Анализ стихотворения Толстого «Нас не преследовала злоба…»
В январе 1851 года жизнь Алексея Константиновича Толстого навсегда изменилась. На маскараде, проходившем в Большом театре, граф познакомился с Софьей Андреевной Миллер. Изначально женщина, скрывавшая свое лицо под маской, приглянулась Тургеневу. Тот пригласил ее на встречу и захватил с собой Толстого. В итоге Иван Сергеевич в даме разочаровался. Позже он написал, что увидел «лицо чухонского солдата в юбке». Зато Алексея Константиновича Миллер покорила. Заурядная внешность Софьи Андреевны компенсировалась образованностью, умом, обаянием. Кроме того, женщина обладала чудным голосом. Их роман омрачали два обстоятельства. Во-первых, муж Миллер не соглашался дать ей развод. Во-вторых, против отношений выступала мать Толстого – Анна Алексеевна. Из-за этого встречи молодых людей были редки и проходили в строжайшей тайне. Сочетаться законным браком им удалось только через двенадцать лет после знакомства. Первое время супруги жили счастливо. Потом Софья Андреевна заскучала, муж начал ее откровенно раздражать. Подобное положение дел приносило сильные страдания Алексею Константиновичу, что отразилось на его здоровье и по сути свело в могилу.
Значительная часть интимной лирики Толстого посвящена именно Софье Андреевне. Если читать стихотворения, ей адресованный, подряд, то есть в соответствии со временем их написания, можно познакомиться со связным повествованием, посвященным истории двух любящих людей. Непосредственное отношение к Миллер имеет и произведение «Нас не преследовала злоба…», датированное 1859 годом. По замечанию литературоведов, Алексей Константинович воспринимал любовь в качестве гармонического начала, дарующего жизнь, порядок и смысл творению. По мнению философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900), Толстой ограничивался изображением исключительно идеальной стороны любви. О размолвках, конфликтах, взаимных упреках он если и говорил, то не напрямую. Кроме того, подобные ситуации разрешаются в положительном ключе, а произведения завершаются на позитивной ноте. В стихотворении «Нас не преследовала злоба…» лирический герой просит возлюбленную отказаться от тяжелого прошлого, навсегда забыть о нем, не рефлектировать по поводу событий давно минувших дней
Он пророчит совместную новую жизнь, обращает внимание женщины на то, что ночь рассеялась, наступил погожий день
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑
Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Крыловё (1)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
* * *
Примечание:
А.К.Толстой. Колокольчики мои…Москва, «Молодая Гвардия», 1978.
«Весна» Художник А.Саврасов
Всматриваясь в духовный облик А.Толстого, нельзя не заметить в нем громадного врождённого поэтического таланта, потребности претворять в художественные образы воспринятые от внешнего мира впечатления и свои сокровенные чувства и думы.
Как натура истинно художественная, А.Толстой искренно и сильно любил родную природу и глубоко понимал ее красоту. Редкая по своей силе любовь и способность чувствовать мельчайшие, незаметные для другого детали, настолько проявлялись в Толстом, что он, по его словам, убегал из чада столичной жизни, чтобы в течение довольно длительного периода пропадать в глуши лесов.
Стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает» написано Алексеем Константиновичем Толстым в 1856 году.
С одной стороны, эта поэтическая работа — гимн наступающей весне.
«Вот уж снег последний в поле тает»; царство снега закончилось. От земли восходит тёплый пар. Все признаки весны налицо: расцветает синий кувшинчик, воркуют прилетевшие журавли, юный лес надел зелёную мантию… «Всё вокруг согрето дыханием весны».
И зовут друг друга журавли.
В разные периоды своего творчества восприятие природы Алексеем Толстым менялось. На этапе 1850-1860 годов, когда написано это стихотворение, отношение к природе можно назвать как «восторженное».
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;
Для читателя первая часть стихотворения является простой и доступной. «Что? Снег. Какой? Последний (Тёмный. Грязный). Что делает? Тает». «Пар тёплый восходит». «Кувшинчик синий расцветает». «Лес юный ждёт».
Утром небо ясно и прозрачно,
И зачем на сердце тяжело?
Поэт обращает наше внимание на красоту весеннего неба. Необычно оно и утром и ночью
Утром небо ясно и прозрачно, а ночью звёзды на нём невероятно светлы.
С другой стороны, это стихотворение — продолжение интимно-лирической темы, поднятой и в других произведениях А.Толстого. Развитие темы представлено на фоне весеннего пейзажа. Как и в других поэтических работах, в этом стихотворении Алексей Толстой прибегает к методу параллелизма
(связи природных и душевных явлений).
Описывая природу, Толстой всегда показывает впечатление, производимое ею на человека. Радуется природа — радуется и человек. Тишина и грусть разлиты в природе — грустно становится и на душе человека. Иногда зрелище ликующей природы ещё сильнее оттеняет печаль в человеческом сердце. Наслаждаясь красотой природы, особенно весенней, расцветающей, часто испытывается мучительное чувство при воспоминании о том, что прошло и никогда не вернётся.
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…
Весна дарит чудеса: любовь и радость, вдохновение и надежды. Но, перечитывая строки этого произведения, понимаешь, что так бывает не всегда…
Какие средства художественной выразительности использует в произведении автор?
Эпитеты: снег последний
, пар теплый
, лес юный
, дым зеленый
.
Олицетворение: «И зовут
друг друга журавли» (зовут)
Чувство безграничной любви к родной природе нашло самое яркое отражение в поэзии Алексея Толстого. Каждый, кто знаком с лирикой поэта, знает всю роскошь поэтических красок, которыми он умеет изображать родной ландшафт. Эта чуткость к природе сообщает поэту своеобразное ясновидение, открывает ему путь к постижению сокровенных тайн мироздания.
Будучи от человеком чутким, А.Толстой, точно эолова арфа, отзывался на всякое впечатление в природе и в жизни, воспринимая его всеми фибрами своей души.
«Вот уж снег последний в поле тает..» (А.К.Толстой)
(полный текст стихотворения)
Вот уж снег последний в поле тает
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;
Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…