов был любить все – леса, реки, утонченных девушек и простых селянок.

В феврале 1910г., за долгими зимними вечерами, которыми поэт скучал о весне, им написана поэза «Русская», впоследствии вошедшая в сборник «Громокипящий кубок», «взорвавший» всю отечественную литературу. Очень легкая, очень просто написанная поэза – всего восемь двустиший, где последовательно рифмуются каждые две строки, создавая очень энергичный мотив, под который хочется отбивать ритм, плясать и наслаждаться вместе с поэтом. Но даже не зная автора этого стихотворения мы узнаем руку Северянина, его неповторимый стиль, с точными определениями, с красивыми неологизмами. Мы читаем стихотворение и слышим, как сонный горлан-петух кукарекает, отвечает нам дальнее эхо, видим сонные березки, плетень, бриллиантовую веселую росу. И, конечно, великолепная строчка «кружевеет, розовеет утром лес», содержащяя в себе неологизм. Кружевеет – великолепное слово, которое дает нам возможность погрузится в ту волшебную атмосферу, где ветки деревьев, будто сплетены кружевами в красивые узоры.

Теперь о названии. Надо сказать, что все свои стихотворения Игорь Северянин с юности называет поэзами. Этому названию своих произведений он не изменяет всю творческую жизнь. Принесший славу поэту сборник 1913 года называется «Громокипящий кубок. Поэзы». Затем была «Златолира. Собрание поэз», «Ананасы в шампанском. Поэзы», четвертая, пятая книги поэз. Вплоть до берлинского издания «Менестрем. Новейшие поэзы». Надо сказать, что Северянин очень бережно относился к своим поэзам, много работал над словом, по нескольку раз переписывая стихотворение своим красивым почерком, датировал их, давал каждому название. Загадку «Русской» нам однозначно разгадать вряд ли удастся. Под это определение подходят и «душа» автора, широту которой мы естественно ощущаем, и «картина», написанная с большой любовью и понимаем красоты природы, и «песня», ведь не только автору хочется покричать и посоревноваться с эхом, но и нам, читателям, хочется громко, нараспев повторить эти «искристые строки». И все же, мне думается, что автор имел в виду именно поэзу. Конечно, словосочетание может быть и не самое стыкующееся. Русская поэза. Ведь «поэза» — слово, пришедшее из французского языка. Поэтому, быть может, поэт и оставил в заглавии только слово «Русская», считая, что этим все сказано. Тем более, что у Брюсова, уважаемого Северяниным, было стихотворение с названием «Родное». Кстати, сам Северянин через несколько лет напишет другую поэзу и назовет её «Народная», о том, как Земля полюбила Солнце. Авторская точка по солнцу и весне чувствуется в зимних стихах поэта. Только в «Громокипящем кубке» соседствует «Русская», «CHANSON RUSSE», «Пасхальный Гимн». Все они о желании поэта приблизить весну, ведь Пасха, которая бывает только в апреле или мае, является символом жизни. Той жизни, о которой мечтает Игорь Северянин, и ради которой он и хочет «растолкать» и повстречавшуюся ему в березках девушку, и нас, своих читателей.

Вольшонок Федор, 10а, МОУ «Гимназия № 17» г.о.Электросталь

Детство поэта

Если говорить кратко, биография Северянина в детские годы была довольно насыщенной и непростой для маленького ребенка.

Игорь Васильевич Лотарев родился в 1887 году в Санкт-Петербурге. Его мать принадлежала к дворянскому роду, представителями которого были А. Фет и Н. Карамзин. Она была умной и начитанной женщиной и с детства приобщила сына к художественной литературе.

Отец Игоря — отставной штабс-капитан Василий Лотарев — был образованным и начитанным человеком, но, к сожалению, совместная жизнь супругов не была счастливой. Отец очень любил развлечения, из-за чего брак в итоге распался.

До 9 лет маленький Игорь жил в Северной столице вместе с родителями. В 1896 году, после развода родителей, Игорь переехал к тете в Череповец, где в 1903 году окончил 4 класса реального училища. Мать мальчика после развода осталась в Петербурге, а отец по долгу службы отправился в Маньчжурию.

После окончания учебы Игорь поехал к отцу, где какое-то время путешествовал с ним по северным краям. Биографы поэта считают, что мальчик настолько был поражен красотой севера, что именно впечатления от этого края подтолкнули Игоря на псевдоним «Северянин». Биография поэта на севере была довольно короткой, но воспоминания об этом крае навсегда остались в памяти поэта. Известно, что Игорь очень полюбил суровую природу севера, пристрастился к рыбной ловле и пешим походам. Внезапная смерть отца и начало русско-японской войны заставили Игоря вернуться к матери. На этом краткая биография Игоря Северянина на Дальнем Востоке закончилась.

Вернувшись к матери в Санкт-Петербург, Игорь познакомился с видными деятелями культуры и известными поэтами, которые помогли молодому автору на его творческом пути. Особенно поддержали юного поэта известные на тот момент поэты — К. Феофанов и В. Брюсов, которые очень горячо отнеслись к стихотворениям Северянина и благожелательно откликнулись на его первые сборники.

История создания, жанр, направление произведения

В 1918 году поэт-литератор Игорь Северянин переезжает в Эстонию, в Эст-Тойлу. Здесь поэт всегда проводил весну и лето. Революционный переворот изменил жизнь всей страны и каждого конкретного человека в ней. Северянин оказался в атмосфере, в которой чувствовал себя чужим. Все, что было мило и дорого для него, осталось в прошлом. Жизнь же предлагала новые варианты ожесточенной борьбы и политической розни. Ценности, до этого признававшиеся человечеством, вдруг оказались под сомнением. Это время мало способствовало поэзии, но несмотря на это, Игорь Северянин выпустил 9 книг и сделал много переводов. Поэт продолжал активную творческую деятельность, несмотря на обстоятельства.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В 1925 им было написано стихотворение «Классические розы», в котором поэт выразил поиски истинного пути к себе. Основным фоном стихотворения становится тоска по родине, а главным элементом содержания – тема не оправдавшихся патриотических надежд. Переживания автора. Трагизм событий того времени передает минорный пафос стихотворения.

Стихотворение «Классические розы» относится к жанру элегии. В этом стихотворении – размышления поэта о мимолетности жизни, грустный воспоминания о прошедшем, ностальгия по родине, о расставании с родными местами, о том, что в сердце человека переплетаются радость и печаль.

Замечание 1

Сам Северянин жанр стихотворения «Классические розы» определил как «стихотворение без рифмы и размера».

Размер стихотворения – ямб с перекрестной рифмовкой. В стихотворении три строфы. Только одна рифма является закрытой.

«Классические розы» предваряет эпиграф из И. Мятлева – его строка про розы («Как хороши, как свежи были розы») становится смысловым центром и рефреном стихотворения И. Северянина.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Лингвистический анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы» 420 ₽ Реферат Лингвистический анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы» 240 ₽ Контрольная работа Лингвистический анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы» 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Эта же строка в свое время вдохновила и И.С. Тургенева на создание стихотворения в прозе, где старик вспоминает жизнь, прошедшую, как сон.

Композиция, средства выразительности произведения

Поэт использует возвышенную и нейтральную лексику. Название стихотворения – это отсылка к классическому в литературном отношении 19 веку, когда был создан первоисточник И. Мятлева, который вдохновил поэта.

Стихотворение можно разделить на три части:

  • В первой части поэт вспоминает прошлое, но просто прошлые годы, а исчезнувшую эпоху, «времена», которая теперь ему кажется легендарной. Он подчеркивает это фразой «Как хороши, как свежи были розы»;
  • Во второй части поэт говорит о настоящем («как хороши, как свежи ныне розы»), о том, что теперь нет ни той страны, ни тех людей, которые в ней жили. Теперь это другой мир, в котором нет любви – ни к его творчеству, ни к нему самому. Лирическому герою не верится, что была весна, была слава, было время, когда можно было быть беспечным;
  • В третьей части лирический герой говорит о будущем, о том, что будет. Но надежда на возвращение домой еще не умерла. Северянин отождествляет себя с бесприютной Россией. Часть эмигрантов в эти годы вернулась на родину. Розы, которые все также прекрасны, когда-то упадут на гроб поэта.

Лирическим героем стихотворения «Классические розы» является сам поэт.

Замечание 2

Две финальные строки стихотворения выбиты на надгробном памятнике поэту.

Северянин использует принцип трех времен: «были», «ныне», «будут». Это невольные заимствования из стихотворения К. Романова. Понятные эмоции и простые рифмы создают меланхоличную, трогательную интонацию.

Восклицания подводят итог каждой строфе.

И. Северянин использует эпитеты, олицетворения, метафоры и инверсию:

  • Эпитеты: хороши, свежи, прозрачны и ясны;
  • Метафоры: ищет троп, розы моей любви;
  • Инверсия: прошли лета;
  • Олицетворение: роились грезы.

Большое значение имеет интертекст. В стихотворении И. Северянина строка из элегии «Розы» И. Мятлева повторяется в неизменном виде трижды.

«Ассоциация эгофутуризма» и поэзоконцерты

В 1910 году главное литературное течение начала XX века — символизм — стало переживать кризис: обнаружились внутренние противоречия и разные взгляды символистов на задачи искусства. Игорь Северянин выступил с идеей создания нового направления — эгофутуризма. В «Ассоциацию эгофутуризма» вошли поэты: Константин Олимпов и Иван Игнатьев, Вадим Баян и Георгий Иванов. В интервью одной белградской газете Игорь Северянин рассказал о создании нового направления и подчеркнул, что его «главной целью было утверждение своего «я» и будущего. А главной доктриной была «Душа-истина»». Кружок эгофутуристов существовал недолго: уже через год после его образования поэты разошлись, а Игорь Северянин написал «Эпилог эгофутуризма».

Еще более громкая известность пришла к Северянину после того, как в 1913 году вышел его первый том стихов «Громокипящий кубок», в издании которого поэту помогал писатель Федор Сологуб. В этом же году Северянин вместе с Федором Сологубом и Анастасией Чеботаревской совершил свое первое турне по России. В эти годы слава поэта граничила с идолопоклонничеством: поэзоконцерты, как называл их сам поэт, буквально ломились от публики, завороженной своеобразной музыкальной манерой чтения. Игорь Северянин выступал в длинном черном сюртуке. Меря сцену большими шагами, он читал поэзы нараспев, не смотря в зрительный зал. Поэт Абрам Арго в книге «Своими глазами: книга воспоминаний» писал о выступлениях Северянина:

В разгар Первой мировой войны Игорь Северянин стал выпускать сборники один за другим: «Ананасы в шампанском», «Наши дни», «Поэзоантракт». Однако они уже не вызывали такого восторга, как «Громокипящий кубок». Критика ругала поэта за то, что он эпатировал публику, использовал множество иностранных и выдуманных слов. Поэт Валерий Брюсов отозвался о нем в статье 1915 года: «Как только Игорь Северянин берется за тему, требующую преимущественно мысли… бессилие его обнаруживается явно. Игорю Северянину недостает вкуса, недостает знаний».

Игорь Северянин: биография в годы эмиграции

В годы Гражданской войны Игорь Северянин уехал в эстонскую деревушку Тойла, где у поэта была дача. В связи с тем, что в 20-м году Эстония получила независимость, Северянин не смог вернуться на родину, так как граница была закрыта на долгие годы, вплоть до включения прибалтийских стран в состав СССР.

Стихи, написанные поэтом в этот период, отражают тоску, которую Северянин испытывал вдали от России. Он не клеймит родину, не чернит ее, как некоторые опальные поэты, мигрировавшие в Европу. Напротив, он пишет о своих нежных чувствах к России, о ее красоте и величии.

Первые годы в эмиграции поэт активно писал стихи, гастролировал с лекциями и чтениями по европейским столицам, но уже к середине 30-х годов интерес публики к нему упал, и поэт остался практически лишенным возможности издавать свои произведения. Находясь в эмиграции, поэт выпустил всего 2 сборника — «Вервена» и «Менестрель», а также роман в стихах и цикл стихотворений, воспевающих власть Советов.

Северянин, биография которого полна не только ярких творческих событий, но и печальных моментов, провел последние годы жизни в жуткой нищете и голоде. Со второй женой, Верой Коренди, он вынужден был прозябать в сараях и амбарах, совершенно непригодных для жизни.

Так как поэт перестал печататься и получать гонорары, ему практически нечего было есть. В теплое время года он целые дни проводил на озере в лодке, пытаясь поймать рыбу. Из-за постоянной водной ряби поэт начал терять зрение.

Проживание в непригодных условиях и скудное питание подкосили здоровье поэта — постоянный кашель и хрипы в легких мучили Игоря, и возможно, именно туберкулез послужил причиной смерти поэта.

Поэтические чтения

Многие современники Северянина рассказывали о нем как об очень артистичном и харизматичном человеке. Поэт великолепно читал стихи и с 1913 года неоднократно отправлялся на гастроли, где декламировал свои произведения. Поэта горячо приветствовали в Минске, Харькове, Одессе, Баку, Тбилиси и других городах российской империи.

В 1918 году на вечере в московском Политехническом музее он принял участие в конкурсе «король поэтов», в котором занял 1-е место. По свидетельствам очевидцев, в чтении стихов на конкурсе ему не было равных — он обошел даже Владимира Маяковского, который изначально был уверен, что титул «короля» достанется ему. Многие критики считают, что победа Северянина в том конкурсе послужила причиной плохих взаимоотношений с Маяковским, который не мог простить конкуренту эту победу.

Смерть поэта

Здоровье у Игоря Северянина было достаточно слабым. Он скончался в 1941 г. в Таллине во время фашистской оккупации. Причиной смерти поэта был сердечный приступ.

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Настоящая фамилия И. Северянина – Лотарев. По мнению коллег по перу, раннее творчество поэта полно самовосхваления и популизма.
  • Доктор медицинских наук, Н. Эльштейн, полагал, что поэт страдал тяжелой формой туберкулеза. Феномен этой патологии заключается в том, что на определенной стадии больные становятся невероятно влюбчивыми.
  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Личная жизнь

В личной жизни не сильно везло Игорю Северянину. К биографии его можно добавить, что с юности он любил свою кузину Лизу Лотареву, которая была старше его на 5 лет. Детьми они вместе проводили лето в Череповце, играли и много беседовали. Но потом Елизавету выдали замуж. Игорь был вне себя от горя и даже чуть не потерял сознание на церемонии венчания в церкви.

Когда ему исполнилось 18 лет, он познакомился с Женечкой Гуцан. Она просто сводила его с ума. Он называл ее Златой (из-за золотых волос) и каждый день дарил ей стихи. Им не суждено было стать супружеской парой, однако от этих отношений у Женечки родилась дочь Тамара, которую поэт увидел только через 16 лет.

Потом мимолетных романов у него будет много, как и гражданских жен. С одной из них, упомянутой ранее Марией Волнянской — певицей цыганских романсов, — у него сложились длительные отношения. В 1912 году поэту понравился эстонский город Тойла, в котором он однажды побывал. В 1918 году он перевозит туда свою больную мать, а следом приезжает и его жена Мария Волнянская. Первое время они жили там на ее гонорары. Однако в 1921 году их семья распалась.

Хабанера II

Вонзите штопор в упругость пробки, –

И взоры женщин не будут робки!..

Да, взоры женщин не будут робки,

И к знойной страсти завьются тропки.

Плесните в чаши янтарь муската

И созерцайте цвета заката…

Раскрасьте мысли в цвета заката

И ждите, ждите любви раската!..

Ловите женщин, теряйте мысли…

Счет поцелуям – пойди, исчисли!..

А к поцелуям финал причисли, –

И будет счастье в удобном смысле!..

(1909)

Игорь Северянин, как, наверное, большинство поэтов, желал славы и признания. Широкому читателю он был более-менее известен, а в круг литературной элиты войти не удавалось – даже после того, как он на деньги своего дяди, Михаила Лотарева, издал более 30 стихотворных брошюр. И тут ему невольно помог Лев Толстой.

В 1910 году один из толстовцев привез в Ясную Поляну сборник Северянина «Интуитивные краски». Стихотворение «Хабанера II» особенно поразило писателя. Иван Наживин вспоминал его слова: «Чем занимаются!.. Чем занимаются!.. – вздохнул он. – Это литература! Вокруг – виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них – упругость пробки!» Отзыв Толстого – как, впрочем, и все его слова – стал достоянием общественности. Возможно, достоверность этой истории сомнительна; и тем не менее с 1910 года известность Северянина начала возрастать.

Хабанера – это кубинский народный танец, который стал популярным в Испании, а также музыка к нему. Экзотичность – одна из отличительных черт поэтики Северянина, поэтому нет ничего удивительного в том, что он обращается к ритмам латиноамериканского танца. На это указывают, в частности, рефрены («взоры женщин не будут робки», «цвета заката»), похожие на музыкальную секвенцию. Кроме того, Северянин – мастер цвета: картина заката визуализируется за счет параллели с «янтарем муската».

Знаменитые стихи

Вот такой неугомонный и любвеобильный был поэт Игорь Северянин. На его могиле и до сих пор существует пророческие слова, написанные им при жизни: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!».

Самыми известными произведениями поэта стали «Громокипящий кубок» (1913 г.), «Златолира» (1914 г.), «Ананасы в шампанском» (1915г.), «Собрание поэз» (1915-1918 гг.), «За струнной изгородью лиры» (1918 г.), «Вервэна» (1920 г.), «Менестрель. Новейшие поэзы» (1921 г.), «Миррэлия» (1922 г.), «Соловей» (1923 г.), «Роса оранжевого часа» (поэма в 3 частях, 1925 г.), «Классические розы» (1922-1930 гг.), «Адриатика. Лирика» (1932 г.), «Медальоны» (1934 г.), «Рояль Леандра (Lugne)» (1935 г.).

«Я, гений Игорь-Северянин»

Игорь Северянин (урожденный Игорь Лотарев) родился в Петербурге. Уже в восьмилетнем возрасте он написал свое первое стихотворение — «Звезда и дева».

Между его родителями — военным инженером Василием Лотаревым и Натальей Лотаревой, происходившей из богатого дворянского рода Шеншиных, были сложные отношения. В 1896 году они разошлись. В этом же году отец будущего поэта ушел в отставку и вместе с сыном переехал в усадьбу Сойволе близ Череповца. Там Игорь закончил четыре класса реального училища, а весной 1903 года они с отцом уехали на Дальний Восток. Поездка через всю Россию вдохновила 16-летнего юношу, и он вновь стал писать стихи. Сначала любовную лирику, а с приближением Русско-японской войны — патриотические тексты.

В конце 1903 года Игорь Северянин переехал в Петербург к матери, разорвав отношения с отцом. Его Северянин больше не увидел: через год отец умер от туберкулеза.


Вадим Баян, Борис Богомолов, Анна Чеботаревская, Федор Сологуб, Игорь Северянин. 1913. Фотография: fsologub.ru


Игорь Северянин. 1933. Фотография: stihi-rus.ru


Алексис Раннит и Игорь Северянин. 1930-е. Фотография: pereprava.org

В 1905 году в солдатском журнале «Досуг и дело» появилось стихотворение Северянина «Гибель Рюрика» с подписью «Игорь Лотарев». На деньги дяди он начал выпускать тоненькие брошюры стихотворений и отправлял их в редакции, чтобы получить отзывы. Поэт вспоминал: «Одна из этих книжонок попалась как-то на глаза Н. Лухмановой, бывшей в то время на театре военных действий с Японией. 200 экземпляров «Подвига «Новика» я послал для чтения раненым солдатам. Но отзывов не было…» Всего поэт издал 35 брошюр, которые позже решил объединить в «Полное собрание поэз».

Вскоре Северянин познакомился со своим главным поэтическим учителем — Константином Фофановым, который позже представил его редакторам и писателям. День первой встречи с Фофановым был для Северянина праздником, который он ежегодно отмечал.

Тогда же поэт взял себе псевдоним — Игорь-Северянин. Поэт задумал именно такое написание — через дефис, однако в печати оно не закрепилось.

Примерно в это же время стали появляться первые заметки по поводу поэтических брошюр: «Было их немного, и критика в них стала меня слегка поругивать». Обругал поэта и Лев Толстой. В 1909 году писатель Иван Наживин привез в Ясную Поляну брошюру «Интуитивные краски» и зачитал некоторые стихотворения графу. «Чем занимаются!.. Это литература! Вокруг — виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них — упругость пробки!» — сказал тогда Толстой. Негативный отзыв почтенного литератора вызвал волну интереса к творчеству Северянина: на каждую его брошюру в прессе появлялись комментарии (далеко не всегда положительные), поэта приглашали на благотворительные вечера, а журналы стали печатать его стихи. Игорь Северянин вошел в моду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: