Лермонтов — любовь мертвеца

Михаил лермонтов 📜 любовь мертвеца

Анализ стихотворения Лермонтова «Любовь мертвеца»

Бытует мнение, что Михаил Лермонтов обладал даром пророчества и в своих произведениях суме предсказать ряд различных событий, в том числе и собственную трагическую гибель. Зная о том, что должен умереть, поэт умышленно ввязывался в ссоры и словно бы искал смерти, считая, по-видимому, что от судьбы ему все равно не уйти. Примечательно, что за несколько месяцев до трагической дуэли, которая оборвала жизнь поэта, он написал стихотворение «Любовь мертвеца», которое можно расценивать, как своеобразное завещание. При этом автор отмечает, что переход в иной мир лично для него ничего не меняет, и он по-прежнему будет рядом с теми, кого по-настоящему любит.

«Любви безумного томленья, жилец могил, в стране покоя и забвенья я не забыл», – подчеркивает Лермонтов. В то же время поэт совершенно не рад тому, что и после смерти его душа не может обрести покой. Он рассчитывал на то, что, «без страха в част последней муки покинув свет», сможет, наконец, отречься от своих чувств и страстей. Поэтому хочет, чтобы наградой ему за смерть стала разлука с близкими людьми, которых он очень сильно любит и страдает от чувств, считая, что они безответны. Однако, оказавшись по ту сторону бытия, Лермонтов понимает: «Разлуки нет». Это означает, что и в загробном мире он обречен тосковать и искать «образ твой в чертах небесных». Осознание этого вносит в душу поэта смуту: ему не мило Божье царство и предстоящая встреча с Создателем, так как он «перенес земные страсти туда с собой». Поэтому лично для него смерть не является освобождением от земных чувств. Лермонтов подчеркивает, что он по-прежнему ревнует, страдает и терзается «как в старину».

Больше всего автора пугает то, что, находясь в загробном мире, он может видеть жизнь людей на земле, но при этом не имеет права в нее вмешиваться

Поэтому женщина, которую он оставил, заставляет его страдать, когда обращает внимание на других или же мысленно признается в любви сопернику. Причем, помешать этому поэт не в состоянии, он способен лишь испытывать целую гамму чувств и учиться смирению

Предвидя подобное развитие событий, Лермонтов обращается к избраннице со словами: «Ты не должна любить другого, нет, не должна». Но при этом автор понимает, что его наказ так и не будет выполнен. К сожалению, он оказывается прав, так как его последняя муза, княгиня Щербатова, после трагической гибели поэта довольно скоро выйдет замуж и проживет долгую счастливую жизнь, забыв о своем поклоннике.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Жанр, композиция, рифма и тропы

Жанр стихотворения – это любовная лирика с тонкой примесью мистических ноток, а композиция состоит из пяти строф-восьмистиший, связанных единой темой любви души после смерти тела.

Композицию можно условно разделить на две части – страданье мертвеца от любви к своей земной возлюбленной и мук ревности к ней, если он видит поцелуи с другим или она произносит во сне имя соперника.

Стихотворный размер – это разностопный ямб.

Рифмовка перекрестная (земле́ю – я – тобо́ю – моя́), где есть женская и мужская рифма, открытого и закрытого (свет – нет) типа.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (рай святой, безумное томленье, холодная земля, последняя мука, черты небесные и т д.).
  2. Метафоры (ласкаю мечту, слова текут огнем).
  3. Архаизм (ланиты).
  4. Олицетворение (душа задрожала).

Также отметим риторические вопросы в третьей и пятой строфе (К чему оне?) и восклицание, которым стих завершается на максимально эмоциональной ноте.

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Анализ стихотворения Лермонтова Любовь мертвеца

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, прозаик, драматург, известный по всему миру, где каждый человек хоть раз слышал о нем. Он внес огромный вклад в формирование реалистического романа, был талантливым художником. Лермонтов умер на дуэли совсем молодым, в возрасте 26 лет. У него было много планов и идей, которые не смогли воплотиться в реальность. Его творчество было посвящено разным темам, несомненно были про любовь и одиночество. Многие люди придают большое значение любви, ведь это очень интересное и загадочное чувство, которое может окрылить, а может убить.

Стихотворение «Любовь мертвеца» было написано 10 марта в 1841 году, незадолго до смерти поэта. Михаил Юрьевич словно предчувствовал свою скорую гибель и написал это произведение. Оно было опубликовано после кончины великого драматурга, который так и не увидел свое детище. Жанр стихотворения — любовная лирика, которая передает жизнь в романтическом свете. Размер стиха — ямб с перекрестной рифмой. Оно имеет 5 строф, открытые и закрытые рифмы. В нем присутствуют эпитеты, которые помогают сделать текст более насыщенным и эмоциональным — «безумного томленья» или же «рай святой». Метафоры, такие как «слова текут» или «ласкаю я мечту родную» — они создают определенные ощущения от прочтения.

Тема произведения — любовь, привязанность, тоска. И это все никак не отпускает мертвеца. Он пытается забыть свою возлюбленную, но не получается — «в стране покоя и забвенья я не забыл». Герой думал, что расставание поможет — «отрады ждал я от разлуки», но оно принесло лишь боль. Мужчина видел, как возлюбленная продолжала жить и не желал, чтобы кто-то ее коснулся. Чтобы она полюбила «ты не должна любить другого» и «ты мертвецу святыней слова обручена». Эти слова говорят, что девушка должна быть только его. Продолжая существовать, главный герой хотел бы забыться и обрести покой, но, увы, он не может. И обречен видеть, как любимый человек продолжает жить без него. Это навевает тоску и уныние, а еще больше давит на грудь тяжким грузом. Стоит только представить, хоть на минуту, что тебя не станет в этом мире, а ты все равно сможешь наблюдать за родными…становиться дурно. Не от того, что ты мертв, а они живы, нет, не от того. Станет плохо лишь потому, что тебя нет рядом в определенный момент, когда ты так нужен. Когда человека съедает тоска, а ты наблюдаешь только лишь издалека. Такую «жизнь» никто не хочет.

Любовь мертвеца
Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Юона Троицкая лавра зимой

    Картина К.Ф. Юона просто не может восприниматься однобоко. С одной стороны, мы видим желание художника показать быт русского народа – маленькие улочки уездного городка, контрастирующие с великолепием лавры. Толпы жителей,

  • Сочинение Собачья преданность 9 класс ОГЭ 15.3 рассуждение

    Собачья преданность – это самая сильная любовь, верность и привязанность к своему хозяину. Собака на протяжении всей своей жизни готова идти за человеком и провести с ним всю свою жизнь. При чём это не зависит от того, какой у тебя социальный статус.

  • Образ и характеристика Максима Максимыча в Герое нашего времени сочинение

    Старый боевой офицер, верный долгу и присяге, не раз, бывавший в опасных переделках, всю жизнь отдавший армии. Типичный русский служака. На таких офицерах, как он, держалась и держится русская армия. Семьёй так и не обзавёлся, живёт один.

  • Сочинение на тему Зима пришла

    Наступила зима. Наконец-то, я ждал этого с нетерпением. Каждую зиму я ожидаю именно так, ведь это моя любимая пора года. Снег, морозный воздух, новогодние и рождественские праздники,

  • Сочинение на тему Благородство

    Благородство – это такое качество человека, которое встречается не у каждого. Это свойство было присуще людям с высоким нравственным обликом. Благородство в душе можно формировать и воспитывать.

  • Сочинение по картине Брюллова Последний день Помпеи

    Художественное полотно «Последний день Помпеи», созданное Карлом Павловичем Брюлловым, написано в жанре исторической живописи. Художник изобразил реальное событие — извержение вулкана Везувия, из-за которого исчез с лица Земли древний

Анализ стихотворения «Любовь мертвеца» Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов всегда интересовался фантастическими сюжетами в литературе. Одним из примеров лирики подобного рода стало стихотворение «Любовь мертвеца».

Стихотворение написано в 1841 году, его автору исполнилось 27 лет, и это последний год жизни поэта. Опубликовано оно было уже после его смерти. Эти стихи навеяны «Влюбленным мертвецом» А. Карра, которого он мог прочесть в альбоме одной своей знакомой. От чужого произведения осталась только канва, романтический дух и лирическая трактовка образов были переосмыслены в более жестком и мрачном ключе. По жанру — любовная лирика, по размеру — ямб с перекрестной рифмой, 5 строф, рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — беспокойный покойник. Собственно, столь же сильный оксюморон содержится и в самом названии стихотворения. Интонация почти агрессивная, напористая. Мертвец сентиментально зовет девушку «другом», себя «жильцом могил», однако уверяет, что это ничего не меняет: всегда, везде с тобою душа моя. Безусловно, этот человек находится в аду. Собственно, поэтому он «не забыл» земные страсти. Не сумев их побороть на земле, он унес их с собой в могилу. «Без страха в час последней муки» и ожидание «отрады от разлуки» свидетельствуют, что с его историей любви было не все гладко. Возможно, она была безответной. Или же девушка со временем отдалилась от него. Эти же строки наводят на мысль, что он мог покончить с собой. Впрочем, в заключительной строфе мертвец утверждает, что девушка дала ему слово.

В любом случае, перенести свои страсти «в рай святой» попросту невозможно: в рай не входит ничего нечистого. Дерзкое заявление «что мне сиянье Божьей власти» — знак отверженности героя. Скорее всего, еще при жизни он отличался непомерной гордостью. С едва сдерживаемым бешенством следит он за жизнью своей избранницы. Похоже, что прошло достаточно времени со дня смерти этой гордой души. Девушка общается в кругу друзей, успела она и влюбиться. Однако она чувствует потустороннее присутствие рядом с собой, порой страх сжимает ей сердце, а являющийся во сне мертвец побуждает утром усиливать молитвы об упокоении этого несчастного человека. Заканчивается стихотворение прямой угрозой: мира и забвенья не надо мне!

Последний год жизни М. Лермонтова был очень насыщенным, множество планов собирался он осуществить, и первый из них — выход в отставку, издание собственного журнала. В марте он пишет «Любовь мертвеца», а в апреле едет в полк, откуда уже не вернется.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: